5 способов от детского психолога приучить ребёнка помогать по дому и 5 ошибок родителей

Как определить, готов ли ребенок ходить на горшок по Комаровскому

Имя знаменитого педиатра Евгения Комаровского знакомо, пожалуй, каждому родителю. У доктора своя телевизионная передача, интернет-блоги и целая армия подписчиков. По книгам его авторства растят детей сотни тысяч семей. Разумеется, немалое количество его трудов посвящено насущной проблеме приучения к туалету. Специалист советует внимательно понаблюдать за карапузом в течение нескольких дней, чтобы понять, насколько тот готов к новому этапу. Ответьте сами себе на несколько простых вопросов и сможете выяснить, пришла ли ваша пора «взрослеть».

Хорошо ли ребёнок понимает обращённую к нему речь? Малыш может совсем не говорить, но при этом иметь достаточно большой пассивный словарный запас.
Знает ли он значения слов «горшок», «писать», «какать»?
Умеет ли обращаться с предметами гардероба: может ли самостоятельно снять штанишки и трусики?
Как малыш ощущает себя в испачканном подгузнике? Испытывает ли дискомфорт или демонстрирует полное равнодушие?
Не боится ли ребёнок заходить в санузел, даже если свет там выключен? Умеет ли открывать дверь и пользоваться выключателем?
Обратите внимание на то, сколько по времени проходит от одного акта мочеиспускания до следующего. Может ли кроха терпеть хотя бы в течение полутора часов?
Сформирован ли режим опорожнения кишечника? В идеале дефекация должна происходить каждый день примерно в один и тот же временной промежуток.

Что делать, если ребёнок отказывается помогать?

Итак, причин для того, чтобы дети отказывались от помощи родителям, достаточно много. И если одни сами всё выполняют без напоминаний, то от вторых практически невозможно добиться хоть какой-то поддержки. Как исправить поведение маленького «нехочухи»?

Прежде всего, не следует паниковать и сравнивать своё чадо с другими, более работящими ребятишками. А чтобы изменить детское поведение, нужно сначала измениться самому.

  • больше общайтесь с ребёнком, отказавшись от сидения за компьютером и просмотра телевизионных передач. Пожалуй, это универсальный совет, как говорится, на все случаи жизни;
  • перестаньте ругать ребёнка по любому поводу. Наоборот, постарайтесь сблизиться и узнать его предпочтения. Возможно, знание пристрастий поможет ему выбрать подходящий вид деятельности;
  • если вы дали какое-то обещание, обязательно его сдержите. Это также поможет установить доверительные детско-родительские взаимоотношения;
  • обязательно хвалите даже за самую малую помощь. Пусть ребёнок знает, что вы цените его усилия.

Установив более доверительные отношения, воспользуйтесь советами, которые представлены выше. Если позитивных итогов добиться не удалось, попробуйте обратиться к психологу. Он изучит ситуацию со всех сторон и подскажет наиболее оптимальное решение данной проблемы.

«Не хочу помогать!»

Чаще всего ленивость и безответственность находятся где-то рядом. Родители жалуются, что их маленькое или взрослое чадо совершенно не помогает.

Проблема распространённая, а её причины зависят во многом от поведения самих мам и пап.

  1. У ребёнка не сформировалась привычка не то что помогать взрослым, но и просто за собой убирать. Виноваты в этом, естественно, сами родители или бабушки. Малыша ведь жалко, да и зачем ему посуду мыть, вырастет – ещё наработается.
  2. Взрослые члены семьи вообще не отличаются чистоплотностью. К примеру, отец не убирает одежду в шифоньер, мать оставляет на утро целую гору грязной посуды. Саму квартиру давно не ремонтировали, поэтому желание что-то убирать быстро пропадает.
  3. Каждый член семьи живёт обособленно, нет привычки выполнять коллективную работу – производить ремонт, высаживать картофель. Ребёнок, что естественно, растёт индивидуалистом и эгоистом.
  4. Взрослые не хвалят сына или дочь за выполненные поручения, хорошие оценки и т.д. То есть любая работа считается обязанностью, а за неё хвалить, вроде как, и не обязательно.
  5. Некоторые родители ведут своеобразную «политику», отличающуюся постоянным изменением настроения и требований. То есть мама поначалу не обращает внимания на неубранную кровать, а затем принуждает устроить генеральную уборку.
  6. Некоторые взрослые начинают принуждать детей, что заставляет последних яростно протестовать. Особенно такое часто встречается в подростковом возрасте.

Чтобы не столкнуться с ленью подростка, нужно начинать воспитывать ребёнка трудом с младых ногтей. Естественно, выбор занятия должен учитывать возраст и особенности отпрыска.

Чего следует избегать?

  1. Не ожидайте идеальных результатов. Малыш не сможет делать что-то лучше взрослого, так что разбитые чашки и тарелки – вполне привычный итог детской помощи. Поначалу придётся что-то переделывать за ребёнком, однако, не на виду у маленького труженика. В ином случае он может подумать, что его работа не имеет смысла.
  2. Не ругайте. Терпеливость очень важна в деле приучения ребёнка к труду. Конечно, малыша можно заставить делать работу побыстрее, однако он просто физически не способен выполнять обязанности наравне со взрослыми. Если постоянно подгонять, то в следующий раз он попросту откажет в помощи.
  3. Не рассматривайте домашние обязанности в качестве наказания. В идеале ребёнок должен понимать, что труд – это благо. Если же постоянно наказывать за что-то домашними хлопотами, то дети начнут считать мытьё посуды или выгуливание собаки чем-то негативным.
  4. Не платите за труд. Оплата за домашние хлопоты – неоднозначное решение. Психологи советуют поощрять детей не деньгами, а посещением цирка, кинотеатра. Иначе ребёнок станет воспринимать свои прямые обязанности в качестве предмета торга и требовать, соответственно, увеличения оплаты.
  5. Не делите виды деятельности по половому признаку. Современные дети не признают условностей, поэтому девчонки разбирают компьютеры, а мальчики любят готовить на кухне. В этом нет ничего плохого. Напротив, все ребятишки должны уметь пришивать пуговицы, готовить хотя бы яичницу, застилать постель.

Ну и ещё один важный совет, о котором уже было сказано. Демонстрируйте позитивную модель поведения – убирайте и мойте за собой посуду, устраивайте генеральные уборки и т.д. Нельзя требовать от ребёнка того, чего вы сами не выполняете.

Почему ребенок не помогает маме и папе?

Вначале необходимо проанализировать причины, по которым дети не помогают:

Стиль жизни. Когда мама и папа сами не убирают за собой вещи в шкаф, оставляют на столе грязную посуду, их поведение не самым лучшим образом отражается на детях.

Дома грязно. Там, где не убрано и некомфортно малыш не хочет наводить порядок.

Отсутствие взаимопомощи

Поддерживать друг друга важно, причём нужно своим примером учить детей делать это. У членов семьи обязательно должны быть дела, которые они выполняют вместе.

Неравное распределение обязанностей

У папы и мамы совсем разное количество дел по дому. Мама делает всё, папа – ничего, ну или наоборот J. Тогда ребёнок думает: «наверняка правильно, что всё делает мама!»

Чувство вины или жалость. Мать и отец не осмеливаются привлекать свое дитя к работе, так как чувствуют себя виноватыми перед ним по каким-либо причинам, или просто жалко его, ведь он маленький, или услал.

Отсутствие одобрения. Дитя не проявляет инициативы, когда родители не хвалят его за работу.

Принуждение. Взрослые заставляют выполнять домашние дела в грубом тоне.

Наказание домашними делами. Помощь используется в качестве наказаний. Получил плохую оценку — моешь квартиру!

Как привлечь ребенка к уборке?

  1. Добровольный выбор;

Следует показать ребенку список домашних дел, чтобы он сам смог сделать выбор. Например, ребенок выбрал следующие задания: пропылесосить комнату, полить цветы или  помыть посуду; Следует обучить ребенка этим заданиям

Важно учитывать не только индивидуальные предпочтения, но и возрастные особенности ребенка; В три-четыре года ребенок может помочь с маленькими домашними делами, например, отнести предмет на место; Дети постарше могут пылесосить и вытирать тарелки, а также поливать цветы (шесть-семь лет); Дети младшего школьного возраста могут выполнять задания посложнее – мыть посуду, пол, гладить одежду

  1. Интерес;

Ребенку должно быть интересно заниматься домашними делами. Не потому, что он, выполнив их, например, получит за это деньги. Такой способ не стоит практиковать. Он не эффективный и очень быстро воспитывает эгоизм в детях;

Попробуйте превратить уборку в своеобразную игру. Приучение к любой обязанности всегда будет проходить 4 стадии:

  • Вы делаете это дело сами, вместо ребенка;
  • Вы делаете это вместе с ребенком, показываете как правильно мыть посуду или поливать цветы;
  • Ребенок делает дело, а вы корректируете, мягко указывая на моменты, которые можно сделать лучше;
  • Ребенок выполняет задание самостоятельно, без вашего контроля.

Любое домашнее дело должно пройти все эти стадии обучения. Если вы дошли до второй стадии и затем перепоручили дело ребенку, не контролируя, то можете получить грязную посуду или залитые растения.

Контроль должен быть всегда на первом этапе, пока вы не убедитесь, что ребенок все понял и может успешно делать дело самостоятельно.

Мы в своей семье иногда пробовали такой способ: каждому домашнему делу начисляются определённые баллы. В конце недели идет общий подсчет и на эти балы можно получить бонус: игру на телефоне, прогулка в парк, билеты в кино (кстати, узнайте из статьи о том, как правильно гулять с ребенком>>>

Но такой способ хорошо работает короткий период, а вот для постоянного приучения к домашним обязанностям не очень подходит.

  1. Поощрение;

Как было указано выше, использование денег – это неверный способ.

  • Поощрять ребенка нужно добрыми словами, объятиями, совместными играми или прогулками;
  • Иногда можно подарить и новую игрушку или желанный подарок;
  • Но не следует ставить условия: «Уберешься в доме – купим тебе игрушку»; следует покупать обновки, подарив их ненавязчивым способом, словно вы решили сделать подарок без повода: за то, что у них растет такой замечательный помощник;
  • Не следует делать поощрение привычным для ребенка делом. Лучше пусть будет приятным сюрпризом.
  1. Не нагружать слишком сильно;
  • Дети тоже устают в садике и школе. У них есть домашнее задание, свои заботы, им хочется поиграть и отдохнуть. Не стоит навязывать детям уборку, заставлять их прибрать вещи, если родители понимают, что малыш сильно устает;
  • Можно дать ребенку несложное домашнее дело. Вряд ли у ребенка с горой домашнего задания будут силы на глажку такой же горы белья;

Приучение к домашним обязанностям – это не дело одного дня. Будут у вас и откаты назад, а где-то будет радость, что ребенок сам подходит и говорит: «Мама, давай я тебе помогу!». Читайте интересную статью по теме: Как развить самостоятельность у ребенка?>>>.

Настраивайтесь на долгий труд, но и результат будет хорошим – ребенок, который во взрослой жизни не впадет в стресс от того, что нужно самостоятельно выполнять столько дел.

  • Почему ребенок не слушается?
  • Ребенок боится темноты
  • Ребенок боится чужих людей

Могут ли исключить ребёнка из школы за плохое поведение

В пункте 2 части 2 статьи 61 федерального закона «Об образовании» сказано, что отчисление может быть дисциплинарной мерой взыскания, но только с 15 лет. 

За что именно могут отчислить 

За нарушение устава школы и других внутренних правил (например, распоряжений завуча или директора). 

При этом отчисление применяется, если:

  • ребёнок неоднократно нарушал дисциплину,
  • другие меры (замечания, выговоры) не дали результата,
  • учащийся нарушает права других учеников и работников школы,
  • действия нарушителя мешают работе школы, 
  • ученик не выполняет учебный план — например, долго не посещает школу без уважительной причины.

Как происходит отчисление

Решение принимает школа, но учитывает мнение родителей. Также нужно согласие Комиссии по делам несовершеннолетних. 

Директор отчисляет ученика и информирует об этом родителей в течение трёх учебных дней. Распоряжение директора можно обжаловать в Комиссии по урегулированию споров между участниками образовательных отношений. Если это не помогло, можно обратиться в суд. 

В течение года со дня отчисления директор школы может изменить решение по просьбе ребёнка или его родителей. Если за этот год к ребёнку не применят новые дисциплинарные меры, он сможет вернуться в школу.

5 способов от детского психолога приучить ребёнка помогать по дому и 5 ошибок родителей

Некоторые сегодняшние мамы и папы убеждены, что домашние обязанности лишают любимое чадо счастливого детства, поэтому сами потихоньку складывают раскиданные игрушки, вещи, книги, даже не задумываясь над тем, как приучить ребёнка помогать по дому. И всё же подобный подход в корне неверен. Домашние хлопоты приносят большую пользу не только родителям, но и самим детям. Ребятишки в раннем возрасте, помогая взрослым, ощущают себя полноценными членами семьи, гордятся собственными возможностями, учатся работать в команде.

Осталось разобраться, с какого возраста приучать ребёнка к труду, стоит ли заставлять детей работать или лучше использовать маленькие хитрости, чтобы не превратить обязанности в ежедневную каторгу.

Не приучить, а позволить научиться

– Приучить ребенка к выполнению каких-то домашних обязанностей (протереть пыль, пропылесосить, помыть пол или еще что-то) нетравмирующим способом не получится. Ребенок учится сам, глядя на своих родителей. То есть если для взрослых важен порядок в доме и они его регулярно поддерживают, то и ребенок, как правило, старается делать так же. Если же убирается, к примеру, только мама, а папе все равно, то ребенок может следовать папиной модели.

В возрасте около двух лет малыши активно повторяют все, что делают родители. В это время они с удовольствием вместе с мамой моют посуду, стоя на табуретке, протирают пол маленькой тряпочкой, отбирают веник или пылесос. А спустя время, когда период повторения перерастает в период «Я сам!», родители учатся устанавливать границы и правила. Их задача в это время – рассказать ребенку, что и как нужно делать, и доверять малышу в его попытках сделать что-то самостоятельно.

В таком ключе приучать ребенка к выполнению работы по дому не приходится – он учится сам, повторяя за родителями и чувствуя их поддержку.

Чего может испугаться ребёнок?

Маленькие дети слишком эмоциональны и порой чрезмерно сильно реагируют на любые изменения, происходящие в окружающей среде. Это обусловлено преобладанием возбуждающих процессов в коре головного мозга над тормозными. Поэтому даже незначительный внешний раздражитель может спровоцировать не только испуг у ребёнка, но и способен довести его до истерики, причины которой надолго зафиксируются в памяти.

Родители должны чётко знать ситуации, сопряжённые с появлением страха у малыша. Ведь кроху необходимо от них ограждать. В противном случае существует риск развития не только психологических проблем, но и вполне явных патологий нервной системы.

Причины испуга новорождённых и грудных детей

Многие молодые родители считают, что новорождённые не испытывают никаких эмоций и развиваются только на уровне инстинктов: «покушал-поспал-сходил в туалет». Учёными уже давно доказано, что это совершенно неправильная точка зрения. Ребёнок начинает познавать окружающий мир, ещё находясь в утробе матери. Малыш как бы считывает психологическое состояние женщины. Не зря же все пытаются ограждать беременных от неприятных новостей и ситуаций.

Поэтому такое явление, как испуг у ребёнка грудного возраста нельзя причислить к разряду слишком редких. Наоборот, смена комфортной среды на незнакомую, шумную и яркую вызывает страх, побороть который позволит внимательное отношение со стороны мамы и папы.

Спровоцировать негативную реакцию у малыша могут:

  • резкий громкий звук, мигающий свет (гром, молнии, возгласы в квартире или на улице, сигнализация, взрывы и т.п.);
  • падение;
  • пребывание долгое время в комнате без родителей;
  • жестокое обращение со стороны взрослых;
  • купание.

В принципе, любое новое действие или явление в этот период способно вызвать испуг у новорождённого

С крохотными детьми следует вести себя очень осторожно, чтобы не навредить неустоявшейся психике

Причины испуга детей дошкольного и младшего школьного возраста

По мере взросления в окружении ребёнка возникает ещё больше факторов, способных вызвать страх и испуг. Начиная с года, малыш всеми силами пытается изучить всё, что находится вблизи него. Происходит становление основных высших психических функций и нарушение этого процесса может сказаться в дальнейшем большими проблемами в интеллектуальной сфере. Родители в этот момент должны оберегать детей от различных отрицательных эмоций и помогать им развиваться в правильном русле.

Вызвать испуг у ребёнка дошкольного и младшего школьного возраста могут:

  • внезапный шум, особенно возникший во время сна;
  • агрессивное поведение крупных домашних животных или же просто их неудачная попытка поиграть;
  • неизвестные природные явления (молния, сильный ветер, град);
  • семейные конфликты, сопровождающиеся руганью и криками;
  • рукоприкладство со стороны матери или отца;
  • страшные фильмы, мультики, компьютерные игры, игрушки-монстры;
  • драки сверстников.

Как привлечь к помощи по дому подростков?

Переходный возраст ребенка – это всегда стресс для родителей, чадо хочет казаться взрослым и самостоятельным (вы не можете мной командовать!), просьбы помочь по дому воспринимаются как нечто крайне обременяющее.

Занимайтесь домашними делами вместе, параллельно общаясь. С маленькими детьми родители проводят много времени, играют, гуляют.

В подростковом возрасте у детей уже другие интересы, они больше времени проводят с друзьями. Пусть домашние дела станут тем, что будет регулярно объединять семью.

Не бойтесь попросить у подростка совета (как ты думаешь – чем можно отстирать это пятно?). Так вы покажете детям, что признаете их «взрослость», а не пытаетесь ее ограничить и подчеркнуть собственный авторитет.

Не забывайте, что у подростка могут быть планы, о которых вы не знаете. Вы рассчитывали, что сын или дочь помогут вам с уборкой к приезду гостей, а оказалось, что ребенок договорился идти в парк с друзьями. Старайтесь заранее сообщать детям, когда вам будет нужна их помощь.

Можно установить график уборки, чтобы ребенок отталкивался от него при планировании своих личных дел.

Как добиться ответственности от подростка?

Вот тут придется договариваться, но диалог нужно вести с учетом особенностей восприятия подростка.

  1. Избегайте явной или скрытой критики и упреков. Иначе подросток начнет защищаться, а не договариваться. Он будет доказывать себе и вам, что он хороший, может начать обвинять вас в чем-нибудь в ответ или замкнется – зависит от его характера. В общем, до цели так не дойдешь.
  2. Сойдите с пьедестала. Даже если вы искренне думаете, что ему надо стать более ответственным ради собственного будущего, не используйте это как аргумент. Ну, не будет он думать об отдаленной перспективе, когда у него другие проблемы перед носом. Лучше просто попросите и объясните, почему это надо вам. 
  3. Договоритесь о регулярных делах, которые идут по графику. Лучше всего “привязать” их к неизбежно регулярным задачам подростка. Например, делать покупки “по дороге со спорта”, а не “каждый четверг”. Подростки действительно легко забывают об обещаниях. Но не из вредности, а потому что их многие события выводят из себя – и память подводит.
  4. Не стоит платить подростку за выполнение обязанностей по дому. Иначе у него сформируется неадекватное представление о том, что такое работа, за которую платят деньги. А об отношениях в семье – и подавно.

Отношения с подростками – сложно. Сделать так, чтобы обязанности подростка в семье были понятны и выполнены – тоже непросто. Используйте свои знания о секретах мотивации подростков – и все постепенно получится.

Эмоциональная готовность ребенка

Даже если физически организм ребенка уже готов к пользованию унитазом, то не стоит недооценивать важность эмоциональной зрелости малыша в этом вопросе. Далеко не все дети могут мгновенно пересесть с маленького и привычного горшка на огромный и, возможно, даже пугающий их унитаз

Далеко не все дети могут мгновенно пересесть с маленького и привычного горшка на огромный и, возможно, даже пугающий их унитаз.

Для начала необходимо донести до ребенка, что он уже вырос и теперь может пользоваться унитазом, как все взрослые люди.

Однако если на все доводы и уговоры родителей малыш отвечает отрицательно, не стоит заставлять его, поскольку это может спровоцировать серьезные проблемы вплоть до нарушения пищеварения и запоров.

Лучше дождаться, пока ребенок сам заявит о своем желании справлять нужду в унитаз.

8 Дайте ребенку понять, что дело выполнить необходимо

Заразить ребенка энтузиазмом несложно. Но ежедневная помощь по дому и обязанности уже не так привлекательны и требуют затрат энергии. Ребенок обычно ищет пути отлынивать от работы. Здесь важна ваша настойчивость.

Нормально, если требования вы повторите не один и не два раза, а десять раз. Не делайте за ребенка работу, которую ему поручили. Если ребенка постоянно обслуживают родители, ему будет очень трудно перестроиться, когда потребуется проявить самостоятельность.

Превратитесь в зануду, разбудите, если надо и среди ночи («Извини, что бужу тебя среди ночи, но на кухне осталась не помытая посуда»). Будьте вежливы, не кричите. Так вы останетесь в поле вашей правоты, и ребенку нечем будет манипулировать и не на что злиться. Если обязанность ребенку четко определена, то должно быть такое же четкое понимание, что кроме него никто работу не выполнит. Точно так же, как с выполнением домашних заданий.

Упражняться в остроумии

Порой стычка с другими детьми все же неизбежна, но и в этом случае не нужно сразу обнажать кулаки. Драка – это не путь решения проблем, а только боль, возможно даже больница, осуждение и разборки с родителями другого ребенка.

Ответ остроумным словом против агрессии

Противника, тем более, совсем юного, легко обезоружить всего лишь острым словом. Обидчик может сам попасть в свою ловушку и показаться настолько нелепым, что сразу отобьет у него желание продолжать нападать.

Спасение в этом случае – умение малыша найти нужные слова. А для этого с малышом надо упражняться оценивать различные жизненные ситуации с юмором.

Как помочь ребенку пережить развод родителей

Многое зависит от возраста детей. Так, в младенческом и раннем возрасте самое главное – это сохранить традиционный режим, к которому привык малыш. Для дошкольников расставание родителей – настоящий удар, поскольку они не понимают причины и последствия этой ситуации. Нужно окружить ребёнка любовью, но при этом не забывать про сохранение режима. С подростками же стоит разговаривать на равных, чтобы они не боялись делиться мыслями и переживаниями.

Что рекомендуют психологи?

  1. По возможности сохраняйте уважительные отношения со свой второй, уже бывшей половинкой. Между вами есть общее – и это ребёнок.
  2. Не позволяйте другим родственникам втягивать малыша или подростка в ваши семейные разборки с супругом.
  3. Обговаривайте с бывшим супругом режим встреч с ребёнком. Допустим, отец встречается с сыном по выходным и в определённые будни дни.
  4. Договоритесь об едином стиле воспитания. То, что запрещает мама, не должен разрешать отец. И наоборот.
  5. Не обсуждайте бывшего супруга, особенно в уничижительном тоне, ни с кем в присутствии ребёнка. Это табу.
  6. Обязательно объясните ребёнку, что он не виноват. Донесите до него простую мысль: развод родителей – это итог недопонимания между мамой и папой.
  7. Разрешите детям злиться, плакать, печалиться. Ребёнок может по-своему отреагировать на новость о разводе. И это вполне естественно! Гораздо хуже, если он замкнётся в себе.
  8. Расскажите, что поменяется, а что останется прежним. Ребёнку будет полезно узнать о будущих переменах, чтобы успеть морально подготовиться к ним.

При всём желании окружить ребёнка заботой не нужно целиком и полностью сосредотачиваться на детской жизни. Не забывайте и о собственной: общайтесь с друзьями, родственниками, посещайте театры, рестораны, знакомьтесь с новыми людьми. Ваша жизнь продолжается и может заиграть новыми красками.

Что может отсрочить приучение к туалету

Основные факторы, которые могут отсрочить приучение ребенка к туалету:

  • боязнь высоты унитаза;
  • страх упасть в «дырку»;
  • одиночество;
  • шум воды во время слива.

Проблема с высотой унитаза решается при помощи подставки под ноги.

Со страхом упасть в унитаз надо бороться постепенно. Ребенок должен убедиться в прочности подставки, сидения, а также перил, если они имеются. Возможно, доказывать прочность конструкции придется множество раз, пока малыш не привыкнет.

Чтобы малыш не чувствовал себя одиноко, на первых порах родители не оставляют его в туалете одного, позже разрешают справлять нужду с открытой дверью, а затем общаются с ребенком через закрытую дверь: рассказывают сказки или поют песни.

Привыкнуть к шуму воды во время слива ребенок также сможет не сразу. Можно брать ребенка на руки перед нажатием на кнопку, попутно радуясь и восхищаясь тому, как быстро вода смывает все ненужное детскому организму.

Другая проблема, с которой могут столкнуться родители, приучающие своих детей к унитазу, – внезапный и категорический отказ ребенка от посещения санузла и требование вернуть ему горшок без видимых на то причин. Такое случается из-за того, что на процессе обучения акцентируется слишком много внимания. Ни в коем случае не следует ругать малыша. Все, что ему нужно, – немного больше времени.

Приучить ребенка к унитазу сложно, но можно, если запастись терпением. Главное – не давить на малыша, поскольку любое давление встретит сопротивление. Лучшие помощники в этом деле – понимание, любовь и забота.

Неряшливый ребенок: причины

Далеко не все дети младшего и среднего возраста разделяют и понимают заботы родителей о чистоте и порядке. По мнению американского психолога А. Фромма, для этого есть несколько причин :

  • Детей гораздо меньше волнует, как они выглядят в глазах окружающих.
  • Грязь и неопрятность не отталкивают детей так, как взрослых. Они еще не привыкли расценивать эти личные качества человека как нечто плохое.
  • У детей правила гигиены и опрятного внешнего вида еще не превратились в привычку.
  • Соблюдение многих правил гигиены детьми воспринимается как скучное занятие.

Проблема неряшливости актуальна не только для школьников 7-8 лет, которые еще учатся быть чистоплотными. Даже в подростковом возрасте некоторые дети остаются неаккуратными, совершенно не желают следить за собой. Можно выделить ряд причин такого поведения:

  • чрезмерная опека родителями ребенка и выполнение за него всех обязанностей,
  • отсутствие положительного примера родителей,
  • лень ребенка,
  • несформированный режим дня у ребенка,
  • ненадлежащие санитарно-гигиенические условия в доме,
  • депрессия,
  • утрата близкого человека,
  •  характерная черта личности,
  • употребление наркотиков и алкоголя.

Если неряшливость и несоблюдение элементарных правил гигиены уже превратились в привычки, можно предложить ребенку пройти программу модификации поведения по технологии 7Spsy. Освоив новую модель поведения, ребенок поймет, что аккуратность и опрятность — это полезные качества, которые помогают комфортно общаться с окружающими, грамотно организовать свое личное пространство и избежать многочисленных конфликтов в семье.

Как устроено внимание

Прежде чем начать разговор о том, как бороться с невнимательностью ребёнка в школе, необходимо разобраться, что такое внимание и как оно работает. 

Внимание — это способность мозга фокусироваться на значимом. 

Каждую минуту наш мозг получает десятки тысяч сигналов: тексты, звуки, запахи, цвета, внутренние ощущения тела. Если бы мы воспринимали их все сразу, то, скорее всего, сошли с ума

У сознания существует механизм, призванный фильтровать поступающую информацию и выделять то, что важно в данный момент, — это и есть внимание

Характеристики внимания

Внимание имеет множество характеристик, которые у каждого человека развиты в большей или меньшей степени. Начиная борьбу с невнимательностью ребёнка в школе, необходимо понаблюдать, как он выполняет домашние задания и ведёт себя в быту

Так вы сможете понять, развитию какого из перечисленных ниже качеств следует уделить больше внимания:

Концентрация — это умение сосредотачиваться на деле, вникать в проблему, видеть и анализировать свойства объектов. От концентрации напрямую зависит наблюдательность и собранность человека. Развитию концентрации помогают головоломки, лабиринты, задания на поиск различий и тому подобное. 

Устойчивость внимания — это способность поддерживать концентрацию в течение длительного времени и противостоять отвлекающим факторам. Дети с развитой устойчивостью внимания более усидчивы и способны доводить начатое дело до конца. Устойчивость внимания помогают развить пазлы, задачи-картинки с перепутанными линиями и подобные «медитативные» головоломки.

Объём внимания подобен оперативной памяти компьютера, он позволяет удерживать в зоне внимания большое количество данных. Чем сильнее развит этот навык, тем проще ребёнку работать с информацией — анализировать, сравнивать и обобщать. Чтобы увеличить его, тренируйте логическое мышление ребёнка. 

Распределение внимания отвечает за многозадачность: например, возможность одновременно слушать учителя, делать конспект урока и запоминать информацию. Натренировать это качество могут помочь развивающие компьютерные игры, в которых необходимо следить за несколькими объектами сразу.

Переключаемость внимания

От того, как быстро ребёнок может переносить внимание с одного объекта на другой и переходить от одного вида деятельности к другому, зависит его работоспособность в целом. Увеличить скорость переключения внимания помогают развивающие игры на время, задачи на поиск различий, компьютерные головоломки с поиском объектов и так далее.

<<Форма демодоступа>>

Краткие выводы

Приучение к труду – процесс не всегда простой. Возможно, у вас есть собственный вариант решения ситуации, но всё же полезно будет запомнить, что необходимо:

  • поддерживать детскую инициативу;
  • помогать ребёнку с возникающими трудностями, обучать, как нужно правильно выполнять то или иное действие;
  • не оплачивать выполнение домашних обязанностей;
  • всегда говорить «спасибо» за усилия;
  • не требовать, а просить или предлагать выполнить работу;
  • учитывать особенности и пристрастия ребёнка;
  • не наказывать трудом за проступки;
  • демонстрировать позитивный пример.

Чтобы ребёнок знал, как помочь маме, нужно начинать приучать его к выполнению домашних обязанностей с раннего возраста. В этом случае у вас не будет хлопот в дальнейшем с маленьким помощником. Ну и напоследок следует отметить, что желание всё делать самостоятельно (потому что так быстрее) может сыграть злую шутку в дальнейшем. Если вы не хотите в один прекрасный момент услышать грубый отказ от ребёнка на просьбу помочь, запаситесь терпением и трудитесь вместе с крохой.

И, если поначалу у него не всё будет получаться, то совсем скоро вы сможете доверять ему и более серьёзные дела. К всеобщей радости и пользе.

Краткие выводы

Приучение к труду – процесс не всегда простой. Возможно, у вас есть собственный вариант решения ситуации, но всё же полезно будет запомнить, что необходимо:

  • поддерживать детскую инициативу;
  • помогать ребёнку с возникающими трудностями, обучать, как нужно правильно выполнять то или иное действие;
  • не оплачивать выполнение домашних обязанностей;
  • всегда говорить «спасибо» за усилия;
  • не требовать, а просить или предлагать выполнить работу;
  • учитывать особенности и пристрастия ребёнка;
  • не наказывать трудом за проступки;
  • демонстрировать позитивный пример.

Чтобы ребёнок знал, как помочь маме, нужно начинать приучать его к выполнению домашних обязанностей с раннего возраста. В этом случае у вас не будет хлопот в дальнейшем с маленьким помощником. Ну и напоследок следует отметить, что желание всё делать самостоятельно (потому что так быстрее) может сыграть злую шутку в дальнейшем. Если вы не хотите в один прекрасный момент услышать грубый отказ от ребёнка на просьбу помочь, запаситесь терпением и трудитесь вместе с крохой.

И, если поначалу у него не всё будет получаться, то совсем скоро вы сможете доверять ему и более серьёзные дела. К всеобщей радости и пользе.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий