Злиться — это нормально
Эмоция гнева — врождённая. Американский психолог Пол Экман отмечает, что это одна из пяти базовых эмоций. Среди них — отвращение, страх, счастье и печаль.
Хотя злость принято демонизировать, но на самом деле это полезная эмоция. Она сопровождается физиологической реакцией — повышением адреналина, кортизола, давления и сердечного ритма, приливом крови к мышцам. Гнев нужен, чтобы сделать человека сильнее и бесстрашнее в моменте, помочь ему защититься от «врагов». Злость подсказывает, что нам не нравится, и даёт энергию на изменение ситуации.
Восприятие и выражение злости — социальный паттерн. Дети учатся этому в ходе воспитания в семье, под влиянием культуры и опыта
Важно научиться правильно реагировать на детский гнев и объяснить ребёнку, как можно выражать злость экологично
Если транслировать ребёнку, что его «не любят», когда он злой, и отказываться признавать его право на гнев — это может вылиться в проблемы с агрессией и распознаванием собственных эмоций. Дети, которым приходилось подавлять злость, часто в более взрослом возрасте не понимают, что им нравится, а что нет, как с ними можно обращаться, а как нельзя.
Игры для преодоления агрессии
Предлагаем специально подобранные игры, которые помогут выплеснуть агрессию, отреагировать гнев и злость. Вы можете играть в них вдвоем с ребенком или с целой группой детей.
- «Обзывалки». Вам понадобится маленький мяч, которым нужно будет перекидываться. На каждый бросок участник называет соперника любым необидным словом. Только заранее договоритесь, какие обзывалки можно использовать. Например, это могут названия фруктов или овощей: «Ты – редиска!»
- «Барашки». Встаньте на четвереньки напротив друг друга и упритесь лбами. Для смеха можно издавать соответствующие звуки: «Бе-е-е». Только следите, чтобы ваш маленький «барашек» во время игры не расшиб себе лоб.
- «Петушиный бой». Сегодня вы не мама с ребенком, а петушки, которые прыгают на одной ножке и дерутся легкими подушками. Чтобы было еще веселее, включите динамичную музыку. Перед игрой необходимо договориться о правилах: нельзя обзываться; проигрывает тот, кто наступит на пол второй ногой.
- «Бумажные снежки». Это развлечение подойдет для всей семьи. Сначала подготовьте «снаряды» – скомкайте листы бумаги в мячики. Кидайте друг в друга снежки, прячась в укрытие и уворачиваясь от особо метких бросков.
- «Брыкалки». Малыш ложится на спину на мягкое одеяло или ковер. Это нужно для того, чтобы он не отбил пятки. Пусть он брыкается, касаясь при этом пола всей ножкой. Ноги можно чередовать, постепенно увеличивая силу и скорость брыканий. На каждый удар следует произносить: «Нет!», «Никогда!», «Нельзя!»
- «Выбивалки». Это занятие отлично подходит для расслабления и снятия напряжения. Попросите малыша помочь вам выбить пыль из средней по размеру подушки. Разрешите ребенку подкидывать ее, пинать, колотить руками.
- «Дуй на мячик». Дыхательные упражнения замечательно успокаивают и расслабляют мышцы. Положите теннисный мяч на ровную поверхность и предложите ребенку дуть на него так, чтобы тот скатился со стола. Для детей постарше можно усложнить задание: прокатить мячик в определенном направлении, поставить на пути следования препятствия в виде фишек.
- «Мыльные пузыри». Подобная игра подойдет как для снятия агрессии, так и для отвлечения внимания у маленьких детей. Выдувайте пузыри, а малыш пусть их ловит, избавляясь от злости и повышая настроение.
- «Зерно для курочки». Попросите кроху приготовить «зернышки» для курочки из бумаги. Суть игры заключается в том, что ребенок разрывает лист бумаги на множество мелких кусочков и бросает вниз. Гнев и раздражение обычно проходят уже на стадии подготовки «корма».
- «Футбол». В теплое время года побыть футболистами дети могут и на улице, а зимой лучше взять тряпичный или надувной мяч. Тогда вам не придется беспокоиться за люстру и окна. Ребенок может пинать, подкидывать мячик, забивать его в ворота (дверной проем или сложенные вместе стулья).
Пробуйте все варианты, чтобы подобрать наиболее эффективный способ для преодоления детской агрессивности. Во время игры не думайте о поведении ребенка, просто наслаждайтесь процессом и выпускайте на волю эмоции. Хороший результат зависит, в том числе, и от маминого настроения.
Если вы испробовали все вышеперечисленные развлечения, а детская агрессия не проходит, вы сами стали срываться и кричать на ребенка, обязательно обратитесь к психологу. Чем раньше родители заметят проблемы с поведением малыша, тем скорее вместе со специалистом найдут выход из этой ситуации.
Как помочь справиться со злостью
Если ребёнок агрессивен здесь и сейчас, действуйте так:
Помните, что вы — взрослый. У вас уже есть навык сохранять самообладание. Ребёнок только учится этому — ему нужна помощь. Не заражайтесь и не заводитесь, так вы закрепляете модель реагирования злостью на злость.
Крепко обнимите ребёнка. Объятия помогут приступу агрессии сойти на нет. Тактильный контакт — проявление любви и защиты, в которых нуждается агрессивный ребёнок. Если ребёнок кричит и отказывается, продолжайте спокойно предлагать: «Давай я тебя обниму», «Давай я тебя пожалею».
Валидируйте чувства. Проговорите состояние ребёнка: «Ты злишься, потому что…», «Ты сейчас зол из-за того, что…», «Я понимаю твою злость». Объясните, что испытывать негативные эмоции — это нормально.
Не стыдитесь происходящего. Если приступ злости у ребёнка случился в общественном месте, часто родителям становится стыдно перед окружающими. Родители начинают шикать на ребёнка: «Как тебе не стыдно, все смотрят» и больше думают о мнении других, чем о состоянии ребёнка в этот момент. Постарайтесь абстрагироваться от общественного мнения и сконцентрироваться на том, что ребёнку сейчас плохо, ему требуется ваша защита и помощь.
Поговорите. Когда ребёнок успокоится, проведите беседу: обсудите ситуацию, его чувства, ваши чувства, проблему, что можно было сделать, что предлагаете сделать в следующий раз. Обсуждение должно проходить наедине. Убедитесь, что находитесь на уровне ребёнка — например, присядьте на корточки, а не говорите с высоты своего роста.
Почему ребёнок злится
Причины детской агрессии так или иначе связаны с неудовлетворением базовой потребности. Психологи выделяют пять нужд ребёнка: в уважении, в ощущении собственной значимости, принятии, связи с окружающими и безопасности.
Так, если он злится из-за того, что ему не купили желанную игрушку — потребностью может выступать не сама игрушка, а ощущение собственной значимости. Вероятно, с его мнением не посчитались и выбрали другую, неинтересную и некрасивую. В детском подсознании могло закрепиться: «Я недостаточно хорош для той игрушки», «Мама с папой не настолько меня любят, чтобы покупать ту игрушку», «Маме с папой не важны мои желания», «Меня не слышат, не ценят, не уважают, я плохой».
Психологи выделяют несколько возможных причин детской агрессии:
Реакция на фрустрацию. Ребёнок пытается преодолеть препятствие на пути к удовлетворению своей потребности.
Крайняя мера. Ребёнок испробовал все остальные способы, не удовлетворил свою потребность и испытывает беспомощность.
«Выученное» поведение. Ребёнок психует и злится, потому что копирует агрессивное поведение значимых взрослых, литературных и киноперсонажей, так как видит, что их действия привели к результату.
«Школа дружбы и доброты»
Игра «Кто подарил добрые слова?»
Цель: гармонизация отношений в общении детей, обучение умению проявлять добрые чувства по отношению к другому человеку.
Возраст: 4–7 лет.
ОписаниеДети встают в круг. Выбирается водящий, который садится на стул в центре круга и закрывает глаза. Участники игры идут по кругу со словами:
Здесь игра сейчас начнется, Дождь из добрых слов прольется. Отгадай, кто подходил, Добрые слова дарил.
Ребенок, до которого психолог (или педагог) дотронется рукой, подходит к водящему и, нежно к нему прикасаясь, дарит добрые слова. Например, «Петя, ты заботливый, умный и добрый». Водящий должен узнать по голосу того, кто подарил добрые слова. Если водящий узнает игрока, игра продолжается с новым водящим.
Игра «Взрослые и дети»
Данная игра часто используется практическими психологами (к сожалению, не могу указать авто ра). В ней доработана часть с «волшебным» массажем рук, который выполняют дети, а также заключительная часть игры.
Цель: развитие воображения, создание доброжелательности и взаимопонимания в общении детей друг с другом.
Возраст: 5–7 лет.
ОписаниеГруппа делится на две подгруппы: первая — «дети», вторая — «взрослые». «Дети» садятся на стулья, поставленные по кругу. «Взрослые» встают за спиной сидящих «детей». Перед началом игры они поглаживают, разминают свои руки, превращая их в нежные, добрые руки близких людей. Психолог может показать детям, как выполняется «волшебный» массаж рук, и сопроводить действия словами:
Я поглажу свои руки, Будьте, рученьки, добрей, Чтоб ласкать и нежно гладить Моих маленьких детей.
После этого «взрослые» начинают нежно поглаживать плечи, руки «детей». Через несколько секунд «взрослые» меняют своих подопечных. Через 2–3 смены подопечные «дети» определяют: а) какой «взрослый» самый ласковый и нежный; б) с чьими руками можно сравнить руки «взрослого»: мамы, папы, дедушки, бабушки.
Затем «дети» и «взрослые» меняются ролями.
Игра «Школа дружбы»
Цель: осознание детьми ценности дружелюбных отношений в общении с людьми.
Возраст: 5–7 лет.
ОписаниеДети встают в круг. Все они — ученики в «Школе дружбы». Взрослый предлагает детям карточки с изображением членов семьи (мамы, папы, бабушки, дедушки, брата, сестры). Психолог (или педагог):
Будь внимателен, смотри: На картинке — член семьи. Что ты можешь предпринять, Чтоб надежным другом стать?
Каждый ребенок по очереди рассказывает, что он может сделать для того или иного человека, чтобы стать его другом.
Можно также использовать фотографии детей группы и педагогов детского сада.
Комментарий: все игры могут быть использованы в работе с детьми как психологами, так и воспитателями детских садов и родителями дошкольников.
Что такое агрессия?
Суть агрессии – атака, когда внутри мозга рождается порыв к чему – либо. Агрессия- это:
Любая вспышка атакующей энергии, направленная на что-то или кого-то.
Не план, а движение эмоции фрустрации к выходу.
Не плохое поведение, а эмоциональная, физическая конкретная атака.
Метафорой для агрессии может служить котел с кипящей водой и крышкой. Пар внутри- это накапливающееся напряжение, раздражение, которое в конце концов, если ему нет выхода, срывает крышку. В таком случае можно ли сказать, что котел себя плохо, отвратительно ведет?
Понимая абсурд этого вопроса, можно понять и абсурдность наказаний за вспышки агрессии у ребенка. Тем боле, что агрессия имеет много лиц. И наказывать тогда пришлось бы за каждое ее проявление.
Многоликая агрессия
Вот какие облики может приобретать агрессия у детей и взрослых.
- Удары и драки
- Подлые поступки
- Проявление неприязни
- Агрессивные жесты
- Нытье, ворчание, ругательства
- Осуждение самого себя
- Нетерпеливость, раздражительность
- Унижение
- Укусы, бросание предметов, крики, плевки
- Оскорбления
- Игра «Молчанка», игнорирование
- Злорадство в детских играх
- Самоагрессия
- Припадки и истерики
- Фантазии о причинении вреда другому.
Обычно родители наблюдают всего несколько проявлений агрессии у своих детей, а не все сразу. Но каждый раз- это испытание для родительски нервов. Очень немногие мамы и папы способны выдерживать чувства ребенка и его агрессивные атаки, относясь с пониманием.
Знание о механизме агрессии позволяет многие выпады ребенка понимать и прощать.
Часто мы видим «смещенную агрессию», когда ребенок злится на папу и это всем очевидно, но достается тумаков младшему брату. Ребенок так ведет себя потому, что на папу наскакивать для него слишком уязвимо. Папа может ответить, может «перестать любить» в понимании ребенка. Агрессию на папу выражать очень небезопасно для отношений, а на брата- можно. Ведь при прочих равных ребенок всегда предпочтет сохранить контакт с родителями.
И в этой связи важно обратить внимание, что если агрессия все же направлена на родителей, а не на брата, то это в каком-то смысле повод для тихой радости. Потому что ребенок внутренне чувствует уверенность, что он может себе позволить освобождаться от напряжения именно так. И это ему ничем не грозит
Ни наказанием, ни аутоагрессией и психосоматикой.
И это ему ничем не грозит. Ни наказанием, ни аутоагрессией и психосоматикой.
Так что первое, что нужно делать в инциденте с агрессией ребенка- принимать его выпад. И никогда не принимать агрессию на свой счет, не обижаться, не оскорбляться.
Затем важно быстро- быстро скомкать агрессию, выведя ее в игру. Дело в том, что игра- это всегда понарошку, ребенку так легче выносить собственное поведение.
Упражнения на преодоление агрессии
Чтобы снять физическое напряжение, скопившееся в теле:
Спортивное соревнование с мамой/папой на выход физического напряжения в ребенке. Кто дальше прыгнет? Кто быстрее пробежит?
Устроить прыжки на кроватях или батутах.
Пойти на улицу и бегать в догонялки с захватом заложника.
Устроить бой с подушками
Кусать все мягкое, что попадется под руку.
Поиграть в корриду, где ребенок бык или тореадор.
Щекотка и бессмысленная возня с родителями на кровати или на полу.
Снять напряжение можно с помощью голоса и работы рук:
Покричать в баночку или коробочку.
Порвать, покомкать бумагу, пластилин, почеркать на бумаге
Повыть голосами разных зверей.
Словесную агрессию можно преодолеть так:
Устроить словесные поединки, игру с вычурными обзываниями.
Придумать, над чем в ситуации можно посмеяться?
Можно использовать деликатную Холдинг- терапию. Это терапия удерживанием агрессивного ребенка. Когда его берут(хватают) в охапку и удерживают. Такой способ подходит для маленьких детей, которые точно не смогут вырваться из маминых рук. Это попытка «смирить ребенка насильно» с неизбежностью, что ничего не остается, как только успокоиться, расслабиться и поплакать. Может сработать только, если родители не впадают в крайность.
Агрессия ребенка- это «боль» родителей, воспитателей и учителей. И ее снимать, преодолевать успешно и быстро не всегда получается. Но главное, что нужно помнить – агрессия ребенка не должна влиять на отношения между родителями и ним.
Автор статьи, Елена Садовниченко, психолог, мама двоих детей.
1. «Уходи, злость!»
Игра «Волшебные подушки»
Цель: отреагирование негативных эмоций, снятие агрессивности.
Возраст: 4–7 лет.
Оборудование: простая подушка, «подушка злости», «подушка добра».
Описание игры
«Подушка злости», на которой будет вымещаться агрессия, кладется перед ребенком на большую мягкую подушку или спортивный мат. Психолог (или педагог) читает стихотворение, демонстрируя игровые действия, затем предлагает ребенку повторить их: ударять по «подушке злости» расслабленными кулачками. Также можно предложить ребенку поколотить по «подушке злости» надувными или деревянными молоточками. При ударах можно выкрикивать слова, выражающие чувство гнева.
«Подушка злости»
Кулачки (молотки) стучат, Злость прогнать они хотят, Чтобы злость не обижала Ни меня и ни ребят!
Затем ребенку предлагается «подушка добра». На нее можно положить расслабленные руки, ее можно погладить или обнять. Таким образом, отреагированное чувство гнева меняется на приятные ощущения спокойствия и эмоционального равновесия.
«Подушка добра»
Ах ты, моя душечка, Добрая подушечка, Мои ладошки успокой, Я люблю играть с тобой!
Игра «Мешочек гнева»
Цель: отреагирование негативных эмоций, снятие агрессивности.
Возраст: 4–7 лет.
Оборудование: «мешочек гнева».
Описание игры
Психолог (или педагог) показывает ребенку «мешочек гнева», читает стихотворение, затем озвучивает любыми звуками или словами негативные эмоции. Взрослый предлагает ребенку прокричать в «мешочек гнева» накопленное недовольство, обиду, гнев.
«Мешочек гнева»
Гнев в мешочек прокричу, Иногда и порычу. Гнев так быстро исчезает, И обида тоже тает. Ловко завяжу мешок И скажу себе я: «Ох!»
Игра «Волшебные коврики»
Цель: отреагирование негативных эмоций, снятие агрессивности.
Возраст: 4–7 лет.
Оборудование: «коврик злости», «коврик радости».
Описание игры
«Коврик злости», на котором будет вымещаться агрессия, кладется перед ребенком.
Психолог (или педагог) читает стихотворение, демонстрируя игровые действия, затем предлагает ребенку повторить их: протопать негативную эмоцию на «коврике злости», можно предложить ребенку попрыгать. При активных движениях можно выкрикивать любые слова, выражающие чувство гнева.
«Коврик злости»
Коврик злости — вот потеха! Ну а если не до смеха? Топну ножкой: раз-два-три… Улетела злость — смотри!
Затем ребенку предлагается «коврик радости», на нем можно полежать, расслабиться, помечтать о чем-то приятном, почувствовать спокойствие и эмоциональное равновесие.
«Коврик радости»
Коврик радости, привет! Даришь ты сердечку свет. На тебе могу лежать, На тебе могу мечтать, Отдыхать, летать, кружить. Я хочу с тобой дружить!
Комментарий: в процессе использования в играх необычных игровых пособий дети осознают и понимают, что можно освободиться от разрушительных эмоций не агрессивным способом, а с помощью волшебных помощников.
Как помочь предотвратить агрессивное поведение
Вот профилактические меры:
Проявляйте любовь. Чем большей заботой и контактом окружён ребёнок, тем меньше ему приходится прибегать к негативным эмоциям для привлечения внимания.
Никогда не поднимайте руку. Психологи сходятся во мнении, что даже «несерьёзное» физическое наказание (например, шлепок по попе) может травмировать психику ребёнка и впоследствии привести не только к вспышкам агрессии, но и неумению отстаивать границы, страху перед окружающими и низкой самооценке.
Соответствуйте своим же требованиям. Если мама пытается объяснить недопустимость агрессии, а сама при этом кричит — слова расходятся с делом. Если папа говорит, что использовать нецензурные слова плохо, а сам ругается — у ребёнка в голове снова формируется неправильная картинка.
Найдите, куда выплескивать энергию. Полезно записаться на спортивные тренировки — спорт помогает избавиться от чрезмерной агрессии и навести порядок в голове.
Используйте психологические упражнения. Регулярно выезжайте в безлюдное место на природу, чтобы громко покричать в пустоту вместе с ребёнком — полезно для всей семьи. В домашних условиях можно порвать бумагу, побить грушу, избить подушку, поиграть с песком, водой — это экологичные способы выражать злость.
Проявления детской агрессии
У каждой эмоции есть свои определенные телесные выражения. К примеру, при агрессии наш организм мобилизуется для отпора обидчику: мышцы напрягаются, сжимаются кулаки. Если же ничего не произошло, то гнев так и остается в виде напряженности в нашем теле.
Психологи выделяют три главных проявления детской агрессивности:
- мимические реакции (показывание языка, нахмуренное лицо, поджатые губы);
- поведенческие (укусы, пинки, тумаки и т.д.);
- вербальные (ругательства, грубые выражения, угрозы).
Кстати, выражения гнева и злости у маленьких деток так же разнообразны, как и у взрослых, однако малыши пока не могут их замаскировать.
Например, трехлетний ребенок, когда злится, может покраснеть, сжать кулачки и крикнуть: «Я тебя сейчас стукну!»
Шестилетний мальчик, возможно, уже не станет драться со сверстником, а отвернется и так дернет колесо у детской машины, что оно отвалится. Это тоже вариант агрессии.
Почему так важно уметь отмечать проявление агрессии у своего чада? Это пригодится, чтобы вовремя заметить наступление «бури» и направить гнев в мирное русло.
К примеру, если малыш начал топать ножками из-за того, что его приятель по песочнице не дает свой совочек, не стоит ждать драки – лучше развести их по разным сторонам.
«Мы — актеры»
Цель: развитие эмоциональной сферы, умения понимать эмоции и чувства персонажей игры, других людей; обучение умению выразительно передавать эмоциональные состояния с помощью движений, мимики и жестов.
Возраст: 4–7 лет.
Оборудование: иллюстрации с основными эмоциями и чувствами персонажа стихотворения; детали костюмов мальчика Задаваки (Снеговика, Гномика, Шарика).
Описание игры
Психолог читает стихотворение, сопровождая текст показом иллюстраций с эмоциональными состояниями персонажа игры. Затем взрослый предлагает детям назвать эмоции главного героя.
Стихотворение читается второй раз, дети выразительными движениями, с помощью мимики и жестов передают эмоции персонажа игры. На следующих занятиях детям предлагается стать актерами.
Ребенок, желающий изобразить главного героя стихотворения, наряжается и выразительно передает эмоции и чувства персонажа игры.
Комментарий: для детей младшего и среднего дошкольного возраста на одном занятии используется текст одного стихотворения, обыгрывание эмоциональных состояний одного персонажа.
Для детей постарше задачу можно усложнить. После знакомства со всеми игровыми персонажами можно предложить игру «Мы — актеры», где каждый ребенок по желанию может сыграть роль героя любого стихотворения.
«Задавака»
Познакомьтесь с задавакой: Иногда он весельчак, Иногда сердит иль грустен, Не узнать его никак. Иногда пуглив он очень, А спокоен чаще ночью. Иногда он удивляка, Вот так мальчик-задавака!
«Снеговик»
1. Я люблю, друзья, морозы, Снегопадам очень рад, И сейчас я приглашаю Поиграть со мной ребят.
2. Вы слепили меня ловко, Ну, а где же нос-морковка? Очень я, друзья, смущен И, признаюсь, удивлен.
3. Что? Сломать меня хотят? Я разбойникам не рад. Грозно топну, рассержусь, Снежной тучей закружусь!
4. В марте я всегда грущу, Расставаться не хочу. Солнце будет припекать, А я — таять, исчезать. Сейчас я крепкий снежный ком, Но стану лужицей потом.
5. Вот как славно поиграли! Всем улыбку я дарю, За театр эмоций ярких Всех детей благодарю!
«Гномики»
1. Этот гномик — весельчак, Улыбается он так (показ взрослого). Гномик просит всех детей: Улыбнитесь поскорей!
2. Этот гном, друзья, сердит, У него здесь хмурый вид. Гномик-гномик, не сердись, Лучше с нами подружись.
3. Этот гномик испугался, Глазки округлил и сжался. «Ой!» — пугливый гном сказал И от нас он убежал.
4. Этот гном — печальный гном: Потерял дорожку в дом. Гномик, слезки вытирай, Лучше с нами поиграй!
«Шарики»
1. Веселый шарик вверх летит, Он улыбается, кружит. С тобою, шарик, полетим, И в танце вместе закружим.
2. Дружочек-шарик, что с тобой, Ты почему сказал нам: «Ой!»? Ты испугался вдруг ежа? Ползет он к нам сюда, шурша.
3. На ежика наш шар сердит, У шарика серьезный вид, Пыхтит и хмурит брови он, Шар не на шутку возмущен.
4. Вот успокоился наш шар, Ведь ежик мимо пробежал. Вверх шарик быстро полетел, На нас спокойно посмотрел.
Виды агрессии у детей
По направленности игрессивное поведение бывает двух типов:
- гетероагрессия
- аутоагрессия
Первый из названных типов направлен на тех, кто окружает ребенка. Это может быть употребление ненормативной лексики или даже убийства. Аутоагрессия, как понятно из названия, это поведение, направленное на себя. Сюда относится саморазрушающее поведение и самоуничижение, крайней формой такого поведения является самоубийство.
По причинам появления агрессивное поведение бывает таким:
- реактивное
- спонтанное
Реактивное возникает как ответная реакция на внешние факторы, например, ситуация ссоры. Спонтанная агрессия не имеет видимой причины, она мотивируется внутренними импульсами личности.
По целенаправленности агрессивное поведение детей может быть:
- инструментальным
- целевым
Первый из названных видом служит для достижения задуманного результата; второй является спланированным действием, целью которого является нанесение ущерба человеку или животному.
По открытости проявления агрессивное поведение может быть:
- прямым
- косвенным
Прямая агрессия подразумевает направленность на объект, который вызывает злость, раздражение или другие негативные эмоции. А второй из названных видов направлен на людей или животных, которые не вызывает злости или прочих негативных эмоций, но по каким-то причинам является более удобным для выплескивания эмоций. Например, ребенок в школе имел негативный опыт общения с учителем, и, приходя домой, срывается на своей сестре, хотя та ни в чем не виновата.
По форме проявлений агрессивное поведение делят на три вида:
- экспрессивное
- вербальное
- физическое
Экспрессивное подразумевает использование невербальных средств:
- интонации
- мимики
- жестов и пр.
Вербальная агрессия — словесное выражение негатива, в основном угрозы и оскорбления. Физическое агрессивное поведение подразумевает нанесение ущерба кому-либо с помощью прямого применения физической силы.
Исследователь И. А. Фурманов агрессивное поведение детей делит на 2 формы:
- социализированная
- несоциализированная
Социализированная
У большинства детей нет психических болезней, у них низкая мораль и воля, что отражается на поведении. В плане самоконтроля они слабые, могут не придерживаться социальных норм, потому что имеют слабое понятие о них или же неверное воспитание
Агрессия используется ими в основном, чтобы привлечь внимание к своей персоне. Эмоции они выражают четко: кидаются вещами, кричат
Как только они получили внимание, агрессивное поведение сменяется на спокойное.
В таких случаях проявления агрессии кратковременные, жестокости не наблюдается. После крика на сверстника может быть попытка вступить с ним в игру, к примеру. Дети с такими проявлениями агрессии не имеют почти никогда друзей. Сверстники будут сторониться их или игнорировать. Поведение такого плана напоминает гиперкинетичесий синдром, но является более агрессивным и целенаправленным.
Несоциализированная
Дети с такой формой агрессивного поведения имеют в основном психические нарушения, например, органическое поражение мозга или шизофрению. У них также наблюдается негативное эмоциональное состояние. Враждебность по направлению к окружающим у таких детей спонтанная, или же может возникать в стрессовой ситуации.
При несоциализированной агрессии дети характеризуются импульсивным поведением, излишней возбуждаемостью, эмоциональным напряжением и высоким уровнем тревожности. Чаще всего они проявляют физическую и вербальную агрессию. Такие дети не пытаются дружить с ребятами во дворе и одноклассниками. О причинах своих действий рассказать почти никогда не могут. Зачастую агрессивное поведение нужно им, чтобы снять эмоциональный стресс или получить удовлетворение от того, что другой страдает от их действий.
Основные причины детской агрессии
Для возникновения агрессии у ребенка существует множество поводов и пусковых механизмов. И они разнятся от семьи к семье. И все же, психологи называют пять самых распространенных причин, которые способствуют появлению детской агрессии.
1. Проверка границ дозволенного
Подросший малыш с удивлением понимает, что не всегда он является центром вселенной. Ему хочется потрогать то и другое, взять третье, но взрослые отвечают: «Нельзя!»
Если же мама с папой непоследовательны в своих запретах, после детских истерик меняют собственное решение, то не следует удивляться агрессивности ребенка.
2. Неудовлетворенные желания
Мама не разрешает смотреть мультик? Запрещает брать на прогулку машинку? Детские желания не удовлетворены. А они захватывают кроху целиком и полностью. Не умея высказывать свое разочарование, малыш начинает толкаться, щипаться, швыряет машинку на пол.
3. Непринятие чувств ребенка
Очень часто родители запрещают выражать детям негативные эмоции, особенно это касается мальчиков.
Малышу говорят: «Мужчины не плачут!» или «Не реви, ты же не девочка!» Не имея возможности проработать и отразить подобные чувства, ребенок копит негатив и переводит его в агрессию.
4. Особенности воспитания в семье
Не секрет, что от характера взаимоотношений между детьми и родителями зависит и формирование личностных качеств ребенка.
Так, при авторитарном стиле воспитания, малыш может стать неуправляемым в ответ на излишнюю строгость взрослых. При попустительском стиле ребенок ведет себя так, как хочет, не ощущая родительского контроля.
5. Подражание
Еще одним фактором возникновения детской агрессии может стать подражание негативному поведению взрослых (ругань, повышенный голос, рукоприкладство, категоричные приказы), любимых персонажей кинофильмов и мультиков.