Как развивать музыкальный слух с помощью сольфеджио
Если в двух словах, для желающих развить музыкальный слух уже есть универсальный рецепт, и это старое доброе сольфеджио. Большинство курсов сольфеджио начинается с изучения нотной грамоты, и это полностью логично. Чтобы попадать в ноты, желательно понимать, куда нужно целиться.
Если вы не уверены, что хорошо усвоили уроки 2 и 3, посмотрите серию обучающих видео по 3-6 минут на специализированном музыкальном канале «Сольфеджио». Возможно, живое объяснение вам подходит больше, чем написанный текст.
Урок 1. Музыкальный звукоряд, ноты:
Урок 2. Сольфеджио. Устойчивые и неустойчивые ступени:
Урок 3. Тон и полутон:
Урок 4. Минор и мажор. Тоника, тональность:
Если же вы вполне уверены в своих знаниях, можете взяться за более сложный материал. Например, сразу запоминать звучание интервалов на примере известных музыкальных композиций, а заодно расслышать разницу между диссонансными и консонансными интервалами.
Мы порекомендуем вам полезное видео, но сначала обратимся с большой личной просьбой к любителям рока не возмущаться, что лектор явно не дружит с рок-музыкой и не является фанатом квинт-аккордов. Во всем остальном он вполне толковый преподаватель:
Теперь, собственно, к упражнениям по развитию музыкального слуха.
Развитие фонематического слуха
Фонематический слух начинает развиваться с рождения. Грудничок сначала учится различать бытовые звуки: стук молотка, шум воды из-под крана, щелчок выключателя. Но это еще не фонематический слух, а его предпосылки – различение бытовых предметных шумов. За эту функцию отвечает височная кора правого полушария, так же, как и за музыкальный слух, ритм и различение «языка» животных и птиц.
Дальнейшее развитие слухового восприятия можно разделить на следующие этапы:
- Ребенок в возрасте 1-2 месяцев начинает не просто реагировать на звуки окружающей среды, но и пытается повторять их (гуление).
- Постепенно отличает различные интонации, практикуется в воспроизведении гласных звуков и их сочетаний.
- Потом учится различать ритмический рисунок слова. Уже повторяет за взрослыми звуки и прямые открытые слоги.
- Примерно к 8 месяцам малыш использует только те звуки, которые присутствуют в его родной речи (лепет).
- В 1-2 года доказательством правильного развития фонематического слуха будет служить понимание ребенком той речи, с которой обращаются к нему взрослые. Он способен выполнять простые поручения, такие как: «принеси куклу», «сядь на машинку». Также даёт адекватные ответы на элементарные вопросы: «где мама?», «хочешь ли пить?»
- При нормальных темпах развития интеллекта уже к 3 годам у ребенка практически сформирован фонематический слух, он способен распознавать неверное произношение, отличать родную речь от иностранной. Также в возрасте 3-4 лет у ребенка должны быть заднеязычные звуки (Х-К-Г). Если ребенок произносит их неправильно («кх» вместо «к») или заменяет один звук другим («Д» вместо «Г»), то причина может быть также в нарушении фонематического слуха.
- В 4-5 лет ребенок без отклонений хорошо усваивает технику произношения большинства звуков (кроме шипящих-свистящих и Р-Л, которые в норме должны появиться до 6-7 лет). Если этого не произошло, то имеет место нарушение фонематического слуха, которое необходимо устранить, чтобы не иметь проблем с произношением и обучением в дальнейшем.
В процессе формирования речевого слуха и развития речи у ребенка сначала происходит развитие височной зоны правого полушария, а затем (примерно в 1,5 года) левое полушарие начинает специализироваться на речи. Соответственно, височная кора правого полушария остается «ответственной» за ритмы, музыку и предметные шумы, а фонематический слух «обосновывается» в височной коре правого полушария. Таким образом, при грубом варианте нарушения понимания обращенной речи (речевой слуховой агнозии) ребенок может понимать интонации, реагировать на музыку, даже использовать реалистичные звукоподражания животным, но при этом не понимать человеческую речь.
Болезни глаз новорожденных
Патология зрения у детей первых месяцев жизни появляется в связи с неправильным внутриутробным развитием. Отрицательно действуют на здоровье малыша инфекции, перенесенные матерью в период беременности. Некоторые болезни глаз выявляют сразу после рождения, другие — при последующих осмотрах.
Предлагаем ознакомиться Что такое вазэктомия, обратима ли мужская стерилизация: плюсы и минусы операции, последствия
Косоглазие
Глазки косят у всех детей до 3 месяцев жизни. Но если косоглазие остается, то необходимо срочно принимать меры. Причины возникновения патологии связаны с:
- наследственной предрасположенностью;
- близорукостью;
- инфекционными заболеваниями;
- большими нагрузками на зрительный аппарат.
Определить косоглазие можно по тому, как двигаются глаза. У некоторых чересчур быстро, у других они стоят на месте. Видно, что один глаз стоит на месте, а другой двигается. Поэтому косоглазие можно определить визуально. Дети жалуются на плохое зрение, боли. Изображение двоится, потому ребенок быстро устает, когда рассматривает книжку, рисует. Болезнь успешно излечивается в некоторых случаях, но иногда требуется хирургическое вмешательство.
Слепота
Зрительная функция отсутствует у детей тогда, когда происходит атрофия зрительного нерва в результате поражений нервной системы во внутриутробном развитии, перенесенных интоксикаций и инфекций матери. При асфиксии во время родов происходит поражение зрительного центра головного мозга. И тогда ребенок видит, но мозг не воспринимает и не анализирует увиденное.
Различают частичное и полное опущение верхнего века у новорожденных. Поражается как один глаз, так и оба. Связана болезнь с наследственностью. Определяют и нейрогенную природу заболевания. Определить нарушение можно по тому, как ребенок глядит вверх. Он сильно задирает голову, чтобы рассмотреть подвешенный предмет.
Определить патологию как можно раньше можно только при обследовании остроты зрения. Ребенку приходится с трудом различать предметы, расположенные вблизи. Он напрягает зрение, у него появляются головные боли, повышается утомляемость. Чтобы остановить развитие дальнозоркости, необходимо обратиться к офтальмологу. Иногда вовремя проведенной коррекцией исправляют нарушение. Используют для этого очки.
Если возникают проблемы с фиксацией взгляда у детей, то это говорит о серьезном заболевании — нистагме. Ребенок не в состоянии контролировать движение глазного яблока. Обычно это связано с развитием дистрофических процессов в сетчатке органа, атрофии зрительного нерва. Очень часто страдают от нистагма новорожденные. Нарушение проходит самостоятельно, но если поражена центральная нервная система, то это может стать причиной многих офтальмологических заболеваний.
Врожденная глаукома
Встречается дефект зрения редко, и диагностируется сразу же при измерении внутриглазного давления. К основным признакам болезни относят:
- учащенное моргание;
- увеличение размеров глазного яблока;
- слезотечение;
- светобоязнь.
Как проверить слух ребенка самостоятельно
Однако прежде чем нанести визит врачу, родители могут и сами попытаться разобраться, есть ли проблемы.
Есть несколько способов, как проверить слух ребенка в домашних условиях уже в течение первого месяца его жизни:
- Чтобы произвести проверку, нужно взять какую-то незнакомую ребенку игрушку – погремушку или дудочку, и пошуметь ей, встав при этом позади малыша, чтобы он вас не видел. При этом следует внимательно наблюдать за его реакцией.
- Также можно проверить слух не только во время бодрствования, но и во время сна в быстрой фазе. При этом вы заметите, как через веки движутся глазные яблоки. Реакцией спящего ребенка на звук будет изменение мимики или вздох.
Ни в коем случае не стоит пугать малыша громкими звуками. Чтобы создать достаточно шума, стоит всего лишь кашлянуть или потереть ладони друг о друга.
Одним из признаков здорового слуха является постоянное постепенное развитие речевых навыков: ребенок начинает издавать звуки с определенным настроением, в котором он пребывает, а затем формировать простые слоги.
Если этого не происходит – стоит обратиться к врачу.
Выбираем методику обучения
Методик, позволяющих научить ребенка читать, сегодня множество, важно выбрать ту, которая подойдет именно вашему малышу. Едва ли не самая популярная методика – занятия по классической азбуке (сама азбука может быть разработана любым автором)
Малыш быстро запоминает букву, так как она теперь будет ассоциироваться у него с определенной картинкой. Позже можно переходить к другой известной книге – букварю и изучать по нему чтение по слогам
Едва ли не самая популярная методика – занятия по классической азбуке (сама азбука может быть разработана любым автором). Малыш быстро запоминает букву, так как она теперь будет ассоциироваться у него с определенной картинкой. Позже можно переходить к другой известной книге – букварю и изучать по нему чтение по слогам.
Немало методик основано на использовании кубиков или табличек. Они удобны и интересны, но часто подвергаются критике со стороны школьных учителей. Считается, что такое обучение пропускает очень важную составляющую – базовое знакомство с алфавитом.
Самые известные из таких методик:
кубики Зайцева – упор делается на составление слогов из отдельных букв и слов из слогов, понимание гласных, глухих и звонких, твердых и мягких согласных.
кубики Чаплыгина – обучение не только позволяет составлять слоги и слова, но и развивает мелкую моторику, а это благотворно скажется на общем развитии ребенка;
карточки Глена Домана – учеба основана на использовании зрительной памяти: слоги и слова напечатаны на карточках, и ребенок запоминает их написание;
«Складушки» Воскобовича – 21 карточка со слогами, из которых можно строить домики с целыми словами.
Методика Монтессори – еще один известный вариант обучения. Малыши сначала осваивают письмо, потом переходят к знакомству с буквами, а затем учатся читать слоги.
Затишье — признак гипоксии
Если обнаружится, что ребёнок страдает от недостатка кислорода, маме назначат специальные препараты, чтобы улучшить кровообращение и поступление питательных веществ. Периодически будут вновь проводить КТГ и допплерометрию. К сожалению, случается, что все принятые меры не помогают, и гипоксия начинает нарастать. Тогда назначают экстренные роды, чтобы ребёночек не задохнулся. Будет ли это кесарево сечение или естественные роды, решит гинеколог.
Чтобы не доводить до этого и доносить малыша до положенного срока, при малейших сомнениях бегите к врачу. Иногда промедление может слишком дорого стоить. Если кроха сидит в животе чересчур тихо или, напротив, круглосуточно «устраивает танцы», следует проверить, всё ли в порядке!
Как формируется зрительный аппарат у детей от года
Перед рождением у ребенка сформирована структура глаза, но имеет он меньшие размеры. И органы зрения еще не функционируют в полной мере, так как развивается аппарат до года.
Предлагаем ознакомиться Как выглядит рвота с кровью
Для малыша в первый месяц жизни мир вокруг представляет собой размытые цветные пятна. Четких контуров предметов, лиц дети не различают. Только при близком поднесении к ним предмета ребенок может увидеть его. Но центр зрения головного мозга еще не дает полную картину. Только к концу 3-й недели жизни начинает проясняться окружающий мир.
С каждой неделей происходят изменения в зрительном восприятии мира у новорожденного. К концу 3-го месяца у малыша происходит:
- фокусировка взгляда на крупной яркой игрушке;
- различение красного, а чуть позже желтого цвета;
- слежение за плавным движением предмета;
- движение глазами вправо, влево, вниз и вверх.
Ребенок начинает узнавать лицо матери и других близких людей. Он становится зорче на 10%.
От 7 до 12
Основные базовые функции зрения заложены у детей до года, но они постоянно усложняются благодаря развитию зрительных анализаторов головного мозга.
К году ребенок умеет определять расстояние до предметов, переключая взор с ближнего на дальний. Вместе со стереоскопическим восприятием увеличивается и острота зрения, достигая 60%. И родители стараются помочь зрительным функциям развиваться, что приводит к дальнейшему их формированию, которое окончательно заканчивается к 3 годам.
Как развивается зрение у новорожденных:
- 1 месяц – младенец видит лицо матери, но только с близкого расстояния. Он может различить свет, реагируя на него внезапным сужением зрачка. Эта особенность дает возможность родителям проверить зрение у новорожденного – нужно поднести его к окну или направить неяркий свет в лицо: сужение зрачка свидетельствует о норме.
- 2 месяц – новорожденный может следить за горизонтальным движением предмета, при необходимости поворачивает за ним голову. Вертикальные движения глазных яблок (осознанные) ему пока недоступны. Размытость в изображениях исчезает, ребенок четко видит лицо мамы и начинает реагировать на вид груди, четко связывая его с кормлением.
- 3 месяц – кроха начинает различать крупные и мелкие предметы, следить за ними взглядом, точно определяет лица родных и незнакомых людей. Скорее всего, в этом возрасте младенец начинает различать цвета, поэтому можно смело размещать над кроваткой мобиль с яркими игрушками.
- 4 месяц – органы зрения начинают согласованно работать со всеми отделами головного мозга, поэтому ребенок не только следит взглядом за движущимся предметом, но и пытается схватить его руками.
- 5 месяц – идет активное развитие цветового восприятия, малыш начинает запоминать предметы и понимать, что они существуют в той или иной стороне, даже если расположены вне поля зрения.
- 6 месяц – ребенок отлично хватает предметы, постоянно следить за их движениями, точно узнает маму и родных, может расплакаться при виде незнакомого лица и сфокусировать взгляд на заинтересовавшем его предмете. Малыш в этом возрасте может различать простые фигуры.
Направление света в глаза, что спровоцирует сужение зрачка – самый простой способ диагностики.После полугода зрение ребенка продолжает активно развиваться – он интересуется простыми узорами, начинает не просто хватать игрушки/предметы, а внимательно их ощупывать, надолго фокусирует взгляд.
Предлагаем ознакомиться Мизопростол для стимуляции родов
Родители должны приложить максимум усилий для нормального развития органов зрения. Игрушки должны быть среднего размера и однотонными яркими, нужно как можно чаще брать младенца на руки и общаться с ним.
Как лечат нарушения слуха у детей
Врач назначает лечение в зависимости от результатов диагностики: выявленной патологии и индивидуальных особенностей ребенка.
Патологии слуха объединяются в две группы: кондуктивная и нейросенсорная (сенсоневральная) тугоухость.
При кондуктивной тугоухости нарушается проведение звука по слуховому пути. Это могут быть повреждения барабанной перепонки в результате отитов, опухоли, попадания инородных тел, образования серных пробок, атрезии (заращения) слухового прохода и так далее.
Способы лечения кондуктивных видов тугоухости зависят от конкретной ситуации. Это может быть хирургическое восстановление слухового прохода, удаление инородных тел и серных пробок, лечение инфекционных заболеваний и их последствий.
При нейросенсорной тугоухости нарушается восприятие звуков из-за поражений внутреннего уха, преддверно-улиткового нерва или слухового анализатора (отделы ствола и коры головного мозга). Нейросенсорная тугоухость вызывается генетическими факторами, инфекционными заболеваниями, применением ототоксических лекарств, травмами, опухолями.
Метод лечения зависит от причины нейросенсорной тугоухости и ее степени. При тяжелой степени, пограничной с глухотой и когда слуховые аппараты малоэффективны, врачи применяют кохлеарные имплантаты. Это устройства, выполняющие функции поврежденных или отсутствующих волосковых клеток внутреннего уха.
Кохлеарный имплантат состоит из внешнего микрофона и передатчика, который преобразует звук в электрические импульсы. Внутренняя часть состоит из приемника, который расшифровывает электрические импульсы, и электродов, которые передают расшифрованные сигналы в ушную улитку.
Имплантат позволяет ребенку с нейросенсорной тугоухостью слышать
Кохлеарный имплантат устанавливают во время хирургической операции. Ребенка погружают в медикаментозный сон, он не чувствует боли. Операция считается безопасной, серьезные осложнения, например повреждения лицевого нерва, встречаются крайне редко.
Снижение слуха – не приговор
Случается так, что окружающие даже не догадываются, что у ребенка есть какие-то особенности развития. Это подтверждается историями наших пациентов.
Одна из таких историй – про девочку с синдромом Тричера Коллинза, которая использовала слуховые аппараты костного проведения. Обучалась она в массовой школе. Однажды ее мама поинтересовалась, можно ли отдать ребенка в музыкальную школу. Врач дал согласие и отметил, что это будет отличным подспорьем для развития слухового внимания. Девочка сдала вступительные экзамены и стала учиться играть на пианино. Спустя 3 года обучения у нее сменилась учительница. Из любопытства педагог спросила, почему девочка все время носит повязку. Выяснилось, что никто не знал о ее особенностях и о том, что она слабослышащая.
Такие истории доказывают, что дети со сниженным слухом ничем не отличаются от здоровых детей. При грамотном подходе их слух и речь развиваются в соответствии с возрастными нормами и никак не выделяют их среди других.
Не упускайте драгоценное время. Пусть у малыша будет то, что ему нужно больше всего: возможность развиваться и любящие, принимающие его родители.
Как развивать музыкальный слух с помощью упражнений
Лучше всего музыкальный слух развивается в процессе игры на музыкальном инструменте или имитаторе. Если вы тщательно выполнили все задания урока №3, то вы уже сделали первый шаг на пути развития музыкального слуха. А именно сыграли и пропели все интервалы, изученные в ходе урока №3, на музыкальном инструменте или скачанном в Google Play имитаторе фортепиано Perfect Piano.
Если вы этого не сделали до сих пор, можете сделать сейчас. Начинать, напомним, можно с любой клавиши. Если сыграть одну клавишу дважды, получится интервал в 0 полутонов, 2 соседние клавиши – полутон, через одну – 2 полутона и т.д. В настройках Perfect Piano можно задать удобное лично вам число клавиш на дисплее планшета. Еще напомним, что на планшете играть удобнее, чем на смартфоне, т.к. экран больше и туда поместится больше клавиш.
Как вариант, можно начать с гаммы «до-мажор», как это принято в музыкальных школах нашей страны. Это, как вы помните из предыдущих уроков, все подряд белые клавиши, начиная с ноты «до». В настройках можно выбрать вариант обозначения клавиш согласно научной нотации (малая октава – С3-В3, 1-я октава – С4-В4 и т.д.) или более простое и привычное do, re, mi, fa, sol, la, si, do. Именно эти ноты нужно сыграть и спеть подряд по возрастающей. Затем упражнения нужно усложнять.
Самостоятельные упражнения для музыкального слуха:
1 | Сыграть и спеть гамму «до-мажор» в обратном порядке do, si, la, sol, fa, mi, re, do. |
2 | Сыграть и спеть все подряд белые и черные клавиши в прямом и обратном порядке. |
3 | Сыграть и спеть do-re-do. |
4 | Сыграть и спеть do-mi-do. |
5 | Сыграть и спеть do-fa-do. |
6 | Сыграть и спеть do-sol-do. |
7 | Сыграть и спеть do-la-do. |
8 | Сыграть и спеть do-si-do. |
9 | Сыграть и спеть do-re-do-si-do. |
10 | Сыграть и спеть do-re-mi-fa-sol-fa-mi-re-do. |
11 | Сыграть и спеть белые клавиши через одну в прямом и обратном порядке do-mi-sol-si-do-la-fa-re. |
12 | Играть через паузы по возрастающей do, sol, do, а петь все ноты подряд. Ваша задача – точно попасть голосом в ноту «соль», когда до нее дойдет очередь, и в ноту «до», когда до нее тоже дойдет очередь. |
Далее все эти упражнения можно усложнить: сначала играть ноты, а только потом петь их по памяти. Чтобы удостовериться, что вы точно попали в ноты, пользуйтесь приложением Pano Tuner, для чего разрешите ему доступ к микрофону.
А теперь перейдем к игре-упражнению, где вам понадобится помощник. Суть игры: вы отворачиваетесь от инструмента или имитатора, а ваш помощник нажимает одновременно 2, 3 или 4 клавиши. Ваша задача – угадать, сколько нот нажал ваш помощник. Хорошо, если сможете еще и спеть эти ноты. И великолепно, если вы на слух сможете назвать, что это за ноты. Чтобы было понятнее, о чем речь, посмотрите, как сыграли в эту игру профессиональные музыканты:
Ввиду того, что наш курс посвящен основам теории музыки и музыкальной грамотности, мы не предлагаем вам угадывать по 5 или 6 нот, как это делают профи. Однако если вы будете упорно заниматься, со временем тоже так сможете.
Если вы желаете раз и навсегда разобраться с попаданием в ноты, понять, как этот навык тренировать вокалистам, и готовы для этого потрудиться, можем рекомендовать вам полноценный урок длиною в академический час (45 минут) с подробными объяснениями и практическими упражнениями от музыканта и преподавателя Александра Зилкова:
В общем, никто не утверждает, что все получится легко и сразу, однако практика показывает, что своими силами без подсказки профессионалов можно потратить намного больше времени на элементарные вещи, чем привычные академические 45 минут лекции.
Это обратимо?
Каждый случай – индивидуален. По умолчанию считается, что обратимая тугоухость, выражаясь, медицинским языком, кондуктивная – та, которая не связана со слуховым нервом, повреждением внутреннего уха, и которую успели вовремя заметить. Вовремя – это максимум в течение месяца после возникновения и то не в каждом случае, а, например, после простуды или травмы. В дальнейшем эффективность медикаментозного лечения снижается
Чтобы не упускать время, важное для развития ребенка, рекомендуется слухопротезирование (слуховые аппараты, если отпадет в них надобность, всегда можно снять) и занятия с логопедом-дефектологом, дабы не отстать от сверстников
Если требуется хирургическая коррекция (удаление жидкости из среднего уха, восстановление слуховых косточек и т. п. – вариантов очень много), сурдолог подробно расскажет об этом на приеме, объяснит порядок действий.
Зачастую многие взрослые относятся к детским отитам пренебрежительно, мол, с кем ни бывало. Но даже такая, казалось бы, мелкая неприятность, способна вызвать стойкое снижение слуха. Все заболевания нужно долечивать.
Если же в результате обследований подтверждается, что снижение слуха – сенсоневральное или смешанное, т. е. уже связанное со слуховым нервом, невозможностью проводить звуки во внутреннем ухе, будет разработан маршрут реабилитации со слуховыми аппаратами или кохлеарными имплантами, участием различных узких специалистов.
Просто ждать и наблюдать в большинстве случаев – не вариант. Ребенку необходимо слышать весь частотный диапазон. Каждый звук важен для развития!
Так, при потере слуха I степени, т. е
самой небольшой, легкой, на которую многие взрослые у себя вообще могут не обращать внимание, у малыша будет нарушена разборчивость слов. Особенно тех, где звуки близкие по звучанию
Например, слова «кошка» и «ложка» ребенок будет воспринимать одинаково. Даже в тишине на небольшом расстоянии от говорящего. Способствует ли это детскому развитию или мешает – ответ потен без объяснений.
В шумной акустической обстановке – на фоне разговоров в классе, на улице с десятками звуков, шумом машин, разговорами прохожих, в помещении, где работает телевизор, играет музыка – ребенку на 100 % придется сложно.
Поэтому детям даже с I степенью тугоухости рекомендовано слухопротезирование и занятия со специалистами.
Комплексовать и бояться по этому поводу не надо.
Во-первых, дети зеркалят отношение взрослых к проблеме. Если окружающие спокойны и позитивны, свое снижение слуха малыш воспримет нормально. Ходят же детки в очках, брекетах, у некоторых вообще протезы или они передвигаются на инвалидных колясках, а у него всего-то оригинальные девайсы на ушах.
Во-вторых, современные слуховые аппараты и кохлеарные импланты практически не мешают вести полноценную насыщенную жизнь. И даже делать «фантастические» вещи – например, подключаться к смартфону и отвечать на звонки, не беря аппарат в руки. Какие возможности откроются в будущем – сегодня трудно даже представить. В общем, во всем можно найти плюсы.
Поздний прикорм
К возрасту 6 месяцев материнское молоко только на 60 % удовлетворяет потребность в белке, на 70 % – в углеводах и на 80 % – в жирах. А поступление витаминов и минералов не удовлетворяет и трети от необходимого. Поэтому отсроченное введение прикорма может привести не только к задержке роста и развития, но и появлению дефицитных состояний, таких как анемия и рахит. Еще одной частой проблемой позднего начала прикорма являются задержка развития навыков глотания более плотной пищи и слабая стимуляция развития вкусовых и обонятельных ощущений. Такие дети в дальнейшем предпочитают жидкую и пюрированную пищу, а также проявляют избирательность пищевых предпочтений.
Как работать с маленьким пациентом после операции?
Большинство детей, которым показана кохлеарная имплантация, еще не умеют говорить. Это осложняет реабилитационный период, поэтому в нем всегда принимают участие квалифицированные сурдопедагоги.
Первый год после операции проходит для ребенка очень насыщенно: ему предстоит заново знакомиться с внешним миром, открыть для себя много нового. Чтобы реабилитация была успешной, врачи постепенно, в несколько этапов увеличивают порог стимуляции системы кохлеарной имплантации. За год выполняют не менее четырех настроек, чтобы малыш легче адаптировался в мире звуков.
Если ребенок до операции уже освоил речь, задача родителей – соблюдать несложные правила. В первые месяцы при разговоре нужно находиться не дальше чем на 1,5-2 м от ребенка и стоять так, чтобы он видел ваше лицо. Хорошо, если во время общения в комнате не будет посторонних помех – звуков от телевизора или уличного шума. Говорить стоит медленнее, чем обычно, но четко и естественно. Успех адаптации во многом зависит от терпения и участия родителей.
В течение первого года после слухопротезирования или установки системы КИ ребенка ожидает целая гамма открытий