Хронический панкреатит у детей
Признаки хронического воспаления поджелудочной железы у детей определяются в первую очередь формой болезни и состоянием других органов пищеварительного тракта. Обычно детей беспокоят ноющие боли под грудью, которые усиливаются после употребления жирных и острых блюд, физического и психоэмоционального переутомления.
Хронический панкреатит в детском возрасте чаще всего развивается на фоне неблагоприятной наследственности. Если у родителей и близких родственников появляется подобное заболевание, риски его развития у ребенка значительно возрастают.
Хроническое течение воспалительного процесса может приводить к необратимым изменениям тканей поджелудочной железы и нарушению функций органа. При появлении характерных признаков обострения, таких как боль в животе, горечь во рту, рвота, частый и жидкий стул, необходимо обращаться к специалистам. Самолечение может усилить воспалительную реакцию.
Прогноз и профилактика аутизма
Аутизм — неизлечимое заболевание. Но своевременно начатая коррекция поведения позволяет добиться значительного улучшения состояния. Считается, что развитие речи до шестилетнего возраста и достаточно высокий IQ у пациентов — признаки благоприятного прогноза. Улучшить течение заболевания можно с помощью постоянных занятий, реабилитации, а также создания спокойной обстановки внутри семьи.
Предупредить развитие заболевания у своего ребенка невозможно. Но соблюдение правил здорового образа жизни и тщательный контроль за течением беременности снижают риск патологии
Для профилактики ухудшения состояния здоровья пациентам с аутизмом важно постоянно проходить терапию и наблюдаться у врачей различных специальностей, а их родителям — создать благоприятную атмосферу дома и постоянно учиться общаться со своими детьми.
Бугайский Станислав Евгеньевич, детский невролог и психиатр клиники «Будь здоров»:
«Существует такое понятие как «савантизм» (от французского слова «саванта», что переводится как «ученый») — состояние, когда аутичный ребенок или взрослый очень одарен в какой-либо определенной отрасли. У савантов специалисты выявляют поразительные умственные знания или способности в определенной сфере деятельности. При этом по уровню интеллектуального развития больные останавливаются на стадии легкой умственной отсталости. Чаще всего аномалия возникает вследствие генетических нарушений и может передаваться по наследству. Также синдром может возникнуть из-за перенесенных черепно-мозговых травм или заболеваний мозга. Многие ученые считают, что савантизм – следствие перинатальной патологии. Все причины возникновения аномалии до конца не известны, однако специалистами подсчитано, что болезнь в пять раз чаще беспокоит мужчин, чем женщин. Объясняется это тем, что в мужской хромосоме содержатся десятки генов, способствующих рождению ребенка с указанным недугом. Некоторые ученые предполагают, что аномалия развивается из-за особого вируса, который приводит нейроны к мутации. Результаты МРТ и КТ вещества головного мозга доказывают, что у людей с синдромом саванта правое полушарие («ответственное» за творчество, пространственное и образное мышление) намного лучше развито, чем левое («ответственное» за аналитическое мышление, вербальная информация). Именно поэтому у аутистов и выявляются особые способности».
Причины аутизма у детей
Головной мозг человека состоит из нескольких структурных отделов, и каждый из них выполняет определенные функции. У аутистов нередко происходят изменения в строении отдельных мозговых структур — мозжечка, срединной височной доли, гиппокампа и коры лобных долей больших полушарий. Эти отделы ответственны за обучение и запоминание новой информации, выражение эмоций, получение удовольствия от общения с окружающими людьми и социальную активность.
Интересный факт: у млекопитающих повреждение этих отделов головного мозга вызывает похожие признаки — неспособность распознать опасность, быстро адаптироваться к новому окружению, отказ от общения с другими животными.
Говорить о точных причинах, которые провоцируют изменения в перечисленных мозговых структурах, ученые пока не могут — природа заболевания и механизм его развития остаются неизвестными.4
Бугайский Станислав Евгеньевич, детский невролог и психиатр клиники «Будь здоров»:
«В большинстве случаев дети с аутизмом удовлетворительно развиты в физическом плане, имеют приятную внешность, словом, по внешним чертам нет возможности точно сказать о наличии какого-либо-заболевания. Точные причины формирования до конца неизвестны, при этом выделен ряд факторов, способствующих развитию аутизма:
- нарушения на уровне генов, молекул, хранящих в себе информацию о том, как должен развиваться человеческий организм;
- результаты взаимодействия генетических факторов и факторов среды, в которой развивается ребенок;
- экология;
- нарушение внутриутробного развития плода, гипоксия плода в период беременности и в процессе родов, инфекционные заболевания в ходе течения беременности (к примеру, краснуха, цитомегаловирус), токсическое воздействие на плод (к примеру, лекарственные препараты, принимаемые матерью в период беременности)».
Сегодня наиболее вероятной причиной РАС считается наследственная предрасположенность. У родственников детей с аутизмом в 3–7% случаев определяют похожие заболевания и другие психические и психологические отклонения:
- низкую потребность в контакте с другими людьми;
- расстройства речи;
- навязчивое поведение;
- умственную отсталость;
- эпилепсию.
Кроме того, в 90% случаев аутизм развивается одновременно у обоих однояйцевых близнецов. Этот факт также свидетельствует о наследственной природе болезни.
Ученым даже удалось выявить, какие генетические мутации вызывают предрасположенность к аутизму. Но не стоит переживать заранее: наличие «поломок» в генетическом коде не означает, что у ребенка обязательно будет РАС, а только увеличивает риск развития заболевания.
Подтверждение генетической предрасположенности к аутизму стало важным открытием, которое позволило снять с родителей ответственность за развитие таких нарушений психики у их детей. Ведь раньше причиной аномальной замкнутости ребенка называли дефицит родительского внимания, заботы и ласки.
Факторы риска
Существуют предположения, что проявление аутизма связано с определенными факторами риска, хотя они не подтверждены надежными источниками. К ним относятся:
- рождение ребенка от поздней беременности;
- нарушения внутриутробного развития;
- неблагоприятная экологическая обстановка;
- радиационное воздействие;
- «сбои» в обмене веществ;
- нарушения выработки гормонов щитовидной железы;
- патологии мозга — энцефалиты, черепно-мозговые травмы (рис.1).
Прививки и аутизм: есть ли связь?
В 1998 году в журнале «The Lancet» была опубликована статья врача Эндрю Вэйкфилда. В ней автор описал несколько случаев, когда у детей возникали поражения кишечника и проявлялись симптомы аутизма после прививки вакциной против краснухи, кори и паротита (вакцина КПК). Автор высказал предположение, что именно вакцинация стала «триггером» развития РАС. Однако дальнейшие исследования не выявили взаимосвязи между расстройствами аутистического спектра и вакциной КПК. Зато было установлено, что доктор Вэйкфилд получил большую денежную сумму от адвокатов своих пациентов, а также подал заявку на получение патента на собственную вакцину. В результате «The Lancet» принял решение об отзыве публикации, а доктора Вэйкфилда лишили медицинской лицензии.⁵
Здоровый образ жизни
Дни здоровья
Вакцинация Вакцинация
Вакцинация – право каждого и общая обязанность.
Вакцинация: за или против?
КОГДА ДЕЛАТЬ ПРИВИВКУ?
Рекомендации по вакцинации против COVID-19 с использованием вакцины Гам-КОВИД-Вак
Стационарные прививочные пункты для вакцинации в Гродненской области
Вакцинация как эффективный способ противодействия распространению коронавирусной инфекции
Правильное питание у женщин после 40 лет
Правильное питание
«Самое время!»
Безвозмездное донорство
Буклеты по ЗОЖ
Психологическая помощь
День памяти людей, умерших от СПИДа Эпидситуация по ВИЧ-инфекции в Гродненской области на 1 апреля 2018 года
17 вопросов для тебя
У тебя отрицательный ВИЧ-статус? Пройди тест, чтобы быть уверенным!
МРТ Здоровый образ жизни в здоровых привычках
МРТ и ультрамарафоны
Вредно ли МРТ
Про наркотики Наркологическая зависимость
Внешние признаки, свидетельствующие об употреблении наркотиков
Выдержки из статей Уголовного конкурса Республики Беларусь
Инструкция по применению Теста для иммунохроматографического выявления наркотических соединений в слюне
Набор полосок ИХА-10-МУЛЬТИ-ФАКТОР для выявления десяти наркотических соединений в моче
Иформационные видеоролики
Меняем свой образ жизни!
Как победить атеросклероз
Жизнь после рака
Что нужно знать о канцерогенах
Ходьба – польза для здоровья
Игровая зависимость
Профилактика геморроя
Несколько советов, как бросить курить
Как защитить себя от гриппа
Остеопороз
Если вас укусил клещ
Воздействие азартных игр на человека
Легкие можно тренировать
Вредно ли УЗИ для плода?
Кофе и здоровье
Негативное влияние вредных привычек на красоту и здоровье женщин
Вода — польза и вред для очищения организма
Скандинавская ходьба с палками – польза, противопоказания
Татуировки и их вред
Как укрепить семейные отношения?
Стресс
УЗИ сосудов шеи
Спорт для здоровья
Ультразвуковая диагностика заболеваний молочных желез
УЗИ печени
УЗИ в гинекологии
Курение и рак
Железодефицитные анемии (ЖДА)
Беременность и рак молочной железы
Движение — лучшее средство против стресса
Учитесь правильно дышать
Как научиться не стареть
Секреты утренней бодрости
Смех – это здоровье
Множественная миелома
Питание в жаркое время года
Дробное питание для здоровья и похудения
Правильное питание при железодефицитной анемии
Топ-6 полезной зелени
Продукты, которые убивают здоровье
Умеете ли вы вести здоровый образ жизни и производительно работать
Памятка для родителей по воспитанию у ребёнка интереса к здоровому образу жизни
Как уберечь детей от алкоголя и наркотиков
Аутизм: что это и кто такие люди с аутизмом?
Профилактика болезней сердца
Боковые кисты шеи
Некротизирующая сиалометаплазия
Психогигиена
Репродуктивное здоровье юношей и девушек
Зависимое поведение и его профилактика
Гипертоническая болезнь
Причины развития, симптомы, лечение и профилактика
Курение
Солнечный загар: польза и вред
Что такое целлюлит
Клиника и диагностика рака и меланомы кожи
Гигиена и профилактика в стоматологии
Как курение разрушает зубы
Симптомы и лечение холодовой аллергии
Осторожно: Тюбинг!
Что такое ценности семейной жизни
Антиоксиданты: зачем они нам нужны?
Бешенство не теряет своей актуальности!
Грипп: важная информация для каждого
Скандинавская ходьба
Поражение печени у COVID – инфицированных пациентов.
ВЛИЯНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ГАДЖЕТОВ НА СЛУХ ЧЕЛОВЕКА
Умственная отсталость
По-другому эту патологию называют олигофрения или интеллектуальная недееспособность. Тут все гораздо хуже, так как исправить почти ничего невозможно. Нарушение в развитии головного мозга и центральной нервной системы приводит к остановке совершенствования интеллекта ребенка. Абстрактно мыслить он не в силах, нарушены когнитивные функции, эмоции простые и бедные.
Умственно отсталый ребенок медленно говорит и ходит, так как вегетативное состояние у него особое. Память у него ограничена, способности к обучению и получению навыков ниже, чем средние, часто он не может сам себя обслуживать нормально. Такой малыш легко привязывается к людям, хорошо к нему относящимся. Он не замыкается в себе и легко, с удовольствием, идет на контакт.
Как и аутисты, дети с таким расстройством тоже очень любят музыку.
Патология эта врожденная или проявляется у малыша до трех лет. Следует, однако, отметить, что при слабой выраженности диагноз могут поставить и после прохождения курса начальной школы.
Важно: прогрессировать олигофрения не может. «Виновники» интеллектуальной недееспособности вполне определены:
«Виновники» интеллектуальной недееспособности вполне определены:
- курение и прием алкоголя будущей матерью в период беременности;
- воздействие токсинов на плод;
- гипоксия при родах;
- синдромы Клайнфелтера, Дауна и т.п.
Клиническая картина
Основные симптомы РДА проявляются еще в младенческом возрасте, у детей на первом году жизни
Обращают на себя внимание следующие признаки:
- позднее возникновение лепета;
- мало улыбаются;
- не фиксируют взгляд на других людях;
- отсутствие реакции в ответ на обращение взрослого;
- не реагируют на собственное имя;
- резко реагируют на слабые раздражители, например, незначительный шум, сильными негативными эмоциями: плачем, криком, испугом. Но на сильные раздражители реагируют слабо;
- после кормления младенец не выражает удовольствия. Отсутствует впечатление довольного, удовлетворенного малыша.
У детей с признаками аутизма извращен комплекс оживления. Так называется эмоционально-двигательный ответ грудничка на деятельность по отношению к нему взрослого. Эта простая форма поведения формируется к концу первого месяца. Она сохраняется и интенсифицируется до 4-х месячного возраста, а затем пропадает.
В структуру комплекса оживления входят следующие компоненты:
- длительное фиксирование взгляда на взрослом;
- улыбка, обращенная к родителю;
- вербальное выражение эмоций – агуканье, гуление, возгласы;
- двигательные реакции в виде взмахов руками и ногами, движений головы, прогибаний туловища.
У малышей с РАС реакции комплекса, как уже упоминалось, извращены, выражены очень слабо или совсем отсутствуют. Такой ребенок не просится на руки, не успокаивается, когда мама берет его на ручки.
Возможен и другой вариант, когда реакции комплекса оживления проявляются в полной мере, но не на взрослого, а на любой предмет, например, любимую игрушку или узор на обоях, лампочку.
Аутичный младенец слабо реагирует на родителей и других близких, смотрит как будто сквозь них, не выражает позитивных эмоций в их присутствии, не вступает с ними в контакт. Наблюдается нарушение активности малыша. Таких детей называют удобными – они слишком спокойны и нетребовательны.
Что касается двигательного развития, то изначально оно не вызывает опасения. Все значимые моторные навыки развиваются в срок: самостоятельное удержание головы, переворот со спины на живот и обратно, присаживание. Вставать и ходить детки начинают также вовремя, но может наблюдаться временной разрыв между хождением с опорой и самостоятельным топаньем –нередко он длится до полугода.
В дальнейшем развитии двигательных навыков наблюдается такая тенденция: они вялые, неритмичные, нескоординированные, отличаются тугоподвижностью, зажатостью и напряжением. Дети часто ходят на носочках.
Однако бывают дети с РАС, наоборот, отличающиеся особой юркостью и пластичностью. Они очень подвижны. Кувыркаются, легко взбираются на высоты. Хорошо держат баланс. Про таких говорят: везде пролезут.
Классический аутизм
Аутизм – это заболевание, ядром симптоматики которого является нарушение социального взаимодействия. То есть, у такого ребенка наблюдается отсутствие или очень слабо развит уровень общения с окружающими, а иногда и с близкими людьми.
Трудности в коммуникации проявляются как вербально, так и не вербально. Речь ребенка может быть практически неразвита или отмечается ее ускоренное развитие. Он может обладать огромным словарным запасом, но включиться в диалог не может.
Невербальные нарушения связаны с трудностями в установлении визуального контакта, своеобразием поз, мимики, жестов. Показательным критерием становится отсутствие эмпатии, то есть способности сопереживать другим людям, понимать их чувства, проявлять заботу, сострадание, грустить или радоваться вместе с ними.
Классической триадой симптомов РДА являются:
- низкий уровень социального взаимодействия, взаимного общения;
- скудная сфера интересов;
- стереотипность движений.
Заболевание проявляется до 3 лет. Его первые признаки можно обнаружить еще на первом году жизни, но большая часть родителей придает им значение в возрасте ребенка 2 года и старше.
Признаки аутизма сохраняются с человеком на протяжении всей жизни в той или иной степени. На сегодняшний день ученые еще не нашли способа полного излечения от него.
Аутизм связывают с нарушением работы головного мозга.
Исследования подтверждают, что на развитие нервной системы влияет иммунная система еще на ранних стадиях эмбрионального развития, а, точнее, ее недостаточная функция.
Существует теория, согласно которой у аутистичных личностей недоразвита система зеркальных нейронов. Эти клетки возбуждаются во время двигательной активности, а также в момент наблюдения за активностью других людей. По этой причине у таких людей отсутствует возможность перенимать поведение окружающих, следить за ними.
Несмотря на большое количество исследований причин заболевания, вопрос с его природой остается открытым. Множественные теории, размышляющие над этой проблемой, не дают внятного и полноценного ответа.
Признаки РАС у детей до года
Первые признаки аутизма у некоторых детей можно заметить еще в двухмесячном возрасте: они не следят глазами за движущимся предметом, не поворачивают голову в сторону мамы и никак не реагируют на ее появление в поле зрения. Распознать заболевание можно, наблюдая за реакциями малыша, его поведением, пониманием происходящего
Признаки аутизма у маленьких детей можно заметить в раннем возрасте, и если отсутствие речи в возрасте до года является нормой, то стоит обратить внимание на такие моменты:
- не реагирует на собственное имя;
- не делится своими достижениями с мамой;
- не смотрит в глаза и не ищет одобрения своим поступкам;
- отсутствует лепет, звукоподражания, жестикуляция;
- любит теребить волосы, ленточки.
Признаком аутизма в 3 месяца является отсутствие зрительного контакта с мамой. Он смотрит как бы сквозь нее, оставаясь погруженным в свой внутренний мир.
Симптомом аутизма у детей до года может быть отсутствие желания познавать окружающий мир и делиться своими открытиями с мамой.
Симптомы аутизма в 2 года
В возрасте 1-2 года у ребенка развиваются коммуникативные навыки: он радуется приходу близкого человека, подражает мимике и действиям взрослого, узнает людей на фотографиях, появляются звукоподражания и первые слова. Родителей должны насторожить следующие признаки аутизма у детей в 2 года:
- избегает прикосновений, объятий, не хочет сидеть на руках даже у родителей;
- чтобы успокоиться, малыш может раскачиваться из стороны в сторону, обнимать себя за плечи;
- не копирует поведение родителей;
- не подражает интонациями, словами, действиями;
- нет элементарных бытовых навыков: пить из чашки, умываться, мыть руки;
- ребенок кажется «самодостаточным», ему никто не нужен;
- во время игры сортирует предметы по цветам, строит их в ряды.
Серьезное проявление аутизма у детей 2 лет – отсутствие указательного жеста. Часто малыш использует руку мамы или другого человека, чтобы выполнить какую-либо манипуляцию. Случается, что ребенок развивается согласно возрасту, но в один момент начинается регресс: пропадают речевые и коммуникативные навыки. Это может произойти после болезни или стресса.
Признаки аутизма в 3 года
Примерно в возрасте 3-х лет ребенок входит в социальную категорию «я сам»: он все стремится делать самостоятельно, появляются сюжетно-ролевые игры вместо простых манипуляций с игрушками.
Болезнь аутизм имеет такие симптомы у трехлетнего ребенка:
- малыш слишком привязан к маме, не происходит сепарации и нет стремления делать что-либо самостоятельно;
- о себе ребенок говорит в третьем лице;
- в речи много придуманных слов и фраз;
- многократно цитирует одни и те же отрывки из книг или рекламы;
- все новое может вызывать истерики;
- гиперактивность, неусидчивость;
- ребенок использует для игры неигровые предметы, часто зацикливается на деталях (например, смотрит часами на колесики);
- игра не имеет сюжета.
Ребенок с аутизмом не идет первым на контакт, не выражает своей просьбы. Привязанность к людям ему нужна лишь для удовлетворения бытовых потребностей.
Признаки аутизма у детей 4 лет
В 4 года дети уже понимают правила поведения в обществе, усваивают морально этические нормы. Дети с РАС не слушаются, не понимают, поступают так, как им выгодно. Симптомы детского аутизма в 4 года:
- может резко появиться речь, несвойственная для ребенка;
- отсутствует интерес к чему-либо;
- малыш не задает вопросов;
- нет реакции на свое имя, о себе продолжает говорить в третьем лице;
- не чувствует людей, не понимает их эмоций, может проявлять жестокость;
- проявляет избирательность к пище и одежде;
- может ходить в одной и той же обуви.
Редко у детей присутствуют все признаки нарушений аутистического спектра. Чаще всего ярко выражены 3-4 фактора, определяющие заболевание.
Диагностика аутизма
Очень важным моментом при лечении и реабилитации больных с аутизмом является его своевременное выявление. Диагностика аутизма основана на наблюдениях за пациентом, выявлении особенностей поведения, являющихся симптомами заболевания. Диагностика аутизма в раннем возрасте наиболее сложна, особенно если ребенок у родителей первый. Ранние признаки аутизма могут быть сочтены вариантом нормы. К тому же многие методики диагностики аутизма невозможно выполнить у маленьких детей.
В целом диагностика раннего детского аутизма включает заполнение родителями специальных опросников и наблюдение за ребенком в спокойных условиях. Для диагностики аутизма у детей используются следующие опросники:
- шкала наблюдения для диагностики аутизма (ADOS);
- опросник для диагностики аутизма (ADI-R);
- поведенческий опросник для диагностики аутизма (ABC);
- тест на аутизм у маленьких детей (CHAT);
- шкала рейтинга детского аутизма (CARS);
- контрольный список оценки показателей аутизма (ATEC).
Помимо опросников, обязательно назначается инструментальное обследование, целью которого является исключение сопутствующей патологии и проведение дифференциальной диагностики. Электроэнцефалография (ЭЭГ) позволяет выявить судорожную активность — эпилепсия может сопровождаться симптомами, схожими с аутистическими, судороги характерны для синдрома Ретта и некоторых других форм аутизма. Визуализирующие методики (УЗИ, МРТ) нужны для выявления органических изменений головного мозга, которые могут быть причиной имеющихся симптомов. Обязательно назначаются консультации узких специалистов для исключения других заболеваний (сурдолога, невролога, психиатра).
Дифференциальная диагностика
Дифференциальная диагностика аутизма очень важна, так как многие формы аутистических расстройств могут иметь стертую клиническую картину, разное сочетание симптомов. В раннем возрасте аутизм следует дифференцировать со следующими состояниями:
- Патология слуха, зрения, которые могут имитировать характерное для аутизма безразличие к окружающему миру.
- Депривационный синдром, развивающийся при длительном отлучении ребенка от матери и не имеющий генетической природы. При восстановлении контакта с матерью проявления с высокой долей вероятности исчезают.
- Умственная отсталость напоминает по своим проявлениям аутизм, но в этом случае дети не испытывают сложностей с проявлением эмоций.
- Шизофрения имеет проявления, сходные с синдромом Аспергера, на начальном этапе изучения аутизма его считали формой данного заболевания. Диагностируют шизофрению не раньше 3 лет, когда возникает возможность проведения специальных тестов.
Во взрослом возрасте чаще всего дифференциальная диагностика проводится с депрессивными расстройствами и шизофренией.
Речь, интеллект, мировосприятие
У детей аутизмом нарушено восприятие общей картины мира. Они анализируют объект не в целом, а разделяют его на детали. Машинка им интересна не как вид транспорта, а только потому, что у нее движется колесо.
Для таких детей не свойственно стремление к познаванию мира, изучение свойств объекта, его назначения. Они выбирают для себя привлекательные элементы и следуют им. Познавательные вопросы «зачем, почему» запаздывают во времени.
Аутичных детей сложно заинтересовать игрушкой, но они фокусируются на сенсорных стимулах. Например, малыш настолько любит классическую музыку, что уже в год находит в стопке нужную пластинку и устанавливает ее в проигрыватель.
Однако поражает способность таких детей запоминать то, на что они, смотря со стороны, не обращают внимания, слышат то, к чему не прислушиваются, видят то, к чему не приглядываются. Когда впоследствии с ними удается наладить словесный контакт, дети повествуют о многих вещах, которые, как казалось, их не интересовали.
Что касается памяти, то она, можно сказать, избирательна. Они очень хорошо запоминают то, что для них значимо: обстановку в квартире, привычки в семье и т.п. Поэтому любое нарушение распорядка вызывает у них возмущение. Дети также хорошо запоминают события, вызвавшие у них чувство страха.
Особенностью маленьких аутистов является механическая память. Они превосходно запоминают стихи, воспроизводят сложные рисунки, песни.
Речь аутичных малышей также имеет свои особенности. В младенчестве для них не свойственно гуление и лепет. Они появляются очень поздно. Первые слова произносят в срок, но это не привычное «мама», а совершенно другие слова, которые не используются для прямого общения.
У многих малышей речь или очень скудная, с малым словарным запасом, или вообще практически не развита. Они мычат, чмокают, разговаривают на каком-то своем языке. Слова бессвязны, могут использовать вырванные выражения из просмотренных мультиков.
Наблюдаются эхолалии – повторение обращенных к аутисту слов. Порой повторяются очень сложные выражения, но чисто автоматически, без понимания смысла. Наблюдается реверсия местоимений, когда малыша с РАС спрашивают, как тебя зовут, он отвечает: «Тебя зовут Петя».
Смысл речи аутистичного малыша понятен только близким людям, так как он оперирует отвлеченными понятиями. Например, когда мама сердится, отвечает ей: «Смилуйся, государыня».
Даже если речь малыша достаточно хорошо развита, а его словарный запас очень богатый, он все равно неспособен к диалогу. Говорит только о том, что интересует его, в форме монолога, при этом страдает интонация высказываний.
Аутисты легко осваивают иностранные языки. Но, как замечают преподаватели, родной язык они также осваивают как зарубежный.
В целом, речь при РДА тоже отличается стереотипностью. Она часто непонятна для окружающих, так как выражает личные интересы ее носителя. Спонтанная речь, используемая при общении, плохо развита, дети лучше воспринимают косвенную, обращенную к другим. Они могут говорить чисто и без запинок, оперируя сложными выражениями, в форме монолога или эхолалий, но спотыкаются, путаются и говорят смазано при попытке начать диалог.
Вывод №3: пока не определены надежные поведенческие маркеры РАС для детей младше года.
Ряд факторов объясняет такое положение вещей. Младенцы развиваются по-разному: социальные и когнитивные навыки формируются с ощутимым разбросом по времени. Кроме того, сама экспериментальная методология не всегда позволяет определить, является ли то или иное отличие от сверстников предиктором аутизма и(ли) отличительным признаком РАС. К тому же, классические симптомы, принятые в диагностике, могут быть завязаны на более поздние этапы созревания нервной системы. Поведение радикально меняется с возрастом. То, что мы видим в шесть месяцев, преобразуется, становится основой для совершенно иных, более сложных форм поведения. Нельзя точно сказать, насколько ранние маркеры будут соответствовать симптомам в 2-3 года. Что говорит наука? Периодически публикуются результаты по младенческим выборкам, иногда противоречащие друг другу. В ряде исследований, например, перечисляются признаки для второго полугодия жизни: дефициты зрительного контакта и отклика на имя, нетипичные сенсорные виды поведения, повторяющиеся действия и странные движения, иная картина использования жестов в общении. В другой работе сообщается, что дети с аутизмом в возрасте двух-шести месяцев постепенно все реже и реже смотрят на лица. Однако данные окулографии проблематично соотнести с поведенческими признаками, наблюдаемыми родителями и клиницистами. Таким образом, четких маркеров пока не выявлено. Но мы можем и обязаны следить за тем, насколько ребенок осваивает основные вехи в области моторики, речи, предметных операций, социальных навыков и эмоциональной сферы.
Вывод №1: клинические признаки РАС очень неоднородны.
Это значит, что РАС подразумевает многообразие всего и вся: 1) причин и условий возникновения; 2) особенностей нейробиологии; 3) характера старта и дальнейшей траектории; 4) уровней и темпов когнитивного и речевого развития; 5) степени адаптации; 6) комбинаций с другими расстройствами и болезнями. С учетом этого не удивительно, что в раннем возрасте признаки аутизма разнятся. Некоторые уже в шесть месяцев демонстрируют низкую заинтересованность в контакте с окружающими, другие же испытывают трудности при овладении речи и постепенно теряют навыки общения в течение второго года жизни.
Заключение
Диагноз «аутизм» у ребенка — это серьезное испытание для всей семьи. Необычное поведение таких детей — это не проявления плохого характера или невоспитанности, а симптомы неизлечимого заболевания. Несмотря на то, что избавиться от патологии невозможно, своевременно начатое лечение позволяет улучшить социальную адаптацию и качество жизни таких детей
Важно помнить, что особенные дети тоже хотят быть частью общества, им необходима поддержка и понимание. Поэтому постоянная помощь таким пациентам — главная задача их близких, и совместными усилиями врачей и членов семьи можно добиться хороших результатов в коррекции поведения людей с аутизмом