Почему ребенок может капризничать, причины и что делать, советы психологов

«Кастрюлька со злостью»

Отличный способ «переварить» детскую злость и агрессию — терапевтические рассказы. Ирина Млодик предлагает рассказать ребенку, что у каждого есть кастрюлька, куда он складывает все непрожитые чувства: обиды, злость, раздражение. День за днем кастрюлька заполняется и заполняется, пока не достигнет предела. В один прекрасный день, от одной единственной капли, кастрюлька переливается. И на того, кому не посчастливилось добавить эту самую последнюю каплю, обрушивают все обиды, раздражения, вся злость, которая адресована вовсе не ему. Но еще хуже, когда кастрюлька закрыта очень плотно: тогда ее содержимое начинает поглощать ее саму.

Разыграйте перед ребенком спектакль с кастрюлькой и комочками бумаги, чтобы он увидел все наглядно и почувствовал.

«„Пора браться за очистку кастрюли!“ — говорю я ребятам. И мы начинаем со страшными воплями кидать в стенку какой-нибудь матерчатый мячик или мягкую игрушку, вспоминая всех тех, кто нас обидел, или колотим кулаками по мягкой подушке. Чем тише и послушнее ребенок, тем с большим чувством и силой он это делает, при условии, что его удается уговорить на это мероприятие. Особенно воспитанные соглашаются не сразу, но потом останавливаются, только совершенно обессилев».

Так Ирина Млодик работает с маленькими посетителями. И нам есть чему поучиться.

Самое главное, дорогие родители, не забывайте, что ребенок берет с вас пример. Учитесь понимать и контролировать свои чувства, и тогда, возможно, даже не придется учить этой науке ребенка. Он сам все поймет, просто следуя вашему примеру.

Удачи вам! Злитесь на здоровье, но с пользой для себя и окружающих.

Пора действовать?

Родителям необходимо понять, что наступил тот момент, когда очень важно предоставить ребенку больше самостоятельности. Необходимо почувствовать, что пришла пора делать что-то не для малыша, а вместе с ним

На протяжении первого полугодия второго года жизни можно учить его пользоваться ложкой, есть суп с хлебом, пить из чашки, снимать шапочку, колготки, а в дальнейшем и одеваться, самостоятельно умываться и т.п. Если этот этап будет пропущен, то позже, в 3-5 лет ребенок просто не захочет заниматься этими уже неинтересными для него вещами, тем более он привыкает, что мама одевает, умывает, кормит.

Нужно быть внимательным к первым проявлениям детской самостоятельности: ребенок тянется к ложке, чтобы есть самому, отбирает у мамы шапочку, чтобы одеть, пытается положить кубики один на другой, и очень недоволен, когда кто-то пытается помочь. Если родители с пониманием и терпением отнесутся к этим первым проявлениям активности ребенка, то со временем будут вознаграждены самостоятельностью малыша, уверенностью, жизнерадостностью.

Чем больше есть вещей, которые взрослые позволяют ребенку, тем более легко настаивать на запретах. А позаботившись о том, чтобы опасные предметы были недоступны для малыша, вы сможете спокойно позволить ему исследовать ваш дом – все ящики, ящички, нижние полки. И как знать, возможно, сегодняшняя игра сына или дочки с кастрюлей в будущем превратится в поварской талант. Конечно, не нужно поощрять любые желания ребенка. Запреты должны быть умные, четкие, однозначные и согласованные между всеми взрослыми членами семьи

Если запрещаете что-то, то в процессе этого внимание малыша нужно просто отвлечь на что-нибудь другое, а можно предложить умную альтернативу: запрещено писать на отцовских документах, но вот есть листочек – здесь это делать позволяется. Но никогда нельзя играть ножом (чтобы не пораниться) или ботинками (они грязные) или же дорогими вещами (альтернатива в виде старого сломанного будильника может обернуться завтра “разборкой” новых часов, ведь ребенок просто не осознает разницы, хотя уже очень хорошо умеет проводить аналогии: это – часы, если мне можно играть этими, то можно и всеми другими)

Если родители проявили достаточно такта, терпения и гибкости по отношению к малышу, то первый кризисный этап в его развитии завершится и наступит спокойное время. Конечно же, это ненадолго. Но пока ребенок становится опять послушен, спокоен. Причем, малыш уже стал самостоятельнее и взрослее, он может и умеет намного больше, чем раньше.

Ваш ребенок – это уже человек со своими желаниями, чувствами, эмоциями, просто он еще не умеет выразить их. И если вы уделите больше времени тому, чтобы попробовать понять малыша, то любой кризис пройдет быстрее, легче, и с меньшими эмоциональными потерями для обеих сторон.

1 Мама не дает достаточно любви и заботы

Не все матери могут дать ребенку столько любви и заботы, сколько ему требуется, не все матери способны распознавать сигналы ребенка и чутко на них реагировать. Мать может находиться в состоянии послеродовой депрессии, может переживать утрату, горе, иметь серьезное заболевание.

Так или иначе, ребенок «прилипала» не получает опыта надежных и безопасных отношений. У него нет уверенности в том, что мать в нужное время окажется рядом. У него нет опыта чуткого реагирования на его потребности. Не успел он напитаться и насытиться материнской любовью и заботой.

Поэтому он будет просить ее еще достаточно долго, даже в том возрасте, когда все сверстники уже давно становятся самостоятельными. Это как встать из-за стола. Гораздо проще это сделать, будучи сытым, чем голодным. Голодный человек будет сидеть за столом и ждать, что его покормят.

Для чего нужна злость

Действительно, если злость — это естественная эмоция. Если ее не нужно подавлять, что же делать, когда ребенок злится? Давайте разбираться.

Злость и гнев — нормальные защитные реакции человека. Они говорят нам, что что-то не так. У ребенка всегда в основе раздражение. Он устал, проголодался, хочет спать или намочил штанишки. Это реакция на нарушение личных границ, на дискомфорт или опасность. Без нее мы бы не заметили всех указанных факторов.

Злость нужна для самозащиты, отстаивания своих прав, она указывает, что какая-то очень важная потребность не была удовлетворена, она является огромным ресурсом в достижении цели, преодолении препятствий.

Поэтому важно научиться осознавать злость, выражать ее безопасно, социально приемлемо, кроме того, выносить пользу из этого очень полезного состояния души

5 Мама боится потерять смысл жизни

Здесь сложности будут испытывать те родители, которые в ребенке видят весь смысл своей жизни. Без ребенка жизнь была бы пустая. Да и вообще, ради чего еще можно жить, все только для детей — убеждены они.

Мама трехлетнего мальчика с любовью и гордостью говорит, что в нем весь смысл ее жизни, только с его появлением она зажила по-настоящему. И все бы ничего, только ребенок не отходит от мымы ни на шаг, любые ее отлучения даже на минуту заканчиваются слезами и криками. О причинах догадаться несложно. Как только ребенок начнет немного отходить от мамы, расти, обзаводиться своей собственной жизнью, она столкнется с пустотой. Смысл жизни будет потерян, ее мир рухнет.

Да, до какого-то времени ребенок становится центральным объектом внимания и заботы всей семьи. Например, на первом году жизни, когда он не может еще ничего сделать сам.

Но ребенок растет, становится все более самостоятельным. И вот в какой-то момент родители сталкиваются с тем, что уже не все их время и пространство занято ребенком. Теперь приходится снова посмотреть на свои отношения друг с другом, которые, вероятно, дали трещину; вернуться к своей профессии, которая никогда не приносила радости и удовлетворения; увидеть, что хобби и вовсе отсутствует, а среди друзей и знакомых одни предатели. Очень непросто столкнуться со всем этим «букетом».

Уж лучше заботиться о своем малыше, даже если ему уже стукнуло тридцать. Скорее всего ребенок таких родителей будет чересчур привязан к ним. И даже став взрослым, будет неспособен к самостоятельной жизни, а останется инфантильным.

Как преодолеть детские капризы

Детские капризы являются попыткой привлечь к себе внимание. Для ребенка в таком возрасте это не безобразие, требующее прекращения, а попытка сказать о том, что ему нужно внимание и понимание. Кроха пытается найти способ, с помощью которого сможет добиться от родителей того, чего хочет

Если у него это получится, то подобное поведение станет для ребенка нормой. Это не только слезы, но и крики, драка, дерганье и даже кусание. Допускать такого нельзя

Кроха пытается найти способ, с помощью которого сможет добиться от родителей того, чего хочет. Если у него это получится, то подобное поведение станет для ребенка нормой. Это не только слезы, но и крики, драка, дерганье и даже кусание. Допускать такого нельзя.

Родители должны показать малышу, что плохим поведением добиться он ничего не сможет. Только так можно добиться изменения поведения в лучшую сторону. Иногда полезно просто не обращать внимания. Если никто не будет пытаться успокоить ребенка, то и плакать ему будет не за чем. Если же вокруг него все вокруг будут сочувствовать и успокаивать, это станет причиной продолжать капризы.

Многие родители как можно больше пытаются успокоить и приласкать малыша. Но при чрезмерной ласке капризы могут развиться еще сильнее. Это не значит, что кроху не нужно успокаивать и обнимать никогда. Но это должно быть в меру

Важно показать ребенку, что вы не сможете быть рядом постоянно.
Важно, чтобы в самого раннего возраста у крохи были определенные запреты и ограничения, и он понимал, что это такое. В дальнейшем процесс воспитания будет происходить проще

А повзрослев, малыш станет более дисциплинированным.
Капризы у ребенка могут начинаться также из-за того, что он окружен слишком большим количеством внимания со стороны старших. Малышу необходимо дать возможность побыть самому. Он может играть с игрушками и развиваться сам в течение некоторого времени ежедневно. Когда вы отправляетесь на прогулку, дайте ему возможность пообщаться с другими детьми на площадке, пусть даже пока с помощью взглядов и жестов

Но и здесь важно соблюсти меру
Внимание от родителей и других взрослых малышу тоже необходимо.
В воспитании родители должны быть максимально последовательными. Иначе ребенку будет трудно адаптироваться к миру
Нужно договориться с другими родственниками, принимающими участие в воспитании, что линия поведения будет совпадать. Ребенок не поймет, если сегодня вы ему что-то разрешите, а завтра запретите.
Очень распространен вечерний каприз

Происходит это, когда пора ложиться спать. Ребенок еще полон сил, и не понимает, почему пора ложиться. Чтобы таких капризов было меньше, времяпровождение перед сном должно быть более спокойным. Например, почитайте крохе книжку

Ребенок не поймет, если сегодня вы ему что-то разрешите, а завтра запретите.
Очень распространен вечерний каприз. Происходит это, когда пора ложиться спать. Ребенок еще полон сил, и не понимает, почему пора ложиться. Чтобы таких капризов было меньше, времяпровождение перед сном должно быть более спокойным. Например, почитайте крохе книжку.

https://youtube.com/watch?v=y-5Pwpn5LDc

4 Мама боится одиночества

Очень многие мамы решают родить ребенка «для себя», чтобы «в старости было кому подать стакан воды», чтобы не остаться одной. Очень велика вероятность того, что взрослея, ребенок будет чувствовать бессознательное чувство вины каждый раз, когда уходит из дома погулять с друзьями, когда самостоятельно решает выбрать профессию, когда создает свою семью. Если ребенок рожден «для мамы», чтобы не оставить ее одну, он будет испытывать большие трудности в построении самостоятельной жизни.

Процесс отделения ребенка от родителей естественен и закономерен. По мере взросления отношения между родителями и ребенком трансформируются, дети строят свою жизнь.

Манипуляция родителями

Маленькие дети порой те еще хитрецы – многие из них используют собственные капризы, для того чтобы повлиять на решения взрослых. Будь то покупка новой игрушки или желание задержаться на детской площадке – немало родителей соглашается с ребенком, лишь бы он не плакал.

Конечно же, такой подход вреден, в первую очередь, для самого ребенка. Постоянно получая желаемое через слезы, малыш растет эгоистом, что в дальнейшем плохо скажется на взаимоотношениях с другими детьми. Родители должны ставить определенные рамки, не позволять ребенку манипулировать собой. Это позволит не только вырастить детей послушными, но и научить их договариваться со старшими, отстаивать свою позицию словами, а не слезами и истериками.

Советы родителям с капризными детьми

Важно правильно реагировать на любой каприз ребенка. Есть 10 секретов поведения родителей на капризы детей.

Никогда не надо раздражаться

Главное, как нельзя бороться с капризами ребенка, это кричать на малыша. Взросление – норма для ребенка, надо учиться постепенно давать все больше самостоятельности. Если нельзя запретить что-либо, то нужно контролировать его действия. Мягко направлять и подсказывать ребенку, чтобы уберечь от ошибок.

На 2-м году жизни необходимо приучать мыть руки, убирать игрушки, помогать старшим и др. Главное на этом этапе – следить за интонацией голоса. Учитесь владеть собой, когда вы будете повышать голос, ребенок будет вести себя так же.

Спокойно воспринимать переживания малыша

Когда малыш переживает, он сильно возбужден

Это может его напугать, поэтому важно, чтобы взрослый направил его внутреннюю энергию в нужное направление. Если ребенок долго не может успокоиться, ему нужно помочь.

Поддержка ребенка, взять его на руки

Иногда малыш просто хандрит, у него плохое настроение. Не стоит злиться и кричать, лучше погладить его по спинке, голове или обнять. Сказать, что все иногда плачут или грустят, что вы всегда будете рядом, и поможете ему во всем. Ребенку иногда не хватает внимания и нашей любви. Поэтому дети могут вырасти зажатыми, им трудно общаться.

Надо отвлечь ребенка

Иногда достаточно «переключить» детское внимание на активные действия. Например, можно достать его любимую игрушку, пригласить в игру прятки и пр. Если малыш еще плохо разговаривает, можно сесть с ним рядом или завернуть его в теплый плед, взять на руки, выйти на лоджию для свежего воздуха и пр.

Если малыш еще плохо разговаривает, можно сесть с ним рядом или завернуть его в теплый плед, взять на руки, выйти на лоджию для свежего воздуха и пр.

Иногда помогает умывание прохладной водой лица и шеи, поможет и душ с теплой водой. Можно приласкать малыша, посидеть рядом, а  не ругать. Когда малыш трет глазки, он  хочет спать, а сосет пальчик – кушать.

Не следует заставлять малыша подавлять эмоции

Если ребенок злится, что-нибудь бурчит под нос – это способ освобождения от негативной энергии. С 2 до 4 лет все дети быстро возбуждаются, сразу обиды. Не нужно, чтобы он копит все в себе. Подавлять эмоции тоже нельзя, малыш еще не умеет контролировать свои эмоции.

Ребенок тоже имеет право на собственное мнение, не нужно постоянно давить на него. Надо спокойно говорить и направлять будущего лидера.

Учитесь сопереживать ребенку

Убедите его, что все иногда грустят, это не слабость. Не следует отвергать эмоции ребенка и ругать. Надо спросить о проблеме, пусть расскажет. В это время лучше взять его за руку, такой жест всегда помогает – это воспринимается, как рука помощи взрослого человека. Можно позволить малышу плакать не больше 10 минут!

Теперь пришло время предложить пойти на улицу, предложить поиграть в активную игру. Главное, чтобы ребенок почувствовал, чтоб Вы его поняли.

Любите ребенка, какой он есть

Важно понять психологию и особенности детских капризов. Ребенок должен всегда знать и понимать, что его сильные эмоции не способны разрушить вашу любовь к нему. Детский сад и школа дают сильную усталость

Упреки или наказания не помогут, лишь подорвут доверие к вам. Снизится у ребенка самооценка, что тоже негативно скажется на общении. Одобрение старших – важный шаг в вашей дружбе и взаимопонимании. Уважение необходимо с двух сторон.

Детский сад и школа дают сильную усталость. Упреки или наказания не помогут, лишь подорвут доверие к вам. Снизится у ребенка самооценка, что тоже негативно скажется на общении. Одобрение старших – важный шаг в вашей дружбе и взаимопонимании. Уважение необходимо с двух сторон.

Коррекция поведения малыша

Если ребенок то плачет, то смеется – это хороший признак развития. Быстрые эмоции в детстве – нормальное проявление эмоций. Надо учить ребенка проявлять свои чувства не так бурно.

Как реагировать на детские капризы: терпение

Многие задаются извечным вопросом: «Что делать с непослушанием?» Представьте, что этот маленький ангел, который так улыбается, так мил и послушен, вдруг начинает бузить, капризничать, испытывать ваше терпение самым жестоким образом.

Грустно, что даже самые умные и образованные люди в периоды непослушания их детей считают, что это не общее правило, а просто им достался такой ребенок, с которым нет сладу.

Взрослые не всегда понимают, что ребенок постепенно и настойчиво осваивает свой внутренний мир, мир желаний и возможностей. Он вышел из колыбели, количество желаний резко возросло, появилась потребность в использовании своих возможностей.

Новые желания возникают на каждом шагу, и родители все чаще употребляют слова «нельзя», «нетрогай», «отойди». А ребенку трудно бороться со своими желаниями, все так ново и необычно, так хочется попробовать на вкус, потрогать, завладеть.

Но родители готовы все сломать: и характер, и природу. Им все нипочем: шлепнули, поставили в угол, дернули, накричали, пригрози множеством «а то»:

  • А то мама уйдет.
  • А то больше тебя с собой не возьму.
  • А то смотри мне.
  • А то волку отдам.

В результате ребенок ищет оружие против нас. Сначала плач, он пользовался им бессовестно, вымогал уступки, он чувствовал и знал, что родители боятся плача.

Затем этот способ перестал действовать. И что малыш? Он не отступает, вырабатывает более изощренные методы: капризы, дерзость, настырность и особенно хитрость. Дорогие родители, заметьте, как умело нами воспитывается хитрость.

Родители думают, что учат слову «нельзя», а на самом деле учат хитрости: «Нельзя, чтобы мама знала, видела».

Как же реагировать на детские капризы, и что нужно в эти периоды непослушания ребенку от взрослых? Немножко внимания и много, много терпения.

Вспомните, как ведет себя малыш — отвлеклась мама на секунду, а он тут же что-нибудь натворил: «не забывай я рядом, я здесь». Родители устают от общения с детьми не потому, что они надоедливы, а потому, что общение идет не полностью, наполовину.

Читаем сказку, а сами думаем о несваренном обеде, играем и не можем дождаться, когда закончится время игры. Постоянно то с ребенком, то со своими проблемами, постоянно отвлекаемся и пытаемся сосредоточиться.

У детей море энергии, необходимо давать волю игре, физической нагрузке, иначе покоя вам не будет. Покой взрослых — замри, покой детей — движение.

У ребенка нескончаемый запас физической энергии, но он гораздо быстрее устает эмоционально. Он устает не телом, а душой, и начинает капризничать, поступать наперекор, все разрушать.

В эти периоды непослушания ослабевает связь с родителями, он становится агрессивным, возбудимым. Капризы и агрессия следуют один за другим, одна просьба за другой, требования и натиск, ребенок вымогает, выбивает то, что ему необходимо.

Взрослые сначала держатся стойко, но в дальнейшем оборона ослабевает и заканчивается: «На, только не плачь, только отстань».

Если же у вас не хватает силы характера отказать ребенку в его просьбе, будьте хотя бы настолько прозорливы и добры, чтобы сразу согласиться, а не давать ему упражняться в вымогательстве.

Известно, что японцы самые дисциплинированные люди, как в работе, так и в семейных отношениях. Парадокс состоит в том, что индекс послушания у них самый высокий и составляет 60-80 %, тогда как в других странах — 27-30 %. Дети видят вокруг себя очень дисциплинированных взрослых. Вырастая, дети входят в их круг и также начинают ценить дисциплину.

Большинство родителей дергают детей потому, что сами недостаточно дисциплинированны. Чем слабее собственный пример, тем сильнее педагогические меры и тем они бессильнее. Пример заменяется суровыми педагогическими мерами, что в принципе неприемлемо и невозможно.

Если родителям не хватает характера и терпения, если легче сломать отношения с ребенком, чем понять его, то, что с ним станет, когда он вырастет и выйдет в самостоятельную жизнь?

Почему возникают капризы

Конечно, решать, как и в какой мере реагировать на некорректное поведение чада, должны в первую очередь его родители. Но при этом очень капризный ребенок может создать напряжение в общественном месте, испортив настроение окружающим и даже нанести вред себе самому. Поэтому стоит выяснить причины, по которым возникает такая истерика.

Если малыш слишком избалованный, постоянно капризничает и закатывает истерику, то причиной такого поведения могут стать следующие факторы:

  • Проблемы со здоровьем.
  • Нахождение в постоянном стрессе или сильное переутомление. Часто это происходит, когда малыш хочет спать.
  • Плохое воспитание. Иногда истерики возникают потому, что маленький тиран привык таким образом добиваться всего желаемого.

Родители должны понимать, что потакая необоснованным капризам своего чада, они только закрепляют в его сознании уверенность в правильности своего поведения. Поэтому им стоит набраться терпения и некоторое время не реагировать на истерики. Через неделю или месяц малыш начнет понимать, что он таким способом он не сможет добиться желаемого. Мальчик или девочка может кричать, топать ногами, но поступать придется определенным способом. Конечно, эта тактика сработает, если ее будут поддерживать все остальные члены семьи.

Развитие ребенка идет поэтапно, и переход от одного из них к другому связан с психологическим кризисом. Это время сложное как для взрослых, так и для самих детей. У большинства из них этот период связан с повышенной эмоциональностью, плаксивостью и необоснованными истериками. Следует рассмотреть некоторые этапы взросления и их особенности.

Возраст от двух до трех лет

На этом этапе малыш начинает осознавать свою индивидуальность и стремится показать окружающим, что он личность. Во многом, именно с этим связаны капризы ребенка в 2 года. Как бороться с ними, если малыш не реагирует на просьбы и при этом делает все не так, как того требуют взрослые? Ответ на этот вопрос неоднозначен. Нельзя не учитывать желание ребенка самоутвердиться, но оно сталкивается с ограничением возможностей их эмоционального выражения. В результате малыш не может выразить свои желания словами и это приводит к неадекватной реакции на действия взрослых.

С шести до семи лет

В этом возрасте дети считают себя практически взрослыми. Они самостоятельны и готовы к общению. Все это совпадает со сменой садовского коллектива на школьный. Но на их психику давит постоянный контроль со стороны взрослых, и это выливается в протестные истерики. Больше всего таких срывов бывает у малышей, которые в самом юном возрасте с успехом пользовались таким инструментом давления на взрослых.

С каждым человеком — особые отношения

Надо понимать, что с каждым взрослым, который к ребенку имеет тесное жизненное отношение, у него будет своя линия поведения, «выделенная линия общения».

Своя «выделенная линия общения» у ребенка должна быть с тетей, бабушкой, с няней. Если ребенок совершенно другим голосом и с другими интонациями говорит с бабушкой и, возможно, командует и даже манипулирует ею, то он ведет себя так потому, что для бабушки это нормально, она это разрешает. У них развивается своя, вполне гармоничная история. Это особенные отношения, которые отличаются от отношений с мамой и развиваются по другим законам. В них ребенок другой. Ведь и взрослый человек в отношениях с каждым из своих близких проявляется по-разному.

Если родители в разводе, то с папой (если с ребенком осталась женщина) у малыша тоже сложатся свои особые отношения. Тут, конечно, все сложнее, не так спокойно и безопасно: маме будет непросто смириться с тем, что существует такая «выделенная линия».

Но в отношениях со старшими родственниками, в чьих добрых намерениях она не сомневается, вполне разумно позволить отдельный формат. «Выделенная линия» общения позже может сложиться с учителем, тренером. А потом ребенок также сформирует свою историю общения с друзьями.

Такие отношения не вызовут сложностей, если со стороны мамы не будет непонимания, ревности, диктата. Если дать ребенку разрешение быть другим и быть с другими на своей «выделенной линии», это всем пойдет только на пользу.

Почему все время капризничает ребенок трех-пяти лет?

В возрасте трех-пяти лет психика ребенка перестраивается, он больше понимает, глубже становятся эмоции, что часто приводит к конфликтам ребенка с окружающими и даже с самим собой. Покладистый и добрый ребенок вдруг внезапно становится агрессивным, если его заставляют подчиниться родительской воле, он не реагирует на запреты и пытается их оспорить.

Ребенок трех-пяти лет капризничает, если:

он привык к повышенной заботе о себе, и теперь ему недостает общения;
хочет привлечь к себе внимание или получить желаемое;
протестует против чрезмерной опеки и реагирует капризами на запреты;
пытается доказать свою самостоятельность и право на принятие решений;
конфликтует сам с собой (не выспался, устал, недисциплинирован и поэтому что-то не смог, не успел).

В этом возрасте родители часто удивляются, почему дети капризничают с мамой или другими близкими родственниками, а с посторонними людьми ведут себя миролюбиво и вежливо. Например, в детском саду ложатся спать в тихий час и хорошо едят, хотя дома их не заставишь без слез взять в руки ложку или пойти в кровать.

Во время кризисных периодов для детей особенно важна последовательность и дисциплина, которые часто соблюдаются в детском саду, но не выдерживаются дома. Исключив проблемы со здоровьем и установив границы в общении с ребенком, продумав режим дня и уверенно объясняя понятия «хорошо» и «плохо», вы вместе преодолеете кризисные периоды и переживете капризы ребенка.

Почему часто капризничает ребенок в возрасте года?

Возраст около года — период, когда ребенок уже умеет ходить, активно играть, взаимодействовать с окружающими, но еще не умеет хорошо говорить и в случае необходимости не может объяснить, что у него не так. Если ребенок сильно раздражителен и беспокоен, у него ухудшился аппетит и при этом нет температуры, кашля, насморка и других видимых проявлений болезни, возможно, у него болят ушки. Покажите ребенка врачу, который проведет осмотр и при необходимости назначит анализы, чтобы выяснить причину недомогания.

Многие мамы волнуются, почему ребенок капризничает вечером, ведь период колик давно прошел. Вечерние капризы в этом возрасте говорят об эмоциональном перевозбуждении. Накопленные за день впечатления и переживания не позволяют малышу расслабиться и спокойно уснуть. Особенно это касается гиперактивных и возбудимых детей, которые отказались от дневного сна.

Для решения проблемы вечерних капризов можно проконсультироваться с неврологом. В некоторых случаях детям назначаются успокоительные препараты.

Но всем без исключения капризничающим детям будут полезны следующие рекомендации:

  • прогулки на свежем воздухе перед сном;

  • проветривание помещения;

  • снижение физической активности и запрет на просмотр мультфильмов за несколько часов до сна;

  • спокойные игры, чтение книг;

  • при отсутствии аллергии — водные процедуры с добавлением в ванну морской соли, хвои, шишек хмеля, отвара ромашки, мяты, череды;

  • употребление после консультации с педиатром травяного успокоительного чая из ромашки, пустырника, фенхеля, мяты (можно купить в аптеке готовый сбор).

Запомнить родителям

1 Ребенок — это самостоятельный человек, личность, о котором вам нужно позаботиться пока он беспомощный и которого нужно отпустить, когда он будет к этому готов.

2 Что делать, если ребенок «прилипала»? Убедитесь, что кроме ребенка у вас есть и другие смыслы жизни: любимая работа, теплые супружеские отношения, время для друзей и близких, интересное хобби. Ребенок должен быть дополнением к вашей жизни, а не заменой всего.

3 Позаботьтесь о себе. Да, у вас маленький ребенок, и с ним сложно

Но и вам важно отдыхать, находить хоть пять минут в день для себя. Не стесняйтесь просить о поддержке и помощи

Заботясь о себе, вы заботитесь о ребенке. Только счастливая мама может вырастить счастливого ребенка.

Если вы видите, что многое из того, о чем говорится в этой статье, — про вас, не стесняйтесь обратиться за помощью к психологу или психотерапевту. Это не признак слабости, а показатель ответственности и осознанности.

И, да, предупреждайте ребенка, что вы уходите. Говорите ему, когда вы вернетесь. Даже если малышу всего один месяц.

Почему наступает кризис 5-го года у ребенка?

В 5 лет ребенка очень сильно одолевает одно желание – быть взрослым. Из этого желания и стремления вытекают все симптомы и причины кризиса:

  • Маленький человек умеет говорить, фантазировать, выражать свои чувства. На фоне этого у него просыпается стремление стать «большим», но это пока невозможно. Подражание взрослым, подслушивание, подглядывание за ними – это характерно для пятилетнего малыша. Происходит конфликт внутренних желаний и реальных возможностей. Ребенок разочарован, а потому зол, неуравновешен, агрессивен.
  • Происходит активное биологическое развитие коры головного мозга, что влияет на количество и качество эмоций. Пятилетний малыш учится выражать свои эмоции и контролировать их. И пока этим искусством он не владеет, взрослым нужно быть терпеливее.
  • Ребенок начинает понимать, что существуют гендерные различия между людьми. Он ощущает отличия полов и пытается себя осознать в этом контексте. Это приводит к замкнутости.
  • У пятилетнего ребенка проявляется способность фантазировать и формировать свое личное мнение о мире, жизни и окружающих людях. Начало осознания себя как личности приводит к тому, что ребенок не всегда может найти объяснение своим мыслям и чувствам, а потому вероятны капризы и истерики.
  • Просыпается стремление общаться с детьми, которые окружают малыша пяти лет. Интерес к сверстникам, любознательность и жажда обучения могут только усугубить кризис, потому что не всегда малыш получает то, что хочет.
  • Малыш знакомится с чувством одиночества, поскольку часто ему не с кем поделиться своими чувствами и эмоциями.

Родителям и близким малыша необходимо запастись выдержкой и создать для него комфортные условия жизни. Не стоит спешить записывать малыша к психологу, постарайтесь справиться с кризисом сами – посторонние люди только усугубят сложность непростого периода.

Кризис пяти лет у детей может начаться внезапно и точно так же закончиться. Продолжительность его зависит от индивидуальных особенностей ребенка: от нескольких недель до года. Процесс может происходить почти незаметно, а иногда видны сильные изменения психики и характера ребенка

Задача родителей в период кризиса – окружить малыша заботой, лаской, вниманием и любовью.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий