Причины постоянного нытья ребенка

Лечение невралгии тройничного нерва

Лечение направлено:

  • на устранение причины повреждения;
  • на облегчение состояния пациента;
  • на стимуляцию восстановления структур нерва;
  • на уменьшение возбудимости триггерных зон.

Правильно подобранное лечение позволяет снизить частоту, интенсивность и длительность болевых волн, и в идеале добиться стойкой ремиссии.

Медикаментозное лечение

Тригеминальная невралгия требует комплексного лечения с использованием препаратов нескольких групп:

  • противосудорожные (карбамазепин и аналоги): снижают возбудимость нервных волокон;
  • миорелаксанты (баклофен, мидокалм): уменьшают мышечные спазмы, улучшают кровообращение, снижают болевые ощущения;
  • витамины группы В (нейромультивит, мильгамма): стимулируют восстановление нервных волокон, оказывают антидепрессивное действие;
  • антигистаминные (димедрол): усиливают действие противосудорожных средств;
  • седативные и антидепрессанты (глицин, аминазин): стабилизируют эмоциональное состояние пациента.

При сильных болях могут быть назначены наркотические анальгетики. Раньше активно использовались лекарственные блокады (обкалывание проблемной зоны анестетиками), но сегодня этот способ лечения почти не используется. Он способствует дополнительному повреждению нервных волокон.

В обязательном порядке проводится лечение первопричины заболевания: устранение стоматологических проблем, прием препаратов для улучшения мозгового кровообращения и т.п.

Физиотерапия и другие немедикаментозные методики

Немедикаментозные методы хорошо дополняют лекарственную терапию и способствуют стабилизации состояния пациентов. В зависимости от состояния и сопутствующих заболеваний могут быть назначены:

ультрафиолетовое облучение: тормозит прохождение импульсов по нервным волокнам, оказывая обезболивающее действие;
лазерная терапия: снижает болевые ощущения;
УВЧ-терапия: улучшает микроциркуляцию и предотвращает атрофию мышц;
электрофорез с анальгетиками или спазмолитиками для облегчения болевого синдрома и расслабления мускулатуры;
диадинамические токи: снижают проводимость нервных волокон, значительно увеличивают интервалы между приступами;
массаж лица, головы, шейно-воротниковой зоны: улучшает кровообращение и отток лимфы, улучшая питание тканей; должен проводиться с осторожностью, чтобы не задеть триггерные зоны и не спровоцировать приступ; курс проводится только в период ремиссии;
иглорефлексотерапия: способствует снятию болевого синдрома.

Хирургическое лечение

Помощь хирургов незаменима, когда требуется устранить сдавление нерва. При наличии показаний проводятся:

  • удаление опухолей;
  • смещение или удаление расширенных сосудов, давящих на нерв (микрососудистая декомпрессия);
  • расширение костных каналов, в которых проходят ветви нерва.

Ряд операций направлен на снижение проводимости нервного волокна:

  • воздействие гамма-ножом или кибер-ножом;
  • баллонная компрессия тригеминального узла: сдавливание узла с помощью наполненного воздухом баллона, установленного в непосредственной близости от него, с последующей гибелью нервных волокон; операция часто приводит к частичной потере чувствительности и уменьшению движения мускулатуры;
  • резекция тригеминального узла: проводится редко ввиду сложности и большого количества осложнений.

Как отличить межреберную невралгию от сердечной боли

Прежде всего, стоит сказать две вещи. Первое: надо знать, что не всякая боль в области грудной клетки связана с сердцем. Поэтому не надо сразу сильно пугаться. И второе: диагноз ставится только врачом. Если у вас закололо в груди, – это значимый повод для обращения к врачу. Врач разберётся с причиной боли. К тому же, невралгию тоже надо лечить.

Межреберная невралгия чаще всего возникает у пожилых людей, однако она встречается и в молодом возрасте (в группе риска – люди, ведущие сидячий образ жизни, а также занимающиеся плаванием). У детей межреберная невралгия может возникать, как правило, в период интенсивного роста.

Характерным признаком межреберной невралгии является сильная боль по ходу пораженного нерва. Боль может накатывать приступами или быть постоянной. Как правило, боль становится более интенсивной при вдохе, выдохе, а также любом движении, затрагивающем грудную клетку. Если надавить на область между рёбрами, где проходит причинный нерв, боль усиливается. При этом ощущается весь нерв; боль может отдавать в руку, шею, плечо, поясницу. По ходу пораженного нерва может наблюдаться онемение и побледнение кожи.

Таким образом, если при боли в области грудной клетки наблюдается зависимость от изменения положения тела, нет одышки (типичный симптом сердечной патологии), боль усиливается при пальпации, то, скорее всего, имеет место именно невралгия. Можно ориентироваться также на эффективность принятых препаратов: сердечные препараты при невралгии не помогают, но успокоительные могут дать уменьшение боли.

Однако в любом случае необходимо обратиться к врачу для постановки диагноза и получения назначений.

Возможные причины, по которым дети ноют и капризничают

Как бы это странно не звучало, но родители должны четко понимать мир детских капризов, чтобы понимать разницу между беспричинным, нарочитым нытьем и действительной проблемой, по причине которой могут возникнуть слезы. Выявить эти явления легко, поскольку они носят систематический характер, и могут быть условно выделены в следующем порядке:

Отсутствие внимания со стороны родителей.

К сожалению, это довольно часто встречающаяся проблема в современных семьях. Малыш ноет и капризничает из-за того, что мама или папа мало разговаривают с ним, часто отсылают со словами «Иди и не мешай мне», отвлекаются на разговоры по телефону, с соседями, на работу. В таких случаях ребенок быстро усваивает то, что только капризами и громким плачем он заставляет взрослого прислушиваться к нему и его желаниям.

Болезни.

У маленьких деток режутся зубки, могут быть проблемы с животиком, или просто малыш упал и больно ударился

Понимая, что в таких ситуациях они всецело владеют заботой и вниманием взрослых, с течением времени дети начинают спекулировать на этом. Причем, далеко не всегда крики и истерика у них бывает вызвана дискомфортными ощущениями

Проявление индивидуальности.

Начиная с 2 – 3-летнего возраста дети стремятся к самостоятельности. В данном случае перед мамой стоит задача по правильной организации атмосферы. Малыш должен понять, что в большинстве ситуаций маму нужно слушаться.

Отказ по непонятным для ребенка основаниям.

Если вы что-либо запрещаете малышу, то слова «Нельзя, потому что нельзя» совершенно не являются аргументом. Ребенок должен понять, по какой причине ему не дают блестящую игрушку, или почему нельзя съесть всю шоколадку целиком.

Психологический дискомфорт.

Маленькие дети, так же, как и взрослые люди, испытывают неприятные моменты в психологическом контексте. У них тоже бывают неудачные дни, они могут быть раздражены, испытывать негативные эмоции.

Каждая из перечисленных выше причин чрезвычайно важны для понимания родителей, и требуют отдельного рассмотрения.

Ребёнку требуется ваше внимание

Бывает так, что ребенок постоянно ноет, преследуя желание подольше оставаться маленьким. Это довольно часто встречается в семьях, где есть младшие братик или сестричка

И если до появления маленького ребенка для малыша все было понятно ведь родительская забота и внимание было направлено только для него, то сейчас мир кардинально переменился

И такие перемены воспринимаются как катастрофа. В результате появляется тактика взятия родителей измором – при помощи слез, истерик, всхлипываний и завываний. Здесь от взрослых требуется одновременно мягкость и твердость. Не нужно поддаваться на его «провокации», но вместе с тем необходимо обязательно уделять какой-то период времени днем или вечером для общения только с маленьким капризулей, чтобы он понял, насколько он важен для своих родителей.

Причины дискомфорта и болей в животе

Остановимся на упомянутых выше комплексах симптомов, вызывающих неприятные ощущения в животе у детей.

  1. Синдром раздраженной кишки связан с сильными сокращениями мышц. Вместе со спазмом появляются боли и вздутие. Усиливают неприятные ощущения психологические факторы: тревожность и страх. Боль обычно усиливается при полном кишечнике, а после опорожнения стихает. Для этого патологического состояния характерна смена запоров на диарею. Нередко дети жалуются на ощущение неполной дефекации.
  2. Неязвенная диспепсия. Болезненные ощущения в области живота у некоторых детей связаны с нарушениями верхнего участка ЖКТ. При таком сценарии проявляется следующий комплекс симптомов:
     

    • изжога;
    • метеоризм;
    • отрыжка;
    • быстрое насыщение во время еды;
    • боли в эпигастрии;
    • рвота вскоре после приема пищи.

    Поскольку подобная симптоматика часто сопровождает кишечные инфекции, необходимо исключить этот вариант. Также следует провести ребенку эндоскопическое обследование, чтобы выявить язву или иное поражение слизистых тканей.

  3. Абдоминальная мигрень сопровождается приступами болей, которые локализуются вдоль средней линии живота. Такие мигрени имеют наследственную связь, и у впечатлительных детей приступы случаются часто, а симптоматика проявляется очень ярко.
  4. Гастрит, язва пептическая. Благодаря внедернию эндоскопических методов исследования, появилась возможность выявлять у детей заболевания, вызванные грамотрицательной Helicobacter pylori. Антральный гастрит является причиной болей в животе. У взрослых это предрасполагающий фактор развития язвы, но в детском возрасте эта связь четко не обозначена.

Среди прочих причин болезненных ощущений в животе:

  • нарушение проходимости кишечника;
  • гельминтозы;
  • грыжи;
  • переедание;
  • кишечные инфекции.

У подростков и старших школьников такая симптоматика сочетается с вегетативными нарушениями, часто жалуются на боли девочки в период полового развития. Учитывая многообразие причин, к диагностике при такой клинической картине надо подходить очень ответственно.

Диагностика

Диагностикой невралгии тройничного нерва занимается врач невролог. Во время первого визита он тщательно опрашивает пациента, чтобы выяснить:

жалобы: характер боли, ее интенсивность и локализация, условия и частота возникновения приступов, их длительность;
анамнез заболевания: когда впервые появились болевые приступы, как они менялись с течением времени и т.п.;
анамнез жизни: уточняется наличие хронических заболеваний, перенесенных травм и операций, особое внимание уделяется стоматологическим заболеваниям и вмешательствам.

Базовый осмотр включает в себя оценку состояния кожи и мышц, выявление асимметрии и других характерных признаков, проверку качества рефлексов и кожной чувствительности.

Для подтверждения диагноза проводятся:

  • МРТ головного и спинного мозга с контрастом или без: позволяет выявить опухоли, последствия травм, сосудистые нарушения; иногда исследование заменяется компьютерной томографией (КТ), но она не столь информативна;
  • электронейрография: исследование скорости проведения нервного импульса по волокнам; позволяет выявить сам факт поражения нерва, оценить уровень дефекта и его особенности;
  • электронейромиография: исследуется не только скорость прохождения импульса по нервному пучку, но и реакцию мышечных волокон на него; позволяет оценить поражение нерва, а также определить порог чувствительности триггерных зон;
  • электроэнцефалография (ЭЭГ): оценка биоэлектрической активности мозга.

Экспертное мнение врача

Мурзина Елена Геннадьевна

Врач-невролог, остеопат, мануальный терапевт

Лабораторная диагностика включает лишь общие исследования, позволяющие исключить другие причины болевых приступов, а также оценить состояние организма в целом (обычно назначается общий анализ крови и мочи, а также стандартный набор биохимических исследований крови). При подозрении на инфекционную природу заболевания проводятся тесты на выявления конкретных возбудителей или антител к ним.

Дополнительно назначаются консультации профильных специалистов: ЛОРа (при наличии признаков патологии носоглотки), нейрохирурга (при признаках опухоли или травмы), стоматолога.

Хочет чего-то добиться

Ребенок-нытик может быть и в 9-летнем возрасте. Чаще всего это случается, если родители вовремя не уделили внимания этой проблеме. Как правило, у таких детей начинается все с 2 – 3 лет – они ноют, плачут, канючат, выпрашивая игрушки. Становясь более взрослыми, они уже приобретают навыки манипуляции чувствами родителей, преследуя ту же цель. Однако запросы уже становятся более существенными – им нужны уже не игрушки, а дорогой телефон, прогулка после школы, прочее. К тому же при игнорировании проблемы к ней может прибавиться вредность подросткового периода и обидчивость, что со временем может привести к более серьезным последствиям.

Новые исследования крови, позволяющие диагностировать СРК

Для диагностики синдрома разработано два относительно новых анализа крови. Один тест предназначен для синдрома с диареей, другой – для синдрома как с диареей, так и с запором (смешанный СРК). Для диагностики только СРК с запором тестов пока нет.

Оба анализа крови предназначены для определения антител против CdtB и винкулина. Считается, что эти антитела развиваются у некоторых пациентов после острого приступа гастроэнтерита, вызванного несколькими различными, распространенными типами бактерий. Разрастание этих бактерий в кишечнике провоцирует иммунную атаку на собственные кишечные ткани пациентов (аутоиммунитет) с последующим воспалением и повреждением тканей, вызывающими симптомы СРК.

Если обнаружены антитела, с большой вероятностью присутствует СРК. Тем не менее тесты имеют слабую чувствительность, поэтому, если антитела не обнаружены, у пациента все равно может быть СРК. Оба анализа крови не подвергались строгому тестированию и еще не одобрены FDA. 

«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка

Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.

Семилетний Паша боится спать в темноте, но родители называют его трусом и выключают свет. Ребенок перестает говорить о страхе, но все так же боится. Каждую ночь страх капля за каплей поступает в этот сосуд (назовем его «душевный накопитель»). Он неизбежно переполняется — и ребенок просыпается в мокрой постели.

Маша — пухленький ангелочек. Мама считает иначе: «Хватить жрать, стройность требует жертв! Хочешь быть красивой — никаких плюшек». У Маши в душе раздрай: и толстой она себя видеть не хочет, и сладкого хочется. «Эх, не быть мне красивой никогда», — думает Маша и крутит волосы. И вдруг замечает, что над ухом залысина.

Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.

Чаще всего в накопитель ребенка «льется» из переполненных накопителей близких взрослых, которые не замечают или не понимают этого.

Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.

У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.

Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.

Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?

Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.

На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.

Проявления головной боли и сопутствующие симптомы

Головной болью мы называем любую боль в области головы, но механизм её появления бывает различным. Её вызывает раздражение болевых рецепторов твердой мозговой оболочки, а также – сосудов, нервов – тройничного, языкоглоточного, блуждающего, нервов кожи, мышц головы, шейных спинномозговых корешков. Проявляться она может также по-разному: может быть тупой, пульсирующей, сдавливающей, распирающей; может концентрироваться в области лба, висков (с одной или двух сторон), затылка, темени. Приступы могут быть сильными, средними или слабыми, различаться по продолжительности и частоте. Боль может сопровождаться другими симптомами (тошнотой, рвотой, зрительными нарушениями, головокружением, повышением или понижением артериального давления и т.д.). Все эти характеристики имеют значение для постановки диагноза.

Лечение боли

Прежде чем обращаться к психиатру или врачу-психотерапевту, следует исключить патологии не связанные с нарушением психического фактора. Это соматические заболевания и травмы. Однако, не стоит пренебрегать и консультацией у психиатра. Ведь совсем не редко обычный врач не может распознать психогенную боль.

Первое обращение должно быть к врачу-терапевту или травматологу, для проведения первичного обследования. Лечение любой боли должно начинаться с диагностики.

Необходимо исключить возможность органического поражения ЦНС, для чего следует обратиться к врачу-неврологу. Возможно потребуется пройти аппаратные обследования.

Если будут исключены соматические и неврологические заболевания, а истинной причины найти не удалось или имеются сомнения стоит обязательно посетить психиатра или врача-психотерапевта.

Лечение боли в клинике

Лечение боли в нашей клинике имеет ряд значимых отличий. Наша терапия проводится с использованием специальных психотерапевтических методик в комплексе с нейрометаболической терапией. Мы не спешим с выводами и диагнозом, на первом плане у нас стоит качественная диагностика.

Схема терапии подбирается строго индивидуально и во многом зависит от параметров формирования организма. Мы используем как собственную диагностическую базу, так и наших партнёров. Прежде чем приступить к терапии боли, мы убеждаемся в правильности своих выводов.

Не редко обращение к врачу-психотерапевту при выявлении соматических патологий терапевтами, хирургами, гастроэнтеролагами и другими специалистами значительно сокращает время лечения и затраты на терапию.

Симптомы

Главным характерным признаком невралгии тройничного нерва является приступообразная боль. Она наступает внезапно и по своей интенсивности и скорости распространения напоминает удар электрическим током. Обычно интенсивное болевое ощущение вынуждает пациента замереть на месте в ожидании облегчения. Приступ может длиться от нескольких секунд до 2-3 минут, после чего наступает период затишья. Следующая волна боли может прийти в течение нескольких часов, дней, недель или месяцев.

Со временем длительность каждого приступа невралгии увеличивается, а периоды затишья сокращаются вплоть до развития непрерывной ноющей боли.

Провоцирующим фактором выступает раздражение триггерных точек:

  • губы;
  • крылья носа;
  • область бровей;
  • средняя часть подбородка;
  • щеки;
  • область наружного слухового прохода;
  • ротовая полость;
  • височно-нижнечелюстной сустав.

Человек нередко провоцирует приступ при выполнении гигиенических процедур (расчесывание волос, уход за полостью рта), при жевании, смехе, разговоре, зевоте и т.п.

 В зависимости от места поражения боль захватывает:

  • верхнюю половину головы, висок, глазницу или нос, если затронута глазная ветвь нерва;
  • щеки, губы, верхнюю челюсть – при поражении верхнечелюстной ветви;
  • подбородок, нижнюю челюсть, а также зону впереди уха – при невралгии нижнечелюстной ветки.

Если поражение затронуло все три ветки или сам нерв до его разделения, боль распространяется на соответствующую половину лица целиком.

Болевые ощущения сопровождаются другим нарушениями чувствительности: онемением, чувством покалывания или ползанья мурашек. С пораженной стороны может отмечаться гиперакузия (повышенная слуховая чувствительность).

Поскольку тройничный нерв содержит не только чувствительные, но и двигательные пути передачи импульсов, при невралгии наблюдается соответствующая симптоматика:

  • подергивание мимической мускулатуры;
  • спазмы мускулатуры век, жевательных мышц;

Третья группа проявлений невралгии – это трофические нарушения. Они связаны с резким ухудшением кровообращения и оттока лимфы. Кожа становится сухой, начинает шелушиться, появляются морщины. Наблюдается локальное поседение и даже выпадение волос в пораженной области. Страдает не только волосистая часть головы, но и брови с ресницами. Нарушение кровоснабжения десен приводят к развитию пародонтоза. В момент приступа пациент отмечает слезотечение и слюнотечение, отечность тканей лица.

Постоянные спазмы мышечных волокон с больной стороны приводят к асимметрии лица: сужению глазной щели, опущению верхнего века и брови, перемещению уголка рта вверх со здоровой стороны или опущение с больной.

Сам пациент постепенно становится нервным и раздражительным, нередко ограничивает себя в еде, поскольку жевание может стать причинной очередного приступа.

Что не нужно делать родителям при кризисе первого года

Многие родители переживают, не понимая, как лучше вести себя с капризным малышом. Не стоит волноваться — этот нелегкий период надо просто пережить, стараясь сделать так, чтобы он прошел максимально безболезненно для вас и для ребенка

Важно понимать, что все происходящее с ним — это нормально.

Чего не стоит делать:

  • Винить себя в том, что ребенок плачет или капризничает;
  • Слушать родственников, говорящих, что вы его разбаловали;
  • Кричать на малыша, показывать ему свою негативную реакцию и шлепать его — он все равно не поймет за что;
  • Ругать его за сломанные игрушки и разрисованные стены — так он познает мир;
  • Запрещать ему все подряд. Помните, что каждый запрет — это стресс для ребенка, а все его непослушное поведение и разбрасывание игрушек — способ познать мир. В опасной ситуации спокойно объясните ему, почему не следует так поступать;
  • Использовать слово «нельзя» слишком часто. Приберегите его на случай, если ребенок действительно делает что-то не так (например, высыпает сахар на стол). А в критических ситуациях используйте слово «опасно»;
  • Мешать малышу быть самостоятельным — поддерживайте его, если он стремится все сделать сам;
  • Впадать в крайность, реагируя на все его капризы и исполняя все его желания, — ищите способы отвлечь или уговорить ребенка;
  • Вести себя недостойно или неправильно в присутствии малыша — дети в этом возрасте все копируют;
  • Показывать ребенку, что вы доминируете, потому что вы взрослый, — он должен видеть в вас своего друга;
  • Игнорировать малыша.

Причины развития синдрома раздраженного кишечника

Точная причина развития синдрома раздраженного кишечника неизвестна. Считается, что это заболевание связано с рядом факторов, в том числе: 

  • с изменением моторики желудочно-кишечного тракта; 
  • аномальными сигналами нервной системы;
  • повышенной чувствительностью к боли;
  • пищевой непереносимостью.

Ниже перечислены факторы риска, которые, как считается, вызывают СРК:

  • Аномальные движения толстой кишки и тонкой кишки (слишком быстрые или медленные или слишком активные).
  • Повышенная чувствительность к боли, вызванной полным кишечником или накопившимися газами.
  • Чувствительность к пище, возможно, вызванная плохой абсорбцией сахара или кислот в пище.
  • Гастроэнтерит (желудочный грипп) – вирусная или бактериальная инфекция желудка или кишечника.
  • Психологические нарушения, к которым относятся тревога или депрессия, наблюдаются у многих с СРК, хотя доказательств, что эти состояния служат прямой причиной синдрома не обнаружено.

Дисбаланс репродуктивных гормонов или нейротрансмиттеров.

Генетика считается возможной причиной СРК, но до сих пор эта наследственная связь не доказана.

Особенности болей в животе у детей

Разобраться с тем, что в действительности происходит с грудничком без участия врача невозможно. Поэтому медики призывают родителей внимательно следить за состоянием малышей. Ведь любое изменение в их поведении может свидетельствовать об ухудшении самочувствия. О болях в животе говорят следующие симптомы:

  • отказ от еды;
  • плач в течение длительного времени;
  • беспокойство;
  • вздутый животик;
  • задержка стула.

Малыши первого года жизни при болях в животе сучат ножками, то есть совершают беспорядочные и частые движения. У таких деток дискомфорт обычно связан с погрешностями в питании. Несовершенная пищеварительная система порой реагирует очень выражено на любое изменение в рационе, а боли в животе – частый спутник гастрономических перемен.

Дети постарше тоже страдают рецидивирующими болями. Примерно 10 процентам школьников подобная симптоматика осложняет жизнь. Но в таком возрасте проблема обычно связана с органическими причинами. Широко распространено мнение, что она основана на психогенном факторе, хотя этому еще мало доказательств.

Типичное место локализации – область около пупка. Но все чаще стали регистрироваться так называемые “комплексы симптомов”. Они формируются в результате нарушения моторики нервной проводимости кишечника. Насчитывается всего три таких комплекса:

  • синдром раздраженной кишки;
  • мигрень с абдоминальным синдромом;
  • диспепсия (неязвенная).

Поводом для экстренного обращения за медицинской помощью считается клиника острого живота.

Как проявляется кризис 1 года жизни

Характерные признаки кризиса одного года:

  • Самостоятельность;
  • Неуправляемость;
  • Упрямство;
  • Непослушание;
  • Требование внимания к себе;
  • Чувствительность к замечаниям;
  • Обиды;
  • Агрессия;
  • Капризность;
  • Противоречивое поведение.

В это время у ребенка наблюдается определенный скачок в развитии. Внутри него происходят глубокие психологические преобразования. Он начинает ощущать себя личностью и хочет быть самостоятельным. У маленького человека возникают собственные желания, которые больше не зависят от взрослых. Он стремится познавать мир самостоятельно — все потрогать, попробовать на вкус, посмотреть, что внутри. И любые запреты вызывают в нем волну непослушания. 

Почему возникает кризис одного года

Ваш малыш растет и каждый день узнает что-то новое. К одному году он уже такой взрослый, что вы с удивлением вспоминаете, каким маленьким и беззащитным он был, когда родился. Теперь он ходит или хотя бы пытается, понимает слова взрослых и пробует говорить сам.

Каждый день мир открывается ему все больше. Вместе с новыми знаниями о мире его эмоциональное восприятие усложняется, ему нужно больше движения и впечатлений. Ребенок настойчиво требует общения и становится очень эмоциональным. Главное — запастись терпением и сохранять спокойствие. Никакая муха вредности не кусала вашего кроху. Просто он вырос, и у него начался кризис одного года — переходный период между младенчеством и ранним детством. Впрочем, этот период можно прожить и без явных кризисных проявлений, если предоставлять малышу достаточно внимания, возможностей для движения и развития. В контексте этой темы советуем познакомиться с материалом о развитии и игрушках

Перечислим основные процессы, происходящие с малышом к 12 месяцам:

  • Становление ходьбы. Примерно в 8 – 14 месяцев дети начинают самостоятельно ходить, что само по себе сильно влияет на развитие ребенка, ведь этот новый навык дает ему возможность еще глубже исследовать окружающий мир;
  • Развитие речи. В этот же период активно развивается речь. Но язык годовалого ребенка не похож на язык взрослых. Слова, которые он произносит, отличаются от привычных нам, и в каждое малыш вкладывает какой-то особый смысл, а иногда и несколько. Значение слова зависит от ситуации, в которой оно произносится. Мышление ребенка в этом возрасте носит несамостоятельный характер. Если взрослые могут пользоваться словами для описания своих мыслей, переживаний или воспоминаний, то ребенку они нужны для того, чтобы описать то, что он видит в данный момент времени. Пока еще он не может говорить об отсутствующих предметах. Данное явление носит название «автономная речь». С ее помощью ребенок констатирует, но не делает умозаключений. Вместе с тем слова «взрослой речи» малыш уже понимает;
  • Противостояние взрослым. На этом этапе происходит отделение от матери. Ребенок начинает противопоставлять себя другим. Малыш отказывается выполнять просьбы родителей (прежде всего — если он ощущает недостаток их внимания), иногда как бы возвращаясь к более раннему периоду в поведении.

У малыша возникает противоречие между собственными потребностями и возможностями: он стремится все делать сам, но у него не всегда получается. Он хочет сказать, но не может подобрать слова, хочет достать, но не дотягивается. Эти противоречия не только движущая сила его психического и общего развития, но и причина возникновения агрессии и эмоциональных вспышек.

Кризис одного года может длиться от одной недели до нескольких месяцев, пока у ребенка не закончится период автономной речи.

Как пережить детские слезы родителям?

Лучше всего снизить уровень тревоги и чувства вины во время детского плача помогает информированность родителей, почему ребенок плачет в первых месяцы. Когда понятны причины, понятен и алгоритм дальнейших действий.

Родителям новорожденных малышей нужно дать себе время привыкнуть к крохе и его характеру, осознать тот факт, что только при помощи крика малыши могут привлекать к себе внимание. Это данность, которую нужно принять

Не стесняйтесь просить помощи у близких: спрашивайте советы, просите посидеть с малышом, если вам требуется побыть наедине с собой какое-то время (это совершенно нормальное желание), обращайтесь к специалистам (педиатрам, консультантам по грудному вскармливанию и сну), если чувствуете, что не справляетесь. И никогда не обесценивайте свои эмоции: высказывания из разряда «Все так живут, ничего страшного» пропускайте мимо ушей. Опирайтесь на свои чувства.

Если, когда плачет новорожденный ребенок, вы чувствуете агрессию в его адрес, беспокойство, внутреннюю дрожь, не трясите ребенка! Положите его в любое безопасное место (например, в кроватку) и выйдите из комнаты на пару минут: умойтесь, попейте воды, досчитайте до 10. Только отдышавшись, со «светлой» головой возвращайтесь назад к малышу. И обязательно сообщите о случившемся своему партнеру — это веский повод обратиться за помощью.

И, конечно, не забывайте: это временно. У любой истерики есть конец, любой день заканчивается, любой год сменяется новым. Всегда держите в голове эту мысль, вот увидите — она добавляет спокойствия.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий