Воспитание ребенка меланхолика: важные секреты для родителей

Ребенок-сангвиник? Вам повезло!

Впервые в детский сад! Волнуется мама, а малыш уже смело отпустил ее руку и показывает свою машинку шумным  мальчишкам. И не обернулся вслед маме. И не заплакал. Он же сангвиник! Переживать некогда, еще столько нужно узнать и успеть.  Правда, воспитателю придется быть начеку: спокойно сидеть на стульчике маленький сангвиник не будет.

Его любознательность, активность и отзывчивость покоряют воспитателей, а потом и учителей. Это они, дети-сангвиники, первые тянут руку на вопрос учителя. Это они участвуют во всех школьных мероприятиях. Это они всегда приветливы и улыбчивы, врожденный оптимизм не дает им унывать. Это сангвиников выбирают старостами класса, а позже, во взрослой жизни, назначают на вышестоящие должности.

Обидеть такого малыша трудно, а если и получится, долго дуться он не будет. И сам, если виноват, легко попросит прощения.  Только долгого раскаяния не ждите: опять же некогда – нужно наслаждаться жизнью.

Собрались позвать гостей? Ребенок будет только рад, даже если среди них будут незнакомые. Маленький непоседа очарует всех своей непосредственностью.

Нужно приготовиться к урокам? Нет проблем: убиваем сразу несколько зайцев: слушаем аудиокнигу, делаем поделку, пока подсыхает клей или краска, решаем математику. А потом спешим к друзьям, и, спускаясь по лестнице, доучиваем стихотворение.

Особливості дітей меланхоліків

Діти-меланхоліки:

  • емоційно чутливі, вразливі, а тому плаксиві;
  • легко засмучуються, навіть через дрібниці, а потім довго не можуть заспокоїтися;
  • постійно на когось ображаються, довго пам’ятають образи;
  • швидко стомлюються, виснажуються;
  • недостатньо комунікабельні, важко встановлюють контакт із новою людиною;
  • довго адаптуються до нової людини чи ситуації;
  • розмовляють тихо, в спілкуванні закриті;
  • надають перевагу спілкуванню тет-а-тет, ніж у великому колі людей;
  • легко переносять самотність, навіть прагнуть до неї, люди їх стомлюють;
  • слухняні, покірні;
  • завдання виконують довго, але якісно, часто роблячи перерви та перевіряючи зроблене;
  • відповідальні.

Читай також: Повільна дитина: чому вона така і як поводитися батькам?

Описание смешанных типов темперамента с меланхоликами

Чётко выраженный психотип встречается редко. Чаще всего меланхоличный темперамент смешан с другими типами, которые определяют черты характера человека. В психологии используют не только учение Гиппократа.

Карл Юнг выделил две поведенческих модели:

  • интроверт;
  • экстраверт.

Первый тип людей подвержен самоанализу и погружен во внутренний мир. Интроверты с трудом завязывают новые знакомства и любят фантазировать. Второй тип общителен, хороший рассказчик и не боится показывать эмоции. По статистическим данным к экстравертам относится около 70% людей на планете.

Меланхолик интроверт

Интроверсия усугубляет характерные особенности меланхоликов и делает их более замкнутыми и обидчивыми. Такие люди обладают повышенной тревожностью, ранимостью. У женщин проявляется пассивность и закомплексованность. Им не нравится находиться в большой компании, они витают в облаках, мечтают, занимаются творчеством.

Признаками мужчин меланхоликов являются пунктуальность и склонность к анализу. Они стараются держать слово, и составлять заранее план действий. Комфортно чувствовать себя в коллективе мешает низкая самооценка и внутренние переживания.

Меланхолик экстраверт

Согласно учению Г. Айзенка, построившего шкалу интровертности-экстравертности, меланхолик по определению не может быть экстравертом, так как не обладает:

  • общительностью;
  • открытостью;
  • беззаботностью;
  • инициативностью;
  • коммуникабельностью;
  • разговорчивостью.

Экстраверты — импульсивные, оптимистические люди. Эти качества не сочетаются с пассивностью и необщительностью меланхоликов.

Меланхолик-холерик

Холерики отличаются несдержанностью, легко выходят из себя, но быстро успокаиваются и не затаивают обиды. Меланхолически-холерический тип встречается нечасто. Для него характерна цикличность эмоционального состояния, когда импульсивность сменяется периодами апатии.

Люди с этим темпераментом ставят перед собой цели и стремятся к ним с порывистостью холерика, но через время легко впадают в уныние и пессимизм, свойственный меланхоликам. Они могут быть хорошими руководителями, так как обладают не только пробивным характером и целеустремлённостью, но и способны трезво посмотреть на ситуацию.

Меланхолик-сангвиник

Работоспособный и инициативный человек, не зацикливающийся на неудачах, — сангвиник. Он легко знакомится с людьми и ориентируется в незнакомой обстановке. Сангвиник-меланхолик — странное сочетание. Эти типы имеют разные черты характера, которые конфликтуют друг с другом.

Обычно люди ведут себя как коммуникабельные и общительные сангвиники, не проявляя годами черты смешанного темперамента. Активировать их может эмоциональное потрясение. Человек надолго становится меланхоличным, задумчивым и мысленно переживает неприятную ситуацию.

Меланхолик-флегматик

Флегматик — спокойный и стабильный человек, предпочитающий придерживаться установленного распорядка. Люди, обладающие чертами меланхоликов и флегматиков, сочетают в себе медлительность с повышенным беспокойством и тревожностью. Набор качеств мешает им действовать, исправлять ошибки, которые расстраивают и заставляют нервничать.

Создаём атмосферу игры

Дети чувствуют напряжение между родителями и другими членами семьи. Постарайтесь создать дома непринуждённую дружескую атмосферу. Где каждый интересен друг другу и не вызывает дискомфорта. Обменивайтесь новостями, общайтесь в шутливой форме и будьте одной командой.

«О симпатии, как и об общей тональности отношений между членами семьи, можно судить по присутствующему в доме духу шутливости и игры. Непринуждённость и игривость — это своего рода смазка семейной жизни, без которой её колеса и шестерёнки будут вращаться с трудом. Когда я вижу, что между членами семьи строгие, напряжённые отношения, то я тут же начинаю беспокоиться».

Характеристика

Меланхолик – ребенок послушный, тихий, мягкий и застенчивый, отзывчивый, готов в трудную минуту помочь пострадавшему. В новом коллективе ему непросто сдружиться с детьми, поэтому либо замыкается в себе, предпочитает оставаться в тени, при этом страдая от одиночества, но также может легко попасть под влияние других детей. Он не любит общаться с новыми людьми, в таких ситуациях чувствует себя неловко.

Также обидчивость и тревожность, мнительность – черты характера, присущи меланхолику. Отрицательную оценку или наказание воспринимают как трагедию. Малейшая неудача ими рассматривается как настоящая трагедия.

Тяжело меланхоликам в конфликтных ситуациях. В них они теряются, становятся робкими, поэтому не способны дать врагу отпор.

Речь меланхолика медленная, слова ребенок немножко растягивает, голос при этом тихий, иногда переходит в шепот.

Эти дети не любят публичных выступлений, отвечать у доски или на класс тоже им не приносит удовольствия, напротив, ребенок начинает волноваться, теряется, забывает, что должен был сказать. А вот письменные работы, так же, как и домашние задания выполняет всегда внимательно и аккуратно.

В начальных классах в коллективе чувствует себя неуверенно, держится в стороне, легко теряется. В привычной обстановке он более уверен, работает продуктивно, тактичен, деликатный, мягкий. Учащийся с таким типом темперамента осторожный и осмотрительный. На уроках дисциплину не нарушает, ведет себя тихо и спокойно. Ему постоянно надо вертеть что-то в руках, будь это ручка или ненужная бумажка. За урок настроение его может поменяться несколько раз. Замечания учителя воспринимает болезненно, становится подавленным, хотя внешне эти изменения мало заметны. Отвечает неуверенно, запинаясь, даже если материал знает хорошо. Свои знания недооценивает, даже если они выше среднего. Если ответ ученика был прерван даже мельчайшим замечанием учителя, ребенок-меланхолик смущается, говорит более тихо, медленно.

Меланхолик сдержан в выражении чувств, но при этом его эмоциональная чувствительность тонкая, что позволяет проявить себя в музыке, рисовании. За цветами и животными маленький ребенок будет ухаживать бережно и аккуратно.

На уроках дети с этим типом темперамента быстро утомляются, так как у них слабый тип нервной системы, поэтому утомляются меланхолики быстрее представителей других типов. После выполнения задания им надо обеспечить отдых, а во время учебы убрать все посторонние раздражители.

Хотя на уроках такие ученики сидят тихо, на перемене оживляются, но при этом движения их не энергичны, а скорее суетливые, мимика и жесты слабо заметны.

Кто такой меланхолик?

Меланхолик — это тип темперамента, отличающийся повышенной ранимостью и впечатлительностью. Все это обусловлено склонностью к переживаниям, которые истощают психику. Меланхолики умеют переживать яркие эмоции, но вслед за этим затухают, подобно догорающей спичке, чтобы зажечься вновь после очередного эмоционального всплеска. Только, в отличие от холерика, эти эмоции направлены внутрь, а не наружу.

Пройти тест на темперамент

Характеристика меланхолика, также как и его название, были сформулированы в трудах древнегреческого целителя Гиппократа, получив дальнейшее развитие благодаря Галену. Само слово произошло от названия «жизненного сока», который доминирует у таких людей – «черная желчь» или «мелэна холе». Именно эта жидкость, согласно представлениям древних греков, вызывает грусть, боязливость.

Люди с меланхолическим типом темперамента склонны переживать «в себе», не выплескивая негатив на окружающих. Им проще замкнуться, чем устроить истерику или сору. В связи с этим, меланхолики более обидчивые, чем другие психологические типы личности. Но переживания «внутри себя» дают мощный творческий потенциал, который в разы превосходит креативность других типажей. Если бы не существовало меланхоликов, не родились бы многие шедевры мировой живописи, музыки, поэзии, архитектуры и других проявлений гения.

Среди известных меланхоликов Исаак Ньютон, Рене Декарт, Фредерик Шопен, Чарльз Роберт Дарвин, Майкл Джозеф Джексон, Эдгар Аллан По, Николай Васильевич Гоголь, Сергей Александрович Есенин, Фёдор Михайлович Достоевский, Пётр Ильич Чайковский, Лев Николаевич Гумилев, Элвис Пресли, Майкл Джексон, Билл Гейтс, Бритни Спирс, Анжелина Джоли, Мила Йовович. Так что, меланхолик – это не всегда лузер и плакса. Очень часто их психологические особенности позволяют возвыситься над окружающими, достигнув таких высот, о которых другие могут только мечтать.

Характеристика ребёнка-сангвиника

Сангвиника по праву можно назвать душой компании и «энерджайзером». С раннего возраста дети, принадлежащие к этому типу темперамента, жизнерадостны, очень подвижны, эмоциональны, общительны. У них много друзей, окружающие к ним тянутся. И сангвиники охотно знакомятся с новыми людьми. Они уверены в себе, легко справляются со стрессом и привыкают к новым условиям. Слабые стороны: могут быстро охладевать к выполняемой деятельности (если теряют к ней интерес), чувства их часто поверхностны.

Рекомендации для родителей по воспитанию детей-сангвиников

 Общайтесь с ребёнком эмоционально, чтобы быть с ним на одной волне, суметь заинтересовать и привлечь его внимание.
Постоянно занимайте свою кроху разными видами деятельности. Пусть это будут развивающие и творческие занятия, подвижные игры и задания, требующие усидчивости
Главное – обеспечить регулярную смену одного дела другим.
Улыбайтесь, смейтесь вместе с ним, способствуйте тому, чтобы дома сангвиник чувствовал себя комфортно.
Поручайте ребёнку задания, которые ему нужно сделать, акцентируйте внимание на ценности результата

Важно привить ему способность доделывать начатое. Хвалите его за качественно выполненные задачи

Сангвиника важно приучить делать всё не «абы как», а основательно и аккуратно, чтобы ему самому это нравилось.
Ещё раз о похвале. Она не должна быть излишней, чтобы не вызвать «звёздную болезнь» у сангвиника, к которой они вполне склонны.
Разговаривайте с ребёнком о чувствах, поощряйте его к выражению своих переживаний. Читая книги, просматривая мультфильмы, телепередачи, обращайте его внимание на то, какие эмоции испытывают люди. То есть важно научить сангвиника осознавать глубину своих переживаний и чувств окружающих.
Стимулируйте малыша к отзывчивости, внимательному отношению к близким и друзьям. Будьте для него в этом примером, вместе помогайте окружающим. Способствуйте тому, чтобы у него складывались устойчивые отношения с товарищами.
Поскольку маленький сангвиник легко устанавливает контакты с окружающими и нередко подвергается чужому влиянию, настоятельно объясняйте ему, что нельзя вступать в разговор с незнакомцами и куда-либо с ними идти.
Следите за тем, чтобы у ребёнка были устойчивые интересы. С их помощью можно развить у него настоящий талант.

Недостатки меланхолика

Обидчивость.

Меланхолики обожают прикидываться жертвами. Они часто обижаются по мелочам, как и холерики. Однако в отличие от последних, люди-меланхолики злопамятны, им тяжело выражать или отпускать их обиды. Они годами помнят негатив, который накапливается и увеличивается у них внутри, как снежный ком. Складывается впечатление, будто они и не хотят от него избавляться.

В редких случаях такие люди начинают мстить. Однако, как правило, их замкнутость и нерешительность не позволяют им этого делать.

Ранимость.

По своему мировоззрению меланхолик — пессимист. Ему тяжело находить поводы для радости, зато грусть у него возникает по любым причинам и даже без них. Он боится многих вещей, воспринимает их слишком серьезно, настороженно, с недоверием и опаской. Склонен к приобретению фобий.

Легкая критика, неосторожная шутка превращается в глубочайшее оскорбление для них. Что-то, что сангвиник посчитает шуткой, холерик забудет через секунду, а флегматик даже не заметит, заставляет меланхоликов чувствовать себя самыми оскорбленными и несчастными на свете.

Зависимость от чужого мнения.

Часто человек-меланхолик упрям, склонен считать свое мнение особенно важным, а порой незаменимым. Парадоксально, но он страдает от заниженной самооценки. Именно она не позволяет ему адекватно воспринимать конструктивную критику.

  • Если меланхолическую личность хвалят, она расцветает, зажигается азартом. Иногда она продолжает делать то, за что ее похвалили, даже против своего желания, ради очередной порции комплиментов и признания.
  • Если меланхолика критикуют (даже мягко), впадает в депрессию, прекращает попытки. Может отказаться от любимого дела, потому что посчитает, что бездарен. Хотя это совсем не так.

Есть у такого темперамента и противоречивое качество — перфекционизм. С одной стороны, меланхолик старается делать любую работу идеально. Он развивает свои навыки, придумывает креативные решения, задействует лучшее в себе. С другой стороны, он часто расстраивается из-за невозможности достичь идеала. Кроме того, он весьма критичен не только к себе, но и к окружающим. А это не всегда положительно сказывается на его отношениях с другими людьми.

Отрицательные черты маленьких сангвиников

И этот же школьник-сангвиник вроде и встанет утром пораньше, а все равно опоздает на урок, потому что перед самым выходом замешкается в поисках второй рукавички. А она, рукавичка, окажется в той самой горе книг и тетрадей на письменном столе. Но ребенок совсем не виноват в таком беспорядке: столько всего навалилось, не до уборки ему!

– Да, к сожалению, дезорганизованность – характерная черта больших и маленьких сангвиников. Такими они родились и винить их в этом равносильно тому, что ругать за курносый нос или длинные ноги.

Будем спасать и приучать к порядку.

Начнем с малышей. Главная проблема (и не только сангвиников) – уборка игрушек.

* С 1,5 до 5 лет учим своим примером, вместе убираем предметы и проговариваем: «Мы игрушками играли и в коробку убираем!»

* Приучаем к режиму, в котором обязательно выделено время на операцию «ЧИП» (чистота и порядок). Следуем традиции: перед прогулкой или сном складываем все по местам.

* Играем в «Индейца Джо», правила просты: «К нам едет индеец Джо! Те игрушки, которые не успели попрятаться по своим домикам, индеец берет в плен на месяц». Через назначенное время в комнате появляется Джо в лице папы (а чаще мамы) с коробкой, в которую попадают глупенькие машинки и куклы. Месяц им бедным приходится жить на балконе.

* Игру можно продолжить и предложить договор обмена: меняем одну пленную игрушку на три свободных. Так дети освободят комод от ненужных вещей.

* Когда игра в пленных надоест, можно применить гонки «Поймай сбежавшие игрушки», или поиски детективов: собирать вещи по заданному цвету, форме и др.

* Мало сказать ребенку: «Убери книги на столе». Лучше поставить перед фактом: «Нужно срочно убрать книги на столе». А потом и алгоритм действий добавить: куда, что и в какой последовательности складывать.

* У меня есть одни знакомые. Обычная семья с двумя детьми, но у них всегда порядок. И не потому, что они часто убираются. Они просто не наводят беспорядок. У каждой вещи свое определенное место, на которое они почему-то сразу ее помещают.

* Наведение порядка дети воспринимают как наказание и поэтому так не любят все это мероприятие. А вот если б они знали, что в итоге их приласкают и похвалят, может настрой был совсем другой?

* Тут есть и еще одна сторона: психологи напоминают, что дети непослушны тогда, когда ждут нашего внимания. Они, несчастные, готовы и на наш негатив, лишь бы встретить наш взгляд. Поэтому мы будем чаще хвалить своих маленьких сангвиников.

* Приучить к порядку можно закреплением за чадом определенных зон: его комнаты или, если ее нет, стола, полки, шкафа и др.

– Беспорядок у сангвиника еще и в голове. Творческий, конечно. Он, как восприимчивая и эмоциональная натура, с увлечением берется за какой-нибудь проект (а то и два), но быстро остывает к нему и ищет уже другое дело. Сформировать привычку концентрироваться на работе и доводить ее до конца желательно до подросткового возраста. В помощь родителям обычный контроль  качества и завершения выполняемой работы. Хорошо бы еще и участвовать в увлечениях своего чада, подогревать тем самым его интерес.

– Еще одна особенность сангвиников, которая им часто мешает – излишняя эмоциональность. Дело в том, что они сначала говорят, а потом думают. Это их слово-воробей «вылетит – не поймаешь». Это они позже оправдываются: «А я передумал!» Психологи в этой ситуации советуют говорить медленнее (наверное, чтобы успевать подумать) или вообще выдержать паузу перед ответом. Но кто знает, сколько лет понадобится нашим детям, чтобы научиться контролировать свою речь.

– Другая слабость ребенка сангвиника – им часто овладевает разочарование в людях, делах. Тогда ему очень нужна поддержка, сочувствие других людей. Правда, благодарности он долго испытывать к своим помощникам не будет. Также относится он и к многочисленным друзьям: забывает о них, встречает новых. Возможно, дает им какие-то обещания и не всегда сдерживает их. 

Вот такой образ яркой бабочки получился: яркой, легкой и беззаботной. Только вот и дождь может пойти, и ветер подуть. Остается только подготовить маленьких сангвиников к такой непредсказуемой «погоде».

фото: http://globallookpress.com/

Проблемы при воспитании меланхолика

При развитии ребёнка проблемы могут возникнуть вне зависимости от его темперамента. Главная задача родителей, понимать внутренний мир своего малыша и использовать это на пользу в обучении и воспитании.

  1. Задания понимаются тяжело, так как все психические процессы замедлены.
  2. Такие дети тяжело самостоятельно находят общий язык с ровесниками и незнакомыми старшими. Рассказать о своих проблемах ему тяжело даже близким людям.
  3. Так как меланхолик испытывает чувство паники в новом коллективе, в детском саду ему крайне тяжело, а иногда и невозможно, адаптироваться. Лучший выход из этой ситуации – домашнее обучение.
  4. Такие дети довольно плохо спят. Любые новые события за день мешают ему уснуть, он может капризничать и просыпаться всю ночь.
  5. Трудности в изучении чего-то нового, вызванные заниженной самооценкой и неуверенностью в своих действиях.
  6. Наказания для таких детей – сильный стресс.

Как договориться с маленьким меланхоликом?

Конечно, родительского терпения при общении с чувствительным меланхоликом требуется не меньше, чем при общении с детьми других темпераментов. Чтобы не травмировать ребенка, родителям надо следить за тоном голоса, за словами, иначе ребенок вновь почувствует себя неуверенно, ему будет тревожно. Кричать не надо, надо договариваться, объяснять, предлагать и т.д.

Если получилось, что тихоня сделал или сказал что-то не так, спокойным тоном объясните ему, в чем он не прав. Если родители станут бурно указывать ему на промахи, ребенок может испытать сильный стресс, замкнуться в себе. Лучше спокойно и ясно высказать свою родительскую позицию. При необходимости «провинившегося» лучше успокоить, он и так будет расстроен собственным «безобразным» поведением. А если ребенок-меланхолик в чем-то преуспел – обязательно похвалите его. Дайте ему почувствовать, что вы рады за него, что верите в его способности – это придаст ему уверенности.

Как узнать меланхоличного ребенка

В детском коллективе ребенка-меланхолика увидеть нетрудно. Обычно такой малыш очень плаксив, причем причины его слез многим непонятны. Он сторонится больших компаний детей, если и играет, то с одним-двумя ребятами. Движения его медленны, речь неторопливая, голос тихий. Он очень робок, стеснителен. Ему трудно оставить маму и самостоятельно взаимодействовать со сверстниками.

Ребенок-меланхолик послушен и взрослым создает только одну проблему: он несамостоятелен и боязлив. Меланхоличного малыша вы вряд ли оставите под присмотром соседки, если нужно на минутку отлучиться в магазин.

В детском саду такие детки испытывают настоящий стресс и часто так и не привыкают к нему. Оторванные от мамы и дома, они чувствуют себя как на острове среди чужеземцев. Они не решаются сказать, что не будут есть суп, что не могут выполнить задание, что им нужно в туалет и т.д.

Если ребенок-холерик выразит свое недовольство громкой истерикой, то меланхолик будет страдать и изо всех сил сдерживать свои эмоции, а потом не выдержит и разразится горькими слезами. Воспитатели разводят руками, им непонятно, почему при всей их внимательности к ребенку, он замкнут и так раним.

Хотя тот же плачущий в детском саду малыш будет спокоен и счастлив среди детей на детской площадке или в развивающем центре, потому что там сумеет с кем-то подружиться, ведь от близости с мамой будет чувствовать себя уверенным и защищенным

С флегматиком такой малыш похож своей медлительностью и спокойствием. Но если ребенок-флегматик уравновешен и внешне и внутренне, то у меланхолика чаще только маска спокойствия, за которой столько страхов, обид и страданий.

Конечно, есть у меланхоликов и свои сильные стороны. Такие дети склонны все начатое доводить до конца, аккуратны и дисциплинированы. Очень трудолюбивы. Во взрослой жизни они часто становятся профессионалами своего дела, потому что очень скрупулезны, дотошны.

Дети-меланхолики очень верны дружбе, но требуют такого же отношения и к себе. Они ревностно переживают, если их друг начинает общаться с кем-то еще. Они склонны сопереживать друзьям и даже жертвовать собой ради их интересов.

Еще одна отличительная особенность меланхоличных детей. Несмотря на свою неуверенность в себе, они очень самолюбивы и ждут постоянного внимания к своей особе. К примеру, позовут ребята малыша-меланхолика играть на детской площадке, а он через несколько минут возвращается к маме и жалуется: «Мальчики позвали меня, а сами со мной не играют!» Другими словами, такой ребенок безынициативен, его нужно учить взаимодействовать с товарищами.

В учебную деятельность меланхолики включаются медленнее, чем сангвиники и холерики. Им нелегко переключаться с одного вида деятельности на другой. Зато они любят четко следовать инструкциям или алгоритму действий.

Как правило, у таких деток аналитический склад ума. Они – маленькие эстеты, с удовольствием занимаются музыкой и рисованием. Творческие натуры.

Учитель-флегматик

Серьёзный и статный, он не будет тратить время на пустые эмоции. Столкнувшись с трудностями, обдумает план действий и прилежно будет ему следовать. Такой учитель позволит выспаться на уроке, но в конце обязательно задаст сонному ребёнку подготовить пересказ пройденного параграфа. Флегматикам можно доверить организацию любого мероприятия, можно не сомневаться в том, что оно пройдёт гладко. Коллеги часто обращаются к ним за советом, конечно, не за тем, как интересно провести урок, скорее — как сохранить спокойствие. Дети уважают учителей-флегматиков, но на их уроках скучают. Чтобы развить свой профессионализм, необходимо разбавлять монотонные лекции другими формами обучения. 

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий