Эдипов комплекс у мальчиков

Причины возникновения у мужчин и мальчиков

Гипервнимание, избалованность, неадекватное проявление нежности, слишком активные ласки в области гениталий, вызывающие ответную сексуальную реакцию.
Существенный недостаток внимания, нещадные наказания, деспотичное отношение к мальчику со стороны родителей в первые годы жизни.
Болезненный стресс, угнетающая атмосфера, целенаправленные действия родителей, способствующие подавлению собственных побуждений мальчика или взрослеющего мужчины.
Рождение ещё одного ребёнка, появление нового объекта повышенного внимания родителей и окружающих ребёнка людей.
Ссоры, конфликты между родителями, перерастающие в обращение за одобрением или защитой к ребёнку.
Развод, смерть одного из родителей, и вследствие этого, воспитание мальчика только матерью. Неполная семья может стать слишком негативным опытом в развитии личности в силу её изначальной неполноценности

Взрослый мужчина, не получая положительного примера семейной жизни, основываются в дальнейшем только на своих собственных навыках, основанных на жизни в неполной семье.

Признаки у женщин

Синдром Электры у взрослых женщин проявляется реже, чем эдипов комплекс у мужчин. Но все же бывает и такое – чрезмерная любовь дочери ко взрослому отцу. Мать превращается в потенциальную конкурентку.

Комплекс сопровождает девочку, девушку и женщину на протяжении всей жизни, и ярче всего проявляется тогда, когда ей или не хватает отцовского внимания, или если отец ушел из семьи.

Это расстройство не дает возможности женщине построить серьезные отношения с мужчиной. Обычно все потенциальные партнеры оцениваются как недостойные. От этого женщины остаются одинокими, т. к. не могут встретить того, кто бы смог играть роль отца.

Фрейд утверждал, что это приводит к тому, что женщины не находят свободного мужчину возраста своего отца и остаются одинокими, отчего сильно страдают в старости.

Женщина с комплексом Электры тянется к старшим мужчинам

Эдипальные переживания с точки зрения классического психоанализа

Если мыслить психоаналитически ортодоксально, то в соответствии с фрейдовской концепцией все развитие детей (включая девочек) происходит вокруг переживаний, связанных с пенисом (или с его отсутствием).

В соответствии с классическим описанием Эдипова комплекса, мальчик отказывается от своих сексуальных притязаний на мать из-за страха кастрации, что приводит к гибели Эдипова комплекса (см. подробнее ).

Надо подчеркнуть, что Фрейд вел речь о страхе потерять анатомический орган пенис, а не о . Страх отсечения яичек, безусловно, существует у мужчин, об этом свидетельствуют не только психоаналитические исследования, но и множество распространенных мужских шуток на эту тему (см. ). Теме значения пениса для мальчика в эдипальном периоде посвящена статья .

В благоприятном варианте развития, по мнению Фрейда, в результате страха кастрации мальчик сублимирует свои сексуальные притязания в десексуализированные формы, которые определяют развитие его личности через достижения. Достижения формируют его успешность в жизни, что позволяет создать собственную семью, дав, наконец, возможность реализовать сдерживаемое столько времени сексуальное желание (по крайне мере, так считал Фрейд, и сам жил по этой схеме, см. ).

В неблагоприятном варианте, когда страх кастрации чрезмерный, его мысленная (идеаторная) составляющая в бессознательное, а чувственная (аффективная) составляющая остается в виде тревоги (беспредметного страха). Излишняя тревога “цепляется” за любые ситуации, могущие вызывать страх неудачи, усиливая эти страхи, которые мешают развитию личности, блокируют достижения и лишают способности вступать в конкуренцию – развивается кастрационный комплекс и невроз.

После рождения, и мальчики, и девочки привязаны к матери. Мальчик не меняет своей привязанности в эдипальный период. По мнению Фрейда, когда девочка обнаруживает отсутствие пениса не только у себя, но и у своей матери – это отвращает ее от “дефектной” матери, в результате чего у девочки возникает влечение к отцу (а, точнее, к его пенису). Получается, что если для мальчика страх кастрации знаменует собой конец Эдипова комплекса, то для девочки депрессивное переживание утраты пениса дает начало Эдипову комплексу (см. подробнее ). Страх кастрации для мальчика является мотивом выйти из эдиповой конкуренции, но девочке уже нечего терять, поэтому Фрейд считает, что «девочка попадает в эдипову ситуацию как в какую-то гавань» (“”). Из этого Фрейд делает вывод, что женщина никогда не расстается со своим кастрационным комплексом и бессознательно никогда не отказывается от желания заполучить себе пенис, о чем он пишет в своей книге, в которой подводит итог всей своей практики – “”.

В благоприятном варианте развития, по мнению Фрейда, «девочка переходит символическим путем от пениса к ребенку, ее Эдипов комплекс выражается до сохраняющегося в течение долгого времени желания получить в подарок от отца ребенка, родить ему ребенка» (“”). В конце концов, девочке также как и мальчику, приходится отказаться от эдипальных притязаний. По мнению Фрейда, с устранением страха кастрации отпадает и весьма веский мотив, и преодоление Эдипова комплекса девочкой является результатом воспитания, внешнего запугивания, угроз утраты родительской любви (там же). И девочке приходится отказаться от притязаний на отца и ждать пока она вырастет и сможет заполучить себе ребенка от мужа (суррогата отца).

В неблагоприятном случае кастрационный комплекс девочки формирует у нее комплекс неполноценности и, иногда, ненависть к мужчинам – счастливым обладателям пениса – порождая феминизм, женский гомосексуализм и клиническую депрессию. За любым неврозом женщины, по мнению Фрейда, стоит бессознательное желание заполучить себе пенис. По мнению Фрейда, счастье женщина может найти только в семье,  – это мнение соответствует социальной реальности викторианской эпохи, в которой жил Фрейд.

::

Вывод: таким образом получается, что с точки зрения классического психоанализа, вторым компонентом Эдипова комплекса в своем нормальном проявлении является страх кастрации для мальчиков и депрессивное переживание кастрированности для девочек (о чем и пишет Чарльз Бреннер в , но почему-то избегает такой четкой формулировки).

Как проявляется эдипов комплекс?

Как распознать эдипов комплекс у взрослых мужчин признаки которого не всегда явно бросаются в глаза?

Если вы подозреваете, что у вас или кого-либо из знакомых есть этот комплекс, присмотритесь к поведению человека. Для определения есть несколько признаков.

8 основных признаков

1. Желание самоутвердиться за счёт жены, использование наказаний в супружеской жизни.

2. Проявления ревности к сыновьям, к отцу, к другим родственникам мужского пола.

3. Потребность в гиперопеке со стороны матери.

4. Ревность к собственным детям.

5. Нежелание заводить свою семью.

6. Выбор партнёрш намного старше себя.

7. Частое сравнение партнёрши с матерью.

8. Инфантильное «детское» поведение.

Таковы основные проявления эдипова комплекса, которые могут быть явными или завуалированными. В конце концов, не все мужчины, страдающие им, имеют жестокий и агрессивный характер. Подобное поведение встречается и у мягких натур, но они страдают сильнее от того, что не могут реализовать свои потребности. Глубоко внутри у добрых мужчин кипит ревность к отцу или сыну, которая не находит выхода, разрушая психику изнутри.

Эдипов комплекс развивается на стадии роста от трёх до семи лет. В это время ребёнок начинает проявлять интерес к своим половым органам и идентифицирует свою принадлежность к тому или ному полу. Мальчики начинают понимать, что они мальчики, девочки – что девочки, и в чём различие. Именно в этом возрасте проявляется потребность показывать свою любовь к матери или женщине, играющей её роль (мачеха, бабушка, тетя, приёмная мать).

Поскольку дети всему учатся у взрослых, то и знаки внимания они оказывают такие же, что их родители – поцелуи, объятья, поглаживания, ласки.

Имея возможность привлечь внимание матери, мальчик стремится всеми силами завладеть им в большей степени, чем отец. Даже малыш понимает, кто сильнее и поэтому стремится составить конкуренцию всеми возможными способами, в том числе, строя планы

Сын хочет стать таким же большим и сильным, как папа и вытеснить его из семьи. Если в семье здоровый психологический климат, она полная и ребёнку уделяется достаточно внимания, эти проявления трансформируются в правильное подражание отцу – малыш вырастает мужчиной в хорошем смысле этого слова, а желание конкурировать сменяется желанием подражать, брать пример. Вместо агрессии появляется уважение и любовь. Комплекс не получает шансов на развитие.

Негативный эдипов комплекс развивается в неблагополучной среде. Это происходит не только в семьях алкоголиков и наркоманов. Неполные семьи могут стать источником этого психического отклонения. Если сын с раннего возраста ощущает ответственность за мать, воспринимает её как слабую женщину, которая нуждается в поддержке и зависит от него, он автоматически занимает место мужа. Хотя отношения не переходят «в горизонтальную плоскость» половое влечение к матери неизбежно возникает.

Эдипов комплекс у девочек

Все выше сказанное про идентификацию, латентный период и инфантильную амнезию также можно использовать и в описании развития девочки.
Но в формировании психики девочки есть своя специфика, радикально отличающаяся от истории формирования психики мальчика.

Как мы уже разобрали в , ребенок любого пола начинает свою жизнь с привязанности к матери. История мальчика оказывается сравнительно простой, он продолжает свою привязанность к матери в эдиповом периоде. Девочке же предстоит сменить свое предпочтение с матери на отца. Что вынуждает девочку, по мнению Фрейда, произвести такую рокировку?

Другой непростой вопрос возникает в связи с концепцией Фрейда о страхе кастрации ‒ именно в результате которого заканчивает свое существование Эдипов комплекс, формируется Супер-Эго, идентичность и наступает латентная стадия развития. Если девочка не имеет пениса, то получается, ей уже нечего терять, и страх кастрации не может быть для нее актуальным фактором развития?

примечания

Эта концепция Фрейда о , в которых запечатлен опыт предыдущих поколений, очень похожа на концепцию Юнга о коллективном бессознательном. Но нужно отдать должное, что первенство этой идеи принадлежит Фрейду, который впервые упоминает прафантазии еще в 1911 г., тогда как Юнг коллективное бессознательное ‒ только в 1916 г. Но более известной оказалась концепция Юнга о коллективном бессознательном, которую Фрейд не принял, потому что настаивал на индивидуальном характере бессознательного. Вот такая казуистика!

и его последователей ‒ это прибегать к понятиям «врожденный» или «конституциональный». По сути, «прафантазии» и «врожденные особенности» ‒ это антипсихоаналитические понятия, они помогают “втиснуть” патологию пациента в прокрустово ложе теории, не прибегая к индивидуальному анализу истории жизни пациента. Эти концепции «врожденности» в противоположность «травматизации» оказались удобным оправданием для неудавшихся анализов:

«Вопрос либо в том, что инстинкты слишком сильны и неподвластны приручению со стороны Эго (Я), либо в том, что существуют последствия ранних травм, с которыми незрелое Эго не способно справиться. Как правило, присутствует сочетание обоих факторов, конституциональных и случайных. Только если случай является преимущественно травматическим, анализ способен показать себя во всем своем блеске.»
(“Анализ конечный и бесконечный”. Фрейд)

в его классическом понимании развивается с двух с половиной лет и должен завершить свое существование к 5-ти годам. Мелани Кляйн считала, что Эдипов комплекс возникает уже в младенчестве, который кляйнианцы называют ранним Эдиповым комплексом. Кляйнианский психоаналитик Рональд Бриттон считает, что Эдипов комплекс не распадается и не изживается, как считал Фрейд, а угасает, т.е. медленно сменяет свою интенсивность, сохраняясь в течение всей жизни индивида, не только в случае невроза.

, Супер-Эго можно тоже рассматривать как комплекс.

знаменитое стихотворение Маяковского “Что такое хорошо и что такое плохо”, то обратим внимание, что в нем просто перечисляются правила как надо хорошо себя вести, подобно заповедям Ветхого завета, но никак не объясняется необходимость поступать так, а не иначе. «, что именно в интересах сохранения мужественности (кастрационная тревога) не допускается никакого проявления этой мужественности.»
(“Торможение, симптом, тревога”

Фрейд)

«, что именно в интересах сохранения мужественности (кастрационная тревога) не допускается никакого проявления этой мужественности
(“Торможение, симптом, тревога”. Фрейд)

Особенности Эдипова комплекса у мальчиков

Для мальчика мать с самого рождения — самый близкий человек, который всегда рядом. В фаллической стадии психического развития по Фрейду происходит осознание того, что мама ещё и женщина. Её родительская любовь и забота расценивается как единственная симпатия, которая возникает в этом периоде. Ребенок, который не способен различать эти разновидности любви, воспринимает её на свой счет как что-либо уникальное и не позволяет никому получать такую же.

Ревность к отцу проявляется раздражительностью, постоянным плачем, как только он пытается отнять от малыша внимание матери, отвлекает её или просто разговаривает. На тот момент ребенок воспринимает себя с матерью единственным целым и не допускает даже возможности поделиться

Отец является представителем того же пола и может составлять конкуренцию за внимание мамы малыша. То есть маленькая идиллия, которую ребенок составляет в голове, не допускает вариантов соперничества

Мальчик не хочет впускать кого-либо ближе, чтобы не разрушить ту связь с матерью, которая ему известна.

Эдипов комплекс по Фрейду

Выстраивая свою теорию психоанализа, Зигмунд Фрейд всё больше склонялся к тому, что на Эдиповом комплексе базируются не только сексуальность в целом, но и всё развитие человеческого сознания, психических процессов, всех имеющихся неврозов и расстройств.


Эдипов комплекс встречается как у мальчиков, так и у взрослых мужчин.

По теории Фрейда Эдипов комплекс всеобъемлюще проникает в самосознание и психику человека, поскольку практически с рождения каждый ребёнок имеет неразрывную связь с матерью. К трём года, когда наступает фаза полового определения, Эдипов комплекс становится более выраженным.

Ребёнок начинает вполне осознанно проявлять свои чувства к матери или отцу. Как любовь, так и ревность, ненависть, злость бурным потоком эмоций обрушиваются на родителей, поражая нервозностью и резкостью в поведении ребёнка. Эдипов комплекс у взрослых мужчин характеризуется необычным сильной сексуально окрашенной тягой к собственной матери и неприязненным отношением к отцу.

Фрейд считал, что успешное развитие этого комплекса обязательно станет ключевым моментом в определении психологического состояния человека. Что же считать «успешным» или «положительным» развитием Эдипова комплекса? Есть «положительное развитие», есть и «отрицательное». Зигмунд Фрейд брал за правило наличие некой оси, вдоль которой тянется множество наборов признаков комплекса.

От положительного до отрицательного значения. От проявления ярко выраженного влечения к родителю того же пола, двойственного или определённо отрицательного отношения к родителю противоположного пола, до сексуальных притязаний к родителю противоположного пола и яркой ненависти к родителю противоположного пола.

При этом на фоне переживаний по поводу проявляющихся чувств у ребёнка постепенно развиваются невротические расстройства, связанные со страхом наказания, ощущением своей ненужности, ущербности, обнаружения отклонений в развитии.

Основатель психоанализа придерживался мнения, что Эдипов комплекс лежит в основе всего развития человечества, религиозных предпочтений, нравственных устоев, моральных качеств, развития искусства и физиологического самочувствия. То есть, признаки присутствия Эдипова комплекса лежат в основе всех аспектов развития человеческой цивилизации.

Вследствие этого, каждый взрослый мужчина или женщина подвержены влиянию страхов и стереотипов, вынося их из детских привязанностей и неприязненных проявлений. За пределами круга сторонников психоанализа факт всеобъемлющего проникновения Эдипова комплекса в развитие человечества не принимается столь уверенно, поскольку нет прямых подтверждений научности этой теории.

В разное время выражали свои критические замечания и вносили поправки в его теорию такие специалисты, как:

  • Карл Гутсав Юнг — швейцарский психиатр и педагог, родоначальник теории глубинной психологии.
  • Альфред Адлер — австрийский психоаналитик и философ, основоположник системы индивидуальной психологии.
  • Эрих Фромм — немецкий учёный, один из основоположников неофрейдизма.
  • Мелани Кляйн — Британский психоаналитик, создатель теории детского психоанализа.
  • Отто Ранк — австрийский последователь фрейдийской теории.
  • Карен Хорни — американский представитель неофрейдистского направления психоанализа.

А так же многие другие специалисты в области психологии, психиатрии и психоанализа.

Эдипов конфликт с точки зрения психоаналитической теории

В чём современное понимание Эдипова конфликта? Бессознательное влечение к матери и желание устранить отца — чересчур примитивное, упрощенное толкование, за которым кроется тайное желание разделаться, высмеять ту теорию, которая так неудобоварима для наших желудков.

Рожденный ребёнок состоит в плотном симбиотическом контакте с матерью. Родившись, он окончательно «не вылупился» из неё. Человеческий детёныш очень долго сохраняет зависимость от матери. Физически и психически он представляет единое целое с ней. Примерно год спустя он начинает отбегать от матери на небольшое расстояние, но всё ещё не может самостоятельно добывать пищу.

Всё это время мать — центр его мироздания. Вернее, он сам в слитом состоянии с матерью и есть центр своего мироздания. Постепенно ребёнок осознает свою отдельность от матери, он понимает разницу себя и её. Наконец, в поле зрения ребёнка появляется фигура отца, третьего, и возникают отношения триангуляции — мучительного треугольника, в котором заперт ребёнок. Отец становится фигурой, благодаря которой ребёнок начинает отделяться от матери и исследовать окружающее пространство. Во-первых, мать иногда принадлежит отцу, а не ребёнку — это начинает осознавать ребенок. Во-вторых, отец расширяет диадное пространство «мать-дитя», образуя ещё один узел. У ребёнка есть связь с матерью, связь с отцом, и у родителей есть связь друг с другом.

Осознав, что у него есть пол, ребёнок идентифицирует себя либо матерью, либо с отцом: «Я — либо мальчик, либо девочка». И примерно в этот момент у него начинается дикая ревность к родителю своего пола и борьба с ним за любовь родителя противоположного пола. Это и есть арена будущего Эдипова комплекса. В процессе длительного взросления ребёнок должен преодолеть желание жениться на маме или выйти замуж за папу и сформировать стойкое намерение «быть как мама или как папа», чтобы впоследствии завести себе свою пару. Говорят о положительном разрешении Эдипова конфликта, когда ребёнок окончательно разрешает себе любить человека противоположного пола, и о негативном разрешении, когда уже выросший ребенок не разрешает себе любить или осуществляет выбор в пользу партнёра своего пола. Это означает, что на арене Эдипова конфликта когда-то что-то пошло не так. Возненавидев родителя своего пола, ребёнок может возненавидеть своё собственное тело со всеми его проявлениями или просто себя. Это дорога в патологию или психосоматику. Ненависть к родителю своего пола, несомненно, должна рано или поздно стать метафорой, символом и пролиться на свет в виде творчества, поступков, в которых отдаленно есть конкуренция с родительской фигурой. Если метафора не образуется, то ненависть (а в вывернутом наизнанку виде ненависть может стать зависимостью) остается буквальной, а не символической, — это повод обратиться к личному анализу, к развитию у себя способности символизировать свои аффекты.

Биологи говорят, что окончательное взросление человеческого детёныша завершается к 4 годам — когда он уже действительно самостоятелен, может передвигаться и доставать себе еду, а исследователи нашего мозга утверждают, что окончательное созревание головной коры человеческого мозга завершается к 23 и даже к 26 годам, то есть всё это время человеческая особь развивается. Физическое отделение происходит к 4 годам, а психические процессы формирования и развития длятся почти 30 лет.

Эдипов конфликт имеет тысячи нюансов и оттенков в сценариях каждой жизни отдельного человека, и в одном случае может проявиться как патологическая ревность, в другом как желание конкурировать с людьми своего пола, в третьем как избегание любых парных отношений, в четвёртом как желание властвовать над партнёрами противоположного пола. Случаи самого крайнего разрешения конфликта, или, как говорят, перверсии, имеют также сотни вариантов.

Разрешением же конфликта является зрелая способность любить другого человека противоположного пола, уметь строить длительные отношения, рожать и воспитывать детей, проживать свою жизнь и стареть в удовлетворении своей жизнью и собой. Недаром Эдипов комплекс называют главным комплексом или этапом развития взрослого человека.

Совестью называют ту надстройку, которая образуется в психическом мире ребёнка в результате его прохождения через Эдипов Конфликт. Отец, принесший в мир ребёнка нормы, правила и законы, должен стать внутренней категорией. Это тот алтарь, на который ежедневно будут приноситься жертвы психических конфликтов человека.

Легенда об Эдиповом комплексе

Такая странность в поведении мужчин восходит к мифу о царе Эдипе. Фиванский царь Лай получил пророчество от оракула, что его сын убьет своего отца и женится на матери. Испугавшись предсказания, Лай стал избегать жены, Иокасты. Но девушка забеременела хитростью, опоив мужа.

Когда у Лая и Иокасты родился сын, недовольный отец оставил ребенка умирать. Мальчика нашел пастух. Добрый человек не бросил ребенка и отнес в соседний город на усыновление бездетной семье. Ребенка назвали Эдип.

Приемная семья выдавала сына за своего. Когда мальчик подрос, жители города начали замечать, что он не похож на родителей. Слухи дошли до Эдипа. Он заинтересовался своим прошлым, начал искать настоящих родителей. Так он узнал о пророчестве.

Испугавшись, он решил избегать приемных родителей. Он направился к Фивам, где по пути встретил настоящего отца – Лая. Царь Фив не признал путника и нагрубил ему. Тот, в свою очередь, не стерпел оскорбления и бросил копье в царскую колесницу. Кони, испугавшись, стремительно понесли царя к обрыву. Сам того не подозревая, Эдип убил своего отца.

После юноша женился на своей родной матери – Иокасте, и стал царем Фив. Так мифология и натолкнула Фрейда на название «Эдипов комплекс».

Почему эдипов комплекс различается у женщин и мужчин?

Как мы уже говорили, «эффект» от эдипова комплекса у женщины и у мужчины совершенно различный. Проявляется это в первую очередь в силу того, что отцовская любовь и материнская – это две разные вещи. Любовь отца требовательна, она исходит больше от рассудка. Отец любит своих детей за конкретные заслуги – не больше и не меньше. А любовь матери исходит из чувств, она весьма невзыскательна: мать любит своего ребёнка только за то, что он у неё есть, со всеми его достоинствами и недостатками.

Привязываясь к отцу, ребёнок (любого пола) стремится больше работать над собой, а привязываясь к матери, он это стремление утрачивает, становясь более податливым и пассивным. Это различие отражают даже мифы. Электра, лишившись любимого отца, собирает волю в кулак и расправляется с ненавистной матерью, показывая пример сильного характера. А Эдип, узнав о своём «прегрешении» (отца он убил, не зная об этом), теряет рассудок, ослепляет себя и обрекает себя на вечные страдания – это характер слабой, деградирующей личности. От него ждали типично царского поведения (ведь он – правитель Фив), а в результате похоронили с позором.

А может, всё дело не в сексуальности?

Английский учёный польского происхождения Бронислав Малиновский, работавший в первой половине ХХ века, предпринял попытку опровергнуть теорию своего учителя – Зигмунда Фрейда, которой до того ревностно придерживался. Он изучал жизнь аборигенных племён Новой Гвинеи, у некоторых из которых интимная жизнь родителей не укрывалась от глаз детей. В теории Фрейда есть понятие «первичной сцены»: ребёнок в очень раннем возрасте становится свидетелем интимных отношений родителей в той или иной форме, даже в виде невинного поцелуя, и это приводит к серьёзному психологическому потрясению, одно из следствий которого – эдипов комплекс (переживание ненависти к отцу как к сексуальному сопернику).

У аборигенов Новой Гвинеи «первичная сцена» была обыденностью, поэтому не приводила к подобным душевным потрясениям у детей, а гармоничные отношения матери и отца исключали возможность соперничества между отцом и сыном. Больше того, воспитанием детей занимался не отец – его роль традиционно сводилась лишь к зачатию, а родной брат матери, который по определению не может быть сексуальным партнёром матери, а значит – и соперником для сына.

Однако эдипов комплекс проявлялся и в этом обществе, только объектом ненависти сына становился дядя. Из этого Малиновский заключил, что эдипов комплекс имеет не сексуальную природу, а скорее социальную: неприязнь ребёнка осуществлялась по отношению к тому, кто имеет социальное превосходство – наделён правом приказывать, запрещать, наказывать, выносить строгую оценку; привязанность же сына к матери была не меньшей, чем в обществе европейском.

Независимо от того, чья теория верна – Фрейда или Малиновского, ясно, что эдипов комплекс – явление весьма сложное, которое совсем не исчерпывается проблемой подавленной детской сексуальности. Поэтому и преодоление комплекса не должно сводиться только к одной его стороне.

Комплекс Электры

Эдипов комплекс у мальчиков в случае с девочками приобрел название комплекса Электры. Большинство специалистов в области психологии практически не видят отличий в генезисе комплекса у детей разного пола, но все же отдельные различия существуют.

Первоначально девочки чувствуют любовь к обоим родителям приблизительно одинаково. Затем девочка замечает, что у нее нет полового члена – происходит это в возрасте 3-6 лет. Этот факт к 6 годам является решающим моментом в развитии комплекса Электры. У девочек появляется сильная зависть к носителям пениса, и она ощущает нехватку этого органа у себя.

Интерес к половым органам папы, брата и других мужчин обычно вызывает опасения у родителей. Это нормальный процесс, который говорит о том, что начало зарождения комплекса Электры положено. Как бы девочка ни хотела, ее желание стать обладателем этого органа не удовлетворится, поэтому она начинает чувствовать свое несовершенство.

Вместе с тем отец служит идеальным носителем этого желаемого органа. Он становится смыслом жизни для ребенка. На подсознательном уровне она испытывает к папе нежное чувство, видя в матери соперницу. Нередко девочки ее в том, что она виновата, что родила ее без этого совершенного органа.

Уже в подростковом возрасте синдром Электры исчезает. Если же этого не случилось, дело складывается плохо и приведет к массе психопатических расстройств.

Описание комплекса Электры

Полиморфная инфантильная сексуальность

Фрейд относит к сексуальным любые физиологические удовлетворения ребенка: сосание груди, дефекацию и мочеиспускание ‒ все это Фрейд называет полиморфной сексуальностью догенитальной фазы развития. Возраст с двух до пяти лет Фрейд называет расцветом инфантильной сексуальности, что соответствует периоду развития Эдипова комплекса. При этом Фрейд подчеркивает, что мать сама испытывает к ребенку сексуальные чувства:


В. А. Нагорнов. Мать и дитя

«Общение ребенка со своими няньками составляет для него беспрерывный источник сексуального возбуждения и удовлетворения через эрогенные зоны, тем более, что эта нянька ‒ обыкновенно это бывает мать ‒ сама питает к ребенку чувства, исходящие из области ее сексуальной жизни, она ласкает, целует и укачивает его и относится к нему совершенно явно, как к полноценному сексуальному объекту
(“Три очерка по теории сексуальности”)

Фрейд расширил сексуальность до нежности и, вообще любви, или, если выражаться точнее, объявил сексуальное влечение основным жизнеобразующим влечением человека, квинтэссенцией всех его помыслов и интенций, назвав его . Этим Фрейд навлек на психоанализ гнев его противников, обвиняющих его в пансексуализме и сексуализации детского развития. Современные психоаналитики предпочитают прятать концепцию Фрейда о центральной роли сексуальности в развитии ребенка за введенным Фрейдом психологизмом “психосексуальность“. При этом Фрейд особо подчеркнул не только роль сексуальности в развитии ребенка, но и то, что «конечное состояние инфантильной сексуальности (приблизительно в пятилетнем возрасте), приближается к окончательному формированию сексуальности у взрослого» (“Инфантильная генитальная организация”). Но из этого не следует делать вывод, что Фрейд считал пятилетнего ребенка половозрелым. Для ребенка сексуальность, все равно, остается инфантильной.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий