Сепарационная тревога или кризис разделения

Источники

  • Hernández AF., Calina D., Poulas K., Docea AO., Tsatsakis AM. Safety of COVID-19 vaccines administered in the EU: Should we be concerned? // Toxicol Rep – 2021 – Vol8 – NNULL – p.871-879; PMID:33898273
  • Schaltz-Buchholzer F., Aaby P., Monteiro I., Camala L., Faurholt Simonsen S., Nørtoft Frankel H., Lindberg Larsen K., Golding CN., Kollmann TR., Amenyogbe N., Stabell Benn C., Bjerregaard-Andersen M. Immediate Bacille Calmette-Guérin vaccination to neonates requiring perinatal treatment at the maternity ward in Guinea-Bissau: A randomized controlled trial. // J Infect Dis – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33893799
  • Darmaputra DC., Zaman FY., Khu YL., Nagalingam V., Liew D., Aung AK. Cost-analysis of opportunistic influenza vaccination in general medical inpatients. // Intern Med J – 2021 – Vol51 – N4 – p.591-595; PMID:33890379
  • Alexander V., Paul GJS., Zachariah A., Mathuram AJ. A Hospital-Based Nonconcurrent Cohort Study on Factors Associated with in-Hospital Mortality in Patients with Laboratory Confirmed Influenza. // J Glob Infect Dis – 2021 – Vol12 – N4 – p.208-213; PMID:33888959
  • Konstantinides S. Thrombotic complications of vaccination against SARS-CoV-2: what pharmacovigilance reports tell us – and what they don’t. // Eur Respir J – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33888525
  • Bell R., Imai S., Rafferty A., Little NRG., Winterbauer N., Luo H. Influenza and Pneumonia Vaccinations among North Carolina Adults with Diabetes. // Am J Health Behav – 2021 – Vol45 – N2 – p.216-225; PMID:33888183
  • Hennrich AA., Sawatsky B., Santos-Mandujano R., Banda DH., Oberhuber M., Schopf A., Pfaffinger V., Wittwer K., Riedel C., Pfaller CK., Conzelmann KK. Safe and effective two-in-one replicon-and-VLP minispike vaccine for COVID-19: Protection of mice after a single immunization. // PLoS Pathog – 2021 – Vol17 – N4 – p.e1009064; PMID:33882114
  • Macina D., Evans KE. Bordetella pertussis in School-Age Children, Adolescents, and Adults: A Systematic Review of Epidemiology, Burden, and Mortality in Africa. // Infect Dis Ther – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33881713
  • Pervaiz A., El-Baba F., Dhillon K., Daoud A., Soubani A. Pulmonary complications of sickle cell disease: a narrative clinical review. // Adv Respir Med – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33881157
  • Agrawal A., Ison MG., Danziger-Isakov L. Long-Term Infectious Complications of Kidney Transplantation. // Clin J Am Soc Nephrol – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33879502

Канцелярщина

Во всех канцелярских отделах детских универмагов и книжных магазинов обычно летом появляется список товаров, входящих в «набор первоклассника». Неопытные родители берут его на вооружение, честно закупают все по этому списку, а в сентябре выясняется, что в школу нужно принести непременно деревянную линейку, испанский пластилин или некий загадочный предмет под названием абак. Причем, выясняется это непосредственно перед выходом в школу, когда бежать в магазин уже поздно.

П** равило первое – список дает учитель**

Выясните у будущего учителя вашего первоклассника, какие именно предметы понадобятся ему в первые несколько месяцев. Опытный учитель обычно диктует такой список на самом первом родительском собрании, которое проводится еще в мае.

Дело в том, что в каждой конкретной школе на этот счет могут быть свои правила. Могут понадобиться, например, какие-то специальные учебники или рабочие тетради. Особо редкие и экзотические учебные пособия (например, по иностранному языку) нередко закупает родительский комитет, и вам нужно только сдать на них деньги.

Один учитель вполне удовлетворится стандартным набором цветной бумаги, а другому нужно, чтобы дети были непременно обеспечены двухсторонней бумагой для оригами. Поэтому закупаем все по списку не из магазина, а от конкретного учителя.

Правило второе – золотая середина.

В покупке разнообразной канцелярщины есть две крайности – либо самое дешевое (все равно ведь растеряет, помнет, испачкает и все придется менять), либо самое «крутое» (пусть у ребенка будет все самое лучшее!). Истина, как всегда, посередине.

Дешевые тетрадки сделаны из плохой, «газетной» бумаги желтовато-грязного цвета. Писать на ней неудобно: буквы, написанные на одной стороне, просвечивают с другой. Обложки скучны и унылы (хотя некоторые учителя настаивают именно на однотонных обложках), клетки и линейки плохо пропечатаны, и требуется немало усилий, чтобы не съехать со строчки.

С другой стороны, слишком яркая белая бумага в дорогих тетрадях – тоже не лучший вариант, потому что она буквально слепит глаза (как белый снег в ясный солнечный день). Лучше выбрать спокойный матовый тон. Обложка пусть будет с рисунком – милым и добрым, а не агрессивно-ярким. Не забудьте закупить сразу прозрачные обложки для тетрадей.

Ручки обычно требуются шариковые. Маленький секрет – выбирайте ручки с широким ребристым резиновым кольцом у стержня. Такая ручка не скользит в неумелых детских пальчиках, держать ее гораздо удобнее. Стержень лучше тонкий – таким легче писать, и работа выглядит аккуратнее.

Карандаши потребуются цветные и простые. Нет смысла закупать большой набор из 48 или 56 цветов – лучше два-три набора из 6-12 цветов. Будете выдавать по мере необходимости. Простые карандаши предпочтительнее средней мягкости – с маркировкой НВ или ТМ.

Ластики подбираются по очень простому признаку – чем тверже карандаш, тем тверже должен быть ластик. В твердые ластики добавляют специальный абразивный порошок, которые процарапывает бумагу и может стереть даже след шариковой ручки. Мягкие ластики с бумагой обращаются бережнее, но для твердых карандашей не подходят.

Адаптация

С точки зрения истории развития психоанализа адаптацию начали изучать довольно поздно. Основоположником рассмотрения адаптации с психоаналитических позиций стал Хартманн (Hartmann, 1939). Возможно, это связано с тем, что в клиническом психоанализе взрослых столь многое исходит от самого пациента – от его имеющих давнюю историю черт характера и доминирующих фантазий. Но в работе с младенцами и детьми адаптационный процесс поражает наблюдателя своей силой. Изначально развитие ребенка протекает в матрице материнско-младенческого диадического союза. Какую бы приспособленность к ребенку ни демонстрировала мать, и вне зависимости от того, насколько она чутка и эмпатична, мы твердо убеждены в том, что свежая и пластичная способность ребенка к адаптации и его потребность в ней (в стремлении получить удовлетворение) значительно сильнее, чем у его матери, чья личность со всеми ее характерными паттернами и защитами уже жестко и часто ригидно организована (Mahler, 1963)

Формирование ребенка связано с попытками подстроиться под стиль и образ действий матери, – неважно, представляет ли она здоровый или патологический объект для такой адаптации. Метапсихологически, фокус динамической точки зрения – конфликт между импульсом и защитой – в ранние месяцы жизни гораздо менее важен, чем он станет впоследствии, когда структуризация личности вызовет к жизни интра- и интерсистемные конфликты первостепенной важности

Напряжение, травматическая тревога, биологический голод, эго-аппарат и гомеостаз являются околобиологическими понятиями, которые соответствуют самым ранним месяцам жизни и являются предшественниками соответственно психической тревоги, сигнальной тревоги, оральных или других импульсов, эго-функций и внутренних механизмов регуляции (защит и черт характера). Адаптивный подход в большей степени соответствует ранним стадиям развития, поскольку, когда ребенок рождается, необходимость адаптации максимально велика. К счастью, ребенок готов к адаптации благодаря пластичности и несформированности своей личности, которая развивается под влиянием окружающей среды и необходимости приспособиться к ней. Адаптационные способности имеются у ребенка уже в раннем младенчестве.

Источники

  • Afiaz A., Masud MS., Mansur M. Impact of child’s cognitive and social-emotional difficulties on child abuse: Does mother’s justification of intimate partner violence also play a role? // Child Abuse Negl – 2021 – Vol117 – NNULL – p.105028; PMID:33774516
  • Almeida FA., Souza DF., Miranda CB. The experience told by the child who lives in a shelter through therapeutic play. // Cien Saude Colet – 2021 – Vol26 – N2 – p.435-444; PMID:33605321
  • Dynia JM., Solari EJ. Print Knowledge in Children With Autism Spectrum Disorder: Do Child and Family Variables Play a Role? // Lang Speech Hear Serv Sch – 2021 – Vol52 – N1 – p.197-208; PMID:33464978
  • Fu L., Weng J., Feng M., Xiao X., Xiao T., Fu J., Qiu N., Li C., Da Y., Ke X. Predictors of Change in Play-Based Communication and Behavior Intervention for High-Risk ASD: The Role of Mother-Child Dyadic Synchrony. // Front Pediatr – 2020 – Vol8 – NNULL – p.581893; PMID:33344381
  • Perzolli S., Bertamini G., de Falco S., Venuti P., Bentenuto A. Emotional Availability and Play in Mother-Child Dyads with ASD: Changes during a Parental Based Intervention. // Brain Sci – 2020 – Vol10 – N12 – p.; PMID:33255424
  • Foulds K., Peng D., Zaidi S. Play safe with Sisimpur: an evaluation of a child injury prevention intervention in Bangladesh. // Int J Inj Contr Saf Promot – 2021 – Vol28 – N1 – p.86-93; PMID:33200665
  • Chirico I., Andrei F., Salvatori P., Malaguti I., Trombini E. The Focal Play Therapy: An Empirical Study on the Parent-Therapist Alliance, Parent-Child Interactions and Parenting Stress in a Clinical Sample of Children and Their Parents. // Int J Environ Res Public Health – 2020 – Vol17 – N22 – p.; PMID:33198341
  • Lense MD., Beck S., Liu C., Pfeiffer R., Diaz N., Lynch M., Goodman N., Summers A., Fisher MH. Parents, Peers, and Musical Play: Integrated Parent-Child Music Class Program Supports Community Participation and Well-Being for Families of Children With and Without Autism Spectrum Disorder. // Front Psychol – 2020 – Vol11 – NNULL – p.555717; PMID:33192810
  • da Rosa Piccolo L., Weisleder A., Mendelsohn AL. Promoting Global Early Child Development Through Play: Two Sustainable, Effective Models. // Pediatrics – 2020 – Vol146 – N6 – p.; PMID:33148770
  • Paul O. . // Prax Kinderpsychol Kinderpsychiatr – 2020 – Vol69 – N7 – p.625-642; PMID:33146086

Материнская агрессия

Об этой стороне материнства у нас как-то не принято говорить. Однако это не означает, что подобного явления не существует. Родители, обезумевшие от детского плача, порой совершенно перестают себя контролировать, они готовы сделать что угодно, лишь бы ребенок замолчал. И, к сожалению, делают. В педиатрии существует даже понятие: травма от сотрясения. Такую травму ребенок может получить, если его с силой тряхнуть в порыве злости. Последствия печальны: в их числе дислексия, синдром дефицита внимания, задержка умственного развития и даже смерть.

Оказывается, невозможно все взять под строгий родительский контроль и поместить в жесткие рамки «правильного поведения». Тогда-то родитель и ощущает свою беспомощность, и как следствие – его охватывает гнев, раздражение, злость. Но как же справиться со своим постоянным внутренним напряжением и тревогой? Как не допустить агрессии по отношению к ребенку?

Что делать?

  • Если ребенок довел вас до истерики, вы чувствуете, что перестаете себя контролировать и уже готовы ударить его, скажите себе СТОП. Передайте чадо кому-нибудь из домашних и отправляйтесь пить чай, принимать душ или звонить подруге. Подойдет поход в ближайший магазин или просто прогулка. Это лучше, чем трястись от злости, прилежно выполняя материнские обязанности.
  • Представьте себе в цвете, что было бы, если бы вы не сдержались и избили ребенка, наорали на него или сделали еще что-то, что вам в тот момент хотелось. Представили? Не правда ли, разбитая чашка, которую вы со всего маху швырнули о стенку, гораздо меньшая потеря?
  • Когда придете в себя, возвращайтесь к малышу.

Успокоившись, постарайтесь проанализировать свое состояние. Очевидно одно: вы действительно очень устали и вам нужен отдых. Постарайтесь так организовать режим дня, чтобы в нем нашлось хоть какое-то место для вашего личного времени. Если малышу уже больше трех лет, с ним можно попробовать договориться, что в определенный момент вам надо побыть одной, а потом вы обязательно вернетесь к нему. Можно сказать, что мама временно «болеет» и надо подождать, пока поутихнет накал страстей.

Для ребенка такая домашняя психотерапия тоже будет небесполезной, он учится уважать чужие чувства. Ребенок вполне может понять, что у каждого человека – и большого, и маленького – должно быть время для себя, свое внутреннее пространство, которое никто не может нарушить. Постепенно у малыша вырабатывается чувство уважения к вашим занятиям и вашему времени.

Возможно, вы скоро услышите от него: «Мамочка, я сейчас занят, поговорим позже» или «Я сейчас рисую и хочу побыть одна». Не пугайтесь и не огорчайтесь! Это свидетельствует о том, что ребенок взрослеет, он осознает себя самостоятельной личностью – со своим внутренним миром, интересами, потребностями. Кроме того, на вашем примере он учится выражать словами, что с ним происходит, что он чувствует в данный момент, а значит, легко сможет рассказать вам и о своих переживаниях

С точки зрения психологии, это очень важное умение – не загонять свои чувства вглубь, а уметь ими делиться

Ребёнок боится оставаться один в комнате

Такие ситуации также известны. Однако, в большей степени они характерны для детей младшего возраста. А уже трёхлетний малыш может вполне оставаться без маминого присмотра. Если же ребёнок патологически привязан к маме и боится остаться без неё в комнате, возможно, такому положению вещей послужило:

  1. Мама сильно переживает за своего ребёнка, боится перепоручить кому-то из родственников заботу о нём. Мама думает, что кроме неё никто не сможет обеспечить ребёнку полную безопасность и комфорт. Малыш ощущает эту тревогу и сам боится с ней расстаться.
  2. Ваш малыш может оказаться меланхоликом и у него чересчур ранимая психика.
  3. Возможно, ребёнок просто не научился доверять окружающему миру, всего боится.

2 Мама все время «исчезает»

Способность ребенка отпускать маму, потребность в личном пространстве формируется у ребенка на основе положительного опыта взаимодействия с матерью. Когда мама ведет себя предсказуемо. Если она и уходит, то обязательно вернется в течение времени, которое он способен выдержать без нее.

Но как ребенку справиться с тревогой, как ему перенести хоть самое небольшое расставание с мамой, если она ушла и ничего не сказала? Если его личный опыт состоит из чувства, что мама его не слышит, не понимает, что она может в любой момент просто уйти и не вернуться. Тогда приходится держать ее возле себя каждую минуту. Только так можно избежать самого страшного — потерять ее навсегда.

Многие мамы убеждены, что лучше им просто исчезнуть из поля зрения ребенка, пока он отвлекся или уснул, чем выносить его плач. Ребенок засыпает, рядом с ним находится мама. Просыпаясь, он видит бабушку или няню, или вообще оказывается один. Мама ушла, исчезла. Бросила. Ребенку не понятно, что мама ушла на работу или в магазин. Для него она просто исчезла.

Неудивительно, что ребенок не отходит от мамы, увидев ее снова, и будет делать все возможное, чтобы не потерять.

Потребность быть рядом с мамой

Для младенца с самого рождения чувствовать маму рядом — базовая потребность. Мама — это еда, тепло, безопасность. В результате эволюции выживали дети, которые не отпускали своих мам далеко, подзывали их громким криком, не желали оставаться одни.

Эти мощные программы заложены и в наших детях. Младенец не осознает, что мама вышла в соседнюю комнату на минутку, а он лежит в безопасной кровати, никакая гиена не прибежит и не съест его; что он не скатится с обрыва в пропасть, а мама о нем помнит и не бросит его одного погибать от холода и голода.

Для малыша на первом году жизни очень важно чувствовать маму: видеть, слышать, касаться, ощущать ее запах, вкус молока. Именно на этом уровне формируется привязанность к маме, которая потом разовьется в теплые и доверительные отношения. Важно, чтобы мама смогла так организовать свою жизнь и жизнь семьи, дабы младенец мог много времени проводить рядом, на ручках, слышать ее голос, ощущать тепло и запах ее тела

Важно, чтобы мама смогла так организовать свою жизнь и жизнь семьи, дабы младенец мог много времени проводить рядом, на ручках, слышать ее голос, ощущать тепло и запах ее тела. Но что происходит, когда ребенок подрастает, становится более самостоятельным, может свободно передвигаться по дому и, казалось бы, начинает многое понимать, рассуждать, но все равно не отпускает маму ни на шаг?

Но что происходит, когда ребенок подрастает, становится более самостоятельным, может свободно передвигаться по дому и, казалось бы, начинает многое понимать, рассуждать, но все равно не отпускает маму ни на шаг?

У ребенка примерно лет до трех (иногда дольше) сильна потребность быть рядом с мамой. Да, он уже способен оставаться без нее в знакомой безопасной обстановке, особенно если увлечен интересным занятием, может сам уходить от нее на приличное расстояние.

Но важно понимать, что ему довольно часто нужна «проверка связи». Наверняка многие мамы деток этого возраста замечали, что даже очень увлеченный ребенок периодически подбегает, чтобы что-то показать, рассказать или взять. А если случилось неприятное, например он упал или его обидели, малыш бежит к маме, чтобы успокоиться в ее объятиях

А если случилось неприятное, например он упал или его обидели, малыш бежит к маме, чтобы успокоиться в ее объятиях.

И это нормально, даже хорошо. Скажите честно, вам хотелось бы, чтобы подросший ребенок делился с вами своими проблемами или не посвящал вас в них совсем?

Обратите внимание, что ребенок может оставаться без мамы именно в безопасной обстановке, а ощущение безопасности дает прежде всего тот, с кем ребенок остается. Для двух-трехлетки это человек, с которым он хорошо знаком, кому доверяет и к которому сформирована привязанность. Если ребенок не чувствует себя в безопасности с тем, кто за ним присматривает, в следующий раз он будет сильно цепляться за маму, стараясь не допустить разлуки с ней

Если ребенок не чувствует себя в безопасности с тем, кто за ним присматривает, в следующий раз он будет сильно цепляться за маму, стараясь не допустить разлуки с ней.

Носить ли малыша на руках?

Об этой весьма серьезной проблеме знаменитый доктор Спок пишет следующее: «Ребенок хочет, чтобы его носили на руках, потому что привык к этому и считает своим правом. Когда мать садится, чтобы немного передохнуть, он сердито смотрит на нее, как будто говорит: “Женщина, работай!”». Таким образом, для того, чтобы не избаловать ребенка, Спок предлагает телесный контакт свести к минимуму.

Но с другой стороны, в грудном возрасте именно телесный контакт является главной формой познания мира. Максимальное количество информации ребенок получает через тело, ощупывая и пробуя на вкус все, что попадает ему под руку.

Ирина, мама пятимесячной Леночки: «Даю дочке новую погремушку, рассказываю о том, какая она красная и как громко звенит. Но ребенок тут же засовывает ее в рот и облизывает, невзирая на все мои протесты».

Это – абсолютно нормальное поведение для грудного младенца. Его мышление пока еще не сформировано, зрение недостаточно сфокусировано, поэтому мир предстает для него не в привычных для нас объектах (которые мы можем называть и запомнить), а в некотором размытом комплексе ощущений. Например, мать ассоциируется у ребенка с определенным запахом, вкусом, теплом.

Для того, чтобы в младенчестве ребенок получил достаточно этих ощущений, у него должно быть как можно больше различных телесных контактов, впечатлений вкуса, обоняния, осязания. Телесный контакт помогает малышу осознать границы собственного тела и границы других предметов.

Важность телесного контакта невозможно переоценить и для эмоционального развития ребенка. Как вы думаете, что лучше успокоит расплакавшегося малыша – если мама возьмет его на руки, прижмет к себе и погладит или если это будет чисто механическая стимуляция, вроде популярного нынче мобиля над кроваткой? И более старший ребенок, ударившись, бежит к маме, чтобы та пожалела и приласкала его

Да и взрослому в трудную минуту подчас нужно «поплакать в жилетку» – что это, как не интуитивный поиск все того же телесного контакта? Контакта, который может защитить, согреть, успокоить…

Именно от недостатка этого контакта больше всего страдают дети в Домах ребенка. Если вы зайдете туда, то скоро вас со всех сторон буквально облепят ребятишки, которым больше всего на свете хочется прижаться к надежной взрослой руке.

Американский ученый Г.-Ф. Харлоу в 1960-х годах проводил интересные эксперименты с детенышами обезьяны. Маленьким обезьянкам, отлученным от матери, он предложил две искусственных “мамы”: одна из них была теплой и мохнатой, а другая – сделана из проволочных каркасных конструкций. Обе “мамы” были снабжены бутылочками, из которых обезьянки могли сосать молоко. Малыши-обезьяны отдавали решительное предпочтение первой “маме”. Но еще удивительнее, что, когда теплая и пушистая “мама” лишалась бутылочки с молоком, обезьянки по-прежнему выбирали ее. Стало быть, теплые телесные ощущения значат для малышей больше, чем собственно кормление!

С тактильным контактом связывается и еще одна проблема, которая рано или поздно встает перед всеми родителями:

Пазлы

Это игрушка, которая вполне может сопровождать человека с раннего детства и до старости. Пазлы бывают простейшими (из двух-трех частей) и труднейшими, состоящими из тысячи кусочков, сложить воедино которые сумеет далеко не каждый взрослый. Да к тому же возиться с пазлами в самом деле интересно. Часто собирание пазловых панно становится любимым семейным видом досуга.

Психологи установили, что такая игра учит ребенка правильно воспринимать соотношение части и целого, развивает пространственное мышление, мелкую моторику рук, ненавязчиво учит малыша концентрировать внимание и напрягать волю. Что еще нужно?

Источники

  • El Mrabet H., Ait Moussa A. IoT-school guidance: A holistic approach to vocational self-awareness & career path. // Educ Inf Technol (Dordr) – 2021 – Vol – NNULL – p.1-18; PMID:33897270
  • de Ridder MT., Schuller AA. . // Ned Tijdschr Tandheelkd – 2021 – Vol128 – N4 – p.203-210; PMID:33890935
  • Makhata MM., Naidoo D., Gurayah T. Occupational choices of school-going adolescents: a study in the Pitseng Area, Leribe District, Lesotho. // Rural Remote Health – 2021 – Vol21 – N2 – p.6274; PMID:33887950
  • Kouh M. A Capstone Course Where Students Present Contemporary Neuroscience Research to High School Students. // J Undergrad Neurosci Educ – 2020 – Vol19 – N1 – p.A89-A93; PMID:33880095
  • Nalli C., Galli J., Lini D., Merlini A., Piantoni S., Lazzaroni MG., Bitsadze V., Khizroeva J., Zatti S., Andreoli L., Fazzi E., Franceschini F., Makatsariya A., Shoenfeld Y., Tincani A. The Influence of Treatment of Inflammatory Arthritis During Pregnancy on the Long-Term Children’s Outcome. // Front Pharmacol – 2021 – Vol12 – NNULL – p.626258; PMID:33815108
  • Raffa LH., Aljehani R., Alguydi H., Aljuhani MM. Saudi Children’s Perception of Strabismus: A Hospital-Based Study. // Middle East Afr J Ophthalmol – 2021 – Vol27 – N4 – p.218-223; PMID:33814818
  • Muntean A., Sarosi C., Sava S., Moldovan M., Condurache AI., Delean AG. Dental Sealant Composition-Retention Assessment in Young Permanent Molars. // Materials (Basel) – 2021 – Vol14 – N7 – p.; PMID:33801674
  • Velours C., Aumont-Nicaise M., Uebel S., England P., Velazquez-Campoy A., Stroebel D., Bec G., Soule P., Quétard C., Ebel C., Roussel A., Charbonnier JB., Varela PF. Macromolecular interactions in vitro, comparing classical and novel approaches. // Eur Biophys J – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33792745
  • Sheu L., Goglin S., Collins S., Cornett P., Clemons S., O’Sullivan PS. How Do Clinical Electives during the Clerkship Year Influence Career Exploration? A Qualitative Study. // Teach Learn Med – 2021 – Vol – NNULL – p.1-11; PMID:33792448
  • Lagestad P., Ropo E., Bratbakk T. Boys’ Experience of Physical Education When Their Gender Is in a Strong Minority. // Front Psychol – 2021 – Vol12 – NNULL – p.573528; PMID:33790820

Что такое сепарационная тревога?

Сепарационная тревога — это расстройство, вызванное страхом разлуки, расставания с дорогим человеком (обычно это мама или папа у маленького ребенка) или каким-либо объектом (например, любимая игрушка). Страх разлуки считается нормальным в некоторых обстоятельствах: когда ребенку еще не исполнилось два года, если он идет в детский сад или в новую школу, если семья недавно переехала на новое место. Этот страх может проявляться по-разному: от легкого беспокойства до истерики и сильной постоянной тревоги. Родители могут помочь ребенку справиться с этим, но если страх перерастает в тревожное расстройство, малышу может требоваться помощь врача.

Тревога, вызванная разлукой, возникает почти у всех детей. Она может появляться уже в 4 месяца и обычно проходит в возрасте около двух лет. К этому моменту у ребенка формируется чувство постоянства объекта, он понимает, что родители продолжают существовать, даже если их нет рядом. Если тревога сохраняется в более старшем возрасте, малышу может потребоваться помощь.

Некоторые ситуации и факторы могут усиливать тревогу и увеличивать риск появления тревожного расстройства даже у детей старшего возраста. Среди них:

  • стресс, связанный с тяжелыми жизненными ситуациями: болезнь или утрата близкого человека, развод родителей, переезд;
  • темперамент, влияющий на уровень тревожности и повышающий его;
  • наличие проблем с тревогой или тревожных расстройств у близких родственников.

Сепарационная тревога проявляется характерным поведением. При расставании с одним из родителей, с любым близким человеком или важным для ребенка объектом (игрушкой, одеждой), он начинает плакать, тревожиться, беспокоиться. Ребенок может просить не оставлять его, умолять родителей не уходить. Если это не помогает, он может сильно переживать и продолжать плакать даже в отсутствие родителей. После их возвращения малыш успокоится, но если стресс был сильным, состояние может оставаться возбужденным или тревожным.

Основные симптомы тревожного расстройства, связанного со страхом разлуки, включают:

  • Проблемы с концентрацией. Ребенку сложно концентрироваться на игре или любых других занятиях, он постоянно проверяет, не оставили ли его;
  • Постоянное беспокойство: ребенок все время боится, что с ним или с его родными случится что-то плохое, их похитят, они пропадут, исчезнут;
  • Проблемы со сном: трудности засыпания, периодические пробуждения, ночные кошмары. Ребенок может отказываться спать один и приходить по ночам к родителям;
  • Нарушения аппетита;
  • Нестабильное эмоциональное состояние: раздражительность, беспокойство, постоянное напряжение, плаксивость;
  • Навязчивое поведение: малыш старается быть как можно ближе к родителям, даже если они никуда не уходят;
  • Частые позывы к мочеиспусканию, энурез.

По этим признакам можно отличить тревогу от манипуляции. Если ребенок пытается манипулировать родителями, он будет успокаиваться сразу же после их возвращения, вести себя обычным образом. Если же тревога или ее последствия проявляются в те моменты, когда родители никуда не уходят, это связано с сильным страхом потери.

Сепарационная тревога у взрослых

Тревожное расстройство из-за страха разлуки с дорогим человеком может возникать не только у детей, но и у взрослых. Тревога в этом случае сопровождается напряжением, нервозностью, беспокойством, учащенным сердцебиением и дыханием. Она может провоцировать бессонницу, панические атаки, навязчивые идеи. Боязнь расставания может быть связана с травмой или тяжелой ситуацией, депрессией, другими расстройствами

При появлении тревожности важно обратиться к врачу, чтобы он назначил лечение. Это может быть психотерапия, прием лекарств, лечение сопутствующих заболеваний

О чём важно помнить родителям?

О том, что «взрослый» ребёнок – ещё не взрослый. Он ещё не вырос, но проходит этапы взросления, становления личности. Все психологи сходятся во мнении, что истерики проще предотвратить, чем бороться с установившейся линией поведения и чертами характера.

Поэтому школьникам нужно то же, что и малышам: режим дня, чёткость и справедливость требований, отсутствие перегрузки и излишней строгости, возможность обсудить чувства со взрослыми, внимание, забота и любовь, независимо от поведения и возраста.

Также спросите себя: наше отношение к сыну (дочери) растёт вместе с ним (с ней)? Не держим ли мы 15-летнего ребёнка в «люльке» для младенца? Помните, и ответственность, и свобода должны постепенно расти вслед за подростком, иначе он будет чувствовать себя мягко говоря не комфортно.

На добрую память

В первую годовщину хочется подарить что-нибудь значительное. Конечно, сейчас, кроха не оценит такой подарок, с ним нельзя играть, и на вкус он, скорее всего, окажется, не очень привлекательным. Но, как знать, вполне возможно, ваш подарок станет потом настоящей семейной реликвией. Это может быть:

  • Серебряная ложечка
  • Оригинальная посуда (например, набор из пары тарелок и чашки)
  • Красивая рамка или большой альбом для фотографий, выполненный в стильном «детском» дизайне
  • Видеокамера или цифровой фотоаппарат, который поможет сохранить в памяти чудесные мгновенья
  • Картина (возможно, вышитая), посвященная малышу
  • Ростомер
  • Деревце, посаженное в честь юбиляра

Подарки для родителей

  • Не забудьте о букете для мамы. Особенно трогательно смотрятся два одинаковых букета разных размеров – большой мамин и поменьше детский. Они могут быть даже соединены симпатичной ленточкой, словно мама и малыш держатся за руки.
  • Одежда для крохи, на самом деле, это тоже подарок родителям. Обычно одежда на год-полтора имеет маркировку 80-86 (рост) или 12-18 (возраст в месяцах). Только на всякий случай все-таки лучше уточнить у родителей, какая одежда нужна карапузу, чтобы не было досадных недоразумений (например, три весенних комбинезона, но ни одного теплого свитера).
  • Подписку на хороший родительский журнал или большую энциклопедию по уходу за ребенком.

Чего дарить не надо

  • Мягкие игрушки , особенно большого размера. Наверняка, за прошедший год любящие родственники и друзья уже успели ими завалить карапуза. А когда мягких игрушек становится слишком много, они превращаются в дополнительный источник пыли.
  • Памперсы. Для новорожденного упаковка памерсов – отличный подарок, но для первого юбилея это достаточно прозаично. Кроме того, после года многие детишки уже начинают приучаться к горшку, и ваш подарок может оказаться неактуальным.
  • Шоколад, конфеты, торты. Кроха наверняка захочет попробовать ваш сюрприз на вкус (и его можно понять), но это весьма чревато аллергической реакцией.

Инесса Смык

По материалам журнала «Аистенок»

Спокойный ребёнок = спокойная мама

Ребёнок со мной ведёт себя хуже, чем с другими родственниками — переживания и усталость выплёскивает на меня. Плюс никуда не отпускает. Например, когда начинаю гладить бельё, она сразу просится на ручки.

В таких условиях крайне сложно не растерять ресурс и оставаться спокойной. Когда сильно вымотан и морально истощён в голове много идей, но совсем нет энергии на их реализацию. При этом осознаёшь, сколько могла бы дать ребёнку в плане развития, но не делаешь. От этого чувство безнадёжности только растёт и чувствуешь себя ещё хуже. Плач и детские истерики отнимают душевные силы, а просить о помощи мне сложно.

На курсе этим вопросам уделили особое место, в результате я поговорила с мужем о своих мыслях, чувствах. О том, что мне нужна его помощь и наша слаженная командная работа, так как на дедушек и бабушек мало надежды. Чувствую, что мы становимся по-настоящему партнёрами, приходит осознание, что мы в одной лодке.

Стараюсь чаще отдыхать. Перед сном слушаю свои чувства, формулирую в слова свои состояния, ищу нить к истинным потребностям в моих последних действиях. И получается, через эмоции тело и подсознание общается со мной. Моё спокойствие передаётся дочке. Видно, что ей стало легче — меньше капризничает.

Бесценным уроком стало напоминание общаться с ребёнком вежливо, ведь мы растим личность. Сразу вспоминаю фильмы о детстве будущих царей, князей: как с почтением и особым уважением относились к маленькому человеку взрослые, закладывали чувство собственного достоинства и некой ответственности за себя и других людей.

Истории из жизни

Мы рекомендовали Диане ввести систему поощрений: спокойный уход в детский сад или на занятие по гимнастике должен быть награжден исполнением желания ребенка. Примерами были названы поход в парк, поездка в на арендованном самокате, совместная лепка цветов и другие виды досуга с родителями. Мотивация награждения: если люди меньше плачут и переживают, у них остается больше энергии для развлечений. Также мы посоветовали Диане сходить в дочкой в лес и «зарядиться спокойствием» от большого дерева, которое «его раздает». Там же мама пообещала, что разлуки никогда не будут длительными. С тех пор ситуация в семье Дианы нормализовалась.

Ребёнок перестал отпускать маму

Мы порекомендовали Насте тщательно проверять все мультики и стишки, ведь ее впечатлительной дочери пока не нужны лишние волнения и переживания. Ребенок очень болезненно воспринимает содержание мультипликаций и книг, поэтому следует сузить круг тем до самых нейтральных, пока малыш не станет более зрелым. Чтобы перебороть появившийся страх, маме нужно воздействовать на его же причину. Нужно сказать дочери, что маму очень ждут другие люди, что без нее они не смогут вернуться к своим деткам вовремя, потому что им необходимо сделать важную работу

Важно затронуть чувство сострадания и жалости, чтобы ребенок проникся к далеким людям и уступил им маму на часик-другой. Также можно вспомнить о горе бабушки, которая тоже боится оставаться одна и очень хочет увидеть любимую внучку

Впечатлительные дети, как никто другой, способны на благородные порывы и широкие жесты.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий