Исследования ВОЗ: дети до пяти лет должны меньше сидеть и больше играть

Новые рекомендации ВОЗ по вопросам физической активности, малоподвижного образа жизни и сна у детей до пяти лет

Cогласно новым рекомендациям Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), чтобы расти здоровыми, детям до пяти лет необходимо меньше времени проводить перед экранами или в детских колясках и креслах, иметь более качественный сон и больше заниматься активными играми.

«Обеспечение здоровья для всех предполагает необходимость следовать наиболее благоприятной для здоровья практике с самых первых этапов жизни человека, — говорит Генеральный директор ВОЗ д-р Тедрос Адханом Гебрейесус. — Раннее детство — период быстрого развития, и он является тем моментом, когда образ жизни семьи может быть скорректирован в интересах укрепления здоровья ребенка».

Новые рекомендации ВОЗ по вопросам физической активности, малоподвижного образа жизни и сна у детей до пяти лет было подготовлено группой экспертов ВОЗ. Участники группы выполнили оценку влияния, которое на детей раннего возраста оказывают дефицит сна и количество времени, проведенного перед экраном или в условиях ограниченной подвижности в детских креслах и колясках. Эксперты также проанализировали данные о пользе высокого уровня физической активности.

«Повышение уровня физической активности, сокращение периодов ограниченной подвижности и более качественный сон у детей младшего возраста, — все это способствует их физическому и психическому здоровью и благополучию, а также помогает предотвратить развитие ожирения и связанных с ним заболеваний на более поздних этапах жизни», — говорит д-р Фиона Булл, руководитель программы по эпиднадзору и популяционной профилактике неинфекционных заболеваний в ВОЗ.

В результате несоблюдения текущих рекомендаций в отношении физической активности во всем мире ежегодно умирает более 5 миллионов человек из всех возрастных групп. Сегодня более 23% взрослых и 80% подростков страдают от нехватки физической активности. Если с самого начала жизни привить правильные привычки в отношении здоровой физической активности, периодов ограниченной подвижности и сна, это будет способствовать формированию соответствующего поведения в детстве и в подростковом и взрослом возрасте.

«Сегодня нам крайне необходимо вернуть в жизнь детей игру, — говорит д-р Хуана Уиллумсен, координатор ВОЗ по вопросам детского ожирения и физической активности. — Нужно, чтобы дети меньше времени проводили сидя и больше играли, а также имели здоровый и достаточный сон».

Ключевое значение имеет характер занятий в течение дня. Продолжительность времени, которое дети младшего возраста проводят сидя перед экраном, необходимо сократить и заменить его на более активные игры, также обеспечивая детям качественный сон

В моменты, когда ребенок сидит в кресле или коляске, крайне важное значение для его развития имеет качественное взаимодействие со взрослым и такие занятия, как чтение, рассказы историй, пение и решение головоломок

Наличие важной взаимосвязи между уровнем физической активности, продолжительностью периодов ограниченной подвижности и количеством сна, а также их влияние на физическое и психическое здоровье и благополучие, были признаны Комиссией по ликвидации детского ожирения, которая призвала разработать четкие рекомендации в отношении физической активности, малоподвижного образа жизни и сна у детей раннего возраста. Соблюдение представленных в этой публикации рекомендаций в течение первых пяти лет жизни будет способствовать физическому и умственному развитию детей и здоровью на протяжении всей их жизни.  

Соблюдение представленных в этой публикации рекомендаций в течение первых пяти лет жизни будет способствовать физическому и умственному развитию детей и здоровью на протяжении всей их жизни.  

Вся семья в гаджетах: родители работают, а ребенок играет

— Как правильно дозировать время, которое дети проводят в гаджетах, в интернете?

— Существуют рекомендации Всемирной организации здравоохранения — детям от 0 до года не рекомендуется пользоваться гаджетами. В идеале — от 0 до 3 лет ограничивать полностью, по мнению экспертов. Никакое экранное время в этом возрасте ребенку не нужно. В данном случае оно не несет ни смысловой нагрузки, ни пользы. 

Для детей от 3 до 5 лет есть нормы — час в день, но при этом экранное время должно быть дробным. Если 15 минут мультики, потом 15 минут — развивающие занятия, если это происходит под присмотром родителей. Максимум час в день.

Дальше идет младший и средний школьный возраст — примерно 2 часа в будни и 4 часа в выходной. Но отмечу, что с учетом дистанционного обучения эти нормы уже не вписываются в рекомендации ВОЗ.

Для подростков с 12 до 17 лет нет норм как таковых. Родители спрашивают: «Что делать, сколько разрешать — час, два, три, четыре?» Основная рекомендация в этом возрасте — договариваться про то, какие правила существуют в семье, вырабатывать семейный цифровой кодекс. Но при этом быть готовыми самим его по возможности соблюдать, поддерживая и помогая, в том числе, подросткам следовать вашему примеру.

— Но родители очень много работают. Телефон для родителей — это рабочий инструмент чаще всего.

— Да.

— Мне кажется, ребенку сложно понять, что мы не играем в гаджетах. Я — мама, которая работает удаленно — читаю тексты, правлю их. Поэтому я все время с телефоном в руках.

— Да, это правда, сейчас большая часть родителей работает дистанционно. Но в любом случае вы оговариваете некие правила с подростками и вместе их соблюдаете. Мы говорим про подрощенных детей, которые, скорее всего, понимают, что мама с папой работают. Например, за обедом, за ужином — это то время, которое вы можете провести без телефона. И требовать того же от ребенка. 

Взрослый человек сам себе устанавливает норму <экранного времени>, при желании его контролирует. Но, по большей части, речь идет не про развлечения, а про работу, это правда. 

Для подростков в гаджете есть развлечения, некое общение. Но и для них это обучение, какие-то дополнительные курсы и прочее. Так они входят во взрослую жизнь, в которой, возможно, им предстоит работать дистанционно. 

Ребенка надо научить взаимодействовать с гаджетом. Так же, как мы в какой-то момент обучаем держать ложку, переходить дорогу на зеленый свет.

Рассказывать, что гаджет — это некий инструмент, и существуют правила его использования, безопасности и так далее. Объяснять их стоит не в подростковом возрасте, а чуть пораньше, начиная с младшего школьного возраста. Тогда к подростковому возрасту это войдет в норму.

— Мне кажется, что часть нашего страха связана с собственным опытом. Я знаю, как переходить дорогу на зеленый свет, как пользоваться ножом и вилкой. Но с телефоном сложнее. У меня стоит счетчик экранного времени, каждую неделю его открываю: «В смысле, сколько-сколько я была в Instagram?!» Когда это происходит? Вспоминаешь, что на вопросы по делу отвечал, работал… Но для нас самих сюрприз, как это соотносится с жизнью.

Мне очень важно то, что вы сказали про правила — есть время, когда гаджет убирают, телефон не включают. Мы с мужем порой ловим себя на том, что оба за едой сидим в телефонах и дети вокруг скучающие

Я говорю: «Слушай, через пять лет мы будем спрашивать ребенка: “Ну, как у тебя дела? Что у тебя произошло?” — “Мама, все нормально”, — и глаза в телефон. Поэтому важно сейчас закладывать, что во время еды мы не достаем телефон. И у нас есть время совместное, когда у всех телефоны убраны. А не так, что мы играем с ребенком, а при этом смотрим в гаджет.

Дети живут в мире экранов. Не отбирайте у них смартфоны, а сделайте их своими помощниками

— Да, по поводу совместного времени — очень правильная мысль. Родители тревожатся: «Его от телефона не оторвать». Я говорю: «Хорошо. Какую альтернативу вы ему можете предложить? Что есть такого, что и вам, и ребенку интересно делать вместе?» 

Предложить такую альтернативу — это ваша задача, как взрослого, даже если ребенку 12–13 лет. И это совместное занятие должно быть действительно ребенку интересно, а не «потому что мама сказала». Лучше вас вашего ребенка никто не знает. 

Это не значит, что нужно сидеть рядом с подростком безотрывно, это не младший школьник. Но какие-то семейные ценности, совместные занятия нужны. Выделите место и время, где все будут чем-то заняты вместе как семья, без телефонов.

К 2022 г. в возрастной группе 5-19 лет будет больше страдающих ожирением, чем пониженной массой тела, но проблема недостаточного веса сохраняется в бедных регионах

Авторы исследования утверждают, что при сохранении тенденций, наблюдавшихся после 2000 г., глобальная численность детей и подростков, страдающих ожирением, к 2022 г. превысит число их сверстников с умеренно или значительно пониженной массой тела. В 2016 г. во всем мире насчитывались 75 миллионов девочек и 117 миллионов мальчиков, чья масса тела была в умеренной степени или значительно ниже нормы.

Вместе с тем, наличие в 2016 г. большого числа детей и подростков с умеренно или значительно пониженной массой тела (75 миллионов девочек и 117 миллионов мальчиков) все еще является серьезной проблемой для общественного здравоохранения, особенно в наиболее бедных странах мира. Ситуация хорошо демонстрирует опасность неполноценного питания во всех его формах, поскольку в одних и тех же местах проживают молодые люди как с недостаточной, так и с избыточной массой тела.

Во многих странах со средним уровнем доходов, в том числе в Восточной Азии, Латинской Америке и Карибском бассейне, тенденция к преобладанию аномально низкой массы тела среди детей и подростков сменилась тенденцией к ее увеличению выше нормы. Авторы считают, что это может быть обусловлено ростом потребления высококалорийных продуктов, особенно углеводов, подвергшихся интенсивной обработке, что приводит к набору веса и долгосрочным негативным последствиям для здоровья в течение жизни.

Д-р Фиона Булл (Fiona Bull), координатор программы по вопросам эпиднадзора и популяционной профилактики неинфекционных заболеваний (НИЗ) ВОЗ, отмечает: «Эти данные служат иллюстрацией, еще одним доказательством и подтверждением того факта, что избыточный вес и ожирение в наши дни представляют собой глобальный кризис в области здравоохранения, который может в ближайшие годы только усугубиться, если мы не приступим к решительным действиям».

К 2022 г. от ожирения будут страдать больше детей и подростков, чем от пониженной массы тела.

За последние четыре десятилетия в мире стало в десять раз больше детей и подростков (от пяти до 19 лет), страдающих ожирением. Если нынешняя тенденция сохранится, то к 2022 г. число детей и подростков с ожирением превысит число их сверстников с умеренно или значительно пониженной массой тела. Такой вывод делается в новом исследовании, проведенном Имперским колледжем в Лондоне и Всемирной организацией здравоохранения (ВОЗ).

Результаты исследования были опубликованы в журнале Lancet в преддверии Всемирного дня борьбы с ожирением (11 октября). В ходе исследования были проанализированы показатели массы тела и роста почти 130 миллионов человек старше пяти лет (31,5 миллиона человек в возрасте 5-19 лет и 97,4 миллиона – от 20 лет и старше), это самое большое число людей, когда-либо участвовавших в эпидемиологическом исследовании. Более 1000 соавторов внесли свой вклад в исследование, помогая проследить значения индекса массы тела (ИМТ) и динамику ожирения во всем мире за период с 1975 по 2016 год.

Показатели детского и подросткового ожирения во всем мире увеличились с менее чем 1% (что соответствует пяти миллионам девочек и шести миллионам мальчиков) в 1975 г. до почти 6% среди девочек (50 миллионов) и почти 8% среди мальчиков (74 миллиона) в 2016 году. Совокупная численность страдающих ожирением в возрасте 5-19 лет выросла в глобальном масштабе более чем в 10 раз, с 11 миллионов в 1975 г. до 124 миллионов в 2016 году. Еще 213 миллионов в 2016 г. имели избыточный вес, который, однако, был меньше порогового значения ожирения.

Краткое изложение рекомендаций

Детям грудного возраста (младше 1 года) рекомендуется:

  • Заниматься разнообразными видами физической активности несколько раз в день, в частности, играя на полу во взаимодействии со взрослым; чем больше, тем лучше. Если ребенок еще не может самостоятельно передвигаться, ему рекомендуется проводить не менее 30 минут в день лежачем положении на животе (в разные моменты дня в периоды бодрствования).
  • Не оставаться в ситуации ограниченной подвижности в течение более 1 часа подряд (например, в люльках/колясках, детских креслах или переносках и эрго-рюкзаках). Проводить время перед экраном не рекомендуется. В периоды ограниченной подвижности ребенку рекомендуется обеспечить общение со взрослым, например, в виде чтения сказок и историй.
  • Иметь 14–17 часов (в возрасте от 0 до 3 месяцев) или 12–16 часов (в возрасте от 4 до 11 месяцев) качественного здорового сна, включая дневной сон.

 Детям в возрасте от 1 до 2 лет рекомендуется:

  • В общей сложности не менее 180 минут в день заниматься разнообразными видами физической активности любой интенсивности, включая физическую активность умеренной и высокой интенсивности; чем больше, тем лучше. 
  • Не оставаться в ситуации ограниченной подвижности в течение более 1 часа подряд (например, в люльках/колясках, детских креслах или переносках и эрго-рюкзаках) или не сидеть в течение продолжительного периода времени. Детям в возрасте 1 года проводить время сидя перед экраном (например, смотреть мультфильмы по телевизору или на переносных устройствах, играть в видеоигры) не рекомендуется. Детям в возрасте 2 лет рекомендуется не сидеть перед экраном более 1 часа в день; чем меньше, тем лучше. В периоды ограниченной подвижности ребенку рекомендуется обеспечить общение со взрослым, например, в виде чтения сказок и историй. 
  • Иметь 11–14 часов качественного здорового сна, включая дневной сон, с соблюдением стабильного режима сна и бодрствования. 

Детям в возрасте от 3 до 4 лет рекомендуется:

  • В общей сложности не менее 180 минут в день заниматься разнообразными видами физической активности любой интенсивности, из которых не менее 60 минут — умеренной и высокой интенсивности; чем больше, тем лучше. 
  • Не оставаться в ситуации ограниченной подвижности в течение более 1 часа подряд (например, в люльках/колясках) или не сидеть в течение продолжительного периода времени. Рекомендуется не сидеть перед экраном более 1 часа в день; чем меньше, тем лучше. В периоды ограниченной подвижности ребенку рекомендуется обеспечить общение со взрослым, например, в виде чтения сказок и историй. 
  • Иметь 10–13 часов качественного здорового сна, при необходимости включая дневной сон, с соблюдением стабильного режима сна и бодрствования.
  • https://www.who.int/ru/news-room

Проблема ожирения среди детей и взрослых: решения есть

В связи с выпуском новых оценочных данных по проблеме ожирения ВОЗ публикует резюме Плана осуществления рекомендаций по ликвидации детского ожирения (ECHO). План содержит четкие указания для стран об эффективных мерах по борьбе с детским и подростковым ожирением. ВОЗ также выпустила руководящие указания, в которых призвала работников здравоохранения передового звена активно выявлять детей с избыточным весом и ожирением и оказывать им помощь.

«ВОЗ настоятельно рекомендует странам принять меры для корректировки условий, в которых вероятность развития ожирения у детей возрастает. Так, страны должны стремиться уменьшить потребление дешевых калорийных продуктов питания глубокой переработки с низким содержанием полезных веществ. Им также следует сократить время, которое дети проводят у экранов и посвящают малоподвижным видам досуга, и способствовать повышению уровня физической активности, развивая подвижный отдых и спорт», — добавляет д-р Булл.

Психология

Психологи называют 5-летний возраст одним из самых простых в воспитании и развитии: основные кризисы остались в прошлом или ждут в будущем.

В 5 лет ребенок уже формирует собственное мнение, но все еще способен идти на компромисс.

С ним легко договориться, если спокойно объяснить ему, почему нужно сделать так, а не иначе.

Ребенок 5-летнего возраста очень любознателен, задает много вопросов, хочет все узнать и каждое открытие воспринимает с большой радостью.

В общении дети уже выделяют тех, кто нравится и кто не очень. Они способны сами определять свой круг общения, отказываться от дружбы с неприятными ему ровесниками и взрослыми.

Один большой минус — неумение по-взрослому проявлять свои эмоции и мысли. Дети склонны грубить, агрессировать, потому что не знают, как объяснить, что им не нравится явление, вещь или человек. Задача родителей — обучить его этому.

Какие могут быть последствия, если ребёнок продолжит долго сидеть за компьютером?

  • Проблемы с сердцем. Педиатры по всему миру утверждают, что дети, которые много часов проводят за компьютером, чаще сталкиваются с сердечно-сосудистыми заболеваниями в будущем. 
  • Недостаток физической активности. За компьютером дети нечасто делают перерывы на упражнения. Учёные утверждают, что малоподвижный, «сидячий» образ жизни в принципе вреден для здоровья и приводит к ожирению. 
  • Проблемы со сном. Высокоэнергетический или синий свет, исходящий от экранов, влияет на естественный цикл бодрствования и создаёт проблемы со сном: людям становится тяжелее уснуть, а также появляется бессонница.
  • Проблемы со зрением. Глаза устают от экранов, особенно если в комнате с компьютером неправильное освещение. Некоторые специалисты утверждают, что долгое взаимодействие с экраном приводит к близорукости. Однако некоторые исследования это опровергают. Более того, за компьютером дети часто забывают моргать. Это вызывает сухость и раздражение в глазах.

Что должны знать?

В этом возрасте ребенка можно начинать готовить к школе. Знания, которые должны быть доступны ребенку 5 лет:

  • Цифры от 1 до 10, а также умение их определить на изображении и посчитать количество предметов до 10;
  • Операции сложения и вычитания на 1-2 единицы;
  • Название и изображение простых геометрических фигур, рисование их;
  • Многие буквы, умение их писать и указывать названную букву среди других;
  • Чтение по слогам (часто, но не всегда);
  • Решение простых логических задач и загадок;
  • Собрание простых кубиков, конструктора и паззлов;
  • Умение решать задачи по принципу «исключи лишнее» и объяснение выбора.

Можно ли наиграться в компьютер так, чтобы надоело

— Встречалось ли вам успешное решение, когда родители вообще не контролируют экранное время подростка? Установка ограничений на экранное время вроде бы решает эту проблему. Но при этом тебя ограничили, и это запретный плод, он сладок. Чем больше тебя ограничивают, тем больше тебе хочется. 

Тутта Ларсен проводила эксперимент со своим старшим сыном — во время самоизоляции не ограничивала его экранное время. Надеялась, что в какой-то момент он наиграется и это перестанет быть интересным для него. Но осенью к ограничениям пришлось вернуться.

Может быть, все-таки стоит попробовать? Мол, играй, сколько влезет. По принципу, если два дня есть шоколад, то на третий день ты на него не сможешь смотреть. С гаджетами так не срабатывает?

— Я придерживаюсь позиции, что ограничения нужны. Если мы говорим про младший возраст, то экранное время нельзя не контролировать. 

Со старшими детьми слово «ограничение» я бы заменила на «правила». Можно в какой-то момент обсуждать постепенную автономию. Ваш ребенок растет, и завтра-послезавтра он станет самостоятельной совершеннолетней личностью. Постепенная автономия, начиная лет с 14-15, нужна. Но это происходит плавно. Не так, что подарили на день рождения смартфон, и «ок, делай с ним, что хочешь». 

Поэкспериментировать в какой-то момент можно с подростками, обсудив заранее какие-то правила: «Я тебе доверяю. Столько-то часов в день и в неделю ты можешь пользоваться смартфоном, я не контролирую твое экранное время. Но если мне покажется, что ты не справляешься, если у меня возникает тревога, я в любом случае подключусь к этому». 

— Читатель пишет: «Устанавливать безлимитный интернет по тарифу 5 Гб на месяц, а ребенок пусть сам распределяет время».

— Да, вполне. Гигабайты заканчиваются, на следующий месяц опять какая-то норма. Это одно из правил, которые можно использовать в общении с цифровым поколением. 

— Важно, чтобы ребенок не начал искать источники трафика у других людей. Наш старший ребенок сразу пишет слезно в вотсап: «Бабушка, положи денег на телефон

Дедушка, положи денег на телефон». Оказывается, что это тоже не контролируется. 

Вот что пугает. Мы пытаемся договариваться в отношении гаджетов, смартфонов и компьютерных игр. Мы такие классные, мирные родители с белым флагом. Но против нас работает огромная индустрия. В компьютерные игры и социальные сети вкладываются огромные деньги, это один из самых прибыльных мировых бизнесов, в котором сосредоточено столько ресурсов, сколько ни в одной другой области. На одной стороне — маленький ребенок и его демократичные родители, которые пробуют договариваться. А на другой — кит, который жаждет нас поглотить, которому нужно как можно больше людей. Это не равные условия. 

— Да, это правда, и это относится не только к детям. Если мы возьмем чуть шире, мы все — добыча того самого монстра, который находится по ту сторону экрана. Действительно, это крупные бизнесы, которые заинтересованы в том, чтобы не только дети, но и взрослые проводили как можно больше времени со смартфонами. Экранное время увеличивается, чтобы продать как можно больше каких-то услуг, товаров. Безусловно, здесь вы правы — это то, как сейчас работает реальность. 

Нужно понимать — да, есть монстр по ту сторону экрана. Но есть вы и ваш ребенок.

Направьте ваше внимание в ту доступную зону, которую вы можете контролировать. Отрубить интернет, отобрать телефон — это очень краткосрочная мера

Поэтому надо договариваться. Правила и ограничения. 

Контролировать то, что вам под силу — это способ адаптироваться к новой реальности, которую никто не в силах изменить. Вы не сможете полностью отключить от этого мира своего ребенка. Здесь его будущее. Это образование, которое возможно в дистанционном формате, какие-то профессии, удаленная работа. Все то, с чем нужно научить ребенка обходиться

Важно объяснить ему правила его безопасности у экрана, по ту сторону которого находится тот самый монстр

Что делать, если ребенок много времени проводит за компьютером?

Не всегда есть возможность уследить за ребенком и проконтролировать время использования им компьютера. Родители могут не заметить, как у их ребенка формируется компьютерная зависимость. Как поступать в таком случае? Можно использовать специальные программы родительского контроля. Они позволяют блокировать сайты в интернете, которые несовершеннолетнему просматривать нельзя. Кроме того, с помощью таких программ можно настроить автоматическое выключение электронного устройства в определенное время. Также можно устанавливать пароли, без которых включить компьютер будет невозможно. Проблема заключается в том, что дети могут проявить сообразительность и отключить эти защитные приложения. Особенно если речь идет о подростках.

Родители должны им объяснить, что постоянно использовать компьютер вредно для здоровья. В детском возрасте следует больше уделять времени ребенку. Если он будет предоставлен самому себе, скорее всего, начнет играть в телефон или планшет, которые сегодня есть практически в каждом доме.

Сколько времени может проводить ребенок перед телевизором?

Ранее были перечислены правила использования компьютеров, смартфонов, планшетов и других гаджетов. Что касается просмотра телевизора, то здесь ограничения не такие строгие. Телевизор, как правило, располагается от глаз дальше, чем экран компьютера. Смотрит его ребенок, находясь на диване, а не на стуле, поэтому и вред от телевизора меньше. Однако это не значит, что можно сидеть перед ним часами. В возрасте 3-7 лет просмотр TV должен быть ограничен 30 минутами в день. В 8-10 лет ребенок может потратить на просмотр мультфильма по телевизору около часа. С 11 до 14 лет без вреда для зрения можно смотреть TV по 1,5-2 часа. Только дети в возрасте 14-18 лет могут посвятить этому занятию до 3 часов в день, делая перерывы каждый час.

Сон и активность — залог детского здоровья

Увеличение уровня физической активности и сокращение периодов ограниченной подвижности, качественный, полноценный и здоровый сон — гарантия физического и психического здоровья и благополучия ребенка. Это стимулирует работу мозга, укрепляет иммунитет и препятствует детскому ожирению, гарантирует нормальный рост, предотвращает заболевания внутренних органов.

Главный фактор здесь — характер занятий на протяжении дня. Спокойные и развивающие игры должны чередоваться с активными. А продолжительность пребывания перед монитором или телефоном — сокращаться до минимума. Педиатры не советуют вовсе давать гаджеты детям до двух лет

А после этого возраста важно контролировать продолжительность использования смартфона или планшета

Даже, когда малыш сидит в детском кресле или коляске, важно общение и взаимодействие ребенка со взрослыми. Здесь используйте чтение и рассказы, потешки и стишки, выполняйте развивающие занятия

Подходит лепка или рисование.

Почему важно ограничить время работы ребенка за компьютером?

О том, что детям сидеть за компьютером следует ограниченное время, заявляют врачи и психологи. Они утверждают, что постоянное использование компьютеров и гаджетов негативно сказывается как на психологическом, так и на физическом состоянии ребенка. Рассмотрим кратко аргументы специалистов.

Влияние на зрение. Когда человек смотрит вдаль, глаза его испытывают меньшую нагрузку, чем во время рассматривания предметов, расположенных вблизи. Когда мы смотрим в монитор, глаза находятся в напряжении. Если не давать им время для отдыха, пренебрегать гимнастикой, может возникнуть спазм аккомодации, который еще называют ложной близорукостью. Этот недуг может со временем развиться и превратиться в миопию. Кроме того, постоянное зрительное напряжение вызывает синдром «сухого глаза». Человек, сидящий перед экраном, реже моргает, из-за чего ухудшается увлажнение роговицы.

Влияние на позвоночник. Сильное напряжение испытывают и мышцы спины. Зачастую осанка ребенка, сидящего за компьютером, неправильная. Это приводит к искривлению позвоночника, сколиозу. Чрезмерное нагрузка на мышцы спины и шеи может вызвать головокружение и головные боли.

Малоподвижный образ жизни. Недостаточная физическая нагрузка называется гиподинамией. Она становится причиной развития патологий сердца и суставов, сахарного диабета, ожирения. Малая физическая активность — серьезный фактор, ослабляющий иммунную систему.

Переутомление. Ребенок может даже не заметить, как сильно устает и переутомляется в процессе учебы. Умственная нагрузка отнимает у организма очень много сил. Постоянная работа за компьютером может привести к сильному переутомлению, которое наносит большой вред развивающемуся организму ребенка.

Вред электромагнитного излучения. Оно исходит от любого электронного устройства. Длительное воздействие на человека этого излучения может в будущем проявиться сердечно-сосудистыми заболеваниями, гормональными сбоями, хронической усталостью, болезнями нервной, иммунной, репродуктивной систем.

Компьютерная зависимость. Она возникает из-за частой игры на компьютере. В головном мозге располагаются центры, отвечающие за получение удовольствия. Когда ребенок играет, эти центры находятся в состоянии напряжения. Регулярное их возбуждение одним и тем же раздражителем со временем приводит к привыканию. Если ограничить время игры ребенка на компьютере, он начинает раздражаться, проявляет агрессию или, напротив, замыкается, становится апатичным и незаинтересованным. Избавиться от такой зависимости достаточно сложно. В некоторых случаях требуется помощь детского психолога.

Сон для детей до четырех лет

Обратите внимание на качество и продолжительность сна. Взаимосвязь физической активности, количества сна и период спокойного проведения времени напрямую влияют на физическое и психическое здоровье ребенка

Учитывая это, эксперты составили рекомендации для родителей.

Новорожденные до трех месяцев должны спать 14-17 часов в день, в 4-11 месяцев время составляет 12-16 часов, включая дневной сон. Детям в один-два года рекомендуется спать 11-14 часов. И 10-13 часов — малышам в три-четыре года.

Подписывайтесь на нашу группу Вконтакте

Особенности 5-го года жизни

К 5 годам жизни и мальчики, и девочки достигают того уровня, когда можно обучать их самым основным и важным жизненным вещам. К этому возрасту дети начинают понимать, нравится ли им выбранная одежда или нет, начинают формировать отношение к ровесникам и взрослых, соответственно, у них появляются свои взгляды, мнение и мировоззрение.

Итак, чем же отличается развитие мальчиков и девочек в 5-летнем возрасте.

Мальчик

В 5-летнем возрасте мальчики готовы принимать ответственность за свои дела и поступки.

Поэтому это лучшее время, чтобы поручить ему часть домашних дел.

Мальчики в этом возрастном периоде склонны бунтовать и протестовать, на смену наказаниям должны прийти поучительные разговоры и разъяснения.

Кроме того, это самый лучший момент, чтобы позволить сыну выбрать спортивную или творческую секцию.

В 5-летнем возрасте мальчику важно разграничить мужские и женские социальные особенности, поэтому большую роль играет образец взрослого мужчины (папа, старший брат, дедушка, отчим). Именно он должен объяснить, как должен вести себя мужчина, какие профессии подходят мужчине, какими качествами он должен обладать

Задача мамы — окружить сына любовью, заботой и лаской.

Девочка

Девочки слегка отличаются от мальчиков 5-летнего возраста.

Если мальчишки более агрессивные, вспыльчивые, то девчонки отличаются сильной импульсивностью, капризностью и плаксивостью.

Им тоже следует разъяснить, какой должна быть женщина, какими качествами она должна обладать, и делать это можно посредством игры или общения.

В это время девочки склонны подражать своему кумиру, поэтому родителям нужно внимательно следить, кого дочка сделала своим идеалом. С ребенком нужно разговаривать, почему именно этого персонажа (или человека) она выбрала, что в нем особенного и какими качествами он обладает.

Девочка 5 лет может завести одну или нескольких подруг, стараться проводить с ней как можно больше времени и даже ревновать ее к другим подружкам. Чтобы малышка избежала стресса и перестала так ревностно относиться к тому, что подружка желает играть с кем-то еще, нужно объяснить ей, что такое личное пространство.

Девочку в пятилетнем возрасте пора отдавать в кружок, где она смогла бы развить свои творческие или физические данные.

Особую важность для девочки 5-летнего возраста представляют комплименты: родители и родственники должны как можно чаще говорить ей, что она красива, привлекательна, умна, что она самая лучшая и так далее. Комплименты от папы или дедушки девочкой воспринимаются лучше, чем от мамы или бабушки

ВОЗ предупреждает

В своем докладе Хуана Виллюмсен, занимающаяся проблемами физической активности и детского ожирения во Всемирной Организации Здравоохранения (ВОЗ) акцентирует внимание на возрастание смертности из-за малой физической активности. Жертвами недостаточных нагрузок на мышцы ежегодно становятся 5 млн

человек. И главная проблема в том, что этот показатель растет, в том числе – среди детей дошкольного и школьного возраста.

Одной из причиной этой печальной статистики, по мнению ВОЗ, становится чрезмерное увлечение гаджетами, которые современные родители считают удобным инструментом для того, чтобы занять ребенка.Последствия – снижение подвижности, концентрации внимания, проблемы с социальной адаптацией. Поэтому специалисты ВОЗ приняли новые рекомендации для детей разных возрастных групп.

Детям до 1 года рекомендовано передвижение ползком не менее 30 мин в день, ограничение движения (пеленание) – не более 1 часа за 1 раз, сон – 12-17 часов в сутки. Просмотр гаджетов не допускается.

Детям в возрасте 1-2 года рекомендована активность от 3 часов в сутки, после двух лет допускается использование гаджетов до 1 часа в день.

Детям 3-4 лет показаны физические упражнения от 3 часов, активное занятие спортом – от 1 часа. Просмотр планшетов, телефонов не должен превышать 2 часа в сутки.

Акцент делается на уменьшение использования электронных устройств. А вот время «сидячих» занятий с настольными играми, головоломками, развивающими игрушками в ВОЗ сокращать не советуют.

Родителям рекомендуют больше уделять личного времени детям и контролировать режим использования гаджетов вплоть до автоматического выключения устройства по истечении определенного времени. Иначе это плохо отразится на физическом и психологическом здоровье детей.

Игры

У детей в данном возрасте ведущей деятельностью остается игра, поэтому необходимо часто занимать их играми на развитие.

Игра на внимание «Хлопок и топот». Родитель предлагает ребенку совершать определенное действие в момент произнесение какого-либо слова

Например, хлопать, если услышит название фрукта. Ведущий (взрослый) при этом может произносить любые слова: дом, лестница, небо, яблоко, огурец, компьютер и т.д.
Игра на развитие мелкой моторики и математических способностей «Собери горох». На пол нужно поставить большой сосуд (чашку, вазу, кастрюлю), а ребенку вручить несколько горошин (фасоль, пуговицы и другие мелкие предметы тоже подойдут). Их должно быть ровно столько, до скольки ребенок умеет считать, но не меньше 10. Ребенок встает рядом с сосудом, вытягивает руку и, называя порядковый номер горошины, бросает ее в сосуд. По окончании игры нужно подсчитать, сколько горошин оказалось внутри, а сколько упало мимо.

Ребенок в 5 лет уже способен грамотно излагать свои мысли при помощи слов и предложений, высказывать недовольство тем или иным событием или человеком, но выражать эмоции ему пока еще не по силам. Научить ребенка контролировать агрессию, злость, сдерживать слезы и побороть капризность ему могут помочь только родители.

Может ли компьютер приносить пользу детям?

Компьютеры положительное влияние на развитие детей. Благодаря технологиям многие дети улучшают социальные навыки: учатся взаимодействовать с разными людьми с помощью социальных сетей, а также развивают логику и креативное мышление в видеоиграх. Современные исследования показывают, что компьютеры развивают у детей многозадачность. Роль гаджетов в современном обществе становится всё более значимой, поэтому взаимодействие с ними улучшает навыки, необходимые для будущих профессий. Дети, которые регулярно проводят время перед компьютером, лучше решают задачи и быстрее принимают решения.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий