Как сделать процесс уборки интересным для ребенка?

Почему ребенок не помогает маме и папе?

Вначале необходимо проанализировать причины, по которым дети не помогают:

Стиль жизни. Когда мама и папа сами не убирают за собой вещи в шкаф, оставляют на столе грязную посуду, их поведение не самым лучшим образом отражается на детях.

Дома грязно. Там, где не убрано и некомфортно малыш не хочет наводить порядок.

Отсутствие взаимопомощи

Поддерживать друг друга важно, причём нужно своим примером учить детей делать это. У членов семьи обязательно должны быть дела, которые они выполняют вместе.

Неравное распределение обязанностей

У папы и мамы совсем разное количество дел по дому. Мама делает всё, папа – ничего, ну или наоборот J. Тогда ребёнок думает: «наверняка правильно, что всё делает мама!»

Чувство вины или жалость. Мать и отец не осмеливаются привлекать свое дитя к работе, так как чувствуют себя виноватыми перед ним по каким-либо причинам, или просто жалко его, ведь он маленький, или услал.

Отсутствие одобрения. Дитя не проявляет инициативы, когда родители не хвалят его за работу.

Принуждение. Взрослые заставляют выполнять домашние дела в грубом тоне.

Наказание домашними делами. Помощь используется в качестве наказаний. Получил плохую оценку — моешь квартиру!

Почему дети должны помогать родителям по дому

Гиперопека со стороны родителей лишает малыша возможности оказать посильную помощь взрослым. Эта позиция в корне не верна. Если ребенок помогает по дому, значит он будет теснее взаимодействовать со взрослыми, быстрее освоит навыки самообслуживания, будет более уверен в своих действиях.

Отвечая за свой участок деятельности, дошкольник станет более ответственным, у него выработаются положительные привычки.

Помощь семье и окружающим людям станет для него не тяжелой обязанностью, а необходимой потребностью, что очень важно для личностного развития и для дальнейшего построения его положительных взаимоотношений в социуме

Ход занятия.

Организационный момент.

– Ребята, сейчас мы с вами будем трудиться, но сначала давайте подумаем, зачем надо делать уборку в группе. А может, пусть все валяется, ничего делать не будем и жить станем как … кто? (ответ детей : свиньи, поросята).

– Хотите вы жить как поросята? (ответ детей)

– А как вы думаете, кому-то нравится жить в грязи? (ответ детей)

– Кто может сказать, зачем же нужно делать уборку? (Чтобы было красиво, опрятно, всё лежало на своих местах, и легко было дышать).

Основная часть занятия.

– Правильно:

Чтобы пыль нам не глотать,

Чтоб легко было дышать,

Чтобы мусор не валялся

Вещи были на местах-

Работать надо не бояться,

Уборкой группы заниматься!

Чистота- залог здоровья. Необходимо содержать помещение в чистоте: подметать полы, вытирать пыль, выносить мусор, складывать вещи на свои места, мыть пол. Ребята, что нам понадобиться для уборки? (Веник, совок, мусорное ведро, тряпки, ведро, швабра)

– Как мы можем ещё назвать необходимые нам для уборки вещи? Все это можно назвать «Рабочий инвентарь». Повторите. А теперь отгадайте загадку:

Целый день танцор наш ловкий

Любит по полу плясать.

Где попляшет, где помашет –

Ни соринки не сыскать. (Веник).

– Что делают веником? (подметают пол).

– Что делают тряпкой? (Вытирают пыль, моют пол).

– Что нам нужно сделать в классе, чтобы была чистота и порядок?

(Ответы детей с помощью воспитателя: Собрать разбросанные игры и книги, положить их в тумбочку; убрать мусор со стола, протереть тумбочки, стол и полочки шкафа влажной и сухой тряпкой. Аккуратно застелить покрывала на диване и креслах. Свернуть палас и похлопать его. Подмести пол веником, собрать мусор с пола на совок и выкинуть его в мусорное ведро. Вымыть шваброй пол и постелить палас).

– Ребята, мы будем работать по плану:

1. Засучить рукава, чтобы не запачкать одежду.

2. Положить игры и книги на место.

3. Убрать мусор со стола.

4. Протереть тумбочки, стол и полочки шкафа влажной и сухой тряпкой, чтобы не было пыли и грязи.

5. Застелить покрывала на диване и креслах.

6. Свернуть палас и похлопать его.

7. Подмести мусор веником, собрать его на совок и выбросить в мусорное ведро.

8. Вымыть шваброй пол.

9. Постелить палас.

10. Поставить рабочий инвентарь на место.

Физминутка:

Нужно взрослым помогать

Все в порядке содержать: Шагают на месте.

В группе мусор убирать,

Пыль повсюду вытирать.

Пол помыть, палас убрать

Про диван не забывать! Имитируют движения.

Слева – раз, справа – два. Разводят руки в стороны.

Потрудилась детвора. Хлопают в ладоши.

Слева – раз, справа – два. Разводят руки в стороны.

Вот какая чистота! Ходят по кругу.

Практическая часть занятия.

– А теперь приступим к уборке нашей группы. Будем работать все вместе, дружно. Что мы делаем сначала, чтобы не испачкаться? (Засучиваем рукава).

Протереть тумбочки и полочки шкафа влажной и сухой тряпкой.

….

Застелить покрывала на диване и креслах.

….

Свернуть половик и похлопать его.

….

Подмести мусор веником, собрать его на совок и выбросить в мусорное ведро.

….

Вымыть шваброй пол.

….

Постелить палас.

Поставить рабочий инвентарь на место.

Все воспитанники

(Дети выполняют работу под руководством воспитателя).

Комментарии педагога по ходу работы.

Сейчас проверим:

– Правильно ли застелили покрывало на диване?

– Насухо ли протёрт стол?

– Весь ли мусор собрали в ведро?

– Весь ли рабочий инвентарь поставили на место? и т. д.

Подведение итогов. Рефлексия.

– Дети, чем мы сегодня с вами занимались (ответ детей)

– Какой рабочий инвентарь мы использовали (ответ детей)

– Как вам кажется, мы навели ли порядок в группе? (ответ детей)

– Вам нравится находиться в чистом помещении? (ответ детей)

– Молодцы! Все потрудились очень хорошо. Наше занятие закончено. Я надеюсь, что когда вы приедете домой, вы тоже наведете порядок у себя дома, и вашим родителям будет приятно, что у них такие аккуратные и трудолюбивые дети.

Ребята, запомните: Нужно взрослым помогать

Дом в порядке содержать.

Находиться там приятно,

Где чисто, убрано, опрятно!

Что мешает ребенку приучиться к чистоте и порядку?

Посмотрим на основные помехи в приучении ребенка к желанному порядку.

1.     Контекст возраста и зрелости

Маме нужно задать себе вопрос: насколько мой ребенок готов убирать за собой и следить за своей чистотой?

Очевидно, что младенец никак не может за собой ухаживать.

Ребенок в 1 год может подставлять личико, чтобы мама вытерла его салфеткой. И убирает игрушки, следуя указаниям мамы.

К 2,5 годам у ребенка вырабатывается внутреннее желание быть опрятным. И это касается в первую очередь дел с горшком. Но и следить за своими грязными от краски или пластилина ручками ребенок уже тоже может. Убирать свои игрушки ребенок, как правило, не хочет, но в игре с мамой включается азарт, и ребенок справляется с задачей.

К 3,5- 4 годам ребенок может уже сам собирать игрушки, желая быть хорошим маминым ребенком, чтобы мама продолжала хвалить и любить.

С 6-7 лет ребенок способен думать о порядке, который от него требуется. И, наконец, следить за своей чистотой.

Самая главная мысль в контексте зрелости состоит в том, что ДО этого времени мы были ориентиром, гидом для ребенка по порядку и чистоте. Мы говорили, ребенок делал. Мы показывали как, а ребенок выполнял. А сейчас наступает время, когда он сам напоминает себе внутренним голосом: «Надо бы мне убрать. Надо бы мне помыть руки. Хорошо бы навести порядок у себя на столе».

С этих пор мама чаще замечает, что и без подсказки ребенок убрал за собой.

Помеха же состоит в том, что мама не учитывает контекста зрелости и может требовать от ребенка невозможного по возрасту самоконтроля, доводя его до слез. Получается, что мама раздражена тем, что у нее не выходит приучить ребенка к порядку, а ребенок не понимает, чего от него хотят.

Учитывайте, что до тех пор, пока кора головного мозга ребенка не созрела до способности к самоконтролю (к 5- 7 годам жизни), ребенок не может следить за своим порядком и чистотой осознанно. Придется напоминать снова и снова.

Не злитесь за грязь и бардак у детей до 6 – 7 лет. Они еще в силу возраста не способны следить за чистотой так, как это могут делать взрослые. Однако, если ребенок и в 10 лет не может сам следить за порядком, то это проблема либо со зрелостью и надо разбираться, что мешает. Либо проблема организации функции ребенка по соблюдению чистоты и порядка.

2.     Мама жалеет и убирает вместо ребенка

Так бывает, когда мама хотела бы оградить ребенка не просто от труда, но, порой, и от жизни. Мама руководствуется правилом: «Убирать будет, когда вырастет». Помеха может быть в том, что ребенок вырастает без какой- либо потребности содержать вокруг себя чистоту. С таким человеком находиться рядом, иметь дело, работать и жить мягко говоря- сложно. Естественную потребность человека держать пространство вокруг себя в порядке отразили слова Маленького Принца: “Есть такое правило. Встал поутру, умылся, привел себя в порядок – и сразу же приведи в порядок свою планету…Это очень скучная работа, но совсем не трудная”.

3.     Мама переделывает уборку на глазах у ребенка

Другая крайность – когда ребенок навел порядок и чистоту, а мама начинает переделывать все на свой манер у него на глазах. Что делает мама? Обесценивает труд ребенка. Дает ему послание: «Своими стараниями ты добавил маме проблем». Так мама не дает ребенку возможность справиться с задачей так, как он это видит. Не верит в способность ребенка сделать что-то по-иному, чем мама привыкла. Это может привести к тому, что ребенок вообще откажется убирать из-за невозможности и нежелания добиться идеальной уборки.

4.     Мама ругает ребенка за сделанную уборку еще больше, чем за не сделанную

Прямое послание: «Руки растут из одного места». И здесь могут быть 2 типа последующей реакции. Во- первых, ребенок перестанет убирать, помня об уязвимых чувствах от прошлой уборки. Во- вторых, наоборот, ребенок будет усердно убирать, чтобы доказать маме свою способность справляться. Иногда такое усердие доводится до навязчивой идеи о чистоте любыми способами.

Как понять, что ребенок готов принять ответственность за самого себя

Будьте объективны, отвечая себе на вопрос, готов ли ваш ребенок оставаться время от времени один дома. Одни дети в 6 лет способны разогреть себе обед и готовы самостоятельно проехать пару остановок на автобусе, другие еще в 10 лет боятся темноты, поэтому спят, крепко обхватив мамину руку.

Возраст – лишь один из факторов, который нужно брать во внимание, принимая решение оставлять ребенка без присмотра или нет. Родители должны учитывать уровень организованности своего малыша, особенности его характера, степень эмоциональности и любознательности

Ниже дан список вопросов, ответив на которые, будет проще понять: ребенок уже достаточно большой и сможет пару часов провести без взрослых или он еще не в состоянии позаботиться о себе сам.

Что нужно выяснить:

  • не боится ли ребенок темноты и не пугается ли он неожиданных звуков;
  • в состоянии ли он обходиться без мамы в течение получаса и более (ребенок знает, чем себя можно развлечь, когда взрослые заняты);
  • способен ли он самостоятельно наливать себе воду, брать из холодильника еду и разогревать ее хотя бы в микроволновке;
  • умеет ли ребенок пользоваться телефоном, открывать и закрывать двери;
  • выработались ли у него навыки безопасного поведения (он знает, что нельзя открывать окна, совать посторонние предметы в розетки и т. д.);
  • понимает ли он, почему мама вынуждена его оставлять ненадолго одного, и, главное, не против ли он быть таким самостоятельным.

Перед тем как оставить ребенка одного дома, пусть даже ненадолго, следует поинтересоваться, что он сам думает по этому поводу. Одни дети любят, когда квартира остается в их полном распоряжении, другие сидят и дрожат, пока домой не вернется кто-нибудь из взрослых.

Если дома предстоит оставаться двум и более детям, подумайте, умеют ли они решать спорные вопросы мирным путем. Как часто они ссорятся? Переходят ли эти ссоры в драки? Если взрослым часто приходится вмешиваться в детские игры, возможно, следует подумать о том, чтобы братья и сестры проводили время после школы в разных местах.

Важно: есть детки, которые боятся не столько находиться дома одни, сколько брать ответственность за самих себя. Оставаясь без присмотра, они превращаются в сторожевых собак: начинают прислушиваться к каждому шороху и бояться, сами не зная чего

Как правило, такие соглашаются оставаться одни, но делают это крайне неохотно.

А если ребенок не хочет убирать

Чем старше становятся дети, тем меньше они обычно интересуются домашним хозяйством. Помогать им уже не интересно, на передний план выходит общение со сверстниками, которое требует очень много времени. Как тогда мотивировать свое потомство?

Многие родители согласятся: абсолютно проигрышный вариант – предлагать за помощь деньги. Некоторые не верят и в постоянные похвалы в адрес подростков. Все равно навык хотя бы самообслуживания от положительного поощрения не вырабатывается. Было обнаружено, что даже маленькие дети подавляют свою готовность помочь даже тогда, когда их вознаграждают. А подростки – тем более.

В этом ракурсе можно сойтись во мнении: дети, которые вовлечены в быт с самого начала и вносят свой вклад в домашнее хозяйство, также будут помогать позже. Они знают, что их маленькие обязанности важны и нужны. Они всему научатся, поэтому, даже если в период подросткового бунтовства будут избегать домашней работы, в самостоятельной жизни все равно справятся с бытом.

Готовность помочь заложена в генах

Ученые считают, что альтруистическое поведение — то есть помощь без прямой выгоды — эволюционно. Принадлежность к группе и готовность помочь, вероятно, связаны, потому что жизнь в сообществе имеет решающее значение для выживания людей. Определенные эксперименты показали, что маленькие дети особенно увлеченно помогают, когда другим действительно нужна помощь и они это видят и чувствуют. И: ради того, чтобы помочь другому человеку, даже совсем малыши самоотверженно идут на многое.

Это может быть развешивание белья в один момент, полоскание его же в следующий. Они многому учатся во время своих первых попыток помочь. Чтобы вынуть тарелку из посудомоечной машины или подмести пол, требуется большая чувствительность и способность ориентироваться в пространстве. Постепенно эти навыки улучшаются, даже если поначалу грязи и беспорядка становится только больше.

Практические рекомендации для родителей

Чтобы дочь или сын захотели помочь родителям участвовать в домашней работе, недостаточно просто привлекать его к этому занятию

Взрослым важно научиться правильно реагировать на действия младших членов семьи

Центральную роль играет поддержка, забота, внимание, положительный пример и любовь в семье

Практические рекомендации для того, чтобы дети помогали родителям:

Признание. Детям нужно слышать, к каким изменениям приводят их поступки

Необходим наглядный пример, как меняется состояние дома или квартиры от действий младших членов семьи.

Важно замечать работу. Даже самая мелкая помощь должна быть оценена и замечена

Благодарность, выраженная взрослыми за помощь — существенный момент. Констатируйте факты: «спасибо, что ты сделал такие вкусные бутерброды», «ты очень аккуратно сегодня застелил постель» и т.д.

Показывать, что вы нуждаетесь в помощи и поддержке от ребенка. Пусть малыш сделал совсем незначительный поступок ради вас — его необходимо преувеличить, оценить, как нечто очень важное и значительное.

Не перехваливать. Отметьте помощь, но будете адекватны. В этом возрасте школьник уже хорошо оценивает ситуацию, и ему важно получать заслуженную похвалу.

Сделать любую домашнюю работу весёлой. Для этого взрослым самим следует научиться относиться к бытовым обязанностям как к чему-то естественному и легкому. Хозяйственные заботы должны быть необременяющими и веселыми.

Найти работу по хозяйству, которая бы нравилась ребенку. Спросить, что ему нравится делать. Это может быть уход за собственным растением или выращивание фрукта. Занятие должно вызывать интерес и увлеченность.

Воспитание ребенка — это в первую очередь воспитание себя. Перед тем, как взрослым заняться воспитанием, стоит посмотреть на себя — проанализировать сначала свое отношение к труду и к бытовым делам. А также настроиться на позитив — любовь к своему чаду и юмор решают многие проблемы. Ваши верные помощники в воспитании ответственного отношения к домашним делам — отсутствие осуждений и нареканий — ребенок не станет вести себя лучше, когда слышит постоянную критику, споры, наблюдает негативный пример взрослых со стороны. И создание уюта — в доме должна каждый день присутствовать доброжелательная атмосфера, теплота во взаимоотношениях между всеми членами семьи.

Как подготовиться к уборке в детской комнате

  1. Соберите разбросанные вещи. В вашей комнате наверняка уже есть корзина или ящик для игрушек. Воспользуйтесь приведенным ниже списком, чтобы сложить все необходимое для уборки в пространстве. Не начинайте процесс, пока в комнате не будут собраны все вещи. Перекладывать их с места на место — пустая трата времени.
  2. Уберите грязную одежду в корзину для стирки. Белье в комнате, вероятно, разбросано по разным местам, но вам нужно всего лишь собрать его. Не выворачивайте его наизнанку и не разделяйте по цветам — вы сделаете это, когда будете разбирать одежду непосредственно перед стиркой.
  3. Весь мусор переместите в мусорное ведро. Не беспокойтесь в этот момент ни о чем, кроме ненужных мелких деталей. Соберите весь хлам и выбросьте его в корзину.
  4. Заправьте кровать. Разгладьте одеяло и простыню. Взбейте подушки. Отойдите назад и быстро осмотрите кровать. Она выглядит намного аккуратнее, чем была до этого. Заправленная кровать придаст комнате опрятный вид.
  5. Сложите и развесьте чистую одежду. Вот здесь и пригодится застеленная кровать. Если вам нужно упорядочить много белья, вы можете аккуратно переложить его на кровать, чтобы сложить позже. Это сэкономит вам немного времени, придаст опрятный вид комнате и напомнит о необходимости разобрать одежду, прежде чем пытаться залезть в постель.
  6. Подберите все игрушки и сложите в ящик, корзину или другое место, где они должны быть. Не беспокойтесь о сортировке и т. д. Просто соберите их в коробку.
  7. Подметите пол и протрите его влажной шваброй. Сделайте это в доступных местах, не передвигая мебель, чтобы сэкономить время.
  8. Разложите оставшиеся вещи по местам. Вот и все. Готово! Теперь детская комната будет похожа на место, где хочется играть и проводить много времени!

Обязанности ребенка по возрасту

Далее подробнее рассмотрим обязанности ребенка по дому по годам.

Чем может помочь 3-х летний малыш

Казалось бы, в 3 года крошка должен играть, а не заниматься домашними делами. На самом деле, малыши в этом возрасте очень любознательные, им интересно все новое, и они с радостью помогут маме. Главное, не отказываться от помощи, а, наоборот, предлагать ребенку принять участие в домашней работе.


Что можно предложить 3-х летнему малышу:

  • убрать после игры свои игрушки;
  • аккуратно сложить на стеллажи или полки журналы, книги;
  • разложить перед обедом или ужином салфетки, расставить пластиковую посуду (бьющиеся предметы пока давать в руки не стоит);
  • разобрать предметы на своем столике;
  • самостоятельно одеться или раздеться;
  • смахнуть крошки после еды;
  • вытереть салфеткой пыль с полочки;
  • положить одежду на свою полку.

Домашние обязанности для ребенка 4 лет

Чем может помочь по дому 4-х летний малыш:

  • расставить посуду перед едой на столе;
  • помочь разобрать пакеты после похода в магазин;
  • отправиться выбирать с мамой продукты в супермаркет;
  • насыпать корм домашнему питомцу;
  • помочь родителям прибраться на приусадебном участке;
  • вымыть за собой тарелку или чашку;
  • приготовить несложный завтрак, например, насыпать хлопья в чашку и залить молоком;
  • помочь маме украсить торт;
  • вместе с мамой вырезать формочками печенье;
  • пока мама занята, самостоятельно играть в своей комнате;
  • загружать стиральную машину бельем;
  • подавать постиранные вещи маме, чтобы она развешивала их на сушилке.

Чем может помочь ребенок 5 лет

Пятилетний малыш уже в состоянии оказать посильную помощь родителям. Что можно предложить ребенку 5 лет:

  • придумывать вместе ежедневное меню для всей семьи;
  • ездить вместе за продуктами;
  • приготовить бутерброд на завтрак, добавить в кашу масло, ягоды, орехи, мед;
  • налить себе сок или компот в чашку;
  • собирать ягоды, зелень, овощи с огорода;
  • сервировать стол к обеду;
  • одеваться без помощи родителей;
  • складывать свою одежду в шкаф;
  • убирать постель после сна;
  • протирать зеркальные поверхности;
  • вместе с папой мыть автомобиль;
  • выносить с родителями мусор;
  • совместно со взрослыми планировать бюджет на развлечения.

Домашние обязанности для ребенка 6-7 лет

Первоклассник в состоянии сделать самостоятельно или с помощью родителей следующее:

  • подбирать одежду, в соответствии с погодными условиями;
  • пропылесосить свою комнату;
  • полить комнатные растения;
  • почистить овощи;
  • прополоть грядки от сорняков;
  • развесить одежду в шкаф;
  • сервировать стол;
  • прибрать в своей комнате;
  • навести порядок на письменном столе;
  • помочь родителям нести пакеты с покупками из магазина.


Интересно: Какие токсичные фразы не стоит говорить дочерям и вот почему: истории мам

Что можно делегировать ребенку 8-9 лет

Какие домашние обязанности 8-9-летних детей в семье. Ученик младших классов справится со следующими заданиями:

  • сервировка стола;
  • мытье посуды;
  • влажная уборка в комнате;
  • протирание мебели от пыли;
  • наведение порядка в комоде, шкафу, на книжных полках;
  • пришивание пуговиц;
  • уборка за домашними животными;
  • выгул собаки (со взрослыми);
  • приготовление простых блюд (под наблюдением мамы);
  • кормление, купание младшего брата/сестрички.

Какие обязанности у детей 10-12 лет

Что может сделать ребенок в этом возрасте по дому:

  • смена постельного белья;
  • сортировка одежды (грязную одежду нужно класть в специальную корзину, выстиранные вещи раскладывать по полкам в шкафу);
  • покупка продуктов по списку, написанному родителями;
  • планирование праздников, активная подготовка к своему дню рождения;
  • распоряжение карманными деньгами;
  • уборка квартиры;
  • помощь папе на стройке или при выполнении домашних дел;
  • самостоятельное планирование собственного времени.Интересно: Тайм-менеджмент: как дети учатся управлять временем

Должны ли дети помогать родителям

В дореволюционные годы не стоял вопрос, нужно ли помогать родителям или нет. В семьях росло много детей и с раннего возраста они приобщались к хозяйству. В советское время трудовое воспитание было неотъемлемой частью образовательного процесса. Дети приобщались к дежурствам в школе и классе, работе на приусадебных участках, колхозных полях.

Ответственность за воспитание детей до 18 лет государство полностью возлагает на родителей или опекунов. Права и обязанности обеих сторон прописаны в следующих документах:

  • конвенции ООН по правам ребенка;
  • конституции РФ;
  • семейном, гражданском, трудовом кодекс РФ.

Методы воспитания родители могут выбирать в пределах закона

Приучение детей к труду является важной составляющей формирования здоровой личности. Выработка любого полезного навыка связана с усилиями

Во все времена лень осуждалась как серьезный порок и всегда наказывалась. Это нашло отражение в устном народном и литературном творчестве.

Практически все педагоги и психологи высказываются за раннее трудовое воспитание детей. В детских садах и школах внедряют комплексные мероприятия по постепенному приучению детей к труду. Усилия принесут положительный результат, если образовательные учреждения и семьи будут действовать сообща.

Игры для самостоятельности

Предлагаем разные увлекательные игры, которые помогают развивать самостоятельность:

  1. «День рождения куклы». Предложите малышу подготовить игрушку к празднику: одеть, накрыть импровизированный стол, встретить гостей и принять их, а потом убрать в доме.
  2. «Золушка». После прочтения одноимённой сказки предложите сыну или дочери выбрать похожую на главную героиню игрушку и помочь ей собраться на бал: отсортировать крупы, убраться в доме, подготовить одежду.
  3. «Быстро выбирай». Попросите чадо быстро выбрать какой-то предмет, а потом объяснить выбор. Такая игра учит оперативно принимать решения и понимать необходимость их осознанности.

Как прививать самостоятельность

Ребёнок сможет развиваться гармонично и постепенно становиться самостоятельным, если его родители будут следовать несложным советам:

Начните с режима дня. Он не только дисциплинирует, но и тренирует ответственность. Сначала напоминайте чаду о времени и действиях. Потом ребёнок всё запомнит и научится сам планировать свой день.
Определите обязанности, которые ребёнок должен самостоятельно выполнять. Это может быть забота о питомце, вынос мусора, мытьё посуды, подметание пола.
Хвалите за достижения, даже небольшие, промежуточные. Это позволит малышу понять, что его ценят, что его старания не напрасны, что есть стимул делать что-то вновь.
Интересуйтесь мнением чада, учитывайте его потребности и желания. Ребёнок должен ощущать себя важным, нужным и значимым.
Давайте возможность самостоятельно выбирать: одежду, хобби, еду, обязанности, аксессуары для дома и так далее. Ребёнок должен учиться делать собственный выбор.
Помогайте, когда чадо просит

Важно не делать всё за него, а именно помогать: подсказывать, поддерживать, направлять в нужное русло.
Советуйтесь. Можно спрашивать, что лучше приготовить на ужин, как одеться, что купить.
Предоставляйте свободное время – не менее 1-2 часов в сутки

В этот период ребёнок может заниматься тем, чем хочет.
Сложные задачи разбивайте на небольшие. Так, если предстоит генеральная уборка, можно разделить её на этапы: раскладывание вещей по местам, обработка ковров пылесосом, мытьё полов, протирание пыли, чистка сантехники.
Показывайте пример: не уходите от решения проблем, ищите выходы из сложных ситуаций, не показывайте свою несостоятельность или беспомощность.
Предлагайте новые интересные задачи, вдохновляйте на достижения. Это поможет не бояться трудностей и неизвестных ситуаций, учиться адаптироваться к новым условиям.
Чётко формулируйте цели и обозначайте желаемые результаты. Ребёнок должен понимать, что и ради чего он делает.
Неудачи – это нормально! Не стоит придавать им большое значение, ведь любая ошибка – это опыт и повод попробовать снова. Да, можно мягко сказать, что малыш сделал что-то не так, даже дать совет. Но не ругайте, не напоминайте об оплошности.
Поддерживайте. Ребёнок должен знать, что он не один, а если что-то не получится, ему помогут и не осудят.
Все запреты объясняйте
Нужно говорить не просто «Нельзя!», а «Не нужно делать этого, потому что…».
Проявляйте внимание. Интересуйтесь делами, планами и мыслями, всегда внимательно выслушивайте чадо
Так вы поймёте, чего ребёнок хочет, боится, опасается или не приемлет. И это поможет своевременно выявлять проблемы и двигаться в нужном направлении.

Как проконтролировать жизнь детей во второй половине дня

Неизвестно почему, но факт остается фактом: ребенок не умеет «чувствовать» время и не всегда способен определить, когда он голоден или замерз. Приходя из школы, он предается восхитительному ничегонеделанию, изредка прерываемому попытками сделать уроки.

Постарайтесь приучить ребенка жить по плану: «Вот ты приходишь из школы, в твоем распоряжении есть 5 часов. Смотри: сначала ты обедаешь и немного отдыхаешь, потом делаешь уроки и выполняешь обязанности по дому, все оставшееся время – в твоем распоряжении».

На выполнение заданных на дом упражнений и поручений родителей у ребенка должно уходить около 50% времени, 40% – занимать отдых, согласованный с родителями, 10% – оставаться на свободное время, когда школьник сам выбирает, чем ему заняться.

Обратите внимание: отдых и свободное время – разные вещи. Во втором случае речь идет о занятиях, позволяющих «забыть» про одно дело и перейти к выполнению другого

Даже если вы не оставите в расписании времени для безделья, оно все равно появится, только при этом вы будете нервничать, что ребенок никак не усядется за уроки.

Имейте в виду, что поначалу школьник будет выполнять лишь десятую часть из запланированного, а значит, его обязанности по дому должны быть небольшими. И еще: без стимула могут заниматься делом только высокоорганизованные от рождения дети! Ребенку должно быть выгодно помогать взрослым по дому и делать уроки до прихода родителей. Поэтому придумайте какое-нибудь поощрение за выполнение детских обязанностей.

Наверняка многие родители возразят: «Мы каждый день делаем уроки до глубокой ночи, а здесь речь идет еще о каких-то домашних обязанностях». Если на выполнение упражнений, заданных на дом, уходит больше двух часов, это может свидетельствовать о том, что ребенок устал, испытывает стресс (часто дети тратят на выполнение простых упражнений много времени, так как волнуются, что не успеют выполнить все задания), не может сосредоточиться из-за постороннего шума либо же не овладел образовательным материалом.

Иногда родители жалуются, что ребенок не обедает и ходит в школьной форме до самого вечера. С этим придется смириться. Дети не считают уход за одеждой своей обязанностью, поэтому просто забывают переодеться – это раз. Пока ребенок не осознает, что питаться всухомятку вредно, он не будет нормально обедать – это два. Сколько среди взрослых тех, кто вспомнит, как в детстве они разогревали суп, а потом выливали его, чтобы мама думала, что они нормально поели? К сожалению, чрезмерный контроль провоцирует вранье.

Важно: дистанционно контролировать ребенка, как правило, не получается. Телефонные разговоры на повышенных тонах приводят к непониманию между родителями и детьми: взрослые раздражаются, а школьники привыкают к тому, что на них кричат, и перестают слушать, что им говорят

Звонить оставшемуся одному дома чаду, конечно же, целесообразно: с целью уточнить, все ли дома в порядке, напомнить о чем-то. Однако не пытайтесь по телефону заставить сына или дочь делать что-0то из того, что он категорически отказывается делать.

Вечером, придя домой, обязательно поговорите с детьми и проверьте, как они провели день, справились ли с уроками и вашими поручениями. Если результат вам понравится, поощрите ребенка, и он будет стараться повторить свой успех.

Обязательным элементом поведения родителя является компенсация отнятого у малыша времени. Самая частая причина разногласий между детьми, остающимися одни дома, и родителями заключается в том, что последние, приходя домой с полной головой проблем, не уделяют первым достаточного внимания.

Не вините себя в том, что обстоятельства заставляют вас оставлять ребенка одного дома. Главное, чтобы он не чувствовал себя брошенным. На самом деле существуют разные способы поддержания контакта с детьми: от прогулок и звонков до записок и оставления чего-нибудь вкусненького на столе.

Никто из взрослых не может контролировать своего ребенка круглосуточно. Рано или поздно придет время, когда он начнет оставаться дома один. Как приучить ребенка к самостоятельности, вы теперь знаете. Не торопите события, и ваше чадо научиться правильно организовывать свое время.

И напоследок – несколько простых хитростей на тему порядка

* Наберитесь терпения и повторяйте себе, что с первого (даже третьего и десятого) раза ребенок не научится убирать за собой как заправская горничная. Это наша родительская работа – спокойно и мирно учить детку наводить чистоту.

* Заведите с ребенком правило, что приглашать друзей можно только тогда, когда в его комнате наведен хотя бы относительный порядок.

* Никогда не отказывайте ребенку, если он просит позволить ему налить блинчик на сковородку, включить стиральную машину, полить цветы. Да, это займет больше вашего времени и сил, зато как мотивирует детку!

* Время от времени придумывайте совместные дела по хозяйству, в которые вовлекутся дети. Приготовление разных блюд (с последующим мытьем посуды), разбор детской одежды в шкафу на предмет что-то отдать, что-то починить, пересаживание цветов.

* Замечайте сделанные ребенком дела и благодарите или хвалите его. Как выразить свою оценку – зависит от характера детки, вам как родителю виднее.

* Не критикуйте сына или дочь за недостаточно хорошо сделанное дело (жирные тарелки, разводы после мытья пола). Прежде всего похвалите и только потом (а то и в следующий раз) покажите, как можно сделать лучше.

* Никогда не наказывайте ребенка уборкой: «А теперь ты пойдешь и будешь наводить порядок в своей комнате, а потом сразу ляжешь спать! Без мультиков!!»

* Не ругайте детей за невыполненные обязанности и не причитайте, так вы только расшатаете ваши отношения и повысите детскую тревожность. Напоминайте о забытых делах спокойно – капля по капле камень точит.

* Приучение к домашнему труду должно стать постоянным процессом. Если вы о чем-то договорились с ребенком и что-то ему поручили – не идите на попятную, помогите ему ввести новое дело в привычку.

* Не награждайте ребенка за домашний труд подарками, работа по дому – это данность. Но можно показать приятную сторону своевременно сделанных дел: «Если ты быстро закончишь мыть посуду (пылесосить, убирать на столе), мы успеем вместе посмотреть кино, погулять, сыграть в игру».

* Не пытайтесь втягивать ребенка в работу по хозяйству, если в этот момент он по-настоящему увлечен своим делом. Лучше отложить домашние обязанности, чтобы избежать негативизма.

* Придерживайтесь меры: большой объем работ отпугивает детей. Иногда они оттягивают уборку, только потому что им кажется, что этому придется посвятить вечность

Один день – одно важное дело по уборке – это хорошее правило

* И напоследок повторим то, что все и так знают: любовь и уважение к маленькому человеку, к его территории, склонностям и увлечениям – уж точно важнее любого порядка! С таких позиций договориться с ребенком можно всегда. Успехов вам!

Алгоритм проведения уборки в детской

После уборки в детской проветрите комнату, открыв окно безопасным способом

Клининг будет проходить быстрее, если проводить его по плану. Начинать нужно сверху, тогда пыль и грязь будет оседать внизу. Сначала привести в порядок лампы, люстры и бра, протереть карнизы от пыли, верхние полки, декоративные настенные элементы. На время генеральной уборки рекомендуется снять шторы, так как на них оседает большое количество пыли.

Разложить все вещи по своим местам. Навести порядок на письменном столе и полках. Грязную одежду сразу отнести в стирку и рассортировать по цветам.

Когда все будет готово, приступить к влажной уборке. Протереть поверхности, включая столы, стекла, зеркала, двери и ручки на них. Пропылесосить, затем вымыть пол

Особое внимание уделить углам комнаты, закрытым пространствам под кроватями и шкафами

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий