Как снизить вред от использования устройств
Устанавливаем режим для гаджетов
Чтобы ребенок легче воспринял ограничения, нужно объяснить их ему заранее, рассказать о причинах их появления и придерживаться созданных вами правил, не делая исключений.
Время просмотра мультфильмов постарайтесь ограничить, ориентируясь на возраст ребенка. Пусть мультфильмы и игры выдаются дозированно и никогда — как поощрение.
- Начинать желательно с одной 10 – 15-минутной серии мультфильма или игры — для малыша 2 – 3 лет этого обычно достаточно.
- Определяя количество времени, которое ребенок будет проводить за игрой в гаджеты, также ориентируйтесь на его возраст и, главное, на советы офтальмолога и невропатолога.
- Определившись с временем для игр и просмотра мультфильмов, ставьте таймер или купите будильник, например в виде животного, которое нравится малышу.
- Выбирайте развивающие пазлы и квесты вместо бессюжетных бесцельных игр.
- Избегайте игр, в которых нужно «прокачивать» персонажей и переходить с уровня на уровень, где один сеанс игры может растягиваться на неопределенное время.
- Откажитесь от игр, где нужно что-либо покупать за реальные деньги в игровом пространстве.
- Определите один день недели, который проходит без устройств.
Узнать советы от педагога как отучить детей о гаджетов – читайте на сайте https://mr.moscow/kak-poborot-zavisimost-rebenka-ot-gadzhetov-sovety-pedagoga/ .
Поговорим о потенциальных рисках злоупотребления гаджетами:
Отвлекают от учебы и саморазвития. Особенно если под рукой такие соблазны, как игры и затягивающие соцсети. Здесь помогут такие гибкие навыки, как тайм-менеджмент и способность к концентрации. Вредят зрению и осанке
Поэтому так важно правильно организовать рабочее время и пространство, периодически делать упражнения для глаз и тела, разминаться. Влияют на психику. Крайнюю степень интернет-зависимости специалисты склонны классифицировать как разновидность обсессивно-компульсивного расстройства
Но, поверьте, это редкий случай, и если ребёнок просто проводит много времени с гаджетами, то само по себе это не служит поводом бить тревогу и обращаться к специалистам. А вот одно из частых последствий экранной зависимости — неспособность воспринимать большие порции сложной информации. По-другому это ещё называют клиповым мышлением. Вот почему «ТикТок» так востребован!
Как избежать привыкания?
Если в вашей жизни возникла проблема привыкания ребенка к миру компьютерных технологий и это сказывается на его поведении, общении, учебе, срочно стоит предпринять меры безопасности. Такая зависимость распознается по двум признакам:
- реальная жизнь и общение с родителями (родственниками, друзьями) отодвигаются на второй план;
- возникает бурный протест, истерика, угрозы, когда родители пытаются ввести ограничения.
Заметив подобные симптомы чрезмерной увлеченности электронными игрушками, следует отучить ребенка следующими приемами:
- контроль за длительностью общения отпрыска с «технологиями будущего». Чтобы потом не сталкиваться с подобной проблемой, детей от года и до 5 лет старайтесь совсем не подпускать к гаджетам;
- изучение рекомендаций к приложениям, чтобы описания соответствовали его возрастной группе;
- не прибегайте к помощи девайсов без надобности. Не старайтесь отделаться от ребенка, тыкнув ему в руки планшет или айфон, лучше увлеките своим занятием, попросите помочь. И не манипулируйте детьми, обещая игру в качестве вознаграждения за выполненную просьбу.
Как детям пользоваться смартфоном
Выбирайте детский контент, который подходит по возрасту. Следите за ребёнком, что он смотрит, во что играет и что делает. При разумном подходе гаджеты принесут пользу. Включайте малышу интерактивные развлечения, развивающие игры и приложения. Сократите объем развлекательных видео и игр, исключите насилие и негативный контент. Не оставляйте надолго кроху наедине с гаджетами.
Пользуйтесь планшетом вместе с детьми — рисуйте, выполняйте задания, играйте. Не выбирайте приложения с часто сменяющимися изображениями и яркими, неестественными цветами. Это отрицательно влияет на психику и зрение. Малыш становится возбужденным, капризным и агрессивным. Глаза быстрее устают.
Чтобы не навредить зрению, уменьшите яркость экрана и держите гаджет на расстоянии минимум 40 сантиметров. Не давайте играть в темноте и делайте гимнастику для глаз, старайтесь использовать естественное освещение. Чередуйте занятия на планшете с физической активностью. Делайте зарядку или гимнастику, играйте в активные игры каждые 20-30 минут.
Не давайте гаджеты перед сном. Устанавливайте четкий лимит времени и контролируйте малыша. Не давайте телефон, если малыш устроил истерику, если нужно чем-то занять детей. В первом случае, это скоро превратиться в манипуляции родителями. А во-втором отдавайте предпочтение играм на улице, рисованию, лепке, активным и развивающим занятиям.
Не используйте гаджеты для компенсации нехватки родительского внимания. И сами реже пользуйтесь телефоном при малыше. Помните, что вы — главный пример для детей. Выполняйте эти несложные рекомендации, и сможете снизить вред смартфонов и другой техники.
Запретить или разрешить гаджеты?
Немного статистики. По данным Фонда развития Интернет:
Во многих развитых странах существует запрет на использование гаджетов в школе. В США такой запрет действует с 2000 года (но зависит от школы и штата), в Великобритании мобильные телефоны запрещены в 50% школ с 2007 года, во Франции и Австралии — с 2018-го, в Канаде — с 2019-го. В Израиле запрет на гаджеты существует с 2016 года, причём не только для учеников, но и для учителей: телефоны и другие электронные устройства во время уроков должны оставаться в шкафчиках.
Исследователи наблюдают у младших школьников некоторую положительную динамику, связанную с таким запретом: они учатся более внимательно и вдумчиво
Важно помнить, что навык произвольной концентрации внимания в младшем школьном возрасте ещё только формируется, он несовершенен. Поэтому если поставить ребёнка перед выбором: слушать что-то сложное и непонятное или просто посмотреть видео в TikTok, — многие дети выберут второй вариант, потому что он проще
Что делать, если у ребёнка зависимость
Показать ему, что вокруг множество интересных занятий помимо гаджетов. Что малышу нравилось до знакомства с гаджетами? К чему он проявлял живой интерес? На каком занятии мог сконцентрироваться надолго? Как вы можете поспособствовать тому, чтобы любимое занятие было всегда доступно? Найдя ответы на эти вопросы, родитель найдёт и способ устранить у своего ребёнка зависимость.
Уделять своё внимание
Важно показывать, что он важен и нужен и вы хотите проводить с ним время. Родители — важные взрослые в его жизни, поэтому он будет рад отправиться с ними в путешествие или на прогулку скорее, чем с кем-нибудь ещё
Родители — важные взрослые в его жизни, поэтому он будет рад отправиться с ними в путешествие или на прогулку скорее, чем с кем-нибудь ещё.
Подавать здоровый пример: если родитель пользуется гаджетами умеренно и по делу, для малыша этого более чем достаточно, чтобы перенять правильную модель поведения.
Если взрослый чувствует, что не может справиться сам и со временем зависимость у ребёнка не уменьшается, необходимо отвести его к психологу.
Влияние гаджетов на здоровье детей
Гаджеты также отрицательно влияют на здоровье детей. Когда ребёнок долго использует нетбук или телефон, у него портится зрение. Из-за длительного вглядывания на экран может возникнуть близорукость, а из-за напряжения глаз – их сухость. Это может привести к воспалению и инфекции.
Так как ребёнок долго находится в одной позе, у него возникают проблемы с осанкой, позвоночник может искривиться.
Из-за того, что ребёнок долго держит телефон в руках и делает при этом однообразные движения пальцами, у него могут появиться патологии кистей. Также возможно нарушится координация между сигналами мозга и движениями рук.
Играясь с гаджетами, дети постоянно сидят на одном месте. Им не хватает двигательной активности. Из-за этого появляется лишний вес и даже ожирение.
Когда можно пользоваться детям гаджетами?
Чуть ли не с младенчества ребёнок начинается увлекаться окружающим миром. Малыш активно развивается и растёт. В этом процессе на помощь ему должны прийти не виртуальные стимулы, а реальные объекты. Игрушки, которые можно потрогать, растения, которые можно понюхать, рассказы родителей, которые можно услышать.
Специалисты считают, что лучше детей знакомить с различными девайсами после трех лет. В этот период у малыша формируются осознанные действия. Но необходимо сократить общение с телефоном или айпадом. Ребёнку 3-4 лет хватит не более часа в день, ребёнку 5-6 лет – не более двух часов в день.
К чему приводит чрезмерное увлечение гаджетами
1. Смешение реальностей. Дети перестают отличать виртуальный мир от реального. Это вызывает страхи, проблемы с учебой и мотивацией, отсутствие коммуникативных навыков;
2. Зависимость от гаджетов приводит к тому, что у детей пропадает интерес к жизни, обучению и хобби. Падает успеваемость в школе. Подростки ничем не хотят заниматься и развиваться;
3. Задержка в развитии моторных навыков. В итоге дети не умеют вырезать из бумаги, собирать пазлы и кубики, делать аппликации, лепить из пластилина и даже завязывать шнурки;
4. Многие дети прячутся в виртуальном мире из-за отсутствия заботы, внимания и любви со стороны родителей. Они становятся замкнутыми, остаются наедине со своими проблемами.
5. Появляется агрессия и жестокость, раздражительность и повышенная возбудимость. Нередко развиваются нервные и психические расстройства, синдром гиперактивности и дефицита внимания;
6. Смартфон или планшет негативно влияет на зрение ребенка. Яркие мерцающие экраны вредны для здоровья глаз. Они ухудшают остроту зрения, особенно если держать экран близко к себе. Глаза быстро устают, краснеют, появляется дискомфорт и слезоточивость;
7. Отстающая речь. Малыши учатся разговаривать путем общения с родителями, родственниками и другими детьми. Без регулярного и активного общения с реальными детьми наблюдается задержка в развитии речи. Малыши, зависимые от гаджетов, начинают говорить гораздо позднее сверстников;
8. Телефоны и компьютеры негативно влияют на формирование характера. Малыш учится манипулировать взрослыми, становится более капризным. Кроме того, он может получить вредный контент, который совсем не предназначен для детей;
9. Ухудшение сна. По мнению ученых, синий свет, который излучают телефоны, угнетает выработку гормона сна — мелатонина. Дети дольше засыпают, хуже и меньше спят. Исследовательская работа доказала, что час перед электронным экраном сокращает сон на 15,6 минут. А ведь здоровый и полноценный сон крайне важен для развития детей;
10. Снижает физическую активность. Дети, сидя на планшетом, телефоном или компьютером, перестают гулять и играть в подвижные игры, практически не двигаются и не дышат свежим воздухом. В результате падает иммунитет, и дети чаще болеют, ухудшается осанка. Они слабеют, набирают лишний вес. Нарушается вещественный обмен, появляются проблемы с опорно-двигательным аппаратом и разными внутренними органами;
11. Излучение радиации. Конечно, мобильные телефоны и компьютеры дают не такое сильное излучение, как рентген или ультрафиолет. Но при продолжительном воздействии техника оказывает негативное влияние на ребенка. Растущий организм воспринимает излучение острее, чем взрослый.
Как нормировать пользование гаджетами
Ольга Викторова советует родителям обращать внимание на то, как складываются отношения с гаджетами у конкретного ребенка:
- Поощрять гаджетами за хорошую учебу можно, если есть четкая, понятная ребенку система. Увязывать ее стоит только с учебой, а не с поведением или бытовыми обязанностями. Лимит может увеличиваться или сокращаться в зависимости от скорости и качества выполнения домашнего задания. При этом желательно не включать в эту систему фактические оценки, которые не всегда отражают, сколько усилий было потрачено на выполнение задачи.
- А вот наказание полным запретом на гаджеты — не лучшая идея. Это создает у ребенка ощущение сверхценности гаджета: все его существование (учеба, поведение) сводится к заветной цели — возможности провести время с телефоном или планшетом. В погоне за ней ребенок теряет внутреннюю мотивацию к обучению, хобби, общению.
Если подросток категорически не согласен с установленной родителями нормой, стоит поискать компромисс. Возможно, в расчет стоит включить другие аспекты жизни ребенка, помимо учебы. Жесткая позиция в этом случае может только обострить отношения.
Как использовать смартфон в классе
Существует множество цифровых игровых решений, которые можно использовать на уроках. Например, Wordwall. Это инструмент для создания групп или коллекций слов, объединённых одной темой. Обычно им пользуются учителя иностранных языков, но можно использовать «стены слов» и в других предметах: литературе, изучении окружающего мира, истории и так далее.
В России существует большой проект «Урок цифры», созданный «Лабораторией Касперского» для повышения цифровой грамотности школьников и популяризации цифровых профессий. В проекте более 20 готовых уроков на темы, связанные с цифровизацией:
- безопасность в интернете,
- цифровая музыка/искусство,
- разработка игр и приложений,
- беспилотный транспорт и так далее.
Все их можно проходить в классе с помощью смартфонов, это увлекательно и полезно.
Как получить пользу и минимизировать вред
Запретить школьникам гаджеты невозможно и бессмысленно. Чтобы они стали помощниками, а не вредителями, родители должны найти баланс.
- Контролируйте в соответствии с возрастом ребенка время нахождения за компьютером и другими устройствами, проявляя твёрдость, не поддаваясь на уговоры.
- Не перекладывайте на электронных нянек заботу о ребенке, находите время поиграть с ним, пообщаться, вовлечь в свою деятельность.
- Сочетайте компьютерные игры с настольными, ролевыми, рисованием, чтением, прогулками на свежем воздухе, кружками, секциями, общением со сверстниками и походами в театр.
- Покажите, что есть полезные функции гаджетов, научив печатать на принтере, фотографировать, снимать и монтировать видео.
- Направляйте использование смартфона как средство связи и поиска действительно нужной информации.
- Станьте для ребенка примером для подражания – контроль использования гаджетов начать с себя.
Что такое хорошо, а что такое плохо?
Одна наша знакомая школьница безумно хотела себе планшет (при том, что в семье на тот момент их уже было два, нетбук и ноутбук со смарфтонами не в счет). Хотела долго и упорно: активно просила у родителей, получала пятерки в школе, мыла посуду без напоминаний… На резонный вопрос – зачем же ей это устройство, отвечала: «Хочу делать фотографии самой себя и выкладывать их во Вконтакте». Девочка просто не знала о существовании камеры на ноутбуке
Плюс, ей просто было важно иметь что-то «своё»
Не меньше хотел «таблетку» и другой маленький мальчик – «ну ведь невозможно же час ехать до дачи! Что без планшета делать-то!?». Немаловажным фактом было и наличие модного девайса у большинства одноклассников.
Эти дети учатся в 5-м и 1-м классах соответственно. И они уже не видят свою жизнь без мобильных устройств!
Да что говорить о школьниках, когда сегодня и младшие детсадовцы уже не представляют себе, как они раньше играли в обычные игры, а не в мобильные игрушки. Как это так – не иметь виртуальных питомцев, виртуальных друзей и не отстраивать виртуальный город?
Налицо очевидный тренд – повальная гаджетизация детей и подростков. Если верить данным агентства Common Sense Media, 38% американских малышей «от 0 до 2» и 61% трехлетних работают с планшетами и смартфонами. Причем у 4 и 8% это уже собственное устройство. Цифр по России нет, но судя по скорости распространения мобильных устройств, вполне возможно, что через несколько месяцев мы уже догоним и перегоним Америку.
«Поколение Pepsi» сегодня превратилось в «поколение iPhone». Устройства становятся практически единственным рычагом воздействия на ребенка: «если не уберешься в комнате – отниму». Это было бы не так страшно, если бы не одно «но»: для большинства детей смарфтон или планшет – это не более, чем игрушка, в которую интересно играть на занятиях, и которой можно хвалиться перед друзьями. На многочисленных форумах мамы жалуются, что их чадо ничего не хочет делать – только играть да сообщения строчить.
К сожалению, огромные образовательные возможности мобильных приложений практически не используются или используются не в полной мере.
Это грустный факт, но есть и хороший момент: появляется все больше и больше действительно полезных приложений для детей любых возрастов.
Разработчики повышают качество контента, а родители, в свою очередь, стимулируют их, тратя все более крупные суммы на загрузки.
С какого возраста можно пользоваться мобильным телефоном?
Многие родители приучивают детей к смартфонам с раннего возраста. Иногда действительно проще дать ребенку смартфон с мультиками и играми, чтобы чаду было чем заняться, пока родители заняты. Но гаджет — это не панацея, которая должна спасать в любой ситуации.
Специалисты Американской академии педиатрии и Канадского сообщества педиатров пришли к единому выводу, благодаря которому составили «график» использования смартфонов для детей. По их мнению, до 2 лет ребенок не должен пользоваться девайсами вовсе. Более взрослые дети могут использовать мобильный с ограничениями во времени.
- 3-5 лет — 30 минут в день.
- 7-10 – не больше часа.
- 11-14 лет – 60-90 минут в день.
- Старше 14 – не более 90 минут в день.
Стоит выстроить такие отношения с ребенком, чтобы он четко понимал: если смартфон забирают, не нужно умолять родителей посмотреть еще 5 минут
Помимо этого важно выбирать время, в которое ребенок может получить разрешение на смартфон. Например, давайте телефон детям только после того, как они выполнили домашнее задание, обязанности по дому и т.д
Плюсы и минусы использования гаджетов
Степень влияния гаджетов на детей может быть разной. Всё зависит от того, когда ребёнка познакомили с гаджетами и сколько времени он проводил за ними, как много было у него других интересных занятий.
Чем младше ребёнок, тем проще он поддаётся негативному влиянию гаджетов и тем более пагубными могут быть последствия. Вот некоторые из них:
- нарушения зрения;
- замедленное развитие речи;
- повышенная возбудимость, тревожные расстройства, неврозы и депрессивные состояния;
- проблемы с социализацией и развитием эмоционального интеллекта;
- сложности с учёбой, снижение внимания и ухудшение памяти;
- остеохондроз, сколиоз, нарушение кровообращения в шейном отделе и головные боли;
- проблемы со сном.
О пользе гаджетов для детей справедливо говорить только в старшем возрасте — когда ребёнок идёт в школу и осваивает технологии, учится работать с информацией и презентовать её другим.
Дафна Бавельер, профессор Рочестерского университета, пришла к выводам, что видеоигры развивают концентрацию внимания, пространственное воображение, быстроту реакции, способность быстро находить нужные предметы. Однако в её исследованиях речь идёт о старшеклассниках и взрослых людях.
Как и любой современный инструмент, технологии могут быть и полезны, и опасны для детей
Родителям важно чётко разграничивать случаи, в которых гаджеты помогут ребёнку развиваться и получать знания, а в которых — приведут к тяжело устранимой зависимости
Полезные советы
Полностью запрещать малышу просмотр роликов на видео-сервисах не стоит. А вот грамотно выстроить коммуникацию крохи с девайсами очень даже нужно. Сейчас расскажем, что делать, чтобы серия любимого мультика пошла только на пользу.
Смартфон не должен заменять родителя. Не используйте телефон в качестве поощрения, наказания или такой «цифровой няни», с которой можно оставить малыша. Это — только инструмент, который помогает вам решать воспитательные задачки.
Убавляем яркость экрана. Интенсивность света, а также его продолжительность также не очень хорошо влияют на выработку мелатонина. Если малыш увлечён смартфоном в вечернее время, можно убавить яркость или включить «режим чтения» — изображении станет тусклее, но будет меньше влиять на физиологические процессы. Кто-то советует устанавливать на экран специальные защитные плёнки с фильтрами, блокирующие синее излучение, однако нет научных исследований, подтверждающих эффективность этого способа.
Ограничиваем экранное время для ребёнка. Согласно рекомендациям ВОЗ, дети в возрасте до двух лет вообще не должны контактировать со смартфонами, планшетами и телевизорами. Ребёнку 2-4 лет можно проводить у экранов не более одного часа в день. Не забываем подавать и собственный пример.
На смартфоне можно даже установить специальное напоминание, которое оповестит, что пора отложить телефон.
Если контроль бесполезен, и даже вреден, что тогда делать?
- Не предлагайте ребенку гаджет в дошкольном возрасте, чтобы отвлечь, развлечь, успокоить. Если малыш плачет, лучше обнять и позволить пережить ему боль/страх/обиду, чем сунуть в руки смартфон. С ним он, действительно, успокоится быстрее. Вернее, отвлечется от неприятного чувства, так и не научившись проживать его. В дошкольном возрасте велико влияние родителей. Малыш копирует вас. Он хочет быть похожим на маму и папу. Пользуйтесь этим. Посмотрите на себя: за какими занятиями он вас видит чаще всего? Постарайтесь ограничить свое времяпрепровождение в телефоне/компьютере при ребенке.
- В школьном возрасте уже сложнее. Сверстники обсуждают игры, приносят в школу гаджеты. Отправить ребенка с кнопочным телефоном, конечно, можно, но есть опасность появления ярлыка «белая ворона». Как альтернатива — наручные часы, по которым можно звонить и принимать звонки. Но опять же, есть отрицательный фактор: заглядывание в чужие телефоны, выпрашивания «дай поиграть».
- Затяните ребенка в реальный мир. Покажите ему, что здесь тоже интересно. Выберете альтернативные занятия: кружки, походы, прогулки, поездки, совместные занятия. Помните, раньше мы не боялись выходить из дома без телефона? Неужели сейчас поехать на рыбалку без него стало настолько опасным?
- Работайте над установлением близких отношений, чтобы у ребенка не было желания уйти в виртуальный мир с головой. Что сильнее контроля? Быть рядом, откликаться, когда сын или дочь приглашают вас в свое личное пространство. А не так:
- — Мама, я хочу показать тебе, мою новую игру. Я там подвал построил и у меня там ящики разные, а в них…
- — Не хочу я знать ничего о твоих играх! Погулял бы лучше.
Следующего раза может ведь и не быть. Кроме того, у ребенка не должно быть ощущения, что рассказывать что-то родителям опасно. Если контроль ничего не решает, то возможность советоваться с вами, просить о помощи обезопасит вашего ребенка. Это становится особенно актуально в подростковом возрасте, когда кажется, что «никто меня не понимает» и «весь мир против меня».
Влияние гаджетов на человека ещё мало изучено. Мы не знаем, куда приведут новые технологии наших детей. Известно только, что каждое следующее поколение тянется вперед — к новому. Вы, как родитель, можете сделать многое: если не удержать, то направить. Но если вы чувствуете, что увлечение гаджетами мешает развитию ребенка, он замкнут, агрессивен, или не получается установить с ним контакт, лучше обратиться к психологу. Специалист также поможет снять собственную тревожность. Иногда родитель приходит с запросом «измените мне ребенка», а в процессе консультации понимает, что требуется работа над собой. Работая над собой, вы неизбежно сделаете вклад в детско-родительские отношения. Ибо меняетесь вы — меняются и люди вокруг вас.
Как снизить негативное влияние телефонов на детей?
Самый эффективный способ снизить негативное влияние телефона на ребенка — ограничить его во времени провождении за гаджетом. Чем меньше подросток или ребенок сидит с гаджетом в руках, тем меньше вред техники на его здоровье.
Еще один способ как отучить ребенка от смартфона — Правило 4 «В». Чтобы снизить негативное влияние смартфонов на здоровье ребенка, необходимо придерживаться принципа 4 «В»: включил, выбрал, выполнил, выключил. Вот несколько принципов:
- Определите время, когда ребенку нельзя пользоваться телефоном. Введите запрет на гаджет после и перед сном, во время еды.
- Используйте смартфон во благо. Если вам необходимо отвлечь ребенка и вы решаете вручить ему телефон, позаботьтесь о том, чтобы контент для ребенка был полезным.
- Следите за тем, что делает ваш ребенок в телефоне. Не позволяйте смотреть мультики, в которых содержаться жестокие сцены, не допускайте игры по типу войнушек.
- Давайте правильный пример своим детям, ведь они перенимают поведение взрослых. Если вы прийдя с работы включаете телевизор или целыми днями зависаете в гаджете, ребенок будет перенимать эту модель поведения.
Проводите со своими детьми как можно больше свободного времени: гуляйте на свежем воздухе, играйте в настольные игры, выполняйте работу по дому. Это отсечет потребность ребенка занять свое свободное время смартфоном и значительно улучшит ваши взаимоотношения.
Так можно ли детям пользоваться смартфоном? Ответ: можно, но всего должно быть в меру. Придерживайтесь наших рекомендаций и ваша жизнь станет намного проще. Будьте здоровы!
Подводные камни
Несмотря на то, что мобильные устройства могут быть очень полезны, и обучающие приложения могут быть интересными и необычными для любого возраста, к ним все равно остается много вопросов. Давайте разберемся во всех минусах и решим, как же можно их исправить.
Главное, за что ругают планшеты и смартфоны – вред, наносимый хрупкому детскому здоровью. Можно найти массу статей со страшными фактами. Например, что из-за активного взаимодействия с сенсорными экранами начинаются проблемы с координацией действий между командами головного мозга и движениями рук – якобы возникают сложности даже с броском мяча по прямой линии. Однако, пока достоверного научного подтверждения такому пугающему явлению нет.
Считается, что постоянное вглядывание в небольшие объекты на экранах смартфонов и планшетов развивает близорукость (особенно у тех, кто близко подносят экран к глазам), а сухость напряженных глаз может приводить к их воспалению и инфицированию. Что можно сказать на это? Что все зависит от бдительности родителей: очевидно, что необходимо контролировать свое чадо, не давать ему пользоваться гаджетом слишком долго и предварительно просматривать все приложения, выбирая самые адекватные интерфейсы.
Более того, в прошлом году во Франции вышла многостраничная книга «Ребенок и экраны» (L’enfant et les écrans), в которой Академия наук раскрывает вопрос взаимодействия ребенка и гаджетов с точки зрения медицины, психологии и неврологии. По результатам исследований было разрешено использование смартфонов с 1,5 лет.
Американская академия педиатрии рекомендует родителям полностью запретить все экранное время, в том числе мобильные устройства для детей до 2 лет. Но Стейер считает, что это консервативное предложение. Когда планшеты и смартфоны используются ответственно, а контент контролируется, то устройства могут служить множеству образовательных целей.
Еще одна проблема – «девайсификация». Этот термин пришел нам в голову при общении с современными детьми
Им очень важно быть во всем не хуже других – это касается и техники. Не так важен функционал устройства – важно быть в группе обладателей гаджетов
Важно иметь модель не хуже, чем у других. И многие родители недальновидно поощряют это явление, покупая детям дорогие устройства. Однако дети их часто теряют или становятся жертвами воров: дорогой смартфон — заманчивая вещь для карманника. Родители должны объяснить чаду, что обладание той или иной модной вещью не сделает ребенка лучше других. К сожалению, так делают далеко не все.
Итак, мы видим, что с основными проблемами, которые возникают при использовании гаджетов, справиться несложно, важно лишь уделять ребенку достаточно внимания и следить за тем, как и когда он пользуется девайсом. По большому счету, все зависит от родителей
Появление зависимости от технологий в подавляющей степени кроется в невнимании мам и пап к своему ребенку.
Что будет делать малыш, когда его родители и сами не отрываются от смартфона/компьютера, набирая десятки строчек в минуту или играя в игру? В благополучной Швеции 20% детей признались, что родители теряли или забывали их в разных местах из-за того, что все внимание было уделено смартфону. Не удивительно, если эти дети, копируя поведение пап и мам, тоже будут часами проводить перед экраном
Вывод напрашивается сам собой: планшет и телефон – всего лишь инструменты. Как мы будем их использовать – во вред или во благо наших детей – зависит от нас самих и степени нашего родительского внимания.
В следующих статьях мы расскажем о «благах»: сделаем обзор интересных приложений и дадим советы мамам и папам, что же нужно скачивать на смартфон, чтобы ребенок не просто смотрел на яркие картинки, а полноценно развивался.
Если вы нашли опечатку – выделите ее и нажмите Ctrl + Enter! Для связи с нами вы можете использовать info@apptractor.ru.
Гаджеты в школах
В мировой практике дети давно пользуются гаджетами в процессе обучения. Они ищут информацию, работают с видео, смотрят презентации, обсуждают задания в чатах. Теорию можно изучить дома, а на уроке выполнять практические упражнения. В период болезни школьники не пропускают материал. Да и учиться детям с использованием смартфона гораздо интереснее.
По мнению многих экспертов, стандартное изучение материала в школе устарело. От школьников требуют навыки, которые не пригодятся из-за ускоренного технологического прогресса. В некоторых школах уже ввели электронные дневники, даже родители общаются и решают вопросы в общих чатах. Это делает процессы удобными, эффективными и быстрыми.
В то же время, собственные смартфоны и планшеты мешают детям заниматься. Они отвлекают — школьники не могут сосредоточиться на уроках. Поэтому многие учебные заведения вводят запреты на использование телефонов. Гаджеты, например, складывают перед уроком в специальную коробку. А после занятия телефон можно взять обратно.
Отметим, что российские школы и сами ученики не готовы полностью переходить на подобное обучение. Как показывает практика, дети используют гаджеты для развлечения, а не для обучения. Трудно проконтролировать, чем школьник занимается в смартфоне. Он может параллельно с просмотром обучающего видео переписываться или играть.
Почему мы боимся доверять гаджеты детям?
Разберем некоторые популярные мифы:
- «Гаджеты и игры вредят социализации». Неправда: первое поколение людей, чьё детство прошло в эпоху цифровизации, уже выросло, и никаких глобальных проблем с социализацией у него мы не наблюдаем.
- «Игры бесполезны, от них дети только тупеют». Неправда: существуют исследования, доказывающие, что видеоигры улучшают показатели академической успеваемости по математике, естественным наукам и английскому языку. Они удовлетворяют потребность детей в исследовании и развивают чувство собственной компетентности.
- «В интернете много опасностей. Ребёнок может увидеть сцены насилия или подвергнуться кибертравле». Это правда: интернет — не самое безопасное место… как и любое другое место на Земле. Но родители могут научить детей основам кибербезопасности, могут контролировать контент и выстраивать доверительные отношения, чтобы знать о проблемах ребёнка.