Секрет № 5 Речь развивается благодаря общению, а не учению
С шестого месяца кроха стал различать мою интонацию. Мама «строгая» — надо уползти к игрушкам, мама «добрая» — можно побаловаться с ней, посмеяться и повизжать. Так закладываются основы речевых навыков.
Я не читала вслух книги, стихи, потешки из интернета, они удивляли меня нескладностью и отсутствием смысла.
Вместо этого я пела ребенку песни (плохо, но долго), комментировала свои действия, особенно при приготовлении пищи. К еде малыш был неравнодушен, поэтому она привлекала больше внимания. Показывала и называла черно-белые картинки — у ребенка на первом году зрение только начинает формироваться, и он может различать только контрастные цвета: крупные черные фигуры на белом фоне, остальное для него пока «белый шум». Давала потрогать различные материалы: мягкие ткани, расчески, пакетики, обертки, кнопки, пуговицы, деревянные игрушки, колокольчики.
С помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов малыш привлекал к себе внимание взрослых. Каждый месяц у нас были новые звуки: вот он с утра звонко кричит «АГА! АГА!», а затем это сменяется «амама» и «бабаба»
Самым интересным моментом было выражение блаженства. Так в девять месяцев, развалившись как барин на двух одеялах, он с упоением издавал звуки, похожие на мурлыканье.
Запомнить:
разговаривать с ребенком, реагировать на его попытки общаться.
Особенности сна грудных детей
У грудного ребенка еще не сформировался режим сна, присущий взрослому человеку. Чередование медленных и быстрых фаз отсутствует. В первые месяцы жизни новорожденные спят до 20 часов / сутки. Сон грудничков до 3 месяцев глубокий, восстановительный. Мамам знакомо чувство, когда кроху в таком возрасте крайне тяжело разбудить. Таким образом, природа позаботилась, чтобы маленький человечек окреп, набрался достаточно сил для дальнейшей жизнедеятельности, активного развития.
В 3-4 месяца львиную часть суток детки по-прежнему спят, но именно в этот период начинается формирование медленной и быстрой фазы. Характер сна меняется: на авансцену выходит поверхностный сон, занимая большую долю отведенного на отдых времени, а глубокий – уходит на ІІ план. Возникают проблемы с засыпанием. Порою на процесс укладывания ребенка может уйти масса сил. Его можно очень долго убаюкивать, кормить, просто лежать с ним рядышком, но он так и не заснет. Иной раз малыш может уснуть довольно быстро, но вскоре, минут через 15-20, проснуться в плаксивом настроении, требовать молока. Иногда ребенок может легко уснуть ранним вечером, проспать около 5-6 часов, но затем проснуться посреди ночи и капризничать до самого утра. Так происходит из-за активизации поверхностной фазы после полуночи. Кроха мучается, ворочается, хочет спать, но его все вокруг раздражает, отвлекает, будит.
В этот нелегкий период родителям следует запастись терпением. Регресс сна у ребенка в 4 месяца длится от 2 до 4 недель. Хотя опять же: возможны небольшие индивидуальные отклонения от нормы. Впоследствии малыш войдет в новый режим, который, к сожалению, может не совпасть с биоритмами взрослых. К примеру, ребенок будет спать долго и спокойно, но с 21.00 до 4.00, а после проснется и будет бодрствовать. Родителям придется подстроиться под новый распорядок.
Чему учится малыш от 1 года 9 месяцев до 2 лет
В этом возрасте малыш не только учится думать — происходит скачок в социальном развитии, он начинает понимать, как правильно себя вести, и ему доставляет удовольствие такое поведение при условии поощрения со стороны взрослых.
Физические навыки малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет:
К 2 годам у ребенка активно развиваются лобные отделы коры головного мозга, которые связаны с умением анализировать информацию. Большинство детей в это время играет еще дольше, увлеченнее и с большим количеством игрушек.
Что любит ребенок в 2 года и что он умеет в этом возрасте?
- Сейчас малыш умеет лазить по лестницам, ходить по неровной поверхности, он пробует бегать, хорошо бросает мяч, умеет сам катать машинки, велосипед и другие предметы;
- Он с удовольствием занимается гимнастикой и играет со взрослыми в активные игры;
- Ребенок сам старается мыть и вытирать руки, аккуратно ест без нагрудника, умеет надевать шапку, носочки, обувь, хотя пока не может самостоятельно завязать шнурки или застегнуть пуговицы. Ему нравится новая одежда;
- Он умеет сам убирать игрушки на место, сообщает взрослым о том, что хочет в туалет.
Психоэмоциональное развитие малыша от 1 года 9 месяцев до 2 лет:
За те 3 месяца, что прошли с момента, когда малышу был 1 год и 6 месяцев, его словарь увеличился в 10 раз — до 200 – 500 слов, он научился строить предложения из 2 – 3 слов. Родителям нужно продолжать обучать малыша речи — познакомьтесь с материалом на эту тему. Много говорите с ним, делая речь интонационно яркой, при игре изображайте голоса других персонажей, задавайте ребенку вопросы, чтобы поддержать его интерес. Рассказывайте малышу о смысле слов, явлений и отношений между ними.
По мнению некоторых специалистов, сейчас можно начинать учить малыша буквам — предложить ему кубики с буквами и плакат-алфавит;
Ребенок продолжает удивлять взрослых неожиданными поступками и экспериментами с предметами. Он делает так, потому что сопоставляет свои знания о мире и пробует применить их сам, на практике
Сейчас важно не ругать его, играть вместе с малышом и направлять его любопытство в нужное русло;
В этот период малыш вовсю подражает взрослым: надевает очки, как бабушка, звонит по телефону, как папа. В этой игре он формирует собственный характер, примеряя на себя роли других людей
Ему нужно доброжелательное внимание и участие близких в играх;
Теперь он проявляет терпеливость, послушание
Ему интересны другие дети, и он готов пообщаться с ними, может выбрать любимого ребенка, с которым ему хочется играть больше, чем с другими;
Ребенок начинает понимать, что он мальчик или девочка, проявляет интерес к занятиям мужчин или женщин соответственно.
Все индивидуально
Изучая стандартные этапы развития малыша, помните, что не бывает двух одинаковых людей. У каждого ребенка освоение навыков происходит тогда и так, как может быть только у него. Не переживайте, если ваш малыш «молчун» или не интересуется пирамидкой: все дети разные!
Ваша задача — помочь ему в этом, обязательно обращаясь к специалистам за советами, чтобы обеспечить своему крохе все возможности для роста и развития.
Желаем вашему малышу радостного детства с вами!
Список использованной литературы
- Евдокимова Т. А., Тимошина Е. Л., Камалтынова Е. М., Бушмелева Л. П. Питание детей первого года жизни. Москва: Издательство «Феникс»,2006.
- Янушко Е. А. Развитие речи у детей раннего возраста. 1-3 года. Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2010.
- Янушко Е. А. Рисование с детьми раннего возраста. 1-3 года. Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2009.
- Янушко Е. А. Сенсорное развитие детей раннего возраста (1-3 года). Москва: Издательство «Мозаика-Синтез», 2010.
- Ибука Масару. После трех уже поздно. Москва: Издательство «Альпина нон-фикшн», 2015.
Чрезмерная нагрузка на психику малыша
Перевозбуждение или переутомление ребенка часто приводят к нарушению процесса засыпания. Чтобы избежать этой проблемы, родителям следует исключить влияние негативных факторов на нервную систему малыша:
- Перевозбудить нервную систему могут: просмотр мультфильмов перед сном, шумные игры, поэтому мамы должны контролировать, чем их дети занимаются перед сном.
- Эмоциональное состояние мамы сказывается на качестве сна ребенка, так как ее раздражительность, повышенная тревожность, негативные эмоции влияют на общение с малышом. Впечатлительные дети страдают от дискомфортной психологической обстановки в семье, что тоже может привести к расстройствам сна. Любящая спокойная мама, гармония в семье — гарантия душевного равновесия детей и их психического здоровья.
Соматические заболевания
Для выявления соматических проблем, которые повлекли за собой нарушения сна, следует обратиться к педиатру. Своевременно назначенное лечение позволит устранить причину и нормализовать сон малыша.
Колики в животе — частая причина плохого сна и капризов у ребенка. Когда спазмы проходят, малыш успокаивается и спокойно спит. Такие расстройства временные и связаны с особенностями пищеварительной системы грудных детей.
Наиболее частой причиной устойчивых расстройств сна у детей до 1 года является рахит. К его развитию приводит дефицит витамина D, в результате чего нарушается обмен кальция и фосфора. Начиная с 3-4 месяцев (иногда с 1,5 месяцев) появляются признаки повышенной нервно-рефлекторной возбудимости:
- пугливость, раздражительность;
- частое вздрагивание, особенно в момент засыпания;
- выраженные расстройства сна;
- повышенная потливость при кормлении и во сне.
Состояние ребенка улучшается после назначения педиатром терапевтической дозы витамина D.
Секрет № 6 Поездки с годовасиком — это не смертельно
В самое активное время малыша, с шести до девяти месяцев, мне посчастливилось пожить на даче с родителями. Это существенно облегчило бытовые муки и позволило освоить новые занятия — игры в двухэтажном доме, рассматривание флоры и фауны, знакомство с соседями.
Променад на участке и прогулки по массиву с дедушкой и бабушкой оказались раем. Конечно, пришлось попыхтеть, решая каждый месяц новые задачи. Смена арсенала погремушек на крупные паззлы и новые игрушки, ежедневное фанатичное обеззараживание всего в радиусе ста метров, перестановка в доме согласно потребностям малыша, сведение к минимуму опасностей, которые подстерегают в обстановке взрослой жизни, соблюдение правил гигиены, поддержание аптечки малыша, которая, по своему ассортименту, вполне могла бы конкурировать с аптечным пунктом небольшого городка… Но все это уже приносило радость, и решения этих задач приходили легко.
За этот период мы не только освоили умение самостоятельно садиться, вставать на ножки и ходить с поддержкой, но и произвели заметный скачок в психическом развитии. Я стала замечать произвольное повторение тех форм поведения, которые доставляют ребенку удовольствие, разную реакцию на родных и незнакомых людей, появление первых страхов. К этому прибавилась произвольность движений и жестов, управляемость, понимание слова «нельзя». Все перечисленное заложило основу для следующего новообразования — предметной деятельности. Расширились границы доступного мира.
Предметная деятельность — деятельность с предметами согласно их назначению.
В этом периоде развития (после восьми месяцев) также формируется чувство безопасности, защищенности, а, следовательно, и степень открытости к миру, доверия к окружающим
Поэтому я всячески проявляла внимание, любовь, ласку, старалась мгновенно реагировать на его просьбы. Объясняла причину громкого звука или движения, так напугавшего кроху
Запомнить:
не ограничивать себя в комфорте и впечатлениях, активная жизненная позиция будет полезна не только вам, но и развитию вашего малыша.
Вторая причина, по которой ребенку трудно уснуть, — отсутствие расслабляющего ритуала или неправильное время, в которое родители проводят этот ритуал
Чтобы легко заснуть, любому человеку необходимо замедлиться — с его обычного уровня активности перейти в состояние спокойного бодрствования, затем расслабиться и заснуть. Малыши не могут регулировать эти процессы: трудно себе представить, что ребенок смотрит интересный мультик, прыгает на батуте или наворачивает на четвереньках третий круг по квартире, а потом понимает, что накатывает усталость, отказывается от интересного занятия и просит погладить ему спинку или спеть колыбельную песню.
Скорее всего, ребенок будет продолжать делать то, что ему весело и интересно, пропустит состояние усталости, быстро перейдет в фазу перевозбуждения и уснет уже тогда, когда из фазы перевозбуждения попадет в фазу переутомления. Он буквально вырубится сам или на руках у родителей, но при этом велика вероятность, что ночь пройдет с частыми пробуждениями или окончится ранним утренним подъемом.
Рекомендация сомнолога
Помогите ребенку замедлиться и прийти в состояние спокойного бодрствования, не ждите, что он сам прекратит веселое занятие. Приглушите свет, выключите мультики, предложите почитать сказки или сделать массажик.
Фокус в том, чтобы начать замедлять ребенка, пока он еще не перевозбудился. Самая частая ошибка мам и пап в том, что они начинают ритуал тогда, когда ребенок уже трет глаза и показывает, что хочет спать! Это поздно! А иногда родители видят, что ребенок начал капризничать и стал раздражительным, и только тогда укладывают малыша. Это не просто поздно, а очень поздно!
Секрет в том, чтобы начать расслаблять малыша тогда, когда он еще не хочет спать, но вы знаете, что через 10 минут настанет время, и он захочет спать. К этому моменту ребенок должен быть уже в пижаме, сытый и расслабленный. Вам останется лишь выключить свет — и вуаля!
Что может входить в ритуал перед сном? Что угодно, что нравится всем участникам процесса и способствует расслаблению, — кормление грудью, ношение на руках, пение колыбельных, массаж, чтение книг и так далее. Главное, начинать ритуал тогда, когда у ребенка есть на него силы. Рекомендуется проводить его с приглушенным светом, чтобы настроить ребенка на сон. Обычно хватает буквально 5–10 минут ритуала перед дневным сном или минут 20 перед ночным.
Аргументы против совместного сна
Многие родители боятся случайно придавить ребенка во сне, но это практически невозможно. Широкий плоский носик новорожденного позволяет ему свободно дышать, даже если он прижат к маминой груди. А гормоны делают сон кормящей женщины необыкновенно чутким — она просыпается на каждое движение малыша. Однако в некоторых ситуациях родителям ни в коем случае нельзя практиковать совместный сон с малышом:
- Они принимают сильнодействующие снотворные или успокоительные;
- Они испытывают крайнюю степень усталости, буквально «спят стоя»;
- Кто-то из родителей — переносчик кожной инфекции;
- Малыш родился недоношенным.
Также не рекомендуется укладывать малыша в одну кровать рядом со старшим ребенком. Если другого выхода нет, то между детьми должен спать родитель. Еще один популярный довод против совместного сна — его несовместимость с личной жизнью. На самом деле большинство семей справляется с этой проблемой, ведь квартира не ограничивается одной кроватью.
Техника безопасности при совместном сне:
- Ни в коем случае не оставляйте малыша одного на кровати: он может с нее упасть, даже если еще не умеет ползать. Когда уходите из комнаты, перекладывайте младенца в колыбельку или на развивающий коврик;
- Проверьте свой матрас: он должен быть достаточно жестким, без вмятин и зазоров. Также не рекомендуется спать с малышом на раскладном диване или в окружении множества подушек;
- Уберите из кровати все лишнее — покрывала, мягкие игрушки и другие предметы. Все это создает угрозу для сна ребенка до полугода.
Совместный сон можно практиковать в двух вариантах: во взрослой постели или вплотную придвинутой детской кроватке без одного борта. Если вы выбрали второе, убедитесь, что кроватка плотно зафиксирована и не может случайно отодвинуться.
Завершается совместный сон обычно в возрасте 3 – 4 лет. У малыша начинается период «я сам», и он с удовольствием перемещается в собственную кроватку.
Несколько случайных отзывов
05.05.2018Анонимно
Я хотела бы сказать слова благодарности всему коллективу клиники, а также отдельно сказать большое спасибо Рубанову Сергею Сергеевичу, Шарову Александру Викторовичу, Медсестрам Светлане и Галине Петровне. На лечение зубов, мой сын Саша, 3года 10 месяцев, категорически не соглашался, даже лечение с закисью азота нам не особо помогало. Когда зубы начали болеть и тянуть было уже нельзя , встал вопрос о лечении под наркозом. Страх от слова “наркоз” бежал впереди мамы )), но , благодаря доходчивому, спокойному объяснению врача и анестезиолога об этапах работы и поведении организма при том наркозе под которым проводится лечение, мы согласились и ни разу не пожалели об этом. Лечение состоялось 8 апреля 2018 года. Теперь у ребёнка здоровые , красивые зубы. Кроме того, Сергей Сергеевич всегда находится на связи, не отказывал в помощи, консультации до и после лечения. Саша к своим зубам допускает теперь только его )))
27.09.2014Лопатко Л.Н. (бабушка)
Сергей Сергеевич, выражаю Вам глубокую благодарность за внука Ларичева Егора, потому что только Вы помогли ему распрощаться с больным зубом. Мой внук благодаря Вам поборол свой страх. Успехов в труде Вам и крепкого здоровья.
08.12.2014Викторова Анжелика и дочь Алиса
Выражаем огромную благодарность доктору Семеновой Марианне Владимировне. Спасибо Вам огромное за Ваш профессионализм, за чуткое отношение к маленьким пациентам. Благодаря Вашей работе у моего ребенка пропал страх перед зубным врачом. Из других клиник мы уходили со слезами. Здесь же все по-другому. Приятная обстановка, прекрасный персонал! Большое спасибо! Будем лечить зубки только у вас. С наилучшими пожеланиями, Викторова Анжелика и дочь Алиса.
26.01.2018Мама Квашенкина Ростислава (3 года)
Хотим выразить огромную благодарность Рубанову С.С. и анестезиологу Шарову А.В. за проделанную работу. Зубки сына теперь как новенькие, хоть и пришлось несколько удалить. Знаю, что Сергей Сергеевич отнесся к своему делу с совестью, видела как он старался! Боролся за каждый зубик! В конце процедуры вышел все объяснил, рассказал и дал четкие ответы на наши вопросы. Анестезиолог тоже молодец, выходил и говорил как обстановка (что для нас с мужем было необходимо). Сын после наркоза отходил под чутким контролем этих прекрасных докторов! Спасибо Вам большое от всей нашей семьи! У вас золотые руки! Теперь только к Сергею Сергеевичу!
Смотреть все
Оставить отзыв
Секрет № 4 У детского плача (и других звуков) всего несколько причин, которые можно вычислить
В первые два месяца, в период, когда складывается индивидуальная, отдельная от матери, психическая жизнь ребенка, я с легкостью определяла причины плача — сон, еда, болит животик. Здесь важную роль играла последовательность в действиях. При плаче сначала предлагала грудь: если присасывался и сладко засыпал, значит был голоден и хотел спать. Если это не срабатывало, малыш поджимал ножки и плакал всё сильнее, давала ветрогонное.
К концу второго месяца плач стал средством общения, ребенок научился привлекать мое внимание. Обычно, это происходит одновременно с развитием комплекса оживления: замирание с фиксацией внимания на предмете или звуке, которое сменяется улыбкой, вокализацией, радостными вскриками, двигательным оживлением, например, при приближении матери
С четвертого по шестой месяц добавились зубы: малыш неистово пихал свои и мои пальцы в рот, рычал, грыз все, что попадало под руку, и истекал слюнями.
Запомнить:
прислушиваться к ребенку и изучать зоны ближайшего развития, это поможет вам быстрее удовлетворять его актуальные потребности.
Секрет № 3 Мамины эмоции «заразны»
Любые мои эмоции быстро передавались малышу. Мне приходилось контролировать себя: чем больше раздражалась я (а я раздражалась, так как бессонные ночи и перфекционизм не давали спокойно жить), тем больше был раздражен малыш. В итоге он капризничал, я нервничала еще больше, получался замкнутый круг.
Пришлось подтянуть навыки релаксации. Отличное решение — медитативные техники. Подойдет, например, медитация покоя из книги М. Р. Гинзбурга «Эриксоновский гипноз: систематический курс»:
Я стала спокойнее и, соответственно, ребенок тоже. Малыш быстрее успокаивался, спокойнее засыпал, меньше плакал. Научиться расслабляться было трудно, но все дело в желании и тренировках.
Запомнить:
- «подружиться» со своими эмоциями, а не давить их: если дело плохо, отойти в другую комнату на пять минут и выдохнуть; если очень плохо — оставить мужа с ребенком и сходить прогуляться;
- изучить медитативные техники: можно просто лежать и представлять себя в приятном месте — на берегу моря, в лесу у журчащей реки;
- отдыхать, отдыхать и отдыхать.
Особенности регресса сна в 6-12 месяцев
Следующий этап нарушения сна у ребенка до года родители могут ожидать, начиная с 6-7 месяцев. Хотя в среднем он приходится на возраст 8-9 месяцев. Этот регресс имеет свои особенности. К 8 месяцам карапуз значительно подрос, научился ползать, уверенно сидеть, улыбаться, самостоятельно играть, он пытается ходить и говорить. Это большой рывок в его физическом и интеллектуальном развитии. В этом возрасте детки спят значительно меньше (от 13 до 16 часов / сутки, при этом 4 из них – днем). К году малыш переходит на 1-2 разовый дневной отдых. Регресс сна в 8-9 месяцев обычно длится не более 6 недель.
Ситуации, когда не хотеть спать – нормально
- Нарушен режим сна. Если ваш ребенок спит днем, поздно просыпается, и засыпает, вос-становление режима может занять определенное время. Это нормальная реакция организма, и все, что нужно — постепенно восстановить режим сна так, чтобы он соответствовал цир-кадным ритмам. Составьте график сна, введите ритуалы перед засыпанием и постепенно переводите время подъема на более раннее.
- Ребенок вырос и уже не спит днем. Обычно ребенок в возрасте одного года спит днем не менее двух раз. В среднем с полутора лет начинается переход на новый режим с одним дневным сном продолжительностью около 2,5 — 3 часов. Такой режим, с постепенным со-кращением продолжительности сна, обычно сохраняется до 6−7 лет, когда ребенок, как правило, уже обходится без дневного отдыха. Иногда дети отказываются от сна днем раньше — в 3−4 года. И это абсолютно нормально, ведь, как мы сказали выше, по-требность в сне снижается с возрастом! Если ваш ребенок отказывается спать днем и чув-ствует себя хорошо, вам не стоит беспокоиться.