Ребенок постоянно ноет: почему и что делать с нытьем?

Общее понятие о тиках

Это – самая популярная патология детской нервной системы в раннем возрасте. Визуально не заметить проявление тика просто невозможно, хотя некоторые родители умудряются неделями и даже месяцами не видеть никаких странностей в поведении ребенка.

Тики – это непроизвольные, стереотипно повторяющиеся, внезапные или отрывистые движения, являющиеся результатом спонтанного сокращения отдельных мышц или их групп.

На начальном этапе развития расстройства приступы возникают довольно редко, повторяющиеся движения не вызывают особого беспокойства или проблем. Ребенок даже может их сдерживать или контролировать. Однако попытки сдерживания тика доставляют ему:

  • внутренний дискомфорт;
  • чувство тревожности;
  • психическое напряжение.

При ослаблении контроля над собой происходят тикозные проявления, и малыш сразу же  получает явное облегчение.

Нервные тики у детей обычно обнаруживаются в возрасте от двух до пятнадцати лет. В период 6–8 лет наиболее часто развивается тикозный гиперкинез, тогда как в 14–15 примерно в половине случаев он самопроизвольно исчезает.

Интересный факт: мальчики подвержены расстройству в пять раз чаще, чем девочки. С научной точки зрения это объясняется более устойчивой психикой представительниц женского пола.

Почему возникает ломота в руках?

Появление ломоты в верхних конечностях обусловлено чрезмерной физической нагрузкой, а также травмами или заболеваниями нервов, суставов, костной или мышечной ткани:

  • миозитом;
  • тендинитом (воспаление сухожилий);
  • разрывами структур мышечно-связочного аппарата рук;
  • ювенильным ревматоидным артритом;
  • плекситом плечевого сплетения.

Ломота может быть связана с нахождением верхних конечностей в одном и том же положении на протяжении длительного времени.

Болезненные неострые ощущения в левой руке могут возникать при поражении сердечной мышцы и нарушениях сердечного ритма. Если при этом у ребенка наблюдается одышка, он покрыт холодным потом, жалуется на боль в области сердца, необходимо срочно вызывать врача.

Несколько случайных отзывов

20.10.2014Демина Л.И.

Большая благодарность врачу Шагиной. Высокий профессионализм! 

29.03.2016Анонимно

Огромное спасибо врачу-ортопеду Маслову Владимиру Юрьевичу! Очень грамотный, квалифицированный и отзывчивый врач! Побольше бы таких врачей! Спасибо!

26.11.2014 Шиманская Евгения Олеговна

Я, Шиманская Евгения Олеговна, выражаю благодарность Шагиной Ирине “супер-доктору”, который очень помог нам в лечении моей дочки 2 лет. Очень подробная консультация, которую провела доктор, надеюсь, нам поможет в дальнейшем уходе за зубками. Спасибо за профессиональную работу и ВЕЛИКОЕ! терпение.

24.06.2015Осетрова Наталья и Осетров Кирилл (13 лет)

Выражаю благодарность за прием Вельмякиной Ирине Михайловне. Очень грамотный, добрый и внимательный специалист. Спасибо и удачи в работе!
 

Смотреть все

Оставить отзыв

ПОЧЕМУ ОН ТАК СЕБЯ ВЕДЁТ?

Спонтанная реакция многих взрослых (особенно старшего поколения советской закалки) обвинить в сложившейся ситуации ребёнка, который якобы совсем избаловался и отбился от рук. Тем не менее, опыт многих родителей говорит о том, что ужесточение воспитательных мер только усугубляет нежелательное поведение.

Часто за действиями ребёнка могут стоять совсем неочевидные для родителей мотивы. В своём развитии дети проходят непростые этапы, часто плохое поведение связано с кризисами роста, кроме того, на него может повлиять огромное число факторов: переезд, прибавление в семье, новая воспитательница в детском саду и т.п. Ситуация усугубляется тем, что поведение ребёнка в большой мере управляется инстинктами, а потому неосознанно. Проще говоря – ребёнок сам не может объяснить, что он чувствует и почему так себя ведёт. Понимание бессознательных механизмов поведения ребёнка помогает принять тот факт, что его поступки не могут быть актом манипуляции

Кроме того, представление ребёнка в роли врага, строящего родителям козни, совсем не способствует тому, чтобы разглядеть скрытые мотивы его поведения и начать относиться к нему с большим вниманием и нежностью.

Нередко неприемлемое поведение ребёнка продиктовано острым желанием обратить на себя внимание родителей. Многим взрослым это может показаться крайне нелогичным – зачем кому-то может быть нужно внимание, которое принимает вид крика и ругани? Системный подход в психотерапии, рассматривающий семью как единый механизм, в котором все взаимосвязано, даёт нам ключ к пониманию того, что поведение любого из членов семьи появляется и закрепляется, потому что именно оно эффективно в рамках этой семейной системы

Другими словами, ребёнок ведёт себя плохо, потому что это единственный в сложившихся обстоятельствах способ гарантированно обратить на себя внимание, а другие способы часто просто не срабатывают.

Детский бунт может быть вызван и желанием влиять на ситуацию. Родителям бывает сложно выйти из режима «всё решаю я». Родители несут за ребёнка ответственность и им приходится ежедневно принимать сотни решений, чтобы обеспечить ему безопасность и необходимый уход. Но отпрыск постепенно растёт, становится самостоятельнее, у него формируется своё «я» и ему хочется, чтобы с его мнением тоже считались. В особенно острой форме это проявляется у детей в кризисе 3-х лет и подростков, но и детям, воля которых постоянно подавляется, приходится воинственно отстаивать своё право что-то решать в своей жизни. В данной ситуации усиление дисциплинарных мер только усугубит потребность ребёнка отстаивать свою зону влияния.

Не умаляя важности предыдущего пункта о том, что ребёнок должен иметь возможность проявлять свою волю и реализовывать свои желания, стоит помнить, что задача родителей состоит в том, чтобы обозначить для ребёнка приемлемые границы поведения. Если складывается ситуация, когда родители непоследовательны в своём подходе к воспитанию ребёнок находится в смятении относительно того, что ему можно и что нельзя и начинает проверять, до какого предела он может дойти.

Как пример этого явления можно назвать ситуацию, когда взрослые, то жестко наказывают, то игнорируют один и тот же проступок, или папа и мама придерживаются разной воспитательной политики (то, на что мама закрывает глаза, у папы вызывает бурю эмоций с последующим наказанием провинившегося). В перечисленных случаях, понимание того, что движет ребенком, позволит родителям выстроить новую соответствующую ситуации линию взаимоотношений

Часто осознание скрытых мотивов ребёнка само по себе может принести родителям облегчение и помогает начать относиться к сыну или дочери с большим вниманием и пониманием.

У ребенка ломота: что делать?

Если у ребенка ломит тело, необходимо выяснить, связана ли ломота с чрезмерной нагрузкой, усталостью, длительным пребыванием в неудобной позе. Если связь очевидна, а ребенка больше ничего не беспокоит, для избавления от неприятных симптомов достаточно будет полноценного отдыха. Если ломота сохраняется на протяжении нескольких дней, сопровождается гипертермией, отечностью в области суставов, ограничением движений, необходимо обратиться к врачу.

При подозрении на патологию ревматолог рекомендует пройти ряд лабораторных исследований:

  • общий клинический анализ крови;
  • биохимическое исследование крови;
  • определение в крови маркеров воспаления;
  • определение специфических маркеров, указывающих на определенных заболевания (например, на болезнь Бехтерева или ревматоидный артрит).

Из инструментальных методов диагностики при ломоте в теле рекомендуется проведение рентгенографии, МРТ, УЗИ пораженных структур опорно-двигательного аппарата. При неэффективности этих методов проводится артроскопия.

Возможно ли самолечение

Многие родители полагают, что если заболевание не проявляется в тяжелой форме, оно постепенно пройдет само, не обращаясь к специалисту даже если часто болит горло у ребенка. Это опасная позиция, так как частые простуды приводят к ослаблению иммунной защиты, ухудшается общее состояние детского организма.

Категорически не рекомендуется ограничивать процесс лечения малыша средствами домашней (народной) медицины, особенно если ребенок часто болеет ОРВИ. К детскому врачу-педиатру нужно обратиться обязательно. 

На приеме у педиатра

Важный момент борьбы с частыми простудами – грамотное определение возбудителя болезни, только после этого можно назначить эффективное лечение. Кроме этого, специалист выявляет истинные причины повышенной заболеваемости, без современных средств диагностики – это невозможно. 

Еще один важнейший пункт – профилактические меры, которые могут включать и медикаментозное лечение иммуномодуляторами, и комплексное оздоровление витаминами, подобранными индивидуально.   

Лечение своего ребенка, часто болеющего простудными болезнями, нужно доверять опытным специалистам и лучше это делать в платной медицине. Как показывает практика, стоимость консультации у хорошего врача и действительно эффективное лечение, в десятки, а то и сотни раз ниже, чем итоговая стоимость бесполезных лекарств, килограммами закупаемых по совету соседок или выписанных по стандартным схемам, используемым в муниципальных медучреждениях. 

Обратитесь к педиатру и буквально на первичном приеме поймете, что такое современный подход в педиатрии. Вполне возможно, что ребенку придется пройти ряд высокорезультативных анализов, но результат – крепкое здоровье – того стоит. Кстати, стоимость диагностики и лечения невысока и доступна всем. Более того, если вам удобнее сдавать анализы и консультироваться дома, то врача и медсестру можно вызывать на дом, даже если у ребенка нет температуры.

«Душевный накопитель»: как появляется невроз у ребенка

Представьте, что в душе ребенка есть сосуд. Когда ребенок что-то чувствует, но не может выразить, чувства попадают внутрь сосуда.

Семилетний Паша боится спать в темноте, но родители называют его трусом и выключают свет. Ребенок перестает говорить о страхе, но все так же боится. Каждую ночь страх капля за каплей поступает в этот сосуд (назовем его «душевный накопитель»). Он неизбежно переполняется — и ребенок просыпается в мокрой постели.

Маша — пухленький ангелочек. Мама считает иначе: «Хватить жрать, стройность требует жертв! Хочешь быть красивой — никаких плюшек». У Маши в душе раздрай: и толстой она себя видеть не хочет, и сладкого хочется. «Эх, не быть мне красивой никогда», — думает Маша и крутит волосы. И вдруг замечает, что над ухом залысина.

Трехлетний Миша недавно пошел в детский сад. Он от природы шустрый и активный, очень любит бегать и играть. Воспитательница стремление к движению не поддерживает и при всех ругает непослушного ребенка. Мальчик испытывает много чувств: злость на воспитательницу, обиду, что не дали побегать, стыд. Сказать воспитательнице все, что думает, он не решается. Она может наказать, да и мама говорит, что надо слушаться. Накопитель не справляется. После тихого часа воспитатель замечает, что малыш обгрыз ногти до половины.

Чаще всего в накопитель ребенка «льется» из переполненных накопителей близких взрослых, которые не замечают или не понимают этого.

Папу Паши самого в детстве называли трусом. Он и сейчас боится высказать все что думает начальнику, который достал. Поэтому отыгрывается на жене и детях. Но ни за что в этом не признается, даже самому себе. Он думает, что близкие неправильно себя ведут.

У мамы Маши не складывается личная жизнь. Ей кажется, что она всего лишь беспокоится о судьбе дочери. Но накопленные переживания выплескиваются в жестоких словах и действиях по отношению к ней. Результат: у ребенка невроз.

Воспитательница Миши не просто отчитывает ребенка. Ему достается за ее усталость, болеющую коллегу, которую она подменяет, заведующую и ее собственного шустрого сына-обормота. А маму мальчика тоже в детстве обижали в саду, и она боится повторения.

Этим взрослым придет в голову связать свое поведение с проблемами их чад?

Вторая большая группа причин — сильный стресс, от которого никто не застрахован, от которого не уберегут самые любящие родители. Сюда относится, например, болезнь или смерть близкого человека.

На практике причины могут сочетаться: трудное время в семье, ребенку достается от родителей, и воспитательница (учительница) добавляет последнюю каплю.

Ребёнку требуется ваше внимание

Бывает так, что ребенок постоянно ноет, преследуя желание подольше оставаться маленьким. Это довольно часто встречается в семьях, где есть младшие братик или сестричка

И если до появления маленького ребенка для малыша все было понятно ведь родительская забота и внимание было направлено только для него, то сейчас мир кардинально переменился

И такие перемены воспринимаются как катастрофа. В результате появляется тактика взятия родителей измором – при помощи слез, истерик, всхлипываний и завываний. Здесь от взрослых требуется одновременно мягкость и твердость. Не нужно поддаваться на его «провокации», но вместе с тем необходимо обязательно уделять какой-то период времени днем или вечером для общения только с маленьким капризулей, чтобы он понял, насколько он важен для своих родителей.

Советы по профилактике

Чтобы нервные тики ребенка со временем не переросли в более серьезные психические нарушения, нужно предпринять все возможные меры, чтобы их не допустить. Для осуществления этого не нужно ничего сверхъестественного. Достаточно будет не забывать о том, что малыш видит поведение родителей и окружающих его людей, делает собственные выводы и оценивает происходящие события в силу своего уровня развития.

Психика ребенка в раннем возрасте неустойчива и ранима, поэтому любое выяснение отношений родителей на повышенных тонах – стрессовая ситуация, которая может повлечь за собой тикозные проявления. Именно в семье малыш должен чувствовать поддержку и понимание. Это его крепость, в которой он, в случае необходимости, может спрятаться от всех своих страхов. Если таких взаимоотношений нет, то риск развития тиков достаточно высок.

Дети, живущие в спокойной, доброжелательной обстановке, очень редко бывают подвержены нервным тикам. Чтобы не пришлось лечить последствия психического дисбаланса у ребенка, достаточно создать для него комфортные условия. Заключаются они в следующем:

  • избегание беспокойства и стрессовых ситуаций;
  • здоровый полноценный сон;
  • качественная и полезная еда, запрет на фастфуд и слишком сладкую и жареную пищу;
  • соблюдение режима дня, правильная организация отдыха;
  • дозированное использование компьютера и просмотр телепередач;
  • максимальное пребывание на свежем воздухе;
  • занятия в спортивных секциях, соответствующих интересам и темпераменту ребенка;
  • недопустимость переутомления.

В редких случаях воспитание подрастающего поколения обходится без наказаний. Они, безусловно, нужны, но в пределах разумного. Физическое воздействие сразу исключается. Допустимы лишь моральные методы влияния. Ребенок должен четко знать, за какой проступок он наказан и как нужно было поступить правильно. При этом следует заверить малыша, что на любовь к нему наказание никак не влияет. Только в такой ситуации он сделает правильные выводы и получит минимальное нервное потрясение.

Даже если появления нервных тиков у ребенка избежать не удалось, следует помнить, что это не самое страшное, что могло с ним произойти

Современная медицина в сочетании с родительской заботой и вниманием способны творить чудеса

Возможные причины, по которым дети ноют и капризничают

Как бы это странно не звучало, но родители должны четко понимать мир детских капризов, чтобы понимать разницу между беспричинным, нарочитым нытьем и действительной проблемой, по причине которой могут возникнуть слезы. Выявить эти явления легко, поскольку они носят систематический характер, и могут быть условно выделены в следующем порядке:

Отсутствие внимания со стороны родителей.

К сожалению, это довольно часто встречающаяся проблема в современных семьях. Малыш ноет и капризничает из-за того, что мама или папа мало разговаривают с ним, часто отсылают со словами «Иди и не мешай мне», отвлекаются на разговоры по телефону, с соседями, на работу. В таких случаях ребенок быстро усваивает то, что только капризами и громким плачем он заставляет взрослого прислушиваться к нему и его желаниям.

Болезни.

У маленьких деток режутся зубки, могут быть проблемы с животиком, или просто малыш упал и больно ударился

Понимая, что в таких ситуациях они всецело владеют заботой и вниманием взрослых, с течением времени дети начинают спекулировать на этом. Причем, далеко не всегда крики и истерика у них бывает вызвана дискомфортными ощущениями

Проявление индивидуальности.

Начиная с 2 – 3-летнего возраста дети стремятся к самостоятельности. В данном случае перед мамой стоит задача по правильной организации атмосферы. Малыш должен понять, что в большинстве ситуаций маму нужно слушаться.

Отказ по непонятным для ребенка основаниям.

Если вы что-либо запрещаете малышу, то слова «Нельзя, потому что нельзя» совершенно не являются аргументом. Ребенок должен понять, по какой причине ему не дают блестящую игрушку, или почему нельзя съесть всю шоколадку целиком.

Психологический дискомфорт.

Маленькие дети, так же, как и взрослые люди, испытывают неприятные моменты в психологическом контексте. У них тоже бывают неудачные дни, они могут быть раздражены, испытывать негативные эмоции.

Каждая из перечисленных выше причин чрезвычайно важны для понимания родителей, и требуют отдельного рассмотрения.

Что делать родителям?

Существует много рекомендаций от психологов, которые могут помочь успокоить плаксивого ребенка. Как поступать, когда малыш не может удержаться от плача? Есть четкие советы о том, что можно делать, а что нельзя.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: советы психолога о том, что делать, если ребенок плачет в садике

Исключается

  1. Поддаваться на слезные манипуляции и идти на поводу маленького плаксы. Дети быстро понимают, что желаемой цели можно добиться слезами и криком.
  2. Не обращать внимания на слезы. Игнорировать плачущего ребенка нельзя, так как проблема остается нерешенной (см. также: ревность старшего ребенка к новорожденному как незавершенный вопрос). Оставление малыша наедине со слезами только усугубит ситуацию.
  3. Крайне не рекомендуется кричать, обзываться, применять физические методы. «Замолчи или я тебя поставлю в угол», «Перестань орать!», «Сейчас тебя заберет злой полицейский». Эти фразы часто употребляют родители, но ни одна из них не помогает исправить проблему. В этом случае взрослые сами начинают манипулировать детьми, причем очень агрессивно. В результате чадо только уходит в себя, затаивает обиду или подвергается страху. А плакать он может начать еще сильнее.
  4. Не нужно подавлять эмоции, запрещая плакать. Регулярное подавление естественных эмоциональных проявлений приводит к нервным расстройствам.

ИНТЕРЕСНО: ребенок в 4 года вообще не слушается – что предпринимаем?

Как правильно?

Важно научиться спокойно реагировать на плач. Когда к слезам ребенка присоединяется взрослый крик, то получается общая истеричная драма

Спокойствие и тишина помогут в случае давления малыша. Он поймет, что слезами не получится добиться желаемого и успокоится.
Принятие чувствительного и эмоционального малыша. Он такой, какой есть
Не стоит акцентировать внимание на его плаксивости, старайтесь хвалить за доброту.
Учитесь переключать интерес плаксивого чада. Если его что-то обидело, огорчило или уязвило, то нужно постараться отвлечь от детской беды
Найдите ему интересное занятие и малыш забудет о причине расстройства.
Когда ребенку плохо, необходимо быть рядом, показывать личным примером сочувствие и поддержку. Таким способом мы учим детей адекватному поведению в сложной ситуации. Маленькие дети требуют от взрослых внимания к их неприятностям: «Пожалей», «Погладь», «Посиди рядом».
Если ребенок капризничает, требует невозможного, то нужно спокойно и без агрессии объяснять ему, что плач не поможет: «Я тебя понимаю, но выполнить твое требование не могу». Стоит учиться распознавать провокации и объяснять малышу, что плач только расстраивает, а не помогает выбить желаемое.
В конце дня можно подвести итоги и похвалить ребенка за день, проведенный без капризов и плача. Можно выдавать малышу самодельные медальки и считать, сколько их получилось. Ругать в этом случае нельзя, закрепляем только положительные результаты.
В некоторых случаях стоит пересмотреть свои родительские взгляды. Иногда ребенок реагирует на взрослый мир слезами, так как не может выразить свои эмоции и чувства иначе.

ЧИТАЕМ ПОДРОБНО: ошибки родителей при избавлении от агрессии у ребенка 3-х лет

Итак, чтобы научиться справляться с детскими истериками и плачем нужно лучше узнать свое чадо, в некоторых случаях полезно изменить родительский стиль воспитания.

ЧИТАЕМ ТАКЖЕ: что такое либеральный стиль воспитания и его особенности

Вторичная выгода

Здесь, как и с некоторыми болезнями в детском возрасте, ищем, в чем выгода: освободиться от школы и снизить уровень напряжения, пропустить ближайшую контрольную, получить внимание родных и близких, почувствовать себя «героем», помирить папу с мамой. Спокойное отношение к ранению, умеренное внимание, сохранение обязанностей и уровня нагрузки помогут остановить порочный круг

Спокойное отношение не означает равнодушия к событию. Просто нужно меньше поощрять в ребенке такое поведение фразами в духе «ты герой». Раздражение и критика в некоторых случаях тоже выступает как поощрение

Спокойное отношение к ранению, умеренное внимание, сохранение обязанностей и уровня нагрузки помогут остановить порочный круг. Спокойное отношение не означает равнодушия к событию

Просто нужно меньше поощрять в ребенке такое поведение фразами в духе «ты герой». Раздражение и критика в некоторых случаях тоже выступает как поощрение.

Обратите внимание, может нагрузка и впрямь высока. Если ребенок жалуется на количество кружков и ходит с потухшим взглядом, снизьте нагрузку — для него это явный перебор

Частые травмы у спортсмена, который активно готовится к соревнованиям, сигнализируют о переутомлении и истощении — тренер дает ему передохнуть.

Ломота при ревматологических заболеваниях

В ревматологии ломота наблюдается при артритах — патологических изменениях в суставах воспалительного характера. Она может быть связана с поражением сустава или мышечной ткани.

Артриты в детском возрасте дифференцируются в зависимости от клинической картины, особенностей течения заболевания и прогноза:

  • При ювенильном ревматоидном артрите развивается аутоиммунное воспаление, которое в будущем приводит к развитию суставной деформации и снижению трудоспособности.
  • Ревматический артрит наблюдается при ревматизме и связан со стрептококковой инфекцией. Ревматизм, кроме поражения суставов, характеризуется вовлечением в патологический процесс сердца и развитием ревмокардита.
  • Реактивные артриты возникают после перенесенных инфекционных заболеваний мочеполовой и пищеварительной систем.
  • При болезни Бехтерева (ювенильный анкилозирующий спондилоартрит) поражается позвоночник с дальнейшим формированием деформаций.
  • Возникновение инфекционных артритов обусловлено воздействием болезнетворных микроорганизмов (бактерии, вирусы, простейшие, гельминты, грибы).

Кроме боли в суставе, характер которой специфичен для разных видов заболеваний, артриты в детском возрасте сопровождаются гипертермией (до 39), скованностью в суставах в утреннее время после пробуждения, лимфаденитом. При осмотре пораженного сустава наблюдаются признаки, свойственные воспалению: покраснение кожи в области сустава, отечность, нарушение функции в виде ограничения подвижности, локальная гипертермия.

Реакция родителей: поощрение, наказание, игнорирование

Зачастую родители выбирают один из трех вариантов: идут на поводу у нытья, покупая заветную куклу или шоколадку, наказывают за нытье или просто игнорируют поведение малыша. Увы, все эти три варианта зачастую не оказывают должного эффекта:

  • Поощряя нытье, мы еще прочнее закрепляем такое поведение в дальнейшем. Малыш понимает, что так он всегда добьется желаемого. Отсюда и возникают ситуации, когда ребенок год постоянно ноет, а родитель даже не представляет, когда это закончится.
  • Наказывая, мы зачастую не объясняем малышу, что именно он сделал не так. Крича, родитель теряет возможность выстроить с малышом доверительные и понимающие отношения.
  • Игнорирование — тоже не выход из ситуации. Ребенок оказывается брошенным наедине со своими эмоциями, с которыми он пока не научился справляться. Так родитель обесценивает его желания и полностью отстраняется от участия в процессе.

Шаг 1. Спокойно покажите, что это не работает.

Не поддавайтесь на нытье. В магазине или за обеденным столом говорите «нет» и придерживайтесь своего решения вне зависимости от реакции малыша. Если случится истерика, позвольте ей случиться в безопасном месте — так ваш ребенок скоро поймет, что такое поведение не принесет ему того, чего он хочет.

Шаг 2. Говорите

Когда малыш успокоится, объясните ему, что он уже достаточно большой, чтобы озвучивать свои желания спокойно и без нытья. Донесите до ребенка, что в следующий раз вы просто не будете слушать его плаксивый голос, а значит, он точно не получит желаемое. Зато когда он будет говорить своим обычным голосом, вы обязательно ответите спокойно и вежливо.

Шаг 3. Хвалите

Именно! И это нужно делать каждый раз, когда ребенок ведет себя спокойно и просит вежливо. Даже если вы не готовы выполнить его просьбу, отметьте, что он большой молодец, раз смог без нытья попросить и принять ваш отказ.

Как реагировать на нытье

Когда ребенок ноет, особенно на людях, мама старается как можно быстрее прекратить это. Сейчас очень модно осознанное родительство, и часто мамы, исповедующие этот стиль воспитания, сразу приседают на уровень ребенка, смотрят ему в глаза и расспрашивают, что происходит, что ребенок чувствует?

Проблема в том, что ребенок часто не в состоянии сформулировать ответ, а мама  усиливает его состояние. Вторая крайность – упрекать: “Прекрати ныть! Чего ты хочешь добиться?”.  Эта тактика тоже не решает проблемы, не обучает ребенка, как ему справиться с этим переживанием.

Так мы и скатываемся в типичный тупик современного родителя: мы понимаем, что нужно отзываться на эмоции детей, нужно поддерживать и быть более принимающими. Но часто поддержка превращается в потакание, а отзывчивость невольно подкрепляет детские истерики и манипуляции.

Читайте статью “Как отучить ребенка ныть”

Что делать, чтобы ребенок перестал ныть по любому поводу?

Если нытье стало для вашего ребенка привычной моделью поведения, вам стоит обратить внимание на свой стиль воспитания

В воспитании важно соблюдать баланс: ребенок должен доверять вам, как сильному взрослому, но в то же время и уважать ваш авторитет. Я называю это балансом между чуткостью и твердостью

Я называю это балансом между чуткостью и твердостью.

Чтобы научиться успокаивать детское нытье и брать ситуацию в свои руки, нужно освоить алгоритм – что делать, если ребенок ноет. Это достаточно простой алгоритм, но в нем есть некоторые сложные моменты. Самая главная сложность – это ваш ребенок, который привык ныть: он будет всячески вам мешать применять новые правила, будет пытаться вернуть вас к привычной модели поведения

Поэтому важно не внедрять весь алгоритм сразу, а постепенно, небольшими шагами, менять ситуацию и последовательно расставлять нужные акценты

Итак, чтобы научить ребенка не ныть, нужно дать ему позитивную модель поведения, альтернативу нытью.

Как это сделать правильно?

Дайте инструкцию-указание, как себя вести в подобной ситуации – когда хочет или не хочет чего-либо. Научите ребенка прямо говорить о своих желаниях: “Скажи красиво, что ты хочешь”. Если ребенок маленький и еще не умеет говорить, определите, чего он хочет и подскажите: “Если ты хочешь то-то, надо подойти и сказать “дай!”. Дайте конкретную инструкцию, как заявить о своем желании.

Поощряйте желательное поведение и избирательно игнорируйте нежелательное поведение

Мы игнорируем саму форму, то есть нытье, но принимаем во внимание суть. Если сказать ребенку “Не ной, скажи нормально” – мы реагируем на его просьбу, сказанную нормальным голосом, и не обращаем внимания на нытье.

Мотивируйте.  Психологи утверждают: человек думает о себе так, как о нем говорят другие

Для ребенка мама и папа – самые важные люди, поэтому он видит себя глазами родителей. Чтобы стимулировать желаемое поведение, нужно давать авансы – чуть больше веры и восхищения, чем того требует ситуация. Вселяем в ребенка уверенность, что он может больше и лучше: “Я вижу, что у тебя сейчас плохое настроение, но ты всегда стараешься. Давай попробуем еще раз?”. Мы не обесцениваем ребенка, а верим в него, в его лучшие качества, и это мотивирует ребенка к лучшему поведению.

Контролируйте и помогайте. Недостаточно сказать ребенку, что делать, нужно еще убедиться, что ребенок выполнил просьбу: “Пока ты не скажешь нормально, я не смогу тебе помочь” Если у ребенка не получается – нужно дать подсказку, как добиться своего. Например, ребенок хочет поиграть игрушкой старшего брата. Вы предлагаете ему подойти и попросить разрешения у брата взять его игрушку. Малыш получает отказ, возвращается к вам расстроенный и ноет. В такой ситуации вы можете сказать: “У тебя не получилось договориться с братом, значит, надо пробовать еще. Пойди и попробуй предложить ему что-то взамен. Как думаешь, на что брат согласится обменять свою игрушку?”.

Нытье – это детский, незрелый способ коммуникации. Наша задача – показать ребенку, как нужно общаться, научить его вести себя более осознанно, более зрело. Надеюсь, вы начнете применять рекомендации из этой статьи на практике. 

Помочь обобщить информацию, научиться “классифицировать” нытье и успешно справляться с ним, вам поможет изучение нашего мастер-класса «Что делать если ребенок ноет». В качестве бонуса, вы также получите полезные уроки по развитию упорства у детей. А подборка терапевтических сказок послужит вдохновляющим примером для вашего малыша, как использовать вместо нытья более спокойную манеру общения.

Мастер-класс “Что делать, если ребенок ноет”

Видео

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий