Музыка для развития детей

Слушаем музыку

Пусть музыка звучит в вашем доме! Предпочтительнее, классика, конечно. Подойдут произведения Моцарта (его почему-то дети особенно любят), Бетховена, Вивальди, Кабалевского, Грига, Чайковского, Мусоргского.

А под музыку можно делать все, что угодно. Например, рисовать. Поговорите с ребенком, что хочется нарисовать под эту музыку? Хорошо, если произведения будут характерными, а потому – легко узнаваемыми. Например, «Детский альбом» Чайковского или «Картинки с выставки» Мусоргского. Может быть, слушая «Марш невылупившихся цыплят», ваш малыш захочет нарисовать акварелью по влажной бумаге пушистого цыпленка? Или несущуюся в бешеном вихре ступу с Бабой-Ягой под одноименную пьесу Чайковского? Или красавицу-итальянку под веселую «Неаполитанскую песенку»?

А еще под музыку можно рассматривать картины и картинки. Правда, их придется специально заранее подобрать. Моя старшая дочка очень любила самодельный альбом «Карнавал животных». Я приклеила в обычный альбом для рисования вырезанные из старых журналов изображения животных в том порядке, в каком они следуют у Сен-Санса, и под музыку мы рассматривали этот альбом.

И, конечно, под музыку можно танцевать. Кстати, Юлианна Зеленорицкая, педагог детского сада «Лотос», рекомендует по ходу дела развивать также артистические способности. Ее воспитанники под одну и ту же музыку сначала танцуют, как зайчики (птички, бабочки), а потом – как медвежата (львы, лисята). Подробнее об этом необычном детском саде, где работает Юлианна, можно почитать на сайте www.slotos.ru.

Кстати, этот же прием можно использовать и во время пения. Не секрет, что дети – самые большие в мире консерваторы, и одну и ту же песню они готовы слушать по сто пятьдесят раз в день. Чтобы разнообразить, расцветить ее яркими красками, попробуйте спеть ее, как это сделал бы мышонок, тоненьким голоском. А теперь – как огромный слон или грозный тигр. А теперь споем ту же самую песенку грустно или весело, тихо или громко, как Мальвина или как Карабас-Барабас и т.д. Ориентируйтесь на сиюминутные интересы своего ребенка, тогда и он захочет повторить ваш эксперимент. Когда малыш немного подрастет, вам останется только объяснить ему, что мы играем, поем и говорим с различной интонацией. И в музыкальной школе он будет играть «с интонацией», ведь сама идея выразительного исполнения ему будет уже давно знакома.

Постепенно, слушая музыку, ваше чадо и само научится определять ее настроение, характер. Позвольте ему двигаться так, как подсказывает ему интуиция. Может быть, под плавную, нежную мелодию, ему захочется полетать, как прекрасная птица, а под грозные, тревожные звуки – спрятаться в гнездышке?

Очень хорошо, если с определенной музыкой будут связаны соответствующие движения – например, прыжки на месте под польку, бег под быструю музыку, ходьба под марш и т.д. Дети очень быстро привыкают различать характер музыки на слух. И даже если они не в состоянии описать его словами, они отлично сделают это в движении.

Во время танца или пения, конечно, желательно, чтобы ребенок попадал в ритм, но не ругайте малыша, если у него это пока не получается. Когда-нибудь непременно получится.

Как влияет классическая музыка на малышей

Прослушивание классической музыки развивает умение воспринимать и ценить произведения искусства, «пропускать через себя» эмоции и ощущения от услышанного

Замечено, что дети, которые слушают много классической музыки, способны к более выраженным и глубоким эмоциям, обладают более тонким восприятием мира и людей.
У ребенка, с раннего детства слушающего классическую музыку, лучше развиты творческие способности, внимание, воображение и абстрактное мышление. Ведь его ухо «приучено» улавливать различные музыкальные интервалы, долготу и высоту звуков.
Ученые выяснили, что музыка не только развивает детей, обогащает их внутренний мир, но и влияет на их здоровье, гармонизирует психологическое состояние

Результаты исследований показали, что младенцы, которые постоянно слушают классическую музыку, лучше справляются с неврологическими нарушениями.

Другие звуки, полезные для новорожденного ребенка

Но не только классическая музыка Моцарта полезна ребенку. Малышу для его развития можно включать Шопена, Бетховена, Прокофьева, Шумана, Мусоргского и других классиков

Важно, чтобы эта мелодия нравилась не только грудничку, еще маме. Ведь она — первый и самый авторитетный учитель для своего крохи

Творческие люди создали необычный вариант, музыка для новорожденных с биением сердца. Который успокаивает новорожденного и приучает к звукам внешнего мира. Полезно включать эти треки, когда маленький спит.

Звуки природы

Вместо музыкальных произведений, малышам можно включать классическую музыку природы. Это шум леса, пение птиц, шум морского прибоя, журчание ручейка. Будет очень замечательно, если мама, когда еще была беременной, отдыхая на природе, записывала эти звуки. Включая и слушая их после рождения малыша, мама вспоминала бы все приятные моменты, связанные с этой естественной гармонией природы Приходя в состояние умиротворения, как и ее малыш, что полезно для обоих.

Особое место среди звуков природы занимают голоса дельфинов. Уже доказано, что музыка дельфинов очень благотворно действуют на детей. Дельфины — высокоразвитые существа, они умеют «разговаривать» с детьми. Многие родители стремятся попасть на занятия с дельфинами для развития своих чад. Но не всем это удается. Но, и не обязательно ехать за тридевять земель в дельфинарий. Чтобы послушать их, достаточно включить ребенку запись дельфиньего разговора.

Можно, и даже будет полезнее, сочетать голоса дельфинов и классическую музыку Моцарта. Развивающие высокочастотные вибрации, полезные ребенку. Они будут очень гармонично дополнять друг друга.

Волшебные мантры для новорожденного

Хочется сказать о пользе других звуков — звуки мантры. Мантра — это сочетание звуков и слов, заклинание на что-нибудь ( на счастье, защиту, успех, процветание). Священный текст, наполненный только позитивным смыслом. Произнося эти слова, точно повторяя каждый звук, чаще на санскрите, определенное количество раз, можно почувствовать гармонию внутри себя.

Мантра как бы настраивает разум и эмоции на нужный лад. Они бывают разные. Одни даруют духовную силу и жизненную энергию. Другие — расслабляют или развивают способности.

Обычно, мантры используются для медитации. Но и для новорожденного ребенка ее тоже можно включать. Мантры слушать онлайн, музыка мантр с пожеланиями счастья, здоровья, как заклинание на все самое лучшее для малыша. Очень красиво, просто обалденно, в современном стиле, исполняет мантры Deva Premal. Прекрасная красавица с ангельским голосом. Ее слушать очень приятно и полезно:

Еще несколько советов для ваших музыкальных занятий

  • Сейчас продается немало сборников классической музыки для малышей, где произведения записаны в «специальной детской» аранжировке. Существует распространенное мнение, что для детей нужно все упрощать. Но это не так. Как я уже писала ранее, к какой музыке вы приобщите малыша с младенчества, такую он и будет воспринимать позднее. Малышам нужно предлагать вещи не проще, а лучше по качеству. Поэтому старайтесь избегать подобных сборников и включайте музыку в оригинале.
  • Не давайте малышу слушать музыку через наушники. От направленного звука незрелый мозг может получить акустическую травму.
  • Какой бы хорошей ни была ваша подборка классических произведений, никогда не забывайте петь вашему малышу. Ведь мамин голос для него – самая приятная мелодия.

У меня самой за плечами 10 лет музыкальной школы, поэтому классическая музыка сопровождает меня по жизни уже довольно давно. И, естественно, когда родилась дочь, вопрос о том, включать ли ей классику, даже не стоял. Не могу сказать, что мы слушаем музыку каждый день, но делаем это регулярно и с удовольствием, особенно любим «активное» прослушивание с притопами и прихлопами:) С 1,5 лет мы добавили в наши музыкальные занятия много нового и интересного, об этом обязательно расскажу позднее в отдельной статье.

Приятного вам прослушивания и гармонии в душе! До встречи на страницах блога! Рекомендую также почитать:

Искренне ваша, Яна Разначенко

Ограничения по использованию музыки

Без каких-либо ограничений можно использовать только мамины песенки для малышей. Эти звуки не способны принести вред крохе. Да имама сама на уровне инстинкта почувствует, что сейчас нужно ее малышу.

Ограничения при использовании музыки:

  1. Нельзя ставить какие-либо композиции в то время, когда малыш спит или отдыхает. Это помешает полноценному восстановлению, мозг будет отвлекаться. В то же время тихие спокойные мелодии способствуют засыпанию. Но после того, как кроха уснет, звуки нужно убрать.
  2. Нельзя использовать наушники. Направленный звук может привести к акустической травме.
  3. Дети лучше всего воспринимают рассеянный звук. Желательно устанавливать колонки чуть выше головы дитя и на расстоянии не менее 1,5 м.
  4. Не нужно использовать дополнительные эффекты.
  5. До полугода нужно избегать шумных мест. До этого возраста у малыша не развит избирательный слух, что приводит к тому, что все звуки окружения сливаются воедино, что может пугать малыша;
  6. Нежелательно включать рэп, рок, гранж и другие жанры, где используется много инструментов, есть резкие переходы и другие сложные для восприятия моменты. Это перегрузит нервную систему ребенка, будет угнетать ее.
  7. Утром желательно ставить быстрые и легкие мелодии, к вечеру – спокойные. Это позволит правильно сформировать суточные ритмы.
  8. Не увлекайтесь. В день должно звучать не более 2-3 произведений классиков.
  9. Ориентируйтесь на самочувствие. Если ребенок болеет, у него наблюдаются судороги, проблемы с органами слуха, то нужно исключить прослушивание музыки из режима дня, требуется максимальное снижение акустической нагрузки.

Что включать младенцам

Задача музыки в этот период жизни малыша — успокаивать. Попробуйте петь короткие песни сами, покажите малышу природу извлечения звуков: из погремушек, колокольчиков, дудочек.

Что слушаем:

  • Бетховен, «Лунная соната» (исполнение на арфе)
  • Звуки природы: шум волн, шелест леса, тихие трели птиц
  • Брамс, «Колыбельная»
  • Дебюсси, «Свет луны»
  • Michael Kolmstetter — Mozart’s Lullaby
  • Современных композиторов:
    Ludovico Einaudi — Una Mattina,
    Jeroen Van Veen — No. 8,
    Password Olafur Arnalds — saman

Ориентируясь на подобные произведения, вы можете сами составлять плейлисты: вовсе не обязательно включать малышу только многовековую классику. Ведь если вы будете ставить музыку, которая нравится вам, это благотворно скажется и на малыше. Подойдут тихие одноплановые фоновые мелодии с простым мотивом. Избегайте ритмичных композиций: это может чрезмерно возбудить ребёнка.

О пользе музыки для детей

Музыка для новорожденных

Грамотно подобранная музыка способна благотворно влиять на эмоциональное состояние человека в любом возрасте. Особо чувствительны к музыке дети. Они, еще не имея музыкальных пристрастий, будут воспринимать музыку как эмоцию, воплощенную в звучании. Поэтому особенно полезна для грудничков именно классическая музыка. Она не имеет прикрепленного текста, который своей интонацией способен навязать восприятие исполнителя.

Однако и классика может быть сложной для психики месячного ребенка. Включать произведения Баха или Хачатуряна не стоит до 5-7 летнего возраста. Они несут в себе слишком большую эмоциональную нагрузку. Младенцам для обучения звукам музыкальных инструментов лучше подойдут такие композиторы, как Чайковский, Вивальди или Моцарт. Их произведения более мелодичные, исполняются в большинстве своем клавишными и духовыми музыкальными инструментами, в то время как произведения Хачатуряна насыщены партиями для ударных инструментов.


Игра на фортепиано

Слушая классическую музыку, младенец развивает воображение. Если до прослушивания музыкальных произведений он был занят игрой с яркой игрушкой, её краски будут использованы воображением для восприятия звуков.

Детские веселые песни также несут ряд полезных качеств для развития маленьких детей. Они имеют простой ритм, который легко запомнить. Развивается память – спустя пару месяцев, ребенок уже станет без труда узнавать мелодии по первым нотам и демонстрировать свою симпатию или недовольство относительно родительского выбора. Не стоит навязывать песню ребенку, на которую он реагирует плачем, даже если родители считают конкретное произведение лучшим из лучших.

Колыбельные песни для малышей до 1 года должны стать неотъемлемой частью приготовления ко сну. Помимо самого спокойного ритма и тянущейся мелодии, эти произведения несут стратегически важную функцию – привычку засыпать вовремя. Если перед тем, как уложить ребенка спать, его сначала купают, потом увлажняют кожу кремом, после чего кормят, и под колыбельную он засыпает, выработается ритуал отхождения ко сну. По строго соблюдаемой последовательности действий ребенок уже будет психологически готов к следующей процедуре. Это очень важный элемент в формировании уверенности в себе. Заранее зная, что дальше с ним будет происходить, ребенок чувствует уверенность и не беспокоится лишний раз.


Песня у колыбели

Веселая танцевальная музыка для детей от 1 года позволяет развивать восприятие чувства ритма. Даже 8 месячный малыш, услышав знакомую заводную мелодию, начнет стараться двигать телом в такт музыке. Одно из самых первых танцевальных движений осваивают ножки. Если ребенок уже умеет стоять, он непременно будет пытаться несильно и часто приседать под музыку, работая коленными суставами.

Советы родителям, занимающихся музыкальным образованием детей

Развитие музыкальных способностей детей напрямую зависит от отношения взрослых к музыке. Наполните ваш дом любовью и уважением к классическим композициям, детскими песенками  и малыш с радостью будет знакомиться с этим видом творчества.

Чтобы знакомство проходило легко и весело, помните про несколько простых правил:

  • Отношение взрослых к музыке — пример для ребенка. Если вы не любите и не слушаете с удовольствием предложенные малышу композиции, то ему они не будут интересны.
  • Погружайтесь в мир музыки вместе с сыном или дочкой. Не стесняйтесь своих эмоций, чувств, говорите о них прямо. Покажите, как через музыку можно открывать свой внутренний мир, расскажите, как вы воспринимаете мелодию, как вы видите замысел композитора.
  • Смейтесь, удивляйтесь, грустите вместе с малышом.
  • Учите различать разные звуки на простых предметах. Дайте ребенку постучать об пол, потрясти всевозможные предметы, предложите поиграть на музыкальных инструментах самостоятельно и вместе с вами.
  • Покажите, как нужно слушать музыку, полностью погружаться в процесс. Идеально создать ритуал прослушивания музыки, когда в определенное время вся семья собирается вместе, чтобы послушать и потанцевать;
  • Не упускайте возможность развивать познания о музыке, она позволит улучшить восприятие ребенка, понять многие сложные дисциплины быстрее, легче;
  • Не заставляйте сына или дочку заниматься или слушать музыку, если ребенок не хочет. Но и не откладывайте на потом занятия, если чадо их жаждет. Будьте терпеливы и снисходительны к своему малышу. Не стоит расстраиваться, если пока у него есть огрехи и ошибки в исполнении. Занимаясь с радостью и интересом, ваша кроха постепенно освоит все возможности, которые ему даны природой.
  • Не думайте, что у вашего чада нет слуха, голоса или пластичности. Каждое из этих умений тренируется и приобретается через занятия и любовь.

Музыкальное образование — длительный процесс, который сочетает большое количество разнообразных знаний и умений. Ваше желание вырастить доброго, умного и отзывчивого человека можно воплотить в жизнь только постоянной работой над самосовершенствованием. Если вы будете развивать себя в музыкальном плане, то ваш малыш с радостью будет повторять за вами и обязательно освоит все необходимые знания.

Если статья понравилась, пожалуйста, поделитесь ссылкой на нее

Что слушать?

Согласитесь, когда мы задумываемся, о том, какую музыку включить малышу, первое, что обычно приходит нам на ум, — это детские песенки типа «Чунга-Чанга». Бывает, мы и вовсе не заморачиваемся и включаем первое, что попадется по радио – как правило, это что-то из поп-музыки. Нет, я вовсе не хочу сказать, что ребенку нельзя слушать веселые детские песенки, без них никуда. Но если уже сейчас, в самом раннем возрасте, ограничить прослушиваемый малышом репертуар только такой «несложной» музыкой, в дальнейшем привить любовь к истинным музыкальным произведениям будет нелегко и, более того, малыш, скорее всего, будет настаивать на том, чтобы вы их немедленно выключили. И это неудивительно, ведь с самого раннего возраста он ничего другого не слышал! В его сознании уже сформировались определенные представления о музыке, и воспринимать более сложные музыкальные произведения он не в состоянии.

Поэтому нужно позаботиться о том, чтобы с самого раннего детства малыш знакомился с классической музыкой. Масару Ибука, автор книги «После трех уже поздно» пишет «Если у ребенка в мозгу, который еще как чистый лист бумаги, запечатлеется истинное искусство, оно останется там на всю жизнь. Его мозг откажется воспринимать подделку, когда он станет взрослым и родители не смогут влиять на его вкусы.»

Что включать малышам от года до трёх

Запрос для музыки в этот период — танец и веселье, повторяющиеся ритмы, строчки, которые будут тренировать у малыша способность к запоминанию. Попробуйте включить знакомую песенку и подпойте ей, заменив какое-нибудь слово: малыш наверняка засмеётся.

Детки постарше любят песни, в которых их просят что-то делать «поднять ручки, топнуть ножкой», а ещё им очень нравятся песни о знакомых вещах, животных, людях. Как показывает практика, многим детям в этом возрасте «заходит» и «взрослая» музыка, которую слушают их родители. Включайте свой внутренний родительский фильтр и предлагайте крохе своих любимых исполнителей, но избегайте агрессивных жанров.

Что слушаем:

  • детские песни из мультфильмов в исполнении Григория Гладкова
  • музыкальные сказки от студии «Мелодия»
  • обучающие песни: например, Pinkfong — Акулёнок
  • музыкальные потешки на разные ситуации: для чистки зубов, купания, сборы на прогулку
  • саундтреки из детских фильмов: Павел Смеян — 33 коровы, Алексей Рыбников — Звёзды, Детский сад
  • Десткий поп: Барбарики — Волна, Фиксики — Помогатор
  • песни современных инди и поп-исполнителей с простыми повторяющимися ритмами: Ed Sheeran, Dua Lipа, Сoldplay, а также всё, что вы любите сами

Ещё больше детской музыки — в нашем совместном проекте с сервисом Яндекс.Музыка. Просто переходите по этой ссылке.

Рецензент
Ковтун
Татьяна
Анатольевна

Научный советник АО «ПРОГРЕСС», кандидат медицинских наук

Все статьи эксперта

Высоко и низко

Для того, чтобы ребенок усвоил эти понятия, помогут специальные игры и упражнения. Например, строя башню из кубиков, можно петь гамму или некий звукоряд, от нижнего звука к верхнему. Можно рисовать на закрепленном вертикально листе бумаги (в этом случае удобен мольберт), и напевать: рисуем линию снизу вверх и поем вверх, рисуем сверху вниз – и повторяем эту идею в звуках.

Классическая игра на определение высоты звуков «Птичка и медведь». Расскажите малышу, что на высоком-высоком дереве живет маленькая птичка, она поет вот так (сыграйте на пианино или другом музыкальном инструменте несколько звуков в верхнем регистре), а в берлоге живет медведь, он ревет низким голосом (играем в нижнем регистре). А теперь малышу нужно угадать, кто сейчас с ним хочет поговорить – птичка или медведь. Потом вы сможете ввести еще других персонажей вашей музыкальной истории – зайчика, лису, волка и пр. Определите для каждого зверя свою октаву, и постепенно кроха научится безошибочно определять высоту звука.

Влияние классической музыки

Польза классики для малышей ученые уже давно доказали.

Они даже составили список композиторов, произведения которых рекомендуется прослушивать в разных ситуациях:

  • Шопен, Штраус помогают избавиться от тревоги;
  • успокоительный эффект отмечен у композиций Бетховена и Шуберта;
  • снять напряжение помогают записи Баха;
  • Моцарт и Хачатурян вселяют бодрость и оптимизм;
  • улучшению концентрации внимания способствуют Чайковский и Мендельсон.

Прослушивание классических композиций не только позволяет выровнять эмоциональное состояние малыша, но и помогает ему развиваться интеллектуально. Благотворное воздействие классической музыки на детей отмечают и сами родители. Они часто ставят свои любимые произведения, подбирают те, которые нравятся малышам.

Дело в том, что мелодические переходы и колебания в произведениях совпадают с биоритмами мозга, что способствует его работе и развитию, благоприятно сказывается на творческих способностях, интеллекте и внимании новорожденного.

Именно поэтому специалисты советуют включать малышам Моцарта. Они даже составляют список из композиций, рекомендованных к прослушиванию.

«Белый шум»

Концепция, которая используется в педиатрии относительно недавно. Белым шумом называют сочетание звуков, создающее монотонный фон. При этом набор может сочетать в себе звуки разной частоты и громкости, но при этом они будут сливаться воедино, поглощая все иные шумы и равномерно заполняя весь частотный диапазон.

Отсутствие перепадов или резких вклинивающихся звуков создает спокойную обстановку, что позволяет малышу быстро успокоиться. Белый шум часто используется вместо музыки для сна детям.

Есть природные звуки, создающие белый шум: шум водопада, шелест травы и листвы, ветер, журчание ручья. Техногенные звуки также могут относиться к белому шуму: звуки работы различных приборов достаточно монотонны, например, пылесоса, насоса, вентилятора, фена и пр.

Для создания белого шума можно использовать специальные аудиозаписи, а можно создавать его искусственно.

Здесь нужно только наблюдать за реакцией ребенка: какие звуки ему нравятся, какие вызывают напряжение, какие – расслабление, какие становятся успокаивающей музыкой.

Правильный фон способствует:

  • быстрому засыпанию;
  • успокоению;
  • расслаблению;
  • крепкому сну без пробуждений;
  • более плавному переходу из одной фазы сна к другой;
  • исключению пробуждения от резких посторонних звуков;
  • поглощению посторонних шумов;
  • более качественному отдыху, релаксации.

Роль музыки в жизни детей

Польза занятий музыкой для детей нужно учитывать в процессе физиологического развития ребенка. Пение и игру на духовых инструментах рекомендуют детям, страдающим болезнями дыхательной системы. На занятиях ребят учат правильно дышать используя грудобрюшной и смешанный тип дыхания, когда диафрагма и легкие работают поочередно в зависимости от того какой звук необходимо воспроизвести. Известны случаи, когда ребенок полностью излечивался от астмы, после нескольких лет занятий.

Хоровым пением рекомендуют заниматься детям, страдающим заиканием. Заикающемуся ребенку с трудом дается произношения первого слога в слове. В момент пения слова «цепляются» одно за другое, ребенок подстраивается под коллектив, и даже если заикается, ошибки никто не слышит. Психологический дискомфорт снижается, и недуг отступает.

Для самых маленьких детей рекомендуется включать негромкую и мелодичную музыку, преимущественно классику или современные инструментальные композиции. А вот рока и рэпа пока следует избегать, поскольку большое количество ударных инструментов отрицательно воздействует на эмоциональный фон детей. Если ребенок приучается к слишком громким звукам и ритмам, он становится беспокойным.

Музыка должна быть ритмичной, но при этом не агрессивной. Под ритмичную музыку дети могут потанцевать или сделать утреннюю зарядку. А перед отходом ко сну лучше послушать расслабляющую и спокойную музыку. Некоторые родители сегодня приучают дошкольников к музыкальным сказкам из своего детства. Яркие и запоминающиеся мелодии, голоса первоклассных артистов и интересные сюжеты позитивно влияют на развитие ребенка. Музыкальные сказки способствуют развитию воображения и творческого мышления.

Хотя некоторые взрослые считают, что классическая музыка сложна для детского восприятия, не обязательно начинать знакомство сразу с произведений Баха или Малера. Многие композиторы писали яркие и запоминающиеся мелодии, которые подходят и для детского и для взрослого восприятия. Например, «Детский альбом» П.И.Чайковского знакомит малышей с музыкальной культурой разных стран, а «Петя и Волк» С.С.Прокофьева дает представление о звучании музыкальных инструментов в игровой форме.

Любовь ребенка к музыке может перерасти в серьезное увлечение. Благодаря нему он может начать писать собственные сочинения или профессионально играть на музыкальном инструменте. Но даже если он и не станет в будущем профессиональным музыкантом, у него разовьется эстетический вкус и способность отличать качественную музыку от некачественной.

Играем на музыкальных инструментах

Для начала подойдут ударные инструменты. Можно устроить настоящий ансамбль – вы играете, например, на пианино, а ребенок подчеркивает ритм с помощью бубна или маракасов.

На пианино можно играть простые песенки в достаточно медленном темпе, взяв пальчик малыша в свои руки. Таким образом ребенок привыкает правильно держать кисть, чувствует клавиши. Позвольте крохе музицировать и самостоятельно. Поверьте, пианино от этого не расстроится. Пусть он сыграет бурю, дождь или пение птиц. Или еще что-то, о чем трудно сказать словами, но легко выразить звуком.

Кстати, кто сказал, что играть нужно непременно на пианино? Ю.В. Зеленорицкая рекомендует, например, попробовать свои силы на металлофоне:

«Этот инструмент дети особенно любят – серебристый звон металлических пластинок завораживает, а извлечение звука не требует такого физического напряжения, как при игре на маракасах или пианино. Маленькие музыканты с удовольствием отстукивают на металлофоне ритмический рисунок или мелодию любимой песенки. Попутно ребенок знакомится с названиями нот, запоминает их графическое изображение. А если поставить металлофон вертикально, можно поиграть в “музыкальную лесенку”, и тогда малыш сам убедится, что одни звуки располагаются выше других, а значит, их можно назвать высокими и низкими».

Не бойтесь экспериментов! Главное, чтобы они не были в тягость ни вам, ни вашему малышу, а приносили исключительно положительные эмоции. Тогда музыка войдет в вашу жизнь с радостью.

Инесса Смык

По материалам журнала «Аистенок»

Плюсы и минусы раннего музыкального развития

Каждому родителю приятно видеть, как его ребенок добивается успехов в разных сферах деятельности в столь юном возрасте. Однако некоторые взрослые искренне не понимают, зачем истязать малышей-дошкольников массой дополнительных занятий, которые немного позже будут преподаваться в школе. Кто прав, каждый решит для себя сам. А мы в свою очередь приведем положительные и отрицательные стороны раннего музыкального развития ребенка, которые помогут сделать правильный выбор.

Итак, плюсами являются:

  • развитие врожденных задатков ребенка, которые впоследствии, возможно, станут его основной деятельностью;
  • активное развитие познавательных процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, логики и т.д.;
  • формирование личностных качеств ребенка;
  • освоение координации движений;
  • формирование способности к обучению;
  • развитие четкой, осмысленной, красивой речи с правильной интонацией;
  • развитие эстетических и духовных чувств, творческих способностей.

Может ли музыка оказать негативное влияние на ребенка? В некоторых случаях – да:

  1. Если выбран неправильный репертуар для обучения ребенка (например, вместо классики – застольные композиции).
  2. Если педагог неправильно составил программу обучения (например, требования учителя не соответствуют возрасту ребенка).
  3. Если педагог оказывает давление на ребенка в процессе обучения.
  4. Если не учитываются индивидуальные особенности малыша.

Любое неправильное действие взрослого может убить желание ребенка заниматься музыкой. Если же уроки поставлены правильно, раннее музыкальное развитие оказывает исключительно положительное влияние на детей.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий