Развивающая доска (бизиборд)
Одним из самых интересных материалов для детей в системе монтессори является бизиборд. Это специальный стенд из дерева, на который крепятся всевозможные элементы начиная от шпингалета до выключателя. Смысл — в безопасности научить ребёнка обращаться со взрослыми предметами. Если обычно малютке запрещено вставлять вилку в розетку, здесь это всего лишь отдельное упражнение. Такие пособия могут быть выполнены в виде кубика, где каждая грань наполнена интересными задвижками и дверцами на петлях. Начинать заниматься с бизибордом можно уже с 2 лет.
Если вы не владеете искусством обработки дерева, лучше попросить помочь папу сделать заготовки. Для создания ручной игрушки монтессори понадобятся следующие материалы:
- ДСП или любая ровная доска;
- саморезы;
- клей Момент;
- липучки, молнии, шнурки, крючки для различных застёжек;
- разнообразные замки, шпингалеты, задвижки, выключатели, цепочки.
Обработайте поверхность доски, чтобы на ней не было зазубрин и неровностей. Можно покрыть её безопасным лаком. Далее нужно закрепить все необходимые элементы. Вы можете расположить их в случайном порядке или нарисовать фон. Например, дерево, где на каждой ветке будет свой тренажёр для маленьких ручек. Перед тем как давать игрушку ребёнку, убедитесь, что все детали надёжно закреплены и отсутствуют острые края.
https://youtube.com/watch?v=UuOqzW9CnIY
Игрушки
Методика развития детей по Монтессори изобилует идеями игрушек для любого возраста, которые вполне посильны для домашнего воплощения.
Сенсорные мешочки
Сенсорные мешочки предназначены для детей от полугода до 4 лет. Они представляют собой ёмкости из ткани или другого мягкого материала, наполненные крупами, бисером и другими предметами, которые ребёнку будет интересно пощупать и потрясти.
Варианты самостоятельного изготовления такой развивающей игрушки очень разнообразны: можно просто сшить полотняные мешочки, использовать воздушные шарики или прострочить кружочки из полиэтилена.
Сенсорные мешочки — фотогалерея
Для того чтобы сшить мешочки из ткани, потребуется:
- отрез ткани;
- нитки и иголка;
- ножницы;
- метр или линейка;
- булавки;
- швейная машинка;
- наполнитель.
Последовательность действий.
- Размечаем и вырезаем прямоугольники из ткани.
- Складываем прямоугольники лицевой стороной внутрь и закрепляем булавками.
- Прошиваем боковые и частично верхний срез на машинке.
- Выворачиваем мешочек на лицевую сторону.
- Засыпаем наполнитель.
- Вручную зашиваем оставшееся отверстие.
Изготовление сенсорных мешочков — фотогалерея
Рамки-вкладыши по Монтессори
Игрушка рамка-вкладыш в оригинале представляет собой деревянную панель с расположенным посередине вкладышем в виде геометрической фигуры, который малыш может достать и поставить обратно за прикреплённую к нему ручку-держатель.
Игра рамка-вкладыш один из самых простых для самостоятельного изготовления
Самостоятельно изготовить рамки-вкладыши можно из картона. Для этого потребуется:
- плотный картон;
- ножницы;
- линейка;
- клей;
- краски;
- крупные бусины для изготовления ручек-держателей.
Последовательность действий.
- Расчертить на картоне квадраты и вырезать их.
- В центре каждого квадрата начертит геометрическую фигуру.
- Вырезать фигуры, раскрасить разными цветами и приклеить к ним ручки-бусины.
Создать Монтессори-среду для ребёнка у себя дома, не затрачивая больших денег на специализированные промышленно изготовленные пособия, вполне реально. Для этого необходимо лишь знать основные принципы методики и ознакомиться с классическими вариантами игровых и учебных материалов. Проявив немного фантазии, воплотить в жизнь собственными руками можно практически любую из идей.
Аксессуары
Когда зона исследования и творчества обозначена столом и стулом, предоставьте ребёнку материалы для творчества в свободном доступе. Монтессори-среда приветствует самостоятельное желание ребёнка творить, поэтому подготовьте варианты расположения альбома, фломастеров и цветных карандашей, мелков и пластилина – всего того, что не вызывает у вас страх испортить интерьер детской зоны.
Детская комната по системе Монтессори невозможна без зеркала, причем – с самого рождения. Малыша выкладывают на матрасик перед надёжно закреплённым зеркалом для развития координации движений, познания себя как частицы мира. В более старшем возрасте это прекрасная возможность оценивать свое внешнее состояние (причёска, состояние одежды) и, конечно, покривляться и потанцевать.
Цветы в созданной среде не просто украшения, но и возможность привить ребёнку любовь к красоте и заботу. Самостоятельно посаженные комнатные растения, красивые горшки, лейки и набор по уходу за растениями помогут малышу ухаживать и заботиться, формируя такие важные социальные навыки.
Какая самостоятельность без средств уборки? С ранних лет система Марии Монтессори направлена на обучение самостоятельной уборке за собой и содержит аксессуары, помогающие ребёнку убрать разлитую воду, вытереть испачканный красками стол или прибрать землю, просыпанную при посадке зелени для будущего супа.
Подготовьте небольшой совочек с щёткой, маленькую швабру и запас влажных и сухих салфеток – это сыграет вам на руку.
На этом дизайн квартиры по системе Монтессори не заканчивается, ведь ребёнок не ограничен стенами детской комнаты или выделенной детской зоны. Он полноправный житель всего пространства, поэтому сохраните парочку советов по обустройству остальных помещений.
Монтессори игрушки своими руками
Мария Монтессори не работала с детьми до 3-х лет, однако со временем ее последователи доработали и изменили систему. В современных центрах открыты Нидо-группы (малыши от 8 недель) и Тоддлер-группы (от возраста, когда ребенок впервые пошел и до 3 лет). Соответственно, были придуманы игрушки для младших возрастов.
Игрушки Монтессори для 1 года созданы для развития сенсорики. Это различные рамки, коврики, дощечки.
Сенсорный коврик
Игрушка Монтессори для детей, которые еще не ходят. Для его создания понадобится:
- синтепон;
- отрез однотонной ткани;
- различные лоскуты ткани. Главное требование: они должны быть ярких цветов и самой разной текстуры;
- пуговицы, молнии, шнурки, застежки-липучки, ленточки.
Сшивается синтепон и однотонный отрез ткани. Это основа будущего коврика. Поверх пришиваются лоскуты и различные детали (молнии, пуговицы и прочее). Можно сделать картину, но это необязательно. Малышу в таком раннем возрасте гораздо важнее яркие цвета и текстура. А молнии, пуговицы и шнурки помогут в развитии мелкой моторики. Такой коврик способен увлечь малыша надолго.
Тактильная доска
На лист плотного картона наклеиваются квадраты, вырезанные из самых разных материалов: наждачная бумага, мех, кружево, бархат, резина, щелк. Цель – собрать как можно больше образцов с различными текстурами.
Для детей постарше игру можно усложнить: образцы наклеить на квадраты картона. В этом случае, он, не глядя, достает квадрат и на ощупь пытается определить, что это.
Последователи Монтессори уверены, что раньше полутора-двух лет ребенок еще не умеет различать цвета. Поэтому игрушки Монтессори для 2 лет направлены на развитие цветовосприятия.
Цилиндры
Самостоятельно можно окрасить в разные цвета бумажные стаканчики, маленькие коробки и любой другой подручный материал. А можно подготовить настоящую доску, которая будет использоваться и дальше в зоне математики.
Сделать эту развивающую игрушку для детей Монтессори можно следующим образом:
- наметить будущие отверстия на поверхности основы. Для нее можно использовать невысокую картонную коробку или лист пенопласта;
- ножом вырезать отверстия, покрасить;
- из соленого теста слепить цилиндры. Можно сделать все их одинаковыми, но лучше, если они будут разной формы, размера и высоты;
- высохшие цилиндры покрасить в разные цвета.
Эта игрушка позволит не только развивать цветовосприятие, но и мелкую моторику, а также познакомит дошкольника с понятием формы, размера.
Ребенок в возрасте от 2 лет и до 4 уже обращает внимание на запахи, способен их различать и запоминать. Поэтому отличной Монтессори игрушкой для 3 лет будет коробочка с запахами
Набор ароматов
Пожалуй, это самая простая в подготовке игрушка. Для ее создания понадобится:
- коробка, в которой будет храниться набор;
- небольшие емкости. Это могут быть спичечные коробки, пластмассовые контейнеры из киндер-сюрприза или баночки из-под детского пюре.
В емкости насыпаются приправы, ароматные засушенные травы, цедра, зерна кофе, мята, корица. На первом этапе взрослый открывает, дает понюхать и рассказывает о содержимом. В дальнейшем ребенок должен самостоятельно уметь определять запах.
Бизиборд
В интернете можно найти много мастер-классов по созданию этой детской игрушки Монтессори. Самый простой способ – взять лист ДСП и на нем разместить:
- выключатель;
- замок с ключиком;
- защелку;
- колокольчики;
- вентиль от крана;
- телефонный диск;
- старые счеты.
Бизиборд будет интересен детям в любом возрасте.
Кроме этих, можно сделать множество других игрушек Монтессори своими руками. Рамки с застежками, карточки, буквы и цифры из бархатного картона – практически все материалы для занятий по этой системе изготавливаются самостоятельно.
Самое главное, подготовив игрушки по методу Монтессори, не забывать об основополагающих идеях этой программы:
- не помогать ребенку, пока он не попросит;
- не рассказывать, как пользоваться тем или иным предметом. Дать ему возможность разобраться самостоятельно;
- ребенок сам решает, чем и как долго ему заниматься.
Система раннего развития Монтессори за многие годы завоевала доверие педагогов и родителей. Марию Юнеско включило в список педагогов, изменивших образовательную науку в 20-м веке. И даже если не следовать программе полностью, а применять только развивающие игрушки для детей Монтессори, положительный результат будет гарантирован.
Как справиться с развитием чувствительности деток 5-6 лет?
Старшей группе требуются более сложные сенсорные забавы, но атрибуты все равно можно сделать самостоятельно. Кстати, советую прочесть: «Сенсорное развитие детей 5-6 лет. Цвет. Форма. Размер. Дидактические игры и упражнения для организации совместной деятельности воспитателя и детей старшего возраста: 24 дидактические карты».
А для занятий с детками, имеющими проблемы со зрением, рекомендую такое пособие: «Сенсорное развитие дошкольников с нарушением зрения в условиях специального и инклюзивного образования. Тематические индивидуальные занятия и игры».
Итак, делаем атрибуты для занятий:
- Массажная дорожка – в принципе, эта вещь подходит для любого возраста без ограничений. Работа длительная, но простая: шьем нечто вроде подушечек, соединенных между собой в дорожку. В каждую подушку зашиваем разные наполнители, как сенсорные мешочки, которые я описывала выше. Очень полезно лежать, ползать, ходить по такой дорожке.
- Пора сделать счеты: берем рамку для фотографий, любым доступным способом крепим бечевки, на них нанизываем те же крышечки от бутылок, бусы, кольца от штор. Можно приспособить под счеты компактную сушилку для белья, используя прищепки для счета.
Мне очень понравилась идея сенсорного лабиринта, он прекрасно будет смотреться в сенсорной комнате в детском саду (если таковая имеется). Суть в чем: берутся рамки, которые могут устойчиво стоять, штук 5-6, на верхнюю перекладину каждой крепятся разные препятствия для передвижения: воздушные шарики с песком, полоски резины, ткани, елочный «дождик»…
Как в автомойке. Кстати, и подписать можно, чтобы ребенок искал и по очереди пролезал через рамки: вода, чистка, сушка и т.п. Это отличная подвижная сенсорная игра!
- Для изучения счета и грамоты можно использовать старую клавиатуру от компьютера. Заклейте ненужные отвлекающие кнопки кусочками бумаги. Посмотрите, как быстро наши компьютерные детки усвоят буквы и цифры.
- Сенсорные доски: из фанеры или картона выпиливаем доску, наклеиваем сверху однотонный войлок. Заготавливаем разные фигурки, цифры, буквы, домики, деревья, машинки, на обратную сторону приклеиваем липучку. Дети прямо на доске создают картины, решают математические задания и т.п.
Лист Монтессори с геометрическими фигурами
Нам понадобятся:
- Коробка из под конфет или картон, достаточно жесткий;
- Ватман или плотный лист из альбома;
- Цветная бумага.
Для начала необходимо разрезать коробку или картон на небольшие прямоугольники. Сколько их будет – решать вам, это зависит от того, с каким количеством фигур вы хотите познакомить своего ребенка. В принципе, малышу возрастом до года и чуть старше достаточно будет квадрата, круга, прямоугольника и треугольника.
Вырезанные фигуры обклеиваются своими руками бумагой разных цветов. Допустим, желтый треугольник, красный квадрат, зеленый прямоугольник, синий круг. Затем эти фигуры наклеиваются в один ряд на листе ватмана. Второй ряд наклеивается по тому же принципу, но фигуры следуют в другом порядке – ином, чем первый ряд, и имеют уже другие цвета. То есть красный треугольник, желтый круг, зеленый квадрат, синий прямоугольник. И по такому же принципу наклеиваются третий и четвертый ряд.
Таким образом, ребенок возрастом до года и чуть старше учится отличать понятия «цвет» и «форма». Осознавать, что предметы одного цвета необязательно совпадают по другим характеристикам. Такие развивающие уроки от Монтессори очень важны для малыша, а сделать своими руками такую наглядную таблицу можно буквально за полчаса.
Мобиль для новорождённых
Это пособие подходит для самых маленьких детей с рождения. Оно позволяет помочь ребёнку фокусироваться и развивает координацию движений.
Для изготовления первого мобиля Мунари нужны следующие материалы:
- плотная бумага;
- нитки;
- клей;
- краска белого и чёрного цвета;
- деревянная планка;
- прозрачный пластиковый шар диаметром 4 см.
Распечатываем шаблон. Вырезаем и склеим фигуры. Планку делим на три части, равные 24, 20 и 12 сантиметров соответственно и раскрашиваем, как на схеме. Закрепляем контрастные детали и шар на конструкции, как на рисунке. Такой мобиль можно предложить малышу уже с 2 — 3 недель жизни.
Занятия по методике Монтессори в домашних условиях
Занятия по методике Монтессори дома включают в себя рад ставших ранее известных упражнений на отработку мелкой моторики ребенка. Основная задача этих упражнений: взять, переложить, перелить, посчитать, понять что больше, а что меньше. При ежедневной тренировке прогресс у ребенка, занимающегося по методике Монтессори в домашних условиях, будет очевиден.
Упражнение 1. Пересыпаем крупу из одной чашки в другую, ложкой
Берём две сухие чашки, в одну насыпаем крупу, а вторую оставляем пустой. Берём ложкой крупу из одной чашки и пересыпаем в другую. Теперь просим повторить малыша. Пересыпаем до тех пор, пока чашка не опустеет.
Упражнение 2. Переносим воду
В одну глубокую тарелку наливаем воду, а вторую оставляем сухой. Теперь, показываем малышу, как с помощью губки или тряпки, мы собираем воду и переносим ее в другую тарелку. Когда упражнение будет выполнено, налейте немного воды на стол и попросите малыша убрать лужицу со стола.
Упражнение 3. Сортировка по цвету
В одной миске смешиваем все бусинки. Две пустые миски ставим напротив. Просим ребёнка, в одну миску собрать бусинки одного цвета, а в другую бусинки другого цвета.
Похожее упражнение – сортировка разных двух видов предметов по форме, по текстуре, фрукты/овощи и так далее. Вариаций может быть очень много, пробуйте вначале на тех материалах, которые уже есть дома. Можете даже на ложках начать: чайные и десертные разделить.
Упражнение 4. Лепим из пластилина
Дайте малышу пластилин и начните вместе с ним лепить: лепёшки, шарики и колбаски. Когда у вас наберется достаточно деталей, предложите вашему малышу слепить из них то, что ему захочется. Покажите ему, как можно слепить человечка или животное. Пусть попробует повторить за вами. Но, в то же время, не мешайте ребёнку проявлять свою фантазию. Даже если вам кажется, что он делает совершенно не то, что вы задумали – дайте ему хорошенько изучить материал и его свойства.
Упражнение 5. Отсеиваем бусинки
Смешайте бусинки с песком. Сначала пусть малыш соберет бусинки вручную. Собирать нужно правой рукой, тремя пальчиками беря бусинки. Теперь, попросите малыша взять сито в правую руку, а лопаточку в левую. Берите лопаточкой песок с бусинками и насыпайте в сито. Попросите малыша, аккуратно пересыпать отсеянные бусинки в миску.
Упражнение 6. Взбиваем пену
Научите ребёнка взбивать пенку. Налейте в миску воду, добавьте немного шампуня. Теперь, покажите ребёнку, как надо правильно взбивать. Придерживая миску левой рукой, делать вращательные движения правой рукой, по часовой стрелке
Обратите внимание вашего малыша на образование пены, как бы, удивляясь и радуясь вместе с ним. Вначале помогите ему, придерживая его руку. По окончанию упражнения, малыш должен все убрать за собой
По окончанию упражнения, малыш должен все убрать за собой.
Упражнение 7. Вылавливаем предметы
Бросьте в воду мелкие предметы. Дайте малышу маленькое сито с ручкой. Попросите правой рукой вылавливать предметы и складывать их в миску. При этом, можно комментировать какой предмет он поймал.
Упражнение 8. Собираем урожай
Разложите на полу различные предметы (игрушечные фрукты, овощи, или мячики и так далее) Попросите вашего малыша “собрать урожай” или “собрать грибочки в лесу”. Пусть малыш соберет все предметы и аккуратно сложит их в корзину. Вы можете сделать такую развивающую игрушку Монтессори своими руками. К примеру, детальки могут крепиться на липучку, собирая их кроха должен прицепить всё обратно.
Упражнение 9. Раскладываем угощение
Сделайте из пластилина пирожные, либо возьмите какие-нибудь предметы, например, небольшие колечки от пирамид или детали от крупного лего. Положите все предметы в одну тарелку. Попросите малыша, держа лопаточку правой рукой, разложить по тарелочкам угощение себе, вам и зверушкам, которые “должны прийти к вам на обед”.
Подготовительная группа и сенсорные забавы
Детки этого возраста активно готовятся к школе, соответственно – делаем акцент на грамоте и счету, но не забываем о всестороннем онтогенезе (развитии) посредством игры. К слову, могу посоветовать прекрасное пособие«Игротренинги с использованием сенсорных модулей. Старшая и подготовительная группы»: здесь используется нестандартный подход для реализации обучающих задач по сенсорному развитию.
Чтобы понимать, какие игрушки делать для сенсорики детей этого возраста, нужно понимать эти задачи, а они такие: продолжать обогащать опыт детей, расширяя границы слухового, зрительного, тактильного восприятия. Знакомить с широким спектром цветов, звуков, запахов, фактур. Твердо закрепить знания об сенсорных эталонах.
Что касается сенсорных игрушек своими руками, в 6-7 лет вполне можно продолжать использовать вышеперечисленные забавки, но ставить к ним более сложные задания.
Кстати, крышечки от бутылок можно использовать как массажный бассейн: наполняем коробку крышками, следя, чтобы они лежали вверх плоской частью, и ребенок пусть топает на месте, массажируя стопы.
Сенсорные коробки вообще можно делать экономным способом, как с крышками, и «по-богатому»: емкость наполняем отборной галькой или стеклянными шариками для флористики, получаем целый сухой бассейн. Либо смешиваем разные крупы: рис, пшенка, шарики для посыпки кондитерки и получаем отличный релакс-тренажер.
Еще мне очень понравилась идея стеклянного мольберта: это нечто вроде рамы со стеклом на устойчивых ножках. На стекле можно рисовать с обеих сторон и смывать рисунки.
Есть разные виды игрушек-моталок, они представляют собой игрушку на нитке, а нитка привязана к палочке или карандашу, нужно наматывать нитку на палочку, приближая к себе игрушку, мышку, например. В такую забаву можно соревноваться двоим участникам на скорость. Сделать их очень просто, думаю, вы догадаетесь, как.
Для развития зрительной памяти вообще все просто: вырезали картинки из журналов или нарисовали, показали ребенку, спрятали, а он вспоминает, что было изображено. Или также по развитию восприятия слогов – ничего не стоит написать слоги на карточках и пусть дети составляют слова или подбирают картинки с изображением предметов на заданный слог.
У каждого материала должно быть своё место
Не следует класть все материалы в одну коробку, но также и не стоит расставлять их все на низких полках, оставляя несколько сантиметров свободного места. Наиболее актуальные материалы должны стоять на полочках на однотонных подносах или в корзинках. Между материалами должно оставаться свободное место, чтобы не было нагромождения. Некоторые материалы можно убирать в шкаф, доставая новые. Различные конструкторы, пластилин, игрушки храните в коробках в шкафу, необязательно выделять им особое место на полках. Если вы показали ребёнку место материала, не меняйте его, предлагайте малышу всегда относить всё на своё место.
Эти простые правила помогут родителям создавать материалы, которые действительно будут развивать малыша, а не мешать ему или отвлекать его и запутывать.
Бесплатные уроки от экспертов
Помогут сделать первый шаг в создании развивающего пространства для вашего ребёнка дома
Материалы для развития мелкой моторики
В младенчестве мелкую моторику хорошо активизируют пальчиковые игры. Но уже с года-полутора требуется что-то более серьёзное.
Секретный мешочек
Эта игра надолго увлечёт ребёнка.
- Соберите несколько маленьких предметов, хорошо знакомых вашему малышу. Например, ненужный ключ к замку, крышечка от бутылки, игрушка из Киндер Сюрприза.
- Сшейте мешочек из двух прямоугольников ткани и сложите туда предметы.
У игры есть два варианта. Первый: вы предлагаете ребёнку достать определённый предмет наощупь. Второй: он просто вынимает первый попавшийся и с закрытыми глазами угадывает, что именно достал.
Рамки-вкладыши
Игра развивает логику, аккуратность и мелкую моторику. Помогает освоить геометрические формы. Представляет собой набор картонных квадратов с вырезанными в них фигурами. Отдельно ребёнку предлагаются сами фигурки, которые должны без труда входить в отведённые им места в квадратах.
- Плотный картон разрежьте на квадраты со стороной 10 см.
- Внутри каждого квадрата-основы нарисуйте геометрические фигуры и аккуратно вырежьте их канцелярским ножом.
- Посередине каждой фигурки пришейте пуговицу, потянув за которую ребёнок сможет без проблем доставать «пазлы» из квадрата.
Деткам от полутора лет не стоит предлагать больше 4 карточек. А малышам с трёх лет можно давать их уже по 10-15 штук. Необязательно ограничиваться геометрическими фигурами — вырезайте животных, грибы, фрукты и т. д.
Шнуровки
Эта «развивалка» известна многим родителям. Очень полезная вещь, активизирующая мелкую моторику, фантазию и обучающая малыша навыку завязывания шнурков.
- Из картона вырежьте любую интересную фигурку. Если нет времени, сгодится и просто прямоугольник картона.
- Дыроколом или ножницами сделайте в нём отверстия. Если ваш ребёнок уже освоил обычную шнуровку, то необязательно ограничиваться двумя рядами дырочек. Сделайте их 3 или 4 — пусть человечек творит.
- Дайте малышу шнурки и покажите, как можно шнуровать и завязывать бантик.
Рамка с застёжками
Эта классическая игрушка Монтессори развивает мелкую моторику и учит базовым навыкам, необходимым ребёнку в повседневной жизни.
- Возьмите старую рамку для фотографий или пяльцы. Если ничего подходящего не нашлось, просто сделайте рамку из толстого картона.
- Найдите старую рубаху, или брюки — любой предмет одежды, на котором есть застёжки (пуговицы, крючки, липучки, молнии, кнопки). Застегните их и вырежьте из вещи прямоугольник на пару сантиметров шире и выше, чем ваша рамка.
- Натяните на рамку лоскут с застёжкой посредине, края ткани заверните за рамку и приклейте, приколите кнопками или пришейте их сзади.
Можете сделать несколько таких рамочек с разными видами застёжек.
https://youtube.com/watch?v=yntM-0UiXMg
Скользящие мягкие шарики
Этот материал совершенствует координацию движений, мелкую моторику и цветовое восприятие. Он представляет собой подносик, в котором на высокой ножке закреплён полый цилиндр. К этой конструкции прилагаются 4 мягких шарика. Ребёнок один за другим проталкивает шарики в цилиндр, последний выталкивает первый с противоположной стороны.
Как сделать дома такую конструкцию? Довольно просто.
- Возьмите пустую бутылку из-под шампуня — это будет опора. Роль полого цилиндра может выполнить картонная втулка от туалетной бумаги.
- Внутри бутылки канцелярским ножом прорежьте отверстия по диаметру втулки и аккуратно вставьте её туда.
- Бутылку приклейте на крышку от обувной коробки. В качестве шариков подойдут помпоны или мотки вязальных ниток. При необходимости, укоротите втулку или уменьшите количество шариков до трёх.
Занятия и материалы для детей младше 1 года
Прежде всего, предназначена методика Монтессори для детей старше 3 лет, однако реализовать некоторые её принципы можно и в значительно более раннем возрасте.
Лучшие развивающие игры для детей до года, представленные в статье детского психолога, помогут родителям ещё успешнее развивать маленького ребёнка.
Необходимо оборудовать детское помещение таким образом, чтобы кроха смог свободно двигаться. Для этого необходимо на пол постелить мягкий мат или матрас, а рядом установить зеркало (его нужно обязательно закрепить).
Ближе к 12-месячному возрасту возле зеркала нужно установить перекладину, чтобы ребёнок смог понемногу вставать и, придерживаясь, передвигаться в вертикальном положении.
Что касается дидактических материалов, то в этот возрастной период работает принцип – чем больше сенсорики, тем полезнее для малыша.
Необходимо выбирать такие предметы, которые можно:
- потрогать;
- послушать;
- перекладывать из ручки в ручку.
До года ребёнку могут понадобиться несколько важных пособий, которые обычно имеются в каждом доме, где поселился новорождённый малыш.
- мобили. Для развития зрительного восприятия у малыша младше 1 месяца пригодится мобиль с чёрно-белыми изображениями и игрушками. Затем можно брать подвески с предметами основных оттенков;
- шумящие игрушки. Можно взять традиционные погремушки, бубенцы, прочие музыкальные инструменты. Шумящие игрушки своими руками – тоже неплохой вариант. Для изготовления потребуются бутылочки, коробки, баночки, в которые засыпают камешки, крупы;
- игрушки для захвата. 3-месячный ребёнок активно учится хватать предметы. С этой целью ему предлагаются палочки из дерева, пластика, которые удобно удерживать и перекладывать из ладошки в ладошку;
- коробки с мелкими предметами. Для совершенствования тактильных ощущений и расширения знаний об окружающем мире пригодится коробочка с различными небольшими предметами, различными по фактуре. Родитель должен следить, чтобы кроха не тащил их в рот.
Все подобные упражнения можно и нужно сопровождать детскими песенками, потешками, стишками. Также можно включать классические музыкальные произведения.
Материал должен развивать что-то одно
В магазинах можно найти игрушки, которые одновременно учат цветам, формам, буквам, играют весёлую музыку. Они не учат ничему, потому что только запутывают ребёнка.
Монтессори-материалы всегда учат чему-то одному. Иногда родители в домашних материалах нарушают и это правило. Особенно часто – в сенсорных материалах. Разные сенсорные свойства предметов смешивают как между собой, так и с упражнениями практической жизни. Например, родителям кажется, что простая сортировка по цветам будет скучной, поэтому сразу же предлагают сортировать с помощью пинцета или сортировать одновременно и по цвету, и по форме. Некоторые дети действительно настолько любят сортировки, что им потребуются такие упражнения. Но только как дополнительные, когда малыши уже прекрасно сортируют отдельно по цвету и по форме и научились работать пинцетом в других упражнениях.
Не предлагайте ребёнку считать шарики во время сортировки или учиться читать на буквах, нарисованных на кубиках розовой башни. Всегда помните, что каждый материл должен служить развитию только одного определённого навыка.
Историческая справка
Основоположником этой методики является Мария Монтессори (1870-1952г) — детский педагог, одна из первых женщин-врачей и первая женщина с докторской степенью в Италии. После учебы работала в психбольнице и посещала приюты для умалишенных. Там она встретила детей, которым было трудно учиться из-за задержки психического развития.
Хочу заметить, что в то время никто не занимался развитием таких детей. Так как Мария была прирожденным реформатором и даже отстаивала права женщин в стране, то ситуация с детьми ее тоже не устроила и она решила с этим активно бороться.
Она считала, что у этих детей есть потенциал, который можно раскрыть.
Вместе со своим коллегой, а в будущем и мужем, они начинают разработку и внедрение своей образовательно-развивающей системы и добиваются колоссальных успехов.
Позднее Мария выступает на конференции с докладом о своих достижениях. Она настолько всех поразила, что в Риме появляется институт, который она возглавила и продолжила свою работу.
Массовые тесты с участием независимых экспертов доказали невероятное: отсталые дети, обучающиеся по методике, стали лучше читать, писать и считать, чем обычные дети.
Позднее она основала международную ассоциацию Монтессори, которая работает и по сей день.
Рамки-вкладыши
Этот материал для подготовки руки к письму настолько важен, что мы рекомендуем приобрести его при первой же возможности, даже если другие материалы вы сделали самостоятельно или заменили на подобные. Если не получится купить рамки-вкладыши, используйте вместо них линейку с геометрическими формами или вырежьте рамки из картона.
Запомните, как чертить фигуру при помощи рамки: её надо обводить, начиная с левого нижнего угла, не отрывая карандаша. Получившуюся фигуру штрихуют. Сначала простыми линиями наискосок, не выходя за контур, потом волнистыми, горизонтальными, вертикальными, пунктирными линиями на выбор ребёнка.
Геометрическая плоскость
Данная развивающая методика формирует пространственное мышление у малыша после года. Цель пособия – создавать разные геометрические фигуры с помощью канцелярских резинок. Конечно, крохе до года будет тяжело справиться с данным упражнением – надеть на колышки резинку – однако, малыши более старшего возраста смогут справиться с поставленной задачей и проектировать различные предметы на доске (домик с крышей, машинку и т. д).
Как создать Монтессори материалы своими руками? Возьмите дома любой старый журнал, самоклеящуюся пленку и кнопки с наконечником из пластмассы. Обклейте обложку журнала пленкой и воткните кнопки на равном расстоянии. У вас получилась доска для развития навыков пространственного мышления.
Как используется доска? На кнопки сверху надевается канцелярская резинка, с помощью которой можно формировать геометрические фигуры различной формы. Малыш сначала должен представить фигуру, а потом обозначить ее с помощью надетой на кнопочки канцелярской резинки.
Одной из сложных для малюток задач является шнуровка обуви. Конечно, можно покупать обувь на липучках, однако, навык шнурования необходимо отработать. Из фанеры или плотного картона необходимо вырезать доску-заготовку в форме бабочки и проколоть отверстия, в которые можно вдевать шнурок. Можно сделать деревянные заготовки для шнурования.
Материалы для обучающих занятий
Несмотря на то что любой игровой материал, созданный по принципам методики Монтессори, можно назвать обучающим, определённые игры в этой сфере всё же имеют особый вес. Стоит рассмотреть некоторые из них.
Золотой банк из бусин
Игра «Золотой банк из бусин» призвана обучить ребёнка основам математики.
Игра состоит из нескольких подносов, в которых малыш раскладывает бусины (единицы), стержни из бусин (десятки), квадраты из бусин (сотни) и кубы (тысячи)
Воссоздать такой банк дома также вполне реально: достаточно лишь запастись большим количеством бусин золотистого (как вариант жёлтого) цвета, проволокой и терпением. В качестве ёмкости для игрового материала можно использовать картонную коробку, разделённую на отсеки.
Для того чтобы изготовить стержень, необходимо нанизать 10 бусин на кусок проволоки, а затем загнуть его концы. По аналогии изготавливаются квадраты и кубы
Карточки Монтессори
Карточки Монтессори — это целая группа материалов, направленных на развитие у ребёнка логики, внимания, памяти и моторики. Существует бесчисленное количество наборов — цветовые, ознакомительные в разнообразных категориях и прочие. А изготовить их самостоятельно очень просто: найдите на просторах всемирной сети понравившиеся и распечатайте на цветном принтере.
Игру «Сортировка по цвету» с использованием карточек можно собрать самостоятельно, подобрав несколько листов цветной бумаги и распечатав карточки
Конструктивные треугольники
Обучающее пособие «Конструктивные треугольники» представляет собой 5 деревянных ящиков различных геометрических форм с располагающимися в них разноцветными треугольниками, из которых эти формы и предлагается выложить ребёнку.
Конструктивные треугольники — едва ли не самая известная игра по Монтессори
Воплотить идею этой игры в домашних условиях достаточно просто — треугольники можно вырезать из фетра или даже картона. А складывать фигуры можно и без использования коробок.
Итоги
С самого раннего детства, у каждого ребёнка должны быть свои обязанности. Приучайте его заботиться о членах семьи. Просите, например, его принести тапочки или пульт, выкинуть что-нибудь в мусорное ведро. Приобщайте его к различной домашней работе, давая мелкие поручения. Помогая другим, малыш учится быть ответственным, лучше взаимодействовать с людьми, а также, чувствует себя важным и нужным. И еще, если кроха проявляет инициативу, не останавливайте его. Хорошо, когда он предлагает вам свою помощь, пусть даже не совсем и вовремя. Не нужно подавлять его желание помогать.
Фото и видео: свободные источники Интернет