15 причин отдать ребенка в музыкальную школу

Влияние музыки на развитие ребенка

Дети отличаются чувственным восприятием окружающего мира, и на музыку они реагируют открыто, непосредственно. Если с раннего возраста включать крохе композиции разных авторов, скоро он уже начнет различать композиторов и даже выскажет предпочтения, кто нравится больше.

Музыка развивает образное мышление и интеллект, слух, память и воображение. Она воспитывает зрительное, слуховое и чувственное восприятие. Учит выражать мысли и чувства. Благотворно влияет на нервные клетки и детскую психику

Повышает концентрацию, внимание и сосредоточенность

Психологи даже применяют специальную музыкотерапию, которая помогает избавиться от проблем в общении, различных страхов и фобий. Бодрая и веселая мелодия расшевелит слишком стеснительного, застенчивого и тихого малыша. А спокойная музыка успокоит гиперактивных детей. Музыкальная терапия снимает напряжение и нормализует эмоциональный фон, поднимает настроение и повышает работоспособность.

Установлено, что классическая музыка восстанавливает рефлексы новорожденных и развивает речь. А при использовании песен лечат заикание и дефекты произношения, ведь пропеть слова гораздо легче, чем выговорить. Детки, которые с рождения слушают музыку, быстрее начинают говорить.

Кстати, в эту область входит не только музыка в традиционном понимании, но и колыбельные. Мамина песенка успокаивает кроху, помогает уснуть и положительно влияет на эмоциональное состояние. Когда же малыш подрастет, многие родители решают отдать его в музыкальную школу. В этом есть много преимуществ. И вот 15 причин отдать ребенка в музыкальную школу.

Как музыка влияет на ребенка

Сразу определимся: говоря слово «музыка», будем иметь в виду именно музыку в ее исконном понимании: народные мелодии, классику, сложные и мелодичные музыкальные пьесы и пр. Но – не современный ужас из трех нот, звучащий сейчас из каждого утюга и не имеющий в себе ничего, кроме оглушающего и оглупляющего ритма.

Итак, оставляем в стороне современную какофонию, и говорим исключительно о настоящей музыке. Влияет ли она на ребенка? Еще как! Это давно доказано и наукой, и в практическом смысле.

Давно известно, что ребенок слышит музыку еще до своего рождения. Звуки – это первое, что бывает доступно малышу в этом мире. Будущей маме необходимо это знать, и в последние месяцы беременности стараться чаще слушать хорошую музыку и понимать, что одновременно ее слышит и ребенок. Классика, а также легкие, успокаивающие инструментальные мелодии – самое то. Но – никак не современные примитивные звуки! Доказано, что если будущая мама слушает именно их, ребенок рождается слабым и нервным, и в дальнейшем развивается с различными отклонениями. Колыбельные песни, которые исполняет мама своему малышу, также играют очень большую положительную роль в его развитии – наравне с качественной музыкой и даже еще больше, поскольку малыш слышит мамин голос. Вообще ребенок воспринимает музыку всем своим существом, непосредственно и открыто

Он ее буквально впитывает в себя! Поэтому (опять-таки!) очень важно, чтобы он слушал красивую истинную музыку. Если с первых дней жизни малыша давать ему слушать музыкальные пьесы, то очень скоро он начнет отличать одного композитора от другого и у него сформируется собственный музыкальный вкус

Малыши, слушающие музыку с рождения, быстрее начинают разговаривать. Давно и бесповоротно доказано, что настоящая музыка:

  • развивает у детей интеллект, образное мышление, воображение, слух и память;
  • положительно влияет на детскую нервную систему и психику;
  • помогает излечивать многие болезни, так как укрепляет иммунную систему.
  1. С помощью музыки психологи успешно лечат многие детские страхи и фобии, а логопеды – учат правильному произношению слов.

Повторимся, так как это очень важно: все это благо для ребенка дает именно настоящая (в первую очередь, классическая и народная) музыка. А всякое примитивное «бум-бум», наоборот, угнетает ребенка – в физическом, эмоциональном, нервном и интеллектуальном плане

Мамы и папы, делайте правильные выводы!

Музыкальная школа: есть ли минусы

Мы рассмотрели, что дает музыкальная школа ребенку. Однако отрицательные стороны в начальном музыкальном образовании тоже присутствуют. Прежде всего, многим детям не нравится сам процесс обучения.

Если малышу больше нравится футбол или рисование, занятия музыкой покажется крохе каторгой. Добиться результата принуждением достаточно трудно. Кроме того, не каждый ребенок мечтает стать известным музыкантом или певцом.

Но данную ситуацию не нужно путать с временным нежеланием ходить на занятия. Если ребенок устал или столкнулся с трудностями, но любит музыку, родителям стоит прислушаться и помочь. Возможно, следует взять паузу. А может быть проблема в преподавателе или коллективе. Здесь нужно проявить внимательность, лояльность и поговорить с ребенком.

Если ребенок испытывает серьезные проблемы с коммуникацией, испытывает панику и сильный стресс при публичных выступлениях, то здесь лучше сначала обратиться к психологу. Подобные музыкальные концерты и мероприятия могут только усугубить ситуацию.

Минус для родителей также может быть в стоимости услуг школы, необходимости покупать нужную литературу и материалы, музыкальный инструмент и комплектующие.

Что дает ребенку музыкальная школа

И вот малыш подрос, и перед многими родителями встала дилемма: а, может, отдать его в музыкальную школу? Вопрос действительно серьезный. Доказано, что обучение в «музыкалке» дает детям много всяческой пользы. В частности:

  • учит понимать прекрасное;
  • приобщает к высокому искусству;
  • помогает развить слух и память, а также интеллект;
  • вырабатывает такие черты характера как сосредоточенность, внимательность, усидчивость, ответственность, дисциплинированность;
  • учит творчеству в самом широком понимании этого слова;
  • способствует развитию фантазии, воображения и пространственного мышления;
  • помогает в изучении математики и иностранных языков;
  • учит такому полезному качеству ка доброта. Да-да! Замечено, что дети, понимающие музыку, а тем более – умеющие играть на музыкальных инструментах, всегда добры, сострадательны и отзывчивы;
  • во многих случаях занятие музыкой является своеобразным «ключом» к достижению жизненных целей и развитию талантов, никак не связанных с музыкой. Например, из учащихся музыкальных школ часто получаются прекрасные программисты, а также врачи. А зачастую и великие ученые. Вспомним, к примеру, Эйнштейна, которому игра на скрипке помогала совершать величайшие научные открытия! Или – литературного Шерлока Холмса, который без игры на скрипке не смог бы, наверное, раскрыть ни одного запутанного преступления.

Кроме того, регулярные занятия в музыкальной школе положительно сказываются на детском здоровье:

  • нервная система маленьких музыкантов становится крепче, а эмоциональное состояние – стабильнее;
  • хорошая музыка излечивает у детей психические расстройства, помогает справиться со страхами и снимает стрессы;
  • игра на духовых музыкальных инструментах или пение укрепляют легкие и предотвращают их заболевания;
  • занятия практически на любом музыкальном инструменте прекрасно способствует развитию мелкой моторики.

Вот как много поводов, чтобы отдать ребенка в музыкальную школу!

А если…

Интересный вопрос: а вот если у ребенка нет музыкального слуха – стоит ли его отдавать в «музыкалку»? Сегодня многие педагоги-музыканты уверяют, что музыкальный слух – это понятие во многом относительное. Иначе говоря, его вполне можно развить, если подобрать к ребенку правильный педагогический подход и применить современные обучающие методики. Таким способом ребенка можно научить и петь, и играть на любом музыкальном инструменте. Образно выражаясь, если малыш даже не родился «Моцартом», то сделать из него вполне качественного музыкального ремесленника – дело вполне реальное.

А вот что делать, если ребенок упорно не желает идти в музыкальную школу? Ну, тут все на усмотрение родителей. Конечно, мама и папа могут уговорить или заставить свое дитя поступить в «музыкалку». Может, это ему со временем и понравится. А, возможно, он возненавидит свое музыкальное обучение и всю музыку заодно, и только о том и будет мечтать, как бы ему вырваться из «музыкальных уз». Каждый случай здесь индивидуальный – а больше, пожалуй, ничего и не скажешь.

Музыкальная школа и возраст

С какого возраста ребенка лучше отдавать в музыкальную школу? Здесь также не обойтись без индивидуального подхода. Если малыш – ярко выраженный музыкальный вундеркинд, то обучать его музыке нужно уже с дошкольного возраста.

Во всех других случаях оптимальный возраст поступления в «музыкалку» – 8-9 лет. Так говорят педагоги-музыканты. В этом возрасте дети понимают, что такое занятия и кто такой учитель – так как они уже учатся в обычной школе. А потому привыкать к другой школе – музыкальной – им будет проще.

Музыка и речь

А вы знаете, что музыка очень похожа на речь? Прислушайтесь, ведь музыка не течет непрерывным потоком, а делится на части. В ней есть фразы, они могут быть утвердительными, вопросительными, восклицательными. Есть и предложения. А самая простая музыкальная форма – период – это не что иное, как элементарная форма выражения законченной мысли.

Внимательному слушателю легко обнаружить повторяющиеся фрагменты в музыкальном произведении. Эти повторы, во-первых, облегчают слушателю восприятие музыки, а во-вторых, усиливают ее выразительность, подчеркивают главную мысль произведения (так же как в речи).

Музыка и речь родственны, говорят даже, что музыка предшествовала появлению речи. И родство это глубинное.

Интонация, один из компонентов речи, – основа музыки. В ней зерно всей выразительности мелодии. Интонация способна так окрасить речевую фразу, что ее смысл будет полностью противоречить словам.

Занимаясь музыкой, ребенок постигает эти ее свойства (сначала бессознательно). Его речь исподволь становится более грамотной, структурированной, выразительной. Ребенок не только учиться владеть своей речью, но и тоньше различает оттенки речи других людей, а значит, улучшаются его коммуникативные навыки.

Вопрос возраста

Те родители, кто слышал о маленьком Моцарте, начавшем играть в три года, задаются вопросом возраста, в котором следует уже не просто развивать музыкальные способности ребенка, а «усаживать его за инструмент».

На самом деле, максима звучит так: «чем раньше, тем лучше». И здесь нужно остановиться и спросить себя: «Для чего мой ребенок должен заниматься музыкой? Станет ли он профессиональным музыкантом или он будет учиться для того, чтобы быть развитым, культурным, общительным, трудолюбивым, умным человеком?»

При первом варианте ответа в 3-3,5 года начать заниматься музыкой целенаправленно будет правильно. Помните, однако, что Моцарт – это редкое исключение, и немало великих музыкантов начинали позже.

При втором – лучше продолжать подготовку и общее развитие ребенка, поддержать и усилить его интерес к музыке.

Что касается выбора инструмента, то здесь нужно присмотреться к ребенку, посоветоваться с педагогами. Для игры на фортепиано хороши длинные пальцы, а вот аккордеонисту они, наоборот, будут мешать (хотя клавиши на обоих инструментах одинаковые). Необходимо учесть и желание самого ребенка: не нужно настаивать на флейте, если ребенку нравится гитара

На самом деле, не так важно, на каком инструменте будет играть ребенок (его даже можно поменять во время обучения). Важнее общее музыкальное развитие, и вот его лучше начинать как можно раньше

У разных инструментов существует разный оптимальный возраст для начала занятий. Он зависит от степени сформированности игрового аппарата (пальцев, корпуса, мышечной массы, амбушюра, связок). Лучший возраст для большинства инструментов – 6-7 лет, но есть и такие, на которых начинают играть только с 10-12 лет. Специалист-педагог хорошо знает, как должен быть развит ребенок для успешного обучения и какие нагрузки ему полезны. К тому же физическое развитие у детей одного возраста бывает разным, и дети могут сильно отличаться друг от друга. Поэтому принимать решение о начале серьезных занятий нужно только, посоветовавшись с педагогом.

Есть и верхняя граница возраста. Считается, что 9 лет – уже поздновато для профессионального овладения инструментом. Поговорка «лучше начать чуть раньше, чем опоздать» справедлива. При этом верхняя граница возраста не существует, если ребенок учится играть для общего развития, для удовольствия!

И еще об одном следует помнить. Не стоит начинать плотно заниматься музыкой одновременно с началом занятий в общеобразовательной школе. Нагрузка, физическая и психологическая, может оказаться неприемлемой.

Учить музыке – не значит сразу же играть. Во многих музыкальных школах и школах искусств детей 3-4 лет принимают в группы раннего эстетического развития. Малыши в них занимаются не только музыкой, но и рисованием, танцами, ритмикой. Занятия построены в игровой форме, они интересны малышу, ребенок не чувствует, что «его развивают». С малышами работают профессиональные педагоги, у них больше опыта и средств, а значит, качество занятий очень высокое. Следует отметить, что и в этих группах трехлетнего малыша за инструмент не усаживают. Это делают не раньше, чем на второй год обучения в группе.

В детских садах два раза в неделю проводятся музыкальные занятия. Если их ведет педагог-профессионал, то эти занятия дадут ребенку хорошую музыкальную подготовку.

Вы заметили, как часто в статье упоминался учитель? Это не случайно.

Что обозначают ноты?

Парадокс: музыка сходна с речью и принципиально отлична от языка. Все верно, структурные связи те же, интонационная и ритмическая составляющие на месте, а вот слов в привычном понимании нет. И когда обычному человеку говорят, что пьеса Грига рассказывает о восходе солнца в горах, он разведет руками, потому что может не заметить ни гор, ни солнца.

Музыка отличается от языка тем, что она не объясняет какие-то предметы и явления, а помогает слушателю почувствовать их эмоциональное воздействие. Восторженное чувство полноты жизни разделит даже несведущий слушатель григовского «Утра», а прозрачный горный воздух, первые лучи солнца, пастушьи наигрыши, яркие и чистые гармонические сопоставления, оркестровые краски – это средства, помогающие понять смысл музыки.

Музыка способна не просто раскрыть содержание эмоции, она лучше, чем другие искусства воплощает настроение – самый беспредметный вид эмоции. Более того, она способна показать эмоции и настроения в развитии, в динамике.

Эта обращенность музыки к конкретно-чувственной сфере мышления бесценна. Восполнить недостаток эмоциональной составляющей в современной жизни, научить ребенка сопереживать, сделать его более чутким по отношению к другим людям, – все это может музыка.

Что такое музыкальный слух?

Под музыкальным слухом понимается комплекс способностей человека, позволяющих ему воспринимать музыку, оценивать ее узкоспециальные характеристики, такие как высота, тембр, наличие призвуков, входящих в спектр музыкального звука. Наличие музыкального слуха является обязательным условием для успеха в таких профессиях как музыкант, композитор, певец, дирижер, аранжировщик, звукорежиссер, танцор.

Кроме того, музыкальный слух помогает во всех видах деятельности, так или иначе связанных с восприятием, правильной интерпретацией и/или правильным воспроизведением звуков. Например, изучение иностранных языков, декламация стихов, охота на диких зверей и птиц, работа с эхолотом для исследования морского дна, служба на флоте в качестве гидроакустика на подводной лодке.

Различают более десятка разновидностей музыкального слуха, причем в разных классификациях можно встретить разные названия и разную степень детализации каждого определения. Однако в повседневной практике даже профессиональные музыканты оперируют лишь основными понятиями.

Основные виды музыкального слуха:

  1. Абсолютный – способность точно определять и запоминать высоту звука (ноту) без сравнения с заранее заданной высотой звука (нотой).
  2. Относительный (интервальный) – способность идентифицировать звуковысотные соотношения, т.е. расстояния (интервалы) между нотами.
  3. Внутренний – способность мысленно «услышать» музыку. Классический пример обладания таким слухом – Бетховен, потерявший способность слышать, но не потерявший дар писать музыку, воспринимая ее звучание лишь внутренним слухом.
  4. Ритмический – способность идентифицировать длительность и последовательность звучания нот (ритм), а также скорость звучания музыки (темп).
  5. Мелодический – способность воспринимать движение мелодии и изменение высоты звуков друг относительно друга.
  6. Гармонический – способность воспринимать ноты, звучащие вместе, и воспроизводить их по одной.
  7. Ладовый – способность слышать взаимоотношения между нотами и их сочетаниями, различать минорную и мажорную тональность, устойчивые и неустойчивые звуки, напряжение и разрежение в музыке.
  8. Архитектонический – способность различать формы музыкального произведения, идентифицировать закономерности его строения.
  9. Фактурный – способность воспринимать фактуру («музыкальную ткань») произведения, определять способ оформления многоголосной композиции, слышать нюансы звучания всех участвующих в оформлении произведения голосов и музыкальных инструментов.
  10. Полифонический – способность слышать и мысленно представлять ход двух и более мелодий и/или голосов внутри произведения.

Полифонический слух считается самым сложным для развития, т.к. разные мелодии и/или голоса внутри музыкального произведения могут возникать и развиваться несинхронно, догонять по ходу произведения или запаздывать со вступлением, как фуга или канон. Классическим примером обладания полифоническим слухом считается Моцарт. В 14-летнем возрасте он с отцом посетил Сикстинскую капеллу, где услышал произведение Грегорио Аллегри Miserere.

Там, помимо музыки, звучало 9 голосов, однако Моцарт на слух запомнил и потом записал ноты этого сложнейшего почти 15-минутного произведения. К слову, ноты хранились в тайне, а за их копирование грозило отлучение от Церкви. Однако, когда Папа Римский узнал, что юный Моцарт смог запомнить это произведение на слух, и лично удостоверился, что воспроизведенные Моцартом ноты не содержат ошибок, он наградил его орденом Рыцаря золотой шпоры.

Наличие полифонического слуха дает выраженные преимущества, но для начала следует развить относительный или интервальный музыкальный слух. Когда речь заходит о развитии музыкального слуха, в первую очередь подразумевается именно работа над развитием способности слышать интервалы между нотами. В программу обучения в музыкальных школах, колледжах, академиях включена специальная учебная дисциплина, направленная на развитие музыкального слуха, которая называется сольфеджио.

О приемах и методах развития музыкального слуха мы расскажем чуть позже, а сейчас подробнее остановимся на вопросе, который волнует многих людей. Можно ли развить музыкальный слух, если он не развит от природы? Чтобы ответить на этот вопрос, нужно вникнуть в природу человеческого слуха, и понять, как он работает.

Обучение или подготовка?

В узком смысле слова под подготовкой понимают только подготовку ребенка к обучению в музыкальной школе. Но есть ли смысл ставить вопрос так узко?

Известно, что слух у эмбриона человека начинает формироваться в 4,5 месяца. Исходя из этого, вопрос о подготовке снимается сам собой. Абсолютно все, что слышит ребенок, повлияет на его слух и другие музыкальные способности. Звуковое окружение будет готовить его к обучению музыке, а насколько богатым и качественным будет это окружение – зависит от родителей.

Не случайно психологи советуют мамам разговаривать с еще не родившимся малышом, петь и играть ему, слушать спокойную, мелодичную музыку. Это стимулирует не только развитие слуха, но и общее развитие младенца.

Для слушания не подходит музыка резкая, слишком экспрессивная, грубая, пугающая

Что касается стилей, то это не важно. Джазовая, классическая, народная, звуки природы в записи, — все это подойдет

То же самое нужно делать с новорожденным. До 3-3,5 лет органы чувств и мозг развиваются так интенсивно, как это не повторится никогда больше в жизни человека. Мозг обрабатывает огромные объемы информации, и чем больше «пищи» он получает, тем более тонким и совершенным становится восприятие. То, что упущено в эти годы, очень трудно наверстать (есть даже мнение, что «после трех» заниматься с ребенком «уже поздно»).

Необходимо создать вокруг малыша музыкальную атмосферу. Есть много детских музыкальных инструментов (маленькие клавиши, барабаны и другие шумовые инструменты, простейшие дудочки)

Приобретите несколько из них, только обратите внимание на качество инструментов. Они должны быть сделаны крепко, добротно, а нешумовые инструменты должны обладать чистым строем

Научите ребенка обращаться с инструментами. Покажите, как барабанить палочками, как сыграть пальчиками на клавишах несколько звуков друг за другом, как извлечь звук из дудочки. Когда малыш освоится, придумывайте игры с инструментами, стучите на барабане, подыгрывайте под пение, под музыку, устройте маленький оркестр.

А еще важно учить ребенка двигаться под музыку, это развивает чувство ритма. Дети сами по себе подвижны, и требуется лишь направить их непоседливость в верную сторону

Если дома есть фортепиано или другие «взрослые» инструменты, обеспечьте к ним свободный доступ, объясняя при этом не только, как играть на инструменте, но и как за ним ухаживать. Тогда ребенок поймет, что взрослые инструменты – не просто игрушки.

Очень хорошо давать ребенку слушать живую музыку. Играйте сами, если умеете, берите детей на концерты, если есть такая возможность.

Эффект Моцарта

В 1995 году американским психологом были проведены опыты с крысами: половине подопытных в течение двух месяцев ставили классическую музыку, вторая развивалась в тишине. Первая группа прошла лабиринт на 27% быстрее и с на 37% меньшим количеством допущенных ошибок, чем вторая. Это доказывает, что влияние музыки на живые системы имеет нейробиологическую, а не только эмоциональную природу.

Были также проведены отдельные опыты с музыкой великого Моцарта, который говорил, что «невозможно поверить алгеброй гармонию». Итак, люди, которым ставили Моцарта, показывали резкий всплеск умственной активности. После прослушивания те же люди решали более сложные задачи, чем могли до прослушивания, имели повышенный тонус и быстрей реагировали на различные малоуловимые раздражители. Эту практику назвали «Эффектом Моцарта». Вообще количество исследований, которые указывают на классическую музыку как на самую полезную крайне велико. А как в наше время можно приучить ребенка к правильным звукам, особенно если в семье классическую музыку не слушают, но хотели бы начать?

В итоге можно сказать, что любые занятия музыкой (сочинение, исполнение, даже просто прослушивание) воздействуют на мозг, затрагивая либо его определенные зоны, либо весь орган целиком. Нейронные связи, которые нарабатываются таким простым и приятным способом, человек может использовать в повседневной жизни. Тезисы эти не голословны, так как ведущими учеными проводились исследования при помощи современных технологий МРТ (наблюдается структура мозга) и ЭЭГ (анализируются его функции). Результаты опытов показывают, что музыка развивает мозг: информация, поступающая через органы чувств, обрабатывается быстрей. Каждый человек, который желает получить развитый и функциональный мозг, должен заниматься музыкой, любить её, ценить и обязательно слушать.

Когда отдавать в музыкальную школу

Мы часто видим, как в музыкальную школу ведут уже дошкольников. Это имеет место, если вы хотите вырастить профессионального музыканта и гения. Для общего развития этот возраст еще слишком мал. По мнению экспертов, ребенок готов к музыкальному обучению в 8-9 лет.

В этом возрасте ребенок уже стал школьником и понимает, что такое процесс обучения. Он готов посещать и музыкальные занятия. Первый учебный год полезен и для родителей. За этот период они узнают ребенка получше. Насколько он обучаем и ленив, какие предметы нравятся больше и даются легче, насколько он усидчив и внимателен.

Кстати, формирование музыкального слуха заканчивается к семи-девяти годам. Поэтому не бойтесь опоздать с музыкальными занятиями. В любом случае, лучше сначала пойти в классическую школу, а уже затем – в музыкальную.

Несмотря на то, что музыкальные занятия крайне полезны, не заставляйте детей делать то, чем они категорически отказываются заниматься. Иначе польза занятий сойдет на нет. Такое принуждение – это уже не воспитание, а насилие над детьми. Это даст только негативные результаты и отрицательно скажется на развитии личности.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий