Режим дня ребенка 1 года
Второй год жизни ребенка ознаменован значительными изменениями в психическом и физическом развитии: он продолжает совершенствовать речевые навыки и уже освоил ходьбу, наклоны, приседания, преодоление препятствий, хотя движения все еще плохо скоординированы. Выносливость пока невысокая: ребенок довольно быстро устает.
Малыш становится все более самостоятельным и с удовольствием осваивает навыки самообслуживания: мытье рук, чистка зубов, умывание. Все это требует выделения малышу некоторого времени на уход за собой.
Работоспособность нервной системы ребенка повышается, что расширяет возможности для познавательного и умственного развития. В дневной распорядок дня уже могут включаться простые развивающие занятия продолжительностью несколько минут.
Сон. Среднесуточная продолжительность сна ребенка после 1 года составляет 14 – 16 часов, из них на ночной отдых приходится 10 – 12 часов. Периоды бодрствования уже могут достигать 3,5 – 4 часов подряд, дневной сон пока еще двухразовый — по 1,5 – 2 часа. К концу второго года жизни малыш перейдет на одноразовый сон с периодами бодрствования длительностью 4 – 4,5 часа. Готовность к одноразовому дневному сну очевидна, когда ребенок может поддерживать хорошее настроение весь день, крепко спит, не переутомляется ближе к вечеру. Если отказ от второго сна произошел слишком рано, у малыша будут заметны перепады настроения, снижение аппетита, всплески гиперактивности, капризность. Эти признаки могут проявиться не сразу, а только через некоторое время, когда усталость накопится. В этом случае, если ночной отдых удлинить не получается, разумно было бы на некоторое время вернуть второй сон. Периоды бодрствования включают в себя прогулки, прием пищи, игры и ритуалы ухода и подготовки ко сну. Подробнее о сне мы пишем здесь.
Прогулки. Прогулки у ребенка этого возраста двухразовые, после завтрака и полдника, продолжительностью 1,5 – 2 часа
Если погода хорошая, важно, чтобы малыш активно двигался, совершенствуя свои моторные навыки и координацию движений. Прогулка во второй половине дня, особенно если в нее включены подвижные игры, крайне важна для крепкого ночного сна;
Игры и занятия
Диапазон внимания у малыша после 1 года пока невелик, он не может долго сосредотачиваться на одном занятии. Поэтому чтение книг, лепку из пластилина, упражнения с рамками-вкладышами и другие развивающие занятия лучше организовать в течение дня так, чтобы они были непродолжительными (10 минут) и разнообразились другой активностью: прогулками на свежем воздухе и играми (мяч, кубики, пирамидки, сортеры и другие любимые малышом игрушки без высокой интеллектуальной составляющей);
Питание. Перерывы между приемами пищи у малышей после 1 года составляют примерно 3 часа, к 2 годам — 4 часа. Завтрак необходимо устраивать в течение часа с момента пробуждения, последнее кормление на ночь — не позднее чем за час до укладывания. В 1 год у ребенка 5-разовое кормление, к 2 годам — 4-разовое. Режим питания строится таким образом, чтобы после кормления ребенок не отправлялся сразу спать, а некоторое время бодрствовал и только после этого засыпал до следующего приема пищи. Такой ритм дня обеспечивает и бодрое состояние, и высокую познавательную активность, а главное, постепенно приучает к пониманию цикличности времени суток, сопровождающегося определенными ритуалами;
Гигиена и ритуалы. Гигиенические процедуры проводятся утром, перед полдником и на ночь. Умывание, мытье рук в течение дня, чистка зубов утром и вечером — при помощи родителей малыш постепенно учится справляться с этими занятиями самостоятельно. Обтирания, душ, купание в ванной — эти мероприятия пока происходят при активном участии взрослого. Купание на ночь становится частью вечернего ритуала отхода ко сну. Обычно от 1 года до 2 лет родители начинают постепенно приучать ребенка к горшку. Даже если малыш пока не приступил к использованию его по прямому назначению, высаживание на горшок можно включить в список ежедневных ритуалов и предлагать после сна, каждые 1,5 – 2 часа во время бодрствования, до прогулки и по возвращении с нее. Готовить ребенка ко сну лучше заранее, прекратив шумные игры, приглушив свет, совершив все необходимые ритуалы (высаживание на горшок, умывание, купание, сказка на ночь и другие приготовления, которые у вас появятся со временем и станут традиционными). Для выработки режима отход ко сну и в дневное, и в ночное время следует осуществлять в один и тот же час: так у ребенка будет формироваться условный рефлекс на определенное время. Впоследствии малыш будет чувствовать усталость к установленному времени укладывания и легче засыпать.
Сколько раз гулять?
Это еще одна неотъемлемая составляющая распорядка дня для этого возраста. Для полноценного развития малышу необходимо находиться на свежем воздухе около 3–4 часов. Летом, если на улице не очень жарко, это время можно и увеличить. Однако вовсе не обязательно «выгуливать» все 4 часа за один раз. Лучше разбить их на 2–3 прогулки.
Летом гулять лучше до 11 часов утром и после 16 часов вечером, чтобы избежать солнцепека. Зимой прогулки целесообразны, если температура не опускается ниже -10 градусов. Зимняя прогулка длится не более часа.
Гулять с малышом необходимо в тихом, спокойном месте, вдали от оживленных магистралей или промышленных предприятий: во дворе, парке, сквере. Гуляя, мама откидывает верх коляски, чтобы кроха наблюдал за окружающим миром: птицами, облаками, деревьями, прохожими. Младенца можно брать на руки, показывая и рассказывая о том, что встречается на пути. Это поможет ребенку накапливать пассивный словарный запас, находясь в постоянной речевой среде.
Не страшно, если малыш во время гуляния на воздухе заснет, это тоже полезно для его развития. Можно даже специально выходить на прогулку ближе ко времени очередного сна, чтобы он прошел на природе.
Режим или свобода?
В каждой стране свое отношение к режиму. Например, в Голландии детишек укладывают спать примерно в 7 вечера, индийцы только к 22:00 завершают свою вечернюю трапезу, а в Бразилии и вовсе ребенок может «пировать» с родителями до часу ночи. И все же, согласно работам последних лет, если в семье есть устоявшийся режим и практикуются ранние укладывания, вероятность того, что чадо будет послушным, значительно выше.
Исследования показывают, что четкий и строгий режим не влияет на успехи ребенка в школе. Но зато он увеличивает социальную адаптированность и спокойствие малыша.
- Новые доводы в пользу режима были опубликованы в исследовании британских ученых (Millennium Cohort Study). В опросе приняли участие около 10 000 малышей и их матерей, и на каждом возрастном этапе — 3, 5 и 7 лет — результаты оказались схожими: дети, которые ложились поздно и/или не следовали режиму, были более раздражительными и зачастую гиперактивными, а те, кто ложились спать по четкому графику, оказались куда более спокойными и социально адаптированными. При этом, если в 3 года режим отсутствовал, но вводился в более позднем возрасте, поведение ребенка неизменно улучшалось;
- В наши дни часто можно встретить родителей, которые регулярно ходят поздно вечером в гости с детьми младшего возраста. Плюсы такой ситуации совершенно очевидны: мама и папа не страдают от изоляции и ведут насыщенную жизнь, а дети привыкают к общению с разными людьми и получают новые впечатления. Кроме того, свободный график позволяет подстроиться под индивидуальные особенности ребенка: кому-то требуется больше времени на сон, кому-то — меньше;
- Какой бы вольнодумной идея свободного режима ни казалась строгим родителям, на самом деле практически все дети вырабатывают свой определенный график уже в первые недели жизни. Родители, придерживающиеся философии свободного режима, просто следуют естественным биоритмам малыша, а не устанавливают для него строгий график сна и приема пищи. Взрослые в этом случае приучаются быть внимательными к потребностям ребенка, вовремя улавливая смены его настроения и самочувствия и реагируя на них;
- Официальной нормы сна не существует, вы легко можете сами определить ее для своего ребенка, если позволите ему спать утром и днем столько, сколько ему захочется. Многие врачи утверждают, что такая норма для малыша от года до 4 лет составляет в среднем 12 – 14 часов в день, хотя, конечно, многое зависит от индивидуальных особенностей конкретного ребенка.
В случае со строгим режимом проблема заключается в том, что рано или поздно каждый второй-третий малыш, живущий по такому графику, решает взбунтоваться. Это реальная статистика, которую приводят западные специалисты по проблемам сна.
Купание и гимнастика
Каждый пункт дневного расписания – это крепкий камешек, заложенный в гармоничное развитие вашего маленького сокровища. Помимо питания, очень важны для него купание и гимнастика. Купают ребенка ежедневно, чаще перед ночным сном. Кроха с удовольствием воспринимает водные процедуры, он ест после них с аппетитом и спокойно засыпает.
Если вы заметили, что ваш ребенок наоборот становится активным после вечернего кормления, переведите купание на первую половину дня.
Гимнастике лучше отвести время до обеда. Выберите, как для вас удобней заниматься – после ночного пробуждения или после второго утреннего сна. Не начинайте упражнения непосредственно после кормления, подождите полчаса, чтобы пища усвоилась.
В список полезных упражнений для малыша второго месяца жизни входят: разведение ручек в стороны, сгибание и разгибание ножек, мягкий массаж груди и спины, приятные поглаживания. Гимнастика благотворно воздействует на тело крохи, улучшает кровообращение, способствует правильному физическому развитию.
Особенности развития двухмесячного малыша
Рост и вес
Эти показатели могут различаться у разных детей. Они зависят от пола ребенка, особенностей питания, показателей роста и веса в момент рождения. В течение двух месяцев жизни младенец прибавляет около 800 граммов веса и успевает подрасти примерно на 3 см.
Родителям необходимо проводить ежедневную антропометрию — взвешивание ребенка с целью контроля изменения веса.
Внешне малыш должен напоминать ангелочка, которого изображали художники на картинах эпохи Возрождения – пухленький карапуз с нежным цветом кожи.
Психофизическое развитие
К двум месяцам младенец начинает на 1-2 минутки удерживать головку. Это происходит в связи с тем, что крепнут мышцы шеи. В положении лежа на животе он даже может поворачивать головку в стороны. В положении «столбиком» малыш уверенно держит голову.
Гипертонус мышц, присущий новорождённому, постепенно снижается. Движения рук и ног становятся менее хаотичными, принимают более осознанный характер. Ребенок протягивает ручку по направлению к яркому предмету, к взрослому.
Слух
Происходит совершенствование слухового аппарата. Малыш начинает различать некоторые звуки. К достижению двухмесячного возраста он должен поворачивать головку по направлению к источнику шума. Реагируя на резкие звуки, он замирает и как будто прислушивается
Самое пристальное внимание вызывает у ребенка человеческая речь. Он отличает голоса своих близких от других звуков
В этот период родители могут использовать первые шумовые игрушки. При этом надо стараться приобретать такие погремушки, звук которых не будет слишком резким.
Зрение
Теперь уже малыш начинает сосредотачивать свой взгляд на крупных и ярких предметах, подолгу «изучая» их. Все цвета спектра еще не доступны ребенку, он сможет увидеть их только к 5 месяцам. Младенческая дальнозоркость постепенно проходит. Наибольший интерес вызывают у него движущиеся предметы. Кроме этого, поскольку движения рук ребенка становятся менее хаотичными, он начинает разглядывать собственные кулачки, поднося их к лицу
Но самое большое внимание он, конечно, уделяет маминому голосу и голосам близких людей
Комплекс оживления
Каждый возраст младенца уникален. Но уникальность двухмесячного возраста заключается в том, что именно в момент перехода из периода новорожденности к младенчеству ребенок начинает проявлять комплекс оживления. Именно на этом этапе у малыша появляется осознанная улыбка! Это не просто неконтролируемая мимика лица, а сознательная реакция.
Впервые у нормально развивающегося ребенка комплекс оживления проявляется в конце первого месяца жизни. Наиболее ярким он становится по достижении второго месяца.
Комплекс состоит из следующих реакций:
- замирание на несколько секунд при виде мамы или другого близкого человека,
- голосовая (гуление, вскрики),
- активные движения, направленные к взрослому,
- улыбка,
- зрительный контакт со взрослым.
Речь
Еще на первом месяце жизни у ребенка проявились первые голосовые реакции на окружающее. Это были крик, плач. И по-прежнему они остаются основными. Но вот происходит чудо! К концу второго месяца жизни мама начинает слышать нечто новое. Это некие звуки, напоминающие гуление. Обычно это гласные «а», «о», «у». Новые звуки и есть первые зачатки зарождающейся речи. На третьем месяце малыш будет активно гулить, если взрослые будут поощрять его и посвящать время ласковому общению с ребенком. Уже в этом возрасте можно произносить потешки и пестушки, глядя ребенку в глаза. Так взрослый поможет становлению речи малыша.
Играть – уже можно!
Для развития слуха, зрения, двигательных навыков, тактильных ощущений с грудным ребенком этого возраста уже можно проводить простые игры.
- Для развития зрения и внимания. Потрясите яркую погремушку перед глазами крохи, отодвиньте ее на 20–25 см от его лица, медленно поводите из стороны в сторону. Ребенок будет ловить ее взглядом и следить за ее передвижением. Можно с этой целью установить в кроватке крохи, на уровне его глаз и в зоне досягаемости для ручек яркий музыкальный мобиль. Мелодия такой игрушки поможет и тренировке слуха.
- Также развитию слуха способствует игра со звучащим предметом (прекрасно подойдет небольшой колокольчик). Если позвенеть сначала у одного, затем у другого ушка младенца, а после – перед глазами, кроха начнет искать источник звука, поворачивая головку в его сторону.
- Тактильные ощущения можно развивать, вкладывая в ручки ребенка попеременно предметы с разными свойствами: гладкие и шершавые, теплые и холодные, твердые и мягкие. Также полезно для этого катать между ладошками и по ступням крохи мягкие мячики-шиповки.
- Развитию мышц и двигательной активности способствует такая игра. Выложите ребенка на животик, расположив недалеко перед ним яркую игрушку. Кроха будет стараться поднять головку, чтобы видеть предмет, попытается дотянуться до него. Затем можно вложить ему эту игрушку в ручку в качестве вознаграждения за труды.
Ориентировочный режим дня
Как же выстроить все эти процедуры в единую ежедневную систему? Можно ориентироваться на потребности самого малыша, соотнося их с примерным режимом дня детишек этого возраста и корректируя в соответствии с конкретной ситуацией. Ведь всем известно, что ребенок не робот – иногда он поспит немного дольше, иногда проголодается чуть раньше. Но в целом погрешности режима, если его установить и соблюдать, не будут колебаться более чем на полчаса.
Итак, усредненный режим для 2-месячного крохи по часам выглядит примерно так:
- пробуждение, утреннее кормление, туалет – 6:00–6:30;
- утреннее бодрствование – до 7:30;
- утренний сон – 7:30–9:30;
- кормление, бодрствование – 9:30–11:00;
- дневной сон – 11:00–13:00;
- второе дневное кормление, бодрствование – 13:00–14:30;
- второй дневной сон – 14:30–16:30;
- третье дневное кормление, бодрствование – 16:30–17:30;
- третий дневной сон – 17:30–19:30;
- купание, кормление, укладывание на ночь – 19:30–20:30;
- ночной сон (с 1–2 пробуждениями для кормлений) – 20:30–6:00.
Ориентируясь на эти данные, каждая мамочка может подстроить все важные режимные моменты под биологические часы своего крохи. В дальнейшем этот распорядок будет постоянно меняться: малыш начнет реже кушать, меньше спать, больше времени проводить за играми и общением со взрослыми.
Но придерживаться определенных рамок нужно постоянно: они дают ребенку ощущение стабильности и предсказуемости последующих действий, приучают ориентироваться в них, устраняют проблемы со сном, помогают легче адаптироваться к изменению условий (поездка в гости, переезд на другое место, стационарное лечение). А значит, ребенок будет расти более организованным и приспособленным к жизни в пока еще новых для него условиях.
Рекомендации по режиму дня
В первые месяцы жизни дети полностью зависят от мамы и ее присутствия рядом. Мамино состояние (как физическое, так и эмоциональное) отражается на состоянии малыша. Безусловно, существуют стандарты, но любой педиатр скажет о том, что их лишь стоит учитывать, а не следовать им неукоснительно. Чтобы было удобнее ориентироваться в рекомендуемых нормах, занесем все данные, которые приводились выше, в таблицу.
Дневное время | Ночное время | |
Продолжительность сна | 1,5-2 часа | 4-5 часов |
Продолжительность бодрствования | 2 часа | 15-20 минут |
Как составить режим дня? У каждого человека, в том числе грудного младенца, есть биологические ритмы. Понаблюдайте за своим ребенком и вы сможете отследить их. Составьте примерный график, записав, когда он бодрствует, а когда склонен к отдыху. По мере приближения того или иного периода, действуйте в соответствии с потребностями малыша. Если близится время сна, помогите ему расслабиться: обеспечьте в доме тишину, приглушите свет, создайте атмосферу покоя.
Кроме того, имейте в виду, что биологические ритмы не только индивидуальны, но и могут периодически меняться. Тогда вам придется подстраиваться к ним заново. Не бойтесь таких перемен – они совершенно естественны.
Ориентиры при выборе режима «под себя»
Жесткий режим не способствует развитию ребенка в полной гармонии с самим собой и внешним миром.
Свободный график, напротив, комфортен для крохи психологически. Конечно, в некоторых ситуациях будить малыша в определенное время бывает необходимо. Хорошим решением в таком случае будет пробуждение в фазе быстрого сна (активные движения глаз, подергивания тела, форсированное дыхание). Из фазы глубокого сна (ровное дыхание, нет движения) ребенок выйдет недовольным, нервным и капризным. Если малыша трудно уложить спать вечером, родителям нужно сделать так, чтобы к желаемому времени сна он уставал за вечернюю прогулку с активными играми.
Индивидуальные особенности малыша, его биоритмы, характер, темперамент, а также потребности и возможности родителей — на стыке этих исходных данных и надо искать разумный компромисс.
Не ударяясь в крайности строгого режима и режима «отсутствия режима», поговорим о плюсах четкого распорядка дня, потому что они все-таки есть.
Плюсы режима сна для ребенка
- Бодр и активен;
- Уравновешен и пребывает в хорошем настроении;
- Лучше воспринимает и усваивает информацию;
- Открыт для освоения новых навыков;
- Социально активен и дружелюбен по отношению к окружающим.
Немаловажным аргументом в пользу режима является следующее наблюдение: если ребенок с раннего возраста придерживается заведенного распорядка дня, впоследствии ему легче адаптироваться к режиму, принятому в детском саду и школе.
Специалисты говорят о том, что малыш в первые годы жизни очень чувствителен даже к небольшим отклонениям от устоявшегося графика. При дефиците сна или повышенной физической и умственной нагрузке у него меняется настроение и поведение. По мере созревания коры головного мозга и совершенствования ее функций способность к адаптации у ребенка возрастает, но это не означает, что режим дня можно отменять.
Поддержание устоявшегося распорядка дня в домашних условиях помогает малышу благополучнее, спокойнее и без переутомления приспосабливаться к постоянно меняющимся условиям внешней среды.
Если вы решили придерживаться режима, при составлении распорядка дня помните:
- График должен быть гибким, разумным и максимально ориентированным на интересы и потребности вашего ребенка;
- Верхние и нижние границы периодов бодрствования должны определяться не нормами, а особенностями нервной системы конкретно вашего ребенка, в том числе ее гибкостью и работоспособностью;
- Сон должен распределяться в течение суток так, чтобы нервная система малыша получала полноценный отдых;
- Периоды сна, бодрствования, кормления, игр и прогулок устанавливаются в такой последовательности, чтобы они не противоречили друг другу, а, наоборот, гармонично перетекали один в другой.
Занятия и упражнения
Наши прабабушки рассказывали младенцам потешки и пестушки. Их и сейчас активно используют для занятий. В них мудрость народа. Они способствуют интеллектуальному становлению ребенка, развитию слуха, зрения, речи. Хорошо использовать детские стихи, беседовать с крошкой, взяв его на руки. В возрасте двух месяцев малыш становится прекрасным собеседником. Он благодарно гулит и поет.
На этапе достижения возраста двух месяцев хорошо использовать шумовые игрушки, приобретая погремушки ярких цветов. Размер погремушки лучше выбирать такой, чтобы помещался в ладошку, ведь малыш может уже хватать предметы и рассматривать их.
Соблюдение режима дня – одно из самых важных условий нормального развития ребенка. Наблюдая за малышом, каждая мама может сделает вывод, правильно ли она составила распорядок дня. Если мама выполняет все рекомендации врачей, то
- ее малыш весел и активен во время бодрствования,
- спокойно и крепко спит,
- имеет прекрасный аппетит,
- не имеет проблем со стулом,
- набирает вес в соответствии с нормами.
Существуют ли нормы?
Ожидая рождения малыша, вы, конечно, строили планы по поводу того, как будете поддерживать его здоровье, соблюдая распорядок дня и режим питания. Такие планы — вполне естественная потребность, которая «вписывается» в материнские инстинкты. Однако вместе с попытками реализации этих планов молодые матери уже с первых дней начинают волноваться, задаваясь различными вопросами. Один из них: почему новорожденный малыш так много спит? Или наоборот: достаточно ли высыпается мой ребенок и что делать, если его сон длится меньшее количество часов, чем предусмотрено нормативами?
По мнению специалистов, строгого «графика сна» для новорожденного младенца не существует, гораздо важнее обращать внимание на настроение малыша и его состояние здоровья. При этом важными параметрами являются нормальная температура тела, хороший аппетит и стул
Как и любой человек, ваш ребенок имеет индивидуальные особенности и физиологические потребности, которые вписываются в его собственные правила. Скоро вы научитесь понимать и замечать их, а пока — просто прислушивайтесь к его желаниям и потребностям.
Многие новорожденные малыши спят совсем недолго, после чего просыпаются и начинают плакать
Если вы предполагаете, что сон ребенка прерывается из-за каких-то непонятных причин, но сипмтомы заболеваний при этом отсутствуют, то обратите внимание на следующие моменты:
- возможно, малыша беспокоят высыпания на коже — дерматозы, поэтому он просыпается от ощущения зуда или жжения;
- ребенок может проголодаться и плачем просить есть;
- у малыша могут быть проблемы, связанные с пищеванием, в том числе вздутие животика;
- если в детской комнате не поддерживается необходимый режим влажности и оптимальная температура, ребенок может либо замерзать, либо испытывать дискомфорт из-за жары и сухости.
Стоит ли срочно обращаться к врачу, если ребенок, по вашему мнению, недосыпает и ведет себя беспокойно? Как правило, для этого нет необходимости: достаточно скорректировать вышеперечисленные моменты, и сон придет в норму. Но если вы замечаете, что грудничок постоянно и очень часто просыпается и ночью, и днем, и при этом он стал слишком нервозным, лучше покажите его педиатру на внеплановом приеме.
Развитие малыша в 8 месяцев
Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.
Физическое развитие:
- Ползает с большой скоростью и на любые расстояния;
- С опорой встает из положения сидя и опускается;
- Появляется «пинцетный захват» — может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами;
- Сам держит в руке и ест кусочки еды;
- Делает первые попытки передвигаться приставным шагом, держась за опору.
Психоэмоциональное развитие:
- Уверенно чувствует себя в знакомом пространстве;
- Диапазон эмоций расширяется — можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость;
- Громко и четко повторяет слоги;
- Увеличивается словарный запас, появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «баба», «дай»;
- Начинает проявлять повышенный интерес к новым предметам, выражая мимикой удивление и настороженность.
Чему учится малыш от 0 до 1 месяца
Первый месяц жизни новорожденного считается периодом адаптации. За эти 30 дней новый член вашей семьи должен успеть проделать огромную работу по перестройке своего организма: большую часть жизни он существовал в водной среде, где был обеспечен теплом, питательными веществами и кислородом, а теперь ему нужно самому дышать, самому регулировать систему теплообмена, самому добывать молоко из маминой груди.
Это требует огромных энергозатрат, поэтому в первый месяц большую часть времени малыш спит и ест. В первые недели жизни сон очень важен для младенца: во сне он растет, а организм привыкает к новой обстановке. Продолжительность бодрствования в течение суток в первый месяц обычно не превышает 2 – 4 часов. Грудное вскармливание быстро налаживается: ест новорожденный в среднем каждые 2 часа, в ночное время 3 – 5 раз (не забывайте — все очень индивидуально). Режим сна, кормления и бодрствования ваш малыш будет устанавливать самостоятельно в зависимости от своих физиологических особенностей и темперамента. Ваша задача как родителей лишь подметить и поддерживать эти ритмы, научившись распознавать и удовлетворять потребности ребенка.
Выбираем слинг и детское автокресло
Наталья Новикова
Педиатр, массажист, физиотерапевт
Развитие ребенка по месяцам
Первый год жизни ребенка: развитие по месяцам
Физическое и психоэмоциональное развитие в этот период происходит само собой, почти незаметно, но непрерывно. Несмотря на то, что малыш пока не демонстрирует особых достижений, он многое впитывает.
Физическое развитие:
- Движения рук и ног хаотичные;
- Сохраняется гипертонус рук и ног, кулачки крепко сжаты;
- Приподнимает головку, лежа на животе;
- Учится фиксировать взгляд на неподвижном предмете;
- Все еще сильно развиты врожденные рефлексы, благодаря которым младенец адаптируется к окружающей среде, — сосательный, поисковый (поиск груди матери), хватательный (сжимает все, что попадает ему в кулачок), рефлекс ходьбы (двигает ножками, как будто шагает, если удерживать его в вертикальном положении на твердой поверхности), плавательный, рефлекс Мора (сводит и разводит ручки и ножки, реагируя на громкий и внезапный звук) и др. По мере развития ребенка они будут постепенно угасать, оставляя место базовым рефлексам взрослого (моргание, чихание, зевота, вздрагивание и т. д.).
Психоэмоциональное развитие:
- Может порадовать первой улыбкой (т. н. физиологическая улыбка);
- Издает первые звуки (сопит, кряхтит), а если с ребенком много разговаривают, радует родителей гулением (агуканьем);
- Реагирует вздрагиванием, замиранием или плачем на резкие и громкие звуки;
- Прекращает плакать, когда его берут на руки;
- Активно помогает во время кормления (устраивается поудобнее, ищет и ловит ртом сосок маминой груди).
Питание ребенка
Как определить, что малыш готов к прикорму, как его правильно вводить, с каких продуктов нужно начинать и как избежать аллергии.
Сколько ребенок спит ночью?
Эта тема не менее актуальна и важна для всех молодых мам и детей. От того, насколько спокойным будет ночной сон ребенка, напрямую зависит, как хорошо выспится и отдохнет его мама. Для малыша хороший ночной сон означает крепкое здоровье и полноценное развитие.
Сколько должен спать ребенок ночью? Конечно, некоторые мамы могут похвастать тем, что малыш спит спокойно всю ночь, но такое бывает редко. В основном даже здоровые дети часто просыпаются по тем или иным причинам. Посмотрим же, каковы особенности детского сна в ночное время:
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что делать, если младенец плохо спит ночью?
- Если даже младенец быстро уснет, минут через 40-60 он проснется. Это не должно вас пугать – либо он проголодался, либо ему просто нужно убедиться, что вы находитесь рядом.
- Если вы будете с ним, малыш снова быстро уснет и теперь уже на более длительное время – на 4-5 часов. Если же он не найдет вас, это может быть причиной беспокойства, кроха не сможет вновь уснуть и будет бодрствовать целую ночь. Вы потратите много сил, плюс собьется режим дня (пусть даже не очень четко установленный).
Довольно популярным является вопрос о том, где спать новорожденному малышу. Часто мамы очень переживают и боятся, что с младенцем может что-то случиться во сне, поэтому кладут его спать рядом с собой. В этом есть как положительный момент, так и отрицательный. Положительный в том, что ребенок постоянно будет ощущать мамину близость. Отрицательной стороной является риск, что уставшая мама может неосознанно во сне придавить малыша.
ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: сколько времени должны спать новорожденные дети?
Известный педиатр Евгений Комаровский высказывает свое мнение: если мама может спать в условиях постоянного напряжения, то нет ничего страшного в том, что она кладет малыша рядом, однако оптимальным вариантом является раздельный сон. Ребенок должен привыкать к своей кроватке, а мама должна полноценно отдыхать ночью, чтобы днем у нее были силы и на ребенка, и на домашние дела, и на заботу о муже.
ИНТЕРЕСНО: как правильно уложить новорожденного спать?
Фазы сна у ребенка до года
Начиная с третьего месяца период бодрствования увеличивается, а фазы сна у ребенка становятся все более похожими на течение паттерна взрослого человека. Основным отличием становится длительность циклов. У малыша до года период занимает 45-50 минут.
Таблица продолжительности фазы быстрого сна у детей до года по месяцам:
Возраст малыша | Доля быстрой фазы (%) |
---|---|
0-4 недели | 70-75 |
1-3 месяца | 45-50 |
4-5 месяцев | 37-40 |
6-12 месяцев | 35-40 |
Чаще детки первых месяцев жизни просыпаются во время быстрой фазы, которая значительно превышает длительность медленной. По этой причине груднички спят прерывисто и недолго.
Режим кормлений на ГВ
В первый месяц жизни младенца грудное вскармливание только устанавливается: малыш учится питаться самостоятельно, вне материнского организма, а тот, в свою очередь, настраивается работать в новом режиме.
Очень многое в этот период зависит от психологического состояния мамы – всё же человек не машина и не может подключить особую функцию нажатием кнопки. В течение первого месяца у женщины происходит становление лактации. Именно поэтому в первый месяц так важен режим питания ребенка по требованию. Что это значит? Это значит, что мама даёт ребенку грудь не через равные промежутки времени, а тогда, когда ребенок забеспокоится, будет проявлять признаки голода: плакать, искать ртом источник еды. Конечно, перед тем как дать малышу грудь, стоит убедиться, что его беспокойство не связано с другими причинами: проверить, не нужно ли сменить ему подгузник, удобно ли он лежит, не давит ли одежда. Кроха может просто соскучиться и испугаться без мамы, тогда он успокоится на руках. Но если плач не стихает, а с прошлого кормления уже прошло около часа, можно снова предложить ребенку поесть.
И маме, и малышу нужно привыкнуть друг к другу, а для этого проводить как можно больше времени в тактильном контакте. Кормление грудью в этом отношении – прекрасная возможность. Число кормлений в сутки может варьировать от 6-8 до 10-15 Оно может быть разным в разные дни. Иногда будет казаться, что ребенок буквально сутками висит на груди. Это нормально, через такие дни проходят почти все мамы на ГВ.
Постепенно организм научится вырабатывать именно столько молока, сколько нужно вашему малышу. Промежутки между кормлениями станут больше, ведь желудок ребенка растет и сможет вмещать больший объем пищи. К концу первого месяца жизни вы начнете замечать, как режим кормления постепенно перестает быть хаотичным, в нем наметится система и периодичность.
Этапы развития в 5 месяцев
Пятый месяц проходит под девизом «Хочу двигаться!». Пусть малыш продолжает попытки переворачиваться, раскачиваться, садиться, главное — обеспечьте ему безопасность в эти моменты. Если вы замечаете, что ребенку нужна большая свобода пространства, чем у него есть в кроватке или манеже, можно выкладывать его на пол. Заранее подготовьте для этого поверхность: она должна быть чистой и приятной для контакта с нежной кожей малыша, мягкий коврик прекрасно подойдет для этих целей.
Режим сна, бодрствования и кормления в этот период может снова начать перестраиваться. Иногда малыш может не просыпаться всю ночь, даже на кормление, или встать очень рано и уже не досыпать утром.
Физическое развитие в пять месяцев:
- Долго лежит на животе, опираясь на вытянутые руки, может начинать ползать по-пластунски;
- Уверенно переворачивается со спины на живот;
- Сидит с поддержкой, спина при этом сильно согнута;
- Развлекает себя, играя с собственными ручками и ножками;
- Уверенно хватает предметы и подолгу держит их в руках.
Психоэмоциональное развитие в пять месяцев:
- Узнает голос матери;
- Отличает лица близких от чужих;
- По-разному реагирует на неодинаковый тон обращения к нему — улыбается в ответ на ласковый тон голоса и хмурится при строгой интонации;
- Долго и певуче гулит;
- Сам побуждает родителей к общению — улыбается, лепечет, тянет ручки; капризничает, если общения не хватает.