Что такое церебрастенический синдром, и как помочь малышу справиться с проблемой

Подростковые психические расстройства

Для подростков характерны все известные психиатрические заболевания, кроме тех, что развиваются в старческом возрасте. Но особенности подросткового возраста оказывают влияние на проявление симптомов и течение заболеваний.

1. Дисморфофобия, дисморфомания наиболее часто встречается у подростков. При данных видах психических расстройств больной ребенок опасается появления или твердо убежден в наличии у себя некоего дефекта, которое по его мнению заметно для окружающих. Чаще всего такие недостатки обнаруживаются на лице, но причиной переживания могут быть и особенности фигуры, излишнее потоотделение и т.д.

2. Метафизическая (философическая) интоксикация начинает проявляться в младшем подростковом возрасте. На ранних стадиях диагностировать расстройство сложно, так как очень часто склонность к рассуждениям и размышлениям можно отнести к особенностям характера. При наличии патологических расстройств наблюдается постепенное отрешение от окружающего и отрешенность. Метафизическая интоксикация имеет много схожего с параноидальным бредом. Главным отличием этого расстройства является отсутствие борьбы за свои «идеи» при метафизической интоксикации. На сегодняшний день природа возникновения подобных расстройств точно не установлена.

3. Психопатоподобный синдром чаще всего проявляется у мальчиков в  подростковом периоде. Симптомы подобного расстройства могут иметь много общего с шизофренией или другими отклонениями психики, но при этом у пациентов не наблюдается нарушение умственной активности. Психопатоподобный синдром проявляется в виде (злобности, конфликтности, агрессивном поведении)

4. Аноректический синдром очень часто встречается у подростков, его наблюдают при шизофрении или нервной анорексии. Причиной отказа от еды может стать истерическая реакция или демонстрация своего оппозиционного поведения. В этом случае приступы длятся недолго и не наносят вреда здоровью. При более серьезных психопатиях отказ от еды может быть вызван галлюцинациями, бредом или навязчивыми идеями. Подросток может считать, что он просто не достоин еды и тех средств, которые на нее затрачены.

5. Суицидальное поведение. В подростковом периоде ребенок переживает очередной кризис. Склонность к суицидам возрастает в несколько раз

Часто подобным поведением подросток просто пытается привлечь внимание к себе или к некой проблеме, это своеобразный крик о помощи. Данный вид расстройств психики часто сопровождается наличием депрессий и неврозов

Поводом к суициду может стать непонимание в семье, сложные взаимоотношения с ровесниками и учителями, неразделенная любовь и т.д.

Подростки требуют особого внимания со стороны родителей и близких. Диагностировать расстройства психики в этом возрасте довольно сложно. Многие симптомы заболеваний можно спутать с педагогической запущенностью.

Симптомы

При нарушении работы вестибулярного анализатора возникает ощущение вращения. Человек может шататься, при попытке ходить или падать, при попытке встать. Основными симптомами вестибулярного синдрома являются:

  • Головокружение или ощущение головокружения
  • Падение или чувство возможного падения
  • Слабость
  • Нечеткость зрения
  • Дезориентация

Другими симптомами являются тошнота, рвота, диарея, изменения частоты сердечных сокращений кровяного давления, страх, тревога или паника. Некоторые пациенты могут испытывать усталость, депрессию, невозможность концентрации внимания. Симптомы могут появляться и исчезать в течение короткого периода времени или иметь длительные промежутки между приступами.

Диагностика

Диагностика вестибулярных нарушений достаточно сложная, так как причин нарушений вестибулярной функций много, как заболеваний, так и лекарств вызывающих головокружения. Тем не менее, в первую очередь необходимо пройти консультацию ЛОР – врача. После изучения истории болезни, подробного изучения симптомов врач проведет осмотр уха и назначит необходимый план обследования. План обследования может включать как лабораторные исследования или специальные тесты (аудиометрию, электронистагмографию), так и методы нейровизуализации, такие как МРТ и КТ. Кроме того, в последние годы получили распространение такие методы исследований как: компьютерно-динамический визуальный тест, тестирование вестибулярной авторотации, ВВП (вестибуло-вызванные потенциалы).

Наиболее простыми и доступными тестами являются такие тесты как энергические суть, которых заключается в холодовом или тепловом воздействием на среднее ухо, что проще всего проводить с использованием воды разной температуры. Разница в нистагме более 25 %,возникающем при воздействие температурного фактора, как правило, свидетельствуют о наличии периферической или центральной дисфункции вестибулярного аппарата.

Лечение

Лечение должно быть комплексным. Медикаментозная терапия направлена на улучшение работы нервной системы, улучшение её трофики. Психотерапевтические занятия направлены на социализацию ребенка, адаптацию к внешним факторам. Дополнительно применяется остеопатическое лечение, массаж, рефлексотерапия.
Важную роль в эффективности лечения и реабилитации играют родители: на них лежит ответственность за соблюдение ребенком правильного режима сна и отдыха, обеспечение сбалансированным питанием, ограничение времяпрепровождения за компьютером и поощрение за занятия спортом.

Консультации по телефонам:+7 (812) 371-08-90+7 (812) 371-48-46

Последствия психопатии

Нередко проблемы подобного плана приводят таких людей к злоупотреблению алкоголем и психоактивными веществами (далее ПАВ).

Практически каждый человек, страдающий сейчас синдромом зависимости, когда-то страдал именно личностным расстройством. Непонимание механизмов окружающей реальности, страх быть непринятым, импульсивность, нежелание мыслить на несколько шагов вперед даже в рамках простейшего часто приводит человека именно к употреблению ПАВ или алкоголя. При помощи такого «лекарства» психопат уходит не столько от реальности, сколько от самого себя.

У психопатов так же нередки попытки суицида. И снова по тем же причинам, что мы описали выше – страх перед окружающим миром, непонимание элементарных жизненных закономерностей. Такой вот «простой» способ решения всех проблем.

Классическим и наглядным признаком психопатии, по мнению «старых врачей психиатров» являются шрамы на предплечьях (следы самопорезов и самоповреждений).

Психопаты (особенно с преобладанием эмоциональных нарушений) могут быть склонны к совершению преступлений.

Как определить недуг?

Диагностика церебрастении включает себя комплексное обследование ребёнка, поскольку многообразие клинических проявлений может «маскировать» неврологический синдром под другие заболевания. В то же время стоит исключить соматические болезни, которые могут давать похожую симптоматику.

Применяются следующие методы:

Сбор анамнеза

Для постановки диагноза и назначения правильного лечения очень важно определить причину неврологических симптомов у ребёнка. При постановке предварительного диагноза врач руководствуется анамнезом жизни, жалобами пациента, особенностями течения заболевания

Доктор обращает внимание на перенесённые ребёнком заболевания, травмы, учитывает возраст, в который они появились

Течение беременности и родов имеют значение не только для диагностики болезни у младенцев, но и у детей старшего возраста. Ведь отдалённые проявления перинатальных поражений головного мозга могут проявиться в любом возрасте.

Осмотр специалистами

При физикальном обследовании ребёнка оцениваются нарушения работы внутренних органов, связанные с церебрастенией. В большинстве случаев наблюдаются нарушения в работе пищеварительной и нервной системы, сердца и почек, поэтому ребёнок нуждается в консультации многих специалистов.

Врач-невропатолог оценивает симметричность и выраженность рефлексов, оценивает особенности развития ребёнка

Важная роль в постановке диагноза отводится психологу, который с помощью специальных тестов оценивает память, внимание, мышление ребёнка

Лабораторная диагностика

Исследование крови, мочи не играет решающей роли в постановке диагноза, но помогает врачу исключить другие заболевания, способные вызывать подобные клинические проявления

Особое внимание уделяется обнаружению сахарного диабета, анемии, инфекций;

Инструментальные исследования

Более точно поставить диагноз помогут магнитно-резонансная томография, энцефалограмма, ультразвуковая диагностика сосудов, снабжающих мозг кровью. Эти исследования помогут выявить изменения в работе мозга, обнаружить причину заболевания.

Кишечник и мозг

Есть мнение, что наше настроение и психологический настрой способны повлиять на пищеварительный процесс. Причем же здесь эмоции? Если приём пищи превращается в стресс, это может влиять и на сам процесс пищеварения1. Многим известно отсутствие аппетита в стрессовом состоянии, когда мозг угнетает пищеварение и распределяет ресурсы организма для бегства или нападения с целью защиты.

Иногда переедание может стать способом снятия стресса. Перееданием может обернуться привычка съедать всё до последней крошки не от голода, а для получения похвалы и разрешения съесть сладкое.

Ребёнок до двух лет набирает вес очень быстро. С 2 до 5 лет его рост замедляется, потребность в пище пропорционально его весу уже не так велика1

Родителям важно не путать эти два понятия и следить за тем, чтобы питание было оптимальным, а не избыточным.

Даже если родители не перекармливают ребёнка, это может случиться на праздниках, в гостях, на отдыхе. Пищеварительная система может оказаться не готовой к внезапной перегрузке.

Противоположная ситуация – отказ ребёнка от еды. Это может быть не просто каприз, а попытка избежать неприятных ощущений, которые возникают после употребления тех или иных продуктов. Не все детки могут подробно объяснить родителям свои ощущения и просто отказываются от того, что доставляет им дискомфорт. Так «нелюбовь» к определенным продуктам или блюдам может сформироваться и сохраниться на всю жизнь. Так может проявляться недостаток пищеварительных ферментов для переваривания какого-либо компонента пищи, например, жиров.

Основные симптомы “несварения” желудка у ребёнка:

  • тяжесть в животе;
  • дискомфорт после еды;
  • вздутие, урчание;
  • метеоризм;
  • тошнота;
  • боли.

Длительные нарушения процессов пищеварения могут приводить к диарее и даже потере веса вследствие нарушения поступления питательных веществ2.

Типичные проявления недуга

Симптомы недуга в младенчестве

Груднички с неврологическим синдромом отличаются от своих сверстников повышенным беспокойством. Такие крохи более плаксивые, даже малейшее изменение привычного уклада жизни вызывает у них много эмоций, нарушение аппетита и сна. Ребята могут чрезмерно реагировать на громкие звуки и яркий свет. Нередко режим таких малышей необычный, они с удовольствием спят днём и бодрствуют ночью.

Признаки церебрастении в раннем детском возрасте

Крохи до 3-х лет могут отставать в наборе массы тела и физическом развитии от своих ровесников. Они не любят активные игры, даже небольшие нагрузки приводят к быстрой утомляемости и ухудшению самочувствия. Нередко такие дети выглядят сонными, вялыми, не проявляют интерес к игрушкам, другим детям. Ребята могут отставать в интеллектуальном, речевом развитии, но такие задержки обычно умеренные и легко корригируются.

Одним из признаков неврологических отклонений у ребёнка является «морская болезнь», дети тяжело переносят поездки, а катание на качелях может вызывать рвоту и головокружение. Ухудшается самочувствие крохи при низких и высоких температурах, особенно плохо малыш переносит жару. Вегетативные дисфункции являются причиной нарушения терморегуляции, потливости и зябкости крохи.

Симптомы болезни у дошкольника

В связи с низкой способностью адаптироваться к новым условиям, первые трудности возникают, когда малыша отдают в детский сад. Новые условия и повышенная психоэмоциональная нагрузка сказывается на самочувствии крохи, возникают новые проявления синдрома.

Повышенная тревожность перерастает в страхи, ночные кошмары, энурез. Этих детей легко вывести из равновесия, но успокаиваются они тоже быстро. Значительный стресс приводит к физиологическим нарушениям – возникает тошнота, рвота, головокружение, учащается сердцебиение.

Проявления недуга в школьном возрасте

С момента поступления малыша в школьное заведение на первый план выходят проблемы со способностью концентрации внимания. Такие дети быстро устают и требуют более частой смены деятельности, продолжительных периодов отдыха. Тяжело даётся малышам чтение, запоминание материала, письмо под диктовку, пересказ услышанной информации. Работоспособность ребёнка значительно выше в утренние часы. К вечеру у малыша накапливается усталость и возникает эмоциональное истощение.

Головные боли, головокружение, сопровождающиеся тошнотой и рвотой – частая жалоба, с которой дети обращаются к врачу.

Симптоматика расстройства

При астеногипердинамическом варианте церебрастении преобладают суетливость, двигательная расторможенность и активность, непоседливость, нервная возбудимость, агрессия, раздражительность.

При астеноадинамическом варианте преобладают вялость, апатия, сонливость, заторможенность, бездеятельность.

Общие симптомы церебрастении:

  • эмоциональная неустойчивость, резкие перепады настроения, повышенная ранимость и восприимчивость к внешним воздействиям, плаксивость, обидчивость;
  • повышенная утомляемость и истощаемость нервной системы;
  • ухудшение памяти и концентрации внимания;
  • нарушения сна – бессонница или постоянная сонливость;
  • головные боли, часто сопровождающиеся тошнотой, рвотой, нарастающие при утомлении, резких движениях;
  • головокружения, полуобморочные состояния с потемнением в глазах и ощущением резкой физической слабости;
  • плохая переносимость езды в транспорте, жары и духоты;
  • потливость, недостаточность терморегуляции, колебания температуры тела, тахикардия;
  • повышенная чувствительность к слуховым, световым и обонятельным раздражителям;
  • длительное снижение работоспособности при интеллектуальной нагрузке.

Симптомы синдрома у детей раннего возраста:

  • двигательное беспокойство;
  • беспричинный плач, крик;
  • прерывистый сон;
  • задержка становления моторных функций, речевого развития.

Симптоматика у детей дошкольного и школьного возраста:

  • в моторной сфере возможно два противоположных варианта: двигательная расторможенность либо наоборот, вялость и инертность;
  • трудности адаптации к школе;
  • длительное сохранение дефектов речи;
  • затруднения при выработке навыков чтения, письма, счета;
  • плохое запоминание учебного материала;
  • непереносимость катания на каруселях, качелях;
  • частая беспричинная смена настроения, капризность, недовольство, тоскливость.

Лечение

Лечение при мышечно-тонических синдромах в основном направлено на лечение основного заболевания, послужившего причиной мышечного спазма. Но нередко снятие мышечного спазма приводит к положительной динамике и самого заболевания. Кроме того, длительный спазм мышц приводит к формированию замкнутого патологического круга. И поэтому задача пациента максимально быстрее обратиться к врачу и устранить мышечный спазм. Рекомендуются следующие лечебные мероприятия:

  1. Ортопедические изделия. Ношение корсета (поясничный отдел) или воротника Шанца для разгрузки соответствующих отделов позвоночника. Использование ортопедических подушек.
  2. Медикаментозное лечение. Для уменьшения мышечного спазма возможно применение миорелаксантов, таких, как мидокалм, сирдалуд, баклофен. НПВС (мовалис, вольтарен, ибупрофен и т. д.) помогают уменьшить болевые проявления и снять воспаление.
  3. Местные инъекции анестетиков иногда вместе с кортикостероидами помогают прервать патологическую импульсацию триггерных точек.
  4. Массаж и мануальная терапия достаточно эффективны при мышечно-тоническом синдроме. Эти методы позволяют нормализовать тонус мышц, мобильность двигательных сегментов и таким образом устранить причину болевого синдрома.
  5. Иглорефлексотерапия – хорошо зарекомендовавший себя метод лечения мышечно-тонических синдромов. Метод, прежде всего, помогает минимизировать прием медикаментов, нормализует проводимость по нервным волокнам и снимает боль.
  6. Физиотерапия. Такие процедуры как электрофорез, магнитотерапия, ДДТ, СМТ позволяют уменьшить отек тканей, улучшить кровообращение и уменьшить болевые проявления.
  7. ЛФК. После уменьшения болевого синдрома комплекс упражнений помогает нормализовать мышечный корсет, тонус мышц и является профилактикой мышечных спазмов

Причины возникновения

Развитие и деятельность головного мозга зависит от огромного количества факторов, среди которых недоношенность плода, хроническая гипоксия, прием тератогенных и эмбриотоксических препаратов, родовые травмы, интоксикации. Негативно отразиться на состоянии мозга способны нейроинфекции, травмы, нейрохирургические операции. К основным причинам ЦАС детей младшего и школьного возраста относятся следующие проблемы:

  • черепно-мозговые или родовые травмы;
  • асфиксия новорожденного;
  • внутриутробные инфекции;
  • перинатальная энцефалопатия;
  • сердечно-сосудистые патологии;
  • энцефалит, полиомиелит, менингит.

К особой группе риска относится кислородное голодание при проведении хирургических вмешательств. Пагубно влияет на мозг новорожденного употребление матерью алкоголя, определенных лекарственных препаратов, наркотических средств. Пусковым механизмом к проявлению цереброастенического синдрома считаются вирусные инфекции, а также длительное психическое или эмоциональное напряжение.

Профилактика – возможна ли?

Чтобы максимально снизить риск развития церебрастении у детей раннего возраста, будущей маме необходимо своевременно лечить хронические заболевания до и в течении беременности, корректировать эндокринные, сосудистые и прочие патологии беременности, своевременно обращаться за квалифицированной помощью при наличии признаков токсикоза, резус-конфликта, угрозы невынашивания, гипоксии.

Избежать нервного истощения поможет тщательная диагностика и коррекция неврологических нарушений, профилактика детского травматизма, своевременное и грамотное лечение инфекционных заболеваний, интоксикаций.

Причины заболевания

Запор, или констипация, — это нарушение естественной проходимости кишечника в связи с действием определенных факторов. Причин этого заболевания может быть несколько:

  • дисбактериоз, несбалансированное питание, нехватка потребляемой жидкости;
  • системные заболевания, эндокринные патологии, опухоли кишечника;
  • заболевания желудочно-кишечного тракта (гастрит, язвенная болезнь и пр.);
  • сознательное или неосознанное сдерживание позывов к дефекации;
  • геморрой, анальные трещины (страх посещения туалета);
  • прием некоторых лекарственных средств, изменяющих моторику кишечника и вмешивающихся в процессы пищеварения и др.

Исследователи Кляритская И.Л. Максимова и Е.В. в своей работе по исследованию функционирования ЖКТ пишут, что «у большинства пациентов с заболеваниями органов пищеварения имеются симптомы, которые свидетельствуют о нарушении моторно-эвакуаторной функции желудка и двенадцатиперстной кишки» (Кляритская, Максимова, 2008, с. 9).

Нарушение моторики пищеварительного тракта может быть первичным и вторичным. Первичные патологии зачастую обусловлены проблемами с вегетативной и центральной нервной системой, а также психосоматическими расстройствами и кишечными инфекциями. Вторая группа обусловлена течением заболеваний других органов и систем, например, сахарным диабетом, системной склеродермией, расстройством двигательной активности желудочно-кишечного тракта и пр. В этом случае потребуется консультация специалиста узкого профиля.

Запор в течение недели у взрослого может говорить, что неблагоприятные факторы, вызывающие затруднения дефекации, продолжают влиять на состояние кишечника и его функции. Пищеварительные расстройства могут проявляться на фоне гормонального дисбаланса, гормонотерапии.

Среди многочисленных факторов, провоцирующих проблемы с дефекацией, можно выделить недостаточный питьевой режим, избыточное употребление пищи, несбалансированный рацион, низкая физическая активность. Нарушение моторной функции кишечника очень часто возникает на фоне приема лекарственных средств: антидепрессантов, гормональных препаратов, спазмолитиков и др.

В зависимости от характера моторных нарушений кишечника выделяют разные виды запоров. К ним относятся гипокинетические, гиперкинетические, кологенные и ректоперинеальные. Некоторые из них возникают на фоне замедления продвижения содержимого по толстой кишке, нарушения функционирования анального сфинктера, ослабления мышц тазового дна.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий