Таблица норм прибавки веса и роста
С 70-х годов прошлого века все развитые страны для оценки нормы развития новорожденных детей использовали справочные показатели, принятые ВОЗ. В них указывалось, сколько должен весить новорожденный в разные этапы своей жизни и какова норма прибавки веса и роста по месяцам. Однако считалось, что данные, приведенные в этих рекомендациях, не совсем верны. Поэтому на протяжении практически 30 лет собиралась статистика развития почти 10 тысяч детей из стран с разным климатом и экономическим уровнем.
Исследователи в своих изысканиях обращали внимание на параметры соотношения длины и массы тела, в течение всего периода изучая, сколько весят младенцы при рождении, каковы прибавки роста и набор веса по месяцам. Показатели эти собирались у изучаемых детей до достижения ими возраста 5 лет
На основании этой поистине скрупулезной работы членов ВОЗ была создана таблица норм прибавки веса и роста детей. Она опубликована в 2006 году, и данные в ней делятся по половому признаку, поскольку развитие девочек и мальчиков несколько различается.
Развитие любого грудничка оценивается по этой таблице. Педиатр будет измерять на каждом приеме длину тела вашего новорожденного и его вес, сравнит с данными предыдущего взвешивания и оценит, каким получился набор за период. Доктор обязательно сравнит, сколько должен весить младенец по статистике ВОЗ. В случае несоответствия, врач подскажет, как следует скорректировать режим и объем питания, если вес вашего грудничка далек от нормы.
Как быть, если данные младенца далеки от стандартов ВОЗ?
Прежде чем начать переживать из-за того, что ваш малыш не дотягивает до стандартов, которые указывает таблица ВОЗ, или наоборот превышает их, подумайте, каким ростом обладают члены ваших семей. Ведь если нет серьезных патологий — а их, как правило, специалисты видят сразу, — то помните, что рост и вес детей гармонично скоррелированы.
Если малыш хорошо кушает, но данные его измерений и взвешиваний меньше стандартных, то скорей всего он просто маленький и ростом должен пойти в кого-то из низкорослых близких. Так же в большинстве случаев объясняется и небольшой «перебор» длины и веса. Часто слишком активный набор веса у детей, начинающих после полугода ползать, снижается до стандартных показателей, и они в итоге весят столько, сколько указывает таблица ВОЗ в строке нормы.
Не стоит пугаться несоответствия статистике — это всего лишь цифры. Каждый ребенок — это индивидуальность, со своими особенностями роста и развития, которые не загнать в строгие рамки таблиц. Если вы видите, что ваш малыш активен и жизнерадостен, — значит все с ним нормально. А как лучше скорректировать недостаток или переизбыток веса вам подскажет ваш участковый педиатр, если сочтет эти меры необходимыми.
Скачки роста у детей сопровождаются негативными изменениями в настроении и поведении. Чтобы понять, почему ребенок капризничает и плохо спит, нужно знать, когда происходят такие скачки. Тогда становится легче понять малыша и помочь ему.
Когда нужно посещать педиатра
Традиционно до года педиатра следует посещать каждый месяц. В 6 месяцев малыша осматривают такие врачи:
- Педиатр,
- Невролог,
- Детский хирург.
Кроме того, как правило, делается общий анализ крови, мочи, кала. Часто ребенка смотрят еще офтальмолог и отоларинголог, чтобы исключить проблемы со слухом.
В годик эта диспансеризация повторяется, и малыша осматривают также детский стоматолог и другие специалисты.
Когда и какие прививки делать
- В 6 месяцев малышу повторяют прививки против коклюша, столбняка и дифтерии (вакцина АКДС), а также полиомиелита и гепатита B.
- В год ребенку впервые проводят пробу Манту, которая позволяет выявить уровень иммунитета к туберкулезу, и вакцинируют против кори, краснухи и эпидемического паротита.
Посещение врача полезно не только для контроля над здоровьем ребенка — это возможность для мамы забыть о тревогах и довериться специалисту. Конечно, собственный опыт и знания подруг важны, но лучше со всеми вопросами обращаться к врачу.
Скачки роста до года
Рост и развитие ребенка, вопреки мнению многих, происходит неравномерно, а скачками. Это касается не только роста, но и развития нервной системы и мозга. После таких скачков у ребенка появляются новые навыки и способности. Однако они сопровождаются малоприятными кризисами.
Признаки скачков роста у детей
Вы могли заметить, что малыш всю неделю был довольно спокойным и улыбчивым. На следующий день вдруг его поведение изменилось, он стал капризнее, часто плачет. Спустя пару дней ребенок утихает. Вместе с этим он может удивить маму своим новым навыком. Но это не все признаки скачков роста у детей до года. В кризисы у ребенка отмечаются:
- капризность, плаксивость;
- быстрая смена настроения;
- особая привязанность к маме, не желание слазить с рук;
- отказ от груди или особый аппетит;
- проблемы со сном — часто просыпается, тяжело засыпает.
Но не всегда эти признаки связаны именно со скачками роста. Порой похожие симптомы возникают, когда малыш приболел. Поэтому, прежде чем сбрасывать появившиеся признаки на скачки роста, лучше проконсультироваться с врачом и исключить возможные проблемы.
Малыш учится быть самостоятельным
В этом возрасте ребенок при любой возможности стремится обслуживать себя сам:
- Самостоятельно одевается и раздевается (исключение составляют только сложные предметы гардероба — колготки, перчатки, обувь со шнурками);
- Без помощи взрослых аккуратно ест и пьет за столом, пользуется салфеткой;
- Выполняет все гигиенические процедуры — умывание, мытье и вытирание рук, чистка зубов, расчесывание волос; пользуется горшком (в основном без напоминаний), носовым платком;
- Стремится поддерживать в чистоте руки и одежду;
- Участвует в поддержании порядка в доме, помогает взрослым — вытирает ноги, входя в квартиру, делает уборку в доме, в своей комнате, складывает игрушки, застилает постель, убирает одежду в шкаф, ухаживает за домашними животными и растениями.
26-я неделя – новые взаимосвязи – новый мир!
26-я неделя или 6 месяц жизни ребенка характеризуется новым этапом в развитии ребенка. Если внимательно наблюдать за ним, то можно заметить, что малыш пытается сделать довольно много новых вещей, становится мобильнее и подвижнее чем раньше, даже если еще не ползает, лучшее координирует движение рук и ног. Все это означает, что он начал понимать, что между вещами в мире существует взаимосвязь!
Одно из главных явлений, которые ребенок начинает осознавать в это время – то что между вещами существуют расстояния и дистанция. Он вдруг начинает ощущать себя всего лишь песчинкой в масштабах комнаты, понимает что есть вещи, которые стоят далеко, высоко, и он, как бы ни хотел, не может их достать. А уж если мама, за которой малыш не может последовать находясь в кроватке, выходит в другую комнату – это сравнимо для него с тем что она улетела на луну. И даже если он уверенно ползает, понимание того что догнать любимую мамочку не так то просто становится самой настоящей трагедией.
Скачок 26-й недели – беспокойное время для родителей. Ведь ребенку необходима их постоянная поддержка, только так он сможет научиться контролировать пространство вокруг себя и избавиться от страхов. А их на этом этапе не просто много, а очень много!
Не стоит обижаться на малыша, за то что он ищет внимания, пытается его добиться криком. И, конечно же, как и во время других скачков, ему хочется физической близости с человеком, который способен защитить от враждебного окружающего мира и может решить любую проблему – с мамой. Длится этот период довольно долго, от 1 до 5 недель. И заканчивается тем, что малыш становится более активным и следить за ним приходится куда более внимательнее, чем раньше.
Что должен уметь ребенок в 6 месяцев
Физическое развитие ребенка шести месяцев
Основным показателем физического развития малыша является соотношение его веса и роста, которые отличаются у мальчиков и девочек.
Полугодовалые мальчики весят от 7,1 – 8,8 кг при росте от 65,5 – 69,8 см.,
а девочки от 6,5 – 8,3 кг при росте 63,5 – 68 см.
Основные навыки:
- ребенок может переворачиваться со спины на живот и обратно;
- в лежащем положении малыш, облокачиваясь на одну руку, другой берет игрушки;
- ребенок хватается за пальцы родителей и подтягивается без усилий из положения лежа;
- некоторые малыши способны сидеть самостоятельно;
- пытается ползти на четвереньках к игрушке;
- поддерживаемый под мышки, малыш упирается на кончики пальцев;
- самостоятельно играет игрушками в течение 10-15 минут;
- перекладывает свои погремушки из одной руки в другую;
- удерживает в каждой руке по игрушке, ощупывая их всей ладонью;
- находит накрытую чем-либо игрушку;
- ребенок может брать мелкие предметы;
- уверенно держит головку при любых положениях тела;
- получает удовольствие, если его поднимают, качают и носят на руках;
- у малыша в этом возрасте прорезывается первый нижний резец, расположенный по центру.
Психоэмоциональное развитие 6-ти месячного младенца
Ребенок меняется эмоционально, он может показывать родителям свое недовольство и бурную радость. С этого момента можно определить состояние ребенка – радостный, спокойный или расстроенный.
Основные признаки эмоционального развития младенца:
ребенок пытается понять смысл услышанного, ищет глазами предмет, о котором говорится;
малыш по голосовой интонации определяет родителей, особенно маму, не видя их и выражает восторг;
различает родных людей и посторонних, незнакомых опасается;
малыш лепечет и в лепете можно распознать отдельные звуки (ма-ма-ма или ба-ба-ба);
может интересоваться практическим применением окружающих предметов. Лепетом привлекает внимание к необходимому ему предмету.
Почему возникает кризис одного года
Ваш малыш растет и каждый день узнает что-то новое. К одному году он уже такой взрослый, что вы с удивлением вспоминаете, каким маленьким и беззащитным он был, когда родился. Теперь он ходит или хотя бы пытается, понимает слова взрослых и пробует говорить сам.
Каждый день мир открывается ему все больше. Вместе с новыми знаниями о мире его эмоциональное восприятие усложняется, ему нужно больше движения и впечатлений. Ребенок настойчиво требует общения и становится очень эмоциональным. Главное — запастись терпением и сохранять спокойствие. Никакая муха вредности не кусала вашего кроху. Просто он вырос, и у него начался кризис одного года — переходный период между младенчеством и ранним детством. Впрочем, этот период можно прожить и без явных кризисных проявлений, если предоставлять малышу достаточно внимания, возможностей для движения и развития. В контексте этой темы советуем познакомиться с материалом о развитии и игрушках
Перечислим основные процессы, происходящие с малышом к 12 месяцам:
- Становление ходьбы. Примерно в 8 – 14 месяцев дети начинают самостоятельно ходить, что само по себе сильно влияет на развитие ребенка, ведь этот новый навык дает ему возможность еще глубже исследовать окружающий мир;
- Развитие речи. В этот же период активно развивается речь. Но язык годовалого ребенка не похож на язык взрослых. Слова, которые он произносит, отличаются от привычных нам, и в каждое малыш вкладывает какой-то особый смысл, а иногда и несколько. Значение слова зависит от ситуации, в которой оно произносится. Мышление ребенка в этом возрасте носит несамостоятельный характер. Если взрослые могут пользоваться словами для описания своих мыслей, переживаний или воспоминаний, то ребенку они нужны для того, чтобы описать то, что он видит в данный момент времени. Пока еще он не может говорить об отсутствующих предметах. Данное явление носит название «автономная речь». С ее помощью ребенок констатирует, но не делает умозаключений. Вместе с тем слова «взрослой речи» малыш уже понимает;
- Противостояние взрослым. На этом этапе происходит отделение от матери. Ребенок начинает противопоставлять себя другим. Малыш отказывается выполнять просьбы родителей (прежде всего — если он ощущает недостаток их внимания), иногда как бы возвращаясь к более раннему периоду в поведении.
У малыша возникает противоречие между собственными потребностями и возможностями: он стремится все делать сам, но у него не всегда получается. Он хочет сказать, но не может подобрать слова, хочет достать, но не дотягивается. Эти противоречия не только движущая сила его психического и общего развития, но и причина возникновения агрессии и эмоциональных вспышек.
Кризис одного года может длиться от одной недели до нескольких месяцев, пока у ребенка не закончится период автономной речи.
Социальное и эмоциональное развитие детей до года
В 7 месяцев развивается визуальное восприятие ребенка: он начинает замечать элементы обстановки, его интересует отражение в зеркале, он начинает понимать, что между отражением и его телом есть связь.
В 6 – 8 месяцев дети начинают выражать страх. Эта эмоция развивается позже остальных базовых, так как для того, чтобы ее испытывать, нужно научиться сопоставлять событие, которое вызывает страх в данный момент, с похожим событием из прошлого. Именно поэтому сейчас ребенок умеет сравнивать лица близких и незнакомых людей и выражать боязнь последних.
Между 8 и 12 месяцами малыш знает, какие игрушки и люди ему больше нравятся, он хочет находиться с ними как можно чаще и дольше, видя в них источник эмоциональной поддержки. Также он протестует, если забрать его любимую игрушку или если мама его покидает, пусть даже на одну минуту. Только к 18 месяцам он может менее болезненно переживать расставание с ней.
В этом же возрасте ребенок более активно, чем раньше, копирует мимику, поведение и жесты людей, учится понимать их смысл. Ориентируясь на вашу реакцию, он принимает решение о том, как действовать: например, если он видит одобрение, то подходит и берет заинтересовавшую его вещь.
Малыш проверяет реакцию взрослых на свое поведение, кидая объекты или совершая другие поступки, — таким образом он узнает о причине и следствии и учится взаимодействовать с объектами и людьми.
Как проявляется кризис 1 года жизни
Характерные признаки кризиса одного года:
- Самостоятельность;
- Неуправляемость;
- Упрямство;
- Непослушание;
- Требование внимания к себе;
- Чувствительность к замечаниям;
- Обиды;
- Агрессия;
- Капризность;
- Противоречивое поведение.
В это время у ребенка наблюдается определенный скачок в развитии. Внутри него происходят глубокие психологические преобразования. Он начинает ощущать себя личностью и хочет быть самостоятельным. У маленького человека возникают собственные желания, которые больше не зависят от взрослых. Он стремится познавать мир самостоятельно — все потрогать, попробовать на вкус, посмотреть, что внутри. И любые запреты вызывают в нем волну непослушания.
Таблица роста и веса ребенка до года по данным ВОЗ
Если ваш ребенок находится на грудном вскармливании, ознакомьтесь со следующей таблицей роста и веса, разработанной ВОЗ в 2006 г.
Показатели веса ребенка, выше или ниже табличных до 12-14%, следует расценивать как нормальные. При больших отклонениях веса стоит проконсультироваться с врачом для возможной коррекции питания. Рост ребенка – менее «гибкий» параметр, при отклонениях его значения свыше 10% от табличных есть смысл посоветоваться с врачом.
Согласно данным ВОЗ, основанным на изучении развития грудных детей, матери которых не курили во время беременности и грудного вскармливания, в большинстве случаев ребенок больше всего прибывает в весе в первые 2-3 месяца, порой даже до 2 кг за месяц. Минимальная прибавка в этот период составляют 460 г в месяц. В 4-6 месяцев груднички начинают активно познавать мир, переворачиваясь и пытаясь ползать, и прибавки в весе уменьшаются до 400-600 г/месяц. В 6-9 месяцев (когда большинство детей умеют перемещаться в пространстве с помощью ползания) малыш прибавляет в месяц еще меньше — 300-500 г, а после 9, когда дети учатся ходить, нормальным считается прибавлять в весе по 100-300 г/месяц.
Если все-таки вас одолевают сомнения касательно физического развития малыша, помните – важно обращать внимание не на соответствие каждого параметра «нормальным» цифрам, а именно на соотношение роста и веса. Если у малыша хороший аппетит, регулярный стул и моча светлого цвета, ребенок энергичен и его психомоторное развитие в норме – проблемы, скорее всего, нет
Но развитие ребенка не происходит равномерно. Все дети развиваются скачками. То кажется, что долгое время не происходит никаких перемен в развитии крохи, а потом вдруг неожиданно у ребенка появляется какой-то новый навык, происходит очередной скачок. На самом деле появлению каждого нового навыка у ребенка предшествует довольно долгий подготовительный период. Речь может идти примерно о неделе. И эта неделя – настоящий кризис для малыша, а часто и для напуганных родителей ребенка.
Эти кризисы развития детей настолько заметны и закономерны, что создан даже специальный календарь кризисов ребенка.
Но не стоит пугаться – поскольку каждый такой кризис является следствием бурного развития ребенка, эти кризисные недели складываются скорее в календарь скачков развития ребенка. Каждый кризис – это скачок развития нервной системы, скачок роста мозга, появление новых способностей у ребенка. Для малыша это сравнимо с открытием нового, абсолютно неизвестного ребенку мира. И это пугает ребенка.
Кризисы развития заставляют ребенка чувствовать себя взволнованным. Происходящие с ним и окружающим его миром перемены слишком стремительны. Они непонятны ребенку, и он напуган. Во время кризиса ребенок нуждается во внимании и помощи взрослых. Наберитесь терпения. В ваших силах помочь своему малышу легче и быстрее пройти каждый кризис, каждый скачок роста.
Таблица скачков роста показывает, как распределены скачки развития по неделям жизни малыша. Недели, выделенные цветом, показывают кризис. Тучкой обозначено самое тяжелое время. За кризисом следует солнышко – это спокойный период для малыша, окончание кризиса, развитие ребенка благополучно пережило очередной скачок. До следующего скачка и соответствующего ему кризиса будет довольно спокойное время закрепления малышом своих новых навыков.
Скачки развития у детей происходят примерно в одном и том же возрасте. До 1,5 лет ребенок переживает 10 таких скачков. Поначалу каждый кризис короткий и они часто меняются. Постепенно интервалы между кризисными периодами у ребенка удлиняются, но и длительность каждого скачка тоже увеличиваются.
Если ребенок родился раньше срока, то смотрите календарь скачков роста начиная с даты, когда ребенок должен был родиться. Если же ребенок родился позже срока, то начинайте отсчет раньше. Каждый кризис обычно сопровождаются тревогами, капризами, ухудшениями сна, слезами.
Для беспомощных малышей вес и рост – жизненно важные показатели, особенно в возрасте до 12 месяцев. Именно тогда закладываются основы развития организма, здоровье на многие годы вперед, и любое отклонение +/- служит поводом для беспокойства. Самостоятельно контролировать ситуацию, следить, сколько набирает новорожденный (таблица с приростом массы тела дана далее), помогут точные медицинские весы – профильные, в которых учтены все нюансы физиологии ребенка от нескольких недель и выше.
Скачки у детей до года
Если ребенок здоров, его не беспокоят колики, нет намека на то, что прорезываются зубы, но малыш сводит с ума своими капризами, то, скорее всего, это кризис развития, через который проходят все. Дети до 12 месяцев растут вовсе не планомерно, а скачками.
Происходят «рывки» в такие моменты жизни малыша:
- между 1-ой и 3-ей неделей от рождения;
- с 6-ой по 8-ую неделю жизни;
- в 3-месячном возрасте;
- в 6-месячном возрасте;
- в 9-месячном возрасте.
Но не обязательно скачки роста приходятся на один и тот же период у всех детей. Каждый ребенок развивается в своем темпе, поэтому периоды могут сдвигаться. Но, как правило, длится скачок 2-3 дня, хотя у некоторых малышей он может затянуться на 7 дней.
«Рывки» в развитии малыша проявляются так:
- он сильно капризничает и плачет по любому поводу;
- аппетит повышается – он постоянно требует грудь, поэтому маме может показаться, что ее молока не хватает;
- он засыпает только на руках;
- засыпает долго и спит чутко;
- успокоить малыша, если он расплакался, привычным способом не удается;
- он не дает маме заниматься делами, не отходя ни на шаг;
- может закатиться в истерике, увидев в доме незнакомых людей.
В такие периоды маме важно понять ребенка, разговаривать с ним, кормить по первому требованию, успокаивать различными способами и носить на руках. Если к крохе в моменты «рывков» развития отнестись слишком строго, он может потерять веру в себя и родителей, начнет требовать опеки и внимания еще больше
Но потакать капризам не стоит, иначе ребенок будет использовать слезы, чтобы добиться желаемого.
Правильное отношение к ребенку в этот момент поможет предотвратить психические расстройства в будущем.