7 способов отучить ребенка от гаджетов

Не самый приятный пример из жизни

Дочке Ханне был 1 год и 1 месяц, когда мы отправились на зимовку в Индонезию. Нам предстоял 20 часовой перелёт с годовалым ребенком на руках, а это внушало если не ужас, то определённые опасения за психологическую стойкость соседей по самолету

Естественно, мы с мужем закачали в планшет и в телефоны мультфильмы, чтобы было чем отвлечь малышку в дороге. Что получилось в результате: когда включались мультики, Ханна сидела, как шелковая, не плакала и не капризничала, потому что почти не моргая смотрела в экран. Но когда надо было выключать планшет, то нам с мужем закатывался дикий скандал.

Позднее я еще включала ей пару раз айпад, но результат был ещё хуже. Ребёнка было очень сложно привести в нормальное состояние. Никакие уговоры не действовали. Последней каплей стала ситуация, когда мы с дочкой посмотрели пару мультов, я выключила айпад, а Ханя с диким криком стояла у шкафа, куда я закинула планшет и тыкала в направлении полки. Меня это порядком испугало, ведь дочери не было и полутора лет. Поэтому планшет мы почти не включаем. Телевизор мы дома не держим.

С компьютером и телефоном дело сложнее. Муж работает удалённо, поэтому ноутбук у нас мастхэв. Меня, конечно, волнует, что дочь видит папу, сидящим за монитором, но он же не в игры там играет, благо он не страдает игроманией. А я всегда стараюсь отмечать, что папа работает и мешать ему не нужно. Таковы уж издержки нашей реальности: компьютер нас кормит.

С мобильными ситуация такая. Дочь, если видит, что я подзалипла в телефоне, подбегает ко мне и жестами просит его убрать Когда Ханя сделала так в первый раз, мне было жутко стыдно. Теперь я стараюсь не пользоваться телефоном в ее присутствии, иногда вообще забываю его дома на время прогулок, оставляя все соцсети и переписки на поздний вечер.

Четвертый этап. Выход из коня

Вспомним, что по наступлению ночи греки выбрались из деревянного коня и захватили уже отпраздновавших победу троянцев. Что-то подобное нужно сделать и вам, только оговорюсь, что на этом этапе нужно действовать предельно филигранно, с ювелирной точностью. Если на предыдущих этапах вы все сделали правильно и добились успеха, то теперь ни в коем случае нельзя разрушить этот новый совместный мирок.

Верными признаками того, что вы стали значимым игроком в игре ребенка — это просьбы ребенка поиграть с вами, пообщаться об игре, что-то сделать в игре, купить, объяснить и т.д. То есть вы ассоциируетесь с чем-то желаемым. Теперь самое время начать создавать новые дополнительные правила игры.

Игра — это нереальность. И там свои законы и правила. Ваша задача связать правила в игре с правилами в реальности. Заставить онлайн и офлайн взаимодействовать. Тут уже формула такая: вы делаете, если он делает.

На практике это может выглядеть так. Вы аккуратно говорите ребенку, что, например, не можете продолжить с ним играть, так как вам нужно убраться в квартире. Но в то же время вы можете быстрее вернуться в его игру и начать с ним играть, если он вам поможет. Это самый простой вариант. То есть в игре появляется дополнительное (офлайн) правило. Да, оно может сработать не сразу, и не отчаивайтесь, если поначалу вы будете в игноре. Со временем это начнет меняться

Тут важно все: интонация вашего голоса, правильные слова, ситуация, контекст, состояние ребенка, все нюансы нужно учитывать перед тем, как естественно и непринужденно произнести это условие

Хорошая новость в том, что, правильно пройдя предыдущие этапы, вы уже находитесь в контакте с ребенком и привлекли его внимание

Важно также понимать, что если ребенок отреагировал положительно на офлайн правило и выполнил условие, то это архиважное событие! Это должно вызывать у вас неподдельную радость, поощрение, благодарность и любовь. Важно поощрять ребенка за любую его инициативу, когда он без просьб сделал что-то хорошее сам

На этом этапе действуем до устойчивого контакта, пока ребенок не станет нормально и с пониманием относиться к вашим наградам за его помощь. В качестве помощи может быть и выполненное домашнее задание и еще много чего. Сколько времени может потребоваться, сказать сложно, думаю, несколько месяцев точно. Вы почувствуете это сами. Только не форсируйте события, бережно взращивайте новое семя.

Признаки игровой зависимости у ребёнка


Фото: https://pixabay.com/photos/bullying-hands-face-curl-up-her-679274/ Специалисты выделяют ряд симптомов, которые свидетельствуют о том, что у подростка сформировалась зависимость от онлайн игр.

  1. Протестное поведение в ответ на просьбу отвлечься от игры и отдохнуть от ноутбука.
  2. Негативные эмоции – злость, раздражённость, опустошённость, возникающие в тот момент, когда ребёнок не может играть в игру.
  3. Невозможность спланировать своё время.
  4. Отстранение от выполнения своих обязанностей (ребёнок не делает домашнее задание, не помогает по дому).
  5. Эмоциональный подъём во время игрового процесса (сродни эйфории от употребления наркотической дозы или алкогольных напитков).
  6. Пренебрежение элементарными гигиеническими правилами. Подросток забывает почистить зубы, помыть голову, выглядит неряшливо.
  7. Нарушение обычного режима дня. Ребёнок поздно засыпает, пропускает приёмы пищи (либо ест прямо за компьютерным столом, не желая прерывать игровой процесс), с трудом просыпается по утрам.
  8. Изменения в эмоциональной сфере: грубость, жестокость, депрессивность, импульсивность, вспышки ярости.
  9. Проблемы в учёбе, отношениях с ровесниками.
  10. Сужение круга интересов, когда центральной темой становится игра. Ребёнок постоянно обсуждает лишь игровой процесс, на другие темы разговаривает с неохотой.
  11. Трата денег на приобретение новых компьютерных игрушек, улучшение характеристик компьютера. Если ребёнок увлечён онлайн-казино, то он тратит деньги непосредственно на ставки.

Эти признаки игромании часто сопровождаются физиологическими проблемами. Постоянное нахождение в одной позе приводит к болезненным ощущениям в области позвоночника и шеи. Из-за нарушения пищевого поведения возникают сбои в работе кишечника. Не стоит забывать и о снижении остроты зрения. Ведь ребёнок очень много времени проводит перед монитором компьютера.

Как возникает зависимость от гаджетов

С каждым годом тема детской зависимости от гаджетов становится всё более актуальной. Большинство специалистов сходятся во мнении, что гаджет-зависимость у детей начинается с того, что родители себя заменяют гаджетом. То есть, чтобы ребёнок не мешал взрослым, ему дают в руки планшет, включают мультики и на этом всё.

Как можно узнать степень зависимости ребёнка от гаджетов? Прежде всего, это пренебрежение общением с друзьями и семьёй, раздражительность, расстройство сна, проблемы с учёбой. Если эту ситуацию своевременно не взять под контроль, то появляются физические симптомы – сухость в глазах, боли в спине, головные боли, проблемы с пищеварением. И всё это только начальные признаки, которые затем усугубятся. Стоит понимать, что предотвратить появление зависимости намного легче, чем потом бороться с этим состоянием.

Как понять, что ребёнок зависим от смартфона или планшета? В этом поможет небольшой тест. Нужно честно ответить на ряд вопросов, начисляя по 1 баллу за каждый положительный ответ. Чем больше баллов, тем тяжелее степень зависимости.

  1. Не может провести без компьютера или смартфона даже день.
  2. Когда подросток не использует гаджет, он становится раздражительным.
  3. Ребёнок не может ограничивать время, проводимое в смартфоне, он сидит в нём почти весь день.
  4. Подросток обманывает родителей, относительно того, сколько времени он поводит в телефоне или планшете.
  5. Уроки и другие важные дела постоянно откладываются.
  6. Часто от родителей требуют установки новых версий игр или покупки новых технических устройств.
  7. После времени проведённого за смартфоном у ребёнка болит голова или ощущается резь в глазах.
  8. Подросток предпочитает играм на компьютере или смартфоне встрече со сверстниками или прогулке на свежем воздухе.

Наверняка, каждый родитель сразу заметит, что поведение ребёнка изменилось. Чаще всего возникает немотивированная агрессия, особенно когда родители пытаются забрать мобильное устройство.

Как оторвать ребенка от компьютера?

Легче предупредить развитие компьютерной зависимости и не допускать, чтобы ребенок все свободное время проводил «в компьютере», чем затем бороться с последствиями. Решение этой проблемы требует комплексного подхода, нередко чтобы справиться с зависимостью, ребенку нужна помощь психолога, а в особенно тяжелых случаях и медикаментозная терапия. Однако если родители вовремя заметили первые «звоночки» отвлечь ребенка от компьютера им под силу и без посторонней помощи.

Прежде всего, родители должны понимать, что методы отучения ребенка от компьютера напрямую зависят от его возраста. Так, от совсем маленького ребенка, как и от ребенка младшего дошкольного возраста, достаточно спрятать вожделенную игрушку и он о ней забудет. Особенно если родители потратят немного своего драгоценного времени на игры и общение с ребенком.

С младшими школьниками такой номер уже не пройдет и чтобы вытащить любимое чадо из виртуального мира, родителям придется проявить некоторую изобретательность:

  • заведите семейные традиции. К примеру, ежедневное совместное приготовление ужина, вечер пиццы и фильмов по пятницам, поход в зоопарк или в парк аттракционов в субботу и т. д.;
  • регулярно вывозите ребенка из города . И желательно не на дачу для посадки/уборки картошки! Пусть это будут пешие туристические маршруты по окрестностям вашего города, прогулки на лошадях или велопрогулки, ночевки на природе с палаткой и страшными историями у костра. В общем, покажите ребенку насколько яркий и удивительный мир его окружает!
  • помогите ребенку найти хобби. Рисование, лепка, спорт, танцы, фотография это может быть все что угодно. Только, пожалуйста, отнеситесь к этому максимально серьезно и не бросайте ребенка наедине с его новым увлечением. К примеру, если ребенок выбрал фотографию — постигайте это искусство вместе. Не обязательно сразу обзаводиться двумя дорогими зеркалками, для начала подойдет пара бюджетных «мыльниц». Совершайте совместные выходы на охоту за новыми кадрами, вместе читайте литературу о фотографии, посещайте выставки. Тоже самое относиться и к другим увлечениям ребенка. Кстати, если ваш наследник хочет связать свое будущее с компьютером, став, к примеру, разработчиком компьютерных игр, программистом или дизайнером не отмахивайтесь от этого желания. Ваша задача направить энергию в мирное русло.

Сложнее всего справиться с чрезмерным увлечением компьютером у подростка. Ни в коем случае не запрещайте подростку сидеть за компьютером, не отключайте демонстративно интернет и не отказывайтесь оплатить подписку на любимую онлайн-игруиз-за того, что он закончил четверть в школе уже, чем вы ожидали. Все эти методы, в силу особенностей переходного периода у ребенка, приведут к прямо противоположному результату.

Сейчас ваша первоочередная задача научиться слушать и слышать своего ребенка. Вы должны быть ему другом, а не превратиться в карающую длань закона

Очень важно понять, по каким причинам подросток предпочитает виртуальную жизнь реальной. Может быть, у него проблемы со сверстниками, может он встретил свою первую любовь в той самой онлайн-игре, а злые родители препятствуют общению с ней, запрещая войти в игру, может быть ему просто больше нечем заняться и он таким образом убивает время, а может, он вовсе не рисует «дурацких» движущихся чертиков целыми сутками, а пытается создать мультфильм

В любом случае, прежде чем ставить ребенку диагноз «жить не может без компьютера» необходимо разобраться в причинах.

Если он всерьез увлекся программированием, мультипликацией, дизайном или созданием электронной музыки, поддержите его, если необходимо не только морально, а и материально. Запишите на платные профессиональные курсы или наймите частного репетитора, обеспечьте соответствующей литературой и т. д.

Ну, а если дело в первой любви — постарайтесь взять себя в руки и не вмешиваться. И ни в коем случае не высмеивайте свое чадо, не говорите ему или ей, что все это глупости и таки «любовей» у него будет еще тысяча.

Рекомендация №1

Кому мы больше будем верить: тому, кто говорит, но не делает, или тому, чьи слова и действия совпадают? Верно, второму. Можно сколько угодно вещать о вреде компьютерных игр, но если вы сами играете в танчики, а ребёнок это по-любому видит, то все слова будут тщетны. Можно, конечно, обратиться к гадалке и навести заговор против гаджетов, но лучше использовать личный пример. А он, в свою очередь, должен чётко демонстрировать следующее: гаджет нужен не для развлечения, а для работы. Иногда мне действительно нужно срочно ответить на сообщение в телефоне, тогда я серьёзно говорю Ханне об этом, отвечаю и убираю телефон. Малышка в это время не капризничает, а ждёт, когда освободится мама.

Вредное влияние телефона на ребенка

Смартфон в руках маленького человека оказывается по различным причинам: служит в качестве отвлечения, играет роль хобби

Неважно, зачем мама и папа позволяют малышу играть в планшет, это очень сильно влияет на психику

Возникает зависимость постепенно. Родитель сам не заметит, когда она образуется. Зависимый забывает о реальном мире. У взрослых возникает вопрос: а как отучить ребенка от телефона, если он проводит в нем все свободное и несвободное время?

Распространенная причина – мама сама дает гаджет. Такие случаи наблюдаются у мамочек двухлетних детей. Социальными сетями малыш может не интересоваться, а вот бессмысленные видео на Ютьюбе и игры – главная причина привязанности. Дети от шести и старше уже могут создать аккаунт, и в их случае причины зависимости другие.

Почему же появляется зависимость? Вот основные причины:

При долговременном использовании гаджета появляются серьезные проблемы. Они выражаются в нежелании заниматься чем-либо другим: делать уроки, гулять, играть в реальном мире. Дети постарше перестают посещать занятия, забывают пообедать и поужинать, а также перестают следить за гигиеной.

Родители не воспринимают увлечение всерьез. Некоторым мамам так удобно: малыш ничего не просит, не спрашивает, не мешает заниматься личными делами. Вскоре мамочка замечает возникшие проблемы:

  1. Ребенок не воспринимает родственников, друзей;
  2. Начинает плакать, когда у него забирают смартфон;
  3. У школьников начинаются проблемы с успеваемостью;
  4. Недосып, в связи с чем появляются проблемы в учебе, слабость, сонливость;
  5. Пренебрежение гигиеной, приемами пищи;
  6. Физические проблемы: ухудшение зрения, испорченная осанка, боли в спине и голове.

Такие изменения невозможно не заметить. Очень хорошо, когда родитель видит проблему до ее появления. До пяти-шести лет малыш отучивается от гаджета спокойно, а вот дети постарше требуют другого подхода.

Преимущества смартфонов для детей

Несмотря на весь вред, который может принести любой гаджет для ребенка, у него все же есть существенные преимущества. Возможно именно они не позволяют родителям полностью отказаться от использования техники.

1. Связь. Когда ребенок на связи, любому родителю спокойней на душе. Можно в любой момент его набрать, узнать где и с кем он находится. Дети также могут позвонить своим родным в случае опасности и оповестить их об этом.
2. Обучение. К счастью, смартфон можно использовать с пользой для ребенка. Сегодня есть масса полезных каналов для обучения и развития детей. Можно играть в развивающие игры, проходить тесты на логику, решать головоломки, изучать языки.
3. Приучение к здоровому образу жизни. Как бы странно это не звучало, но с современными гаджетами следить за здоровьем стало значительно проще. Вы всегда можете скачать приложения на телефон, которые будут напоминать ребенку пить воду, отслеживать количество шагов, напоминать сделать паузу и разминку и т.д.
4. Навыки взаимодействия с электронными устройствами. 
Взрослым без телефона, планшета, компьютера просто не обойтись. Если старшее поколение училось пользоваться новомодными гаджетами во взрослом возрасте, то у детей есть возможность осваивать их очень рано

Уметь пользоваться современными технологиями сегодня чрезвычайно важно как для работы, так и для учебы.

Как видим, смартфоны могут быть полезными для детей, если использовать их правильно. Главное уметь контролировать своих детей и дозировать их взаимодействие с современными технологиями.

Чем опасны гаджеты?

Начнём с того, что психологи отмечают: зависимость от экрана планшета/компьютера/телевизора возникает тем сильнее, чем младше ребёнок. То есть чем раньше вы дали возможность детям пользоваться девайсами, тем сложнее будет потом отучить.

Американские педиатры заявляют, что на детей до 2-х лет не должно быть никакого влияния технологий, 3-5 лет должно быть ограничение до 1-го часа в день, 6 — 18 лет ограничение должно составлять до 2-х часов в день. Увеличение ‘экранного’ времени уже влияет на развитие детей.

Помимо того, что снижаются навыки общения и эмпатии, наблюдается развитие депрессивного синдрома и/или истерических реакций, поскольку ребёнок перестаёт сам себя контролировать. Отмечается неправильное формирование мышечных тканей, которые отвечают за функциональность пальцев рук. От этого сильно страдает мелкая моторика, что ведёт к задержкам в развитии речи.

Страдает шейный отдел позвоночника, поскольку голова всегда находится в наклоне. Про склонность к ожирению можно и не говорить: и так ясно, что физическая активность практически на нуле. Также девайсы влияют на сон, поскольку излучают особый синий свет, который возбуждает центральную нервную систему и способствует развитию бессонницы.

Интересно, что дети разработчиков различных электронных девайсов очень ограничены в использовании технологий. Например, Стив Джобс не допускал использование айфона за столом во время обеда, вместо этого семья вела беседы на различные темы.

Опасность

В чем опасность компьютерной зависимости у детей?

Главная опасность – отрыв от реальности. Дети пропускают приемы пищи, пренебрегают личной гигиеной, начинают болеть, игнорировать родителей, не делать уроки. Словом, опасный для них реальный мир должен уйти на задний план.

Опасность раннего приобщения к цифровой технике выражается в:

  • недоразвитии социальных навыков (ведь ребенок все время смотрит в экран, не до домашних дел, игр со сверстниками на улице и т.д.);
  • проблемах с развитием внимания, памяти, мышления, моторики и другими проблемами с эмоциональной и коммуникативной сферами, ведь мелькающие часто кадры не дают ни сфокусироваться на информации, ни осмыслить ее.

Стадии зависимости ребёнка от компьютерных игр

Игровая зависимость от компьютерных игр у детей и подростков не возникает в одночасье. Это ступенчатый процесс, который проходит в своём развитии несколько последовательных стадий: от самых лёгких до тяжёлых, требующих наблюдения у специалиста.

  1. Доклиническая стадия. На этом этапе чёткие признаки зависимости не проявляются. Расстройства поведения носят стёртый характер, поэтому со стороны порой даже не заметны. Ребёнок проявляет интерес к играм, проводит онлайн много времени, однако ещё способен самостоятельно отказаться от подобного времяпрепровождения. Ну, или родители смогут убедить его в том, что есть и другие варианты отдыха.
  2. Стадия клинических изменений. В этот период уже можно чётко увидеть пристрастие ребёнка к играм. В том числе и по отчётливым изменениям в поведении. Подросток становится импульсивным, остро реагирует на запрет сидеть за компьютером. Все его мысли связаны лишь с игровым процессом.
  3. Клиническая зависимость. Этот этап характеризуется появлением психически нарушений. Ребёнок уже не контролирует своё поведение, самокритика существенно снижена. Формируется так называемый уплощённый аффект, под которым понимают эмоциональное обеднение. Ребёнок становится чёрствым, жёстким и даже жестоким по отношению к родным, друзьям и домашним животным.
  4. Структурные изменения личности. При общем обеднении эмоций возникают яркие ощущения, которые касаются исключительно игры. У ребёнка появляются навязчивые мысли, появляется безволие, мышление становится нелогичным. Смыслом жизни становятся только компьютерные игры, вся активность сосредоточена лишь возле компьютера или приставки.

Обычно взрослые начинают бить тревогу в тот момент, когда у ребёнка уже сформировалась зависимость и он практически всё время проводит за компьютером. Между тем справиться с проблемой без негативных последствий можно именно на начальной стадии

И обращаться внимание нужно на характерные признаки компьютерной зависимости

Третий этап. Дарим коня

Теперь, вооружившись знанием, подарите вашего Троянского коня. Начните при ребенке говорить об игре, начните демонстрировать свою экспертность в ней

Так вы привлечете к себе его внимание. Вы увидите, как удивительно быстро начнет меняться отношение к вам

Вы создаете общее эмоциональное поле. В нем вы делитесь впечатлениями, эмоциями, информацией.

Если вам удастся достичь большого успеха в игре, вы станете авторитетом в глазах ребенка, гуру! Он станет вас уважать и восхищаться вами, поначалу — как игроком. Далее можно помочь ему достичь большего в игре, например, подсказать, как пройти тот или иной уровень или купить в игре недостающих участников, оружие и т.д. Постоянно держите в уме задачу третьего этапа — установление контакта, создание общего эмоционального поля.

Все, теперь вы, может быть, впервые в жизни находитесь в одном мире со своим ребенком. Насладитесь этим моментом, потому что дальше придется работать. В процессе игры вы можете много нового узнать от ребенка, выведать (в хорошем смысле) все, что вас интересовало.

Вред от смартфонов

Смартфоныоченьвредныдлядетскогоорганизма, и  если родители перестанут обращать внимание надействия своегоребенка,  топоследствия могутбыть плачевными

Ожирение.Дети, которыечастоиграют в игрынасмартфонепредпочитают вести пассивный образжизнисидятилилежат с телефоном в руках, а  прогулка  и  активные игры имбольше  не интересны.

Вспышкиагрессии.Современныеигры, которыенравятсядетямполнынасилия  и жестокостистрелятьилиубиватьсоперников

Со временем,  ребенокбудет перениматьагрессивноеповедениесвоегоперсонажа, и проявлять его  в  реальноммире.

Нарушениесна. Дети не знаютмеры, и  приотсутствии контролямогут всюночьпровести  с телефоном,  переходянановыйуровеньигры. Итогом ночныхнедосыпов станетплохоесамочувствие, ухудшениеконцентрации  и  памяти.

Проблемысоциализации. Когдаребенокчастоувлекаетсясмартфоном, он не ищет новыхдрузей в настоящеммире, отдаляясь от своихродных  и сверстников.

Проблемы со зрением.Самойважнойпроблемой в увлечениисмартфономявляется ухудшениезрения. Строениеглаза  ребенка не   приспособлено  к постоянным нагрузкам и статичному изображению – мышцывсегда находятся поднапряжением. Длявзрослыхэтотожевредно, ноонизнаюткогда нужноостановиться, а дети зачастую не видятпределов и слова «Стоп».

Некоторыеродителидумают, чтоесливидимыхпризнаковвредноговоздействиянет, тозначит – все хорошо.  Но, использование мобильныхгаджетовобладает накопительнымэффектом, тоесть вредзамечается  не сразунарушениепсихики,  перепадынастроения, нарушениесна, физиологическиеизменения. 

Насколько опасна для детей зависимость от телефона?

Зависимость детей и подростков от телефона, а также планшета и иных гаджетов – вполне себе распространенное явление. Вот только не каждый понимает, насколько она опасна. Попробуем разобраться.

На самом же деле, зависимость от телефона кроет в себе две группы опасностей:

  • физические;

  • социально-психологические.

К физическим опасностям зависимости от телефона у детей можно отнести непосредственное влияние гаджетов на растущий организм. Научно доказано, что использование различного рода технологических решений трансформирует мысленные процессы и становится причиной рассредоточенности внимания и ухудшения памяти.

Кроме того, стоит также отметить, что зависимость от телефона у подростков может стать причиной минимизации общения со сверстниками и к существенному снижению физической активности, что так необходимо растущему организму.

Социально-психологическая опасность зависимости от телефона у детей кроется в сложности защиты от нежелательных контактов. Использование социальных сетей и посещение сайтов с вредоносной информацией может серьезно навредить психике подростка.

Результаты исследования: как отучить ребенка от смартфона

Поитогамисследования Фондаразвитияинтернетабыловыявлено, что 26 % детей подростковоговозрастаимеютзависимость от сети и мобильныхгаджетов. Данные не предвещают ничего хорошего, ведь подростки – это будущая молодежь, на плечах которых будет находиться ответственность за новое общество.

Изучаявозможныепричиныподобныхрезультатов, специалистывыяснили, чтороссийскимдетямоченьранопозволяютиграть с телефоном. К примеру, детям до 2-х лет категорически не рекомендуется пользоватьсятелефоном, ведь структура ихтела и внутренние органы еще не успелисформироваться. Но, правила постоянно нарушаются, ведь ребенкалегкоотвлечь с помощьютакойигрушки, а мамы успеют выполнить свои срочныедела.

Влияние гаджетов на жизнь детей

Сегодня сложно представить ребенка, который бы не знал, что такое смартфон и не умел им пользоваться. Родители часто дают ребенку смартфон для того, чтобы тот не мешал им заниматься его делами. Но какой вред приносит телефон детям на самом деле? Давайте разбираться с этим вопросом подробней.

Как смартфоны влияют на развитие ребёнка?

Сегодня мы находимся на исходной точке эпохи гаджетов и планшетов, поэтому поколение наших детей — первое, которое испытывает их на себе. По этой же причине еще нет точных и обширных исследований, которые могли бы точно ответить на вопрос как телефоны влияют на развитие ребенка.

Уже сейчас есть первые результаты этого эксперимента. МРТ показало, что у детей, которые проводят в планшете или смартфоне около 7 часов в день, истончение мозговой коры. Обычно такое явление происходит с человеком во взрослом возрасте. Также наблюдается низкая успеваемость у тех, кто проводит за планшетом более 2 часов в день. Дети хуже справляются с тестами на логику и мышление и отстают в развитии от своих сверстников.

Влияние смартфона на физическое здоровье детей

Очевидно, что смартфоны плохо влияют на физическое состояние детей (и взрослых тоже). Так что давайте разбираться, почему смартфоны вредны:

  • Нарушение сна. Всемирная организация здравоохранения пришла к выводу, что смартфоны действительно влияют на качество сна. У детей может возникать бессоница в случае, если они проводят много времени за смартфоном или любым другим гаджетом пред сном. Причиной тому становиться мелатонин — гормон сна, который вырабатывается в организме только при наступлении темноты. Но если уж перед глазами ребенка постоянно находиться техника — ни о каком сне не идет речи.
  • Проблемы с позвоночником. Сидячая поза, голова опущена вниз — все это характерно для детей, которые проводят время за смартфоном. Все это плохо влияет на позвоночник, особенно на шейный и поясничный отделы.
  • Проблемы со зрением. Длительное смотрение на экран с близкого расстояния плохо влияет на зрение детей. Это может стать причиной того, что ребенок не видит одинаково хорошо на близком и дальнем расстоянии. Также может возникнуть синдром сухого глаза, что становиться причиной инфекционных заболеваний глаз.
  • Боли в голове. Длительное пользование смартфоном может вызвать головную боль из-за того, что мышцы шеи постоянно находятся в напряжении. Это в свою очередь влияет на сосуды и уменьшает поступление кислорода в мозг.
  • Лишний вес. Постоянное сидение в телефоне вызывает дефицит активности у детей. Они гораздо меньше двигаются и занимаются физической активностью, что может стать причиной ожирения.

Проблемы с физическим здоровьем детей могут серьезно влиять на их дальнейшую жизнь и состояние организма. Они цепной реакцией влекут за собой остальные заболевания и проблемы.

Влияние смартфонов на психику детей

Не менее важно и негативное воздействие гаджетов на психоэмоциональное состояние детей. Иногда эти проблемы оказываются даже серьезней, чем проблемы с физическим развитием, поэтому нужно знать врага в лицо

Проблема эмоционального развития. Гаджеты — это серьезная угроза нормальному общению ребенка со сверстниками. Все чаще современные подростки заменяют живое общение виртуальным, что негативно влияет на формирование их социальных навыков.
Рассеянность

Гаджеты становятся причиной того, что у ребенка рассеяно внимание, проблемы с концентрацией.
Перегрузка сенсорной системы. Сенсорная система человека ответственна за восприятие сигналов из окружающей среды

С дисплеев гаджетов дети получают слишком много сигналов, что вызывает агрессию, раздражение, капризы.

Негативное воздействие смартфонов на общее состояние организма детей — недостаточно изученная сфера. Но даже те данные, которые есть сейчас, показывают очевидный вред гаджетов на детей.

Влияние современных гаджетов на зрение ребенка

Есть мнение, что современные гаджеты серьёзно портят зрение. Особенно обвиняют в этом излучение от экранов. На самом деле ни один современный гаджет не превышает нормы электромагнитного излучения, и в этом смысле не несёт никакой опасности для зрения

Однако существует ряд факторов, на которые необходимо обратить внимание, чтобы сохранить остроту видения у себя и детей. Это размер и качество экрана устройства и условия его использования

Чем меньше и хуже экран, тем сильнее приходится напрягать глаза. Поэтому телевизор лучше планшета. Нельзя долго смотреть на яркий экран, находясь в тёмном помещении. Лучше не читать с экрана и не давать детям смотреть мультфильмы в условиях сильной тряски. Необходимо правильно настроить освещённость экрана устройства: если на улице вы используете полную яркость, заходя в помещение, уменьшайте её на 2/3. Давая ребёнку смартфон или планшет, лучше посадить его за стол или поставить гаджет на подставку, чтобы расстояние от глаз ребёнка до экрана не менялось. Все эти рекомендации призваны снять чрезмерную нагрузку с глазных мышц и являются профилактикой снижения остроты зрения

Говорить же о том, что использование гаджетов ведёт к слепоте, не правильно. Лучший способ защитить глаза ребёнка — ограничить время «общения» с гаджетом. Надо помнить, что длительное непрерывное «общение» с любым современным устройством вызывает синдром сухости глаз. Смотря на яркий экран, мы в 2-3 раза реже моргаем, а значит, недостаточно увлажняем свои глаза. В свою очередь, сухость глаз может привести к развитию их воспаления.

Как и любую другую проблему, снижение зрения легче предупредить, чем лечить. Меры профилактики не так сложны, как кажется

Стоит обращать внимание на размер и качество экрана (чем больше, тем лучше), правильно настраивать освещение (в помещении достаточно 1/3 от полной яркости), читать или смотреть видео, установив гаджет на подставку или положив на стол

В тёмное время суток использовать гаджеты только с дополнительным освещением. Давать глазам отдых каждые 30-40 минут. По возможности ограничить время непрерывного использования гаджетов. 

Дополнительным фактором, который, наряду с использованием современных девайсов, может спровоцировать ухудшение зрения у человека, является изначальная предрасположенность к тому или иному заболеванию глаз. Особенно это касается детей, у которых чрезмерные нагрузки на глаза при наличии врождённой патологии значительно ускорят её развитие. Прежде чем купить ребёнку планшет или смартфон, стоит сводить его на приём и осмотр к врачу-офтальмологу.

Информация подготовлена специалистами филиала ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Калининградской области в городе Зеленоградск».

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий