Хорошие манеры, или 13 главных правил этикета за столом для ребёнка

Основные правила этикета для детей

Этикет базируется на отношении к людям с уважением

Важно, чтобы другой человек чувствовал себя рядом с нами комфортно. Но, даже зная нормы поведения, дети, прежде всего, ориентируются на родителей – для них это главный пример

Как отмечал известный педагог А. Макаренко,

Среди основных правил этикета:

  • Речевой этикет – правила приветствия, умение вести беседу, употреблять вежливые слова и прощаться. Нормой жизни должны стать фразы «доброе утро», «спокойной ночи», «спасибо», «пожалуйста». Речевой этикет для маленьких детей также важен – если ребенок постоянно слышит слова приветствия и прощания, он начнет употреблять их самостоятельно без напоминания.
  • Спокойное поведение в общественных местах. На людях не стоит кричать, шуметь, топать, слишком громко разговаривать – это нарушает комфорт окружающих. Не стоит обсуждать при посторонних свои жизненные проблемы.
  • Чихать и кашлять следует, прикрывая рот. На людях не стоит причесываться, ковыряться в зубах и под ногтями.
  • Стучать, прежде чем зайти в закрытую дверь. Перед тем, как войти в комнату ребенка, следует постучать. Это приучает детей, что у всех есть личное пространство. Тогда даже малыши не станут входить без стука.

Бизнес и финансы

БанкиБогатство и благосостояниеКоррупция(Преступность)МаркетингМенеджментИнвестицииЦенные бумагиУправлениеОткрытые акционерные обществаПроектыДокументыЦенные бумаги — контрольЦенные бумаги — оценкиОблигацииДолгиВалютаНедвижимость(Аренда)ПрофессииРаботаТорговляУслугиФинансыСтрахованиеБюджетФинансовые услугиКредитыКомпанииГосударственные предприятияЭкономикаМакроэкономикаМикроэкономикаНалогиАудитМеталлургияНефтьСельское хозяйствоЭнергетикаАрхитектураИнтерьерПолы и перекрытияПроцесс строительстваСтроительные материалыТеплоизоляцияЭкстерьерОрганизация и управление производством

Этикет для дошкольников

Итак, возраст от 1,5 до 5 лет – идеальный период для формирования многих привычек, в том числе и такой полезной, как столовый этикет. На помощь придёт игра: в куклы, которые обедают, в плюшевого медвежонка, который идёт в гости. А когда ребёнок чуточку подрастёт, сможет освоить и прочие умения:

мытьё ручек перед приёмом пищи. Перед завтраком, обедом и ужином маме необходимо вместе с ребёнком идти в ванную и проводить обязательные водные процедуры;
приём пищи за столом. Не следует приучать малыша к трапезе перед телевизором или компьютером

Садитесь вместе с чадом за стол на кухне или гостиной, чтобы он смог прочувствовать «важность момента»;
если совсем маленькому ребёнку нужны манишки и слюнявчики, то по мере взросления стоит переходить на тканевые салфетки. Во-первых, это позволит уберечь одежду от грязи

Во-вторых, это станет неплохим заделом к будущему посещению ресторанов;
серьёзное отношение к пище. Нельзя разрешать ребёнку играть с продуктами. Спокойно и последовательно объясняйте, почему так нельзя себя вести, насколько маме обидно, что её труд не ценится;
обращение со столовыми приборами. Пятилетний ребёнок уже должен уметь орудовать вилками, ножами (естественно, детскими). Задача родителей – объяснить правила владения столовыми принадлежностями и уместность их применения.

Если родитель хочет научить ребёнка вести себя за столом, то необходимо отказаться от криков и раздражения. Также следует оставаться последовательным в своих требованиях. Взрослым нужно изо дня в день повторять правила и не менять их по собственному желанию.

Этикет ученика

Школа – это одна из самых важных сфер детской жизни, которая занимает существенную часть его времени. Поэтому неудивительно, что в школьной культуре есть немало правил, с которыми поначалу ребенку может разбираться с трудом.

Уроки этикета для детей дошкольного возраста, а также школьников постепенно расставят все по своим местам. Вскоре все войдет в привычку и ребенку будет легко соблюдать необходимые предписания в школе.

Ключевые правила хорошего тона для детей школьного возраста в учебном учреждении:

  • Портфель желательно собирать еще вечером, чтобы утром не тратить на это время и не опаздывать.
  • Ученик должен приходить за 15 минут до уроков. Это время необходимо для того, чтобы школьник успел сдать вещи в гардеробную и подготовиться к занятиям.
  • Этикет для школьника предполагает аккуратное и бережное отношение ученика к имуществу школы, других учеников и собственному.
  • На мобильном телефоне нужно отключить звук, чтобы внезапный звонок не отвлекал ни учеников, ни учителей.
  • Когда в класс входит педагог, другие взрослые или директор, ученики должны молча встать в знак приветствия.
  • На уроках нельзя говорить с одноклассниками и покидать помещение, не спросив разрешения у учителя. Для этого нужно поднять руку, а затем задать вопрос.
  • Нельзя разговаривать, кричать, нарушать правила поведения во время урока.
  • Ученик должен содержать свою парту в порядке. Учебники, тетради, ручки и карандаши следует раскладывать аккуратно. Не стоит и говорить о том, что нельзя писать на партах.
  • Школу не пропускают по неуважительной причине. Если нужно уйти с уроков раньше, нужно спросить разрешения у учителя или же у медсестры, если причина в плохом самочувствии.
  • Нельзя смеяться над одноклассниками, обижать их или бросать различные предметы. Относиться к одноклассникам необходимо уважительно.

Правила поведения ученика в школе во время перемены:

  • нельзя покидать класс, пока учитель не даст такое разрешение;
  • по коридорам, классу и лестницам нельзя бегать, так как это не только проявление невоспитанности, но и травмоопасно;
  • нельзя садиться на подоконники – даже в тех случаях, если окна плотно закрыты;
  • не допускается бросание каких-либо предметов в педагогов и других учеников;
  • нельзя хлопать дверьми, съезжать по перилам;
  • запрещено использовать нецензурные слова и неприличные жесты.

Следует помнить, что перемены существуют для того, чтобы отдохнуть, поесть, справить нужду, посетить библиотеку или позвонить родным по телефону (если это разрешено школьным уставом).

Правила этикета по телефону для детей

С раннего возраста очень важно привить ребенку правильную культуру общения по телефону. 

Вот основные правила и рекомендации, которые помогут вашему ребенку быть воспитанным во время общения по телефону:

  • Обязательно начинайте телефонный разговор с вежливого приветствия:«Здравствуйте!», «Добрый день!», «Добрый вечер!», если общаетесь с другом, то можете начать со слов: «Привет!»,«Здравствуй!»;
  • Телефонный разговор должен быть кратким и лаконичным, все детали можно обсудить при личной встрече.
  • После ответа собеседника, спросите: «Удобно вам (тебе) сейчас разговаривать?», если неудобное время для беседы, попросите вам позвонить позже.
  • Не нужно беспокоить по телефону людей до 8-00 и после 21-00, если это не форс-мажорная ситуация, требующая немедленного решения.
  • Интонация во время разговора максимально приветливая, доброжелательная, не нужно повышать голос или угрожать собеседнику.
  • Плотно держите телефон в руках, чтобы собеседник вас слышал хорошо, четко произносите свои слова и не отвлекайтесь параллельно на беседу с третьим человеком, это неуважительно.
  • Постарайтесь продумать разговор заранее и задать все вопросы человеку за один телефонный звонок, беспокоить человека несколько раз не тактично.
  • Если по телефону вам ответил не тот человек, то поздоровайтесь с ним и вежливо попросите позвать к телефону вашего товарища, если он дома.
  • Во время телефонного разговора не перебивайте собеседника, выслушайте его внимательно, только затем задавайте вопросы.
  • В завершении разговора вежливо попрощайтесь «Всего доброго, До свидания!», «Всего хорошего, до встречи!»

Каждый ребенок должен соблюдать приведенные выше правила хорошего тона и применять их в школе, во время общения с незнакомыми людьми, другими детьми и родными с раннего детства.

В будущем это сделает из вашего ребенка культурного человека, который своим поведением будет радовать вас и своих будущих детей воспитает соответствующим образом.

Как известно, яблоко от яблони недалеко падает.

Рекомендации для родителей

Несмотря на кажущуюся лёгкость, прививка правильного поведения – это трудоёмкое занятие, которое потребует от семьи большого количества терпения и концентрации. И дело заключается не в ребёнке, а в первую очередь в родителях и членах семьи.

Первым и самым важным правилом является собственный пример поведения. Если мама с папой ругаются или позволяют себе осуждать людей, обращаются друг другу с пренебрежением, то ребёнок, как губка будет впитывать именно это.

Папа никогда не благодарит маму за обед, не делает ей комплименты – сын растёт безразличным к чужому труду и не учится выстраивать отношения с противоположным полом.

Мама кричит на папу, пренебрегает своим внешним видом – дочери будет трудно стать женственной в будущем, и заботливой по отношению уже к своей семье. Именно собственным примером можно научить ещё маленького человека общению.

Предложите малышу игру «Найдём хорошее». Возьмите изображения героев сказок, как положительных, так и отрицательных и попросите рассказать о достоинствах каждого из них.

Ролевые игры так же придут на помощь родителям, которые решили ненавязчиво, но эффективно научить ребёнка основам хорошего поведения.

«Званый ужин». Пригласите игрушки на ужин, ребёнок, как хозяин дома должен подготовиться – придумать блюда, чтобы каждому было вкусно, например, для плюшевого мишки мёд, для зайчика морковку, развлечения для гостей.

Обыграйте встречу, приветствие, разговор, правила поведения за столом, момент прощания. Можно заранее приготовить для малыша что-то в подарок, ведь гости не приходят с пустыми руками. Благодарите кроху за отлично проведённое время. Малышу понравится эта игра и принесёт пользу без скучных нравоучений.

Обыграть можно что угодно, например, момент приветствия и знакомства. Спрячьте игрушки в комнате так, чтобы малыш мог их легко найти. Затем попросите его найти и поздороваться с каждой найденной игрушкой. «Здравствуйте! Меня зовут Данил, а вас? У Вас очень красивое платье!» — может сказать ребёнок, если найдёт куклу. Мама в свою очередь отвечает на вопросы и поддерживает диалог со стороны игрушки.

Важно не только играть с детьми, но и «выводить в свет», чтобы у них появилась возможность проявить себя. Не бойтесь брать ребёнка с собой, ведь чем раньше малыш начнёт контактировать и знакомиться с миром, тем легче и естественнее в его жизнь войдут правила этикета и хорошие манеры

Если ребёнок забыл поздороваться или поблагодарить, не нужно его одёргивать или поправлять, просто сделайте это за него, а после, когда останетесь наедине, ещё раз проговорите важность этих, казалось бы, обычных слов. Для понимания и принятия малышом норм поведения они должны присутствовать в его жизни естественно и непринуждённо

Можно очень долго читать, учить, напоминать, но если в быту и общении родители забывают об элементарных вещах, например, пожелания доброго утра или благодарности за оказанную помощь, то надеяться на то, что кроха будет воспитан с детства очень сложно

Для понимания и принятия малышом норм поведения они должны присутствовать в его жизни естественно и непринуждённо. Можно очень долго читать, учить, напоминать, но если в быту и общении родители забывают об элементарных вещах, например, пожелания доброго утра или благодарности за оказанную помощь, то надеяться на то, что кроха будет воспитан с детства очень сложно.

Будьте вежливыми и благодарными!

До новых встреч!

Пишите комментарии и заходите в соц. сети!

Этикет в гостях

Вести себя прилично в чужом доме, значит:

  • Не приходить без приглашения.
  • Купить подарок хозяевам в знак внимания: что-нибудь к столу или из предметов домашнего обихода.
  • Войдя в дом, поздороваться со всеми домочадцами.
  • Не трогать и не беспокоить домашних животных без разрешения. Не брать в руки предметы интерьера.
  • Не критиковать ремонт, обстановку, угощение, даже за глаза.
  • Вести себя спокойно и скромно, поддерживать беседу.
  • Пребывать в гостях не дольше определенного срока.
  • Обязательно поблагодарить за угощение и прием.

Если ребенок пригласил друзей к себе, ему следует:

Продумать угощение, темы беседы и игры, какой поставить мультик для просмотра всей компанией.

Звать в гости заранее, если предполагается семейное торжество.
Оказывать внимание всем гостям, чтобы они не скучали.
Поблагодарить за то, что пришли.

Плохое настроение демонстрировать окружающим не нужно.

Ресторан

Правила поведения в ресторане подразумевают некоторую собранность — нужно вести себя правильно и достойно для того, чтоб произвести на окружающих приятное впечатление.

Мужчина должен пропустить даму вперед, если же в ресторан отправляется компания мужчин или женщин, то все находятся в равных условиях или полагаются на инициатора ужина.
Если за ужином должны встретиться несколько человек, и кое-кто опаздывает, то по обоюдной договоренности с остальными гостями можно подождать опоздавших около четверти часа. Более долгое ожидание — признак неуважения к пришедшим вовремя гостям.
Если же опоздать довелось вам, то следует извиниться, а затем просто присоединиться к остальным. Не стоит привлекать особого внимания к факту опоздания и разъяснять причину, просто включитесь в застольную беседу.
Во время встречи мужчины и женщины в ресторане, мужчина должен читать меню и предлагать своей спутнице какие-либо блюда. Для девушки в этом случае высказывать свое равнодушие — признак дурных манер. Этикет в ресторане подразумевает участие дамы в выборе блюд.
В ресторане не следует вести беседу на повышенных тонах и громко смеяться. Если это произошло случайно, имеет смысл извиниться перед другими посетителями и вести себя тише. Соблюдайте этикет за столом, а если за соседним столиком кто-то неподобающе себя ведет, то об этом следует сообщить официанту.
Начинать есть нужно тогда, когда официант вынес заказанные блюда всем присутствующим. Если человек, который ожидает приготовления своего блюда не против, он может высказать предложение другим приступить к трапезе.
Категорически нельзя за столом заниматься гигиеническими процедурами — протирать салфетками лицо, шею и руки, расчесывать волосы или подкрашивать губы

Если вам требуется уделить внимание своей внешности, лучше сделать это в специальном помещении. Столовый этикет также не приветствует следы помады на посуде

Перед тем, как приступить к пище, девушка должна аккуратно снять помаду салфеткой.
Некультурно выглядит и любое взаимодействие с пищей — еда на столе для того, чтоб её есть. Снимать фотографии для инстаграма, дуть на суп, придирчиво ковыряться в салате, комментируя ингредиенты — неприлично.
Если в каком-то блюде вам попался хрящик или косточка, нужно аккуратно вернуть несъедобный элемент обратно в ложку и переместить на тарелку (или салфетку).

Основные правила поведения за столом для детей

Все правила столового этикета следует разделить на 2 большие группы: что можно делать за столом и что категорически под запретом. Давайте подробнее посмотрим на каждую.

Что можно и нужно делать?

  • Перед едой мы всегда моем руки, поэтому детей также надо приучить к этому основному правилу. Конечно, сначала мама помогает малышу вымыть руки, но уже с 2-3 лет он справляется сам. Поначалу родителям придется часто напоминать об этом, но потом это скучное правило войдет уже в привычку.
  • Кушать нужно только за столом. Купите специальный стульчик малышу, так он станет полноценным участником каждой семейной трапезы. Более взрослые дети уже полноправные участники трапезы.
  • Перед едой правильно будет пожелать собравшимся приятного аппетита, а после еды поблагодарить маму или хозяйку за вкусную еду.
  • Малыш должен быть аккуратным во время еды. На детей 1-3 лет лучше надевать слюнявчик. В старшем возрасте нужно приучать детей к салфетке.
  • Если ребенок хочет пить, то перед тем, как взять стакан, он должен вытереть губы салфеткой. Так на бокале не останется жирных следов.
  • Кушать нужно спокойно, никуда не спешить.
  • Если захотелось чихнуть, то следует отвернуться от стола и прикрыть рот рукой. Также после этого нужно извиниться.
  • Говорить за столом можно, только после того ребенок прожевал и проглотил еду.
  • Если нужное блюдо находится далеко от ребенка, он должен попросить передать ему блюдо и поблагодарить.

Что должно быть под запретом?

Нельзя баловаться, громко разговаривать, шуметь и размахивать руками.
Не допустимо играть с едой, бросать ее или размазывать по тарелке.
Не нужно набивать рот едой.
Чтобы вытереть рот, нужно использовать салфетку, а не рукав или скатерть.
Брать пищу у соседа нельзя.
Также не допускается облизывать пальцы.
На сегодняшний день локти на столе — это уже не преступление, на это мало обращают внимание. Но научить не задевать ими соседей все-таки нужно.

Что надо знать об этикете для детей

Заботливым родителям наверняка захочется узнать, когда начинать обучение этикету и существует ли детский этикет? Педагоги говорят, что большинство малышей усваивают нормы поведения за столом уже в возрасте 1,5 — 2 года, хотя основы закладываются с рождения. Ведь именно в раннем детстве идет активное освоение окружающего мира, и дети, как губки, быстро впитывают все новое и полезное. Кроме того, в основе этикета лежат необходимые культурно-гигиенические навыки, например, мытье рук перед едой, пользование салфеткой, правильное использование столовых приборов во время приема пищи только за столом. Такие действия, которым ребенка учат с рождения, закладывают навыки правильного поведения за столом в дальнейшем. Однако не лишне напомнить родителям базовые нормы этикета за столом для детей и основные приемы их формирования:

Необходимая подготовка к приему пищи. Для дошколят должны стать нормой: чистые руки, салфетка на груди (у малышей) или на коленях и перед собой (у дошколят), посещение туалета перед едой, аккуратно заправленная одежда.

Правильная посадка за столом

Ребёнок должен понимать, почему так важно красиво сидеть за столом: не разваливаться и не раскачиваться на стуле, сидеть прямо, не облокачиваясь на стол, не расставляя локти. Именно так можно аккуратно и умело пользоваться столовыми приборами. А правильная осанка вызывает у окружающих одобрение и восхищение

Иногда бывает трудно добиться правильной осанки за столом. Некоторые специалисты советуют попробовать такой прием: подмышки ребенку подложить книжки и придерживать их во время еды. Такое упражнение поможет дошколенку сформировать умение прямо сидеть за столом

А правильная осанка вызывает у окружающих одобрение и восхищение. Иногда бывает трудно добиться правильной осанки за столом. Некоторые специалисты советуют попробовать такой прием: подмышки ребенку подложить книжки и придерживать их во время еды. Такое упражнение поможет дошколенку сформировать умение прямо сидеть за столом.

Сервировка стола для каждого возрастного периода. Для совсем маленьких детишек стол излишне не перегружают столовыми приборами, так как это отвлекает кроху от принятия пищи и побуждает играть лишними предметами

А вот для дошколенка важно сервировать стол так же, как и для взрослых: салфетки, хлебница, разного размера тарелки, ложка, вилка, нож. Не надо волноваться, что ребенок может пораниться столовыми приборами

Во-первых, нужно приобрести детские наборы столовой посуды, которая практически безопасна для малышей. Во-вторых, обучать пользоваться ножом и вилкой нужно постепенно, под присмотром взрослых. В-третьих, прием пищи за правильно сервированным столом как можно чаще организовывать в семейном кругу, чтобы дать возможность крохе поучиться у близких. Тогда это станет нормой для малышей.

Правильное поведение взрослых и детей за столом. Во время еды не надо разговаривать на отвлеченные темы, постоянно одергивать малыша, если он делает что-то неправильно. Это отвлекает маленького ребенка от правильного пользования столовыми приборами, аккуратной еды. Но и молчание за столом тоже противоестественно. Поэтому негромкое одобрение малыша за красивые манеры, похвала хозяйке за вкусное блюдо, короткое замечание спокойным тоном по поводу неправильного действия будут вполне уместны. Манеры взрослого за столом должны стать примером для ребенка.

Общепринятые нормы этикета. Ребенок должен с младенчества понимать, что чавкать, громко смеяться, тянуться за едой через весь стол, копаться в общем блюде, убегать из-за стола, забывая благодарить за обед — неприемлемо. Все это вызывает неодобрение окружающих и негативное отношение к самому ребенку. Близкие в семье должны объяснять это дошколятам при любой возможности и порицать за такое поведение. Невозможно привить этикет, если в семье он не соблюдается!

Речевой — Вежливо говорить и благодарить

Младшие школьники, как и дошкольники, должны изучать правила общения с людьми, для этого, в случае необходимости, следует напоминать им о правилах речевого этикета, изложенных в разделе выше, закреплять их. Также существуют и правила общения с людьми, которые следует соблюдать абсолютно всем. Этим правилам следует учить детей с самого раннего детства. Еще совсем малыши должны знать, что:

  1. При встрече следует приветствовать знакомых;
  2. Ко взрослым следует обращаться на «Вы»;
  3. Запрещается перебивать взрослых, вмешиваться в их разговор и комментировать услышанное;
  4. Перед расставанием следует прощаться;
  5. Следует благодарить за оказанную услугу, подаренный подарок и т.д.
  6. В случае проступка следует просить прощения;
  7. Запрещается обзываться, оскорблять других детей;
  8. Запрещается использовать слова-паразиты;
  9. Запрещается ябедничать;
  10. Во время разговора необходимо давать возможность высказаться всем присутствующим, не перебивать их;
  11. Если собеседник начинает вести себя неподобающим образом, следует сделать ему замечание, но не уподобляться ему;
  12. В разговоре запрещается обсуждать других людей, критиковать их.

Этикет за столом для детей

Уроки вежливости, которые помогают прививать хорошие манеры для детей за столом, утверждают, что нет необходимости с самого малого возраста учить сложные правила.

Не нужно углубляться в то, чем, например, отличаются определенные виды вилок и ложек

Важно научить его основным правилам, которые станут признаками воспитанности юной личности. А со всеми тончайшими нюансами столового этикета он разберется позже – когда станет старше

Итак, разберем некоторые уроки вежливости для детей, чего категорически нельзя делать за столом:

  • садиться принимать пищу в неопрятном виде, с растрепанными волосами и грязными руками;
  • пережевывать пищу с открытым ртом, причмокивая или чавкая;
  • облизывать пальцы;
  • класть на стол локти;
  • выплевывать пищу, даже если не нравится ее вкус;
  • набивать рот и пытаться разговаривать при этом;
  • откусывать слишком большие куски пищи, которые очень сложно пережевать;
  • брать руками еду;
  • облизывать нож – это не только некультурно, но и опасно;
  • ковыряться руками или столовыми приборами в пище;
  • сидеть в слишком вальяжной позе – развалившись;
  • раскачиваться на стуле;
  • откидываться, дергать ногами, стучать по столу, своему или чужому стулу;
  • начинать прием пищи, пока еще не все сели или не готовы к принятию пищи, а также вставать до тех пор, как все закончат есть;
  • направлять столовые приборы на людей, сидящих рядом;
  • брать последний оставшийся кусок с общей тарелки, не предложив его остальным.

С основными ограничениями разобрались. Также ребенку нужно объяснить, что и как ему позволено делать за столом, соблюдая правила приличия:

Сев за стол, необходимо положить салфетку на колени

Эксперты по этикету также допускают, что детям до 5-ти лет салфетку можно заправлять за воротник.
Важно соблюдать правильное положение тела – ступни параллельны полу, спина прямая и опирающаяся на спинку стула (если она есть).
Передавать продукты следует слева направо. Если просят передать тарелку с каким-то блюдом, находящееся ближе всего к ребенку или взрослому, вначале его нужно взять левой рукой и предложить тому, кто сидит слева от него, а затем взять тарелку в правую руку и передавать направо.
Если возникает желание чихнуть, нужно отвернуться от стола к своему плечу и желательно чихнуть в салфетку (можно заслонить рот рукой).
Так как некоторые емкости и стаканы могут быть тяжелыми для ребенка, им можно браться двумя руками за предмет.
Когда хочется отпить из стакана, нужно вначале вытереть рот салфеткой., так как после принятия пищи на губах остаются следы.
Если нужно покинуть стол, стоит просто извиниться и тихо выйти

Если ребенок в гостях или гости у вас, то всем говорить о том, для чего нужно выйти, не стоит.
Встают со стула с правой стороны.

Если взрослые будут периодически или постоянно игнорировать неприличное поведения ребенка, сидящего за столом, то в будущем ему будет очень тяжело привить необходимые привычки.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий