Причины суицида и факторы риска
Фундаментом для формирования суицидального поведения индивидуума выступает неблагоприятная наследственность – генетическая предрасположенность к психотическим реакциям. Наряду с такой наследственной обусловленностью базой для появления анормального деструктивного мышления является проблемный период взросления личности. Эта та ситуация, когда ребенок рос среди асоциального окружения, воспитывался в чрезмерной строгости или, наоборот, полном потакании. Когда в детские годы игнорировались потребности человека, ущемлялись его права, унижалось достоинство. Когда маленькая личность регулярно терпела издевательства от сверстников, не встречало понимания у родителей, не ощущало любви и внимания.
На фоне такой картины проблемного взросления формируется личность, имеющая дефекты в своем характерологическом портрете и страдающая от различных комплексов неполноценности. Именно при наличии изъянов в структуре личности любой фактор – внешний или внутренний, интенсивно и спонтанно возникший или действующий продолжительно – может стать причиной развития суицидального поведения.
Установлено, что чаще всего самоубийства свершают лица, которые никогда не состояли в браке. Среди ведущих причин попыток суицида специалисты называют следующие «семейные» факторы:
Статистика подросткового суицида
Самоубийства – серьезная проблема современности по мнению всемирной организации здравоохранения и девятая по значимости причина смерти; только в Украине ежегодно в результате самоубийства умирает около 7000 человек. Каждые 40 секунд в мире погибает один человек, собственноручно убив себя. Статистика подросткового суицида ещё более неутешительна: это вторая по частоте причина смерти среди старших школьников. Это то, что беспокоит весь мир, то, что касается каждого из нас, ведь мы можем предотвращать, или даже спасать юные жизни, если будем больше знать об этом явлении и не бояться говорить о нем.
Профилактика подросткового суицида
Профилактика подросткового суицида является не менее важной составляющей заботы о вашем ребёнке, чем проверка его уроков. Подростки не совершают суицид из-за только лишь одной причины, зачастую предрасполагающих факторов достаточно много, чтобы их сразу идентифицировать
Часто после того как подросток совершил суицид, его родители говорят о том, что даже не подозревали, что подобное может произойти с их ребёнком. Именно поэтому профилактика подросткового суицида очень важна.
Не бойтесь говорить с ребенком о суициде. На самом деле, разговаривая с подростком о смерти, мы вовсе не подталкиваем его к тому, чтобы он захотел собственной смерти. Напротив, ребенок получает возможность открыто говорить о том, что уже давно его мучает, не дает ему покоя. Более того, ваша готовность поддержать эту тему даст ему возможность выговориться, – суицидальные же мысли, которыми делятся с собеседником, перестают быть мыслями суицидальноопасными.
Будьте внимательны ко всем признакам, которые указывают на то, что с подростком что-то не так.
Если вы заметили какие-то серьёзные изменения в поведении подростка, то всегда стоит предложить ему сходить на приём к психологу, психотерапевту или психиатру, поскольку угнетённые состояния подростка могут быть спровоцированы депрессией, психосоматическими расстройствами или другими расстройствами психики.
Постоянно интересуйтесь у ребёнка, как прошел его день и, если у него возникнут проблемы, найдите время обсудить это вместе с ним таким образом, чтобы подросток сам (не без ваших наводящих вопросов) пришёл к объективному выводу, почему возникла проблема и как её решать. Если ребёнок сам не справляется, тогда подключайте свои силы.
Если подросток пережил какой-то сильный шок, потерю близкого человека или любую травму, которая могла привести к посттравматическому синдрому, то ему сразу же необходима квалифицированная помощь специалистов
Обращайтесь, не бойтесь, потому что на кону стоит психическое состояние и даже жизнь вашего ребенка.
Акцентируйте внимание подростка на том, что трудности, которые испытывает подросток – временные, и что вы всегда рядом с ним.
Подросток думает о смерти. Признаки скрытой угрозы
Если подросток думает о смерти, задаёт вопросы, которые касаються даной темы, то это абсолютно не во всех случаях означает, что он хочет совершить суицид. Это может быть просто проявление интереса с целью познания этой темы более глубоко, все равно, что размышления о поисках смысла. Для того, чтобы различить любопытство и скрытую угрозу, можно предложить перечень маркеров, которые помогут ответить на ваш вопрос.
Одними из признаков суицидальной наклонности в мышлении подростка являются следующие поведенческие характеристики:
— подросток стал замкнутым, подавленным, тревожным, молчаливым, часто обвиняет в неудачах себя, могут прослеживаться фразы связанные с чувством вины, он мало общается со сверстниками и вами;
— подросток часто говорит на тему смерти или прямым текстом заявляет, что, если бы его не было, всем было бы лучше
Запомните, такие слова нельзя пускать по ветру, думая, что ребенок просто привлекает внимание
Да, бывает и такое, что определенные личности хотят таким образом привлечь внимание и могут делать демонстративные попытки самоубийства. Но, эти попытки могут, к сожалению, заканчиваться незапланированной потерей жизни.С другой стороны, если игнорировать такие заявления, можно пропустить истинные суицидальные мысли и намерения, и таким образом потерять ребенка, ведь это может быть не просто привлечения внимания
Причины мыслей о самоубийстве:
Если подросток думает о суициде, то это – очень серьезный сигнал, ведь стремление к выживанию – основной инстинкт человека. Причины мыслей о самоубийстве могут быть различными, но специалисты выделяют несколько основных групп.
Такие заболевания психики, как биполярное расстройство, шизофрения, депрессия, психосоматические расстройства, посттравматическое стрессовое расстройство, пограничное расстройство личности, такие особенности личности, как повышенная тревожность или тревожные расстройства и др.
Подростки с такими тяжелыми болезнями, как СПИД, травмы головы, височная эпилепсия, рассеянный склероз, рак, или же любая форма инвалидности, заставляют подростка задумываться о том, чтобы облегчить свою судьбу.
Отчужденный от социума образ жизни. Это заставляет подростка чувствовать своё одиночество
Так или иначе, в этом возрасте очень важно ощущать свою принадлежность к социальным группам.
Стрессовые факторы, которые так или иначе наложились один на другой. Например: болезненный разрыв романтических отношений и умерший не так давно друг; травля в школе, конфликты в семье и другое.
Куда обращаться
- Региональные и федеральные кризисные линии, телефоны доверия, школьный психолог.
- Психиатрические клиники:
- Центр имени Сухаревой ДЗМ;
- Научный центр психического здоровья (НЦПЗ);
- Московский НИИ психиатрии.
- Психоневрологический диспансер.
- Бесплатные службы психологической помощи населению (Москва):
- Московская служба психологической помощи населению (МСППН);
- Городской психолого-педагогический центр (ГППЦ).
- Частные центры / практикующие врачи и клинические психологи.
- Бесплатная кризисная помощь для подростков по переписке:
- «Мы рядом — онлайн»
- «Твоя территория. Онлайн»
На сайте uchitel.club доступна запись лектория «„Меня все достало!“: кризисы у детей и подростков. Экспертный взгляд», а также презентация эксперта.
Партнерский материал
Суицидальное поведение
Суицидальное поведение включает широкий спектр проявлений: от мыслей о самоубийстве, высказывания соответствующих намерений до конкретных попыток покончить с собой.
Особых примет, по которым можно наверняка определить, что подросток входит в группу риска, нет. Но есть признаки, на основании которых это можно заподозрить:
Чем больше признаков проявляется одновременно, тем выше вероятность страшного исхода.
Мифы о суицидальном поведении:
Дети до переходного возраста не совершают суицид.
На самом деле суицидальное поведение может проявиться примерно с девяти лет.
В суицидах подростков (не) виноваты родители.
За самоубийством всегда стоит несколько факторов, которые влияют одновременно. И поведение родителей — не на последнем месте.
Это только разговоры.
Заговаривая о смерти, подросток «кричит» о помощи, он пытается установить контакт с близкими и мечтает, чтобы его уберегли от опасного шага.
Подростки, покончившие с собой, психически больны.
У большинства самоубийц нет психиатрических диагнозов. Под влиянием негативных эмоций нарушаются некоторые составляющие психической деятельности: страдает коммуникация — подросток не способен попросить о помощи, формируется «тоннельное мышление» — кризис захватывает настолько, что остаются только переживания
Но это не болезнь.
Суицидальное поведение для подростков — вариант нормы.
Для подросткового возраста характерны размышления на темы жизни и смерти, поиск смысла существования, но никак не желание умереть.
Разговоры о суициде провоцируют его.
Важно понимать, в какой форме они проходят. Начинать разговоры на эту тему взрослым, тем более на классных часах и школьных мероприятиях, не стоит
Но если подросток сам бросает фразы типа «скоро вы меня не увидите», с ним нужно поговорить как можно скорее.
Как реагировать взрослым
В первую очередь, необходимо доверительно поговорить. Беседу лучше вести один на один, смотреть в глаза, не делать записей, не отвлекаться на посторонние дела.
- Говорить спокойно и открыто.
Начать разговор можно, отталкиваясь от собственных наблюдений и имеющейся информации: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?». - Прояснить ситуацию и ее причины.
Избегать прямых вопросов из серии «Ты думаешь о суициде?». Сформулировать правильнее: «Когда ты сильно грустишь, бывает ли, что не хочется жить?», «Когда наступает кризис, людям приходят мысли о смерти — с тобой так случалось?». В конце беседы можно пересказать рассказ подростка и уточнить: «Правильно ли я понял (а), что…?». - Оценить серьезность суицидальных высказываний.
Это конкретный план или просто рассуждения? В некоторых случаях очевидна манипуляция, но бдительность терять нельзя. Нет гарантий, что провокация не перейдет в какой-то момент в истинные намерения. - Объяснить опасность таких мыслей и действий.
Причем независимо от серьезности причин. - Выразить поддержку и здравую обеспокоенность.
Посыл должен быть такой: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, но потом это состояние проходит. Ты всегда можешь на нас рассчитывать». - Мотивировать на обращение за помощью.
В том числе — к психологу или психиатру. Пусть ребенок вспомнит, как он справлялся с трудностями раньше, представит, что бы сказал другу, окажись он на его месте. Не стоит навязывать подростку готовые шаблоны, выводы должен делать он сам.
Рекомендации родителям
Считается, что одним из сильных факторов, удерживающих молодых людей в жизни, являются отношения с родителями. Если отношения строятся на доверительной основе.
Родитель относится к ребенку как к партнеру, тогда формируются защитные механизмы, предохраняющие подростка от суицидального поведения.
Родителям можно рекомендовать:
- ни в коем случае не оставлять нерешенными проблемы, касающиеся сохранения физического и психического здоровья ребенка;
- анализировать вместе с сыном или дочерью каждую трудную ситуацию;
- учить ребенка с раннего детства принимать ответственность за свои поступки и решения, предвидеть последствия поступков. Сформируйте у него потребность задаваться вопросом: “Что будет, если…”;
- воспитывать в ребенке привычку рассказывать родителям не только о своих достижениях, но и о тревогах, сомнениях, страхах;
- не опаздывать с ответами на его вопросы по различным проблемам физиологии;
- не иронизировать над ребенком, если в какой-то ситуации он оказался слабым физически и морально, помочь ему и поддержать его, указать возможные пути решения возникшей проблемы.
Профилактика депрессий у подростков является важной для профилактики суицидов. В профилактике депрессий огромную роль играют родители
Как только у подростка отмечается сниженное настроение, и другие признаки депрессивного состояния – необходимо сразу же, принять меры для того, чтобы помочь ребенку выйти из этого состояния.
Во-первых, необходимо разговаривать с ним, задавать вопросы о его состоянии, вести беседы о будущем, строить планы. Эти беседы обязательно должны быть позитивными. Нужно «внушить» ребенку оптимистический настрой, вселить уверенность, показать, что он способен добиваться поставленных целей. Не обвинять ребенка в «вечно недовольном виде», лучше показать ему позитивные стороны и ресурсы его личности. Не надо сравнивать его с другими ребятами – более успешными и добродушными. Эти сравнения усугубят и без того низкую самооценку подростка. Можно сравнить подростка-сегодняшнего с подростком-вчерашним и настроить на позитивный образ подростка-завтрашнего.
Во-вторых, постараться как можно больше сблизиться с ним, заняться совместными делами, внести разнообразие в обыденную жизнь, ездить в выходные на увлекательные экскурсии, придумывать новые способы выполнения домашних обязанностей, посетить кинотеатр, выставки. Можно завести домашнее животное – забота о беззащитном существе может мобилизовать ребенка и настроить его на позитивный лад.
В-третьих, подростку необходимо соблюдать режим дня. Проследить за тем, чтобы он хорошо высыпался, нормально питался, достаточно времени находился на свежем воздухе, занимался подвижными видами спорта.
В-четвертых, обратиться за консультацией к специалисту – психологу, психиатру.
Профилактика суицидального поведения детей и подростков.
Прежде всего необходимо помнить что за любое суицидальное поведение ребенка в ответе взрослые.
При проведении беседы с подростком, размышляющем о самоубийстве, рекомендуется:
- внимательно слушать собеседника, т.к. подростки часто страдают от одиночества и невозможности излить душу;
- правильно формулировать вопросы, спокойно и доходчиво расспрашивая о сути тревожащей ситуации и о том, какая помощь необходима;
- не выражать удивления услышанным и не осуждать его за любые, даже самые шокирующие высказывания;
- не спорить и не настаивать на том, что его беда ничтожна, что ему живется лучше других; высказывания “у всех есть такие же проблемы” заставляют ребенка ощущать себя еще более ненужным и бесполезным;
- постараться развеять романтически-трагедийный ореол представлений подростка о собственной смерти;
- не предлагать неоправданных утешений, но подчеркнуть временный характер проблемы;
- стремиться вселить в подростка надежду; она должна быть реалистичной и направленной на укрепление его сил и возможностей,
- оцените серьезность намерений и чувств ребенка, если он уже имеет конкретный план самоубийства – ему срочно нужна помощь,
- оцените глубину эмоционального кризиса, замечайте детали, например, если человек, находившийся в состоянии депрессии, вдруг начинает проявлять бурную деятельность, – это может служить основанием для тревоги,
- внимательно отнеситесь ко всем, даже самым незначительным обидам и жалобам, подросток может не давать волю чувствам, скрывая свои проблемы, но в то же время находиться в состоянии глубокой депрессии,
- не бойтесь прямо спросить ребенка, не думает ли он (или она) о самоубийстве.
Суицидальное поведение детей и подростков
Некоторое время назад в подростковой среде появился специальный термин “эскейп”, что можно перевести на русский язык как “красиво уйти из жизни”. Нажал кнопку и вышел из программы, как на компьютере. Появление подобных сленговых выражений, как правило, указывает на особую актуальность темы жизни и смерти у современных подростков.
По словам Анастасии Ильиной, медицинского и семейного психолога Центра им. Г.Е. Сухаревой, в 80% случаев попытка самоубийства совершается дома и, как правило, в дневное или вечернее время. В большинстве случаев самоубийство – это крик о помощи для родных и близких. Удивительно, но подростки решают покончить жизнь самоубийством, но также одновременно отчаянно хотят достучаться до родных и близких любой ценой, чтобы получить поддержку, помощь или выразить свое несогласие с чем-либо.
Суицидальное поведение, как правило, редко случается одномоментно и импульсивно. Для того, чтобы человек пришел к суицидальным мыслям, а тем более перешел к активным действиям необходимо время, а также ухудшение внутреннего состояния или внешней ситуации. Каждый такой этап может протекать от нескольких минут до нескольких месяцев, а иногда и лет.
Выделяют следующие этапы развития суицидального поведения:
- Антивитальные переживания. То есть подросток может думать или произносить вслух фразы, например, “моя жизнь потеряла смысл”, “все плохо”, “я никому не нужен”, “я никому и не интересен”, “жизнь как существование” и т.п.
- Пассивные суицидальные мысли. У подростка появляются мысли – “хочу заснуть и больше не просыпаться”, “хочу, чтобы меня сбила машина”, “вот если бы меня не было…” и т.п.
- Активные суицидальные мысли. Подросток начинает интересоваться и искать информацию про способы самоубийства, процесс, минусы и плюсы того или иного способа и т.д.
- Суицидальные замыслы, формирование намерения. Подросток разрабатывает план действий: определяет место, время и способ. Ищет и готовит средства для его осуществления, а также принимается решение о поступке.
- Суицидальная попытка. Подросток совершает попытку суицида. Она может оказаться завершенной и незавершенной, в случае которого подросток может дальше предпринимать попытки и менять способы.
- Постсуицид.
К основным мотивам суицидального поведения можно отнести:
- протест,
- призыв,
- избегание,
- самонаказание,
- отказ от жизни.
“Призыв”и “протест”среди подростков являются наиболее “популярными”из них.
Андрей Личко, известный и уважаемый советский психиатр, профессор, к наиболее частым причинам суицида в подростковой среде относит следующие:
- потеря близкого и любимого человека,
- хроническое переутомление и усталость,
- уязвленное чувство собственного достоинства,
- употребление психоактивных веществ.
Что делать взрослым?
Можно выделить две противоположные друг другу реакции со стороны родителей, встречающихся чаще всего:
- Сверх эмоциональная реакция, истерика, высокая тревога и паника со стороны родителей
- Безэмоциональная реакция, отрицание/игнорирование проблемы, обесценивание, критика в адрес ребенка, насмешки со стороны родителей
Внимание! Ни одна из выше перечисленных реакций НЕ ПОМОГАЕТ решать и предотвращать проблемное поведение ребенка/подростка и даже наоборот часто усугубляет самоповреждения и суицидальные проявления
Взрослым очень важно не пропустить “первые звоночки” самоповреждающего и суицидального поведения, вовремя оказать помощь, поддержать ребенка и при необходимости обратиться к специалистам
Взрослым очень важно не пропустить “первые звоночки” самоповреждающего и суицидального поведения, вовремя оказать помощь, поддержать ребенка и при необходимости обратиться к специалистам
Самоповреждающее поведение
Самоповреждение, или селфхарм (от англ. self-harm), — это нанесение себе повреждений, чтобы справиться с переживаниями, болезненными воспоминаниями и невозможностью контролировать свою жизнь. С помощью селфхарма подростки:
- наказывают себя за несоответствие собственным требованиям или требованиям взрослых;
- пытаются ощутить себя «живыми» при депрессии, ведь, если ее не лечить, наступает момент, когда чувства притупляются настолько, что даже испытать боль кажется заманчивым;
- хотят попробовать, что это, — так же, как с сигаретами или алкоголем;
- делают шаги к лишению себя жизни.
Как реагировать взрослым
- Не осуждать.
- Выразить готовность оказать поддержку.
- Выяснить причину, выслушав ребенка до конца, не перебивая.
- Проявить сочувствие.
- Рассказать, в чем опасность подобного поведения, рассмотреть возможные последствия.
- Обсудить способы выхода из болезненной ситуации.
- Предложить обратиться к специалисту.
Родителям категорически запрещается
- Впадать в крайности.
Паника и игнорирование одинаково вредны. Чрезмерная эмоциональность помешает диалогу. Избегание проблемы ее не решит. - Жестко контролировать.
Постоянные осмотры, применение силы не только унижают подростка, ухудшая его психологическое состояние, но и ведут к полной потере доверия. - Высмеивать и провоцировать.
Опасно считать, что подросток использует самоповреждения «для привлечения внимания», и открыто говорить ему об этом. - Обесценивать переживания.
Невозможно установить контакт, если говорить с ребенком свысока и упрекать его в неразумности.
Особенности суицидального поведения детей и подростков
Суицидальное поведение детей и подростков имеет ряд особенностей, свойственных растущему организму и личности. Случаи суицидального поведения у детей, например, суицидальные высказывания, могут отмечаться уже в 5-6-летнем возрасте, далее в 7-10-летнем возрасте и старше, наряду с суицидальными высказываниями, дети могут совершать и суицидальные попытки, которые иногда к несчастью, заканчиваются гибелью ребенка. Суицидальная активность резко возрастает в подростковом возрасте с 14-15 лет и достигает своего максимума в 16-19 лет.
Одной из причин выбора суицидального способа решения проблем, является неадекватное отношение к смерти. У ребенка не сформировано представление, что смерть необратима. Свою «временную» гибель ребенок воспринимает как способ воздействия на значимых близких- вызвать сочувствие, наказать. Только к концу подросткового возраста формируется правильное представление о смерти как необратимом прекращении жизни. Ввиду незрелости суждений и отсутствии жизненного опыта даже незначительная конфликтная ситуация кажется безвыходной, а потому становится чрезвычайно суицидоопасной.
Считается, что половина суицидальных попыток в подростковом возрасте являются демонстративными, т.е. без настоящего намерения умереть. Тем не менее, различить истинные и демонстративные попытки не всегда легко. Отсутствие страха смерти лежит в основе выбора всевозможных опасных игр, отсутствие жизненного опыта приводит к драматическим способам ухода из жизни.
Анализируя чувства, стоящие за суицидальными действиями, выделяют 4 причины самоубийства:
- изоляция (чувство, что тебя никто не понимает, тобой не интересуется);
- беспомощность (ощущение, что ты не можешь контролировать свою жизнь, все зависит не от тебя),
- безнадежность (когда будущее не предвещает ничего хорошего);
- чувство собственной незначимости (уязвленное чувство собственного достоинства, низкая самооценка, переживание некомпетентности, стыд за себя).
Причиной суицида подростка, чаще всего, является длительная конфликтная ситуация в семье, где преобладают: давящий стиль воспитания, а в форме наказаний используются унижающие высказывания, болезненные для самолюбия и снижающие самооценку подростка; кризисные ситуации , как смерть близких, развод родителей или уход из семьи одного из родителей, такие стрессовые факторы как пережитое физическое или сексуальное насилие.
Школьные причины суицидального поведения обычно связаны с отношениями с учителями, одноклассниками. Отношения со сверстниками (особенно противоположного пола) являются весьма значимым фактором суицидального поведения подростков
Одним из объяснений важности этих отношений служит чрезмерная зависимость от другого человека, возникающая обычно в качестве компенсации плохих отношений со своими родителями, из–за постоянных конфликтов и отсутствия контакта с ними. Бывает, что отношения с другом или подругой становятся столь значимыми, что любое охлаждение привязанности, а тем более, измена, уход к другому воспринимается как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь
Покушение на жизнь может быть подражанием поведению, демонстрируемому с экранов телевидения или на деструктивных сайтах в интернете ,где поощряются депрессивные настрои и аутоагрессивное поведение. В подростковых компаниях наблюдается повышенный интерес к темам смерти и самоубийства, обсуждается их «тайна» и «красота». Помимо этого склонны к самоубийствам подростки, злоупотребляющие алкоголем и наркотиками, страдающие психическими и соматическими заболеваниями. Среди психических заболеваний это прежде всего депрессивные состояния, психопатические наклонности и другие психические расстройства.
Суицидологи отмечают во внешнем поведении детей и подростков ряд изменений, которые могут свидетельствовать о суицидальных намерениях:
- недостаток сна или повышенная сонливость;
- нарушение аппетита;
- признаки беспокойства, вспышки раздражительности;
- усиление чувства тревоги, печальное настроение;
- признаки вечной усталости, упадок сил, потеря свойственной детям энергии;
- неряшливый внешний вид;
- усиление жалоб на физическое недомогание;
- склонность к быстрой перемене настроения;
- отдаление от семьи и друзей;
- излишний риск в поступках;
- выражение безнадежности, поглощенность мыслями о смерти, разговоры о собственных похоронах;
- открытые заявления: “Ненавижу жизнь”; “Не могу больше этого выносить”; “Жить не хочется”; “Никому я не нужен”.
Иногда индикатором суицида могут быть поступки типа: раздаривание ценных личных вещей, предметов увлечений, улаживание конфликтов с родными и близкими.
Профилактика суицида
Изучены и описаны факторы, которые выступают препятствием для совершения самоубийства. Такими предохранительными мерами являются:
- крепкая, полностью сформированная система моральных ценностей человека;
- ощущаемый человеком творческий потенциал и стремление полностью раскрыть свои таланты;
- наличие четких целей и желание воплотить свои мечты в жизнь;
- понимание, осознание и принятие бессмысленности и противоестественности суицида;
- нежелание причинить душевные муки родственникам;
- рассматривание акта самоубийств как признака слабости личности;
- существующие обязательства перед маленькими детьми;
- религиозные запреты.
Очень часто именно религиозное табу является основным фактором, сдерживающим субъекта от свершения самоубийства. Во многих религиях – в исламе, христианстве, иудаизме – умышленный добровольный преждевременный уход из жизни считается грехом. Так, православные христиане допускают единственную причину суицида – сумасшествие человека. Остальных особ, покончивших жизнь самоубийством, не разрешается отпевать, а в некоторых местах и вовсе запрещено захоронение таких лиц на территории церковных кладбищ.
Основное мероприятие по профилактике суицидальных действий – своевременное выявление у субъекта склонности к психотическим реакциям и проведение комплексного лечения расстройств психики. При наличии элементов суицидального поведения целесообразно провести курс психотерапевтического лечения. Чаще всего в качестве профилактики используют методы когнивно-поведенческой психотерапии. В процессе лечения выявляются причины чувства безнадежности, проводится работа по искоренению этих деструктивных элементов сознания субъекта.
Одним из средств профилактики суицидов выступают консультации, проводимые психологами по телефону доверия