Как успокоить плачущего ребенка: советы маме

Причины раздражения

1. «Давай, быстрей»

У современного человека, казалось бы, есть всё: компьютеры, телефоны, автомобили, микроволновки и другие вещи, призванные упрощать жизнь

Отчаянно не хватает только самого важного — времени. Ускоренный темп жизни несёт нас вперёд напролом

И если что-то или кто-то хоть чуточку старается затормозить нас — это жутко раздражает. И это понятно. Посудите сами.

Утром надо быстрее затолкнуть ребенка в садик и успеть на работу. Вечером, ребёнок хочет показать рисунок, пообниматься, сидя на коленках, погулять. Нет — кружки! После кружка, быстрее домой. Ещё ведь обед приготовить, с мелкими хозяйственными делами разделаться, помочь старшему приготовить уроки и, хотя бы немного, отдохнуть. Потом быстрее спать, чтобы завтра начать с начала. Не удивительно, что от стотысячной просьбы ребёнка «я хочу последний раз скатиться с горки», мама может взорваться.

2. «Эмоциональные качели»

С нашим поколением в детстве не очень-то церемонились. Заботиться о детских чувствах как-то было не принято. Со своими эмоциями мы справлялись сами, как уж могли. Многие чувствовали недостаток любви. И вот мы выросли и у нас появились собственные дети. «В нашей семье всё будет по-другому», — решили мы и начали на полную катушку считаться с чувствами наших детей.

И всё бы хорошо, да не так всё просто. Иногда дети садятся на шею и весело болтают оттуда ногами, чувствуя вседозволенность, иногда родители срываются на усвоенную в детстве модель детско-родительских отношений. Причины могут быть разные, итог один — родители рано или поздно срываются. Потом приходит чувство вины. Вот тут-то и начинаются качели.

В итоге мы то всё позволяем своим детям и пытаемся разобраться с их эмоциями и реакциями, то вдруг прорывается «да сколько можно с ним носиться!». Потом гонки по поводу «опять не сдержалась». Родитель пытается загладить свою вину. Чувство вины давит, не дает покоя, что опять приводит к раздражению. Так замыкается круг: раздражение — вина — раздражение. И чем дальше, тем выбраться из него всё сложнее.

3. «Что обо мне подумают»

«В группе с моим сыном девочка уже бегло читает, а мой ещё алфавит не может выучить». Так сокрушается мама и упускает из виду, что сыну только пять, и это в общем-то нормально, что он еще не умеет читать. Сейчас ему важнее сформировать любовь к чтению. Мама упускает из виду, что эта девочка может невзлюбить книги как раз из-за постоянного принуждения к чтению с раннего возраста. Если конечно она не вундеркинд, что случается не так уж часто. Но родитель, сравнивая своего ребёнка не в его пользу, начинает смотреть на него критично, придираться и постоянно одергивать. Это убивает радость общения и неминуемо приводит к хроническому раздражению.

Ребёнок плачет от отчаянья.

Этот вид плача возникает, когда ребёнка что-то очень расстроило, и он не может это никак изменить. 

Этот плач можно услышать, когда родитель, например, в течение нескольких дней объяснял ребёнку, что ему нельзя с собой брать игрушку на обед. 

Ребёнок мог имитировать плач, чтобы добиться своей цели. Однако мама может услышать плач-отчаянье только тогда, когда ребёнок примет позицию мамы, поймёт, что игрушку брать с собой нельзя, и ничего с этим не поделать.

Когда у ребёнка возникает плач-отчаянье, маме нужно только пожалеть ребёнка. Мама может его обнять, погладить, сказать малышу, что понимает, как сильно он расстроен, и что ей тоже очень жаль.

Любой человек может плакать, когда ему плохо. Взрослый человек может сдержать слёзы, чтобы не показывать эмоции окружающим.

Ребёнок же их сдерживать не будет, а, возможно, наоборот, будет привлекать внимание взрослых именно с помощью слёз. Родителям нужно прислушиваться к детскому плачу, пытаться понять его смысл, никогда не требовать от ребёнка, чтобы он прекратил плакать. 

Родителям нужно прислушиваться к детскому плачу, пытаться понять его смысл, никогда не требовать от ребёнка, чтобы он прекратил плакать. 

Если родители научаться понимать такой язык детского общения, как плач, то они всегда будут в гармонии с собой и своим ребёнком.

Другие сюжеты

Наиболее неблагоприятно подобное сновидение для кормящих матерей, недавно родивших младенца и беременных женщин. Такое видение может исполниться буквально или предсказывать чаду болезни и опасность для жизни.

Если приснится, что вы вышли в магазин и обнаружили, что коляска пустая – это к потерям и неприятным неожиданностям. Это сновидение предвещает крах надежды, переживания или значительные утраты в жизни.

Отбирать новорожденного у воровки, цыганки – к тяжелым обстоятельствам и скандалам в семье. Точный смысл сновидения зависит от того, есть ли у вас на самом деле ребёнок или это только мечта.

Родителям новорожденного подобный сюжет предвещает неприятности и переживания, иногда – опасную болезнь младенца. Если у воров удалось отобрать малыша, то вы успешно победите недуг и справитесь со всеми трудностями.

Терять сына — ждите угрозы материальному благополучию. Сновидение означает, что вам не следует брать деньги в долг, чтобы не отобрали последнее. Если отняли дочь – опасайтесь обмана и интриг в любви. Такой сон женщинам предсказывает большие переживания и слезы из-за вероломства или измены.

Если детей делят супруги между собой, сновидение предвещает обострение конфликтов. Возможно, что бабушка или муж станут претендовать на ребёнка.

Если же вы конфликтуете с органами опеки, воровство снится к тому, что малыша могут отобрать.

Делить дочь с соперницей указывает на то, что вы будете бороться за чувства и восстановление прежних отношений с любимым человеком. В основе конфликта лежит обида, искреннее стремление снова вернуть себе счастье и радость.

Но если вы дрались за мальчика, то в жизни боритесь за статус замужней женщины или материальную сторону вопроса. Такие сны характерны для дам с развитым чувством собственности. Если победит соперница, то и в жизни победа достанется ей.

Секрет № 1 Молодой маме нужна поддержка «бывалых» и понимание родных

Лично мне во многом помогли друзья — молодые родители, которые регулярно интересовались, как дела, отдавали одежду и всякие нужности, а также делились советами бывалых «путешественников». Если таких людей в вашем окружении нет, можно искать поддержку на форумах, в пабликах молодых мам и на прочих «детских площадках». А, и на обычных детских площадках тоже!

Родители и муж взяли на себя часть обязанностей по домашнему хозяйству, но благодаря друзьям мне было спокойнее и веселее.

Очень помогли ежевечерние разговоры с мужем: мы перечисляли все позитивное, что произошло за день, и поддерживали друг друга однозначным «Мы справимся!».

Запомнить:

  • общаться с опытными родителями,
  • не стесняться просить о помощи,
  • делегировать полномочия в семье,
  • говорить о материнстве в позитивном ключе,
  • отдыхать при первой же возможности.

Зачем детям уединение?

Личное пространство воспринимается человеком как часть собственного «я». Поэтому на вторжение в него и взрослые, и дети реагируют как на агрессию против «я». Кроме того, это место, где можно побыть исключительно наедине с собой, ведь даже самым близким вход сюда без разрешения хозяина запрещен

Крайне важно, чтобы родители с уважением и тактом относились не только к частному пространству своего ребенка, но и к личному времени, во время которого он хочет побыть один, к той сокровенной части его души, куда ему не хочется никого пускать. Тем самым они помогают ему стать самостоятельным, сохраняют его индивидуальность и закладывают фундамент будущих доверительных отношений со своим малышом

Своя территория — это еще и возможность почувствовать себя уверенно, ведь это своеобразное королевство, в котором можно полновластно править. Здесь есть место для увлечений крохи, мелочей типа бусинок и стеклышек, которые кажутся ненужным хламом родителям, но могут быть настоящим сокровищем для малыша. Здесь можно заниматься тем, что нравится… Все это и дает ребенку ощущение психологического комфорта на своей территории.

Таким образом, у всех детей есть потребность в уединении, но эта потребность выражается по-разному и появляется в разное время: например, один ребенок лишь в семь лет начинает закрывать за собой дверь туалета, а другой уже в пятилетнем возрасте избегает переодеваться у всех на виду. Но, несмотря на различия, есть и общие тенденции. Вот чего можно ожидать в каждом возрасте.

К чему приводит борьба с эмоциями?

Рано или поздно взрослому удастся прекратить крик. Ребёнок успокоится, но что стало с гневом, страхом, обидой? Они испарились? Исчезли? К сожалению, нет.

Ребёнку жизненно важно ощущать одобрение значимых взрослых. И если он чувствует, что какие-то действия ими не принимаются, это вызывает тревогу и желание что-то с этим сделать

Как следствие, ребёнок может вытеснить эмоцию, и тогда она начинает влиять на него уже на подсознательном уровне, и в результате всё становится гораздо сложнее.

Непрожитые до конца, “загнанные в угол” эмоции имеют свойство накапливаться. Они – как река, перекрытая плотиной. Плотина останавливает течение, но воды становится всё больше и больше, и в какой-то момент плотина прорвётся или река выйдет из берегов и затопит все вокруг. Внешне спокойный ребёнок, однажды может так «двинуть» товарища, что тот потеряет сознание. Воспитатели и родители, конечно, будут ошарашены. Но если проследить историю детско-родительских отношений, то скорее всего выясниться, что ребёнку постоянно запрещали, стыдили, уговаривали, пугали, лишь бы он не кричал, не кидался игрушками, не дулся и т.д.

Вытеснить неприятные эмоции можно, но только вместе с остальными. Вместе со злостью, обидой, страхом замораживаются радость, стремление к творчеству, любопытство. Человек живёт в тлеющем депрессивном состоянии. Так может продолжаться многие годы.

Если вы с трудом можете выносить плач ребенка

Уставать, расстраиваться, чувствовать себя неполноценным родителем и даже злиться — нормально. Эти эмоции не делают вас плохим родителем, равно как не делает более хорошим родителем отсутствие этих эмоций.

Помните: самое главное — это безопасность. Если вы чувствуете, что вам хочется потрясти ребенка — «ну что же ты еще от меня хочешь?!», сделайте паузу.

Если эмоции берут верх:

  • Не трясите ребенка
  • Глубоко вдохните и посчитайте до 10
  • Поместите ребенка в безопасное место (кроватка, манеж) и выйдите из комнаты на 10-15 минут
  • Сделайте что-то, что вас успокаивает: включите музыку, выполните простые домашние дела (помойте посуду и т.п.), позвоните близким для эмоциональной поддержки
  • Проверяйте состояние малыша каждый 10-15 минут, если вам нужно больше времени, чтобы успокоиться
  • После того как успокоитесь, попробуйте повторить меры для успокоения ребенка из первого списка.

Секрет № 6 Поездки с годовасиком — это не смертельно

В самое активное время малыша, с шести до девяти месяцев, мне посчастливилось пожить на даче с родителями. Это существенно облегчило бытовые муки и позволило освоить новые занятия — игры в двухэтажном доме, рассматривание флоры и фауны, знакомство с соседями.

Променад на участке и прогулки по массиву с дедушкой и бабушкой оказались раем. Конечно, пришлось попыхтеть, решая каждый месяц новые задачи. Смена арсенала погремушек на крупные паззлы и новые игрушки, ежедневное фанатичное обеззараживание всего в радиусе ста метров, перестановка в доме согласно потребностям малыша, сведение к минимуму опасностей, которые подстерегают в обстановке взрослой жизни, соблюдение правил гигиены, поддержание аптечки малыша, которая, по своему ассортименту, вполне могла бы конкурировать с аптечным пунктом небольшого городка… Но все это уже приносило радость, и решения этих задач приходили легко.

За этот период мы не только освоили умение самостоятельно садиться, вставать на ножки и ходить с поддержкой, но и произвели заметный скачок в психическом развитии. Я стала замечать произвольное повторение тех форм поведения, которые доставляют ребенку удовольствие, разную реакцию на родных и незнакомых людей, появление первых страхов. К этому прибавилась произвольность движений и жестов, управляемость, понимание слова «нельзя». Все перечисленное заложило основу для следующего новообразования — предметной деятельности. Расширились границы доступного мира.

Предметная деятельность — деятельность с предметами согласно их назначению.

В этом периоде развития (после восьми месяцев) также формируется чувство безопасности, защищенности, а, следовательно, и степень открытости к миру, доверия к окружающим

Поэтому я всячески проявляла внимание, любовь, ласку, старалась мгновенно реагировать на его просьбы. Объясняла причину громкого звука или движения, так напугавшего кроху

Запомнить:

не ограничивать себя в комфорте и впечатлениях, активная жизненная позиция будет полезна не только вам, но и развитию вашего малыша.

Секрет № 5 Речь развивается благодаря общению, а не учению

С шестого месяца кроха стал различать мою интонацию. Мама «строгая» — надо уползти к игрушкам, мама «добрая» — можно побаловаться с ней, посмеяться и повизжать. Так закладываются основы речевых навыков.

Я не читала вслух книги, стихи, потешки из интернета, они удивляли меня нескладностью и отсутствием смысла.

Вместо этого я пела ребенку песни (плохо, но долго), комментировала свои действия, особенно при приготовлении пищи. К еде малыш был неравнодушен, поэтому она привлекала больше внимания. Показывала и называла черно-белые картинки — у ребенка на первом году зрение только начинает формироваться, и он может различать только контрастные цвета: крупные черные фигуры на белом фоне, остальное для него пока «белый шум». Давала потрогать различные материалы: мягкие ткани, расчески, пакетики, обертки, кнопки, пуговицы, деревянные игрушки, колокольчики.

С помощью плача, гуления, воркования, лепета, жестов малыш привлекал к себе внимание взрослых. Каждый месяц у нас были новые звуки: вот он с утра звонко кричит «АГА! АГА!», а затем это сменяется «амама» и «бабаба»

Самым интересным моментом было выражение блаженства. Так в девять месяцев, развалившись как барин на двух одеялах, он с упоением издавал звуки, похожие на мурлыканье.

Запомнить:

разговаривать с ребенком, реагировать на его попытки общаться.

9 советов «на скорую руку»

1) Выйти из дома. Мой сын сразу же успокаивается, когда я вывожу его на улицу, если мы находимся за городом, или хотя бы на балкон. Мы стоим и слушаем ветер, улавливаем щебетание птиц, смотрим на деревья.

2) Шепот. Я держу свою дочку у груди и легонько покачиваю. Затем я начинаю шептать ей на ушко: ши-ши-ши-ши. Она успокаивается, как только слышит эти звуки.

3) Прикосновение рук. Своему сыну я делаю массаж. Сначала я разогреваю между ладонями немного детского масла и начинаю нежно массировать ему лоб, потом мягкими движениями потираю переносицу, перехожу на щечки, подбородок и шею. Сыну особенно нравится, когда я разминаю ему ручки и ножки.

«Фиолетовый плач» — что это?

После пары недель после родов вам начинает казаться, что вы научились определять причину слез своего ребенка. Но все чаще малыш начинает истерику «на пустом месте»: плачет ребенок в месяц, как кажется, совсем без повода, а успокоить его практически невозможно.

В настоящее время все чаще говорят про так называемый «период фиолетового плача» (PURPLE Crying), когда ребенок постоянно плачет. Под PURPLE подразумевается аббревиатура, которая характеризует этот период:

  • P (peak) — нарастающий по интенсивности, чаще всего начинается в 2 недели жизни и достигает максимума в 2 месяца, завершается к 3–4 месяцам.

  • U (unexpected) — неожиданный, внезапный, родителям сложно найти объективную причину, почему ребенок так сильно плачет.

  • R (resists soothing) — ребенка практически невозможно успокоить даже теми способами, которые обычно помогают.

  • P (pain-like) — похож на крик во время боли, поэтому родители, как правило, думают, что ребенок заболел.

  • L (long lasting) — длительный, не прекращающийся несколько часов подряд.

  • E (evening) — чаще всего начинается в вечернее время.

До сих пор нет единого мнения, что является основным источником такой бурной реакции ребенка. Вероятнее всего, это совокупность всех факторов, которые могут вызвать плач у малышей, а также функциональная незрелость нервной системы.

Поскольку плач ребенка очень интенсивный и длительный, молодые родители довольно быстро эмоционально истощаются: они начинают винить себя, что не могут найти причину, не могут помочь ребенку; иногда такие истерики вкупе с недосыпом могут усиливать проявления послеродовой депрессии и вызывать у матерей агрессию по отношению к ребенку

Поэтому чрезвычайно важно быть информированными о таком явлении, как «фиолетовый плач», иметь поддержку в этот непростой период со стороны близких и не винить себя

Как пережить детские слезы родителям?

Лучше всего снизить уровень тревоги и чувства вины во время детского плача помогает информированность родителей, почему ребенок плачет в первых месяцы. Когда понятны причины, понятен и алгоритм дальнейших действий.

Родителям новорожденных малышей нужно дать себе время привыкнуть к крохе и его характеру, осознать тот факт, что только при помощи крика малыши могут привлекать к себе внимание. Это данность, которую нужно принять

Не стесняйтесь просить помощи у близких: спрашивайте советы, просите посидеть с малышом, если вам требуется побыть наедине с собой какое-то время (это совершенно нормальное желание), обращайтесь к специалистам (педиатрам, консультантам по грудному вскармливанию и сну), если чувствуете, что не справляетесь. И никогда не обесценивайте свои эмоции: высказывания из разряда «Все так живут, ничего страшного» пропускайте мимо ушей. Опирайтесь на свои чувства.

Если, когда плачет новорожденный ребенок, вы чувствуете агрессию в его адрес, беспокойство, внутреннюю дрожь, не трясите ребенка! Положите его в любое безопасное место (например, в кроватку) и выйдите из комнаты на пару минут: умойтесь, попейте воды, досчитайте до 10. Только отдышавшись, со «светлой» головой возвращайтесь назад к малышу. И обязательно сообщите о случившемся своему партнеру — это веский повод обратиться за помощью.

И, конечно, не забывайте: это временно. У любой истерики есть конец, любой день заканчивается, любой год сменяется новым. Всегда держите в голове эту мысль, вот увидите — она добавляет спокойствия.

Плач-манипуляция.

Ребёнок может манипулировать родителями с помощью плача. Бывают родители, но, как правило, это бабушки и дедушки, которые считают, что ребёнок не должен плакать. 

Как только ребёнок плачет – семья начинает делать всё, чтобы он успокоился. Ребёнок очень быстро запоминает такую схему и в дальнейшем ей успешно пользуется. 

В этом случае родителям надо понять, когда и почему начинает плакать ребёнок и после чего прекращает. Если родители понимают, что ребёнок ими просто манипулирует, то им нужно скорректировать своё поведение. 

Ребёнок заплакал – стоит его отвлечь красивой птичкой за окном, интересной игрой. Также родитель должен объяснить ребёнку, что не всегда будет так, как он скажет. 

Мама, например, сталкивается с проблемой: ребёнок плачет, требует, чтобы мама спала с ним. В этом случае мама должна объяснить ребёнку, что она не будет этого делать, что она должна спать с папой. 

Можно даже сказать ребёнку, что он уже совсем большой, а вот папа один спать боится. Мама может недолго полежать с ребёнком и уйти. Но она должна обязательно предупредить ребёнка о том, что она спать с ним не будет.

Секрет № 3 Мамины эмоции «заразны»

Любые мои эмоции быстро передавались малышу. Мне приходилось контролировать себя: чем больше раздражалась я (а я раздражалась, так как бессонные ночи и перфекционизм не давали спокойно жить), тем больше был раздражен малыш. В итоге он капризничал, я нервничала еще больше, получался замкнутый круг.

Пришлось подтянуть навыки релаксации. Отличное решение — медитативные техники. Подойдет, например, медитация покоя из книги М. Р. Гинзбурга «Эриксоновский гипноз: систематический курс»:

Я стала спокойнее и, соответственно, ребенок тоже. Малыш быстрее успокаивался, спокойнее засыпал, меньше плакал. Научиться расслабляться было трудно, но все дело в желании и тренировках.

Запомнить:

  • «подружиться» со своими эмоциями, а не давить их: если дело плохо, отойти в другую комнату на пять минут и выдохнуть; если очень плохо — оставить мужа с ребенком и сходить прогуляться;
  • изучить медитативные техники: можно просто лежать и представлять себя в приятном месте — на берегу моря, в лесу у журчащей реки;
  • отдыхать, отдыхать и отдыхать.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий