Педагогический прикорм: хорошо забытое старое

Современное введение прикорма

Нынешняя система введения прикорма, увы, многие факторы не учитывает — возрастной период, когда вводится прикорм, возрастные особенности психики малыша, небольшой аппетит малышей, интерес к разнообразной пище. Ребенку вводят определенные продукты в положенный возрастной период в строго определенных количествах. Существует целая таблица, когда, что и сколько должен съедать кроха. Если малыш тянется к пище, которая ему еще не по возрасту, например, мама кушает котлету, а 7-ми месячный малыш, глядя на нее, тоже хочет попробовать новое блюдо, то ему ее не дают. Ребенку дают пищу перетертую и не один раз — чтобы ему легче было глотать. Для малышей придумана и специальная еда — овощи в баночках, мясо в баночках, рыба в баночках и прочее. «Лакомства» в них без определенного цвета, запаха и вкуса.
Данная система — продукт нашего времени, изобретенная в лабораториях не одним ученым-медиком, попытка улучшить природу и необходимость для детей-искусственников.

Сохранение традиций

Педиатрический прикорм исключает добавление соли, из-за чего дети едят пресные блюда. Ведь у малыша при традиционной схеме питания персональный рацион, отличающийся от рациона других членов семьи. Кроха замечает, что мама с папой кушают что-то другое, возможно вкуснее, чем предложенное ему, начинает протестовать и проявлять повышенный интерес к «взрослой» пище.

Когда ребенка все-таки допускают за общий стол, после детских пюре он пробует новую, незнакомую для него пищу.

Из-за привычки к перетертой еде и плохо развитых жевательных рефлексов многие дети не могут полноценно питаться в детсадах. Возрастает опасность появления пищевой аллергии, сбоев в работе ЖКТ и расстройств питания.

Вернемся к истокам…

К сожалению, наши мамы перестали доверять своему инстинкту, они больше верят авторитету медиков, которые, по их мнению, лучше осведомлены о том, что нужно и полезно для нового члена семьи. Мамы забыли традиции наших бабушек и прабабушек, а ведь те знали, как знакомить малыша с новой для него пищей.

Если представить себе семью лет 200 назад, в которой было человек 10-12, и мать у печи, которая, даже если и захочет, не сможет приготовить что-то отдельное для своего подросшего грудничка. Вот так и приучали детей к новой пище: захотел кроха хлебушка — на, попробуй крошку, схватил из маминой тарелки кусочек капусточки — на здоровье!

Мы пытаемся возродить прежний «дедовский» способ введения прикорма, который был сформирован не за один век, основанный на наблюдении за малышами, многими поколениями матерей. Ныне его называют естественным прикормом и такую тактику знакомства малыша с новой пищей начинают использовать все больше молодых мам.

Отличие ее от традиционной «баночной» состоит в том, что у ребенка поддерживается интерес к еде за общим столом. А это позволит в будущем, после того как крохе исполнится год и больше, родителям быть спокойными за то, что их кроха будет с удовольствием участвовать в семейных трапезах. Ведь он будет уже самостоятельно управляться с ложкой и чашкой, не надо будет волноваться, что ребенок не поел, не придется за ним бегать с уговорами, да разными ухищрениями вталкивать в карапуза какую-то еду.

На что следует обратить внимание?

Особое внимание в рамках концепции педагогического прикорма обращается на детей, склонных к аллергии. Ввиду того, что пищеварительная система ребенка еще не полностью созрела, чувствительность к пище у детей повышена, а потому аллергические реакции возникают довольно часто и без видимых причин

Так, незначительное покраснение щечек малыша – еще не повод паниковать при введении новых продуктов в его меню. Если же ситуация ухудшается, рекомендуется полностью исключить из рациона потенциальные аллергены. Отказ от практикуемой методики прикорма рекомендован в том случае, если тревожные симптомы нарастают даже при гипоаллергенной диете.

Заключение

Что выбрать – традиционную методику прикармливания ребенка или педагогический прикорм, решать только вам. При этом не помешает проконсультироваться с детским врачом и лишний раз не экспериментировать, чтобы не навредить здоровью малыша.

Как вводить естественный прикорм

Показывать новую еду ребенку начинают с 3–4 месяцев. Малыша берут с собой за стол, с аппетитом обедают так, чтобы он видел. Затем мама знакомит младенца с правилами поведения на кухне, готовит при нем, сервирует стол, дает играть ложкой.

Когда ребенок достигает физиологической зрелости, вводят прикорм:

  1. Мама накладывает в тарелку порцию еды и садится за стол с младенцем на левом колене.
  2. Предлагает ребенку маленькую ложку и начинает есть.
  3. Если кроха проявляет интерес к пище, мама дает попробовать из своей тарелки немного еды.
  4. Младенец ест или выплевывает.
  5. Понравившийся продукт можно положить на отдельную тарелку (1–2 ч. л) и дать грудничку, чтобы он не орудовал в мамином блюде..

Если прикорм проходит без реакций на новую пищу, порцию еды увеличивают, а набор продуктов расширяют.

Педагогический прикорм – видео

В этом видео вы узнаете: что такое педагогический прикорм для малыша; как и когда его можно вводить; с каких продуктов лучше начать; как сделать такой прикорм безопасным для ребенка и легким для мамы. О плюсах и минусах педагогического прикорма беседуют педиатр Комаровский и перинатальный психолог Ксения Соловей.

Педагогический прикорм – это еще один метод стать ближе к своему ребенку. Вы поддержите естественное развитие малыша и поможете ему мягко адаптироваться к пищевому рациону взрослых. Сидя за одним столом с родителями, ребенок сможет почувствовать себя полноправным членом семьи и быстро освоит основные навыки поведения во время еды.

Педагогическим бывает не только прикорм. все больше и больше родители увлекаются разными методиками развития: методика Домана, методика Зайцева, методика Монтессори, Вальдорфская педагогика. Выбирать вам, как воспитывать своего ребенка.

Правила и принципы

Рассмотрим правила педагогического прикорма:

  1. Готовность малютки к получению новой пищи. Обязательно учитывайте физиологические и психологические особенности малыша. В любом случае начинайте прикорм не ранее 6 месяцев.
  2. Еда одинаковая для всех. Пища малыша не готовится отдельно и не пюрируется. Главное требование – здоровый рацион, полезные и качественные блюда из натуральных продуктов – рыбы, мяса, злаков, молока и кисломолочной продукции, овощей и фруктов.
  3. Из маминой тарелки, но своей ложкой! Предлагайте малютке микродозы продуктов только его ложечкой. Самостоятельно кушать на собственном стульчике и с отдельной тарелки малыш сможет к 9-10 месяцам или немного позже.
  4. Только грудное вскармливание. На весь период педприкорма грудное вскармливание сохраняется.

Основные правила

Введение педагогического прикорма не имеет строгих правил, однако некоторые рекомендации нужно соблюдать:

  • Не следует дополнительно измельчать или блендерировать продукты, готовить отдельно. Ребенок должен есть блюда в том же виде, что и родители.
  • Пока малыш не способен сидеть сам, он ест на коленях у мамы. Позже ему предоставляют свой стульчик и посуду.
  • Младенец продолжает получать грудное молоко, употребляя его до или после пищи с тарелки взрослого.
  • Во время кормления не нужно развлекать малыша, уговаривать его, позволять игры с едой.
  • Не стоит отдельно допаивать грудничка. Если он потянулся к чашке с чаем, можно дать ему глоток.

Осваивая педагогический прикорм, следует исходить из того, что ребенку должно быть интересно за столом. Как только он начинает баловаться или безобразничать — спускают на пол и отправляют в свою комнату.

Если мама периодически позволяет себе вредные продукты, есть их нужно вдали от малыша и, конечно, не давать младенцу. Это будет не отступлением от правил педагогического прикорма, а проявлением благоразумия.

Питание как воспитание

Прикорм бывает педагогический – и педиатрический. Нам привычен второй вариант, хотя он, если разобраться, выглядит более навязанным, чем первый. Педиатрический прикорм – это прикармливание по педиатрическим схемам, когда ребенку вводят определенные продукты (чаще – баночные и коробочные) в соответствии с возрастом. Название говорит само за себя: данный вид докорма удобен врачам, он позволяет контролировать сроки ввода продуктов и реакцию на них у сотни детей одновременно. Педагогический прикорм – это знакомство с едой из маминой тарелки. Суть метода: поддержание детского ЖКТ ферментами из грудного молока, которое содержит информацию о съеденных продуктах (ведь оба едят одно и то же), а также стимулирование выработки ферментов для переваривания сложной пищи. Очевидное преимущество педприкорма: ребенка не отделяют от семьи во время приема пищи, он привыкает к мысли, что еда – это важный процесс, поддерживаемый взрослыми. Малыш сразу учится кушать кусочки в безопасном виде, и в дальнейшем у него не возникает трудностей с их перевариванием. После года ребенок гармонично переходит на взрослый стол. Месяцев с девяти мама может оставить ребенка на весь день, и он будет привычно питаться с общего стола. 

ПЕДИАТРИЧЕСКИЙ

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

1.Основные цели прикорма

· постепенная замена грудного молока на другую пищу

· адаптирование ребенка к пищевой нише семьи

2. Как это выглядит

· прикорм вводится постепенно, одной группой пищи, вначале один продукт, начиная с маленького количества. При хорошей переносимости через 3-5 дней добавляется др. продукт из этой же группы, количество прикорма увеличивается постепенно. Другая группа начинает вводиться через 2-4 недели; – пища для малыша готовится отдельно, измельчается, кормится ребенок по режиму; – постепенно кормления грудью заменяются прикормом. К году ребенок получает 4 раза в день прикорм и на дневной сон грудь.

· ребенок кушает вначале с мамой из одной тарелки;

· ничего специально для него не готовят;

· мама дает маленькие кусочки пищи – микродозу (размер с рисинку), которые, проходя по ЖКТ не травмируя его, выходят в том же или слегка переваренном виде; – на эти кусочки начинают вырабатываться ферменты, постепенно пища начинает усваиваться и ее объем увеличивается.

3. Возможные плюсы

· маме так спокойнее;

· возможность корректировать стул, при помощи соответствующих продуктов (например, при запорах овощи; при частом стуле каши и т.п.);

· можно четко отследить какой продукт вызывает у ребенка аллергическую или др. негативную реакцию (рекомендуется даже вести пищевой дневник);

· возможно, кормить более качественными продуктами;

· замена кормлений грудью на прикормы.

· ребенок быстро учится глотать, потом жевать, обращаться с кухонными приборами, вести себя за столом как все.

· не имеет проблем с аппетитом, и мама не тратит время на уговоры и развлечения во время кормления (т.к. у мамы нет цели, его накормить); – грудное вскармливание продолжает играть главную роль в отношениях мамы и малыша; – ребенок быстрее адаптируется к семейному рациону, не надо тратить время и силы на приготовление отдельных блюд; – после 9 мес. ребенка уже можно оставить на весь день с бабушкой/няней, он прекрасно поест все, что едят другие члены семьи.

4. Возможные минусы

· отдельные продукты, отдельная посуда, время на приготовление и кормление ребенка;

· ребенку труднее научиться вести себя за столом и есть в обществе, т.к. в основном его кормят отдельно. – ребенок труднее научается глотать и жевать; – часто у детей теряется аппетит и приходится «вталкивать» в них пищу разными способами;

· пюреобразная пища теоретически прилипает к стенкам кишечника, что может привести к вялости ЖКТ и хроническим заболеваниям.

· первое время (3-5 дней) ребенок может выталкивать языком пищу и закашливаться кусочками, чем вызывает тревогу у матери;

· бывает трудно проследить, на что у ребенка возник диатез или расстройство стула);

· ребенку позволяется вести себя за столом в рамках возрастного поведения, т. е исследовать пищу, есть самому (пачкаться).

· возможно, ради ребенка Вам придется изменить свой рацион и начать готовить нормальную полезную еду для всей семьи.

Источник таблицы: http://www.nnmama.ru

Виды прикорма

Итак, специалисты выделяют два принципиально разных способа перехода на твердую пищу: педагогический прикорм и педиатрический.

О педиатрическом вы уже все знаете. С 6 месяцев малышу начинают давать определенное пюре. Сначала — чайную ложку. Через неделю — две чайной ложки. Потом — четыре. Затем вводят новый продукт — тоже с чайной ложки. И так далее.

Схемы такого питания могут немного отличаться. Кто-то рекомендует начинать с яблочного пюре, кто-то — с кабачка, кто-то с каш, а кто-то — с кефира. Именно об этом спорят мамы грудничков. Но суть остается одна и та же: постепенно увеличивается порция какого-то одного продукта.

Альтернативный вариант прикорма — педагогический. Здесь малышу ничего специального не дают. И вообще не делают пюре. Дают лишь попробовать одну крошку еды из своей тарелки. И то, только если карапуз этого настойчиво требует.

Принципы педагогического прикорма

— Современная система прикорма, — рассказывает консультант по естественному вскармливанию Ксения Соловей, — не учитывает множество факторов. Еда вводится не в ответ на потребности ребенка, готовность его организма к усвоению новой для него пищи, а потому что так надо. Разработаны десятки рекомендаций, когда и какие продукты нужно использовать, созданы таблицы объемов и норм. Педагогический прикорм этим нормам не подчиняется. Он позволяет маме и ребенку организовать знакомство с новой пищей в более комфортном режиме.

Педагогический прикорм не преследует целью введение каких-либо продуктов. Ребенка не стремятся накормить. Данная техника обеспечивает формирование интереса малыша к пище, становление навыков культуры еды и поведения за столом. Она стремится исключить опасное последствие «насильственного кормления» — отказ ребенка от еды.

Основные правила педагогического прикорма.

  • Не по календарю. Главным аспектом начала прикорма становится не возраст ребенка, а его готовность к получению незнакомой пищи. Учитываются факторы физиологического и психологического развития. При этом раньше шести месяцев знакомство со «взрослыми» продуктами не начинают. До этого периода, согласно рекомендациям ВОЗ, кормление ребенка осуществляется исключительно грудным молоком или адаптированной молочной смесью.
  • Без изменения консистенции. Ребенок знакомиться с продуктами в том виде, в каком они находятся в тарелке у родителей. Пища не пюрируется. Главное требование — соблюдение членами семьи здорового рациона, в который входят мясные продукты и рыба, злаки, молочные и кисломолочные продукты. На столе не должны присутствовать колбасы, сладости, ограничено количество жареной пищи.
  • Одинаковая еда для всех. Для малыша не готовят пищу отдельно. Он ест те же продукты, что и другие члены семьи.
  • Из маминой тарелки. До тех пор, пока кроха не умеет держать ложку, он пробует новую пищу из тарелок родителей. В возрасте девяти месяцев можно предложить ему собственную тарелку и посадить на личный стульчик.
  • Только грудное вскармливание. Педагогический прикорм при искусственном вскармливании не применяется. В его основе — поддержание полноценного грудного вскармливания до достижения ребенком года и старше. В этом случае малыш получает из маминого молока не только основные питательные вещества, витамины, микроэлементы, но и ферменты, необходимые для усвоения новой пищи. Искусственные смеси таких компонентов не содержат. Поэтому для малышей-искусственников прикорм должен осуществляться по педагогической схеме.

— Система педагогического прикорма как раз и была разработана для малышей на искусственном питании, — уточняет консультант по лактации Лилия Казакова. — Перетертая, пюрированная еда, продукты в баночках придуманы американскими педиатрами для того, чтобы максимально мягко перевести незрелую пищеварительную систему искусственника на более грубую пищу. Детям на грудном вскармливании это не нужно. Они сразу могут получать качественные и свежие продукты в их естественном виде.

Главное преимущество такого подхода заключается в том, что малыш знакомится не с едой как таковой, а с традициями своей семьи по принятию пищи. Отсутствует необходимость приготовления для него индивидуальных блюд. А грудное вскармливание, как основной источник всех ценных веществ для организма крохи, сохраняется в течение всего первого года его жизни и в дальнейшем.

Продолжаем пробовать еду взрослых

Если проба новых продуктов шла успешно и ребенок был активен в этом процессе, то примерно в 8-10 месяцев у малыша уже может сформироваться один или два основных прикорма. Например, завтрак или обед. Правда, они все равно могут начинаться и заканчиваться прикладыванием к груди, потому что малыш запивает взрослую пищу маминым молочком как водой или соком. Не следует ребенка от этого отучать. Потребность напиться чего-то еще кроме маминого молока возникает только после года с небольшим, именно тогда от крохи можно услышать что-то похожее на: «Дай водички!».

После 9-11 месяцев кроху уже можно сажать на отдельный стул и предлагать ему отдельную тарелку (до этого он ел из маминой). Мама помогает карапузу управляться с ложкой — помогает набирать в нее еду, а кроха сам пытается ее донести до рта. Запаситесь терпением — процесс этот не из легких как для малыша, так и для вас — разлитый суп, упавшая картошка… Но процесс этот нужный, ведь и вы не сразу научились кушать аккуратно. Если малыш что-то разлил, тут же постарайтесь вытереть: пусть привыкает кушать в чистоте.

Традиционный прикорм

О нем написано в учебниках по педиатрии, так советуют поступать 99,9% педиатров. Малыша начинают кормить фруктовыми и овощными пюре или специальными детскими кашами. Все протертое, почти жидкое. Ближе к году детей плавно переводят на еду, нарезанную кусочками.
Плюсы

  • Так кормят почти все, это привычно, есть с кем посоветоваться.
  • Не надо переживать, что малыш подавится.
  • Если кормить готовыми пюре, то прикорм превращается в очень простое мероприятие: открыл баночку — и еда готова!

Минусы

  • Пюре не стимулирует жевание. Ребенку может быть сложно переходить на кусочки и более густую пищу. Многие дети плюются, давятся и отказываются есть блюда новой консистенции.
  • Часто малышу неинтересно есть только пюре, и его пищевой интерес угасает. Тогда и появляются фразы: «за маму, за папу», «самолетик летит, зайке в рот спешит».
  • Покупные пюре бывают невкусными, некоторые содержат нежелательные добавки в виде жира, стабилизаторов, консервантов. Почти во все мясные пюре добавляют рис. Следовательно, в порции меньше самого мяса, то есть белка. Такой продукт может привести к запорам.
  • Для более жидкой консистенции в пюре приходится добавлять воду, и это снижает пищевую ценность блюда.

Как кушаем после года

После года ребятенок проявляет большой интерес к пище взрослых, он также как они садится за стол 3-4 раза, причем кушает ту же самую еду, ничем не отличающуюся от всех остальных. Может кушать и первое, и второе блюдо, если захочет.

Если карапузу очень нравится то, что ему положили в тарелку, но он уже подустал есть самостоятельно, то он не отказывается, если мама поможет ему доесть оставшееся. В других же ситуациях, детки не любят, когда их кормят, они стремятся все есть самостоятельно: рукой положить кусочек в ложку, а уж потом направить ее в ротик.

В перерывах между едой, малышок может полакомиться чем-то еще – скушать морковку, сухарик или яблочко.

Кормления грудью также остаются: длительные – когда малыш укладывается спать или пробуждается ото сна, кратковременные (эти прикладывания для контакта с мамой – на 1-2 минуты) – в зависимости от состояния малыша. В какой-то день их может быть мало, а в какой-то больше.Авторы:
Ксения Соловей, консультант по лактации, психолог.
Лилия Казакова, педиатр, консультант по лактации.
Статья была опубликована в журнале “Мой ребенок”, 2003 г.

  • Малыш получает микродозу заинтересовавшего его продукта. Микродоза — минимальное количество еды, которая помещается у мамы между подушечками указательного и большого пальцев (размером со спичечную головку).
  • За завтрак кроха может получить три микродозы каждого понравившегося ему продукта, на этом знакомство с данным продуктом заканчивается, продолжить можно будет в обед или ужин.
  • Если у крохи проявляется устойчивый интерес к определенному продукту в течение 3-5 дней, то микродозу увеличивают до одной чайной ложки.
  • Не перекармливайте малыша одним полюбившимся ему продуктом, чтобы он не утратил к нему интерес. Если малыш настойчиво хочет пробовать что-то определенное, предложите ему что-нибудь другое.

Первая ложка

Олежке уже 6 месяцев и все, кто окружает его маму Свету, беспокоятся, что она до сих пор кормит его исключительно грудным молоком. Педиатр уже 2 месяца говорит о том, что пора давать крохе яблочный сок, желточек, да и овощные пюрешки с кашками как раз по возрасту. Конечно же, свекровь с мамой тоже не отстают — вторят доктору. Света пока удерживает осаду, она где-то читала о том, что вводить прикорм надо как раз после 6 месяцев. Единственное что ее волнует — это то, как его вводить. Рекомендации педиатра и бабушек Олеженьки не вселяют в нее уверенность, есть в них что-то противоестественное. Все время возникает мысль — как же с этими проблемами справлялись женщины лет 100–200 назад? Неужели они давали малышу сок яблока по капельке и кашку из бутылочки со специальным наконечником в виде ложечки? Вряд ли…

В этот момент мы и познакомились со Светой. Она мне рассказала о том, почему ее смущает, традиционная система введения прикорма — ее сестра таким образом вводила прикорм своему сыну. И в памяти Светы остались яркие образы: сестра сидит перед малышом: то ложечкой постучит, то прокукарекает, то газетку в руки крохе подсунет — лишь бы он увлеченный этим рот открывал для очередной ложки

Внимание племянника чуть ослабеет — он перестает открывать ротик, даже отворачивается, так она что-то новое придумывать начинает. Правильно ли это?

Мнение доктора Комаровского

Е. О. Комаровский считает естественное прикармливание совершенно безопасной, но «бесполезной» придумкой современных мам, «одним из способов развлечения родителей»

Он обращает внимание на то, что об этой системе заговорили лишь тогда, когда в моду вошло кормление до самоотлучения. Ранее же никто и не думал о таких методиках, потому что существовала «удобная и безопасная система нормального прикорма». Достаточно сложно, замечает Комаровский, представить себе, как малыш поедает «некие микродозы»

В целом, считает он, педагогический прикорм был придуман как очередное ухищрение родителей, дети которых отказываются от нормальной еды

Достаточно сложно, замечает Комаровский, представить себе, как малыш поедает «некие микродозы». В целом, считает он, педагогический прикорм был придуман как очередное ухищрение родителей, дети которых отказываются от нормальной еды.

Схема введения продуктов

Никакой специальной последовательности или отсчитывания граммов при педприкорме нет — мы не едим, мы пробуем новые вкусы. Сколько смог съесть — столько и съел.

Однако есть рекомендации, которые нужно соблюдать независимо от того, находится ребенок на искусственном или грудном вскармливании.

Таблица — Педагогический прикорм по возрасту:

ПродуктыПорция, грамм
6 мес.7 мес.8 мес.9 мес.10 мес.11 мес.12 мес.
Размятые овощи10–12080–120150170>180>180>180
Фрукты5–6050–60607070–80100>50
Сухари, сушки, хлеб30–5030–5030–5030–505050>100
Гарнир из круп10–150150–180150–180180–200>200>200>200
Масло сливочное3–53–53–5555>5
Сок фруктовый10–3030–5030–50506080>100
Мясо10–3030–5050–7060–707080>80
Каша на молоке10–3030–5050–100100–200100–200100–200>200
Кефир, домашний йогурт10–3030–5050–7070–100100–150150–200>200
Творог10–3030–4030–4040–5040–5040–50>50
Яйцо или желток0,250,250,250,50,5>0,5
Рыба10–30303030–4030–5030–50>50

Все, чем питается мама, через несколько часов оказывается в грудном молоке. Таким образом, малыш на ГВ уже с рождения «ест» взрослую еду, но в измененном виде. Поэтому ему можно давать любой невредный продукт со стола, но в очень небольших количествах.

Мнение доктора Комаровского о педагогическом прикорме

Е. Комаровский считает педагогический прикорм просто модным сегодня способом развлекать маму и папу. Это эксперименты возникли в связи с широкой популярностью кормления грудью по требованию: в этом случае как-то заинтересовать младенца «взрослой» едой можно только различными ухищрениями, одно из которых и есть педагогический прикорм.

Между тем трудно представить себе, например, суп, который мама приготовила папе и при этом не посолила, не поперчила (не забываем и про жировую плёнку на его поверхности). Очевидно, что для грудничка такое «взрослое» блюдо не принесёт пользы. Поэтому стоит придерживаться цивилизованной системы прикорма качественными продуктами, которая минимизирует всевозможные риски (аллергия и пр.). При этом педиатр не запрещает практиковать педагогически прикорм, но нужно делать его безопасным. Так, после года ребёнок вполне может есть с общего стола, но при этом мама опять-таки должна корректировать меню. Например, в тот же самый суп папа может добавить перец и больше соли уже непосредственно себе в тарелке.

Правила первого прикорма

Новую еду вводят постепенно, небольшими порциями, по одному продукту за раз. При этом соблюдают несколько правил:

Давать новые продукты малышу можно только при условии, что он здоров. Лучше отложить эксперименты с рационом, если недавно была прививка или ее скоро будут делать, если ребенок по какой-то причине испытывал стресс или плохо спал, если на улице жаркая погода.
Порции увеличивают постепенно. В первый раз достаточно нескольких граммов (половины детской ложки). Этого хватит, чтобы ребенок попробовал новый продукт, чтобы его организм подготовился к расширению рациона. Даже если малыш хочет продолжать есть, не нужно давать ему сразу много нового продукта. Количество прикорма доводят до рекомендованного суточного объема постепенно, примерно за неделю.
Лучше, если первые продукты будут пюреобразными (обычно это овощные пюре). Они не должны быть совсем жидкими или слишком твердыми. Переходить к более твердой пище нужно постепенно, за несколько недель, так, чтобы органы пищеварения успевали адаптироваться.
Количество прикорма в первые недели небольшое, но каждое кормление должно оставаться полноценным. Для этого новые продукты вводят, продолжая кормить ребенка смесью или грудным молоком. Это можно делать в любом порядке: сначала давать прикорм, а затем докармливать молоком или смесью, или наоборот.
Лучше давать новые продукты до обеда, тогда в течение дня можно оценить, как ребенок реагирует на них. На случай пищевой аллергии лучше вводить не больше одного нового продукта за раз. Если их будет два или больше, не удастся определить, что вызвало аллергическую реакцию.
Если ребенок отказывается есть, не нужно заставлять его. Один и тот же продукт можно предлагать несколько раз до тех пор, пока малыш не распробует его. Также нельзя заставлять ребенка продолжать есть, если он уже наелся (рис. 2)

Важно, чтобы малыш ел с удовольствием.

Знакомить ребенка с новыми для него продуктами нужно в спокойной обстановке

Важно не нервничать, даже если малыш отказывается от еды. Желательно, чтобы при введении прикорма ребенок сидел вместе с другими членами семьи и принимал пищу, подражая взрослым, привыкая есть вместе со всеми

«При введении прикорма используется единая схема независимо от того, на каком вскармливании находится ребенок, потому что современные детские молочные смеси в значительной степени приближены по составу к грудному молоку»

Скворцова В.А., доктор медицинских наук

Если ребенок страдает аллергией

В рамках методики педагогического прикорма существуют особые рекомендации для детей, склонных к аллергии.

Организм ребенка крайне чувствителен к пище, и даже без видимых причин у него могут проявиться первые симптомы аллергии.Если при введении педприкорма у малыша наблюдается незначительное покраснение щечек, внимания на этот симптом не обращают.

Но если ситуация усугубляется, из рациона убирают все продукты с высоким аллергенным потенциалом.

Отказаться от текущей методики прикорма рекомендуется, если симптомы с каждым днем становятся заметнее и не проходят даже после перехода на строгий гипоаллергенный рацион.

Нельзя однозначно сказать, что методика педагогического прикорма лучшая. У каждой техники прикорма имеются положительные и отрицательные стороны. Поэтому каждый родитель вправе выбирать.

Педагогический прикорм или САМОприкорм (baby-lead weaning)

Ср Мар 14, 2012 13:47

 Настроение: Задорное 

Забавно написано.

Я раньше когда слышала словосочетание “педагогический прикорм”, думала, что это такой дополнительный паек для учителей. Оказывается, нифига. Педприкорм – это когда в меру грудному младенцу позволяют копаться в маминой тарелке и пробовать на первый зуб разнообразные кусочки неживой материи.

С разных сторон раздаются слова о том, что педприкорм – это не настоящая еда. Протестую! Смышленая детка всегда способна полноценно прокормиться с маминой тарелки, потому что у мамы заняты обе руки – одна ребенком, а другая – вилкой. Ребенок же ограничен в своей свободе незначительно – всего-навсего количеством и размером рта, в который две проворные передние конечности отправляют порцию за порцией питательного высококалорийного маминого завтрака. Руками я эти конечности пока что назвать не могу. Девица Александра пока что использует руки как передние ноги. Она по-прежнему, очень проворно передвигается на четырех точках а для переноски игрушек на расстояние использует зубы.

Т

Скрытый текст: Показать

ак вот, кто назвал это ковыряние в моей тарелке передними ногами чумазого младенца ПЕДАГОГИЧЕСКИМ прикормом, пусть пойдет и проглотит ежа. Этот прикорм абсолютно антипедагогический. Единственная трапеза, когда вся семья собирается за одним столом в нашем доме – это завтрак. И вот представьте себе, все домочадцы чинно-благородно расселись по местам, обложились ножами, интеллигентно сморкаются в клеенку и извиняются после каждого пука, а одно одиннадцатимесячное татаро-монгольское иго кочует от тарелки к тарелке и обкладывает матом данью каждого едока.

Конечно, в этом есть несомненный плюс, на завтрак вся моя семья получает исключительно отвратительную пресную пареную бурду полезную гипоаллергенную диетическую пищу. И в этом отношении педприкорм, конечно, воспитывает культуру в нашей семье. В моей семье научились мастерски воздерживаться от нецензурных выражений по поводу качества и количества пищи. Муж и дочь приобрели полезные навыки есть молча, быстро и сосредоточенно. Обычно к тому моменту, когда девица Александра вылавливает последнюю горошину с моей тарелки, отец девицы Александры уже успевает позавтракать и отбежать на безопасное расстояние. Поэтому девица переключается на тарелку сестры. Невкусную брокколи и всякую там гречку девица игнорирует, зато на зеленый горошек нападает с упоением настоящего охотника: поджидает его в засаде и бросается под вилку за мгновенье до того, как это успевает сделать сестра.

В этой конкуренции за зеленый горошек воспитывается настоящий бойцовский характер обеих сестер. Наблюдая тарелочные бои, я не беспокоюсь за будущее своих детей…Скрыть

 Написано: Ylenka

Педагогический прикорм и аллергическая реакция

По некоторым данным, педагогический прикорм как раз показан детям, которые имеют предрасположенность к аллергиям.

Здесь применяется так называемый метод “приучения к аллергенам”, позволяющий приспособить организм малыша к неудобным для него продуктам. Для лучшего понимания, рассмотрим этот метод на примере. Если у ребенка выявлена аллергия на абрикос, можно сварить ему компот в соотношении: один абрикос на три литра воды; и предлагать его малышу микродозами. Или же ребенок имеет аллергию на гречку, тогда можно давать ее не более, чем по 1-2 крупинки.  Таким образом получается чуть ли не гомеопатическая доза, которой для проявления аллергии не достаточно, а для привыкания организма – вполне.

Важно отметить, что покрасневшие щеки, появившиеся в процессе введения прикорма, не являются тревожным сигналом

На такие проявления не принято обращать внимание, и можно продолжать прикармливать малыша. Такое поведение объясняется тем, что организм малыша очень чувствителен, поэтому щеки могут среагировать покраснением на что угодно

К тревожным сигналам организма относятся:

  • появление багровых пятен вместо обычного румянца;
  • сыпь обширного характера;
  • диатез мокнущего типа;
  • коросты.

При появлении данных симптомов следует убрать из рациона ребенка продукты с высоким аллергенным потенциалом, но прикорм не прекращается. Если же спустя две недели после введения гипоаллергенной диеты симптомы не проходят или что еще хуже усугубились, следует полностью отменить прикорм.

Первый прикорм: тревоге — нет!

С самого начала, с первых ложек прикорма еда не должна быть источником опасности и тревоги для ребенка! Родители начинают прикорм, и с ним в процесс еды приходит суета: посадить малыша, подогреть пищу, вложить в рот. «Ой, не ест» — паника у всех вокруг! «Ой, сначала ел, а теперь не ест» — опять паника!

Но пока в жизни малыша есть грудь мамы или молочная смесь, любая паника беспочвенна в принципе. Если ребенок в 6 месяцев потребляет литр и более грудного молока в сутки, он может вообще больше ничего не есть, если не хочет. А причин для «не хочу» у него множество: погода, зубы, животик, неподходящее время, нет настроения…

Еще одна причина — психологическая. При первых кормлениях мама нервничает (иногда в компании папы и бабушки), на ее лице тревога, она паникует, когда малыш отказывается от еды, — все это вместе дает яркую и неправильную обратную связь. Ребенок усваивает два момента: во-первых, еда — это опасно; во-вторых, при помощи еды у мамы можно вызвать эмоции.

Поэтому прежде чем кормить ребенка — успокойтесь. Сядьте за стол, положите себе любой еды — хотя бы хлеб и воду. Посадите рядом ребенка, спокойно разговаривайте с ним: «Мама кушает, и ты кушай. Это — чудесный кабачок. Его вырастили и собрали добрые люди и привезли нам с тобой. Он очень вкусный и полезный».

Можно говорить что угодно, лишь бы спокойно и уверенно. Ребенок проглотил ложку овощного пюре из хваленого кабачка? Ура! Выплюнул? Ерунда! Если ребенку всего 7–8 месяцев, то можно даже повременить с введением прикорма, сделать перерыв.

Еда не должна ассоциироваться у человека с тревогой. Однако молодые мамы сами порождают в ребенке эту тревожность — когда только и ждут мужа, чтобы поесть, когда твердят ребенку: «Спи, кроха, я хочу выпить чаю». Кроха быстро понимает: еда — это что-то тревожное и опасное, от этого надо защищать маму. И как только мама садится за стол, она слышит детский плач. Похоже, ребенка раздражает, что мама хочет покушать! А он считает, что просто защищает маму от этой тревожащей и порождающей дискомфорт обязанности.

Вы только выписались из роддома? Питайтесь не реже трех раз в день. Вам не на кого оставить ребенка? А зачем? Ешьте при малыше, а слинги, шезлонги и разные другие приспособления будут вам в помощь. Тогда ребенок с рождения поймет, что еда — это радость, а не опасность, ради которой мама бросает его одного, отворачивается, да еще и приговаривает: «Ради тебя я битый час тушу эти кабачки». На самом деле ради него первым делом надо сесть и спокойно поесть вместе.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий