Причин десятки, исследование одно
Причинами нарушения слуха могут быть:
- врожденные патологии;
- последствия перенесенных болезней, травм;
- снижение остроты восприятия с возрастом или после работы на шумных производствах.
Одни заметны сразу, особенно – окружающим, некоторые не определяются годами, а иногда человек сразу начинает ощущать себя так, будто вокруг понизили громкость.
Нередко не воспринимаются лишь отдельные звуки, например звонкие или шипящие, тона, какие-то слова кажутся неразборчивыми
Особенно коварна подобная ситуация у детей, которые еще не знают, как должно слышиться в идеале, и развиваются в нарушенном слуховом пространстве (о важности ранней диагностики читайте здесь)
Иногда можно начать что-то подозревать, когда свой голос самому себе воспринимается как-то странно. В общем, проблемных ситуаций может быть много. Установить, в чем именно заключается нарушение по сравнению с нормой в каждом конкретном случае может специалист-сурдолог. Но не на глаз, как говорится, а с помощью специального оборудования. Иначе это гадание на кофейной гуще, а не диагностика.
Когда-то давно в распоряжении врачей не было точных приборов, и все исследования проводились только с помощью живой речи. То есть врач говорил пациенту слова и звуки, пытаясь это сделать в разной тональности, пропуская отдельные шипящие или свистящие, некоторые громко, иные шепотом, а человек улавливал их, как мог, и говорил: слышно или нет, пытался повторить. Точность, конечно, далеко не стопроцентная.
Сегодня используются приборы – аудиометры, подключенные к компьютеру. А исследование – аудиометрия – представляет собой комфортный, безопасный и выверенный процесс.
Первая проверка слуха у новорожденного – в роддоме
Формирование органа слуха у плода начинается уже с пятой недели внутриутробной жизни и продолжается в течение всего периода беременности.
Интересный факт: к 20-й неделе беременности внутреннее ухо плода созревает до размера внутреннего уха взрослого человека.
Аудиологический скрининг проводится всем новорожденным в роддомах методом ОАЭ (отоакустической эмиссии), который позволяет выявить даже небольшое снижение слуха. Если по каким-то причинам скрининг в роддоме не проводился (это бывает, например, в случае, если новорожденный сразу после появления на свет был переведен в реанимацию), то таким детям аудиотест проводится в возрасте 1 месяца. Повторно – в возрасте трех месяцев.
Под маминым контролем
Если аудиологический скрининг в роддоме по каким-либо причинам не проводился, но у Вас возникают подозрения, что Ваш ребенок плохо слышит, проверьте слух малыша в домашних условиях (не раньше 5 дня после родов). Для этого незаметно похлопайте в ладоши рядом с ушком малыша. Звук не должен быть слишком громким. Сделайте тест сначала на правое, затем на левое ушко.
Отсутствие реакции ребенка на домашний слуховой тест – повод для немедленного визита к врачу!
Но имейте в виду, что слух у недоношенных детей развивается позже. Если ваш малыш появился на свет раньше срока, пройдите полное обследование, чтобы исключить патологии.
Слуховой аппарат развивается так, что в первые дни жизни кроха реагирует только на определенные вибрации, резкие звуки. На незначительные шумы в спокойной обстановке он не обращает внимания. К месяцу слух полностью развивается. Об этом говорят такие признаки:
Малыш начинает слышать и распознавать некоторые звуки.
В конце второго месяца он узнает на слух маму, привыкает к голосам других близких.
К 4 месяцу кроха осознанно поворачивает голову в сторону источников звука.
К полугоду кроха реагирует на свое имя и своеобразно откликается движениями. Он может улыбаться, если с ним разговаривать.
Проблемы со слухом
Проблема тугоухости раннего и более позднего возраста во все времена находилась под пристальным вниманием докторов. Примерно у 1-2% новорожденных еще в роддоме врачи выявляют снижение слуха
Хотя на первом году жизни такую патологию по определенным признакам могут заметить и родители.
Признаки, по которым можно выявить нарушение слуха у новорожденного:
Советуем почитать:Когда новорожденные начинают слышать
- До 4 месяцев ребенок не обращает внимания на громкие звуки.
- К 4-6 месяцам не появляется гуление.
- К 7-9 малыш не может локализовать звуки.
- К 1-2 годам у него нет словарного запаса.
- В более взрослом (школьном, подростковом) возрасте дети не реагируют на шёпотную и разговорную речь, которая обращена к ним со спины, не отзываются на свое имя, просят повторить одни и те же слова.
Всего специалисты выделяют 3 вида тугоухости у детей:
- врожденную,
- наследственную,
- приобретенную.
У новорожденного важно выявить наследственную и врожденную тугоухость. Наследственную тугоухость можно заподозрить, если проблема по снижению слуха есть у родителей либо у одного из них
Наследственную тугоухость можно заподозрить, если проблема по снижению слуха есть у родителей либо у одного из них.
Врожденную тугоухость неонатологи проверяют у детей еще в роддоме. Выявляется отрицательный или положительный фактор риска. С отрицательным фактором риска малышей будут проверять более тщательно на специальной аппаратуре в более позднем возрасте.
Приобретенная тугоухость может возникнуть вследствие заболеваний уха, например, отита либо как осложнение после перенесенных инфекций — кори, свинки, краснухи и коклюша. Иногда ее провоцируют и серные пробки. Тем не менее врачи стараются выявлять таких детей и оказывать им квалифицированную помощь на ранних сроках заболевания. В этом им помогает специальная аппаратура.
Отоакустическая эмиссия (ОАЭ) — метод проверки слуха у новорожденных до года
Контрольные этапы развития слуха
По мере роста и развития ребенка родители должны наблюдать за тем, как он реагирует на звуковые раздражители, и сопоставлять реакцию с нормативной для определенного возраста.
- Если на 2-5 день после рождения ребенка рядом с ним сделать несколько негромких хлопков, то малыш отреагирует на них морганием, движением или еще каким-либо образом.
- С первых дней жизни малыш вздрагивает, пугается, когда слышит резкие, громкие звуки, имеющие сильную вибрацию.
- Кроха возрастом 3-4 недели начинает узнавать некоторые наиболее привычные шумы. Его реакция на них выражается не в хаотичном подергивании ручек и ножек, а в более размеренных движениях.
- Малыш после трех месяцев от рождения уже вполне осознанно ищет глазками говорящего человека или погремушку, звук которой ему слышен.
Если даже родители не сумели определить реакцию малыша на какие-либо звуки, это не повод для паники. Своевременное обращение к врачу позволит максимально эффективно устранить возможные проблемы со слухом.
В отдельных случаях на слух ребенка могут повлиять преждевременные или поздние роды. Роженицам, имеющим в анамнезе перечисленные заболевания, лучше сразу после рождения малыша проверить его на отсутствие тугоухости или глухоты и в случае выявления каких-либо отклонений от нормы тщательно выполнять все рекомендации врача.
Какие осложнения беременности могут повлиять на слух ребенка
Потеря слуха может быть вызвана наследственными и ненаследственными генетическими факторами, а также некоторыми осложнениями во время беременности. А именно:
краснуха, сифилис и некоторые другие инфекции матери во время беременности;
ненадлежащее употребление лекарственных средств (таких как аминогликозиды, цитотоксические препараты, противомалярийные лекарства и диуретики) во время беременности.
Будьте здоровы!
Читайте о возможностях Диагностического центра по вопросам педиатрии.
Находитесь в поисках клиники, которой можно доверить здоровье своего ребенка? Доверьтесь специалистам клиники ISIDA. Возникли вопросы? Мы с радостью ответим на них, если Вы позвоните в клинику ISIDA по телефонам 0800 60 80 80, +38 (044) 455 88 11. Или задайте нам свой вопрос на нашем сайте и мы обязательно на него ответим.
Как формируется зрительный аппарат у детей от года
Перед рождением у ребенка сформирована структура глаза, но имеет он меньшие размеры. И органы зрения еще не функционируют в полной мере, так как развивается аппарат до года.
Предлагаем ознакомиться Как выглядит рвота с кровью
Для малыша в первый месяц жизни мир вокруг представляет собой размытые цветные пятна. Четких контуров предметов, лиц дети не различают. Только при близком поднесении к ним предмета ребенок может увидеть его. Но центр зрения головного мозга еще не дает полную картину. Только к концу 3-й недели жизни начинает проясняться окружающий мир.
С каждой неделей происходят изменения в зрительном восприятии мира у новорожденного. К концу 3-го месяца у малыша происходит:
- фокусировка взгляда на крупной яркой игрушке;
- различение красного, а чуть позже желтого цвета;
- слежение за плавным движением предмета;
- движение глазами вправо, влево, вниз и вверх.
Ребенок начинает узнавать лицо матери и других близких людей. Он становится зорче на 10%.
От 7 до 12
Основные базовые функции зрения заложены у детей до года, но они постоянно усложняются благодаря развитию зрительных анализаторов головного мозга.
К году ребенок умеет определять расстояние до предметов, переключая взор с ближнего на дальний. Вместе со стереоскопическим восприятием увеличивается и острота зрения, достигая 60%. И родители стараются помочь зрительным функциям развиваться, что приводит к дальнейшему их формированию, которое окончательно заканчивается к 3 годам.
Как развивается зрение у новорожденных:
- 1 месяц – младенец видит лицо матери, но только с близкого расстояния. Он может различить свет, реагируя на него внезапным сужением зрачка. Эта особенность дает возможность родителям проверить зрение у новорожденного – нужно поднести его к окну или направить неяркий свет в лицо: сужение зрачка свидетельствует о норме.
- 2 месяц – новорожденный может следить за горизонтальным движением предмета, при необходимости поворачивает за ним голову. Вертикальные движения глазных яблок (осознанные) ему пока недоступны. Размытость в изображениях исчезает, ребенок четко видит лицо мамы и начинает реагировать на вид груди, четко связывая его с кормлением.
- 3 месяц – кроха начинает различать крупные и мелкие предметы, следить за ними взглядом, точно определяет лица родных и незнакомых людей. Скорее всего, в этом возрасте младенец начинает различать цвета, поэтому можно смело размещать над кроваткой мобиль с яркими игрушками.
- 4 месяц – органы зрения начинают согласованно работать со всеми отделами головного мозга, поэтому ребенок не только следит взглядом за движущимся предметом, но и пытается схватить его руками.
- 5 месяц – идет активное развитие цветового восприятия, малыш начинает запоминать предметы и понимать, что они существуют в той или иной стороне, даже если расположены вне поля зрения.
- 6 месяц – ребенок отлично хватает предметы, постоянно следить за их движениями, точно узнает маму и родных, может расплакаться при виде незнакомого лица и сфокусировать взгляд на заинтересовавшем его предмете. Малыш в этом возрасте может различать простые фигуры.
Направление света в глаза, что спровоцирует сужение зрачка – самый простой способ диагностики.После полугода зрение ребенка продолжает активно развиваться – он интересуется простыми узорами, начинает не просто хватать игрушки/предметы, а внимательно их ощупывать, надолго фокусирует взгляд.
Предлагаем ознакомиться Мизопростол для стимуляции родов
Родители должны приложить максимум усилий для нормального развития органов зрения. Игрушки должны быть среднего размера и однотонными яркими, нужно как можно чаще брать младенца на руки и общаться с ним.
Когда, что и как видят новорожденные
Способность видеть у ребенка является врожденной. Большинство детей сразу после рождения видят мир расплывчатым и будто в тумане. Так зрение постепенно адаптируется к новым условиям. Малыш щурится при ярком свете, и лишь изредка открывает глаза. Однако некоторые малыши первый час своей жизни проводят с открытыми глазами, и их взгляд кажется довольно заинтересованным.
Особенности зрения новорожденного
1. Что видит новорожденный
- Сразу после рождения ребенок способен реагировать на наличие или отсутствие света;
- В первый месяц из общей размытой картины ребенок различает крупные предметы;
- Затем начинает следить за их перемещениями, а также за проходящими родителями;
- В 3-4 месяца малыш следит за движущимися игрушками;
- К 6 месяцам ребенок может наблюдать за мелкими объектами и узнавать «своих».
2. На что любит смотреть малыш
- Большее всего новорожденные любят разглядывать лица своих родителей. Чаще всего предметом их любви становится лицо папы, благодаря отчетливым чертам, бороде или усам;
- Изменение в привычном облике родителя может вызвать недовольство малыша. В лучшем случае он просто отворачивается, хуже, начинает плакать и капризничать;
- Еще новорожденные любят разглядывать черно-белые узоры, фигуры или фотографии.
3. Как видят новорожденные дети
- В первую неделю жизни ребенок не останавливает взгляд на окружающих предметах более трех-четырех секунд;
- В два месяца взгляд фокусируется лучше, но все равно не останавливается, а скользит по предмету;
- Только к четырем месяцам ребенок может сфокусировать взгляд на предмете;
- Иногда новорожденные могут немного «скашивать» взгляд. Такое явление происходит за счет того, что дети не могут использовать оба глаза вместе. Это считается нормальным до полугода. Однако, если это происходит постоянно, то лучше обратиться к врачу;
4. Как наладить контакт
Замечено, что в вертикальном положении, новорожденные дети способны фокусировать взгляд
Поэтому чтобы привлечь внимание ребенка следует взять его вертикально;
После этого нужно подождать некоторое время, пока малыш сосредоточится;
Ваше лицо или предмет должны находиться на расстоянии около двадцати-двадцати пяти сантиметров от глаз ребенка;
Игрушки в кроватку следует вешать не перед самым лицом ребенка, а немного дальше – сбоку, либо за ножками;
Говорить следует спокойно, достаточно тихо, при этом лучше если на лице будет улыбка и «живая» мимика.. Таким образом, зная, как видят новорожденные, особенности их зрительного восприятия, родители с легкостью смогут найти “общий язык” со своим малышом, а также смогут понять происходит ли развитие их ребенка в соответствии с нормой или пора обратиться за консультацией к педиатру
Таким образом, зная, как видят новорожденные, особенности их зрительного восприятия, родители с легкостью смогут найти “общий язык” со своим малышом, а также смогут понять происходит ли развитие их ребенка в соответствии с нормой или пора обратиться за консультацией к педиатру.
- Почему у новорожденных меняется цвет глаз
- Когда новорожденный начинает слышать?
- Когда ребенок начинает агукать
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.
Когда новорожденный ребенок начинает видеть?
Привет, друзья! Я, Лена Жабинская, снова рада видеть Вас на страницах этого блога. Сложно представить более загадочное и чарующее явление, чем зарождение маленького человечка. С момента появления двух заветных полосок на тесте, будущую маму интересует все: как кроха развивается, растет и, самое главное, что он ощущает.
Потом малыш рождается, а мысли о его ощущениях так ее и не покидают. Важнее всего ей понять, когда новорожденный ребенок начинает видеть. Просто для того, чтобы помочь ему быстрее адаптироваться в новом окружении, наладить с ним контакт или же своевременно заметить наличие каких-либо патологий, связанных с его зрением.
Словно иностранец
– Вживили имплант, и ребёнок тут же начал слышать?
– Нет, таких чудес не бывает; это всё равно, что для обычного человека вмиг выучить иностранную речь. Мозг надо натренировать. Необходимо пройти этапы развития – лепет, гуление. При этом умственные способности у детей разные, спектр слуха тоже разный, кто-то двигается к цели медленнее, кто-то быстрее. Делают такие операции и взрослым людям с приобретённой тугоухостью. К примеру, человек попал в аварию, оглох – для него это трагедия, бывает, доходит до суицида. Операция эффективна, ведь пациент всю жизнь жил в звуковой среде.
– В интернате для слабослышащих я видела детей, которым вживили импланты. Почему они не могут учиться в обычной школе?
– К сожалению, некоторые из них остаются в специализированных учебных заведениях. Хотя изначально ребёнку делают операцию, чтобы он мог ходить в обычный детский сад или школу. В этом смысл инклюзивного образования. Но у нас мало учителей-дефектологов, которые могут помочь в тренировке слуховых возможностей.
Не хватает и сурдопереводчиков. Поэтому в среде глухих и слабослышащих детей процветает своего рода безграмотность, они общаются жестами, примитивным языком. Поймите, слух очень важен для интеллектуального развития человека. Хотя и основную часть информации человек воспринимает через зрение.
Рождённые с ВИЧ. Легко ли быть ребёнком с пугающим обывателей диагнозом?
Подробнее
Самые распространенные причины развития кондуктивной тугоухости
Отиты
«Очень часто кондуктивная тугоухость у детей развивается после отитов», – говорит кандидат медицинских наук, врач сурдолог-оториноларинголог клиники «МастерСлух» в Сочи Евгений Буданов. «По статистике чаще всего отиты встречаются у малышей в возрасте 3-5 лет, соответственно, тогда же больше обращений к лору, сурдологу.
Отиты бывают гнойные и негнойные, на слух может повлиять любой вариант. Зачастую взрослые несерьезно относятся к таким, как им кажется, легким состояниям – ну подумаешь, ушко заболело, если ребенок простудился. Надо закапать лекарство, и все пройдет. В большинстве случаев – действительно проходит (и то, если препарат назначил врач, проконтролировал ситуацию), но иногда отит может привести к снижению слуха, причем, заметно это будет не сразу. Конечно, каждая простуда не должна вызывать в семье панику, надо просто быть внимательными к любым ее проявлениям.
Аденоиды
В печальном топе причин, могущих привести к кондуктивной тугоухости, находятся и аденоиды. Ими страдают очень многие дети: в силу анатомических особенностей, частых простудных заболеваний. Это не значит, что аденоиды нужно срочно удалять, доказано, они – часть иммунной системы. Но и просто ждать, что ребенок их перерастет тоже не стоит. Нужно проконсультироваться со специалистом, держать ситуацию на контроле, подобрать консервативное лечение.
Травмы
Ну и, конечно, всегда актуальны травмы уха. Дети могут засунуть туда: шарики, части игрушек, батарейки (особенно «коварны» маленькие, круглые и плоские), камешки. Не можете извлечь эту мелочь самостоятельно? Срочно к врачу!
Самое неприятное, когда ребенок еще не может говорить, а взрослые момент травмирования упустили, или малыш боится рассказывать родителям, что что-то сам запихал к себе в ухо и не может достать. Тогда «сюрприз» обнаружится неожиданно.
Вообще самое, наверное, безопасное в этом списке причин развития нарушения слуха – серные пробки. Хоть и неприятная штука, но легко удаляется у специалиста, и тогда страдалец «волшебным образом» начинает лучше слышать.
Врожденные дефекты
Если кондуктивная тугоухость связана с аномалиями развития, обусловлена генетически, это в большинстве случаев выясняется на приеме у специалиста (профильном, или если возникли какие-то подозрения у родителей), и очень важно вовремя провести хирургическое вмешательство, чтобы освободить слуховой проход. Не надо путать эту операцию с операцией по установке кохлеарного импланта, последний нужен при совсем других диагнозах
Слух младенца
Ребенок начинает слышать задолго до своего рождения. На 17 неделе внутриутробного развития малыш уже прислушивается к стуку маминого сердца, шуму бегущей по ее сосудам крови и работающих органов. Чуть позже он начинает улавливать звуки из «большого мира» — прежде всего голос мамы. Поэтому нет ничего странного в том, чтобы разговаривать с собственным животом, петь ему песенки и рассказывать стишки.
Слуховой аппарат малыша уже готов принимать информацию. Но это не значит, что при рождении ребенок сразу будет слышать как взрослый — для настройки слуха понадобится несколько этапов.
Первые дни жизни
Сразу после рождения слух ребенка немного притупляется. Здесь не обошлось без разумного замысла природы, которая защищает младенца от звуковой лавины нашего мира, готовой обрушиться на него одномоментно. Разнообразные негромкие звуки и шумы пока не досаждают его ушам и не мешают беспечно спать. В первые дни жизни малыш лучше всего реагирует на громкие и резкие звуки. Причем реагирует бурно — может вздрогнуть и даже заплакать.
1 месяц
Малыш начинает четко слышать окружающие его звуки, привыкает к ним и уже не пугается случайного грохота так сильно, как в первые дни после рождения. Ребенок прислушивается к голосам и отлично улавливает интонации
Сейчас важно чаще беседовать с ним, стимулируя развитие речевых навыков
2–3 месяца
Ребенок внимательно слушает звуки, двигает головой, глазами, стараясь определить, откуда они исходят, и совершенно точно распознает голос мамы. Происходит синхронизация слухового центра с речевым: ребенок пытается произносить гласные звуки и «агукает» в ответ на мамино «агу».
4–5 месяцев
Малыш уже точно определяет, откуда исходит звук и поворачивает в ответ на него голову. Реакции в ответ на звуки становятся более эмоциональными — ребенок может махать ручками и ножками, улыбаться и ворковать.
6 месяцев
В полгода ребенок уже слышит как взрослый. Дальше он активно продолжит познавать мир звуков, будет учиться их различать и воспроизводить.
В каком возрасте ребенок начинает слышать и различать звуки
Навык слуха развивается у малыша даже не при рождении, а с 16 недели беременности. Ребенок слышит голоса, звуки и даже запоминает некоторые из них. Впоследствии кроха может реагировать на сказки и песенки, посредством которых мама общалась с ним, будучи беременной: агукать, шевелить ручками и ножками.
В первый месяц жизни новорожденный будет очень внимательно прислушиваться к голосам. Он может реагировать на речь, поворачиваться в сторону источника звука
Важно понимать, что он слышит не так, как в утробе. Это вызывает у него стресс и от некоторых посторонних шумов он просто абстрагируется
В первые недели он может спать при включенном телевизоре, не замечать громких звуков. Из-за этого взрослые опасаются, что у малыша проблемы со здоровьем.
- Малыш начинает слышать и распознавать некоторые звуки.
- В конце второго месяца он узнает на слух маму, привыкает к голосам других близких.
- К 4 месяцу кроха осознанно поворачивает голову в сторону источников звука.
- К полугоду кроха реагирует на свое имя и своеобразно откликается движениями. Он может улыбаться, если с ним разговаривать.
Как проверить слух у новорожденного
Способность слышать у младенца впервые проверяют еще в роддоме. У здорового ребенка слух есть еще до рожденья. После появления на свет в роддоме это сразу проверяют специальным аппаратом. Он показывает, передают ли звук специальные волосковые клетки. Более совершенна проверка слуха в роддоме на компьютере (аудиометрия). Проведение методики:
- Процедуру выполняют во время сна, она не доставляет младенцу дискомфорта.
- В слуховой проход ребенка вводят датчики. Они посылают импульсы.
- Компьютер фиксирует, отвечает ли слуховая система на раздражение.
Если вы переживаете о том, что новорожденный не слышит, проверьте это в домашних условиях (не раньше 5 дня после родов). Незаметно похлопайте рядом с ушком малыша, не слишком громко. Он должен моргнуть или проявить другую реакцию, например, повернуть головку или замереть. Сделайте тест сначала на правое, затем на левое ушко. Что является поводом для визита к врачу:
- Малыш не отреагировал на слуховой тест в домашних условиях.
- Слух у недоношенных детей развивается позже. Если ваше чадо появилось на свет раньше срока, пройдите обследование, чтобы исключить патологии.
- Регулярно проверяться у врача следует, если у ребенка есть пороки развития, генетическая предрасположенность к глухоте, перенесенные мамой во время беременности краснуха или корь.
Как выявить предрасположенность
Диагностика генетической предрасположенности выполняется следующими способами:
- Наследственный анамнез больного.Другими словами, это генеалогическое древо с информацией о хронических заболеваниях и о том, как они протекали и в каком возрасте развивались. Чем подробнее будет этот список, тем лучше. Полученные данные позволят выстроить четкую систему по диагностике и профилактике возможных болезней.
- Регулярные аудиометрические исследования.Позволяют определить восприимчивость слуха к звуковым волнам разной частоты.
- Молекулярно-генетический анализ.Выявляет наследственные патологии и анализирует наличие модификаций в генах, хромосомах и ДНК.
- Вспомогательные методы диагностики.Например, компьютерная или магнитно-резонансная томография.
Каждый человек может являться носителем гена рецессивной несиндромальной глухоты, которая никак себя не проявляет. Чаще всего люди даже не знают о том, что такой ген есть в их организме
Когда надевать слуховой аппарат на ребенка с тугоухостью
Если вы заметили, что ребенок плохо реагирует на звуки, запишитесь в поликлинику, чтобы получить направление к сурдологу, или на прием в наш медицинский центр. Сурдолог проведет аудиологический скрининг (детям до года) или аудиометрию. Подберет слуховой аппарат и настроит его под особенности ребенка. После первичной настройки назначит даты, когда нужно прийти на донастройку и техническое обслуживание слухового аппарата.
Приучайте ребенка носить слуховой аппарат весь день: он должен привыкнуть к разнообразию звуков и сформировать стихийное слушание. Помните, что слуховой аппарат не решит вопросы естественного развития сам по себе. Если вы не станете тренировать слуховое восприятие ребенка, он отстанет в развитии и в будущем не социализируется.
Молодые старички в плеере
– Какие причины приобретённой глухоты выходят на первый план?
– Это травмы, операции, инфекции: корь или краснуха, грипп, тяжёлые менингиты, асфиксия во время родов. Нам, к сожалению, приходится бороться со следствием. Причину стараемся выяснить, но в 20-30% случаях она остаётся неясна.
– А профессиональная тугоухость?
– Знаете, когда в 90-е годы закрылись предприятия, мы заметили некоторое оздоровление населения. Такой парадокс.
– Современные подростки круглосуточно сидят и ходят в плеере…
– И это плохо. Аудиологи всего мира лет 10-15 назад встревожились по поводу ношения наушников детьми и выставленным в них уровнем звука. И действительно, у молодых людей начал садиться слух. Чувствительный слуховой анализатор устаёт, его клетки отмирают. Страшна даже не сила звука, а продолжительность прослушивания плюс низкие частоты тяжёлого рока, которые особенно вредны.
В итоге мы имеем ранний пресбиакузис (частное проявление старения организма, заключающееся в возрастном снижении слуха. – Ред.). Молодые люди 30 лет слышат слабо, словно древние старички. Сами себя же глушат. Кроме того, на остроту слуха влияет экологическая обстановка, нерациональное питание, инфекционные заболевания, стресс.
– Вы согласны с тем, что среди людей с ограничениями по слуху есть и способные, талантливые?
– Действительно, в институте им. Баумана – одни светлые головы, и там много инвалидов по слуху. Они же востребованы за рубежом. Но, повторюсь, многое зависит от педагогов, а также заинтересованности родителей заниматься с такими детьми. Почему многие слабослышащие люди остаются невостребованными в обществе? Они рождаются в семьях, где несколько поколений глухих, и родители зачастую против кохлеарной имплантации. Зачем им слышащий ребёнок? И тот будет жить в своём узком мире. При этом некоторые устраиваются неплохо, умеют зарабатывать. Во всём мире договорились о свободе выбора, и желающих жить в тишине – отпустили. В обычной же семье рождение глухого ребёнка – драма. Родители переживают шок, отчаяние, а мы уговариваем, рассказываем, как дальше жить. Потом их дети отлично учится, поступают в вузы. Но сначала после операции ребёнок должен адаптироваться к богатой палитре звуков. Это колоссальная работа.