Главные причины не давать маленьким детям гаджеты
Использование гаджетов оказывает на детей негативное влияние.
Познавательные способности снижаются
Нейробиологи утверждают, что в детском возрасте крайне важны телесные переживания. Лазанье по деревьям, бег, игры на траве нужны ребёнку для того, чтобы его познавательные способности развивались. Телесное самоощущение нарушается, притупляется сразу же, как маленький ребёнок начинает смотреть компьютер или телевизор. Ребёнку необходимо всё испытывать на собственном опыте, только тогда у него в мозгу формируется стремление справляться с негативными эмоциями, просчитывать действия на 2 шага вперёд, складывается восприятие внешнего мира.
Задержка в развитии у детей
Если с пелёнок малыша нянчит не мама, а телевизор, то к 3 годам такой ребёнок будет отставать в речевом развитии. А гиподинамия может привести к недостаточному умственному и физическому развитию. Гаджеты негативно влияют на детскую обучаемость.
Объём мозга уменьшается
В 3 года у ребёнка завершается одна из стадий развития мозга. Если до этого возраста его доступ ко всем видам деятельности был ограничен, то объём мозга уменьшается. Это может привести к неконтролируемым эмоциям и снижению когнитивных способностей.
Одиночество
Немецкие исследователи провели опрос среди жителей Германии. Было задействовано 58% немецкого населения. Результаты опроса показали, что современный технологический прогресс – это ни что иное, как одиночество с девайсом, а не прогресс в общении людей. Коммуникативные навыки пртупляются.
Неумение управлять эмоциями
Частое использование планшетов, компьютеров и телефонов маленькими детьми мешает им учиться общаться, уметь сочувствовать, решать проблемы сообща. Маленькие дети, которым дают планшет для того, чтобы они успокоились, не умеют в дальнейшем управлять эмоциями.
Гиперактивность и рассеянность
Нынешнее поколение детей может редактировать фото, скачивать информацию из сети, общаться в чатах, слушать музыку и при этом делать уроки. Однако, такая многозадачность становится причиной дефицита внимания, гиперактивности, рассеянности.
Не развивается моторика
Сенсорные экраны тормозят развитие мелкой моторики, мышц кистей, а, следовательно, ребёнок плохо владеет ручкой, с трудом пишет. Сейчас всё больше детей, которые не умеют собирать конструктор, паззлы, кубики и общаться с одноклассниками.
Плохой сон у детей
Чем больше ребёнок использует гаджеты, тем дольше времени ему требуется на засыпание (до 60 минут). А свечение экранов электронных устройств мешает нормальному засыпанию, соответственно, время для отдыха сокращается. Недосып истощает организм ребёнка и негативно влияет на успеваемость его в школе.
5 причин ограничить ребенка от гаджетов
Нарушения режима сна
Совсем недавно были опубликованы результаты исследования, проводимого Бирбекским университетом. В ходе его ученые изучали более 700 детей, в возрасте от 6 месяцев до 3 лет, на предмет того, как влияют гаджеты на сон малышей. Результаты получились неутешительные. Мало того, что у детей проводящих свое время за планшетом нарушался режим сна, так еще и сама длительность сна малышей уменьшалась пропорционально проведенному времени за гаджетами. Каждый час времени перед экраном устройства — это минус 15,6 минуты сна.
По словам одного из исследователей, на первый взгляд это совсем немного, но для правильного развития маленьких детей важна каждая минута сна. Ведь сокращение продолжительности сна в первые два года жизни может иметь негативные долгосрочные последствия для развития. Нарушения режима сна и засыпания связывают с дальнейшими проблемами с психическим и физическим здоровьем, когнитивным развитием и успеваемостью.
Истерики и эмоциональная неустойчивость
Специалисты Бостонского университета медицины в своем исследовании утверждают, что планшеты и смартфоны отрицательно влияют на социальное и эмоциональное развитие ребенка. Ученые провели эксперимент, в рамках которого одним детям устройства давали в более раннем возрасте, а другим — в более позднем. Исследователи пришли к выводу, что смартфоны и планшеты оказывают крайне негативное влияние на развитие детей. Причина этого кроется в том, что такие устройства мешают развитию самоконтроля. Следовательно, делают ребенка эмоционально неустойчивым и склонным к истерикам.
Поэтому Американская академия педиатров и Канадское общество педиатров заявляют, что на детей до 2-х лет вообще не должно быть никакого влияния технологий. В возрасте от 3-5 лет должно быть ограничение до 1-го часа в день, 6 — 18 лет ограничение должно составлять до 2-х часов в день. Если ребенок много проводит времени за планшетом, то это пагубно влияет на его развитие и эмоциональное состояние в целом.
Ранняя гиподинамия, избыточный вес, различные сердечно-сосудистые заболевания
Американский доктор Lindsay Marzoli, которая долгое время изучала вопросы влияния смартфонов и планшетов на детей, пришла к ужасающему выводу. У всех ее пациентов в возрасте от 6 до 18 лет, при длительном использовании электронных сенсорных устройств наблюдалось: неправильное формирование мышечных тканей, нарушение циркуляции крови в ногах и внутренних органах, включая головной мозг.
Поэтому доктор Lindsay Marzoli убедительно рекомендуют родителям ограничивать время, проводимое ребенком за гаджетами, и советует заменить игры детей на планшетах рисованием на бумаге фломастерами, карандашами, что приведет к более правильному формированию здоровья ребенка.
Искривление позвоночника и нарушение осанки
Пару лет назад, известный хирург и хиропрактик Margaret Bryce из Окленда (Новая Зеландия), повергла в шок родителей, опубликовав материал о том, какой непоправимый вред может нанести неконтролируемое времяпровождения за гаджетами вашего ребенку. Апофеозом исследования стало видео с десятилетним мальчиком, который из-за искривленной спины не мог даже бросить мяч по прямой линии: руки ребенка попросту не слушались мозга.
Она констатировала, что в начале своей практики сталкивалась со случаями исправлений шейного отдела позвоночника только у людей, которые были вынуждены долгое время проводить с опущенной головой: ранее это были швеи и офисные работники. А сейчас эти проблемы стали появляться даже у маленьких детей. Margaret Bryce предупреждает всех родителей, что у детей, которых буквально не оторвать от планшета, в лучшем случае нарушается осанка. В худшем же, вашего ребенка ждет искривление позвоночника, и нарушение координации между головным мозгом и руками.
Деструктивное влияние электромагнитного излучения на детей
О том вредно ли электромагнитное излучение от мобильного телефона или планшета можно было бы спорить вечно, если бы не событие произошедшее пару лет назад. 11 мая 2015 года 190 ученых подписались под обращением в ООН, и призывали защитить детей от электромагнитного излучения современных гаджетов. По словам экспертов дети которые пользуются ноутбуками и смартфонами входят в группу риска.
Эксперты в области электромагнитных излучений из Columbia University Medical Center (CUMC) заявляют, что подобное излучение увеличивает число случаев раковых заболеваний среди детей. Ученые из разных стран попросили ООН сформировать международные нормы безопасности касательно электромагнитного излучения. Также ученые просят содействовать в популяризации информации о рисках использования беспроводных устройств среди общества.
Несколько зарисовок
Первая. Сижу с сыном в поликлинике, рядом с нами мама с дочкой. Дочь просит посмотреть какой-то ролик в телефоне, мама не разрешает, мотивируя тем, что он громкий. Затем мама сама активно что-то делает в смартфоне, на повторные просьбы девочки говорит: «Порисуй!»
Задумайтесь, почему ребенок должен рисовать, когда мама с таким увлечением смотрит в телефон, когда ее просто не оторвать от гаджета? С точки зрения ребенка, мама – пример и абсолют, и вполне естественно, что девочке хочется заняться тем же самым.
Вторая. Я стараюсь ограничивать время, проведенное детьми перед монитором, объясняю, что это вредно для зрения. Не разрешаю долго играть на планшете и смотреть мультики. Недавно подхожу к сыну и делаю замечание, что он уже достаточно «сидит» в телефоне, на что получаю следующий ответ: «Мама, я же в фейсбуке!»
Муж и я довольно часто бываем в этой социальной сети, и, как результат, у ребенка сформировался образ того, что фейсбук – это не вредно, ведь мама и папа не будут делать то, что не полезно.
Третья. Уже давно у нас в семье сложилась традиция завтракать всем вместе. Затем дети (8 и 5 лет) уходят, и мама (то есть я) в тишине пьет кофе. Это своеобразный утренний ритуал, несколько законных минут моего спокойствия.
Чуть больше года назад у нас появился еще один член семьи. Пока он был совсем малыш, ничто не угрожало моему ритуалу. Но время летит быстро, и теперь полуторагодовалому ребенку не получается объяснить, что это «мамино время». Я стала ставить ему две-три серии «Лунтика», чтобы не потерять свои драгоценные минуты. Недавно заметила, что после завтрака малыш сам просится вылезти из детского стульчика и бежит к компьютеру смотреть мультики. Привычка у детей формируется невероятно быстро!
Как гласит старая английская поговорка, «не воспитывайте других, воспитывайте себя». Будьте примером для своих детей.
www.ogilvy.com
Что нельзя?
На самом деле вред, которого опасаются все без исключения родители, зависит не от типа устройства и наличия у него экрана. Это определяется тем контентом, который потребляет ребёнок, и режимом этого потребления.
Больше всего вреда и рисков несёт бесконтрольный серфинг с бесконечным переключением между вкладками/роликами/постами. Также отдельные виды этих роликов и игр, которые, как ни странно, могут быть маркированы 0+ и не отсекаться программами родительского контроля на ютубе и других платформах.
Ролики с распаковками игрушек и товаров. Они создают ощущение новизны и удовольствия, сравнимого с приобретением реального товара. Это приводит к эффекту привыкания.
Прохождение компьютерных игр. Аналогичным образом игровой азарт, не сопровождаемый реальными действиями, для которых были бы нужны концентрация внимания и скорость реакции, приводит к эффекту удовольствия без приложения усилий.
Очень короткие ролики и их просмотр подряд в большом количестве. Это тот самый режим работы мозга, который не способствует развитию способностей к концентрации и последовательного решения сложных задач.
Неестественный вид естественных вещей. Сюда относятся игры без сюжета, со слишком громкими звуками, сценами насилия и т.п.
Не соответствующий возрасту контент (когда дошкольник, например, смотрит фильмы вместе со старшим братом-подростком). У меня на приёме однажды был пятилетний ребенок с энурезом и заиканием. Оказалось, что в одной комнате со старшим братом он ежедневно мог смотреть, как тот играет в «Мортал Комбат» — игру, полную кровавых подробностей и насилия.
Свободный серфинг в интернете как минимум до 10-летнего возраста, а ещё лучше — до 12-летнего.
Нам звонят и пишут круглые сутки. Это плохо?
— Меня поразил пост отца Константина Островского. Он сказал: «Есть время, когда я не отвечу вам на комментарии, когда мне можно не звонить и не писать в вотсап, и меня не разыскивать — я играю с детьми». Иногда мы можем быть недоступны. Когда мы находимся дома, нам без конца звонят, пишут, дергают, мы на связи 24 часа. Я, например, просыпаюсь с чувством вины, смотрю, что я не успела ответить тем, кто мне написал. Но надо в какой-то момент дать самому себе разрешение быть временно недоступным.
— Да. То, о чем вы говорите — это так называемая гиперподключенность, которую сейчас исследуют. Мы 24/7 находимся на связи, и одновременно в нашей жизни офлайн что-то делаем, и там, в онлайне — какие-то чаты, рабочие и родительские, другие проекты. Такая гиперподключенность есть не только у подростков, но и почти у каждого взрослого человека.
— Раньше были правила, — после 21:00 и до 9:00 не звонить. Сейчас тебя могут настигнуть с любой ерундой в час ночи, и ты должен быть на связи. По крайней мере, в 21, 22, 23 часа написать вообще не проблема.
Мария, удавалось ли вам разрешить какую-то сложную ситуацию с гаджетами в семьях? Мне со стороны кажется, что очень сложно здесь что-то сделать. Есть ли у вас какие-то примеры из вашей практики?
— Есть опыт с дошкольниками. Ребенок лишался очередной дозы мультиков, и начиналась истерика. Это переросло во что-то неконтролируемое. Родители, столкнувшись с таким поведением, ощущали какую-то беспомощность.
Как это решается?
В какой-то момент полезно напомнить родителям про властную заботу, про некую авторитарность, которую для детей дошкольного возраста никто не отменял.
Когда ребенку пять лет и он требует мультики сверх оговоренного лимита — это то, что вы берете достаточно твердо и жестко под свой контроль. Если это «нет», то вы отстаиваете решение без объяснения причины, без «почему», без попытки договориться.
Деятельность, которую вы предлагаете ребенку в младшем дошкольном или школьном возрасте — это то, что является вашей родительской обязанностью. Это моменты потери родительского контроля, когда мама и папа вроде бы расписываются в своей несостоятельности: «Что делать, ребенок же расстраивается, он плачет, истерит, что мы лишаем его гаджетов». Вернуть позицию родителя поможет работа с нейтральным наблюдателем, иногда — с психологом.
— У нас хорошо работал такой метод. Чувствую, что ребенок получил передоз мультиков и начинает: «Дайте мне еще и еще». Мы тогда говорим, что у нас сломался телефон или ноутбук. «Ничего сейчас нет, извини, пожалуйста». Дальше он неделю сломан, и потом мы понемногу дозируем мультики. Каждый раз я думаю, правильно ли, вообще, так говорить? Получается, врем ребенку…
— Если ребенок маленький и этот контраргумент срабатывает на некоторое время — почему бы нет. Когда он старше, сам знает, как ноутбук включается, и видит, что он работает — нужен возврат во взрослую родительскую позицию: «Нет, хватит». Это без объяснения. Почему? Потому что такие правила. «Тебе было положено 2–3 мультика, они кончились. Следующая доза мультиков будет завтра или послезавтра».
Это те правила, которые вы как родители устанавливаете и следите за их выполнением, как со своей стороны, так и со стороны ребенка, особенно пока он маленький. В какой-то момент слукавить и сказать малышу, что всё, телевизор выключен и больше сегодня не включается. Почему нет? Но можно не бояться говорить ребенку правду — вы берете на себя эту ответственность: «Нет, потому что я так решила. Я взрослая, я устанавливаю правила».
Что это значит
Широкое развитие цифровых технологий играет значительную роль в повседневной жизни людей, в том числе детей, которые начинают взаимодействовать с электронными устройствами уже в раннем возрасте. Согласно исследованию, проведенному Pew Research Center, 60% американских родителей заявляют, что их ребенок начать пользоваться смартфоном в возрасте до пяти лет, а 31% — до двух лет. В России наблюдается похожая ситуация, — в рамках проекта Hi-Tech.Mail.Ru было обнаружено, что 69% детей начинают пользоваться гаджетами еще в дошкольном возрасте.
Экономика инноваций
Детские гаджеты: паранойя или норма жизни
Несмотря на то, что родители охотно развлекают детей смартфонами и планшетами, исследователи обеспокоены возможными негативными последствиями использования цифровых девайсов в раннем возрасте. Например, группа американских ученых обнаружила, что время, проведенное перед цифровым экраном, негативно сказывается на самочувствии детей в возрасте от 2 до 17 лет. Кроме того, исследователи отмечают, что у активных пользователей гаджетов наблюдается меньше любопытства, самоконтроля и эмоциональной устойчивости, а также склонность к тревожности или депрессии.
Другим негативным последствием использования электронных устройств является замедление развития речи у детей, — данный вывод сделали ученые Университетской больницы Тампере в Финляндии. В течение трех лет они наблюдали за детьми в возрасте от полутора до двух лет и выяснили, что чем больше времени ребенок проводил у экрана, тем медленнее развивался его словарных запас.
В данном контексте стоит отметить, что позитивное воздействие цифровых устройств на детей не перевешивает возможные негативные последствия. Несмотря на то, что использование гаджетов помогает поддерживать социальные отношения между сверстниками, в последнее время растет зависимость от электронных устройств среди детей и подростков, — данная проблема требует неотложного внимания и регулирования. Например, ранее правительство КНР в попытке борьбы с зависимостью школьников от видеоигр объявило, что онлайн-игрокам в возрасте до 18 лет будет разрешено играть только в течение часа по пятницам, а также в выходные и праздничные дни.
Маленькие дети предпочитают гаджеты игрушкам
В результате доступности гаджетов в современном обществе, маленькие дети к 4 годам вообще отказываются играть в игрушки, предпочитая им всевозможные девайсы. Медики говорят, что лишь с 7-летнего возраста можно разрешать ребёнку пользоваться планшетом.
Сотрудники академии педиатрии в США утверждают, что малышам до двух лет запрещено брать в руки электронные устройства. Детям от 3 до 5 лет можно пользоваться гаджетами ежедневно не более 60 минут, а от 6 до 18 лет – не более двух часов в день.
Маленькие дети и подростки используют девайсы гораздо чаще и дольше, чем нужно. Это всерьёз угрожает их здоровью и психическому равновесию. Специалисты выделили 8 главных причин, почему маленьким детям лучше не пользоваться гаджетами.
Что делать?
Конечно же, общаться. Указывать ребёнку на признаки зависимости
Обращать внимание на те трудности, которые возникают у него из-за непреодолимого желания играть или серфить. Устанавливать правила, предложенные здесь или свои собственные
Их можно вводить последовательно по одному.
Взрослым важно помогать ребёнку в соблюдении этих правил. Не контролировать и наказывать, а занять поддерживающую и помогающую позицию
Признавать, что ему тяжело, быть готовыми его отвлечь, стерпеть его капризы в период избавления от зависимости. И, разумеется, самим соблюдать установленные правила.
Другие причины не разрешать маленьким детям пользоваться гаджетами
Помимо вышеперечисленных причин, гаджеты вызывают детскую агрессивность. Игры и фильмы с элементами насилия, жестокости находят отражение в настоящей жизни.
Дети, которые неконтролируемо пользуются гаджетами, подвержены риску ожирения, которое в будущем может привести к диабету и раннему инсульту.
Виртуальный мир не учит детей реальной жизни, не даёт ничего полезного. Поэтому современные дети зачастую довольно уязвимы в условиях реальной жизни.
Дети, которые проводят много времени за смартфонами и планшетами, не умеют поддержать беседу, не знают, как начать разговор с незнакомым человеком, как вести себя среди большого количества людей. Отсюда нервозность, неуверенность в себе и ещё более глубокое погружение в виртуальный мир.
Как исправить ситуацию
Итак, что нужно делать, чтобы использование гаджетов не стало причиной конфликтов в отношениях родителей и детей?
Во-первых, помните: когда вы даете ребенку гаджет, у него формируется установка, что это хорошо. До определенного возраста всё, что делается родителями, ребенок воспринимает как правильное действие.
Во-вторых, постарайтесь сформировать нормы использования гаджетов в вашей семье. Например, у нас дома дети не рвутся к компьютеру: им известно, что это инструмент для работы родителей. А вот планшет и телефон порой вызывают у них повышенный интерес.
В-четвертых, сделайте в доме зону, свободную от гаджетов. Наиболее подходящей для этого является кухня: процесс приема пищи не должен сопровождаться просмотром новостей, мультиков, видеороликов и прочего. У вас появится время и место, где вы можете поговорить, обсудить домашние дела, спланировать совместное время.
Возможно, проблема взаимодействия ребенка и гаджета не так сложна!
Вся семья в гаджетах: родители работают, а ребенок играет
— Как правильно дозировать время, которое дети проводят в гаджетах, в интернете?
— Существуют рекомендации Всемирной организации здравоохранения — детям от 0 до года не рекомендуется пользоваться гаджетами. В идеале — от 0 до 3 лет ограничивать полностью, по мнению экспертов. Никакое экранное время в этом возрасте ребенку не нужно. В данном случае оно не несет ни смысловой нагрузки, ни пользы.
Для детей от 3 до 5 лет есть нормы — час в день, но при этом экранное время должно быть дробным. Если 15 минут мультики, потом 15 минут — развивающие занятия, если это происходит под присмотром родителей. Максимум час в день.
Дальше идет младший и средний школьный возраст — примерно 2 часа в будни и 4 часа в выходной. Но отмечу, что с учетом дистанционного обучения эти нормы уже не вписываются в рекомендации ВОЗ.
Для подростков с 12 до 17 лет нет норм как таковых. Родители спрашивают: «Что делать, сколько разрешать — час, два, три, четыре?» Основная рекомендация в этом возрасте — договариваться про то, какие правила существуют в семье, вырабатывать семейный цифровой кодекс. Но при этом быть готовыми самим его по возможности соблюдать, поддерживая и помогая, в том числе, подросткам следовать вашему примеру.
— Но родители очень много работают. Телефон для родителей — это рабочий инструмент чаще всего.
— Да.
— Мне кажется, ребенку сложно понять, что мы не играем в гаджетах. Я — мама, которая работает удаленно — читаю тексты, правлю их. Поэтому я все время с телефоном в руках.
— Да, это правда, сейчас большая часть родителей работает дистанционно. Но в любом случае вы оговариваете некие правила с подростками и вместе их соблюдаете. Мы говорим про подрощенных детей, которые, скорее всего, понимают, что мама с папой работают. Например, за обедом, за ужином — это то время, которое вы можете провести без телефона. И требовать того же от ребенка.
Взрослый человек сам себе устанавливает норму <экранного времени>, при желании его контролирует. Но, по большей части, речь идет не про развлечения, а про работу, это правда.
Для подростков в гаджете есть развлечения, некое общение. Но и для них это обучение, какие-то дополнительные курсы и прочее. Так они входят во взрослую жизнь, в которой, возможно, им предстоит работать дистанционно.
Ребенка надо научить взаимодействовать с гаджетом. Так же, как мы в какой-то момент обучаем держать ложку, переходить дорогу на зеленый свет.
Рассказывать, что гаджет — это некий инструмент, и существуют правила его использования, безопасности и так далее. Объяснять их стоит не в подростковом возрасте, а чуть пораньше, начиная с младшего школьного возраста. Тогда к подростковому возрасту это войдет в норму.
— Мне кажется, что часть нашего страха связана с собственным опытом. Я знаю, как переходить дорогу на зеленый свет, как пользоваться ножом и вилкой. Но с телефоном сложнее. У меня стоит счетчик экранного времени, каждую неделю его открываю: «В смысле, сколько-сколько я была в Instagram?!» Когда это происходит? Вспоминаешь, что на вопросы по делу отвечал, работал… Но для нас самих сюрприз, как это соотносится с жизнью.
Мне очень важно то, что вы сказали про правила — есть время, когда гаджет убирают, телефон не включают. Мы с мужем порой ловим себя на том, что оба за едой сидим в телефонах и дети вокруг скучающие
Я говорю: «Слушай, через пять лет мы будем спрашивать ребенка: “Ну, как у тебя дела? Что у тебя произошло?” — “Мама, все нормально”, — и глаза в телефон. Поэтому важно сейчас закладывать, что во время еды мы не достаем телефон. И у нас есть время совместное, когда у всех телефоны убраны. А не так, что мы играем с ребенком, а при этом смотрим в гаджет.
Дети живут в мире экранов. Не отбирайте у них смартфоны, а сделайте их своими помощниками
— Да, по поводу совместного времени — очень правильная мысль. Родители тревожатся: «Его от телефона не оторвать». Я говорю: «Хорошо. Какую альтернативу вы ему можете предложить? Что есть такого, что и вам, и ребенку интересно делать вместе?»
Предложить такую альтернативу — это ваша задача, как взрослого, даже если ребенку 12–13 лет. И это совместное занятие должно быть действительно ребенку интересно, а не «потому что мама сказала». Лучше вас вашего ребенка никто не знает.
Это не значит, что нужно сидеть рядом с подростком безотрывно, это не младший школьник. Но какие-то семейные ценности, совместные занятия нужны. Выделите место и время, где все будут чем-то заняты вместе как семья, без телефонов.
Вред гаджетов для детей
Вред гаджетов для детей очень широк и прогрессивен, особенно, если ребенок бесконтрольно увлечен гаджетом:
Влияние гаджетов на развитие ребенка
- у ребенка сужается кругозор, ввиду отсутствия интереса к другим занятиям;
- ребенок познает мир через плоскую картинку, а не через объемный реальный мир, из-за чего у ребенка образуется не правильное или не полное представление о нем;
- ребенок перестает замечать время, а значит и расходует его нерационально (не успевает убрать раскиданные игрушки, умыться, поесть);
- снижение творческой активности.
Влияние гаджетов на здоровье детей
- у ребенка повышается нервозность и высок риск возникновения неврозов;
- из-за увлеченности гаджетом у ребенка может отсутствовать аппетит, как следствие истощение организма и частые болезни;
- чрезмерное влечение гаджетами ухудшает зрение, провоцирует высокую утомляемость, способно провоцировать головные боли;
- если говорить о компьютерах, то широко распространенным является искривление позвоночника, сутулость.
Зависимость от гаджетов у детей
Еще один побочный эффект зависимости от гаджетов у детей это потеря родителями своего авторитета перед ребенком, так как они вынуждены прерывать увлечение ребенка гаджетом на еду, сон и другие повседневные нужды.
Но все эти минусы просто гаснут перед тем, что с помощью гаджетом можно даже загубить будущее ребенка. Только задумайтесь, что станет с ребенком, который на протяжении десяти лет бесконтрольно играя в гаджеты бесконечно множил все перечисленные последствия? Несложно представить, что ещё через пару лет такой ребенок станет необразованным невротиком с физиологическими отклонениями и нелюдимом, без будущего — способности к выживанию, без семьи и детей.
«Дайте гаджет, последнюю модель»
— Вы когда-нибудь встречали взрослого человека, у которого в жизни были бы какие-то трудности, которые можно было бы напрямую связать со злоупотреблением гаджетами?
— Я лично не встречала. Есть ряд исследований, которые показывают, что избыточное взаимодействие с гаджетом у детей в возрасте до 5 лет влияет впоследствии на их поведение и эмоциональное состояние. Но дело ведь не в том, провел ли перед экраном лишний час, а в том, что он на экране увидел. Задача родителей — понимать и контролировать, что он делает и смотрит.
— Цифровая грамотность детей очень сильно и быстро опережает уже в наше время цифровую грамотность родителей. Если ребенок находится на попечении бабушки с дедушкой, то легко обведет их вокруг пальца.
— Да, цифровой разрыв правда есть, но исследования показывают, что с каждым годом он сокращается. Родители, и даже бабушки с дедушками, постепенно подтягиваются.
Здесь надо четко понимать, что это ваш ребенок, ваша ответственность, вы должны быть включенным во все сферы его жизни. Если одна из сфер — взаимодействие с гаджетом, то хочешь не хочешь, а придется осваивать.
— Мы все больше говорим про экран и картинки, но звук — это тоже зависимость. Если человек весь день не в интернете, но в наушниках, это тоже рассматриваем как зависимость от гаджетов?
«Родители требуют, чтобы я оторвалась от телефона, но сами сидят, уткнувшись в свой». 4 правила против двойных стандартов в семье
— Есть более широкое понятие: «технологическая зависимость». Раньше интернет-зависимость выделяли как отдельную проблему, но сейчас это не актуально — все равно интернет везде. Поэтому появилась классификация более предметная. Бывает зависимость от контента в устройстве, а бывает и от самого устройства.
Сейчас есть всякие наручные браслеты и другие цифровые игрушки. Некоторые дети подсаживаются на обладание — им требуются все новые и новые модели, они ими хвастаются перед сверстниками. Такая зависимость имеет ярко выраженный социальный аспект. На территории русскоговорящего пространства феномен гаджетозависимости пока очень расплывчатый.
— Бывает так, что ребенок сам от гаджетов уходит, без вмешательства родителей?
— Оно пройдет само, если у ребенка есть какие-то знания и понимание того, что это такое и зачем оно нужно. Он эти знания получил не сам по себе, а в том числе благодаря родителям.
Обратное опасение: все в гаджетах, а мой ребенок нет. Представьте себе, что есть родители, которые обеспокоены именно этим. Нужно наблюдать за ребенком, общаться с ним, а не вписывать заранее в какие-то существующие рамки, нормы и стандарты.
Школьникам гаджеты не повредят, если только не использовать несколько штук одновременно
Дети растут, а вместе с ними растет и количество времени, которое они тратят на гаджеты. Если в восемнадцать месяцев — это в среднем 32 минуты в день, то к пяти годам экранное время увеличивается до 114 минут в день. В восемь лет оно составляет уже около четырех с половиной часов в день, а к двенадцати годам вырастает до восьми часов.
Это может нравиться или нет, но это наша реальность. И если младших детей мы можем как-то контролировать и просто не давать им гаджеты в руки, то со школьниками все немного сложнее — компьютеры, планшеты и смартфоны часто нужны им для учебы и общения с друзьями.
Европейские ученые выяснили, что основная проблема не в том, что школьники практически безвылазно сидят в гаджетах, а в том — как они это делают.
Исследование проводилось в государственной начальной школе в Швейцарии среди детей от 8 до 12 лет
Школьники, их родители и учителя отвечали на вопросы о потреблении детьми медиаконтента, о проблемах с вниманием, о качестве и количестве сна, об оценках, об уровне мотивации и о психическом здоровье в целом
Так вот: ученые практически не нашли доказательств, что активное потребление медиаконтента как-то влияет на проблемы с психическим здоровьем школьников. Проблемы возникали только тогда, когда дети пытались пользоваться несколькими устройствами одновременно. Так, просмотр телевизора во время общения с друзьями по смартфону может привести к стрессу, а в некоторых случаях — к поведенческим или эмоциональным проблемам.
Как понять, что у ребёнка зависимость от смартфона или гаджетов?
Дети, родившиеся после 2000 года — стали первыми из нового поколения Z, которое не представляет своей жизни без интернета и технологий. Многие дети могут стать заложниками обстоятельств и страдать от зависимости от смартфона. Как распознать эту проблему? Симптомы зависимости ребенка от смартфона:
- – Ребенок не проводит свободное время без телефона, планшета или компьютера.
- – Нарушение сна, бессонница, плохой сон, отказ засыпать без смартфона
- – Повышенная тревожность
- – Агрессия при попытках ограничить доступ ребенка к интернету
- – Ломка без гаджетов
- – Ребенок мало общается со сверстниками, заменяет живое общение виртуальным
При наличии подобных симптомов, необходимо принять радикальные меры и ограничить доступ ребенка к современным технологиям.
Влияние гаджетов на жизнь детей
Сегодня сложно представить ребенка, который бы не знал, что такое смартфон и не умел им пользоваться. Родители часто дают ребенку смартфон для того, чтобы тот не мешал им заниматься его делами. Но какой вред приносит телефон детям на самом деле? Давайте разбираться с этим вопросом подробней.
Как смартфоны влияют на развитие ребёнка?
Сегодня мы находимся на исходной точке эпохи гаджетов и планшетов, поэтому поколение наших детей — первое, которое испытывает их на себе. По этой же причине еще нет точных и обширных исследований, которые могли бы точно ответить на вопрос как телефоны влияют на развитие ребенка.
Уже сейчас есть первые результаты этого эксперимента. МРТ показало, что у детей, которые проводят в планшете или смартфоне около 7 часов в день, истончение мозговой коры. Обычно такое явление происходит с человеком во взрослом возрасте. Также наблюдается низкая успеваемость у тех, кто проводит за планшетом более 2 часов в день. Дети хуже справляются с тестами на логику и мышление и отстают в развитии от своих сверстников.
Влияние смартфона на физическое здоровье детей
Очевидно, что смартфоны плохо влияют на физическое состояние детей (и взрослых тоже). Так что давайте разбираться, почему смартфоны вредны:
- Нарушение сна. Всемирная организация здравоохранения пришла к выводу, что смартфоны действительно влияют на качество сна. У детей может возникать бессоница в случае, если они проводят много времени за смартфоном или любым другим гаджетом пред сном. Причиной тому становиться мелатонин — гормон сна, который вырабатывается в организме только при наступлении темноты. Но если уж перед глазами ребенка постоянно находиться техника — ни о каком сне не идет речи.
- Проблемы с позвоночником. Сидячая поза, голова опущена вниз — все это характерно для детей, которые проводят время за смартфоном. Все это плохо влияет на позвоночник, особенно на шейный и поясничный отделы.
- Проблемы со зрением. Длительное смотрение на экран с близкого расстояния плохо влияет на зрение детей. Это может стать причиной того, что ребенок не видит одинаково хорошо на близком и дальнем расстоянии. Также может возникнуть синдром сухого глаза, что становиться причиной инфекционных заболеваний глаз.
- Боли в голове. Длительное пользование смартфоном может вызвать головную боль из-за того, что мышцы шеи постоянно находятся в напряжении. Это в свою очередь влияет на сосуды и уменьшает поступление кислорода в мозг.
- Лишний вес. Постоянное сидение в телефоне вызывает дефицит активности у детей. Они гораздо меньше двигаются и занимаются физической активностью, что может стать причиной ожирения.
Проблемы с физическим здоровьем детей могут серьезно влиять на их дальнейшую жизнь и состояние организма. Они цепной реакцией влекут за собой остальные заболевания и проблемы.
Влияние смартфонов на психику детей
Не менее важно и негативное воздействие гаджетов на психоэмоциональное состояние детей. Иногда эти проблемы оказываются даже серьезней, чем проблемы с физическим развитием, поэтому нужно знать врага в лицо
Проблема эмоционального развития. Гаджеты — это серьезная угроза нормальному общению ребенка со сверстниками. Все чаще современные подростки заменяют живое общение виртуальным, что негативно влияет на формирование их социальных навыков.
Рассеянность
Гаджеты становятся причиной того, что у ребенка рассеяно внимание, проблемы с концентрацией.
Перегрузка сенсорной системы. Сенсорная система человека ответственна за восприятие сигналов из окружающей среды
С дисплеев гаджетов дети получают слишком много сигналов, что вызывает агрессию, раздражение, капризы.
Негативное воздействие смартфонов на общее состояние организма детей — недостаточно изученная сфера. Но даже те данные, которые есть сейчас, показывают очевидный вред гаджетов на детей.