Пазлы для детей: играем и развиваемся

Коллеги, я отойду, мне надо собрать пазл

Вернёмся в наше время: люди снова теряют работу, сидят дома и не знают, что нового принесёт им завтрашний день. И снова собирают пазлы. 

Работая над пазлом, мы буквально из хаоса создаём порядок, которого нам очень не хватает в стрессовые периоды жизни — пишет профессор Тим Моррис в своём философском исследовании пазлов. Это чувство упорядочивания и контроля даёт нам прилив сил. На это же указывают и другие доступные научные работы, затрагивающие тему пазлов. Учёные предполагают, что пазлы помогают бороться со стрессом по двум причинам:

  • Непрерывный мыслительный процесс отвлекает мозг от факторов стресса. Невозможно одновременно собирать пазл и листать ленту в соцсетях или переживать о будущем — так ничего не выйдет. 
  • Ваше настроение улучшается благодаря тому, что вы постоянно продвигаетесь вперёд и видите свои достижения. 

На Red­dit можно найти истории множества людей, которые собирают пазлы. Вот что пишет Крис (35) о своём хобби: «Я ветеран войны в Ираке, у меня диагностированы ПТСР и тревожное расстройство, и я собираю тонны пазлов, чтобы расслабиться. У меня есть серьёзные проблемы со сном, но я достаточно быстро понял, что пазлы помогают заснуть без помощи лекарств. Так что теперь я собираю пазл почти каждый вечер. Они действительно помогают выбросить из головы тревоги дня, упорядочить хаос и немного успокоиться». 

Правда, о фрустрирующем эффекте пазла забывать тоже не надо, отмечает профессор Моррис. Это он про деталь, которая ну никуда не подходит. В таком состоянии можно проходить и пару дней. И лишь потом снова окинуть работу свежим взглядом и воскликнуть «А, так вот куда!»

Классификация пазлов

Детские пазлы выпускаются в расчете на детей разного возраста, для малышей — одни, для школьников — другие. Рассмотрим виды пазлов.

  • Для детей до года.
    Конечно, сам в этом возрасте малыш картинку не соберет. Но ему можно показывать и демонстрировать на крупных ярких пазлах, как их собирать. Будьте уверены, ребенка этот процесс обязательно заинтересует.
    Не годятся в этом возрасте картонные пазлы — они обязательно окажутся во рту ребенка. Больше подойдут наборы с моющимися деталями — из пластика или гладкой резины. Есть даже специальные коврики — пазлы, по которому ребенок может и ползать, и сидеть на нем, разбирать и пытаться собирать.

  • До полутора лет.
    Ребенок уже намного самостоятельнее и может начинать собирать пазлы сам. Для этого подойдут самые первые простые картинки, разрезанные на крупные детали. Желательно начинать с 2-3 деталей. В этом возрасте можно приобретать пазлы с персонажами мультфильмов — это наиболее актуальная тема для таких маленьких детей, а когда ребенок достигнет 3-4 лет, можно будет использовать алфавит и цифры.

  • До трех лет.
    Это период быстрого и активного развития ребенка. Развивается, в том числе, и мелкая моторика его пальчиков. Пазлы как нельзя лучше могут помочь в закреплении этой необходимой функции. Сами элементы пазлов в этот период уже становятся более мелкими, и количество деталей в наборе может достигать 24 штук. В этом возрасте лучше всего подойдут деревянные пазлы, имеющие рамку и картинку – подсказку в качестве подложки, на которой будет собираться пазл.

  • До шести лет.
    Дети детсадовского среднего возраста уже много что умеют, неплохо говорят, действуют самостоятельно. Поэтому задачу с пазлами можно уже существенно усложнить. Например, можно давать ребенку собирать картинку, не показывая образца, чтобы он сам сообразил, как должны располагаться детали. Так быстро формируется мышление ребенка, развивается мозг и напрягается воображение. В этот период можно использовать пазлы в наборах до 50 штук.

  • От шести и старше.
    Ребенок уже вполне самостоятельный, поэтому можно покупать для него уже довольно сложные наборы. А сюжеты подбирать в соответствии с хобби и интересами ребенка или использовать как познавательно – обучающий элемент, например, картины известных художников, достопримечательности, известные личности, исторические события и т.п. А также можно поэкспериментировать с формой пазла, например 3D пазл – шар. Помощь взрослого требуется уже только в крайних случаях.

Причина №6: получение удовлетворения от самостоятельно решенной задачи

На втором году жизни ребенок вступает в фазу стремления к самостоятельности и испытывает острую потребность проверить, что он умеет. Это этап знаменитого «Я умею», то есть время в жизни родителей, которое тренирует их терпение. Малыш хочет есть, умываться, одеваться сам — но не всегда это делает правильно. Затем он впадает в отчаяние и громко дает вам об этом знать своим криком, плачем. Главный трюк состоит в том, чтобы поставить перед ребенком задачи, которые будут для него достаточно сложными, но выполнимыми. Это хорошее время для складывания соответствующих возрасту головоломок и крупных пазлов. Малыш получит радость и удовлетворение от самостоятельного выполнения задания и с гордостью будет хвастаться успехами перед семьей. Первые пазлы могут состоять всего из 1 картинки — вставить ее на нужное место в книжке. Например, сказка «Колобок», где ребенок расставляет животных по своим местам.

Развивающее значение

В классификации детских развивающих занятий собирание пазлов стоит на самых верхних ступенях. Какие качества характера вырабатывает и какие навыки прививает сбор пазлов:

  • Аккуратность. Картинку надо собрать тщательно – чтобы совпадали все детали.
  • Терпение. Занятие требует выдержки. Но эта игра способна настолько заинтересовать малыша, что он может просидеть даже час или больше, пытаясь собрать картинку.
  • Усидчивость. Неотделима от терпения.
  • Идет развитие мелкой моторики.
  • Игра расширяет кругозор ребенка, его воображение, фантазию, прививает творческие навыки.
  • Развивается логическое мышление и абстрактное.
  • Ребенок учится смотреть вперед и строить в голове планы – каким будет его следующий шаг – то есть какой элемент пазлов будет следующим. Это помогает малышу учиться мыслить стратегически, заглядывая вперед.
  • Собирание пазлов, особенно без подсказки или с минимальными, взрослых, учит ребенка принимать самостоятельные решения.
  • Формируются понятия части и целого.

Куда деть собранные пазлы?

Собранные пазлы можно подарить

Пазл собран. Куда его теперь деть? Можно его уложить в коробку на продажу или обмен. А еще лучше оформить в красивую раму и повесить на стену. Для этого нужно склеить мозаику. Как это сделать?

Приложите пленку

  • Для начала стол застелите ненужным материалом, чтоб его не запачкать.
  • Склеивайте клеем либо самоклеящейся пленкой.
  • Клей залейте между деталей, он не мутнеет и не трескается, но работу больше разбирать нельзя.

Обрежьте по контуру

  • Пленку накладывайте с лицевой стороны и хорошо скрепите детали между собой.
  • Хорошая пленка не пузырится, если приклеилось неровно, можно отклеить и сделать заново.
  • Затем пазл приклейте к картону или фанере и вставьте в рамку.
  • Можно отдать в специальную багетную мастерскую для красивого оформления.

Повесьте картину из пазлов на стену

В заключение хочется отметить, что собирание пазлов, кажется несерьезным занятием. Конечно, увлечение требует усидчивости и упорства, а также свободного времени, и подойдет не каждому. Но если вы решили заняться этим хобби, развивать пространственное мышление, проводить вечера с семьей, украшать интерьер, то стоит изучить советы и подходы сборки пазлов, чтобы быстрее собирать и получать еще больше положительных эмоций от процесса. Удачи!

Причина №1: развитие пространственного воображения

Сопоставление маленьких отдельных элементов определенных форм с большим целым — отличная тренировка воображения и подведение к пониманию символов. Маленький ребенок знает, что такое яблоко. Сначала он только учится распознавать форму плода, а затем проверяет, можно ли адаптировать ее к конкретному контуру. Собирая пазлы, он узнает для себя, подойдут ли яблоко и груша к одному и тому же пустому месту в головоломке. Держа в руках 2 части одной головоломки анализирует, насколько они разные и чем похожи. Взрослым такие проблемы кажутся очевидными. Для маленького ребенка это всего лишь введение в наблюдение мира, наблюдение за различиями и сходствами, наблюдение за логическими последовательностями, указание на причину и следствие.

Найти место для пазла

Проблема: пазл занимает много места. Размер нашей карты — 116 на 85 см. Собирать на полу неудобно, а освободить стол надолго не получается. Если после сборки оставить пазл на месте, есть риск повредить или потерять детали: наступить, пролить чай или засосать в пылесос.

Решение: купить коврик для пазлов. В комплект входит прямоугольный коврик, надувной валик и 2-3 ремня. Для пазлов на 3000 деталей он обойдется в 3-4 тыс. рублей. Коврик сделан из ворсистой ткани, которая не дает деталям скользить. На нем удобно собирать пазлы даже на мягком диване. После сборки можно намотать коврик с пазлом на валик, закрепить ремнями и поставить в угол до следующего раза. С ковриком пазлы удобнее собирать и проще хранить.

ХужеЛучше
Собирать пазл на полу, ломая спину Хранить разобранный пазл на полу или на столе, занимая место и рискуя потерять деталиСобирать пазл на коврике, хранить в углу в свернутом виде

Как сделали мы. О ковриках мы с женой не знали. Это новички спрашивают Гуглю «как собирать пазл». Мы же решили, что все для сборки должно продаваться вместе с пазлом. Если не в комплекте, то в магазине. И обнаружили, что в комплекте с пазлом идет только сам пазл, а продавцы нас не понимают. Вариант с поездкой на строительный рынок за фанерой мы отмели — хотелось поскорее начать. Пришлось изобретать. Нам повезло — в магазине нашлись листы ватмана в половину нашего пазла. Мы склеили их скотчем, и получился самодельный коврик.

Пазл мы собираем на икеевском журнальном столике, а храним в углу комнаты под старым пледом. Столику и пледу это продлевает жизнь, но нам неудобно. Даже накрытый пазл покрывается пылью, а чтобы перенести его на столик, нужны двое. Иногда хочется пособирать, а переносить и чистить лень. Со временем мы приспособились, но удобнее не стало.

Стоит заранее придумать, где собирать и хранить пазл. Спине должно быть комфортно, а детали не должны разлетаться по комнате. Этого проще добиться с ковриком для пазлов, но если место позволяет, можно обойтись куском фанеры или картона. Если организовать сборку грамотно, неудобства не будут отвлекать от процесса.

Пожалейте спину — купите коврик

Чем полезны пазлы, и кому рекомендуется решать головоломку

Теперь, когда вы знаете, что такое пазл, из чего он состоит и что значит возрастное ограничение головоломки, давайте поговорим о пользе популярной игры. Решение логических задач необходимо для развития умственных способностей как детей, так и взрослых. Да-да, взрослым тоже необходимо поддерживать остроту своего ума:) Именно поэтому, если вы хотите активно развивать свой интеллект и повышать концентрацию внимания, лучшего инструмента и не придумаешь. Чем же еще полезны пазлы?

  • Развитие усидчивости и повышение концентрации внимания. Эту головоломку нельзя решить «кое-как». Для того, чтобы с ней справиться, необходима внимательность, ведь все фрагменты подходят друг к другу, как ключик к замку.
  • Пазлы развивают мелкую моторику рук у детей. Для взрослых это также своеобразная гимнастика для рук.
  • Развитие фантазии и воображения. Собирая изображение по кусочкам, ребенок не видит полную картинку, поэтому мозг дорисовывает недостающие части, подсказывая, какой фрагмент необходимо использовать.
  • Развитие логического мышления. Это означает, что при сборке пазлов необходимо учитывать их форму, изображение, последовательность и т.д. Ребенок или взрослый должны построить в голове настоящую стратегию.
  • Укрепление памяти. Решая головоломку, ребенок помнит общую картинку, которую необходимо собрать, и держит этот образ постоянно в голове. Кроме того, собирая пазлы повторно, малыш будет уже знать, где какой элемент использовать.
  • Снятие стресса и приятное времяпровождение. Согласитесь, так приятно после тяжелых трудовых будней собраться семьей за увлекательной игрой. Такое увлечение позволяет не только снять напряжение, но и сплотить близких еще больше.

Вы можете купить готовые пазлы в Интернете или магазинах детских товаров. Однако наша команда всегда за всестороннее развитие творчества и креативности. Мы предлагаем вам самим сделать пазлы из собственных фотографий. Все, что потребуется, — установить приложение для печати фото Mimigram, выбрать любимое фото и оправить заказ нам. И уже в ближайшее время вы получите увлекательную игру в подарочной коробочке.

Еще больше полезной информации о пазлах и другой креативной продукции можно найти на нашем сайте или в блоге.

Виды пазлов

Пазлы различаются:

1. По материалу изготовления:

  • картон;
  • дерево;
  • пластик;
  • вспененная резина;
  • поролон.

2. По количеству элементов – от двух до нескольких сотен;

3. По форме – плоские и объемные;

4. По специфике – обычные головоломки, коврики-пазлы, книги-пазлы и т.д.

Также головоломки различаются по размеру и месту, где их комфортно собирать. Картинку из крупных кубиков с фрагментами изображения удобно складывать на полу. К напольным относятся и пазлы для самых маленьких, состоящие из рамки и фигурного вкладыша. Картонные головоломки складывают на столе. Пазлы на магнитной подложке можно собрать на магнитной доске или холодильнике.

Причина №5: получение жизненного опыта

Классические пазлы, как и другие интересные настольные игры на запоминание — это те развлечения, которые действительно поддерживают развитие ребенка, в отличие от большинства электронных устройств. Согласно рекомендациям престижной Американской академии педиатрии, маленькие дети до 18 месяцев вообще не могут иметь контакт со смартфонами, планшетами, экранами компьютеров или телевизорами.

 Просмотр мигающих картинок, компьютерных игр, сказок нарушает развитие ребенка, способствует проблемам с сенсорной интеграцией, чрезмерно стимулирует зрение, препятствует регулированию эмоций.

После 18 месяцев контакт ребенка с электронными средствами массовой информации может быть только спорадическим (например, видео-беседа с бабушкой и дедушкой). Малыши должны получать удовольствие, познавая реальный мир, касаясь различных текстур, тренируя чувство равновесия и глубокие чувства, двигаясь, а не сидя перед экраном.

Польза для детей

Мелкая моторика. Складывая картинку из небольших кусочков, ребенок учится координировать движения. Развитие сенсорики, мелкой моторики помогает развиваться речевому центру, отделам мозга, которые в дальнейшем задействуются при чтении и письме. Игра в пазлы – профилактика дислексии и дисграфии.

Пространственное мышление, память, фантазия. Ребенок, собирая картинку, соотносит часть и целое. Полезно усложнять задание – давать малышу складывать пазл по памяти, чтобы он смотрел на исходное изображение только в случае крайнего затруднения.

Логика и комплексный подход. Определяя место фрагмента в общей картине, ребёнку приходится учитывать несколько факторов:

  • форму кусочка;
  • изображение на фрагменте;
  • на каком этапе находится работа – начальном, промежуточном или близится к концу.

Усидчивость и аккуратность. Используя пазлы, можно в игровой форме приучать малыша доводить начатую работу до конца. Головоломка удобна тем, что ребенок наглядно видит результаты своих усилий после каждого шага.

Самостоятельность. Освоив принцип сборки пазлов с помощью взрослых, малыши охотно продолжают действовать самостоятельно. Похвалы со стороны родителей стимулируют детей браться за решение более сложных задач.

Коммуникативные навыки. При сборке больших пазлов в компании друзей, с братом или сестрой, родителями или другими родственниками, ребенок учится работать в команде, координировать свои действия с действиями других людей.

Взаимопонимание с родителями. Успешное развитие малыша невозможно без плотного эмоционального контакта с родными людьми. Пазлы – совместный досуг, укрепляющий отношения внутри семьи.

Как легко собирать деревянный пазл?

Деревянные пазлы отличаются фигурной, необычной вырубкой, например, в виде животных, собирают их, ориентируясь на форму деталей. 3D-пазлы – уникальная объемная фигура, которую ребенок может собрать без клея, ножниц и др. Новичку лучше взять самую простую модель. Как легко собирать деревянный пазл?

  • Для работы нужны фанерные доски, воск, зубные палочки — все это есть в комплекте.
  • Сборка проводится по инструкции от производителя.
  • Следуйте всем этапам. Это просто. Детали складываются, склеиваются или скрепляются.

Пазлы отличаются приятным запахом, и экологичностью. Выбор разнообразен, можно собирать модели кораблей, домов, динозавров, раскрашивать или по инструкции, оживлять с помощью специального механизма.

Причина №4: развитие мелкой маторики рук

Двигательное развитие ребенка связано с двумя важными областями: крупной моторикой (это включает в себя общую физическую форму, способность ползать, сидеть, ходить, бегать, вращаться, лазать и любые действия, затрагивающие все тело ребенка) и мелкую моторику, т. е. умение точно управлять руками. Младенец сначала берет предметы рукой, затем пальцами и выпрямленным большим пальцем и со временем учится держать пинцет. Но это еще не все — вам также необходимо научиться координации глаз и руки, овладеть способностью передавать предметы из рук в руки и, со временем, способностью точно манипулировать удерживаемыми предметами. Некоторые из этих навыков необходимы для самообслуживания:

  • надевание и застегивание одежды;
  • шнуровка обуви;
  • прием пищи со столовыми приборами;
  • стирка вещей;
  • умывание;
  • чистка зубов.

Другие навыки нужны детям для введение в художественные работы: держание мелка, рисование красками, письмо ручкой, раскрашивание картинок.Хватание кусочков пазла и манипулирование ими так, чтобы они соответствовали частям большего целого, чудесным образом развивает ловкость рук. Благодаря таким играм в мозгу ребенка развиваются области, отвечающие за обработку тактильных раздражителей и управление движением пальцев. Вот почему пазлы так полезны для детей. Можно рекомендовать и взрослым и пожилым людям, которые восстанавливаются после перенесенных инсультов, инфарктов.

Как научить ребенка собирать пазлы?


Учим ребенка собирать пазлы

Обучать ребенка собирать пазлы можно уже с 2-2,5 лет.

  • Первыми пазлами могут стать крупные, картонные из двух деталей, ребенок учится находить по принципу ассоциаций: что кушает корова — травку, где живет рыбка — в аквариуме и т.д.
  • Предложите малышу собрать картинку из кубиков.
  • Главное — освоить принцип сцепления деталей и логическую связь.

С 3-х лет можно осваивать деревянные рамки-вкладыши и крупные пазлы, которые собирают на полу. Чуть старше — пазлы на рамке, где на картонной подложке нанесены подсказки, какую деталь куда класть. Затем берут самые простые, классические пазлы на 8, 12, 24 детали.

Ребенку предлагают пазлы по возрасту, от простого к сложному, не гонитесь за нормами, каждый ребенок развивается в своем темпе. Вот еще несколько советов:

  • Выбирайте картинки для сборки на любимые темы.
  • Главное, заинтересовать малыша и не утомлять.
  • Дети часто увлекаются, глядя на взрослого, покажите пример.
  • Хвалите, если у малыша получается собрать детали.
  • Делайте подсказки и расскажите, почему именно этот кусочек подходит сюда.
  • Со временем усложняйте задачу: добавляйте больше кубиков или деталей, и если в начале части не передвигаем, то потом их можно располагать хаотично.

Взрослый с каждой сборкой дает ребенку свободу действий, малыш сам найдет и расставит детали. Помогают взрослые, если есть затруднение в скреплении частей или ребенок не знает, с чего начать. Предложите ему сосредоточиться на сборке чего-то, например, одного персонажа, а потом перейти к другому.

Детей постарше можно учить на пазлах-рамках с картонной подложкой фирмы Larsen. Вместе с ребенком переверните все детали лицевой стороной. Рамку собирать не надо (она уже собрана производителем). Учите кроху сравнивать форму деталей и по выдавленным очертаниям на подложке, пусть он найдет подходящие элементы. Сборка классических пазлов начинается с создания рамки, нахождения углов и краев. Затем по картинке-образцу можно приступать к основной части.

Причина №2: развитие любопытства

Дети от природы интересуются миром. Они проверяют, что происходит, когда по мячу бьют ногой или ложка ударяется о крышку горшка. Они проверяют, можно ли схватить кошку за хвост и засунуть палец в глаз своей матери. Они хотят потрогать, понюхать, попробовать на вкус, попытаться залезть и прыгнуть. Все делают наши дети из любопытства. Вот только от памперсов отучить их сложно, но надо постепенно приучать к горшку.

Головоломки и пазлы подогревают этот интерес к миру, но особым образом. Они показывают ребенку, что существуют формы игры, которые имеют определенные правила. Они интересны, доставляют удовольствие и расширяют его знания. Это мягкое введение в более формальное обучение. Теперь ребенок тянется к пазлу и рад, что ему удалось хорошо сложить его элементы. В будущем мальчик и девочка может испытать такую ​​же радость, если хорошо решит математическую задачу. Значит, для успешной учебы в будущем, полезно складывать пазлы в детстве.

Из чего состоит пазл: кратко об изготовлении головоломок

Практически все знают, что такое пазлы, но для многих остается загадкой, как происходит процесс их изготовления. На первом этапе специалисты наносят выбранное изображение (это может быть фотография или картинка) на основу, для которой в большинстве случаев используется плотный картон. Печать осуществляется с помощью офсетного оборудования, позволяющего получить распечатки высокого качества. Следующим шагом является покрытие изображения лаком, который придаст головоломке прочность и износостойкость. Последний этап — резка картинки на мелкие фрагменты с помощью штанцформ, специального оборудования, позволяющего разделить изображение на определенное количество элементов одного размера.

«Новая головоломка угрожает здравомыслию горожан»

Первые пазлы предположительно появились в Англии в 1760‑х годах. Тогда они были в основном географические, стоили дорого и были сделаны из красного дерева или кедра.

Головоломка «Европа, разделённая на свои королевства», созданная картографом Джоном Спилсбери в 1766 году. /Британская библиотека / Wiki­me­dia Commons

Пазлы прижились в европейских домах по нескольким причинам. Во-первых, собирая из кусочков карту мира, дети учились географии. За игрой они могли увидеть свою страну в окружении других держав, понять её место и роль. Во-вторых, вокруг пазлов собиралась вся семья: по заветам Руссо и Локка, главных блогеров и инфлюенсеров своих эпох, матери старались проводить больше времени с детьми — вспомним судьбы многих поэтов, которым няня была ближе родителей.

К концу XIX века пазлы перестали быть только детским увлечением. В мае 1908 года «Нью-Йорк Таймс» писала: «Новая головоломка угрожает здравомыслию горожан. Молодые и старые, богатые и бедные усердно трудятся, подгоняя друг к другу вырезанные картинки. Пасьянс забыт. Два священника, судья Верховного суда и известный финансист среди последних, кого мы потеряли в этой мании». 

Головоломка Джона Беттса «Верфь с кораблём на всех этапах», 1874 год. / Бодлианская библиотека / Оксфордский университет / Cre­ative Commons

А вот выдержки из дневника Николая II, всего за несколько дней до начала Февральской революции в России: 

В Америке к 1929 году американцы скупали 2 миллиона пазлов в неделю, а через четыре года — уже 10 миллионов. Сформировалась огромная индустрия больше чем на 200 компаний. На фабриках по производству пазлов работали преимущественно женщины. Считалось, что их маленькие руки лучше справляются с такой тонкой работой (хотя, возможно, настоящая причина была в том, что женский труд был дешевле). 

Наши статьи про историю

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий