Вашему ребенку десять месяцев: что он уже умеет и что он должен уметь в этом возрасте

Физическое развитие

Малыш набирается сил и ловкости. Его тело изменяется с каждым месяцем, готовясь к самостоятельной ходьбе.

За 10 месяц жизни ребенок, как правило, набирает около 450 грамм, а выше он становится на целых 1-1,5 сантиметра. Окружность головы и обхват грудной клетки увеличиваются на 0,5 см. У некоторых деток прибавка в весе составляет не более 300 грамм. Такая ситуация возникает, если малыш очень активен и много двигается.

Все детки индивидуальны и растут с определенным темпом, однако, в медицинской практике существует таблица, согласно которой среднестатистический малыш 10 месяцев должен иметь определенные физические параметры.

Так, мальчик в 10 месяцев весит в норме от 8 до 11 килограмм. Девочки практически не отстают — от 7,9 до 10,5 килограмма. Средний рост ребенка данного возраста составляет 68-79 сантиметров. Окружность головы у мальчиков находится в пределах 44-49 сантиметров, у девочек — 43-49 см. Обхват грудной клетки находится в пределах 44 – 53 см. Мальчики обычно несколько крупнее девочек.

В 10 месяцев ребенок уже обычно становится счастливым обладателем 6 зубов. Это два верхних резца, а также по паре средних зубчика — верхних и нижних.

Все крохи индивидуальны и развиваются в собственном темпе. Если вы заметили существенное отклонение от приведенных данных, обратитесь к специалисту за консультацией.

Что умеет малыш к концу 10-го месяца

Что должен уметь малыш к началу 11-го месяца своей жизни? Десятимесячный ребенок свободно и легко должен выполнять ряд действий:

  • садиться самостоятельно;
  • стоять несколько минут без опоры;
  • захватывать и удерживать любимую игрушку;
  • легко переворачиваться со спинки на животик и обратно;
  • самостоятельно вставать, ходить, держась за руку родителя, стену или другую опору.

Так как в этом возрасте ваш малыш начинает делать свои первые шаги, следует задуматься о покупке обуви. Она обязательно должны быть качественной и подходить по размеру.

Физические навыки

На 10-м месяце жизни ребенок закрепляет все то, чем овладел ранее. Новых навыков приобретает меньше. Он хорошо ползает, самостоятельно садится и встает, свободно передвигается по опоре, а некоторые дети даже делают в этом возрасте первые шаги.

Социальное развитие

Социальные навыки, которыми владеет десятимесячный ребенок:

  • повторяет звуки и отдельные слова за взрослыми, а также жесты и мимику;
  • выполняет несложные инструкции;
  • знает свое имя;
  • дети стремятся получить похвалу и расстраиваются, если их ругают;
  • нуждается в игре, с желанием идет на контакт с ровесниками и детьми постарше.

Социальным навыкам ребенок учится от взрослых, поэтому как можно чаще нужно разговаривать и играть с ним.

Эмоциональное развитие

В этом возрасте ребенок проявляет эмоциональную реакцию на любые события: он с радостью воспринимает весть о прогулке или купании, обижается и злится, если что-то не получается, пугается при незнакомом звуке.

Речь

В 10 месяцев словарный запас расширяется. Совершенствуются речевые навыки. Малыш произносит осмысленные слова и слоги, соотносит слово с действием или предметом, узнает на картинках предметы.

Нейро-психомоторное развитие

Познавательные процессы к концу 10-го месяца получают свое стремительное развитие:

  • в речи появляется больше слов и слогов;
  • малыш распознает звуки и мелодии, узнает близких родственников по голосу;
  • наблюдает за действием взрослых, улыбается в ответ на улыбку;
  • понимает несложные инструкции;
  • стоит без опоры и делает первые шаги без опоры;
  • захватывает предметы двумя или тремя пальчиками.

В 10 месяцев ребенок способен играть на протяжении 20-30 минут один.

Двигательные навыки

Дети в этот период хорошо ползают и передвигаются на четвереньках, уверенно стоят, передвигаются и встают, держась за опору, могут слезть и залезть на возвышенность. Некоторые малыши начинают делать первые шаги.

Начинают реагировать на неприятные ситуации и вредные привычки

К вредным привычкам этого возраста относят сосание пальца или воротничка одежды, кручение волос. В этих случаях родителям следует быть внимательным и ласковым к своему малышу. Чаще нужно брать его на руки, играть, не оставлять подолгу одного в кроватке.

Режим дня в 10 месяцев

Режим сна

В десять месяцев детям требуется больше активности, нежели сна. Поэтому малыши спят не более двух раз в день, продолжительность сна составляет 1-2 часа, в среднем, но некоторым достаточно и 40 минут.

Ночной сон должен составлять от десяти до двенадцати часов. Чтобы ребенок был более продуктивным и развивался в соответствии со своим возрастом, у него должен быть налажен режим, это позволит уберечь организм от стресса.

Мнение доктора о сне и режиме дня (ссылка?)

Прогулки

По-прежнему нужно гулять с ребенком не менее одного раза в день, а лучше, два;

Не забывайте проветривать помещение, поддерживайте нормальный уровень температуры и влажности в комнате, если ребенок капризничает и выбивается из режима, вероятнее всего, его что-то тревожит.

Питание

В этом возрасте теряется интерес к грудному вскармливанию, даже несмотря на то, что некоторые дети все еще употребляют в пищу грудное молоко.

В рационе уже присутствуют все основные продукты, но введение новых активно продолжается. Пищу уже не нужно измельчать в кашу или пюре, как раньше, достаточно, чтобы она была крупнозернистой.

Можно вводить мясные фрикадельки, чтобы тренировать навыки  жевания; порция мяса и рыбного пюре увеличивается до 60 грамм. Чтобы рациона малыша был богат витаминами, можно добавлять в блюда свежую зелень.

Не стоит давать пробовать ребенку сладкое или соленое, это нарушит его вкусовые ощущения. Ребенку пока рано давать соки, его организм к этому пока еще не готов. Точно так же дела обстоят и с манной кашей – в ней большое количество глютена, детский организм еще не в состоянии справиться с такой нагрузкой.

Продолжайте вводить разнообразные овощи и фрукты, кроме винограда и прочих мелких твердых фруктов и ягод, так как ребенок может ими подавиться. В рационе все так же присутствует достаточное количество молочных продуктов.

Общение ребёнка со взрослым и развитие эмоций

Все ярче становятся эмоциональные проявления ребёнка, которые достигнут пика в 1-1,5 года. Иногда эти аффективные вспышки так сильны, что могут напугать родителей и спровоцировать мысли о «портящемся» характере. На самом деле, имеет место появление первых личных желаний, которые пока не контролируемы и не управляемы. Если взрослый не понимает желания ребёнка, его жестов, мимики (или запрещает желаемое), то эмоция усиливается, как и сопровождающие её движения тела.

Если раньше можно было довольно легко отвлечь от заинтересовавшего объекта, то теперь у желаний появилась устойчивость. И это очень хорошо! Только представьте себе взрослого, который ни к чему не стремится, ничего не хочет, а если и хочет, то никакой настойчивости в желании не проявляет. Ужасная картина, не правда ли?

Так вот, это ядро личности, эта сила характера и духа начинает прорастать именно сейчас,но пока у ребёнка нет возможности самостоятельно достигнуть желаемого.  Если он получает помощь, если к его стремлениям есть внимание и даже уважение, то впоследствии сформируется личность, уверенная в себе и своих силах. При грубом обращении с ребёнком, резком необоснованном запрещении любых неудобных для родителей проявлений, не может развиться личность

И во взрослом возрасте это ощущается как «потеря себя», непонимание своих желаний, равнодушие к происходящему, склонность к «черной» картине мира, безволие, апатия

При грубом обращении с ребёнком, резком необоснованном запрещении любых неудобных для родителей проявлений, не может развиться личность. И во взрослом возрасте это ощущается как «потеря себя», непонимание своих желаний, равнодушие к происходящему, склонность к «черной» картине мира, безволие, апатия.

Питание

В 10 месяцев ребёнок получает практически взрослую пищу. Исключение в том, что она может быть в более измельченном (перетёртом) виде.

Естественно, нельзя давать детям жареную или жирную пищу. То же касается консервов, копчёностей, полуфабрикатов и сладостей.

Смесь или грудное молоко ребёнок получает перед сном, ночью или после основного приёма пищи в качестве питья.

Груднички обычно прикладываются к груди больше, чем это требуется для утоления голода или жажды. Не волнуйтесь. Это нормально. Всё станет на своё место, когда грудничок и мама будут готовы отказаться от грудного вскармливания.

Для привития малышу культуры питания полезно организовывать совместные трапезы. Так ребёнок будет осваивать навыки самостоятельного приёма пищи. К тому же совместный приём пищи в кругу семьи – прекрасный способ стать ещё ближе и роднее друг другу.

Психоэмоциональное поведение ребенка

Карапуз знает свое имя и откликается на него, выполняет просьбы близких людей. Понимает слова «нет» и «нельзя». В семье должно быть все согласовано, нельзя отменять запреты, даже если малыш рыдает. Он уже достаточно умен, чтобы манипулировать родителями.

Ребенок копирует множество действий окружающих. В первую очередь он подражает своим родителям. Так, что нужно внимательно контролировать свои действия. Если крохе показать, как налить воду в чашку, он повторит. Но перенести это действие на другой предмет может вызвать большое затруднение.

Малыш знает всех членов семьи в лицо, узнает их голоса и понимает какое у них настроение. Воспринимает музыку, танцует, радуется, прыгает и хлопает в ладоши. Подражает речи взрослых, имитирует звуки, говорит простые слоги. Некоторые дети в таком возрасте еще лепечут и слогов не произносят. Не стоит волноваться, если вы видите, что ребенок понимает многое из того, что слышит от вас. Чтобы малыш быстрей начал разговаривать, нужно читать с ним книги, рассказывать сказки и разговаривать с ним.

Карапуз может оставаться один в комнате. Он понимает, если мама вышла, то она вернется. Поэтому воспринимает ситуацию довольно спокойно.

В 10 месяцев у ребенка активизируется эмоциональная сфера. У карапуза появляется желание социального взаимодействия. Если у ребенка возникли трудности, он может позвать взрослых на помощь. Многие детки начинают испытывать привязанность к неживым предметам. Такие предметы могут вызывать у ребенка чувство спокойствия и безопасности. Это может быть соска, подушка, любимая игрушка.

Малыш может испытывать повышенное чувство тревожности при виде незнакомых людей. С опаской осваиваться в новом месте и приглядываться к новым людям. Дети могут испытывать симпатию, а еще боятся посторонних людей. Реакция крохи зависит от темперамента и связана со страхом. Дети сталкиваются со страхом расставания с близкими людьми, а так же быть украденным. Но это чувство быстро проходит, когда у ребенка проявляется любопытство.

У карапуза постепенно проваляется чувство юмора. Малыш может

заливаться от смеха услышав шутку. В этот период жизни у крохи присутствует привязанность к определенным занятиям. К примеру, он может любить купаться, но расстраиваться при переодевании.

Основные физиологические особенности 10-месячного малыша

Вес и рост мальчиков и девочек

В десятимесячном возрасте малыши становятся активнее, поэтому вес набирают не так быстро, как раньше. Все дети разные и весят по-разному. Всё зависит от пола, телосложения и прочих индивидуальных черт.

Нормой считается, если малыш поправляется на 400–500 грамм за месяц. Примерный вес в 10 месяцев:

  • мальчика — 9 кг;
  • девочки — 8,5 кг.

Нормальная прибавка роста за месяц — 1,5–2 см. Приблизительный рост в 10 месяцев:

  • мальчика — 73 см;
  • девочки — 72 см.

Данные отечественных педиатров

Окружность головы и груди

Ежемесячно измеряется не только масса тела и рост малыша, но и окружность головы и груди. Эти измерения дают представление о гармоничности развития организма.

Родители могут и самостоятельно контролировать эти параметры, регулярно замеряя окружность головы и груди своего ребёнка и сравнивая показания с предыдущими цифрами.

Размеру головы педиатры уделяют особое внимание. Её увеличение говорит о росте головного мозга, а также о здоровье малыша в целом

Измерить голову можно обернув её мягким сантиметром, проходящим спереди по надбровной линией, а сзади — по затылочному бугру.

Приблизительная окружность головы у грудничков в 10 месяцев около 46 см:

  • у мальчиков — 46,6 см;
  • у девочек — 45,5 см.

При правильном развитии к 10 месяцам окружность груди слегка превышает окружность головы.

Измерение грудной клетки проводится в самом широком месте: спереди на уровне сосков, сзади на уровне лопаток. Диапазоном нормы размера грудной клетки, в этом возрасте, считается 46–50 см:

  • у мальчиков — 48,3;
  • у девочек — 47,3.

Представленные выше данные десятимесячного ребёнка являются приблизительными. Если значения вашего ребёнка отличаются не кардинально от представленных выше, то не стоит волноваться. Если же разница значительная, то необходимо прибегнуть к консультации вашего педиатра.

Ориентировочная таблица

Сон и бодрствование в десять месяцев

Малыш, в этом возрасте, очень подвижный. Он все время двигается, если только не спит. А на сон уходит гораздо меньше времени. Нормой считается приблизительно 14 часов в сутки: ночью — около 10 часов; днём — два раза по полтора-два часа. Время бодрствования увеличивается до 9–10 часов в день. Интервалы между дневным сном достигают 3–4,5 часа.

Ориентироваться в любом случае всегда надо на самочувствие ребёнка. Если он спит всего один раз днём, но при этом активный и весёлый, не плачет без повода, то беспокоиться не стоит. А если ребёнок вялый, плаксивый, трёт глазки, тогда необходимо пересмотреть его режим, возможно, ваш малыш не получает достаточно сна на протяжении дня или ночи. Помните, главным критерием всегда остаётся поведение ребёнка!

Зубы

Согласно с общепринятым стандартом зубки у младенца должны появляться в определённые сроки и в конкретной последовательности. Но это всё условности и некоторые отклонения в какую-либо сторону не критичны.

Не стоит переживать,если последовательность прорезания не отвечает этому описанию

Обычно в десятимесячном возрасте у деток уже есть четыре зуба, а может быть, даже шесть — прорезались верхние боковые резцы. Однако не стоит переживать, если последовательность прорезания не соответствует схеме, такое иногда бывает.

Особенности ухода за десятимесячным грудничком

Основное требование по уходу за малышом — правильный режим дня. Соблюдение режима дня и сна — одно из условий успешного развития крохи, а также залог его хорошего настроения.

Основы гигиены малыша

Правильно начинать день с утреннего туалета лица, ручек, носика и зубов с тёплой водой. Весь процесс умывания можно превратить в игру с забавными песенками и потешками.

Стихи-потешки для проведения утреннего туалета грудничка

Зайка начал умываться, Видно в гости он собрался,Вымыл ротик,Вымыл носик,Вымыл ухо,Вот и сухо!

Л. Луканина

Мы проснулись-потянулись,Маме нежно улыбнулись,Сели на горшок с утра.Умываться нам пора!

Неизвестный автор

В десятимесячном возрасте ребёнок реже справляет нужду, поэтому памперс необходимо менять по мере его наполнения и перед длительными прогулками в город, поликлинику и т. д. Подмывать его следует после смены памперса тёплой водой, если малыш сходил в туалет по большой нужде, подмывать его необходимо тёплой водой с детским мылом. Нет необходимости купать его полностью каждый день, достаточно 3–4 раза в неделю. Исключение составляют жаркие дни, когда малыш сильно потеет, чтобы избежать покраснений кожи и опрелостей.

Стихи-потешки для весёлого купания малыша

Моем, моем малыша,Потихоньку, не спеша,Носит воду черпачок,Льёт на спинку, на бочок,На живот, головоньку…Расти, малыш, здоровеньким!

О. Конаев

Кто тут будет куп-куп, По водичке хлюп-хлюп? В ванну быстро прыг-прыг, прыг, в ванне ножкой дрыг-дрыг, дрыг!Будет мыло пениться,И грязь куда-то денется.

Неизвестный автор

В этом возрасте можно начинать знакомить ребёнка с горшком. Периодически присаживая его в одно и то же время, но не более чем на 10 минут. Если малыш противится и со слезами на глазах садится на горшок, лучше на некоторое время прекратить приучение.

Утренняя гимнастика и массаж. Прогулки на свежем воздухе

Утренняя зарядка и массаж важны для полноценного развития. Но комплекс упражнений нужно согласовать со специалистом в комнате здорового ребёнка.

Зарядку и массаж стоит делать через час после приёма пищи в хорошо проветренном помещении. Ещё одно условие эффективного проведения процедур — позитивно настроенный малыш.

Прогулки на свежем воздухе — залог здорового ребёнка и крепкого сна. Гулять необходимо не менее двух раз по 2–3 часа в день. Во время прогулок чадо активно изучает окружающий мир, общается со сверстниками на игровых площадках и в песочницах.

Возможно совмещать прогулки и дневной сон.

Особенности питания грудничка в 10 месяцев: что можно кушать

Материнское молоко (при грудном кормлении) всё ещё важный источник витаминов и полезных веществ для крохи, поэтому его необходимо включать в рацион утром после пробуждения и вечером перед сном.

Существенных изменений в приёме пищи не наблюдается в этом возрасте. Ребёнок может есть практически всю пищу со взрослого стола, за исключением жирного, солёного, острого, жареного. Для детей, у которых прорезались первые зубы, не рекомендуется больше перемалывать пищу блендером, лучше резать на мелкие кусочки, чтобы в итоге малыш учился жевать самостоятельно.

Шестиразовый приём пищи должен включать в себя: злаки, мясо, овощи, фрукты, рыбу, молочные продукты, изделия из пшеничной муки, питьё, сливочное и растительное масло.

Развитие ребенка в 10 месяцев

В возрасте 10 месяцев дети развиваются очень активно. Они уже могут повторять звуки, ходить самостоятельно, осваивают новые движения, способны сами садиться. Это переломный в развитии период характеризуется самостоятельностью: кроха сам встает, пытается передвигаться, сам выбирает игрушку

Очень важно не торопить малыша, не вызывать негативные эмоции

Достигая годовалого возраста, малютка начинает активно развивать свои умственные способности. Дети понимают некоторые просьбы родителей, появляется осознание того, что окружение – это не только то, что они видят вокруг. Младенец знает: если мама вышла из комнаты, то она вернется. У него появляется связь между некоторыми событиями, формируются взаимоотношения с определенными людьми. Карапуз уже может анализировать происходящее и делать свои выводы.

Рост и вес ребенка

Достигая возраста 10 месяцев, у ребенка начинает пропорционально формироваться тело. Однако рост и вес малыша немного замедляется. Мальчишки становятся крупнее. Средний рост у мальчиков примерно 69-77 см, вес – 8-11 кг. Девочки чуть мельче, они отстают в этих показателях. Их рост варьируется в пределах 69-75 см, вес – 7,9-10 кг. Однако нужно учитывать, что на эти критерии влияют также наследственные факторы.

Психическое развитие

Отличительная черта психологического развития детей 10-месячного возраста – любопытство. Что же должен уметь ребенок в 10 месяцев? Он уже реагируют на звонок, ему становится интересно, что делают другие люди. Малыш начинает различать выражение лица мамы, реакцию на свое поведение, реагирует на ее настроение. Это самый лучший период для воспитания оптимиста. Дети повторяют движения папы, способны подражать взрослым. Кровинка реагирует на опасные предметы, неприятные ситуации, к примеру, знает, что такое упасть. Однако рассчитывать на его самостоятельность не стоит.

Эмоциональное развитие

Развитие малыша в 10 месяцев характеризуется появлением социально-бытовых навыков, желанием взаимодействовать. Карапуз зовет на помощь, подает сигналы с просьбой что-то сделать, например, поднимает вверх коробочку, чтобы ее открыли. Очень часто десятимесячные дети ломают игрушки, тем самым привлекая внимания, проверяя реакцию взрослых. Ребенок способен дольше играть с одной игрой, появляются любимые игрушки, с которыми он не расстается во время сна, еды.

Навыки ребенка в 10 месяцев

Перечень того, что должен уметь делать 10-месячный ребенок, достаточно разнообразен. Двигательные навыки малыша поднимаются на новый уровень, он готов учиться самостоятельно ходить.

  • Ребенок должен хорошо садиться из положения лежа или стоя и уверенно сидеть, при этом поворачиваться в стороны, не теряя равновесия. Ползая, без особых усилий преодолевать небольшие препятствия. Например, залезть на небольшое возвышение и правильно слезть с него.
  • Держась за перекладины кровати, манеж, мебель или другие устойчивые предметы вставать на ноги и довольно долго стоять. А, если опора позволяет, то и передвигаться на несколько шажков вдоль нее.
  • Со временем движения будут все уверенней и ребенок научится перемещаться, опираясь на предметы одной рукой, в другой он сможет нести игрушку. В этом случае родителям нужно поощрять ребенка. Это приближает момент, когда малыш будет делать свои первые самостоятельные шаги.

Скорость и этапы перехода от ползания к хождению индивидуальны.

  • Ребенок должен уметь откусывать и пережевывать твердую пищу, кушать ложкой и пить из чашки с помощью мамы.
  • Малыш осознано выбрасывает игрушки из кроватки и манежа. Открывать дверцы шкафов и выбрасывать оттуда все вещи – еще одно его любимое занятие. Ребенок в этом возрасте часто ломает игрушки, не сердитесь. Ему просто интересно узнать, из чего состоит игрушка, а рассчитывать силу он пока не умеет.
  • Продолжается развитие мелкой моторики рук. Ребенок учится брать небольшие предметы двумя пальчиками: большим и указательным. Складывая пирамидку или пытаясь вложить один предмет в другой, проявляет завидное упорство.

Ребенок по-прежнему все тянет в рот. Следите, чтобы он не делал этого с грязными, хрупкими, опасными для здоровья предметами.

Аспекты понимания:

  • Понимает, что вы от него требуете. Например, на вашу просьбу дает игрушку, катит мячик, повторяет движения и звуки.
  • Подражает простым действиям взрослых: засовывает зубную щетку в рот, к уху прикладывает телефон, пытается самостоятельно кушать с ложки.
  • При встрече со знакомыми людьми малыш машет «привет», а при расставании – «пока» или посылает «воздушный поцелуй», обнимается.
  • Прекрасно различает, когда его ругают и хвалят. Может выражать недовольство, если запрещают что-то делать или взять.
  • Проявляется мышление. Чтобы добраться до нужной игрушки, все попавшиеся на пути предметы разлетаются по сторонам. Детям до года вообще очень нравится кидать предметы, экспериментируя со всеми попавшими под руку вещами.
  • Начинает проявляться интерес к другим деткам и желание играть и ними.

Образ жизни

Десятимесячный малыш хоть и учится самостоятельности, однако его существование полностью зависит от мамы. Родителям стоит корректировать питание и распорядок дня, учитывая возрастные потребности.

Режим

Распорядок дня практически не меняется. Ребенок спит 2 раза в день, засыпает ближе к обеду и вечером. Максимальная продолжительность бодрствования составляет 3-4 ч. Ест десятимесячный ребенок 5 раз в день. После приема пищи не всегда засыпает.

Кормление

К 10 месяцам у ребенка должно быть минимум 4 зуба, поэтому кроха усовершенствует жевательный рефлекс. Он может грызть печенье, пережевывать картофель в супе. Первые блюда лучше не перебивать в блендере, а разминать твердые ингредиенты вилкой.

Малышей, находящихся на грудном вскармливании, нужно кормить молоком 2 раза – утром и перед сном. Если мама решила отлучать от груди, то вечернее кормление стоит заменить молоком или кефиром.

Дети-искусственники должны получать молочную смесь утром и вечером согласно возрасту и массы тела.

Меню остается прежним. Детям в 10 месяцев нужно давать соки, фруктовые, мясные и овощные пюре, рыбу на пару, каши, кисломолочные продукты. Есть сосиски или котлеты им пока еще рано.

Сон

Обеденный сон более продолжительные, нежели вечерний, составляет 2-2,5 ч. Вечером кроха отдыхает около 1 ч. Ночью спит до 9-11 ч.

Уход

Утром 10-месячного ребенка нужно умывать, подмывать теплой водичкой, менять памперс, желательны воздушные ванны. В течение дня необходимо следить за чистотой рук, так как дети тянут их в рот. Вечером нужно делать массаж и купать кроху.

Купание

Водные процедуры нужны не только для гигиены, но и для укрепления мышц, развития грудничка. Чтобы ребенку было интересно купаться, стоит дать ему резиновые игрушки, стаканчики, мячики.

Прогулки

Летом с 10-месячным ребенком нужно гулять 2 раза в день по 2-2,5 ч., зимой достаточно одной прогулки длительностью 1-1,5 ч.

Массаж и гимнастика

Массировать конечности лучше после купания, а вот делать зарядку с утра. Для физического развития ребенка в 10 месяцев полезны такие упражнения:

  • ползанье или ходьба на четвереньках;
  • приседание и вставание на ножки;
  • ходьба с поддержкой за руку;
  • сгибание и разгибание конечностей, лежа на спине.

Занятие для 10-месячного ребенка должно длиться не более 20 мин.

Игры

Разовьют умения ребенка такие игры:

  • «Рыбалка». Тренирует выдержку, целеустремленность, координацию движений.
  • Игра с сыпучими материалами. Подходит для укрепления мышц рук и усовершенствования синхронизации движений. Необходимо пересыпать из одной емкости в другую песок, крупы. Купаясь в ванной, можно переливать воду.
  • Катание мяча. Игра развивает координацию. Достаточно просто катать мяч по полу друг к другу.

Для развития способностей ребенка стоит использовать пазлы-вкладыши, сортеры. Подойдет даже кошелек с кармашками на кнопочках или змейках, разные по размеру коробочки или стаканчики, которые можно вкладывать друг в друга.

Не стоит забывать о таких развивающих играх, как «Ладушки», «Ку-ку», «Сорока-ворона». Девочке в 10 месяцев интересно играть с посудой, готовить еду, как это делает мама. Мальчики любят катать машинки.

Развивающие игры с ребенком в 10 месяцев

Для десятимесячных младенцев игра – не просто порция приятного развлечения вместе с родителями. Благодаря игровым занятиям, дети этого возраста осваивают множество полезных навыков, которые важны не меньше, чем свежий воздух или здоровое питание.

Развивающие игры для малыша в 10 месяцев: применяем на практике (видео):

Особое внимание уделяйте двигательному опыту, ведь чем больше его будет у малыша, тем быстрее и увереннее он сделает свои первые шаги. На заметку! Многим взрослым кажется, что ребенок в 10 месяцев жизни еще слишком мал для полноценных занятий, но это не так

Времяпровождение в игре стимулирует развитие малыша, он учится познавать мир, что гораздо полезнее, чем монотонное сидение в кроватке или манеже.

На заметку! Многим взрослым кажется, что ребенок в 10 месяцев жизни еще слишком мал для полноценных занятий, но это не так. Времяпровождение в игре стимулирует развитие малыша, он учится познавать мир, что гораздо полезнее, чем монотонное сидение в кроватке или манеже.

Двигательные игры «Мячик». Дети в 10 месяцев еще не умеют ловить предметы, но несмотря на это, игры с мячом очень полезны для грудничков. Пусть кроха сам бросит мячик, покатает его ручками или неуверенно «футболит» ножкой по вашему примеру. Благодаря играм с мячом у малышей развиваются ловкость и пространственное мышление.

«Марафон». Если малыш умеет ползать, то для его можно придумать такое развлечение – пусть ребенок под вашим контролем проползает через препятствия. Например, чтобы завладеть пультом от телевизора, малышу нужно проползти под стулом, перелезть через обруч и догнать катящуюся по полу машинку.

Игры для сенсорного развития «Распаковка». На глазах у крохи заверните игрушку в бумагу. Затем предложите малышу раскрыть её. Аккуратно разворачивать предметы дети в этом возрасте не умеют, поэтому упаковка будет безжалостно разорвана ребенком, чего, собственно, мы и добиваемся – это занятие отлично развивает мелкую моторику рук и зрительное восприятие.

«Сортировка». Подготовьте перед игрой два ведерка и предметы, отличающиеся между собой по размеру (или цвету). Вместе с ребенком раскладывайте маленькие предметы в одно ведерко, а большие – в другое.

Игры на взаимодействие «Лица». Вырежьте из журналов или распечатайте изображения детей с разными эмоциями – смехом, улыбкой, плачем, грустью и т.д. Прикрепите картинки на стену или магнитами на холодильник. Рассматривайте лица вместе с малышом и рассказывайте ему об эмоциям, изображенных на них. Покажите пару из них на своем примере.

«Пальчиковый театр». Для игры понадобится парочка пальчиковых кукол – их можно как приобрести, так и сделать самим. Одна предназначена для взрослого, вторая для ребенка. Пусть ваша куколка поздоровается с малышом, «спрячется» за спиной и покажется вновь, потанцует. Наденьте на пальчик крохи его куклу и объясните, как она может здороваться, прятаться и появляться вновь.

Речевые игры «Соотношение». Покажите малышу какую-нибудь игрушку, например, куклу. Затем спрячьте её, и положите перед ребенком рисунок с изображением предметов, среди которых есть такая же кукла. Ребенок должен отыскать игрушку на рисунке – так он научится соотносить предмет с его изображением.

«Прищепки». Прикрепите легкие пластмассовые прищепки к своей одежде и одежде малыша. Покажите крохе, как их снимать. Пусть ребенок учится стаскивать их самостоятельно, а задача взрослого в этот момент – называть детали одежды, с которых снимаются прищепки. По аналогии можно поиграть с кружками из бумаги и частями тела.

Развитие речи ребенка в возрасте 10 месяцев

Сенсорная речь (понимание речи других)

В этот период ребёнок начинает понимать слова.

Как показывают исследования, взрослый может сильно помочь в освоении речи. Для этого нужно специально показывать предметы, выделяя их из окружающей обстановки и пытаясь вызвать интерес к ним.

Мы можем увидеть, как ребенок запомнил слово, по его реакции на вопрос «Где ….?» («Где машинка?», «Где кукла?»).

Сначала нет отклика на вопрос, но с количеством повторений начинает возникать реакция:

  • сначала простой поиск глазами,
  • поворот в сторону предмета,
  • а к возрасту 11 месяцев малыш уже сможет выбрать предмет по словесному указанию.

Моторная речь (говорение самого ребёнка)

Появляются первые осознанные слова (к возрасту 1 года их будет 10-20). Эти слова ещё очень отличаются от настоящих слов и их можно разделить на 4 категории:

1. слова, не похожие на слова взрослых

(например, «адига» — рыбий жир; «ика» — шарф; «гилигилича» — карандаш);

2. слова, представляющие собой обрывки слов взрослых, главным образом корни

(например, «как» — каша; «па» — упала);

3. слова, являющиеся искажениями слов взрослых, но сохраняющие их общий фонетический и ритмический рисунок

(например, «ти-ти» — часы; «абаля» — яблоко; «ни-няня» — не надо);

4. звукоподражательные слова

(например, «ав-ав» — собака; «му-му» — корова).

Также интересной особенностью речи ребёнка приблизительно до 1,5 лет являются «общие» слова для обозначения почти не связанных явлений. Например, у одной девочки слово «ака», обозначало и ягоду, и конфету, и сахар, и круглые шарики мозаики.

В то же время один и тот же предмет может иметь разные названия в разных ситуациях. Так, у ребёнка мыльница с мылом в ситуации умывания называлась «ка»; а та же мыльница без мыла — «ля-ля». Зеркало в руках при запускании зайчиков называлось «пига-пига», а то же зеркало на столе, где часто лежали яблоки, — «абаля».

Или ещё такой интересный пример. Мальчика обучали слову «дядя», указывая на портрет родственника, висевший на стене. Но наблюдения за ребёнком немного озадачивали взрослых. Они не могли понять, какое же явление он называет словом «дядя». Ни к взрослым мужчинам, ни к фото, ни к иллюстрациям в книгах это слово мальчиком не применялось. Оказалось, что слово «дядя» обозначало определенный уровень высоты, и этим словом мальчик называл ещё и пейзаж, висевший в другой комнате на том же уровне от пола.

Из-за этих особенностей речи ребенка в возрасте 10 месяцев её понимание возможно только в ситуативном контексте при внимательности ко всем проявлением малыша в момент говорения (к его жестам, мимике), определенной эмпатической настройке на него и искреннем желании понять.

То есть слово является названием не предмета или действия, а скорее какой-то ситуации, довольно комплексного явления. Только в возрасте 1,5 лет ребёнок обнаружит, что у каждого предмета есть свое слово, что было названо «великим лингвистическим открытием», но об этом в статье про развитие ребёнка в возрасте 1,5 лет.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий