Особенности составления режима дня для младенца, дошкольника, первоклассника и подростка

Распорядок дня детей раннего возраста: как наладить режим грудничка

С рождением ребенка перед большинством родителей встает вопрос: следует ли приучать грудничка к определенному режиму дня или, наоборот, самим подстраиваться под него.

На самом деле правильный режим дня новорожденного очень важен, так как он способствует выработке условных рефлексов, на которых и построена жизнь маленького человека.

Организм, приученный к определенному распорядку, при помощи имеющихся у каждого человека внутренних биологических часов заранее подготавливается к тому или иному событию (кормлению, сну) и выполняет нужные действия более полно и быстро. Дети раннего возраста, приученные к режиму дня, растут более здоровыми и смышлеными.

Самый сложный период в установлении и соблюдении режима дня новорожденного ребенка – это период с появления на свет до наступления 6-месячного возраста.

В первые недели после рождения о том, как организовать режим дня грудничка, вообще не может быть и речи. Ведь он может требовать кормления в любое время суток и любое количество раз, не особенно задумываясь о соблюдении промежутков между кормлениями. Дело в том, что ребенок очень устает совершать сосательные движения, чтобы добыть себе пищу, и засыпает из-за этого не совсем сытым. Когда полученная порция молока переварится в желудке (а в этот период его жизни пища, особенно легко усваиваемое материнское молоко, переваривается очень быстро), малыш снова просыпается и требует очередной порции. Выходит, что в первые несколько недель жизни ребенок может, есть до 10-12 раз в сутки, и из них 3-4 раза приходятся на ночное время. Конечно, это очень тяжело для матери, которая еще не совсем оправилась после родов, но этот период нужно просто пережить, ведь скоро все изменится к лучшему. Так, уже к концу первого месяца жизни большинство малышей все же вырабатывают определенный режим и довольно хорошо выдерживают перерыв
между кормлениями в 2-3 часа. Если получается, что время дневного кормления уже подошло, а малыш крепко спит, то будить его не следует. Лучше покормить, когда он проснется самостоятельно. Если с течением времени ребенок не захочет принимать пищу через привычные 2-3 часа и ему уже понадобится больший разовый объем, то интервал между кормлениями увеличивают на 0,5-1 час. Хорошо, если к 5-ти месяцам жизни перерыв между кормлениями составит 4 часа.

Если малыш с рождения полностью питается искусственными молочными смесями, даже самыми высококачественными и максимально приближенными к материнскому молоку, или же получает докорм искусственными смесями, то четкий режим нужно стремиться соблюдать с первых дней жизни ребенка. Дело в том, что любая искусственная смесь переваривается тяжелее и, соответственно, дольше. Поэтому для организации правильно режим дня таких младенцев лучше кормить 7-8 раз в сутки с интервалами в 3-3,5 часа и стараться выдерживать четырехчасовой ночной перерыв в кормлении.

Как составить режим дня для первоклассника

Режим дня первоклассника во многом зависит от расписания школьных занятий. При очном обучении в школе занятия, как правило, начинаются в 8:00 и заканчиваются тоже в фиксированное время. На семейном обучении можно составить более гибкий график, в котором будут учтены особенности ребёнка и время его пиковой активности. 

<<Форма демодоступа>>

Однако есть образец режима дня первоклассника и общие рекомендации, которые помогут родителям выстроить правильный режим дня ребёнка, независимо от формы обучения. 

Вот каким может быть распорядок дня первоклассника при очном обучении.

А вот как можно построить день юного школьника на семейном образовании.

<<Форма с консультацией>>

Правило 1. Подъём должен быть не позже, чем за час до начала занятий

Это позволит настроиться на учёбу. Старайтесь заложить несколько минут дополнительного времени, чтобы ребёнок не в спешке бежал в школу или не кидался к монитору компьютера, не успев собраться после подъёма.

Правило 2

Уделите внимание качественному сну ребёнка. Для первоклассников продолжительность сна должна быть не менее десяти часов, поэтому отсчитайте это количество от времени подъёма и следите за тем, чтобы ребёнок каждый день ложился спать в одно и то же время

Для первоклассников продолжительность сна должна быть не менее десяти часов, поэтому отсчитайте это количество от времени подъёма и следите за тем, чтобы ребёнок каждый день ложился спать в одно и то же время.

Правило 3. Включите в режим дня зарядку

Это поможет организму ребёнка проснуться и подготовит его к физическим и умственным нагрузкам в течение дня. Также рекомендуем добавить в режим дня прогулки и занятия спортом или простые упражнения. Для того чтобы мозг насытился кислородом, необходимо проводить на улице не менее часа в день.

Правило 4. Старайтесь чередовать умственные и физические нагрузки с отдыхом

Например, с прогулками и играми, чтобы у малыша было время восстановить силы. Не перегружайте ребёнка дополнительными кружками и занятиями, следите за тем, чтобы у него оставалось достаточно времени для полноценного отдыха.

Правило 5. Учитывайте биологические часы ребёнка

Считается, что пик активности у первоклашек приходится на период с 16.00 до 18.00, а после этого наступает спад

Выполнение заданий, требующих умственной нагрузки, отработку навыков чтения и письма можно оставить на это время, а вечером уделить внимание отдыху, общению в семье, развивающим мероприятиям или кружкам

Правило 6. Следите за тем, чтобы ребёнок питался пять раз в день

Именно такое количество приёмов пищи рекомендуется для первоклассников: завтрак, второй завтрак, обед, полдник, ужин. Включайте в меню больше овощей и фруктов и старайтесь снизить количество жареной и острой еды.

Правило 7. Приучайте ребёнка к самостоятельности

Пусть он не только привыкает к выполнению заданий по учёбе, но и сам с вечера готовит рюкзак на следующий день. Для этого можно прикрепить на специальную доску листочки на магнитах, на которых будет написано то, что нужно положить в рюкзак.

<<Блок перелинковки>>

Надеемся, что эти простые рекомендации помогут вам составить гармоничный режим дня для ребёнка и облегчить ему адаптацию к школьным нагрузкам. 

<<Форма курс 1-4>>

Как наладить режим?

Если ребенок не приучен к режиму, и в свои 8-10 месяцев устраивает родителям ночные «бдения» у кроватки с громкими требованиями еды, игрушек и внимания, то Комаровский советует родителям решительно начать устанавливать «диктатуру». На установление режима уйдет около 2-3 дней, после чего мамы и папы таких малышей смогут навсегда забыть о бессоннице.

Значимой точкой в жизни ребёнка до года является возраст 8 месяцев. С этого момента малыш будет становиться более активным как физически, так и социально. Для правильного развития прекрасным решением станет режим дня. Поэтому молодым родителям нужно знать определённые педиатрические нормы: сколько кроха должен спать, есть, гулять

Кроме того, важно разобраться, как и чем занять 8-месячного малыша, чтобы не утомить его, но и не дать заскучать

Занятия по интересам

Полтора-два часа свободного времени ребенок может использовать для занятий по интересам (чтение, рисование, игра, просмотр телевизионных передач и др.).

!


Ребенок может заниматься не более чем в двух кружках.

Примерная схема режима дня школьников первой смены

(начало занятий в 8 ч 30 мин)

Вид занятий и отдыха

Возраст школьников

7-9 лет

10 лет

11-13 лет

14-17 лет

Подъём

7.00

7.00

7.00

7.00

Утренняя зарядка

Водные процедуры

Уборка постели, туалет

7.00 – 7.30

7.00 – 7.30

7.00 – 7.30

7.00 – 7.30

Утренний завтрак

7.30 – 7.50

7.30 – 7.50

7.30 – 7.50

7.30 – 7.50

Дорога в школу

7.50 – 8.20

7.50 – 8.20

7.50 – 8.20

7.50 – 8.20

Занятия в школе

8.30–12.30

8.30–13.30

8.30–14.00

8.30–14.30

Горячий завтрак в школе

около 11 ч.

около 11 ч.

около 11 ч.

около 11 ч.

Обед

13.00-13.30

14.00-14.30

14.30-15.00

15.00-15.30

Послеобеденный

сон или отдых

13.30-14.30

Прогулка

Игры и спортивные

занятия на воздухе

14.30-16.00

14.30-17.00

15.00-17.00

15.30-17.00

Полдник

16.00-16.15

17.00-17.15

17.00-17.15

17.00-17.15

Приготовление

домашних заданий

16.15-17.30

17.15-19.30

17.15-19.30

17.15-20.00

Прогулка

на свежем воздухе

17.30-19.00

Ужин и свободные

занятия (чтение,

музыкальные занятия,

ручной труд, помощь

семье, занятия

иностранным языком и пр.)

19.00-20.00

19.30-20.30

19.30-21.00

Для 14-15 лет:

20.00-21.30

Для 16-17 лет:

20.00-22.00

Приготовление ко сну

(чистка одежды, обуви,

гигиенические

процедуры)

20.00-20.30

20.30-21.00

21.00-21.30

22.00-22.30

Сон

20.30-7.00

21.00-7.00

21.30-7.00

Для 14-15 лет:

22.00-7.00

Для 16-17 лет:

22.30-7.00

!

В выходные дни и каникулы режим дня школьника должен отличаться от обычного тем, что значительно больше времени должно быть предоставлено для пребывания на воздухе, для посещения кино, театров, музеев и т. п.

!


Правильно организованный режим дня учащихся в каникулы является основой полноценного отдыха и способствует полному восстановлению работоспособности детского организма.

Продолжительность
различных видов суточной деятельности
(в часах)


Возраст,

лет

Учебные

занятия

дома

Спорт

Игры

Прогулки

Чтение

Занятия

в кружках

Помощь

семье

Приём

пищи

Туалет

Зарядка

Ночной

сон

7

1

3,5

2,5

2,5

11 – 10,5

8

1 -1,5

3,5

2,5

2,5

11 – 10,5

9

1,5 – 2

3,5

2,5

2,5

11 – 10,5

10

2 – 2,5

3,5

2,5

2,5

10,5 -10

11

2 – 2,5

3

2,5

2,5

10 – 9,5

12

2,5 – 3

3

2,5

2,5

9,5 – 9

13

3 – 4

2,5

2

2

9,5 – 9

14

3 – 4

2,5

2

2

9,5 – 9

15

3 – 4

2,5

2

2

9 -8,5

16

3 – 4

2,5

2

2

8 – 8,5

Преимущества соблюдения режима дня:

«флай-леди»грудном вскармливании

Примерный распорядок дня ребенка до 3-х месяцев

6.00 – Пробуждение после ночного сна и первое кормление6.00-7.00 – Бодрствование7.00-9.00 – Сон9.00 – Второе кормление9.00-10.00 – Бодрствование10.00-12.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)12.00 – Третье кормление12.00-13.00 – Бодрствование13.00-15.00 – Сон15.00 – Четвертое кормление15.00-16.00 – Бодрствование16.00-18.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)18.00 – Пятое кормление18.00-19.00 – Бодрствование19.00-20.45 – Сон20.45 – Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)21.00 – Шестое кормление21.00-6.00 – Ночной сон24.00 или 3.00 – Седьмое кормлениеночных кормлений

Примерный распорядок дня ребенка от 3 до 6 месяцев

6.00 – Пробуждение после ночного сна и первое кормление6.00-7.30 – Бодрствование7.30-9.30 – Сон9.30 – Второе кормление9.30-11.00 – Бодрствование11.00-13.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)13.00 – Третье кормление13.00-14.30 – Бодрствование14.30-16.30 – Сон16.30 – Четвертое кормление16.30-18.00 – Бодрствование18.00-19.00 – Сон (можно совместить с прогулкой)19.00 – Пятое кормление19.00-20.45 – Бодрствование20.45 – Проведение гигиенических процедур перед сном (купание)21.00-6.00 – Ночной сон23.00 – Шестое кормление

Примерный распорядок дня ребенка от 6 до 9 месяцев

7:00 – пробуждение, утренний туалет, первое кормление7.00-9.00 – Бодрствование9.00 – 11.00 – Сон11.00 – Второе кормление11.00-13.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)13.00 – 15.00 – Сон15.00 – Третье кормление15.00-17.00 – Бодрствование (можно совместить с прогулкой)17.00-19.00 – Сон19.00 – Четвертое кормление19.00-21.00 – Бодрствование (спокойные игры)20.30 – Купание21.00-7.00 – Ночной сон23.00 – Пятое кормление

Примерный распорядок дня ребенка в 1 год

8:30 – пробуждение9:00 – завтрак9:30-11:00 – игры, общение, гимнастика11:00-12:30 – прогулка12:30-13:00 – обед13:30-15:30 – дневной сон16:00 – полдник16:30-18:00 – прогулка19:00 – ужин21:00 – поздний ужин21:30 – ночной сон

Примерный распорядок дня ребенка в 3 года

7:30 – пробуждение, утренний туалет8:00 – завтрак8:30 – 9:30 – занятия, игры, гимнастика10:00 – второй завтрак10:30-12:30 – прогулка12:30 – обед13:00-15:00 – дневной сон15:30 – полдник16:00-16:30 – игры, занятия16:30-18:00 – прогулка18:30 – ужин19:00- 20:00 – спокойные игры, занятия20:00 – подготовка ко сну, купание20:30 – ночной сонзаблаговременно

Примерный распорядок дня ребенка в 7 лет

7:00- подъем, зарядка, завтрак, дорога в школу8:00-12:00 – занятия в школе13:00 – обед, отдых, свободное время14:00-15:00 – выполнение домашнего задания15:30 – полдник16:00-18:00 – прогулка, посещение спортивных секций19:00 – ужин19:30-20:00 – игры, и свободное время20:00-20:30 – подготовка ко сну, водные процедуры20:30-21:00 – чтение на ночь21:00 – сон

Учим учиться

Здесь родителей поджидает самая большая сложность. Дети привыкли и любят играть. А вот обучение для них является чем-то непонятным в принципе, а потому – скучным и ненужным. В коллективе ровесников дети занимаются вместе, что является дополнительным стимулом. К тому же, опытные педагоги умеют находить подход к детям и заинтересовывать их предстоящей работой. А вот как объяснить ребенку дома, какой смысл в обучении?

Большинство из нас начнет пугать малыша тем, что «неучи, когда вырастают, работают дворниками или грузчиками». Ребенку такая перспектива кажется весьма далекой и туманной. И кроме того, что он обесценит для себя труд грузчика или дворника, толку от таких внушений не будет.

Вариант второй, и тоже не лучший, – подкуп: прочитаешь – получишь игрушку, сладости или поиграешь за компьютером. Такой подход лишь породит между дошкольником и взрослыми товарно-денежные отношения. Малыш не будет заинтересован в результате своего труда

Ему будет важно побыстрее закончить то, что мешает ему развлекаться, и получить желаемое вознаграждение

Как же помочь ребенку принять необходимость занятий?

  • Цените все достижения своего чада: и уже имеющиеся, и предстоящие. Учите его, чтобы научить, а не чтобы удовлетворить свои нереализованные амбиции.
  • Не впихивайте в него максимум знаний – всего не знает никто. Учитывайте прежде всего то, что интересно самому малышу, сопоставляя с требованиями по готовности к школе.
  • Не сравнивайте собственного ребенка с чужими, более успешными – это занизит самооценку малыша и отобьет желание учиться. Сравнивайте с тем, как прогрессирует он сам.
  • Нельзя покупать старания дошкольника какими-то благами, как и заставлять учиться в качестве наказания за провинность.
  • Нельзя наказывать за допущенные ошибки или неумение. Родители – помощники, наставники и советчики.
  • Всегда хвалите свое чадо за любые успехи, поддерживайте, выказывайте свою гордость его успехами и веру в его силы.
  • Сложные задания исключать нельзя. Они максимально полезны для развития малыша. Просто показывайте ему, что вы всегда готовы помочь.
  • Придерживайтесь установленного времени занятий, соблюдайте возрастные нормы по их количеству в день и продолжительности.
  • Разнообразьте уроки веселыми физкульт-перерывами, чтобы малыш не засиживался и не утомлялся.

Режим дня дошкольника направлен, прежде всего, на его развитие и подготовку к обучению

Поэтому так важно составить его правильно и непреклонно придерживаться. Ребенку эта привычка будет помогать всю жизнь

Она сделает его более уверенным, организованным и трудоспособным.

Режим дня первоклассника

Уважаемые родители, ваш ребёнок скоро войдёт в новую жизнь под названием «Школа». Соблюдение режима дня первоклассника играет большую роль для его самочувствия и успехов в учёбе. 

Педиатры всего мира рекомендуют придерживаться подходящего под возраст вашего ребёнка режима дня. По мере взросления ребёнка этот распорядок дня меняется. Ещё до начала уроков в школе продумайте, какие дополнительные занятия вы планируете организовать для вашего первоклассника, когда начинается первый урок, какая нагрузка в день допустима для  ребёнка данного возраста, сколько времени вы будете тратить на дорогу, – всё это позволит составить распорядок дня, который подойдёт именно вам.

При соблюдении режима дня первоклассником его нервная система будетлегче адаптироватьсяк новой обстановке, нагрузкам. 
Примерный распорядок дня ученика первого класса:

Можно ли установить режим дня для ребенка?

Ребенок и мать приспосабливаются друг к другу.

Реально приучить младенца просыпаться каждые три часа, есть 20-30 минут, после этого быть сытым и засыпать на следующие три часа невозможно.

И тут главный совет: Вы должны стараться прислушиваться к нуждам вашего малыша, то есть запоминать или даже записывать для себя, когда он предпочитает спать, когда хочет находиться у груди, почему плачет.

Поверьте, что постепенно, ко второму месяцу его жизни режим дня постепенно налаживается.

Ваш малыш сам выберет промежутки между кормлениями, как правило, это 2,5-3 часа и длительность ночного сна (максимальный промежуток — 4-5 часов). На грудном молоке ребенок может продержаться недолго. Дело в том, что оно более адаптировано для малыша и быстрее всасывается по сравнению с его заменителями. Следовательно, и промежутки между кормлениями менее длительные, чем при замене его на искусственные смеси.

Доктор Комаровский советует

Наберитесь терпенья. Уже со второго месяца жизни ребенок с каждым днем спит все меньше, у него постепенно формируются интересы, он постоянно хочет находится рядом с мамой, рассматривать все вокруг, и заставить его просто лежать в кроватке уже будет невозможно. С другой стороны, в этот период времени режим ребенка обычно постоянен, и мама может приспособиться к нему, отложить все свои дела, заниматься малышом, разговаривать, играть с ним, включать красивую музыку. Ниже приведена таблица с приблизительным режимом ребенка в возрасте от 1 месяца до 2,5 лет (Взято из рекомендаций врачей детской поликлиники).

Нюансы процесса

Каждый вид деятельности (игры, еда, прогулки, обучение) должен проводиться с соблюдением некоторых нюансов. С их помощью можно сделать ребёнка более энергичным и жизнерадостным.

Правила питания

Для того чтобы ребёнок рос здоровым и получал все необходимые витамины, ему нужно обеспечить правильное и сбалансированное питание. Оптимальным вариантом станет равномерное распределение пищи на весь период бодрствования. Врачи рекомендуют соблюдать такую периодичность:

Не менее важно правильно подбирать продукты для ежедневного рациона. Из общего списка следует исключить все вредные ингредиенты, которые могут негативно повлиять на работу пищеварительной системы

Основные моменты
, которые следует учитывать при выборе продуктов:

Организация сна

Для того чтобы малыш полноценно отдохнул, необходимо обеспечить ему соответствующие условия. Оптимальная продолжительность сна зависит от возраста и индивидуальных особенностей организма. Детям младше 5 лет рекомендуется отдыхать не менее 12 часов в день (9 часов ночью и 3 – днём). Более старшим мальчикам и девочкам следует спать на 1 час меньше.

шумные игры;

Очень часто дошкольники отказываются от дневного сна. Заменить его можно какими-либо малоактивными действиями (чтением, пассивными играми, лежанием на кровати). Недостаток сна приводит к ухудшению настроения, здоровья и способности обучаться.

Прогулка и физическая активность

Для укрепления здоровья необходимо включать регулярные прогулки на свежем воздухе и подвижные игры в режим дня дошкольника. Врачи рекомендуют гулять регулярно, кроме дождливых и очень холодных дней. Ежедневные прогулки помогут улучшить:

Полезным будет для малыша сочетание свежего воздуха и физической активности. Допускается выполнение любых действий, которые помогут укрепить здоровье и иммунитет. Лучше всего заниматься:

  • беговой разминкой;
  • спортивными играми (футболом, баскетболом, бадминтоном);
  • упражнениями, направленными на укрепление мышечной системы (подтягиваниями на турнике, отжиманиями);
  • развлекательными играми.

При составлении и соблюдении распорядка дня следует не только основываться на своём опыте, но и прислушиваться к рекомендациям специалистов. Это поможет избежать большинства ошибок и снизить негативное воздействие на дошкольника. Родителям необходимо придерживаться следующих советов:

Режим дня дошкольника – это составленный комплекс мероприятий, которые должны быть выполнены в определённый период суток. С его помощью можно правильно организовать учебный процесс, а также оставить достаточное количество времени для игр и прочих детских увлечений.

Ребенок, с раннего детства привыкший жить по режиму, охотно его выполняет. Ему не приходит в голову, что можно отказываться идти спать, когда наступило время. Если он в 9 часов вечера лег и не позднее чем через полчаса крепко уснул, то утром его не приходится будить- он сам просыпается бодрым, веселым.

У ребенка имеется достаточно времени, чтобы спокойно одеться, и родителям не приходится поторапливать его и высказывать недовольство по поводу его медлительности. Днем они не тратят время на многократные приглашения, уговоры сесть за стол или пойти погулять. День в семье начинается и кончается спокойно, все конфликтные ситуации, связанные с соблюдением режима, исключены. Вечерние часы родители полностью используют для своих дел.

Если изо дня в день повторяется ритм в часах приема пищи, сна, прогулок, разных видов деятельности, то это благоприятно влияет на состояние нервной системы и на то, как протекают все физиологические процессы в организме.

Замечено, что отсутствие правильного режима дня в выходные дни отражается на состоянии ребенка в детском саду в понедельник: чувствуется некоторая утомленность, вялость (или, напротив, повышенная возбудимость), малыш склонен значительно больше поспать днем, чем в остальные дни…

На протяжении 4 дошкольных лет режим меняется незначительно. Несколько уменьшается суточное количество сна, преимущественно за счет дневного. Но нельзя забывать, что ребенок все еще нуждается в более продолжительном сне, чем взрослый человек.

Кружки и секции в расписании первоклассника

Бесспорно, дополнительное развитие у ребенка творческих и спортивных способностей стоит временных и ресурсных затрат. Однако физиологи настойчиво не рекомендуют совмещать начало обучения в школе с поступлением в секции дополнительного образования. Лучше делать это со второго класса или за год до школы. Второй вариант более предпочтителен, так как у дошкольника есть возможность осознать свои сильные стороны, поверить в то, что он уже на что-то способен.

Период адаптации к школе и весь первый класс – самое время немного притормозить и расставить приоритеты, оставив в расписании только действительно важные для ребенка занятия. Здесь необходимо сделать акцент именно на словах «для ребенка». К сожалению, нередко родители берут на себя право решающего слова, выбирая не те направления, которые эмоционально подпитывают ребенка, а те, в которых, возможно, сами не смогли когда-то реализоваться.

Как приучить малыша к режиму?

Чтобы приучить ребёнка к режиму, нужно следовать следующим несложным рекомендациям:

  • начинать приучение ребёнка к режиму можно после выписки из роддома. Родителю нужно распланировать, в первую очередь, свою жизнь, учитывая прогулки и приёмы пищи. Но подготовиться, что сразу гладко пойдёт не всё. Чаще всего дети входят в режим к 3 месяцам.
  • вводить какие-то новые этапы надо постепенно во время полного здоровья и в момент удовлетворения от осуществления насущных желаний;
  • нужно учитывать возраст ребёнка, характер вскармливания, время года, состояние здоровья, особенности личности;
  • стремиться соблюдать регулярность мероприятий и их последовательность;
  • вводить ритуалы, что подготавливает ребёнка к выполнению того или иного действия. Они облегчает внедрение новых компонентов режима.

Распорядок дня

Каникулы и масса свободного времени вовсе не означают, что ребенок должен быть предоставлен себе самому и может делать все, что придет в голову. Четкий режим необходим ребенку всегда, пусть даже на время каникул он будет более щадящим. Время отхода ко сыну можно сдвинуть на час-полтора в зависимости от возраста (но крайне желательно, чтобы ребёнок ложился не позднее одиннадцати вечера). От ранних утренних подъемов по будильнику ребенка тоже желательно избавить, хотя, конечно, многие детки сами по себе жаворонки и рано встают даже на каникулах, чтобы побольше успеть. Норма сна для дошкольников и школьников – 9-10 часов, если спать дольше, появятся вялость, разбитость, да и времени на игры и прочие радости останется меньше, так что не бойтесь будить ребенка после 9 утра.

Летний режим также обязательно включает все привычные гигиенические процедуры, утреннюю зарядку (перед школой или садиком на нее часто не остается времени), две прогулки – до обеда и вечером, и обеденный сон или отдых (в зависимости от возраста).

Чем полезен режим дня для ребенка?

Польза распорядка обусловлена физиологическими и психологическими аспектами, которые и являются основанием для создания режима дня:

  • польза с физиологической стороны — это выработка условных рефлексов, с помощью которых организм приспосабливается к существующим условиям. Ребёнок оказывается подготовленным к выполнению необходимых задач и делает их без лишнего напряжения. Т.е. происходит экономия энергии и равномерное её распределение для всех нужных видов деятельности;
  • с психологической точки зрения — детская нервная система нуждается в стабильности обстановки, которая своей предсказуемостью даёт ощущение покоя и надёжности. Это, в свою очередь, создаёт благоприятный фон для развития ребёнка, более глубокого осмысления совершаемых действий и становления навыков.

Есть ли минусы у режима дня

Минусы режима дня или, точнее сказать, возражения против соблюдения строгого распорядка дня таковы:

  • малыши часто выбиваются из привычного распорядка, нарушая последовательность и время мероприятий. Их сон и питание легко нарушаются под действием внешних факторов (погода, дискомфорт физический или психический, изменение типа и способа вскармливания);
  • дети на интуитивном уровне могут следовать своим потребностям. На этом основано возражение против насильственного подчинения расписанию;
  • строгое следование распорядку дня, игнорирование индивидуальных условий жизни, особенностей личности и возраста может приводить к косности мышления, неспособности подстраиваться под изменения обстановки, лишению индивидуальности и также к нарушению состояния здоровья.

Особенности

Пища, сон, вода, ощущение безопасности – это то, в чем дети действительно нуждаются. В режиме же, как в таковом, физиологической и психологической потребности ни у одного ребенка в мире нет, говорит Евгений Комаровский.

Если чадо спит и ест тогда, когда ему захочется, даже среди ночи, то очевидно, что мама и папа не будут высыпаться, и довольно быстро превратятся в вялых и мало на что способных людей с признаками нервного истощения. Поскольку ребенку все-таки очень нужны здоровые и полноценные родители, разумнее ввести режим дня, причем сделать это как можно раньше. В идеале – сразу после выписки из роддома.

Режим – отличный способ упорядочить жизнь семьи
, в которой растет грудной ребенок, а также заранее подготовить малыша к будущему посещению садика и школы, ведь там все по режиму. Однако родителям предстоит несколько раз за первые годы менять распорядок дня, поскольку разные возраст требует разного подхода к организации режима.

15:00 Время после школы

К сожалению, этим временем мало кто умеет грамотно распоряжаться. Родители ещё в дошкольном возрасте нагружают ребёнка кружками и секциями, часто начало школьной жизни воспринимается родителем как обязательная необходимость записать первоклассника в школу искусств, спортивные секции, что создаст непосильную нагрузку на организм ребёнка в сложный период адаптации к школе.

Лучшим временем для начала серьёзных занятий вне школы будет период за год-два до школы либо начиная со второго класса. Откажитесь на этот год от обилия кружков, которые требуют усидчивости, длительной концентрации внимания, занимают много времени. Дайте школьнику адаптироваться и привыкнуть к учебной нагрузке.

Конечно, непросто представить первоклассника, у которого не было бы смартфона, планшета или игровой приставки. Напомним, что продолжительность непрерывного использования устройств с жидкокристаллическими экранами для учащихся 1–2 классов – не более 20 минут. Выполнение режима использования электронных устройств в течение дня поможет избежать первокласснику многих неврологических и офтальмологических проблем.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий