Если ребенок в два года не говорит: причины и обучение

Когда нужно бить тревогу?

По-настоящему беспокоиться следует, если:

  • ребенок не проявляет интереса к окружающему миру;
  • он не узнает маму и папу, членов семьи, проживающих совместно с ним;
  • в семье есть тяжелые наследственные патологии;
  • малыш не знает своего имени, не поворачивается на речь и звуки;
  • у него не развита мелкая и крупная моторика, например, он не может взять игрушку;
  • ребенок не реагирует на обращенную речь взрослых, не выполняет простые просьбы;
  • существуют факторы риска – тяжелые роды, сложная беременность, патологии ЦНС, нарушения слуха и зрения.

Специалисты выделяют следующие причины отсутствия речи в годовалом возрасте.

  • Сложное протекание беременности, тяжелые роды, внутриутробные инфекции, употребление матерью некоторых лекарств, алкоголя, запрещенных веществ – все это может вызвать нарушения в работе ЦНС.
  • Патологии слуха и зрения – если ребенок не видит и не слышит окружающий мир, и какую-либо ответную реакцию ждать сложно.
  • Увлечение пустышкой: если рот постоянно занят, то ребенок будет общаться с родителями при помощи жестов и мычания. В членораздельной речи просто нет необходимости.
  • Педагогическая запущенность: учить малыша говорить следует с первых дней жизни, чтобы он знал, как создается и звучит речь.
  • Другая крайность — перегруженность малыша. Многие родители начинают усиленно заниматься с ребенком с самого рождения и буквально требовать от него первых слов. Молчание в данном случае – выражение протеста.
  • Если в семье одновременно используется несколько языков, то ребенку нужно некоторое время, чтобы разобраться, на каком из них ему учиться говорить.

Почему дети в 2 года не умеют говорить, причины

В 2 года ребенок уже может общаться с близкими людьми на вербальном уровне. Причины, по которым дети не научились говорить к этому времени, прежде всего, носят социальный характер: с малышом мало или совсем не общаются, не развивают и не расширяют его словарный запас, не учат ориентироваться в окружающем пространстве. Чаще всего общение с младенцем сводится просто к уходу за ним. Существуют и психофизические причины: повреждения слухового и речевого аппарата, болезни головного мозга. В подобных случаях необходимо обратиться к врачам-специалистам.

Чем раньше родители малыша озадачатся проблемами развития речи, тем легче впоследствии будет взаимодействовать с ребенком в плане общения. Ведь на стадии своего внутриутробного развития дети уже могут реагировать на голоса родителей, обращенных к ним. Еще лучше, когда слова мамы и папы сопровождаются тактильными ощущениями: поглаживаниями, нежными поцелуями, легкими похлопываниями. Тогда после рождения ребенок будет реагировать на родные голоса, вслушиваться в речь взрослых.

Специалисты утверждают, что в 2 года ребенок должен уметь общаться фразой. Пусть фраза будет бытовая, максимально простая, содержать в себе указательные жесты (например, «мама, дай») и она должна сочетать в себе минимум два слова. Словарный запас к 2-м годам должен составлять 150-200 слов.

Есть еще одно явление, которое называется «речевой негативизм». Это когда дети просто не хотят общаться или учиться разговаривать в силу упрямства. Ни в коем случае не заставляйте ребенка говорить. Постарайтесь лучше чем-нибудь увлечь малыша, почитайте ему сказки, пословицы, прибаутки. Необходимо проявлять терпение. Даже если сын или дочь просто играют в комнате, а мама вслух читает книжку, на подсознательном уровне у них уже формируется запас слов.

не достаточное общение с малышом в семье;
не достаточное внимание, уделяемое ребенку в социальном плане;
нарушения слухового и речевого аппарата;

короткая уздечка, слабость мышц речевого аппарата;
неврологические причины, вызывающие задержку развития ребенка;
упрямство ребенка, так называемый «речевой негативизм».

Если в два года ребенок до сих пор не научился говорить, или разговаривает невнятно, стоит пересмотреть его питание. Возможно, малыш употребляет мягкую пищу, которая не способна тренировать мышцы речевого аппарата. Включите в его рацион больше свежих овощей, фруктов, сухариков, чтобы кроха учился грызть пищу и тщательно пережевывать.

Причины

Основных причин, по которым ребёнок не хочет говорить в 2,5 года, две. Они обе не связаны с болезнями, пережитыми травмами и задержками в развитии, именно поэтому их без проблем можно решить:

  1. «Тишина» в общении с ребёнком. Логопеды, психологи и опытные педагоги рекомендуют говорить с новорождённым с первых его дней. Ребёнок должен слышать речь с самого начала, чтобы иметь интерес к ней, и чтобы впоследствии его было легче научить говорить.
  2. Если речь взрослых вокруг ребёнка беглая, быстрая, нечёткая, то дети не в состоянии всё это повторить. Отсюда и возникает проблема, которую можно решить, просто замедлив темп речи. Причём не только в общении с крохой, но и всегда, когда он находится в непосредственной близости.

Распространёнными физиологическими причинами являются:

  • проблемы со слухом;
  • моторная апраксия мышц лица или языка;
  • неблагоприятные условия во время внутриутробного развития, сложные роды;
  • тяжело протекающие простудные и вирусные заболевания в первые 2 года жизни;
  • черепно-мозговые травмы, в том числе лёгкие;
  • стресс от переездов, изменение состава семьи;
  • двуязычная семья или среда обитания;
  • повышенное внутричерепное давление;
  • родовая травма;
  • отсутствие потребности в речи.

К причинам относятся и физиологические факторы (генетическая предрасположенность, недоразвитие речевого аппарата), психологические (отсутствие внимания, испуг), неврологические заболевания (моторная алалия – ребенок полностью не разговаривает либо говорит плохо, путая окончания, сенсорная алалия – речевое недоразвитие, характеризующееся нарушением понимания речи, дизартрия – сбивчивый ритм дыхания, гнусавость голоса, нечёткое произношение звуков, афазия – речь ребёнка искажена, нарушены произношение и смысл фраз).

Как быстро научить малыша разговаривать в 1-2 года

Многие родители ждут того периода, когда ребенок станет осознанно произносить слова, простые фразы. Но не все дети начинают говорить к 1-2 годам. В этом случае нужно помочь малышу развить речь

Для этого важно больше общаться с малышом, проводить с ним обучающие занятия

Специалисты дают такие советы касательного того, как научить разговаривать ребенка в 1 год:

  • чаще задавать малышу вопросы. Например, спросить, какую пижаму он хочет надеть или что приготовить на обед. Ребенок будет вовлечен в процесс общения, будет пытаться произносить связные звуки;
  • рассматривать картинки в детских книгах и называть, что на них изображено. Также полезно приобрести развивающие карточки Домана;
  • во время выполнения домашней работы рассказывать малышу о своих действиях.

Общаться с годовалым ребенком нужно при помощи простых слов, четко произнося звуки. Если малыш молчит либо разговаривает с трудом, то следует активно заниматься его развитием. Возможно, потребуется выполнение артикуляционной гимнастики, совершенствование мелкой моторики.

Рекомендации специалистов по поводу того, как научить ребенка говорить в 2 года:

  • играть в алфавит. Суть заключается в том, чтобы малыш повторял буквы за взрослым. Чтобы у него получилось делать это правильно, родителям надо следить за четкостью речи;
  • при общении задавать такие вопросы, чтобы ребенок не мог ответить «нет» или «да», жестами;
  • несколько раз в день четко выговаривать слова, которые тяжело даются малышу;
  • включать познавательные мультики, детские песни.

Известный педиатр Комаровский считает, что паниковать, если ребенок не разговаривает в 1-2-летнем возрасте, не стоит.

Вред становлению речи у ребенка может нанести не только равнодушие, но и гиперопека со стороны родителей. Если мама предугадывает все желания своего малыша, сама отвечает на поставленные вопросы, то у него пропадет мотивация к общению и выражению своих потребностей.

Как помочь крохе заговорить

Важно наладить общение! Всё время, пока дети в возрасте с двух до пяти лет не спят, с ними нужно говорить. Это может быть как диалог (кроха что-то рассказывает или поясняет взрослым), так и комментирование любых игр или действий

Взрослые должны показывать хороший пример:

  • говорить чётко, не искажая слов;
  • выражаться полноценными фразами (не «ням-ням», а «кушай кашку»);
  • демонстрировать свою мимику – ребёнок хорошо запоминает движения губ;
  • исключать «общение» с телевизором и компьютером – там речь может быть невнятной или вовсе непонятной для крохи;
  • много читать детских книг вслух (это могут быть сказки на ночь, потешки, забавные стихи);
  • читать вслух даже если дети непоседливы и часто бегают по комнате (правильная речь всё равно запомнится!).

Поможет решить проблему посещение детского сада. Сверстники и дети постарше – это отличный пример для подражания. Можно просто посещать один из кружков, если мама не желает отдавать дитя в садик.

Хорошее подспорье в развитии представляет гимнастика для рук и пальчиков. Их кончики можно массировать как обычной зубной щёткой, так и с помощью специальных пружинных колечек. Также мелкую моторику развивают пазлы, лото, конструкторы и пирамиды.

Что касается артикуляционной гимнастики, проводить её можно только с разрешения логопеда. Он подскажет, какие упражнения и как именно их делать в конкретном случае.

Главное правило: нельзя пускать всё на самотёк. Наверстать упущенное будет очень сложно

Родителям следует настроиться на регулярные занятия, доброжелательное отношение и постоянное внимание

Когда ребенок должен начать говорить предложениями?

В норме формирование речи у ребенка проходит несколько стадий: крик, гуление, лепет, а уже с 11-12 месяцев жизни малыш начинает произносить первые слова. Он начинает ассоциировать слова с объектами окружающей среды, слова для него наполняются смыслом. К этому времени у ребенка уже формируется активный (от 3 до 10 произносимых слов) и пассивный (до 20 понимаемых слов) словарный запас. К 1,5 годам словарный запас увеличивается до 40-70 слов, а в 2 года малыш уже использует от 150 до 300 слов. В среднем, в возрасте 2-х лет ребенок начинает говорить предложениями. Сначала они состоят из двух слов (мама дай, ляля бух и т.д.), а затем — из трех-четырех.

Конечно же, каждый ребенок развивается строго индивидуально, и вполне могут существовать незначительные задержки в развитии речевых функций, которые еще не являются отклонением, а зависят исключительно от самого ребенка, его темперамента или наследственности. Но если вы наблюдаете, что ваш ребенок довольно долго не говорит предложениями, или у него были пропущены предыдущие стадии формирования речи – это может свидетельствовать о задержке психоречевого развития (ЗПРР).

Задержка психоречевого развития

Причин развития ЗПРР довольно много, среди наиболее распространенных:

  • Болезни матери во время беременности или тяжелые роды;
  • Внутриутробная гипоксия плода, травмы ребенка при родах (травма шейного отдела позвоночника и/или центральной нервной системы);
  • Тяжелые заболевания, перенесенные ребенком в раннем возрасте;
  • Психо-эмоциональная травма в раннем возрасте;
  • Неблагоприятная обстановка в семье или неправильное воспитание (побои, ссоры, отсутствие любви и заботы со стороны родителей или же, наоборот, чрезмерная опека).

Кроме того, что ваш ребенок старше 2-х лет не говорит предложениями, симптомами попутно указывающими на наличие задержки речевого развития являются:

  • ограниченный словарный запас ( до 3-х лет ребенок в норме должен знать 1200-1500 слов);
  • неохота идти на речевой контакт, даже с родными;
  • ребенок говорит слишком медленно или наоборот быстро, глотая окончания слов;
  • не может повторить за взрослым фразу;

К 5-летнему возрасту у ребенка окончательно созревает речевой аппарат, губы, нёбо и язык приспосабливаются к трудным звукам, и возраст ребенка выдает только его звонкий голос

Поэтому, если вы заметили у своего ребенка симптомы ЗПРР,крайне важно чем скорее обратится к невропатологу за консультацией. В этом случае чем раньше вы начнете лечение – тем лучшего результата вы достигните

Почему важно подумать о развитии речи ребёнка до 2-летнего возраста

В клинике «Прогноз» мы работаем с детьми с нарушениями развития. Они приезжают к нам из разных городов России и из других стран. Мы проводим диагностику и реабилитацию.

В 90 % случаев диагностика показывает, что нарушена работа тех частей нервной системы, которые формируются ещё во время внутриутробной жизни. Значит, риск нарушений развития можно было выявить уже в 3-4 месяца. Мы умеем это делать, но пациенты обращаются в клинику, когда ребёнку 3-4 года. Сколько времени упущено!

Природа позаботилась о том, чтобы дети росли здоровыми. Они появляются на свет с запасом нервных клеток в мозге и избытком неактивных связей между ними. Это стратегический запас на случай если мозг пострадает из-за инфекций или гипоксии (недостатка кислорода) во время внутриутробной жизни или родов. Такое случается часто.

Эти клетки и связи оказываются востребованными, когда ребёнок взаимодействует со средой, то есть общается и исследует мир. Если они не используются, то к возрасту двух лет мозг начинает от них избавляться

Поэтому важно как можно раньше начать использовать этот стратегический запас

Почему ребенок может не разговаривать в 2 года?

В норме, по достижению двухлетнего возраста, малыш должен активно общаться с родителями и близкими, называть вещи своими именами, рассказывать различные истории. Но случается так, что ребенок в 2 года еще не произносит никаких слов или же делает это очень плохо. Причинами этого может быть:

Отсутствие потребности в речи. Это может произойти в двух противоположных ситуациях. Во-первых, когда родители с ребенком почти не разговаривают, он много времени проводит перед телевизором или компьютером — общаться просто не с кем. Во-вторых, когда родители стремятся все сказать за ребенка, предугадать его желания по жестам и звукам, формулируют простые вопросы на которые можно ответить “да/нет” — тогда малышу просто незачем вступать в общение.

Наследственные заболевания, которые сопровождаются задержкой развития речи (ЗРР)

Характер речи родителей и окружения

Если речь взрослых вокруг ребенка беглая, быстрая, нечеткая, то дети не в состоянии все это повторить.

Тяжелые роды (стремительные, с обвитием пуповины) или травма ребенка в родах (травма шейного отдела позвоночника и/или центральной нервной системы) также может привести к задержке развития речи у ребенка

Тяжелые инфекции и травмы ( психо-эмоциональные травмы также), перенесенные ребенком в раннем возрасте, которые негативно повлияли на общее развитие речи у ребёнка.
Также, важно понимать, что задержка речевого развития может быть сопроводительным симптомом более серьезных заболеваний, таких как ДЦП, эпилепсия или врожденные аномалии ЦНС.

Ребёнку 2 года. Не разговаривает. Что делать?

Большинство родителей сразу начинают беспокоиться и паниковать, когда их ребёнок, несмотря на то что ему уже исполнилось два года, не разговаривает как остальные дети. Что предпринимать в таких ситуациях? В первую очередь стоит устранить патологию развития слухового аппарата. Иногда случается так, что до возраста двух лет взрослые и не думают о том, что у ребёнка имеются особые проблемы. Следует также пойти к лечащему специалисту для осмотра на психологические заболевания малыша.

Как должны вести себя взрослые?

Конечно, если малыш в возрасте двух с половиной лет ещё не разговаривает, то можно подождать некоторое время. Но некоторые родители предпочитают, чтобы их ребёнок начал разговаривать так же как и соседский. Для этого стоит создать как можно благоприятные условия.

Малыш начинает производить озвучку всего происходящего вокруг лишь тогда, когда для этого будут установлены определённые условия, к примеру:

Внимание со стороны родителей.
Выключение телевизора, компьютера и других звуковых устройств.

При этом родители не должны предугадывать желание малыша и выполнять его лишь по одному взгляду. Нужно создать специальные условия, когда ребёнок будет вынужден попросить о чём-то у взрослых людей, а родитель в это время должен делать вид, что он не понимает намёков.

Развитие мелкой моторики у малыша

Ещё Павлов отметит использование мышечных ощущений, которые идут от речевого органа к коре головного мозга. Такое же происходит и у малыша, который начинает активно разговаривать, подражая мимике матери. После возраста в семь месяцев эта способность у малышей начинает быстро ослабевать. Именно по этой причине в дальнейшем стоит применять и другие методики. Специалисты отмечают, что совместно с речевым развитием совпадает и процесс развития пальцев на руках. Именно поэтому их моторику стоит развивать, чтобы обеспечить скорейшее развитие языка.

В полтора года задания должны уже быть более сложного уровня. Ребёнка нужно занимать процессом застегивания пуговиц либо завязывания узелков на одежде и ткани.

Особенности формирования речи у детей

На втором году жизни ребенок учится ходить, самостоятельно познавать окружающий мир, общаться по своему желанию и необходимости. У детей начинает развиваться предметно-действенное мышление, на основе которого и формируется речь. Он уже не тот младенец, который без помощи родителей ничего не может сделать. Малыш активно и уверенно осваивает жизненное пространство мира взрослых.

В течение второго года жизни дети запоминают разные простые слова, которые еще не могут использовать в своей речи. Так формируется пассивный словарь, постепенно переходящий в активный. Поскольку мышление ребенка в этом возрасте направлено на изучение конкретных предметов и действий с ними, то его разговорная речь будет состоять из существительных и глаголов. Малыш начинает составлять несложные предложения из 2-х, 3-х, 4-х слов.

От пола ребенка тоже может зависеть то, насколько рано он начнет говорить. Первыми такие попытки обычно предпринимают девочки, у которых быстрее пополняется словарь, а именно обозначение предметов. Они долго учатся произносить фразы, однако, в речевом плане стараются походить на взрослых и повторять их интонацию. У мальчиков речь построена на названии действий. Они достаточно быстро начинают строить правильные в грамматическом смысле предложения.

Задержка психо-речевого развития

Задержка психо-речевого развития (ЗПРР) — это последствия отклонений в развитии центральной нервной системы и головного мозга, которые проявляются в виде нарушений темпа психического развития ребенка (его памяти, внимания, речи, мышления, эмоционально-волевой сферы).

Задержку психо-речевого развития часто диагностируют в возрасте 2-3 года, хотя первые признаки можно обнаружить еще с 4 месяцев. А ведь чем позже выставляется диагноз ЗПРР, тем в дальнейшем сложнее будет избавиться от него.

Существуют очень важные признаки наличия ЗПРР, которые родители могут обнаружить самостоятельно. У детей отмечается повышенное слюнотечение, часто приоткрытый рот, они малоэмоциональные или, наоборот, гиперактивные и агрессивные, слабо развиты физически. Ключевыми симптомами, указывающими на возможную ЗПРР являются:

  • 4 месяца — ребенок не реагирует на ваши слова и жесты, не улыбается.
  • 8-9 месяцев — ребенок не лепечет.
  • 1 год — ребенок практически не издает никаких звуков, а к 1.5 годам не говорит простых слов «мама», «дай», не понимает обращенную к нему речь.
  • 2 года — не повторяет новые слова, в своей речи использует совсем мало слов.
  • 2,5 года — использует всего около 20 слов, не понимает названий частей тела, предметов, не может составить легкую фразу.
  • 3 года — ребенок не может повторить за взрослым человеком фразу или составить легкое предложение, говорит слишком медленно, или наоборот быстро, «глотая» их окончания.

Если вы заметили у своего ребенка подобные симптомы, не пускайте ситуацию на самотек — как можно скорее обращайтесь к детскому неврологу для установления конкретного диагноза. Чем ранее возраст ребенка — тем больше шансов на успешное комплексное выздоровление и правильное развития ребенка в будущем.

Когда родителям бить тревогу?

Прежде всего, необходимо внимательно понаблюдать за ребенком тому, кто ежедневно проводит с ним максимальное количество времени. Как правило, это мама или папа. Наблюдательные родители  смогут выявить точную причину лучше любого специалиста.

Поводами обратиться к специалисту считаются:

  • явное отставание в физическом развитии: слишком маленький рост, вес, пассивность ребенка;
  • с 4-5 месячного возраста кроха не реагирует на появление близких оживлением, улыбкой, лепетом;
  • к 6 месяцам малыш не реагирует на интонацию или слова, не гулит;
  • к 1,5 годам малыш не реагирует на просьбы, например «дай игрушку», «подойти ко мне»;
  • к 2,5 годам кроха не показывает пальцем на предметы, называемые родителями, его словарный запас минимальный;
  • к 3 годам малыш не выражает эмоции, не знает частей тела и простейших бытовых предметов.

Все эти симптомы могут указывать на патологические состояния, которые и являются причиной задержки речевого развития, в данном случае необходимо помощь специалистов. Они смогут не только назначить коррекцию и лечение, а также отличить обычную темповую задержку речи от тяжёлой патологии речевого развития.

Что такое алалия?

Почему ребёнок не говори в 2-3 года, или разговаривает очень
плохо? Это может возникать из-за патологии нервной системы, которая приводит к
речевой задержке — алалия. Её сложно диагностировать, но если выявить на ранних
сроках, есть все шансы исправить проблему.

Существует сенсорная алалия и моторная алалия. При сенсорной
алалии ребенок не воспринимает речь, он не может отделить одно слово от другого.
Можно заметить, как малыш повторяет последнюю фразу за другими людьми или
повторяет вопрос. Это называется эхолалия и порой присутствует при аутизме.
Речь других звучит фоном, соответственно для мозга не поступает достаточное
количество информации, почему и возникает со временем задержка умственного
развития.

Степени моторной алалии, в зависимости от поражения мозга:

  • 1 степень. Ребёнок не начал говорить до 3-х лет, но потом начинается период, когда он разговаривает обрывками слов, как будто «глотает» окончания.
  • 2 степень. Ребенок понимает то, о чём идёт речь, то сам не в состоянии в точности повторить услышанное.
  • 3 степень. Ребенок может делать ошибки в неправильной перестановке слогов местами, использовать неверный падеж. Обычно это сопровождается неразвитой моторикой, когда сложно даются простые движения. При этом страдает мышление и память.

Алалии возникают при травмах или опухолях мозга, при
патологии центральной нервной системы и сложных родах, а также, если возник
резус-конфликт с матерью

Поэтому в данном случае важно показать малыша
специалистам, если он не разговаривает и присутствует хоть одна из
перечисленных причин

Вам может быть интересно: «Развитие ребенка в 3 года: что нужно знать родителям»

Почему ребенок не говорит в 2 года и что делать

Многие родители зачастую волнуются, если ребенок в 2 года говорит очень мало или ничего не говорит вообще. Причины могут быть разные:

  • внутриутробные поражения головного мозга, в результате которых пострадали участки, отвечающие за речь;
  • заболевания неврологического характера;
  • снижение слуха или глухота;
  • интоксикация организма мамы в период беременности вследствие приема алкоголя, инфекций, что может стать причиной алалии и общего недоразвития речи;
  • умственные нарушения и задержка развития;
  • расстройства аутического типа;
  • педагогическая запущенность и отсутствие внимания взрослых;
  • психологические травмы.

Если в 2 года есть сомнения по поводу того, начнет ли ребенок говорить, то лучше начать полное обследование и посетить таких врачей:

  1. ЛОР. Проверить аудиограмму на качество звука, которое может воспринимать детское ухо.
  2. Невролог. Перед походом необходимо записать возраст в котором произошли скачки роста и новые умения: начал переворачиваться, гулить и т.д.
  3. Логопед. Для того чтобы исключить патологии мышц или речевого аппарата при рождении.
  4. Психолог. Лучше посетить после консультации невролога.

Основные рекомендации при диагностике нарушения:

  • медицинское обследование, о котором говорилось выше, с проработкой рекомендаций специалистов;
  • ограничить просмотр мультиков, игр на планшетах или телефонах;
  • больше разговаривайте с ребенком, при этом общение должно быть включенным, со зрительным контактом и активной мимикой;
  • проговаривайте все действия малыша и свои, следите за четкостью речи;
  • не ругайте, если двухлетка не говорит, от этого стресс только усилится. Наоборот, поощряйте попытки идти с вами на контакт.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий