Практикум: Как переложить ребенка, чтобы он не проснулся?

Когда рекомендации не работают. Что делать, если ребенок не хочет помогать по дому

Бывает, ко мне приходят мамы в отчаянии: «Ни в какую, ни под каким предлогом ребенок не хочет помогать по дому, что делать?»

Еще раз аккуратно попробуйте каждый совет. Посмотрите внимательно, насколько честно вы следуете советам выше. Вы спокойно попробовали несколько раз или переволновались и бросили на середине? Среди моих рекомендаций нет единственного «секретного» способа. Результат тем лучше, чем больше советов вы превратите в свои привычки.

Станьте наблюдателем. Забудьте на две-три недели про крики, одергивания, напоминания, требования, манипуляции деньгами и подарками. Кто этот маленький человек? На что он реагирует, что ему нравится, что вызывает отрицание? Что у него получается, а что нет? Посмотрите на мир его глазами.

Возможны неожиданные открытия: например, ребенок сам предложит помочь, когда на него перестанут обращать внимание. Может, выяснится, что он плохо держит в руках столовые приборы, когда уже положено есть самому

Или, наоборот, способен на большее.

Пресекайте шантаж. Рекомендации также не сработают, если вы живете ради ребенка, и он все привык получать «по мановению палочки». В таком случае он просто уверен, что стоит ему заплакать или обидеться, как вы мгновенно придете к нему на помощь и все сделаете за него. Даже если покричите — потом все равно сделаете.

Как приучить ребенка помогать по дому советы психолога работают для родителей, которые хотят привить детям самостоятельность.

Откажитесь от слияния — знаменитого родительского «мы»: «Мы пописали!», «Мы поиграли», «Мы убрались!». До шести-семи лет это допустимо. Но в более старшем возрасте ребенка от слов «Мы пойдем убирать», «Мы помыли посуду, теперь отдыхаем» просто корежит. В ответ на слияние родители могут получить принципиальный беспорядок со стороны ребенка, целью которого является отстаивание своих границ.

Не стесняйтесь обратиться за помощью. Менять привычные способы поведения и отношения не так просто, сложно заметить в себе «что же я делаю не так?». Если в течение месяца ситуация с маленьким помощником не улучшается, можно обратиться за помощью и поддержкой к психологу.

Основные причины задержки

Истоки отставания физического развития могут иметь долгую историю, как при отягощенной наследственности. Влияет на развитие будущего ребенка образ жизни его матери во время беременности. Часто отставание медики связывают со сложными родами. Если объединить наиболее распространенные факторы, получиться список основных причин задержки:

  • гипоксия и поражения цнс в перинатальном периоде;
  • недоношенность;
  • родовые травмы;
  • перенесенные будущей мамой инфекции;
  • аномалии развития опорно-двигательного аппарата;
  • врожденные патологии;
  • заболевания ребенка в первые недели жизни.

При беглом осмотре выяснить причину отставания нельзя. Только детальная диагностика поможет установить источник проблемы.

Запомнить родителям

1 Ребенок — это самостоятельный человек, личность, о котором вам нужно позаботиться пока он беспомощный и которого нужно отпустить, когда он будет к этому готов.

2 Что делать, если ребенок «прилипала»? Убедитесь, что кроме ребенка у вас есть и другие смыслы жизни: любимая работа, теплые супружеские отношения, время для друзей и близких, интересное хобби. Ребенок должен быть дополнением к вашей жизни, а не заменой всего.

3 Позаботьтесь о себе. Да, у вас маленький ребенок, и с ним сложно

Но и вам важно отдыхать, находить хоть пять минут в день для себя. Не стесняйтесь просить о поддержке и помощи

Заботясь о себе, вы заботитесь о ребенке. Только счастливая мама может вырастить счастливого ребенка.

Если вы видите, что многое из того, о чем говорится в этой статье, — про вас, не стесняйтесь обратиться за помощью к психологу или психотерапевту. Это не признак слабости, а показатель ответственности и осознанности.

И, да, предупреждайте ребенка, что вы уходите. Говорите ему, когда вы вернетесь. Даже если малышу всего один месяц.

Зачем детям уединение?

Личное пространство воспринимается человеком как часть собственного «я». Поэтому на вторжение в него и взрослые, и дети реагируют как на агрессию против «я». Кроме того, это место, где можно побыть исключительно наедине с собой, ведь даже самым близким вход сюда без разрешения хозяина запрещен

Крайне важно, чтобы родители с уважением и тактом относились не только к частному пространству своего ребенка, но и к личному времени, во время которого он хочет побыть один, к той сокровенной части его души, куда ему не хочется никого пускать. Тем самым они помогают ему стать самостоятельным, сохраняют его индивидуальность и закладывают фундамент будущих доверительных отношений со своим малышом

Своя территория — это еще и возможность почувствовать себя уверенно, ведь это своеобразное королевство, в котором можно полновластно править. Здесь есть место для увлечений крохи, мелочей типа бусинок и стеклышек, которые кажутся ненужным хламом родителям, но могут быть настоящим сокровищем для малыша. Здесь можно заниматься тем, что нравится… Все это и дает ребенку ощущение психологического комфорта на своей территории.

Таким образом, у всех детей есть потребность в уединении, но эта потребность выражается по-разному и появляется в разное время: например, один ребенок лишь в семь лет начинает закрывать за собой дверь туалета, а другой уже в пятилетнем возрасте избегает переодеваться у всех на виду. Но, несмотря на различия, есть и общие тенденции. Вот чего можно ожидать в каждом возрасте.

Симптомы, похожие на физические (соматические) болезни

Также невроз может проявляться в форме телесных недугов и неясных симптомов:

  1. Часто болит голова или живот.
  2. Ребенок постоянно кашляет, кашель усиливается при волнении.
  3. Не успевает добежать до туалета (старше трех лет): недержание мочи (энурез), недержание кала (энкопрез).
  4. Плохо ест.
  5. Беспокойно спит.
  6. Заикается.

Отличить невроз от физических заболеваний можно по трем критериям.

Врачи не нашли ничего серьезного. Педиатр, терапевт, невролог, эндокринолог не находят серьезных отклонений в организме, анализы в порядке или с незначительными изменениями.

Ребенок подвержен стрессу. При подробной беседе с родителями выясняется, что ребенок переживает стресс, и не умеет с ним справляться.

Если стресс прошел, симптомы исчезают. Или другой вариант: стресс продолжается, но ребенок научился с ним справляться и теперь меньше переживает. Тогда невроз тоже пройдет. Например, родители объяснили, что проблема в воспитательнице, а не в ребенке, — и малыш успокоился.

Это всё — невроз у детей симптомы, тринадцать совершенно разных проявлений. Что же общего?

Психологические проблемы

Эмоции оказывают влияние на нашу жизнь гораздо сильнее, чем мы представляем. Дело в том, что реакции тела регулируются вегетативной нервной системой, другое название которой – автономная. Эта система действует по своим законам, независимо от нашей воли и желаний. Поэтому реакции тела – сердцебиение, дыхание, кровообращение, пищеварение, спазмы – практически нельзя регулировать силой воли. Каждое наше ежедневное переживание, а уж тем более психическая болезнь отражаются на работе всех органов и систем.

Слабость в ногах бывает при таких расстройствах:

  • панической атаке;
  • истерии;
  • длительном стрессе;
  • тревожном расстройстве;
  • депрессии;
  • шизофрении;
  • нервном истощении или неврастении;
  • хронической психотравме;
  • нейроциркуляторной дистонии.

Болезни суставов

Это многочисленная группа воспалительных и дегенеративных (разрушающих структуру) болезней, которыми поражаются суставы ног – тазобедренный, коленный, голеностопный и мелкие суставы стопы и пальцев. Все они вызывают боль, отек и ограничение движений. Это подагра, различные артриты, бурсит или воспаление суставной сумки.

Болезни позвоночника

Позвоночный столб состоит из множества структур, и все они могут повреждаться. Так как периферические нервы начинаются в спинном мозге, то все болезни позвоночника, особенного пояснично-крестцового отдела, отражаются на нижних конечностях. Это спондилез, спондилит, межпозвоночные грыжи, спондилолистез или смещение тел позвонков относительно друг друга. Нередки травмы и опухоли позвоночника, вызывающие слабость в нижних конечностях.

Поражения костей

Слабость и снижение мышечной силы в ногах может быть первым проявлением остеопороза или снижения минеральной плотности кости. Сухожилия мышц теряют опору.

Нередко люди, постоянно нагружающие конечности, страдают от «усталостного перелома» стопы. Это бывает, когда накапливается критическая масса микротравм от однотипных нагрузок – от бега, ходьбы, прыжков, рывков. Такие повреждения бывают не только у спортсменов, но и у людей, постоянно занятых монотонной физической работой.

Некоторые опухоли костей развиваются исподволь и незаметно, так что на первых порах ничего, кроме слабости, человека не беспокоит.

Ежедневная чрезмерная нагрузка

Нагрузка, которая превышает физиологическую в течение длительного времени, неизбежно приводит к слабости в ногах. Это прежде всего лишний вес, когда на суставы и мышцы нижних конечностей приходится избыточная нагрузка в течение ряда лет. Ожирение разрушает кости, мышцы и связки очень медленно, и это как бы незаметно. Но если сравнить физические возможности людей с нормальным весом и ожирением, сравнение будет не в пользу последних.

Третий триместр беременности – испытание для опорно-двигательного аппарата женщины, когда она вынуждена приспосабливаться к растущему весу тела.
Лимофостаз или слоновость – еще одна причина увеличенной нагрузки на ноги.

Интоксикации

Любое отравление или инфекция вызывает общее отравление организма и сбои во многих системах. Даже обычное ОРВИ, не говоря уже о бактериальной инфекции, сопровождается общей слабостью. Солнечный удар, вредные условия труда, несвежая пища – все может приводить к слабости, и с каждой причиной нужно разбираться. Во многих случаях разрушительной для нервов и мышц оказывается длительная алкоголизация.

  • Нарушение памяти
  • Синдром хронической усталости? – Лучшая диагностика и лечение

Общие сведения

Термин задержка моторного развития (ЗМР) используется в детской ортопедии, если у ребенка наблюдается запаздывание либо недостаточное развитие двигательных навыков. Критическим считается отставание на два месяца и более от графика. Стоит напомнить, что уровень развития двигательных функций при оценке здоровья деток первого года является основным критерием.

Если ребенок к месяцу хорошо удерживает головку, а к полугоду уверенно сидит, значит, у него все в порядке с достижениями обязательных навыков. В противоположной ситуации требуется тщательное расследование, которое позволит выяснить причину отставания. Хотя чаще всего ЗМР связано с перинатальными поражениями ЦНС, при диагностике могут быть обнаружены иные причины.

Время сна

Наверняка вы не раз слышали от бабушек или родственников постарше, что малыши должны засыпать не позднее 9 вечера, а утром просыпаться к 6-7 часам. Посчитайте, с 21:00 до 6:00 кроха проспит 9 часов, при суточной норме сна 12 часов, днём карапуз должен будет поспать ещё 3 часа.

Так в советское время и делали. Такой график был удобен работающим мамам, которые выходили из декрета уже через год, а три часа дневного сна идеально вписывались в распорядок дня детского сада. Время дневного сна медленно уменьшалось по мере взросления детей и уже к первому классу от сна в светлое время суток полностью отказывались.

Аргументы против совместного сна

Многие родители боятся случайно придавить ребенка во сне, но это практически невозможно. Широкий плоский носик новорожденного позволяет ему свободно дышать, даже если он прижат к маминой груди. А гормоны делают сон кормящей женщины необыкновенно чутким — она просыпается на каждое движение малыша. Однако в некоторых ситуациях родителям ни в коем случае нельзя практиковать совместный сон с малышом:

  • Они принимают сильнодействующие снотворные или успокоительные;
  • Они испытывают крайнюю степень усталости, буквально «спят стоя»;
  • Кто-то из родителей — переносчик кожной инфекции;
  • Малыш родился недоношенным.

Также не рекомендуется укладывать малыша в одну кровать рядом со старшим ребенком. Если другого выхода нет, то между детьми должен спать родитель. Еще один популярный довод против совместного сна — его несовместимость с личной жизнью. На самом деле большинство семей справляется с этой проблемой, ведь квартира не ограничивается одной кроватью.

Техника безопасности при совместном сне:

  • Ни в коем случае не оставляйте малыша одного на кровати: он может с нее упасть, даже если еще не умеет ползать. Когда уходите из комнаты, перекладывайте младенца в колыбельку или на развивающий коврик;
  • Проверьте свой матрас: он должен быть достаточно жестким, без вмятин и зазоров. Также не рекомендуется спать с малышом на раскладном диване или в окружении множества подушек;
  • Уберите из кровати все лишнее — покрывала, мягкие игрушки и другие предметы. Все это создает угрозу для сна ребенка до полугода.

Совместный сон можно практиковать в двух вариантах: во взрослой постели или вплотную придвинутой детской кроватке без одного борта. Если вы выбрали второе, убедитесь, что кроватка плотно зафиксирована и не может случайно отодвинуться.

Завершается совместный сон обычно в возрасте 3 – 4 лет. У малыша начинается период «я сам», и он с удовольствием перемещается в собственную кроватку.

5 Мама боится потерять смысл жизни

Здесь сложности будут испытывать те родители, которые в ребенке видят весь смысл своей жизни. Без ребенка жизнь была бы пустая. Да и вообще, ради чего еще можно жить, все только для детей — убеждены они.

Мама трехлетнего мальчика с любовью и гордостью говорит, что в нем весь смысл ее жизни, только с его появлением она зажила по-настоящему. И все бы ничего, только ребенок не отходит от мымы ни на шаг, любые ее отлучения даже на минуту заканчиваются слезами и криками. О причинах догадаться несложно. Как только ребенок начнет немного отходить от мамы, расти, обзаводиться своей собственной жизнью, она столкнется с пустотой. Смысл жизни будет потерян, ее мир рухнет.

Да, до какого-то времени ребенок становится центральным объектом внимания и заботы всей семьи. Например, на первом году жизни, когда он не может еще ничего сделать сам.

Но ребенок растет, становится все более самостоятельным. И вот в какой-то момент родители сталкиваются с тем, что уже не все их время и пространство занято ребенком. Теперь приходится снова посмотреть на свои отношения друг с другом, которые, вероятно, дали трещину; вернуться к своей профессии, которая никогда не приносила радости и удовлетворения; увидеть, что хобби и вовсе отсутствует, а среди друзей и знакомых одни предатели. Очень непросто столкнуться со всем этим «букетом».

Уж лучше заботиться о своем малыше, даже если ему уже стукнуло тридцать. Скорее всего ребенок таких родителей будет чересчур привязан к ним. И даже став взрослым, будет неспособен к самостоятельной жизни, а останется инфантильным.

1 Мама не дает достаточно любви и заботы

Не все матери могут дать ребенку столько любви и заботы, сколько ему требуется, не все матери способны распознавать сигналы ребенка и чутко на них реагировать. Мать может находиться в состоянии послеродовой депрессии, может переживать утрату, горе, иметь серьезное заболевание.

Так или иначе, ребенок «прилипала» не получает опыта надежных и безопасных отношений. У него нет уверенности в том, что мать в нужное время окажется рядом. У него нет опыта чуткого реагирования на его потребности. Не успел он напитаться и насытиться материнской любовью и заботой.

Поэтому он будет просить ее еще достаточно долго, даже в том возрасте, когда все сверстники уже давно становятся самостоятельными. Это как встать из-за стола. Гораздо проще это сделать, будучи сытым, чем голодным. Голодный человек будет сидеть за столом и ждать, что его покормят.

1 Поддерживайте инициативу ребенка

Если перед вами маленький, еще не «испорченный» воспитанием ребенок, его желание нужно просто поддержать, он и так хочет поучаствовать в вашей взрослой жизни. Если с раннего возраста приучать детей убирать игрушки и выполнять несложные задания, дальше будет легче. Смиритесь, что двух-трехлетний ребенок больше напачкает, чем поможет. Зато он освоит навыки, и в будущем ваши усилия окупятся, вам с большой вероятностью удастся приучить малыша к порядку.

Конечно, в таком возрасте задания должны быть простыми и не требующими много времени на выполнение. Для малыша это игра.

Обязательно выражайте одобрение: «Как здорово ты мне помогаешь. Я так рада. Спасибо за…». Но избегайте формального «молодец».

Если ребенок постарше не приучен помогать, но вдруг берется за дело, поощрите его теми же словами: «Ты мне здорово помог. Без тебя я бы не обошлась. Спасибо!». Даже если за ним хочется переделать тут же, сдержите себя и просто добавьте: «Ты мне поможешь еще больше, если уберешь теперь на кухне за собой». Нет ничего обиднее для ребенка, чем видеть, как вы исправляете или улучшаете результаты его труда.

Позы для сна новорожденного

Главный вопрос, который волнует родителей: в каких позах должен спать новорожденный. Опасное положение — на животе, особенно для младенцев, которые еще не умеют самостоятельно переворачиваться. Согласно проведенным исследованиям, неправильное положение тела во время отдыха увеличивает риск детской смертности в 18 раз.

Чем опасен сон на животе

Если ребенок срыгнет, лежа на животе, это приведет к удушью. Младенец может уткнуться носиком в поверхность матраса и задохнуться.

Врачи предупреждают, что в положении лежа на животе ребенок спит крепко. В это время организм перестает ощущать возможные опасности и не сигнализирует о них. Если младенец срыгнет, лежа на боку, он заплачет и предупредит маму о произошедшем. Но в глубоком сне на животе он никак не отреагирует на срыгивание.

Однако нельзя отказываться от позы младенца — на животе. Она помогает при коликах и газиках, в этом положении ребенок учится держать головку. Грудничок может лежать так, пока не спит, под присмотром взрослых.

Сон на боку

Разберемся, можно ли новорожденному спать на боку. Родители считают, что да. Ведь в этой позиции младенец не захлебнется рвотными массами при срыгивании. На деле, это положение опасно сдавливанием грудной клетки, что затрудняет дыхание во время сна. Грудничок легко переворачивается с бока на живот, а вот обратно уже не может.

Сон на спине

Можно ли новорожденным спать на спине — определенно да. Это безопасная и благоприятная поза, что подтверждают многие мировые эксперты. Родители боятся, что в этом положении грудничок срыгнет, задохнется. Но врачи уверяют: риск минимален. Чтобы уберечь младенца от удушья, нужно повернуть его голову набок.

Выбирая позы для сна новорожденного, надо отдавать предпочтение положению на спине. Когда ребенок достаточно подрастет, чтобы самостоятельно переворачиваться, он сам выберет удобное положение для отдыха.

Противопоказания для разных поз сна

Не стоит укладывать новорожденного на спину, если:

  • У ребенка насморк. Тогда ему сложно дышать на спине.
  • Младенец склонен к частым и обильным срыгиваниям. Есть вероятность, что он может захлебнуться.
  • У грудничка колики. Они ощущаются сильнее, более болезненны в позе на спине.

Выше уже говорилось о том, что ребенку не рекомендуется спать на животе. Помимо опасности задохнуться, существуют другие противопоказания для данного положения:

  • отклонения в работе ЦНС;
  • ночной сон, когда мама не может постоянно следить за малышом;
  • возраст, в силу которого младенец еще не умеет самостоятельно переворачиваться.

Грудничка укладывают на животик во время воздушных ванн, массажа, зарядки. Это важный момент в обучении держать головку. Но для сна такая позиция не рекомендуется.

Нужно ли переворачивать ребенка во время сна

Новорожденный ребенок в кроватке должен спать правильно. Так как он большую часть суток спит, педиатры рекомендуют переворачивать младенца во время сна. Если не менять его положение, это может привести к деформации костей: таза, ребер, ключицы и др. Менять позу рекомендуется каждые 2-3 часа.

Засыпание ребенка у груди

Большинству детей, находящихся на грудном вскармливании, не нужно ничего, лишь бы оказаться у «источника» питания. Мамина грудь незаменимое успокоительное и снотворное. Наверняка, вы замечали, как ваш малыш во время еды начинает мирно посапывать. Поэтому если ваш ребенок плохо засыпает при укачивании, то давайте ему уснуть под грудью. Минусов в данном способе всего два. Во-первых, кроха может проснуться, когда вы будите убирать грудь (если не крепко уснул). Во-вторых, с каждым месяцем данный метод будет действовать все хуже и хуже. И уложить спать младенца таким образом в итоге станет практически невозможно.

Совместный сон или плач в кроватке?

У каждого есть собственное мнение о том, как лучше всего укладывать младенцев спать и что делать, если они не желают засыпать. Не стану касаться представлений предыдущих десятилетий, ограничусь модными тенденциями 2000 года, когда была написана эта книга. Сейчас умами родителей владеют две кардинально отличающиеся одна от другой «школы».

К первой относятся приверженцы совместного сна, как бы он ни именовался, будь то «сон в родительской постели» или метод Сирса. (Доктор Уильям Сирс, педиатр из Калифорнии, продвигает идею о том, что младенцам следует разрешить спать в постели родителей до тех пор, пока они не попросят, чтобы им предоставили собственную кровать.)

В основе этого метода лежит представление о том, что у ребенка должно выработаться позитивное отношение ко сну и укладыванию спать (тут я двумя руками «за») и что самый правильный путь к этой цели — носить его на руках, нянчить и поглаживать, пока малыш не уснет (против чего я категорически возражаю). Сирс, наиболее влиятельный пропагандист этого метода, недоумевает в интервью, опубликованном в журнале Child в 1998 году: «Как у матери может возникнуть желание положить свое дитя в ящик с прутьями и бросить его в темной комнате совершенно одного?».

Сторонники совместного сна родителей и младенца часто ссылаются на традиции других культур: например, острова Бали, где новорожденных не спускают с рук, пока им не исполнится три месяца. (Но мы-то ведь не на Бали живем!) Все это служит «упрочению привязанности» и формированию «чувства безопасности», поэтому сторонники этой точки зрения считают вполне возможным, чтобы мама и папа жертвовали своим временем, личной жизнью и собственной потребностью в сне.

На другом полюсе находится метод отсроченного отклика, часто именуемый «ферберским» по фамилии доктора Ричарда Фербера, директора Центра по изучению нарушений сна у детей при Бостонской детской больнице. Согласно его теории, дурные привычки, связанные со сном, являются приобретенными, а значит, от них можно отвыкнуть (с чем я целиком и полностью согласна). Соответственно, он рекомендует родителям класть ребенка в кроватку, когда он еще бодрствует, и приучать засыпать самостоятельно (с этим я также согласна).

Если же ребенок, вместо того чтобы уснуть, начинает плакать, фактически обращаясь к родителям с призывом: «Подойдите, заберите меня отсюда!» — Фербер советует оставлять плач без внимания на все более продолжительные промежутки времени: в первый вечер на пять минут, во второй на 10, затем на 15 и т.д. (и тут наши с доктором Фербером дорожки расходятся). Объяснения доктора Фербера приводятся в журнале Child: «Если малыш хочет поиграть с опасным предметом, мы говорим „нельзя“ и устанавливаем границы допустимого, которые могут вызывать его протест… То же самое происходит, когда мы объясняем ему, что ночью действуют свои правила. Хорошо спать ночью — в его же интересах».

Возрастные границы: когда малыш начинает сидеть

Дети на определенном этапе своего развития должны уметь:

  • в 5 месяцев — лежа на животе, опираться на ручки и долго удерживаться в таком положении; реагировать на движение или голос, переворачиваться при этом в кроватке;
  • в 6 месяцев — начинать ползать и садиться, самостоятельно переворачиваться с живота на спинку;
  • в 7 месяцев — ползать на животе, самостоятельно сидеть с опорой на руки, быстро переворачиваться со спины на живот и обратно, пытаться встать на четвереньки;
  • в 8 месяцев — самостоятельно вставать на четвереньки, быстро ползать, опираться при этом на конечности;
  • в 9 месяцев — быстро и уверенно ползать, хватать при этом игрушки; пытаться вставать и двигаться, придерживаясь за опору.

Мир глазами крохи

Для понимания своего малыша и осознания того, что же ему нужно, родители должны научиться смотреть на мир совершенно по-иному — глазами своего чада.

Кроха в один момент покинул теплый и удобный для него мамин животик, в котором ему было привычно и тесновато. И вдруг, совершенно не ожидая ничего более, он чувствует, что какая-то непонятная сила выпихивает его куда-то, где слишком светло, холодно и много шума. Вокруг крохи непонятные огромные существа, которых он пока не может рассмотреть, потому что острота зрения в первое время отсутствует. В этой ситуации малышу все неясно, не так, как было до этого. И новорожденному становиться страшно.

Хорошо, что от природы у малыша есть врожденные рефлексы, которые могут ему подсказать, что делать. И все же, чтобы он легко засыпал, родителям надо каким-то образом успокоить его, чтобы малыш поменьше кричал, и чтобы родители тратили как можно меньше нервных клеток.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий