Симптомы, похожие на физические (соматические) болезни
Также невроз может проявляться в форме телесных недугов и неясных симптомов:
- Часто болит голова или живот.
- Ребенок постоянно кашляет, кашель усиливается при волнении.
- Не успевает добежать до туалета (старше трех лет): недержание мочи (энурез), недержание кала (энкопрез).
- Плохо ест.
- Беспокойно спит.
- Заикается.
Отличить невроз от физических заболеваний можно по трем критериям.
Врачи не нашли ничего серьезного. Педиатр, терапевт, невролог, эндокринолог не находят серьезных отклонений в организме, анализы в порядке или с незначительными изменениями.
Ребенок подвержен стрессу. При подробной беседе с родителями выясняется, что ребенок переживает стресс, и не умеет с ним справляться.
Если стресс прошел, симптомы исчезают. Или другой вариант: стресс продолжается, но ребенок научился с ним справляться и теперь меньше переживает. Тогда невроз тоже пройдет. Например, родители объяснили, что проблема в воспитательнице, а не в ребенке, — и малыш успокоился.
Это всё — невроз у детей симптомы, тринадцать совершенно разных проявлений. Что же общего?
Два типа агрессии у детей
У малышей встречается два типа проблем с агрессией. Если это изложить в упрощенном варианте, то получится «агрессор» и «жертва».
Ребенок-агрессор
Агрессоры не умеют справляться с проявлением своего гнева, он их буквально затапливает, выплескиваясь на родных, воспитателей детского сада и других детей. В первую очередь, это портит взаимоотношения со сверстниками — малыши начинают бояться и обходить стороной забияку, и через какое-то время он почувствует себя в изоляции. А это, в свою очередь, вызывает еще большее раздражение и желание отомстить.
Почему дети проявляют агрессию?
Почему ребенок начинает проявлять агрессию? От страха показаться слабым и несамостоятельным. От невнимания со стороны родных и игнорирования желаний и потребностей ребенка «обойдешься, подумаешь — ему хочется». Не последнюю роль играют и родительские установки: «побеждает сильнейший», «за все нужно бороться», «а ты дай ему в нос, вот он и отстанет»
Иногда действительно важно, чтобы ребенок смог за себя постоять и показал другим, что он не слабак. Но лучше показать малышу другую стратегию и научить решать проблемы мирным путем
Только не запрещайте ему выражать свою агрессию, просто предложите реагировать по-другому, «выпускать пар» безобидным для окружающих способом. Ребенку, который научится строить дипломатичные отношения со сверстниками, будет легче в дальнейшей жизни.
Ребенок-жертва
Обратная сторона медали — так называемая жертва. Над ним смеются, его дразнят, с ним не хотят дружить. «Почему?» — думают родители. А причиной может стать что угодно: плохая физическая форма (считают слабаком или он не может дать сдачи), немодный вид, низкая успеваемость, избыточный вес. Люди симпатизируют тем, кто на них похож, а тех, кто чем-то отличается, воспринимают как чужака. Во взрослом возрасте мы умеем скрывать эти чувства под маской вежливости, а вот у детей все на поверхности.
Отдельная причина для нелюбви со стороны других детей — занозистый характер. Тихий с виду ребенок, освоившись и осмелев, начинает всех дразнить, затрагивая их самые уязвимые места. Разумеется, такого ребенка будут избегать — кому же приятно подвергаться недобрым насмешкам? Попробуйте объяснить ребенку, что другим детям обидно слышать обзывалочки, это их ранит, пусть малыш учится проявлять сочувствие.
Как еще проявляется невыраженная детская злость
Был в моей практике замечательный мальчик. Добрый, послушный, спокойный. Только вот речь отстает и с горшком проблемы. Как выяснилось позже, мальчик вовсе не злится. Он принимает любые предложения родителей и других взрослых, быстро отказывается от своих желаний, понимает и принимает любые «нельзя»… Мечта, а не ребенок! Но у ребенка двух-трех лет единственный способ контроля над родителями — его естественные отправления. Именно так он радует и расстраивает родителей. А как еще, если не через них влиять на взрослых? И начинает ребенок отказываться ходить на горшок или у него возникают запоры. У ребенка нет больше возможности злиться. У него есть только такой инструмент.
Что мы делаем, когда обижаемся? Правильно, перестаем общаться, замолкаем, перестаем разговаривать. Улавливаете связь? Отсюда и задержки в развитии речи.
Были у меня и дети с навязчивыми движениями, судорогами, поведенческими расстройствами. А причины все те же. Невыраженные и непрожитые эмоции.
«Эмоция уходит сама по себе, когда она прожита», — говорила детский психолог Ирина Млодик.
Следуя от противного, если эмоция не прожита, она остается. Она просачивается сквозь тело, поведение, мысли, действия человека. Она все равно найдет выход. Другой вопрос: какой?
Причины детской агрессии
Нет простого объяснения, почему иногда ребенок очень агрессивный. Тем не менее, есть факторы, которые увеличивают вероятность агрессивного поведения. Их можно объединить в 4 ключевые причины – семейные, личные, внешние и характерологические.
- Семейные причины детской агрессии
- равнодушие, холодность и неприятие со стороны родителей
- чрезмерная или, наоборот, слишком мягкая дисциплина в семье
- семейная нестабильность и частые конфликты между родителями
- пренебрежение и отсутствие внимания к ребенку
- злоупотребление родителями психоактивными веществами
Личные причины детской агрессии
- плохое самочувствие и переутомление
- задержка психического развития
- внушенное ребенку чувство вины
- отсутствие уверенности в личной безопасности
Внешние причины
- проживание в неблагоприятных и социально неблагополучных условиях
- общение со сверстниками, которые ведут себя агрессивно
- употребление некоторых продуктов питания (шоколад, газировка, чипсы)
- чрезмерный просмотр телевизора
- воздействия жары, тесноты и шума
Характерологические причины
- особенности темперамента (холерик)
- повышенная обидчивость, раздражительность
- эмоциональная неустойчивость и сниженные способности контроля эмоций
- акцентуации характера и псхопатии (эпилептоид, циклоид)
Проявления детской агрессии
В разном возрасте детская агрессия проявляется по своему, но в не выраженных своих формах свидетельствует о переходных этапах развития.
- до 1 года – проголодавшийся малыш кричит и сердится
- в 1 год – разозлившийя ребенок может ударить мать
- в 1,5 года –может кричать до исступления так, что родители не понимают, что с ним
- в 2 года – может ударить по голове игрушечной лопаткой
При нормальном развитии ребенок перерастает указанные проявления и к 3 годам у него появляется знание правил и понимание необходимости сдерживаться, хотя не исключаются словесные выпады и перепалки.
Почему мы не умеем грамотно злиться
Нас этому не учили. А наших родителей не учили их родители. Что делают взрослые, когда проявляется злость у ребенка, когда он начинает топотать ножками, кричать и плакать? Как правило, стараются скорее его успокоить, заткнуть, переключить… Что угодно, только бы не столкнуться с этим страшным чувством. Ведь если ребенок его проявит, даст право на существование, придется что-то с ним делать, как-то справляться. Нет уж! Лучше подавить, зажать, спрятать.
Чаще всего дети слышат: «Прекрати немедленно!». И ребенок прекращает. Замирает. Затихает. Ура! Цель родителя достигнута, ребенок спокоен. Но что с ним происходит в это время? Куда делся этот страшный зверь, который только что был готов растерзать не только малыша, но и все вокруг? Он замер… Спрятался внутри маленького тела. Замолчал, но продолжает пожирать ребенка изнутри. Все бы ничего, только ребенок стал часто болеть. У него появился хронический кашель, бронхит, а может и вовсе астма. Невыраженные эмоции очень любят показаться на поверхности кожи. А мама уже несколько месяцев таскает ребенка по поликлиникам и безуспешно пытается узнать причину непонятной сыпи. Да, это так. Если эмоция не находит выход, если психика не справляется, подключается тело. Психосоматика называется.
Второй излюбленный вариант взрослых отгородиться от чувств ребенка — прогнать его. Вместе с его злостью. «Иди в свою комнату и успокойся», — слышит ребенок. И он уходит. От родителей, от чувств, от себя самого… Самые близкие люди его не поняли, не приняли. А значит он плохой, с ним что-то не так. Никто не может с ним справиться. И ничто ему не может помочь.
Такой ребенок будет «уходить» из любой ситуации, стараться быть максимально удобным, правильным, будет угождать всем даже во вред себе. Только бы не столкнуться с этим ужасным чувством, которое не выносила даже мама. Он никогда не сможет сказать «нет», отстоять позиции, выразить мнение, настоять на своем.
Что такое агрессия у детей?
Проблема агрессии довольно остро стоит в современном мире. И мы, взрослые, не всегда умеем мирным путем решать свои споры, а как это происходит у маленьких? Они ведь учатся, глядя на вас — родителей.
Агрессия — нормальная реакция любого живого организма, она необходима для выживания и достижения поставленных целей. Без агрессии мы бы не строили городов, не делали научных открытий и изобретений. Психологи трактуют агрессию как силу, с которой человек стремится к осуществлению задуманного, и это, безусловно, ценное качество. Но иногда агрессия выходит из под контроля и причиняет вред как самому человеку, так и его окружению.
Что происходит с психикой в подростковом возрасте
В период в среднем с 10 до 18 лет развитие внутренних органов и систем приобретают качественные изменения, запускается гормональная перестройка, начинают проявляться новые социальные инстинкты, формируется сексуальное поведение. Все это отражается на психической сфере. Меняются практически все психические функции.
Повышается внимание к вещам, которые ранее были не интересны. Возрастает нагрузка на эмоциональную и волевую сферу, из-за чего все труднее становится сдерживаться и приспосабливаться
Изменяется мышление и личностные особенности. Это способствует таким подростковым особенностям поведения как:
- реакции протеста,
- привлечение к себе внимания,
- реализация неизрасходованной нормальным образом энергии,
- нетерпимость.
Также в разделе
Игромания: Пустые мечты о выигрыше Почему азартные игроки считают, что выиграют много? Нандо Пелучи, кандидат наук, говорит, что мы ставим на кон все, ради попытки сорвать джекпот. “Еще одно… | |
Деперсонализация Деперсонализация (деперсонализационный синдром) — один из видов расстройств самосознания, определение и симптомы которого до сих пор являются спорными… | |
Особенности задержки психического развития Задержка психического развития (ЗПР) — патологическое состояние ребенка, при котором они имеют нарушения в поведении, эмоциональной сфере, воли,… | |
Синдром Туретта Что такое синдром Туретта? Синдром Туретта – это неврологическое (мозговое) состояние, которое обычно начинается в детстве. Оно является причиной того, что… | |
Социофобия Социофобия — это психическое расстройство, фобия перед нахождением в социуме, перед необходимостью действовать, говорить среди людей и взаимодействовать с… | |
Искусственные расстройства Искусственные расстройства – это состояния, при которых человек действует так, как если бы у него были физическое или психическое заболевания, в то время как… | |
Идиотия Идиотия — самая тяжелая из степеней олигофрении (умственной отсталости), которая может быть как врожденной, так и приобретенной. Болезнь заключается в… | |
Панические атаки Паническая атака — приступ тревоги и страха, который сопровождается ускоренным биением сердца, головокружением, усложненным дыханием; возможны также боли в… | |
Олигофрения Олигофрения – группа различных по этиологии и патогенезу заболеваний, основным проявлением которых служит врожденное или приобретенное в первые 3 года жизни… | |
Панический страх Панический страх называется никтофобией. Это навязчивый страх, которые следует отличать от обычных, периодически возникающих страхов, присущих всем людям…. |
Виды агрессии у детей
По направленности игрессивное поведение бывает двух типов:
- гетероагрессия
- аутоагрессия
Первый из названных типов направлен на тех, кто окружает ребенка. Это может быть употребление ненормативной лексики или даже убийства. Аутоагрессия, как понятно из названия, это поведение, направленное на себя. Сюда относится саморазрушающее поведение и самоуничижение, крайней формой такого поведения является самоубийство.
По причинам появления агрессивное поведение бывает таким:
- реактивное
- спонтанное
Реактивное возникает как ответная реакция на внешние факторы, например, ситуация ссоры. Спонтанная агрессия не имеет видимой причины, она мотивируется внутренними импульсами личности.
По целенаправленности агрессивное поведение детей может быть:
- инструментальным
- целевым
Первый из названных видом служит для достижения задуманного результата; второй является спланированным действием, целью которого является нанесение ущерба человеку или животному.
По открытости проявления агрессивное поведение может быть:
- прямым
- косвенным
Прямая агрессия подразумевает направленность на объект, который вызывает злость, раздражение или другие негативные эмоции. А второй из названных видов направлен на людей или животных, которые не вызывает злости или прочих негативных эмоций, но по каким-то причинам является более удобным для выплескивания эмоций. Например, ребенок в школе имел негативный опыт общения с учителем, и, приходя домой, срывается на своей сестре, хотя та ни в чем не виновата.
По форме проявлений агрессивное поведение делят на три вида:
- экспрессивное
- вербальное
- физическое
Экспрессивное подразумевает использование невербальных средств:
- интонации
- мимики
- жестов и пр.
Вербальная агрессия — словесное выражение негатива, в основном угрозы и оскорбления. Физическое агрессивное поведение подразумевает нанесение ущерба кому-либо с помощью прямого применения физической силы.
Исследователь И. А. Фурманов агрессивное поведение детей делит на 2 формы:
- социализированная
- несоциализированная
Социализированная
У большинства детей нет психических болезней, у них низкая мораль и воля, что отражается на поведении. В плане самоконтроля они слабые, могут не придерживаться социальных норм, потому что имеют слабое понятие о них или же неверное воспитание
Агрессия используется ими в основном, чтобы привлечь внимание к своей персоне. Эмоции они выражают четко: кидаются вещами, кричат
Как только они получили внимание, агрессивное поведение сменяется на спокойное.
В таких случаях проявления агрессии кратковременные, жестокости не наблюдается. После крика на сверстника может быть попытка вступить с ним в игру, к примеру. Дети с такими проявлениями агрессии не имеют почти никогда друзей. Сверстники будут сторониться их или игнорировать. Поведение такого плана напоминает гиперкинетичесий синдром, но является более агрессивным и целенаправленным.
Несоциализированная
Дети с такой формой агрессивного поведения имеют в основном психические нарушения, например, органическое поражение мозга или шизофрению. У них также наблюдается негативное эмоциональное состояние. Враждебность по направлению к окружающим у таких детей спонтанная, или же может возникать в стрессовой ситуации.
При несоциализированной агрессии дети характеризуются импульсивным поведением, излишней возбуждаемостью, эмоциональным напряжением и высоким уровнем тревожности. Чаще всего они проявляют физическую и вербальную агрессию. Такие дети не пытаются дружить с ребятами во дворе и одноклассниками. О причинах своих действий рассказать почти никогда не могут. Зачастую агрессивное поведение нужно им, чтобы снять эмоциональный стресс или получить удовлетворение от того, что другой страдает от их действий.
Какие дети растут агрессивными?
Среди мальчиков шанс вырасти агрессивным человеком высок у мальчиков, которые являются «кумирами семьи». Это мальчики, которые воспитывались мамой и бабушкой без папы. Типичный представитель этой группы — Лермонтов М. Ю., который вырос в окружении женщин. Его склонность к конфликтам прослеживается во всей биографии.
С большой вероятностью агрессивными вырастут мальчики, в семьях которых мать мягкая, а отец авторитарный и требовательный. Мальчик начинает ассоциировать себя с папой, пытаясь вступить в противостояние со всеми, в том числе и с папой. Если отец не сможет противостоять ребенку, тот вырастет авторитарной и агрессивной личностью.
Склонность к агрессивному поведению имеют девочки, которые расли в семье с уступчивым папой и авторитарной, агрессивной мамой. В таких случаях дети начинают идентифицировать себя с матерью. Также агрессивными рискуют вырасти девочки, которые самостоятельно пробивающиеся в жизни; которым родители не уделяют должного внимания, не воспитывают их. В таких случаях агрессия нужна им, чтобы выжить, это почти всегда инструментальный тип. Примером может служить Пеппи-Длиный Чулок.
Почему возникает кризис одного года
Ваш малыш растет и каждый день узнает что-то новое. К одному году он уже такой взрослый, что вы с удивлением вспоминаете, каким маленьким и беззащитным он был, когда родился. Теперь он ходит или хотя бы пытается, понимает слова взрослых и пробует говорить сам.
Каждый день мир открывается ему все больше. Вместе с новыми знаниями о мире его эмоциональное восприятие усложняется, ему нужно больше движения и впечатлений. Ребенок настойчиво требует общения и становится очень эмоциональным. Главное — запастись терпением и сохранять спокойствие. Никакая муха вредности не кусала вашего кроху. Просто он вырос, и у него начался кризис одного года — переходный период между младенчеством и ранним детством. Впрочем, этот период можно прожить и без явных кризисных проявлений, если предоставлять малышу достаточно внимания, возможностей для движения и развития. В контексте этой темы советуем познакомиться с материалом о развитии и игрушках
Перечислим основные процессы, происходящие с малышом к 12 месяцам:
- Становление ходьбы. Примерно в 8 – 14 месяцев дети начинают самостоятельно ходить, что само по себе сильно влияет на развитие ребенка, ведь этот новый навык дает ему возможность еще глубже исследовать окружающий мир;
- Развитие речи. В этот же период активно развивается речь. Но язык годовалого ребенка не похож на язык взрослых. Слова, которые он произносит, отличаются от привычных нам, и в каждое малыш вкладывает какой-то особый смысл, а иногда и несколько. Значение слова зависит от ситуации, в которой оно произносится. Мышление ребенка в этом возрасте носит несамостоятельный характер. Если взрослые могут пользоваться словами для описания своих мыслей, переживаний или воспоминаний, то ребенку они нужны для того, чтобы описать то, что он видит в данный момент времени. Пока еще он не может говорить об отсутствующих предметах. Данное явление носит название «автономная речь». С ее помощью ребенок констатирует, но не делает умозаключений. Вместе с тем слова «взрослой речи» малыш уже понимает;
- Противостояние взрослым. На этом этапе происходит отделение от матери. Ребенок начинает противопоставлять себя другим. Малыш отказывается выполнять просьбы родителей (прежде всего — если он ощущает недостаток их внимания), иногда как бы возвращаясь к более раннему периоду в поведении.
У малыша возникает противоречие между собственными потребностями и возможностями: он стремится все делать сам, но у него не всегда получается. Он хочет сказать, но не может подобрать слова, хочет достать, но не дотягивается. Эти противоречия не только движущая сила его психического и общего развития, но и причина возникновения агрессии и эмоциональных вспышек.
Кризис одного года может длиться от одной недели до нескольких месяцев, пока у ребенка не закончится период автономной речи.
Что делать, если ребенок агрессивный?
Первое, что требуется от родителей, пытающихся снизить детскую агрессию – это вовлеченность в дела ребенка, принятие его как личности, интерес к его миру и понимание мотивов поведения.
В некоторых случаях родителям не удается самостоятельно справиться с агрессии ребенка. В ряде ситуаций требуется помощь детского психолога или психотерапевта.
В каких случаях необходимо обратиться к специалисту?
- если ребенок стал чрезмерно агрессивен в течение длительного времени, более нескольких недель
- если агрессия приобрела необычные, вычурные черты
- агрессивность приводит к физическим повреждениям и даже травмам его самого или окружающих
- агрессия приводит к конфликтам со сверстнкиами или воспитателями, учителяи в детском саду или школе вплоть до остранения ребенка от занятий
Следует помнить, что иногда детская агрессия возникает не только из-за семейных или психологических сложностей, а является симптомом психических расстройств. Поэтому поддержка специалиста необходима, для того чтобы идентифицировать ведущие факторы и дать рекомендации родителям.
В нашем центре опытные детские психологи, психотерапевты проведут оценку с помощью проверенных методов для того, чтобы понять поведение ребенка. После диагностики состояния и установления причины подберут оптимальный вариант решения.
Существует много вариантов помощи таким детям, семьям с такими детьми. Это и психологическая помощь, и биологическая, и социальная.
В нашей команде собраны ведущие специалисты Санкт-Петербурга по этому направлению.
Мы будем рады Вам помочь!
Агрессия и аутизм
Современные исследования агрессии у лиц с РАС выявляют любопытные тенденции относительно факторов риска. Полученные выводы углубляют наши общие представления о проблемном поведении. Рассмотрим наиболее интересные из них:
- Люди с РАС чаще склонны проявлять агрессию в отношении близких, осуществляющих за ними уход, по сравнению с нейротипичной выборкой и другими лицами с когнитивными нарушениями.
- Аутисты обоих полов демонстрируют примерно одинаковую склонность к агрессии, что отличает их от остальной популяции. В то же время, обычные факторы риска (более низкий уровень интеллектуального развития, образования, речевых навыков) не повышают вероятность агрессивного поведения среди лиц с РАС.
- Как и в случае нейротипичной выборки, возраст является фактором риска. Чем моложе лицо с РАС, тем выше уровень агрессии. Предположительно, созревание и обучение благоприятно влияют на поведение.
- Наиболее склонны к агрессии те, у которых более выражена симптоматика. В зоне риска дети, интенсивно практикующие повторяющееся поведение, особенно это касается самоповреждения и ритуалов, а также повышенной чувствительности к нарушениям рутины. Также с агрессивными проявлениями при аутизме связывают более глобальные трудности социального взаимодействия.
Вышеизложенное свидетельствует о том, что основные симптомы аутизма коррелируют с риском формирования проблемных форм поведения. Возможно, отсутствие понимания окружающих и дискомфорт, вызванный нарушением привычного положения вещей, способствуют развитию агрессивных видов реагирования у людей с РАС.
Агрессивное поведение мальчиков и девочек: отличия
Агрессивное поведение мальчиков всегда более открытое. Контролировать свои негативные эмоции мальчики учатся позже девочек. К тому же, в обществе до сих пор доминирует представление, что агрессия не должна быть присуща девочкам. Потому с детства их учат не показывать свое недовольство и злость. Девочкам никогда не дают советов давать сдачу обидчикам, а мальчиков часто воспитывают именно так.
Отличие также в том, что девочки характеризуются большей впечатлительностью, чем мальчики. Потому грубое проявление агрессии обычно им претит. Они начинают проявлять агрессию словами, а не поступками. Часто это не оскорбления, а сарказм и ирония. Агрессия девочек и девушек-подростков часто направлена на психологически уязвимое место конкретной личности. Потому можно сказать, что агрессивное поведение девочек более эффективно. У мальчиков слабый контроль агрессии, агрессивное поведение их генерализированно, может касаться всех окружающих людей подряд.
В возрасте 10-14 лет девочки часто «подставляют» мальчиков, что такое является проявлением агрессивного поведения. Когда назревают «групповые» конфликты, девочки почти никогда не бывают исполнительницами, в основном они подначивают остальных, разжигают ссору.
Источники
- Alotaibi AT., Alhowaish AA., Alshahrani A., Alfaraj D. Congenital Methemoglobinemia-Induced Cyanosis in Assault Victim. // Cureus – 2021 – Vol13 – N3 – p.e14079; PMID:33903840
- Mulder J., Teunissen TAM., Pranger ES., Hiddink-Til A., Lagro-Janssen ALM. Reporting after sexual violence: The influence of victim, assault and perpetrator characteristics. // J Forensic Leg Med – 2021 – Vol79 – NNULL – p.102076; PMID:33896595
- Özdemir EZ., Bektaş M. The effects of self-efficacy and locus of control on cyberbully/victim status in adolescents. // J Pediatr Nurs – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33892999
- Quadrado ERS., Tronchin DMR., Maia FOM. Strategies to support health professionals in the condition of second victim: scoping review. // Rev Esc Enferm USP – 2021 – Vol55 – NNULL – p.e03669; PMID:33886900
- Oliveira JC., Barros MPS., Barreto IDC., Silva Filho RC., Andrade VA., Oliveira AM., Lima TCRM., Oliveira JC., Arcelino LAM., Oliveira LCS., Santana-Santos E., Almeida-Santos MA., Sousa AC., Barreto Filho JAS. Access to Reperfusion Therapy and Mortality in Women with ST-Segment-Elevation Myocardial Infarction: VICTIM Register. // Arq Bras Cardiol – 2021 – Vol116 – N4 – p.695-703; PMID:33886713
- Rivera-Chiauzzi E., Finney RE., Riggan KA., Weaver AL., Long ME., Torbenson VE., Allyse MA. Understanding the Second Victim Experience Among Multidisciplinary Providers in Obstetrics and Gynecology. // J Patient Saf – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33871416
- Helmi HA., Alshalfan RI., Albabtain IT. Laparoscopic exploration of the retroperitoneum in a gunshot victim: A case report. // Int J Surg Case Rep – 2021 – Vol82 – NNULL – p.105863; PMID:33862411
- Knudsen T., Abrahamsen C., Jørgensen JS., Schrøder K. Validation of the Danish version of the Second Victim Experience and Support Tool. // Scand J Public Health – 2021 – Vol – NNULL – p.14034948211004801; PMID:33860696
- Gregory A., Johnson E., Feder G., Campbell J., Konya J., Perôt C. Perceptions of Peer Support for Victim-Survivors of Sexual Violence and Abuse: An Exploratory Study With Key Stakeholders. // J Interpers Violence – 2021 – Vol – NNULL – p.8862605211007931; PMID:33858249
- Scarpis E., Castriotta L., Ruscio E., Bianchet B., Doimo A., Moretti V., Cocconi R., Farneti F., Quattrin R. The Second Victim Experience and Support Tool: A Cross-Cultural Adaptation and Psychometric Evaluation in Italy (IT-SVEST). // J Patient Saf – 2021 – Vol – NNULL – p.; PMID:33852543
Что стоит за агрессией
Агрессивность, к сожалению, заложена в каждом организме. Способность к агрессивному поведению унаследовано нами от наших предков. Когда-то, много веков и тысячелетий назад, агрессивность была проявлением защиты от разрушающих внешних факторов, позволяла человеку приспосабливаться и выживать.
В процессе эволюции, с развитием цивилизованного общества потребность в агрессии для выживания резко уменьшилась. Поэтому в норме агрессивные инстинкты подавлены и не проявляются. Но это в норме. В случаях, когда нервная система начинает испытывать нагрузки, психика подвергается деформации, запускаются болезненные изменения и агрессивность может выливаться наружу.
Жестокость – разновидность агрессивного поведения, проявляющаяся в виде грубого и безжалостного отношения к окружающим. Жестокость, по мнению психологов, является следствием дефицита в эмоциональной сфере, сфере общения и планирования своего поведения и предвидения последствий своих действий.
И если агрессивность как более широкий по проявлениям феномен может быть болезненным симптомом, а может и временной обратимой реакцией здоровой психики; то жестокость часто оказывается признаком какого-либо заболевания нервной системы и психики.
Коррекция начальной стадии агрессии
Когда ребенок только начал проявлять агрессию (она еще не вошла в привычку, является чем-то новым в его поведении), применяйте такие методы:
- переключение внимания
- игнорирование
- «изящный уход»
Изящный уход позволяет всем сторонам конфликта достойно и без потерь выйти из ситуации. Если вы среагируете нестандартно, возможно, это подействует лучше, чем ругать и наказания.
Внимание ребенка проще всего переключить на игровую деятельность. Правильные игры снимают психологическое напряжение малыша
Ниже описанные игры не нуждаются в специальном месте и дополнительных объектах (игрушках). Предложите ребенку начать игру, когда он чем-то раздражен или разозлен. Также малыш может сам вас просить поиграть с ним. Каждый раз нужно хвалить ребенка, говорить, что у него всё отлично получается. Нужно получать наслаждение от процесса игры, а не делать вид, что это вам в тягость, и вы играете только ради ребенка.
Игра «Да и нет»
Игра предназначена для снятия у ребенка усталости и выведения его из апатичного состояния. Для этого вам понадобится только колокольчик. Суть игры заключается в бое словами. Кто-то из вас должен начать — произнести слово «да», а другой произносит в ответ «нет». И в споре далее нельзя применять другие слова, только эти два.
Начинайте тихо, как только можете, и с каждой репликой громкость должна по чуть-чуть нарастать. И на каком-то моменте один из игроков решит, что большей громкости достичь нельзя, тогда он должен позвонить в колокольчик. Это сигнал, что нужно некоторое время ничего не говорить, оставаться в тишине.
Игра «Кляксы»
Эта игра нужна для устранения агрессии и снятия страхов. Для этого вам понадобятся листы и краска. Предложите малышу взять на кисточку небольшое количество любой краски и сделать кляксу на листке. Лист далее складывают надвое, чтобы получить отпечаток кляксы на другой стороне. Далее лист нужно развернуть и пофантазировать, что напоминает получившееся пятно.
Дети, склонные к агрессии, отдают предпочтение темным тонам краски. Они «видят» в пятнах негативные образы, страшные объекты. Когда вместе с ребенком обсуждать получившийся образ, выплескивается внутренний негатив из его психики. Родители же, делая свою кляксу, должны отдавать предпочтение ярким или светлым оттенкам, фантазировать только приятные, позитивные объекты в них.
Игра «Повторяй за мной»
Игра помогает избавить малыша от агрессии и усталости. Для этого вам понадобятся только карандаши или ручки. С помощью карандаша нужно выстучать на столе ритм какой-то песни. Потом попросите ребенка, чтобы он повторил прозвучавший ритм. Если ребенок повторяет не совсем верно, покажите ему, как правильно выстучать.
Потом вы меняетесь местами: ребенок выстукивает ритм, а вы повторяете за ним. Задание можно сделать более сложным: просить малыша угадать, что за песню вы только что выстучали.
Как злиться конструктивно и безопасно
Если ребенок постоянно злится, не запрещайте ему этого делать, забудьте фразы «не злись», «со злым мальчиком никто не будет дружить».
Озвучьте ребенку его чувство: «ты злишься», «ты можешь злиться», «все иногда злятся». Разделите эмоцию и агрессивные действия: «Меня бы тоже разозлила эта ситуация, но бить другого нехорошо, это больно и обидно». Предположите из-за чего злится ребенок и предложите выход: «Ты злишься, потому что хочешь забрать у Маши ее куклу. Это кукла чужая. Ты не можешь ее взять без разрешения. Но ты можешь попросить Машу дать тебе поиграть с этой куклой».
Важно, осуждая действия ребенка, при этом принимать его чувства. «Ты разозлился на воспитательницу, потому что она поставила тебя в угол
Я бы тоже на нее разозлилась, ведь стоять в углу неинтересно, хочется продолжать прыгать по стульям. Это так весело! Но кидать в человека машинкой плохо, ведь можно сделать ему больно. Воспитательница за тебя переживает, она хотела, чтобы ты в углу немного успокоился. Прыгая по стульям, ты мог упасть».
В данном случае мама назвала чувство ребенка, из-за которого он бросил в воспитательницу машинку — злость. Она назвала причину, по которой возникла злость у ребенка — воспитательница не разрешила ему прыгать по стульям и поставила в угол. Мама признала, что прыгать по стульям весело, а в углу стоять скучно. Наконец, мама объяснила из-за чего воспитательница поставила его в угол — она переживала, чтобы он не причинил себе вред.
Однако чаще всего мамы, узнав о подобной ситуации, говорят следующее: «Что? Ты бросил в воспитательницу машинкой? Какой кошмар! Мне стыдно, что у меня такой сын. Она поставила тебя в угол? И правильно сделала! Нечего прыгать по стульям!» Вот типичный пример непонимания матерью чувств ребенка.