Игры-молчанки
Такие занятия хороши тем, что помогают снять чрезмерную возбудимость. У детей с заиканием это помогает убрать привычку ускоренной и неправильной речи, подготовить нервную систему к более сложным упражнениям. Воспитываются терпение и усидчивость.
Наиболее эффективные игры:
- «Часы». На видное место ставим песочные часы и объявляем, что язычок устал и ему нужно отдохнуть. Пока песок пересыпается, малыш занимается рисованием, пазлами и другими делами. Детям больше нравится коллективный вариант игры, когда выигрывает тот, кто дольше молчал;
- «Добрый волшебник». Представляем, что в городе есть хороший и великодушный великан, но сейчас он спит. Поэтому все люди соблюдают тишину, никто не разговаривает. Зато можно строить домики из кубиков, играть в конструктор, лепить. Также отличная идея — молча нарисовать спящего волшебника. В поощрение можно вручить медаль «почетного стража»;
- «Театр». Предлагаем «отправиться» на спектакль, где нужно спокойно сидеть и не разговаривать. Зато можно показывать куклам или мягким игрушкам картинки. У этого упражнения много вариаций, например, библиотека, где тоже нужно соблюдать тишину.
Можно изобретать любые варианты. Главное условия — соблюдение молчания и увлекательное занятие для ребенка, при котором он сможет какое-то время обойтись без вопросов-ответов.
Причины и факторы заикания
Основной возраст формирования дефекта начинается с 2 лет до 7. Именно в этом возрасте могут наблюдаться нарушения речи. Если этот этап прошел с нормально, то ждать заикания уже не стоит.
Бытует мнение, что нарушение возникает на фоне испуга или сильного стресса. Этот факт прав лишь отчасти. Ведь много детей испытывают страх, но не все становятся заиками. Нервное напряжения является «спусковым механизмом» для начала заболевания. Если предрасположенности и предпосылок нет, то дефекта не возникнет.
Причины заикания:
- Наследственная передача – проводилось достаточно много исследований, и точного ответа о генетическом программировании недуга нет. Но предаваться могут слабости речевого центра мозга, особенности психики, неврологические нарушения.
- Нарушение развития речи – заикание может возникнуть из-за слишком бурного начала. Желание говорить не совпадает с возможностями речевого аппарата, ребенок пытается говорить быстро, часто, что ведет к запинкам. Но верно и обратное – длительная задержка в речи также может приводить к заиканию.
- Особенности психики – «подвижная» нервная система наиболее восприимчива к стрессам. Агрессивная окружающая среда вокруг такого ребенка нередко приводит к дефекту, особенно на фоне эмоциональных переживаний (ссоры родителей, проблемы в саду или школе).
- Травмы или заболевания – нарушение может возникнуть на фоне органических повреждений мозга. Причем этот фактор может привести к заиканию даже во взрослом возрасте. Наиболее распространенными причинами являются ДЦП, черепно-мозговая травма, инсульт и родовая травма.
Недуг связан с процессами в правом «эмоциональном» полушарии. Поэтому часто речевые нарушения возникают при переучивании левшей.
Интересный факт: близнецы всегда страдают заиканием одновременно, в то время как двойняшки могут «болеть» по одиночке.
Степени тяжести
При оценке тяжести патологии учитывают выраженность симптомов, их влияние на общение ребенка с другими людьми, наличие сопутствующих нарушений.
Выделяют:
- легкую степень — она характеризуется редкими не выраженными запинками, которые не мешают разговаривать и общаться. Но родителям даже при этой степени надо обратиться к специалисту, чтобы своевременно начать исправление, пока отклонения не закрепились;
- среднюю — запинки уже более заметны, затрудняют общение;
- тяжелую — нарушения речи выраженные, они делают общение практически невозможным. Присоединяются и другие симптомы.
Если не убрать заикание, не устранять причину патологии, то оно постепенно прогрессирует, причем очень быстро.
Коррекция и лечение заикания в Хабаровске
Как избавиться от заикания знают специалисты медицинского центра «Неокортекс». Обращайтесь к нам для диагностики и лечения, мы обязательно поможем вашему ребенку справиться с проблемами речи. Среди преимуществ центра:
- В штате нашего учреждения 30 высококвалифицированных сотрудников, которые специализируются на лечении как взрослых, так и малышей.
- У нас многолетний опыт работы, после диагностики коррекция заикания ребенка будет осуществлена наиболее эффективным методом.
- У нас применяются комплексные методики диагностики и лечения.
- Для каждого нашего пациента составляется индивидуальная программа терапии. В ходе курса лечения ребенок получает и медицинскую, и психологическую, и эмоциональную помощь.
- Мы применяем методы поддерживающей терапии, которые позволяют закрепить результаты лечения.
Чтобы избавить ребенка от проблемы заикания запишитесь на прием в медицинский центр «Неокортекс». Наши специалисты обязательно помогут в любых вопросах лечения заикания в Хабаровске.
Стадии заикания у детей
Заболевание развивается постепенно. В зависимости от течения заикания выделяют 4 стадии.
1 стадия — это начальные проявления, когда запинки в речи появляются периодически, обычно в моменты волнения, они не выраженные и не мешают ребенку разговаривать. Из-за непостоянства симптомов родители не обращаются к врачам, а болезнь переходит в следующую стадию.
При 2 стадии затруднения речи возникают часто — даже в спокойной обстановке. Не только родители, но и сам ребенок начинает осознавать наличие проблемы.
3 стадия характеризуется устойчивой патологией речи, к которой присоединяются характерные навязчивые движения рук, ног или головы. Малыш начинает заменять сложные слоги и слова более простыми, активно использует жестикуляцию, междометия, лишь бы не заикаться. Словарный запас из-за этого ограничен.
При 4 стадии появляется логофобия — боязнь разговаривать. Это заикание высокой степени, при которой у пациента наблюдаются стойкие комплексы, отказ от общения даже с домашними, стремление к одиночеству. Чаще всего он диагностируется у подростков и взрослых, которым вовремя не была оказана помощь.
Чем раньше начать коррекционную программу при различных видах заикания, тем выше вероятность выздоровления
Поэтому важно обратиться к врачу сразу же, как обнаружили патологию: оптимально — в дошкольном возрасте. После терапии дети начинают нормально разговаривать, без пауз, запинок и повторений
В школе они хорошо усваивают школьную программу, и учатся наравне со сверстниками.
Если запустить болезнь, расстройство речи приобретает устойчивый характер: одна степень заикания быстро переходит в следующую, из-за чего малыш не может нормально общаться, учиться, развиваться. А в дальнейшем патология речи становится преградой к успешной профессиональной деятельности, семейному счастью, снижает качество жизни.
Расширение диапазона голоса
Следующие игры для детей с заиканием помогают закрепить пройденное и учат варьировать интонацию и тембр голоса, что очень важно для полноценной речи:
- Считать от 1 до 10 на различных высотах голоса;
- «Теплоход». На звук У произносим звук гудка 3 теплоходов: большого, маленького и среднего в любой последовательности;
- Произнести фразу «Я вам приказываю» с разными интонациями: сердито, дружелюбно, равнодушно;
- Участвуют 2 человека. Один говорит «Накажу!” с постепенным повышением тембра, а второй говорит «Нет» с понижением.
Подойдут любые упражнения, где нужно подбирать разную интонацию, громкость, скорость речи и ее эмоциональную окраску.
Игры и упражнения на голос и паузы
Следующий комплекс поможет развить силу и чистоту голоса:
- Звуки А и М. Вдыхаем через нос, произносим звуки на выдохе;
- Сочетание звука М с гласными. Сначала вдох, потом на одном выдохе: МА, МО, МУ, снова вдох и другое сочетание: МИ, МЭ, МЫ. Повторяем несколько раз;
- Н с гласными. Аналогично предыдущему упражнению;
- На одном выходе произносим ЖЖЖЖЖЖ — ЗЗЗЗЗЗЗ — НЬНЬНЬНЬНЬ. При этом Ж — грудной звук, З — средний, НЬ — верхний лицевой;
- «Верный друг». Пусть ребенок представит, что его собака убежала. Звать нужно три раза: один раз как будто издалека, потом — чуть ближе и в конце — совсем рядом;
- «Аромат». Пусть малыш понюхает надушенный платочек, а на выдохе скажет слово «хорошо» — спокойно, медленно, по слогам. Затем усложняем: произносим фразы «очень хорошо», «очень вкусно пахнет». То же самое можно проделать с фруктами, цветами и придумать любые фразы для произнесения на выдохе;
- «Колыбельная». Предложите малышу убаюкать пупса, куклу, мягкую игрушку и спеть сначала тихо, а потом громко «А-а-а-а-а»;
- «Болит». Представляем, что болит зубик и тянем «О-о-о-о», чередуя громкий и тихий вариант;
- «Корова». Подражаем мычанию животного, делая ММММУУУУУ, варьируя силу голоса.
Всегда актуальное и полезное упражнение для развития голосовых связок — чередование звуков. На плавном выдохе после вдоха тянем в любой очередности гласные, например, «аааооууииээ».
К каким специалистам обратиться за помощью?
Подход к лечению заикания, как правило, комплексный. Он включает в себя занятия с логопедом, сеансы психотерапии (благоприятнее всего работает когнитивно-поведенческий подход), физиотерапевтические процедуры и массаж, и в ряде случаев, лекарственные препараты.
Лечить заикание у специалистов необходимо, если:
- Заикание длится более 3-6 месяцев
- Ребенок боится говорить
- У ребенка есть генетическая предрасположенность к заиканию
- Заикание учащается или продолжается по мере взросления
- Заикание влияет на самооценку ребенка, мешает общаться со сверстниками
- Появилось напряжение мышц лица, тики
- Заикание ярко выражено
Если ваш ребенок начал заикаться, вначале стоит обратиться к врачу-педиатру, который проведет первичную диагностику и при необходимости направит вас к детскому неврологу, детскому психиатру или психотерапевту. На этом этапе задача педиатра — вылечить сопутствующие заболевания, укрепить организм, провести профилактику простудных заболеваний, в первую очередь заболеваний уха и голосовых связок.
Врач-невролог сможет выявить или исключить сопутствующие неврологические заболевания и, при необходимости, назначить лекарственную терапию — например, в ряде случаев требуются низкие дозы успокоительных препаратов.
Психотерапевт или психолог помогут ребенку комфортно чувствовать себя во время разговора, не бояться общения с людьми и осознать, что заикание не делает его неполноценным и не ограждает от окружающих его сверстников.
Занятие у логопеда-дефектолога помогут ребенку быстрее справиться с заболеванием. В рамках занятий с логопедом ваш ребенок научится уменьшать перерывы в речи, контролировать скорость разговора, поддерживать правильное дыхание и напряжение гортани. В рамках занятий специалист использует специальные упражнения, а также физиотерапевтические методики — например, БОС-терапия.
Это важно!
И главное — поддерживайте своего малыша! Любите, хвалите, обнимайте и целуйте чаще — это крайне важно и для борьбы с заиканием, и для счастливого детства.
(
оценок; рейтинг статьи )
Причины заикания у детей
Причины заикания на сегодняшний день точно не установлены, этот вопрос становится частым предметом научных дискуссий. По мнению большинства ученых, это проблема комплексного генеза, она возникает при совокупности нескольких факторов. К примеру, свою роль могут сыграть наследственный фактор, состояние и особенности центральной нервной системы, условия, в которых происходит становление речи.
Наиболее распространенные факторы, которые могут способствовать возникновению проблемы:
Психологически неблагоприятная для ребенка ситуация – повышенные требования, которые предъявляются к ребенку (нагрузка при обучении), смена обстановки (начало посещение садика, школы, переезд), большой стресс (развод родителей, смерть родственника)
А также повышенная строгость одного из родителей или физические наказания.
Недостаточный эмоциональный контакт ребенка и родителей – малыш начинает неосознанно заикаться, чтобы обратить на себя внимание взрослых.
Раннее или позднее развитие речи.
Заикание у члена семьи, с которым ребенок часто контактирует (тут речь идет о подражании).
Неудовлетворительное состояние ЦНС. Причины этого могут быть разнообразны:
Перенесенное внутриутробное кислородное голодание.
Родовая травма.
Черепно-мозговая травма.
Перенесенные инфекционно-воспалительные болезни.
Стоит отметить, что иногда заикание у детей дошкольного возраста – это просто следствие недостаточной развитости нервной системы. Такая проблема пройдет сама по мере роста и развития ребенка. Решение о том, требуется ли ребенку лечение заикания или нет, принимает специалист после тщательного обследования пациента.
Что делать родителям при заикании?
Основная задача родителей — создать вокруг ребенка благоприятную, поддерживающую обстановку и свести к минимуму негативные реакции на заикание. Чем меньше стресса в вашей семье будет вызывать эта тема, тем быстрее и комфортнее ребенок научится говорить без неприятного симптома. Делимся несколькими советами:
Не требуйте от ребенка все время говорить точно или правильно
Будет лучше, если вы вообще не будете обращать внимание на заикание в процессе разговора.
Избегайте исправлений или критики. Комментарии «помедленнее», «не торопись» или «сделай глубокий вдох» скорее заставят вашего ребенка почувствовать себя более застенчивым, чем помогут избавиться от симптомов.
Не заставляйте ребенка говорить или читать вслух в момент, когда заикание усиливается.
Не перебивайте ребенка и не говорите ему начинать все сначала или «подумать, прежде чем говорить»
Разговаривайте медленно и четко в присутствии малыша.
Поддерживайте зрительный контакт
Старайтесь не отводить взгляд и не показывайте волнения по поводу речи.
Разговаривайте со своим ребенком медленно и как можно чаще. Управляйте диалогом, замедляя собственную речь и делая длинные паузы, и тогда ребенок начнет подстраиваться под ваш темп.
Где «прячется» заикание
Установлено, что заикание связано с повышенным тонусом и перевозбуждением двигательного речевого центра, которое приводит к спазмам. Поэтому для лечения заикания практически всегда используют средства, тормозящие центральную нервную систему, включая медикаментозные и внушение. Однако, поскольку заикание наиболее часто встречается у детей и молодых людей, которым необходимо справляться с повышенными интеллектуальными и физическими нагрузками, становится ясным, что торможение ЦНС — не лучший выход. Тем более что после отмены тормозного воздействия, через 2–4 недели заикание зачастую возвращается.
Открытие произошло, как это часто бывает, случайно. В свое время НИЦ биокибернетики, выполняя работы по заказу военных, разрабатывал методики программного устранения разрывов речи в реальном времени при технических неполадках. И вот оказалось, что данные методики также могут успешно применяться для устранения разрывов речи при заикании.
Более того, исследовали спектр речи большого количества заикающихся и определили области, где «прячутся спазмы» — обертоны «ответственные» за заикание. Эти области показаны на рисунке цифрой 1. А также области, недостаточность которых делает голос заикающегося человека неуверенным и зажатым. Это области 3 и 4.
Данное открытие, которое защищено международным патентом, многое объясняет. Например, почему большинство людей заикается на согласных и не заикается на гласных и во время пения. Почему, когда заикающийся человек возмущен и его речь вдруг становится «яркой», заикание внезапно исчезает. Почему заикание уменьшается при переходе на некоторые европейские языки, в которых согласные менее «взрывные», чем в русском, и вообще, почему одни заикаются именно на согласной «с», а другие на «п».
Eдалось установить сложную взаимосвязь между электроэнцефалограммой, спектром речи и речевыми спазмами. Не у кого не вызывало сомнение, что биоритмы мозга, его частотные свойства находят отражение в частотах нашего голоса. Но мы на практике доказали, что положительные изменения тембра и высоты голоса улучшают характеристики электроэнцефалограммы.
Таким образом, ученые нашли способ, как в процессе коррекции речи не тотально подавить работу нервных речевых центров, а избирательно перестроить: убрать «глухие» низкочастотные обертоны, «ответственные» за спазмы и добавить дефицитные обертоны, которые делают речь эмоциональной: в каких-то случаях яркой и уверенной, в каких-то — мягкой и теплой.
Что можно сделать самостоятельно
Можно дать и некоторые практические советы, как самостоятельно добиться правильного тембра речи. Эти рекомендации больше подходят для старших школьников, которые могут попробовать сознательно изменить свое речеощущение.
Вот три правила:
1. Все, что над голосовыми связками должно быть расслаблено, включая мышцы губ, движения которых не должны быть избыточными.
2. Все, что под голосовыми связками должно вибрировать, то есть во время речи нужно ощущать легкую вибрацию в груди. Именно там образуются обертоны — «противоядие» от заикания.
3. Высоту голоса нужно чуть-чуть понизить для профилактики спазма голосовых связок.
Что же касается высоты голоса — это отдельная тема. К сожалению, заикающиеся люди говорят, по сути, не своим голосом — более высоким, чем им предназначила природа, но об этом в нашем следующем выпуске.
Лечение
Терапия заикания у детей начинается с определения причины дефекта. Для этого малышей ведут на прием к неврологу. Если специалист выявляет нарушения в работе нервной системы, назначается медикаментозное лечение.
При отсутствии органических нарушений в бой вступает логопед.
Особое внимание уделяется мышечному тонусу. В отдельных случаях выявляются мышечные спазмы, мешающие передаче нервных импульсов
Они возникают как результат травмы в родах и чаще носят эмоциональный характер, становятся результатом негативных эмоций, нервного напряжения. Практически у всех детей-заик выявлено спазмирование мышц шеи, плечевого пояса, живота. На этом фоне голова слегка выдвинута вперед. Чтобы убрать мышечные зажимы, прибегают к помощи миотерапии.
При логоневрозе психологического генеза, кроме логопедической помощи, привлекают психотерапию. Специалист выявляет скрытые страхи маленького пациента. Проводит разъяснительную работу, помогая преодолеть сковывающие убеждения.
Когда причина заикания кроется в семейных отношениях, проводят семейную психотерапию. После того как психотерапевт проработает успешно с малышом причины расстройства, эстафету передают логопеду.
В своей деятельности логопед применяет артикуляционную, дыхательную гимнастику, логопедический массаж. Он также прибегает к особой технике – режим молчания. В течение 5–6 дней дети общаются с логопедом, между собой (в случае групповых занятий) бессловесно, посредством игр, специальных сигналов. Получается игра в молчанку с лечебным эффектом. Чтобы не соблазнять детей общением, малышей разобщают, определяя каждому свою деятельность: один играет куклой, другой катает машину, третий рисует.
Такая методика носит и развивающий характер. Детям предлагают сложить в корзину предметы красного цвета. Или показывают изображенный в книге транспорт, дают команду запомнить, дополнив, что через пару дней малышам придется вспомнить, какой транспорт они видели. Кто назовет больше наименований, тот и выиграл.
Для родственников режим молчания предполагает разговор с маленьким больным жестами или шепотом. «Нет» – мультикам, новым игрушкам, развлекательным мероприятиям. Размеренность в совмещении с покоем. Категорически запрещается вовлекать больного в конфликтные ситуации. Просмотр взрослыми телевизора в присутствии малыша также запрещен. Делают упор на развитие мелкой моторики.
От родителей требуется соблюдения некоторых правил:
- поддерживать режим дня, чтобы малыш не переутомлялся;
- создать спокойную, уютную атмосферу в доме;
- с детьми разговаривать тихо, спокойно, без повышенных тонов. Резкие движения не применять;
- контролировать разговор логоневротика – не спеши, говори спокойно, размеренно;
- проявлять интерес к детской речи. Окружить деток заботой, лаской, поддерживайте тактильный контакт. Меньше критики, больше похвалы;
- осуществлять занятия под музыку, совмещая речь с танцевальными движениями.
Заикание способно стать большой проблемой для детей, вызвать стойкий страх общения с людьми, дезадаптацию в коллективе. Таковы последствия беспечного, попустительского отношения к проблеме.
Вовремя начатое лечение творит чудеса: чем раньше, тем лучше. Нужна благоприятная атмосфера и поддержка маленького больного. Дети с легкостью преодолевают возникший барьер, заручаются верой в себя, с успехом формируют новые уровни речевого общения.
Провоцирующие факторы заикания
Побуждающими факторами дефекта считаются те, что вызывают расстройство только при «благоприятном» стечении обстоятельств и в случае присутствия предрасполагающих причин. Если же необходимые условия отсутствуют, то провокаторы для ребенка не опасны.
К провоцирующим факторам относят:
- острая психологическая травма, провоцирующая сильнейшее потрясение – переживание ужаса, страха. Особая роль отводится испугу. Положительные эмоции наряду с отрицательными также способны спровоцировать логоневроз;
- хронический психологический стресс. Обычно к хронической психотравматизации приводит неблагоприятная атмосфера в семье или плохие взаимоотношения со школьным учителем, поскольку дети проводят в школе значительную часть времени;
- ложное заикание – подражание родственникам с подобным дефектом;
- переучивание леворуких деток;
- изучение нескольких языков в раннем возрасте. Речь идет об иностранных языках, навязываемых малышу в 2-3 года. В этот период дети плохо владеют родным языком. Изучение чужого языка оказывает дополнительную нагрузку на детскую психику, вызывая нервное перенапряжение;
- такое же перенапряжение способны вызвать также гаджеты, которыми чрезмерно увлекаются современные малыши 2, 3 лет;
- ошибки в формировании речи – большая информационная нагрузка на малыша, навязывание ему материала, не соответствующего возрасту (абстрактные понятия, сложные обороты речи).
В зависимости от воздействующего фактора лалоневроз бывает невротический иневрозоподобный.
Невротический лалоневроз зарождается в условиях психотравмы. Нервная система таких детей отличается повышенной эмоциональностью, ранимостью. Малыши плохо спят, тревожны, впечатлительны. Сочетание речевых упражнений с музыкальными не помогает исправить ситуацию. Перегрузка малыша, неадекватное отношение родителей усугубляют проблему.
Неврозоподобное заикание возникает в раннем детстве, в 2–3 года, на фоне органического поражения мозга вследствие травм, инфекций, патологических родов. Речь у детей становится монотонной, частота судорожных речевых явлений зависит от физического, психического переутомления.
Как проявляется и почему возникает заикание
Заикание — частая проблема у детей, которая возникает, как правило, в возрасте от 2 до 5 лет. Это судороги мышц, входящих в речевой аппарат. Возникают в результате нарушения скорости передачи нервного импульса между функциональными зонами, участвующими в формировании речи, или от моторных зон к мышцам. Мозг через мили секунд не «слышит» звук, на который была отдана команда и дублирует ее. В конечном итоге к мышцам одновременно приходит несколько сигналов, и это выражается в виде судорожных сокращений мышц.
Проявляются они так:
- ребенок начинает тянуть один какой-то звук;
- несколько раз повторяет слог, входящий в слово;
- повторяет целое слово;
- делает длинные паузы посреди фразы;
- речь носит «нерешительную» окраску.
Заикание бывает истинным, когда причиной является поражение определенных зон центральной нервной системы. Как правило, это генетические заболевания и встречаются редко. Лечение этих нарушений требует применение специальных методик и занимает длительное время и ложным, то есть как проявление нарушения питания нервных клеток, проявляющихся неврозом в виде заикания. В любом случае нужны консультации специалистов — невролога и логопеда-дефектолога, необходима, если заикание — не разовый случай, а регулярно повторяющийся
Чтобы специалист смог помочь, важно вспомнить, когда ребенок заговорил, а кроме того — когда появилось заикание. Если это случилось одновременно с появлением речи, можно говорить о врожденном типе
Если же логоневроз приобретенный, то необходимо понимать, что его спровоцировало.
Толчком к развитию мешающих речи спазмов мог быть сильный испуг, напряженная обстановка дома, в детском саду или школе, инфекции, вирусные заболевания, травмы головы. Кроме того, логоневрозом может проявляться при задержках функционального развития мозга, которые родители могут не замечать.
Причины заикания у детей
Никто не может достоверно сказать, почему у детей возникает и проходит заикание. Это может быть связано с ошибкой или задержкой в нервных импульсах в развивающихся речевых нейросистемах мозга. Также это могут быть нарушения сигналов, которые мозг ребенка отправляет речевым мышцами, когда что-то сказать. Эти ошибки или задержки мешает ребенку координировать мышцы рта во время разговора, что приводит к заиканию.
Известно, что заикание передается по наследству. Это говорит о том, что заикание может быть связано с генами , которые передаются детям от одного или обоих родителей. Это означает, что ребенок с большей вероятностью будет заикаться, если другие люди в его семье заикаются или заикались. Но это не значит, что ребенок, у которого есть семейная история заикания, обязательно будет заикаться.
Вопреки народной мифологии, заикание не вызвано тревогой или стрессом. Но заикание само по себе может вызвать мильный стресс, особенно у подростков. Также ребенок не может «заразиться» заиканием от кого-то другого. И ребенок, который заикается, не может самостоятельно контролировать этот процесс — ругать его бесполезно. Это лишь приведет к усугублению психологических проблем, разрушении самооценки, представлениям о собственной дефектности.
Заикание у детей – виды и типы заикания
Все типы заикания можно классифицировать на несколько групп в зависимости от характера течения заболевания, особенностей клинической картины, и по типам судорог:
- Течение болезни:
- Постоянное – как только заикание возникло, оно протекает постоянно независимо от обстоятельств.
- Рецидивирующее – проблема возникает и проходит самостоятельно. Периоды нормальной речи могут быть весьма длительными и внезапно прерываться даже без видимых причин.
- Волнообразное – ситуация, при которой проблема полностью не проходит, но меняется ее интенсивность. То есть, проявления заболевания то утихают, то усиливаются.
- Клиническая форма:
- Неврозоподобное – проблема возникает по причине органического поражения мозга, нервной системы во внутриутробный период или во время родового процесса.
- Невротическое – заболевание развивается не вследствие поражения мозговых структур или нервной системы, а по причине негативного психологического воздействия на ребенка (психические травмы, стрессы). Или в результате повышенного психологического давления на малыша, раннего введения в изучение второго языка. Это означает, что невротическое заикание имеет функциональный характер, легче поддается терапии.
- В зависимости от вида судорог:
- Тоническое – сильное и длительное судорожное сокращение мышц провоцирует длительную задержку речи.
- Клоническое – частые короткие судороги, которые провоцируют повторение ребенком отдельных слогов или звуков.
- Смешанное – одновременное проявление тонической и клонической форм.
Лечение заикания нужно начинать с диагностики и определения вида заболевания.
Обращаемся за помощью
Главный специалист, способный оценить тяжесть нарушения речи и определить состояние речевого аппарата – это логопед. Его пациенты, в основном дети. Методика лечения довольно длительная, поэтапная, но эффективная:
- Сначала происходит обучение пациента правильному произношению, то есть, сформирует «шаблон» речедвигательного навыка. Логопед, изучив тембр и звучность голоса больного, корректирует движения артикуляционной мускулатуры, «ставит» правильное дыхание с помощью специальных упражнений, помогает сделать речь плавной.
- Комментирование событий, чтение книг и т.п. позволяет закрепить пройденный материал.
- Пациенту нужно много разговаривать, применять полученные навыки, беседуя с членами семьи, друзьями, знакомыми – для автоматизации речи.
Избавление от социофобии, логофобии, а с ними – и от заикания, возможно с помощью невролога (он позаботится о нервной системе, выписав необходимые препараты), а также психолога и психотерапевта.
Клинический психолог выяснит причину логоневроза и подберет комплекс упражнений, который позволит индивиду в дальнейшем снимать стресс, напряжение, тревожность. Он сделает так, чтобы больной осознал иррациональность своего страха и сформировал разумные взгляды на себя и окружение.
Как уже говорилось, лечение заикание проводится комплексно, и психотерапия здесь занимает далеко не последнее место, так как имеет отличную эффективность. Имеет место психотерапия прямая (словесная) и косвенная (посредством окружающих предметов).
При воздействии словом больному объясняют причины его недуга, почему так происходит, внушают новые убеждения, обучают методикам устранения проблемы.
Существует два способа прямой психотерапии:
- разъяснительная (по Бехтереву) или рациональная (по Дюбуа). Данный способ применяется при легкой форме логоневроза – если заикание появляется на фоне стресса, и в начальной стадии болезни. Больному рассказывают о заикании, как оно появляется и что делать его исчезновения;
- суггестивная. Пациента вводят в транс под гипнозом и в таком состоянии проводят с ним беседу. Так специалист может узнать подсознательные страхи больного, его переживания. Это положительно сказывается на состоянии клиента. Сюда же входит внушение в бодрствующем состоянии и самовнушение.
Психотерапия направлена на устранения страха ситуаций, говорения, чувства подавленности, переживаний по поводу дефекта. Кроме этого, она перестраивает отношение пациента к социальным контактам с окружающими.