Учим ребенка одеваться и раздеваться самостоятельно: 6 советов для родителей

Снимите это немедленно!

Обучение детей одеванию, как это ни парадоксально, начинается с… раздевания. Кроха, которому исполнился годик, пробует стянуть с себя шапочку или варежки

Это очень важно, потому что является постепенным накоплением его внутреннего опыта для более осознанных действий в дальнейшем. Восхититесь новым умением, а потом — предложите попытаться надеть снятое

Вместо того чтобы неожиданно — потому что «время пришло» — учить его одеваться, нужно не пресекать эти пробы в раннем возрасте. Резкими покрикиваниями, одергиваниями, обесценивающими фразами («я сама, времени мало», «у тебя плохо получается», «у тебя руки-крюки» и т.д.) можно надломить его желания, инициативность и веру в себя.

Желательно, до того как ваш малыш войдет в период самостоятельного одевания, подготавливать его к этому. Чтобы пальчики хорошо работали, с грудничкового возраста практикуйте пальчиковые игры, с годовалыми — мните, давите, размазывайте пластилин. Приобретите или смастерите сами пособия, где есть шнурки, липучки, пуговицы разных размеров с петельками, чтобы ребенок учился манипулировать различными вариантами (сейчас есть много подобных игрушек-«тренажеров»). Все это поможет малышам освоить действия, необходимые при самостоятельном одевании.

Что не нужно делать, приучая ребенка одеваться самостоятельно

К сожалению, многие родители считают, что если ребенок не умеет одеваться самостоятельно в 4 года или даже в 5 лет, то в этом виноваты кто угодно, но только не они. Но ведь именно их ошибки в воспитании привели к такому результату! И никакой вины воспитателей тут нет. Ведь если малыш пошел в садик в два-три года или в пять, и еще не умеет самостоятельно одеть колготки и куртку – это вина родителей. Вот только некоторые типичные ошибки мам и пап, которые приводят к детской несамостоятельности.

  • Никогда не торопите ребенка и позвольте ему одеваться самостоятельно. Вечно спешащие родители начинают натягивать одежду на малыша, лишая его возможности одеться самому. Постарайтесь распределить время таким образом, чтобы собираться в сад или на прогулку не торопясь.
  • Не критикуйте ребенка за неправильно надетую одежду или не заправленную в штанишки рубаху. Не забывайте, что он только еще учится одеваться, да и моторика у него еще не развита до конца. Лишь одобрение и поддержка родителей помогут малышу не потерять желание одеваться самостоятельно.
  • Частенько ребенок бывает просто не в настроении и начинает капризничать и отказываться одеваться сам. Или слезы появляются у него, когда он не справляется с застежкой. Чтобы не трепать себе нервы, многие мамы предпочитают не тратить время на уговоры и разговоры, а просто одеть чадо сами. Но это неправильно! Ведь таким образом они растят слабовольного и несамостоятельного ребенка, который не сможет потом преодолеть более трудных препятствий.
  • Иногда причиной неумения одеваться в старшем дошкольном возрасте бывает неудобная одежда. Начиная обучение, стоит продумать гардероб ребенка. На начальном этапе не стоит покупать одежду и обувь со сложными застежками и шнурками, свитера и водолазки с тугой горловиной, рубашки с мелкими пуговицами, платья с застежками на спине, куртки на тугих кнопках или с крючками. Не покупайте одежду, которую будет трудно натянуть, лучше брать на полразмера или даже на размер больше. Чем проще ребенку будет одеть одежду, тем с большим удовольствием он будет это проделывать.
  • Старайтесь покупать одежду из натуральных тканей. «Кусачие» свитера, шапки и шарфы, платья и рубашки с грубыми швами, синтетические плавочки – все это вызывает дискомфорт и аллергию. Ребенок будет просто отказываться надевать такие вещи.

И еще один нюанс, о котором частенько забывают родители. Чтобы приучить ребенка одеваться самостоятельно, воспитывайте в нем аккуратность и бережное отношение к одежде. Научите его правильно ее снимать и складывать так, чтобы она не помялась и ее легко было надеть, не запутавшись, где у нее перед, а где зад, где лицевая сторона, а где изнанка. При правильном подходе (без нервов и криков) и при раннем приучении в игровой форме легко будет научить ребенка одеваться самостоятельно.

Поэтапное обучение

Как научить ребенка одеваться самостоятельно в 3 года? Как раз в этом возрасте может возникнуть ряд проблем, так как формируется характер, который кроха проявляет, свое мнение, которое высказывает, желания, через которые не хочет переступать. Как же быть родителям:

  • Одеться. Это непростой урок для чада. Начать его следует с объяснений, где какая часть одежды и что с ней делать: для чего нужен рукав, горлышко, молния, пуговица. Если на этом этапе малыш проявляет инициативу, высказывает желание нарядиться по-своему, не стоит отвергать эту идею. Родитель может дать совет, ненавязчиво указать на ошибки в выборе, предложить попробовать различные варианты, но не критиковать.
  • Носить. Не следует останавливаться на достигнутом, когда кроха впервые смог самостоятельно одеться. Он лучше адаптируется и вырабатывает привычку, если еще и проходил в выбранном наряде как можно дольше. Особенно, если отправился в нем на прогулку, по делам с родителями, просто остался дома. Памятка родителю: проверить, чтобы одежда, на которой ребенок тренируется, была удобной. Нигде не должно тереть, пережимать, доставлять какой-либо дискомфорт, иначе он просто не захочет ее носить.

Родители должны набраться терпения

  • Снять. Обычно раздеваться для детей намного проще. Во-первых, физически снимать одежду легче. Во-вторых, без нее они чувствуют себя комфортнее. Единственное, что может омрачить этот этап – нежелание ложиться спать, идти купаться. Поэтому в самом начале желательно как-то поощрить самостоятельность ребенка: игрой, совместным просмотром телевизора, небольшим подарком.
  • Убирать за собой. Для многих этот этап является самым сложным. Под конец дня дети устают и не желают выполнять завершающий пункт в обучении. Тем не менее, он является очень важным. Это дисциплинирует, прививает любовь к порядку, в будущем поможет ребенку найти и снова надеть ту или иную вещь. Чтобы было проще, родители должны подкрепить слова собственным примером, первые несколько раз помочь, убрать все вместе, возможно, в игровой форме. Многим помогает консультация друзей или родственников, так как у каждого есть свои секреты и хитрости в данном вопросе.

Обратите внимание. Самостоятельность ребенка и приобретение нового навыка будет напрямую зависеть от ответственности и разумного подхода родителей

Во-первых, необходим ранний подъем, что для многих является проблемой. Но если взрослые в этом вопросе поддадутся лени, то систематичности занятий с ребенком не будет, значит, навык не усвоится. Во-вторых, поначалу на тренировки будет уходить много времени, следует проявить терпимость, при необходимости помочь, но не делать все за малыша. И, наконец, похвала. Это очень важный момент, о котором часто забывают. Он мотивирует ребенка к дальнейшей работе.

Каких ошибок следует избегать

Если ребенок не хочет одеваться самостоятельно, хотя ему уже скоро исполнится 5 или 6 лет, то нужно ругать не его, а себя. Да-да, именно родители, а не дети чаще всего виноваты в запаздывании развития навыком самообслуживания.

Рассмотрим типичные ошибки, которые нередко совершают мамы и папы.

  1. «Иначе опоздаем». Обычная ситуация: мама в спешке бегает по комнате, хватает одежду и ребёнка в охапку, одевает его сама и быстро спешит в сад и на работу. Как результат – малыш попросту не имеет времени, чтобы нормально, без лишней суеты, своими ручками натянуть на себя брюки и кофту. Естественно, что после этого у него пропадает желание одеваться и раздеваться самостоятельно.
  2. «Ты неаккуратен». Иногда мам-аккуратисток сильно раздражает, что их дети одеваются слишком небрежно. То рубаха у него торчит из-за пояса, то колготки натянуты «в складочку», то шнурки завязаны некрасиво. В общем, придираться можно бесконечно, поскольку у малышей моторика развита слабо, так что аккуратности на первых этапах можно и не дождаться. Нужна постоянная тренировка.
  3. «Слишком много нервов». Многие дети в процессе одевания начинают капризничать и упрямиться. А это лишние нервы, раздражение, которого хватает и на работе. Поэтому мамы и папы просто всё делают сами, несмотря на желание ребёнка к самостоятельности. Капризы же возникают по двум причинам: либо малыш недоволен спешкой, либо он не в состоянии справиться со сложными застёжками и пуговицами.

Итак, это основные причины того, почему ребенок не любит одеваться. Также следует упомянуть о кризисном этапе 2-4 лет, когда дети могут протестовать против любой просьбы родителей. Мама просит одеться? Малыш назло ей бросает одежду на пол, топает ножками. Этот этап нужно пережить, параллельно используя стремление ребёнка к самостоятельности в своих целях.

Как научить ребенка одеваться?

Одевание является важным навыком для детей. Вы можете заложить фундамент, а затем помочь ребенку научиться одеваться в течение следующих нескольких месяцев.

Миссия родителей – это подготовить почву для развития навыковвашего малыша, и тогда ваш ребенок освоит умение самостоятельно и успешно одевать вещи и обувь. Вы лишь будете помогатьизучать эти базовые навыки одевания. Но ваш ребенок должен научиться это делать без всякой помощи. Умение одеваться создает уверенность, независимость и чувство достижения — и как только ваш ребенок это освоил,вы заметите, что утром ваши сборы станут быстрее!

Набраться терпения

Перед началом обучения родителям надо запастись терпением и настроиться на длительный процесс. Нельзя ругать малыша за медлительность и плохой результат. В противном случае он откажется заниматься делом, которое приносит неприятности. В ход пойдут капризы и слезы. Для начала стоит показать, как снимать штанишки, кофточки и другие предметы. Даже годовалый ребенок способен снять с себя шапочку.

Хвалить малыша

Если положить одежду в доступное место, малыш в игре попытается одеть что-нибудь на себя. Следует поощрять подобные попытки, показывать правильные движения. Например, одеть штанишки на ноги и попросить натянуть их повыше. Обязательно следует похвалить за удачное действие. Начинать лучше с простых предметов одежды, которые легко одеваются. Если у ребенка ничего не получается, он теряет интерес к такому занятию.

Дети подражают родителям

Дети всегда подражают своим родителям. Можно собираться с малышом, не забывая подробно объяснять порядок одевания. При достаточных навыках проводится шуточное соревнование, кто быстрее оденется

Важно создать и поддерживать хорошее настроение. Можно петь детские песенки и рассказывать подходящие стишки

Как уговорить ребенка одеваться?

В любой учебе важно заинтересовать ученика, найти правильный стимул. Например, предложить сходить погулять, если он сам оденется

Хорошим подспорьем станут игрушки, на которых есть пуговицы, застежки, завязки и липучки. Ребенку интересны подобные вещи, в процессе игры он натренирует свои пальчики и научится обращаться с одеждой. Можно устроить соревнования между ребятишками – кто быстрее наденет штанишки или кофточку. Небольшой приз в виде сладости усилит интерес.

Детская обувь на липучках

Маленьким деткам не нужны шнурки на обуви, намного удобнее липучки или замочки. Вся одежда должна легко сниматься и одеваться, не стеснять движений. Штаны и колготки лучше одевать сначала сидя, а потом вставать и натягивать дальше. Ребенок скорее запомнит, как правильно одеваться, если на предметах одежды будут спереди карманы или рисунок.

Иногда малышу не нравится определенная вещь, и он отказывается ее одевать. Она может колоться или быть неудобной в носке. Следует просто убрать из обихода.

Вот приблизительное руководство, как научить ребенка одеваться самому. Имейте в виду, что каждый ребенок индивидуален и будет развивать навыки с различными скоростями.

Научите ребёнка обуваться

Обувь, как и вся остальная одежда, должна свободно одеваться и сниматься. Вряд ли малыш когда-нибудь сам научится надевать ботиночки или сапожки, в которые его с трудом может впихнуть даже взрослый.

Наиболее проста и удобна обувь на липучках или молнии. Если всё-таки хочется выбрать обувь со шнурками, то лучше выбирать вариант, где шнурки – декоративный элемент, а функциональную нагрузку несёт молния. Учиться лучше с простых вещей.

Обычно первое, что пробуют делать малыши после года – самостоятельно надеть ботиночки. Поэтому первая обувь должна надеваться очень просто и быть без застёжек или на липучке.

Поставьте стульчик около входа предложите ребёнку сесть и спокойно, не торопясь, надеть ботиночки. В Монтессори-группах детей, надевающих ботиночек не на ту ногу, не исправляют. Дети быстро замечают, что им неудобно, и учатся надевать ботинки правильно.

Игры «на одевание»

Игра — один из самых доступных и любимых детьми способов овладения новыми навыками. Одевание — не исключение. Используйте эти приемы, чтобы подогреть детский интерес к этому повседневному процессу.

  • «Попади в цель». Вариантов может быть много: в горловину, в рукав, в штанину. Практически поднеся к ручке или ножке крохи пройму, сделайте так, чтобы он в нее не попал и хитро улыбнитесь. Приняв правила игры, он гарантированно будет стараться «победить».

  • «Нахождение частей тела». Удивленно вопрошайте «а где наши ручки?», восклицайте «какая длинная шейка!», просите вытянуть ножки, а потом — поболтать ими. Вариантов масса.

  • «Соревнование». Положите рядом два комплекта одежды — детский и свой собственный и одевайтесь одновременно.

  • «Показ мод» — маленькие дети, как девочки, так и мальчики, обожают примерять родительскую одежду. Надевать вещи взрослых не только проще, но и интересней. Используйте это!

  • «Обмани меня!» — придерживайте это средство на крайний случай. Вздохните, покачайте головой и скажите: «Ну, с этой-то кофтой тебе точно не справиться, только когда подрастешь». Результат последует очень быстро.

Как научить ребенка одеваться самостоятельно – начинаем с раздевания

Даже совсем маленькие дети понимают назначение предметов, в нашем случае – одежды. А уже к двум годам начинают принимать активное участие в процедуре одевания и раздевания. Вот они тянут ручки в рукава, а вот они с завидным упрямством пытаются затолкать ножки в ботинки. Главное для родителей – не пропустить это благодатное время и использовать желание ребёнка быть самостоятельным в своих «корыстных» целях.

Как научить ребенка быстро одеваться? Специалисты предлагают начинать… с раздевания. Этот процесс более простой, на нём малыш сможет отточить свои навыки, приноровиться к нужным движениям. А уже потом перейти к главной процедуре. Алгоритм одевания и раздевания можно изучить на следующих предметах гардероба.

Колготки и штаны

Сначала нужно научить ребёнка снимать колготки (штаны). Для этого подойдёт следующий алгоритм действий.

  1. Ребёнок подходит к стулу и поворачивается спиной к сиденью.
  2. Берётся обеими ручками за резинку колготок (пояс штанишек) и спускает их ниже колен.
  3. Садится на стул.
  4. Выпускает из ручек резинку и берётся одной ручкой за пятку чулка, а второй – за носок. Стягивает чулок.
  5. Делает всё то же самое с другим чулком.
  6. Поочерёдно стягивает оба чулка (штанины) вниз.
  7. Берёт колготки за поясок, расправляет их и встаёт со стула.
  8. Поворачивается к сиденью, кладёт на него колготы резинкой к спинке стульчика и двумя «полосками» (швами) вверх.

Итак, всё сделано верно. Тогда можно перейти к вопросу, как научить ребенка надевать колготки. Для этого нужно выполнить следующие шаги.

  1. Малыш подходит к стулу, берёт колготы обеими руками за резинку.
  2. Прижимает колготы к себе, не переворачивая и не вращая их.
  3. Садится на стул, всовывает ножки поочерёдно в чулки и тянет колготы вверх. Всё!

Платье, рубашка или футболка

И опять начинаем с раздевания. Как научить ребенка снимать футболку, рубашку или платьице? Нужно действовать следующим образом.

  1. Малыш расстёгивает (при помощи мамы) пуговицы на воротнике платья и 2-3 верхние пуговки на рубашке. Если снимается футболка, ничего обычно расстёгивать не нужно.
  2. Немного наклоняется, тянет одежду за расстёгнутый воротник обеими руками вперёд и чуточку вниз, чтобы освободить голову.
  3. Тянут рукав вниз за манжету с одной ручки.
  4. Делает всё то же самое с другим рукавом.
  5. Встаёт за спинкой стульчика и вешает на него рубашку подолом вверх, а пуговицами вниз (то есть передняя сторона должна быть внизу).

Последовательность одевания будет выглядеть следующим образом.

  1. Малыш подходит к спинке стульчика.
  2. Наклоняется в одежде, приподнимает её, не переворачивая и не вращая.
  3. Просовывает в горловину голову, выпрямляется и поочерёдно проталкивает руки в рукава. Всё!

Обувь

Сначала традиционно учим ребёнка снимать обувь правильно. Порядок действий в этом случае такой.

  1. Малыш встаёт рядом со стулом (пуфом в прихожей).
  2. Ставит обутые ножки вместе.
  3. Наклоняется и расшнуровывает шнурки (родитель помогает поначалу) или отстёгивает липучку.
  4. Вынимает по очереди ноги и встаёт таким образом, чтобы обувь находилась между ступнями.
  5. Задвигает ботинки под стул или полку, при этом обязательно парой.

Чтобы надеть ботинки или кроссовки, нужно всего лишь сделать следующее.

  1. Ребёнок выдвигает из-под стула пару ботинок, не разъединяя их (это обязательно!).
  2. Встаёт таким образом, что между стопами ног поместилась обувь.
  3. Поочерёдно вставляет ступни ног в ботинки и застёгивает их (поначалу понадобится помощь родителей).

Не стоит пугаться слишком подробного алгоритма. Со временем порядок действий станет менее дробным, а ребёнок начнёт действовать автоматически. Но поначалу необходимо обучить его этой пошаговой инструкции, чтобы он понимал – что и как делать по порядку.

Почему иногда не получается обучить ребенка одеваться самому?

Уважаемые родители, позвольте объявить вам, что в том, что ваши достаточно взрослые дети не могут самостоятельно обслуживать себя, виноваты исключительно вы!

Advertisement

И не нужно никаких оправданий, типа:

  • Не успеваю, нет времени;
  • Спешка по утрам в детский сад, поэтому лучше, если все сделает мама или папа;
  • Я одену его быстрее и аккуратнее;
  • Непослушный ребенок, его так просто не научишь;
  • Устраивает истерику и капризничает, не хочет одеваться сам.

Несмотря на такое богатство оправданий, причина у них, на самом деле, простая – элементарная расхлябанность и лень. Причем вы, прежде всего, нетребовательны к самим себе.

К примеру, родители, чьи дети не успевают одеться в детский сад, скорее всего, сами любят поспать и поздно встают, а поэтому не успевают. Также они ленятся много своего времени отдавать обучению детей одеваться и обуваться самостоятельно, ведь это достаточно хлопотное занятие. И еще, они сами не очень-то привыкли следить за собственной одеждой.

Уважаемые родители, на самом деле научить детей самим одеваться и обуваться не так уж и сложно, важно соблюдать следующие советы. Начинать обучение лучше в раннем возрасте

При этом старайтесь не раздражаться, не подгонять свое чадо, оставайтесь спокойными и терпеливыми. Никогда не повышайте на малыша голос, не ругайте его, а наоборот, хвалите за каждую маленькую «победу»

Начинать обучение лучше в раннем возрасте. При этом старайтесь не раздражаться, не подгонять свое чадо, оставайтесь спокойными и терпеливыми. Никогда не повышайте на малыша голос, не ругайте его, а наоборот, хвалите за каждую маленькую «победу».

Старайтесь не приобретать для маленького одежду и обувь сложного фасона, со множеством застежек и креплений. Покупать нужно максимально простые модели, так ему будет легче. Лучше брать изделия с веселыми аппликациями или вышивками, это упростит усвоение понятий «переда» и «зада», лицевой стороны и изнанки.

А лучше одевайтесь вместе. Это очень весело, плюс так вы быстрее научите малыша на собственном примере. А главное помните, что все зависит от вас. Удачи!

Advertisement

0–2 года

Малыш почти полностью зависит от нас, но именно на втором году жизни происходит важный переход: до сих пор ребенок пассивно наблюдал за нашими действиями (или активно сопротивлялся им) — но вот он начинает сам натягивать носочек, ест кашу ложкой, отбирает у нас зубную щетку и со знанием дела грызет ее. Самое время передать инициативу и поддержать человека!

Одевание

Мамы одевают малышей и комментируют это: «Вот мы надеваем на Катеньку теплую кофточку, а теперь шарфик повяжем…» Все это помогает не только «заговорить зубы» маленькой егозе, но и чрезвычайно важно для обучения: Катя запоминает название предметов одежды. Сам процесс одевания начинает казаться ей важным и интересным, похожим на игру. Поэтому рассказывайте ребенку о его вещах, называйте цвета колготок и футболок, поощряйте попытки малыша надеть что-то самостоятельно, хвалите его

Поэтому рассказывайте ребенку о его вещах, называйте цвета колготок и футболок, поощряйте попытки малыша надеть что-то самостоятельно, хвалите его.

Еда

С 6–7 месяцев детей усаживают за стол вместе с семьей

Важно, чтобы малыш сидел на одном уровне с родителями и видел, как они с удовольствием едят. Есть два разных способа научить ребенка кушать самостоятельно:. Одни мамы кормят детей с ложечки

Чуть позже дают такую же ложку в ручку ребенку — и скоро включается подражательное поведение, ребенок начинает повторять за мамой. Сперва размазывает пюре по всему доступному пространству, потом ест все аккуратнее. Другие мамы предлагают ребенку кусочки еды, которые он поначалу ест руками

Одни мамы кормят детей с ложечки. Чуть позже дают такую же ложку в ручку ребенку — и скоро включается подражательное поведение, ребенок начинает повторять за мамой. Сперва размазывает пюре по всему доступному пространству, потом ест все аккуратнее. Другие мамы предлагают ребенку кусочки еды, которые он поначалу ест руками

На этом этапе важно, чтобы малыш просто привык сам себя кормить, а ложка подключится позже — обычно после года

Гигиена

В этом возрасте дети просто плещутся в ванной, и если они не сопротивляются мытью головы — это уже счастье! Ключевое достижение возраста — умение пользоваться горшком.

Еще мы начинаем чистить детям зубки: до года это важно, чтобы создать привычку, после года это полноценная гигиеническая процедура по утрам и перед ночным сном. Очень важно, чтобы малыши относились к чистке зубов как к чему-то приятному и интересному, похожему на игру — для этого сопровождайте процесс позитивными эмоциями, хвалите его. Пусть у малыша будет красивая яркая щеточка

Пасты нужно совсем чуть-чуть, меньше горошины, и она должна соответствовать возрасту. В новой премиальной линейке Colgate для детей до 3 лет есть эффективное решение — зубная паста 0–2

Пусть у малыша будет красивая яркая щеточка. Пасты нужно совсем чуть-чуть, меньше горошины, и она должна соответствовать возрасту. В новой премиальной линейке Colgate для детей до 3 лет есть эффективное решение — зубная паста 0–2

Очень важно, чтобы малыши относились к чистке зубов как к чему-то приятному и интересному, похожему на игру — для этого сопровождайте процесс позитивными эмоциями, хвалите его. Пусть у малыша будет красивая яркая щеточка. Пасты нужно совсем чуть-чуть, меньше горошины, и она должна соответствовать возрасту

В новой премиальной линейке Colgate для детей до 3 лет есть эффективное решение — зубная паста 0–2

Пасты нужно совсем чуть-чуть, меньше горошины, и она должна соответствовать возрасту. В новой премиальной линейке Colgate для детей до 3 лет есть эффективное решение — зубная паста 0–2.

Она представлена в виде геля со вкусом нежных фруктов. Он мягкий и прозрачный, не содержит глютена, сахара и парабенов, агрессивных абразивных частиц. Паста также не содержит фторидов и безопасна для проглатывания, ведь самые маленькие дети еще не научились полоскать рот. Внутри каждой коробочки с пастой есть красочная брошюра с полезными советами для мамы и яркими картинками для малыша.

Правильная последовательность

Как только малыш научился натягивать колготки, следует пояснить ему, что за чем одевается. Для этого лучше повесить большой плакат, на котором последовательность изображена в наглядной яркой форме. Будучи перед глазами, такое пособие обязательно ускорит процесс запоминания. При утреннем одевании или сборах на прогулку вещи следует заранее разложить по порядку, чтобы упростить задачу малышу.

Некоторые крохи могут перепутать перед и спинку. Избежать этого помогут майки и футболки с красивыми аппликациями или рисунками: малыш быстро усвоит, что картинка находится спереди

Важно проработать умение отличать лицевую сторону от изнанки. Здесь также помогут яркие изображения, поэтому одежду лучше подбирать такую, чтобы «лицо» и «изнанка» явно отличались друг от друга

Очень важно проводить обучение правильному надеванию обуви (лучше выбрать простую, без шнуровки, но на липучках). Ножки ребенка должны легко попадать в ботинки, тогда и застегивание липучек превратится для него в увлекательное занятие

7 важных советов

Оказывается, научить ребенка раздеваться самостоятельно значительно проще, чем одеваться. Начните с раздеваний — пускай годовалый малыш сам снимает головные уборы, стягивает носочки и выворачивает на лицевую сторону колготки. Не стоит бросаться сразу же на помощь, позвольте детям самим справляться с трудностями. Если же кроха застопорился на середине, слегка подтолкните, но не выполняйте всю работу за него. Что еще необходимо учитывать?

  1. Некоторые малыши пугаются большого количества одежды. Поделите вещи на две части: одну надевает мама, а вторую — ребенок. Постепенно передавайте в детские руки по одному предмету — сначала брюки, кофту, затем комбинезон. Делайте так до того времени, пока он не начнет одеваться самостоятельно полностью.
  2. Чтобы дети сумели запомнить очередность, подготовьте «шпаргалку». Сделайте плакаты, изобразив, что за чем следует надевать, и разместите их в детской. Разложите на ковре вещи в требуемом порядке. Приучите малыша проверять правильность выполнения задания.
  3. Готовьте одежду на завтрашний день с вечера. Особенно этот пункт актуален в холодное время года. Вместе подберите утренний костюм, разложите кофточку, штанишки или платье по порядку на кровати или в той части комнаты, в которой никто не ходит.
  4. Часто у детей не получается запомнить, где передняя, а где задняя стороны у вещи. Чтобы облегчить запоминание, приобретайте одежду с кармашками, принтами, расположенными спереди. Если вас привлекает рукоделие, попробуйте сделать вышивку, аппликацию на футболке и платье.
  5. Детям проще надевать майки и носочки, если они им чуточку великоваты. Это же относится и к кофтам с горловиной. В процессе обучения навыку покупайте одежду на размер больше, тогда двухлетке станет легче продевать голову и натягивать рукава.
  6. Подходите гибко к одеванию, не превращая его тягостную обязанность. Порой обычная замена красной футболки на зеленую, платья на сарафан помогает избежать капризов, истерик и плохого настроения. Не настаивайте, если сын или дочка не желает сегодня одеться самостоятельно. Возможно, он заболел, не выспался, встал не с той ноги. Договоритесь сделать это вместе. Мама станет одевать правую половинку, а малыш — левую.
  7. Приобщайте детей к выбору гардероба. Покупайте одежду вдвоем, анализируйте содержимое шкафов, интересуйтесь, что сегодня юный модник наденет в детский сад. Не ругайте и не отвергайте его идеи, даже если наряд подобран неудачно. Постарайтесь объяснить причину: цвета не сочетаются, слишком жарко или холодно.

Источником отказа малыша одеваться самому зачастую является неудобство одежды. К примеру, она неприятна на ощупь, излишне тугая, колючая шерсть, жесткие швы. Если кроха капризничает, отталкивает какую-либо вещь, попробуйте узнать, что с ней не так, и подберите более приятный вариант.

Не забывайте хвалить за каждую успешную попытку. Сын сам натянул носочки — умница, дочка завязала шнурки на ботинках — замечательно, надели кепку (пусть задом наперед) — очень неплохо. Хвалите за любое маленькое достижение, и тогда вопрос, как научить ребенка одеваться самостоятельно, не будет стоять перед вами не так остро.

Игры для самостоятельности

Предлагаем разные увлекательные игры, которые помогают развивать самостоятельность:

  1. «День рождения куклы». Предложите малышу подготовить игрушку к празднику: одеть, накрыть импровизированный стол, встретить гостей и принять их, а потом убрать в доме.
  2. «Золушка». После прочтения одноимённой сказки предложите сыну или дочери выбрать похожую на главную героиню игрушку и помочь ей собраться на бал: отсортировать крупы, убраться в доме, подготовить одежду.
  3. «Быстро выбирай». Попросите чадо быстро выбрать какой-то предмет, а потом объяснить выбор. Такая игра учит оперативно принимать решения и понимать необходимость их осознанности.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий