Правила игры в шахматы за 5 минут

Что считается выигрышем

Выигрышем одной партии считается, когда:

  • Один игрок признается сам, что проиграл и сдается;
  • У кого-либо из игроков нет хода и он не может продолжать игру;
  • У одного из игроков закончатся все шашки;
  • Если кто-то нарушит правила игры и не будет им следовать. В этом случае можно считать выигрыш второго игрока.

Помимо выигрыша партии могут быть и другие варианты окончания игры. Один из них – это ничья. Она может возникнуть в следующих случаях:

  • Если наступление выигрышной ситуации не получается ни у одного игрока;
  • Когда один игрок предлагает закончить партию ничьей, а второй принимает его условие;
  • Если в течение пятнадцати ходов оба игрока ходили только одними дамками и при этом не брали фишки противника. В этом случае продолжать игру просто нет смысла. Объявляется ничья;
  • Когда на поле появляется три хода подряд одна и та же комбинация.

Помимо выигрыша и ничьей партия может быть признана недействительной. Если вы только начинаете учиться играть, то вам следует знать, в каких ситуациях это происходит:

  • В случае, когда шашечная доска расположена неправильно;
  • В случае, если шашки размещены неправильно;
  • Когда игрок начинает ходить не по правилам;
  • Когда игрок снимает с доски какую-либо шашку без причины;
  • Если игрок сделает обратный ход.

Методики обучения шахматам

Обучение игре в шахматы и шашки для детей – это трудоемкий процесс, требующий настойчивости, упорства, привычки к самостоятельным занятиям и к аналитической работе. Помочь этому процессу призваны следующие методы:

  1. Регулярные учебные и тренировочные игры. Рекомендуется найти себе партнера по шахматной игре и устраивать с ним регулярные поединки, отрабатывая технику игры. Этот способ будет более эффективным, если соперник окажется опытным игроком и сможет сразу показывать тонкости, нюансы игры. Полезно разбирать только что сыгранные партии, обмениваться с соперником мнениями и впечатлениями от игры, находить ошибки и обсуждать планы по их исправлению.
  2. Решение опубликованных шахматных задач и этюдов. Игры нужно чередовать с решением красивых шахматных комбинаций, взятых из практики профессиональных шахматистов, а также специальных упражнений. Сначала решаются этюды на простые темы, например, как поставить мат в три хода, а затем задачи постепенно усложняются. С помощью составленных более опытным шахматистом подборок таких задач и этюдов можно отработать любые элементы игры.
  3. Анализ собственных и чужих партий. Через каждые 4 партии делается перерыв для того, чтобы проанализировать сыгранное и записанное с помощью шахматной нотации в отдельную тетрадку. Наиболее оптимальный метод анализа – по записям восстанавливать игру на доске, разбираться в своих ошибках, продумывать новые шахматные стратегии.
  4. Изучение шахматной литературы. Самостоятельное обучение игре невозможно без чтения учебных пособий и качественных книг по шахматам. Например, книги «Путешествие в шахматное королевство» Ю. Авербаха и М. Бейлина, «Шахматы» И. Майзелиса – классика для начинающих шахматистов. Если сложно изучать книги для взрослых, то можно овладевать азами по детским учебникам. Правила игры едины для всех.
  5. По возможности нужно получить хотя бы несколько уроков у профессионального тренера по шахматам или записаться в шахматную секцию для детей и взрослых. Кроме того, участие в соревнованиях различного уровня и сеансах одновременной игры, проводимых опытными шахматистами, окажет большое значение в отработке практических навыков.

Когда уже можно и как это лучше?

Логично, что каждый родитель сразу спросит: а не рановато ли? Мастера шахматного дела отвечают на такие вопросы просто: хотите вырастить гроссмейстера, тогда стартуйте как можно раньше. Великие чемпионы познакомились с шахматной доской в свои 4-5 лет.

Согласна, что не каждому уготовано быть профи. Однако, как мы уже «проходили» раньше, польза шахмат для школьника неоценима, потому желающие просто вырастить гармоничную сильную личность с развитым мышлением могут начинать при подготовке к школе, на последних ступенях детсадовского образования.

Отмечу, что в больших городах будущих чемпионов принимают обычно с трёх-четырёх лет, редко где вы найдёте шахматную секцию, в которой учат двухлеток, хотя и таких вундеркиндов, бывает, берут.

Занимаются там дети 1-2 раза в неделю по 40-50 минут и чаще в группах, до 10-ти человек. Учитывая многолетний опыт родителей, вычитала советы, что прежде чем отдавать малыша в секцию, стоит его основам обучить в домашних условиях. Так как шахматные клубы разновозрастны, там на маленьких внимания мало обращают, ибо хлопотно это. Им подавай турниры и результаты.

Что нужно учесть при игре в шашки

В сети вы легко найдете пошаговую инструкцию для начинающих играть в шашки. Мы уже объяснили основные правила игры.

Далее рассмотрим несколько важных общих советов, которые помогут вам значительно быстрее достичь успеха:

Дамка – это ваш главный козырь. Ограничения на их количество на доске нет, потому всегда стоит поставить фигуру в такое положение. Чем больше дамок, тем выше ваши шансы на победу или ничью с сильным соперником. Всегда анализируйте особенности расположения шашек на доске. Бить нужно туда, где их меньше, потому что у противника будет оставаться значительно меньше простора для мгновенной контратаки. Постарайтесь сохранить последний ряд шашек как можно дольше. Основное практическое соображение для этого – уменьшение риска попадания вражеской фигуры в дамки. Это уменьшает вероятность получения противником тактического преимущества. Стратегии могут быть разными, но новичкам стоит придерживаться парного или группового движения. Это помогает уменьшить вероятность того, что соперник сможет завладеть большим количеством шашек. Помните о требовании атаки вражеских шашек. Если вы оказываетесь в ситуации, когда можете атаковать противника, это нужно делать. Сильные игроки пользуются этим, чтобы заманить соперника в западню, быстро сократить количество фигур оппонента или загнать свою в дамки. Анализируйте ситуацию с точки зрения своей выгоды. Именно отталкиваясь от этого, стоит идти в атаку

Иногда можно отдать одну свою шашку и получить в обмен сразу две вражеские. Центр доски – очень важное пространство и его нужно контролировать. Но при этом не стоит забывать о сохранении подвижности своих фигур. Некоторые игроки делают ошибки специально

Особенно часто с этим приходится сталкиваться, если перед вами человек с большим игровым опытом. Постарайтесь понять, не получит ли соперник преимущества, если вы воспользуетесь его промашкой.

Помните, что самый удобный способ одержать победы над соперником – полное блокирование его ходов. Лучше всего изначально выстраивать стратегию своей игры с прицелом именно на достижение этой цели.

Разновидности игры в шашки

Английские шашки, они же Чекерс. Популярны в англоговорящих странах. В английские шашки играют на шахматной доске 8×8. Используются только темные квадраты. Каждый игрок начинает с 12 фишек в трех рядах. Все отдельные фигуры могут двигаться только по диагонали вперед. Они не могут двигаться назад. Дамка может ходить на одно поле по диагонали вперёд или назад, при взятии ходит только через одну клетку в любое направление, а не на любое поле диагонали, как в “Русских” или международных шашках.

Международные шашки. Именно по этому типу шашек проводятся чемпионаты мира, первый из которых состоялся в 1895. Игровая доска состоит из 10×10 квадратов чередующихся темных и светлых цветов, из которых используются только 50 темных клеток. У каждого игрока есть 20 шашек. Основными отличиями от английских шашек являются: размер доски (10×10), шашки могут также бить назад (а не только вперед). Белые шашки всегда начинает игру первыми.

Атака всегда принудительная, поэтому, когда игрок может атаковать, он должен это делать. Не разрешается перепрыгивать через одну и ту же шашку более одного раза. Если доступно несколько путей атаки, игрок всегда принудительно воспроизводит ее самую длинную возможную последовательность. Игра считается ничейной, когда оба игрока делают 25 последовательных ходов дамкой без взятия шашек соперника.

Русские шашки. Разновидность шашек, в которые чаще играют в России и некоторых частях бывшего СССР, а также в некоторых частях Восточной Европы. Используется игровая доска 8×8. Каждый игрок начинает с 12 шашками (белыми и черными), размещенными в первых 3 рядах. Ходить разрешается только по темным клеткам.

Как и в международных шашках, обычные ходы можно делать только по диагонали на одну клетку вперед, а атаки по диагонали вперед и назад. Однако шашки становятся дамками сразу же, как только достигают последнего ряда, и, если это происходит во время атаки, они могут продолжать двигаться назад тем же ходом.

Поддавки или обратные русские шашки. Правила в них те же, но цель игры противоположна: побеждает игрок, у которого заканчиваются шашки или который не может переместить ни одну из оставшихся запертых шашек.

Канадские шашки. Это одна из крупнейших шашечных игр, в которую играют на шахматной доске 12 × 12 с 30 игровыми фишками на каждого игрока. Эта разновидность игры была изобретена французскими поселенцами Квебека в конце XIX века. Канадские шашки следуют тем же правилам, что и международные шашки, c поправкой на размер доски.

Шашки Ласкера. Шашечная игра, которую изобрел второй чемпион мира по шашкам Эмануэль Ласкер. Игра ведется на доске 7×7; как и в шашках и ходить можно только по диагонали, так что фактически используются только 25 из 49 клеток. Игровые фигуры первоначально известны как солдаты; когда они достигают последнего ряда доски, они становятся офицерами с той же способностью, что и дамки в Чекерсе, то есть двигаться и атаковать назад. Основное различие между Лаской и другими вариантами шашек заключается в том, что вместо того, чтобы убирать фигуры с доски при прыжке, они помещаются под шашку, которая их атаковала, образуя башню. Игрок выигрывает игру, когда у противника закрыты ходы, или все фигуры противника взяты.

Поэтапное обучение

По этому методу можно учить детей дошкольного и младшего школьного возраста. Если 3–4-летний малыш способен сосредоточиться на одном виде деятельности хотя бы на 15 минут, то он вполне сможет освоить шахматные основы.

Важные принципы организации занятий:

  • Прежде всего, сделайте обучение веселым. Описывайте игру как битву, а шахматные фигуры – как солдат. Можно создать целую сюжетную линию вокруг битвы, чтобы увеличить азарт и эмоциональное волнение.
  • Постепенное освоение правил и поэтапный переход к более сложным модификациям игры. Помните, что цель обучения – привить ребенку интерес к игре, которая приучит его действовать по правилам и прогнозировать ситуации.
  • Продолжительность занятий на начальных этапах – не более 10 минут.

Первое занятие – игра пешками

Правильно расположите доску – нижнее правое поле должно быть белого цвета. Разместите на шахматной доске только пешки. Цель игры – переместить их на последнюю линию половины соперника. Альтернативный вариант для разнообразия: кто сможет переместить свою пешку на последнюю горизонталь противоположного поля первым.

Объясните ребенку, как ходят пешки:

  • могут передвигаться на две клеточки на первом ходу, в остальных случаях – только на одну клетку вперед;
  • при захвате фигуры противника – на одну клетку по диагонали;
  • если две пешки встречаются и не могут двигаться, они застревают;
  • белая ходит первой.

Второе занятие – пешки и слоны

После того как ребенок получил хорошее представление о движении пешек, добавьте в  игру слонов. Цель игры остается прежней.

В результате этого урока ученик должен освоить ограничения по перемещению фигуры (только по диагонали, на любое количество клеток, вперед и назад, нельзя перепрыгивать через другие фигуры) и твердо знать:

  • какую пешку передвинуть, чтобы слон мог выйти вперед;
  • когда лучше выпустить фигуру перед пешками;
  • как использовать пешки, чтобы защитить слона;
  • как заблокировать слона соперника своими пешками.

Третье занятие – пешки, слоны и ладьи

К уже известным для ребенка фигурам добавьте ладьи. Цель игры, как и раньше, заключается в том, чтобы переместить пешку на последнюю линию доски. Расскажите ребенку, что ладья перемещается через любое количество квадратов по вертикали или горизонтали, но не может перепрыгнуть другую фигуру.

В процессе игры ребенок должен начать понимать:

важность сохранения ладьи до конца игры; ценность удержания фигуры на своей стороне в запасе; большие возможности ладьи на половине соперника; разницу между захватом фигуры соперника и победой в реальной игре.

Четвертое занятие – добавьте коня

Пусть ребенок сначала перемещает фигуру по пустой доске. Г-образное движение уникально и требует некоторого времени на освоение.

Выберите на доске место, на которое должен прийти конь. Попросите ребенка продумать ходы, которые помогут добраться туда. Покажите самый короткий путь. После того как ученик будет чувствовать себя комфортно с конями, добавьте пешки и играйте с двумя типами фигур, как раньше.

Пятое занятие – кони, слоны, ладьи и пешки

Установите на доску все знакомые фигуры на свои места. Цель игры прежняя. Этот уровень игры уже достаточно сложный. Но, если вы добавляете этапы постепенно и медленно, давая ученику шанс построить шаблоны в своем уме, он будет приятным и несложным.

На этом этапе ребенок должен начать изучать, как различные модели игры работают вместе. Если у него возникли трудности, вернитесь к одному из более простых вариантов. Ученик должен прогрессировать через каждый этап в своем собственном темпе.

Шестое занятие – игра с королем, ферзем, слонами и пешками

Этот уровень поможет объяснить значение понятий «шах» (король в опасности) и «мат» (король больше не может двигаться). Используйте только 4 центральные пешки для каждого игрока. Сфокусируйтесь на движениях, которые король и ферзь могут делать.

На этом этапе ученик уже знает почти все о том, как играть в шахматы. Старайтесь не ожидать слишком большого прогресса от ребенка. Это нормально, если он захочет вернуться к более простым этапам. Не удивляйтесь, если он первым потеряет ферзя. Возможно, он захочет играть на этом уровне много сотен раз. Другие учащиеся пожелают быстро перейти к полной игре – с ними тоже все в порядке. Руководствуйтесь предпочтениями и скоростью ребенка.

Седьмое занятие – полная игра

Установите все фигуры для игры в шахматы. Объясните, что теперь вы играете полную партию в шахматы, цель которой – поставить мат королю соперника. Перемещение пешки на дальнюю линию позволит лишь заработать ферзя. По ходу игры введите понятие «рокировка».

Как научить ребенка играть в шахматы: с чего начать

Если вы решили, что уже пора начать обучение вашего малыша шахматам, то имейте в виду, что для первого знакомства лучше приобрести деревянные фигурки достаточно крупного размера. Диаметр основания должен быть минимум 3-4,5 см и строгой формы.

Первоочередная задача родителей – это необходимость познакомить ребенка с наименованием каждой фигурки и научить его отличать одни фигурки от других по цвету и форме.

Следует помнить, что не каждый ребенок способен с первого раза запомнить наименования всех шахматных фигур. Поэтому достаточно длительный период времени следует посвятить запоминанию этих фигур. Чтобы ребенку все это быстро не наскучило, попробуйте преподнести новые знания в виде увлекательной игры!

Как поддержать мотивацию

Просто рассказать о фигурах и цели игры мало. Нужно поддержать интерес ребенка к игре. Для этого рекомендуем:

читать книги о шахматах. Есть много полухудожественной литературы для детей, где интересно рассказывается о фигурах и даются небольшие шахматные загадки;

смотреть мультфильмы и передачи о шахматах;

посетить шахматные турниры или шахматную секцию, чтобы показать, что в шахматы играют дети его возраста и старше;

найти соперника и компаньона, который будет обучаться вместе с ребенком.

Последнее очень важно, т. к

без компаньона у ребенка быстро пропадет интерес. Но важно, чтобы дети были примерного одного уровня по знаниям и по возрасту, чтобы вы давали им одинаковые задания и они могли играть вместе. Занятие в маленькой группе (2-4 человека) повышает мотивацию, делает игру интереснее и помогает ребенку лучше запоминать материал.

Еще один важный момент: заниматься необходимо на реальных досках. Так намного проще как научить ребенка 10 лет играть в шахматы, так и объяснить пятилетке особенности фигур. Необходимость реальной шахматной доски объясняется особенностями детской психики: очень многое малыши запоминают через тактильные ощущения. Поэтому дайте ему возможность пощупать фигуры, покрутить их в руках, присвоить их. При этом не имеет значения, как вы занимаетесь. Если ребенок проходит обучение онлайн, решать задачки, которые дает преподаватель, тоже нужно на реальной доске, даже если в обучении используется специальная программа для игры в шахматы.

Основы стратегии

После изучения фигур можно переходить к стратегии. Главные моменты, которые должен знать юный шахматист:

  • король — это главная фигура и ее нужно защищать;
  • захватить контроль над большей частью доски;
  • не подвергать опасности свои фигуры, каждая фигура должна быть под защитой;
  • прежде чем сделать ход, просчитать все шаги противника, какие он может сделать после вашего хода.

Каждая фигура должна иметь свою ценность, и малыш должен это знать:

  • Пешка — 1 очко;
  • Конь – 3 очка;
  • Слон – 3 очка;
  • Ладья — 5 очков;
  • Ферзь — 9 очков;
  • Король не имеет цены, так как если его срубят игра закончится. Это самая важная фигура.

Ребёнку нужно дать ассоциацию, например, 1 очко это, одна конфета или один рубль, или то, что для него важно, и он хорошо это знает. Или пусть одно очко это одна пешка, тогда конь это три пешки

Контроль центра доски.

Фигуры, находящиеся в центре, приобретают больший вес в отличии от тех, кто стоит на краю, в первоначальной позиции. У них появляется больше вариантов для нападения и отступления. Лучше всего для этого нужно использовать коней и пешек. А такие фигуры как слон, ладья и ферзь подойдут для контроля и нападения из далека.

Все фигуры должны быть задействованы.

Когда большинство фигур остается на своих изначальных местах, а все действия делает пара фигур, то в ключевой момент вам может не хватить сил для нанесения решающего удара или его отражения. А когда большое количество фигур контролируют поле, то победа неизбежна.

Как играть в классические шашки

Классические шашки

В партии принимают участие двое игроков. На доске перед ними устанавливаются фигуры двух цветов, чаще всего – черного и белого. Это классические фишки, которые в стандартном варианте игры имеют одинаковые особенности и возможности передвижения по полю.

Игра преследует две главные цели:

  • Полностью устранить все фишки противника.
  • Создать ситуацию, когда все последующие действия приводят исключительно к проигрышу.

В классических шашках доска разбивается на клетки в соотношении 8х8. У каждого игрока по 12 фишек. Таким образом общее количество фишек на доске – 24, поровну у каждой стороны. Все фигуры ставятся только на темные поля.

В классическом формате игры используется несколько базовых правил:

  • Как и в случае с шахматами, ходить всегда начинает игрок со светлыми фишками.
  • Все фигуры передвигаются по диагонали. Они перемещаются вперед, могут ставиться исключительно на черные клетки.
  • Атаковать шашки противника значит «бить» их. В классическом варианте игры вы можете бить только вперед по диагонали. Но в некоторых других случаях правила позволяют ходить назад – это более сложные вариации игры.
  • После того как фигура противника оказывается повержена, сделавшая удачный ход шашка встает на следующую за ней клетку. При этом поверженная шашка убирается с доски и больше не возвращается на нее.
  • Если во время передвижения вы оказываетесь в ситуации, когда можете сбить шашку противника, это обязательно требуется сделать. Если есть несколько вариантов хода. Игрок сам решает, какую фигуру нужно бить.

Победу получает тот игрок, который уничтожает все фишки противника либо полностью блокирует его. Как вы сами понимаете, в условиях количества шашек и клеток на доске, вариантов такого исхода событий может быть масса.

Серия уроков для новичков

Несмотря на простоту игровых принципов, в русских шашках крайне важна стратегия, пренебрежение которой будет приводить к постоянным поражениям. Интуитивная борьба должна сочетаться со знанием теории. Процесс обучения продолжается менее двух часов. За предоставленное время зритель познакомится с основами игры, терминами и принципами нотации. Вчерашние «чайники» узнают секреты ведения борьбы за центр поля и особенности флангового положения. Проанализированы главные приёмы. Материал усваивается благодаря специализированной компьютерной программе «Tundra». Приложение включает в себя возможность отсчёта времени, автоматического ведения протокола и статистики.

Как играть в китайские шашки

Для игры используется доска в виде шестиконечной звезды, каждый луч которой окрашен в отдельный цвет. Игроки должны суметь переместить фишки в противоположный им угол. Для двух игроков используется 15 фишек, каждый из них должен по очереди переставить свою фишку по любой линии (6 направлений). Допускается перепрыгивание через свои чужие фишки. Те фишки, которые оказались перепрыгнутыми, остаются на доске.

Если вы желаете более детально изучить правила игры в китайские шашки, то ознакомьтесь .

Шашки – игра, которая появилась в Древнем Египте, и существуют уже более пяти тысяч лет. В Древнем Египте принцип передвижения шашек позаимствован из правил передвижения шахматного слона или ферзя.

В 12 веке французы усовершенствовали эту игру, и с тех пор шашки приобрели такой вид, какой мы знаем сегодня. В наши дни игру шашки знают и любят во всех странах, люди всех культур и возрастов. Неудивительно, ведь правила игры понятны и очень просты даже маленькому ребенку.

С какого возраста можно учить играть

Психологи и педагоги утверждают, что лучший возраст для начала обучения игры в шахматы – три года

Психологи и педагоги утверждают, что лучший возраст для начала обучения игры в шахматы – три года. Дело в том, что в этот период малыш начинает осознавать себя самостоятельным, проявляет живой интерес ко всему вокруг, задаёт бесчисленные вопросы: «Почему?», искренне отдаётся тому, что ему интересно (рисует, лепит, собирает конструкторы) и обожает игры.

Кроме того, начало обучения игре в шахматы – дело сугубо семейное, а это укрепляет эмоциональную связь малыша с близкими людьми. Однако есть и отрицательная сторона: возможно возникновение проблемы «поддавков», когда, не желая огорчать ребёнка, ему уступают в игре. Но опытные педагоги и воспитатели рекомендуют этого не делать, так как малыш может привыкнуть к лёгким победам и драматично переживать проигрыш. Кроме того, родители должны следить за тем, чтобы ребёнок не переутомлялся от игры. Иначе он быстро потеряет интерес к новому виду деятельнсоти.

Правила

Научиться хорошо играть в шашки реально. Для этого надо изучить правила шашек в теории, а затем на практике. Рассмотрим игру в классические русские шашки:

1. Главными атрибутами этой игры является шашечное поле из 64 чередующихся белых и черных (темных) квадратов, а также по 12 игровых шашек у каждого из игроков. Один игрок играет светлыми шашками, а его противник темными. Игра ведется только по темным клеточкам поля. 2.Игра рассчитана на двух игроков. Размещают доску шашечного поля таким образом, чтобы нижняя левая клетка была темного или черного цвета, относительно игроков. Шашки расставляются игроками на трех нижних от него рядах игрового поля и только на темных клетках. Шашки обязательно должны быть одинаковой стандартной формы, плоскими и круглыми. Не допускается, чтобы раз мер самой шашки был больше, чем клетка поля. Существуют два вида шашек: простые шашки, и шашки которые прошли в Дамки. У простой шашки ходом называется перемещение на одну клетку по диагонали, по свободным клеткам. Дамка – это шашка, которая достигла последнего ряда поля. Дамка имеет возможность ходить на любое количество клеток. 3. Если один из соперников играет белыми шашками, он ходит первым. 4. Если игрок коснулся своей шашки с возможностью хода, то он обязан ею ходить. 5. Если на клетке, идущей впереди, шашка соперника, и за ней есть свободная клетка, шашка игрока берет шашку противника. Взятая шашка соперника снимается с доски, и в игре не участвует. 6. Если есть возможность взятия шашки противника, простой ход на свободную клеточку делать не разрешается — надо бить шашку соперника обязательно. Если таких возможностей боя несколько, можно выбрать любой один. 7. Если простая шашка ставшая Дамкой, имеет возможность взять шашку соперника, эта Дамка продолжает ход. 8. Выигрышем партии считаются следующие положения: 8.1. Признание одним из игроков своего проигрыша и его заявление о том, что он сдается. 8.2.Один из игроков не может продолжать игру и сделать ход. 8.3. У игрока на поле закончились все шашки. 8.4. В случае нарушения данных правил и дисциплины. 9. Партия закончилась ничьей в следующих случаях: 9.1. Если выигрыш невозможен ни одним из игроков. 9.2. Если один игрок предложил ничью, и второй игрок ее принял. 9.3. Если на протяжении пятнадцати ходов никто из игроков не брал фишки противника, и были ходы одними Дамками. 9.4. Если одинаковая комбинация появляется на поле три хода подряд. 10.Партия признается недействительной и начинается сначала и, в ситуациях: 10.1. При неправильном расположении шашечной доски. 10.2. При неправильном размещении шашек. 10.3. Если игрок ходит не по правилам. 10.4. Если игрок тронул одну шашку, а ход сделал другой. 10.5. Если игрок снял с доски любую шашку без причины. 10.6. Если игрок сделал обратный ход.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий