Как поститься детям в Великий пост

СМЫСЛ ПОСТА

– Почему в Православии столько ограничений в удовольствиях, в еде, половых отношениях? Вроде не причиняется вред другим, не нарушается заповедь о любви к ближнему. Почему нужно обязательно «убивать своё тело», свои желания? Зачем такая несвобода?

– Наше тело убивается не ограничениями в еде и других удовольствиях, а излишеством в них. А, кроме того, даже если мы не причиняем вред другим и не нарушаем заповедь о любви к ближнему, нужно еще любить Бога. Отсюда и происходят некоторые ограничения в удовольствиях, поскольку любовь, когда она есть, проявляется в действии, в наших поступках.

Например, легко сказать: «Я не люблю себя», но при этом наши дела свидетельствуют, что мы любим себя именно так, как нужно было бы любить Бога. И можно с той же легкостью сказать: «Я люблю Бога», но только нет ничего легче слов, — любовь познается из дел. И если мы   хотим любить Бога, то ограничим себя в том, что нас удаляет от Него. Нет такой цели — ни в мирской жизни, ни в жизни духовной, – ради которой мы не жертвовали бы чем-то другим. Те же, кто не хотят ничем жертвовать, ни с чем и остаются. Не приобретают ничего стоящего, и при этом теряют то, что имели.

Священник Михаил НемноновКак понять, что пост проходит не зря? отвечает священник Алексий Чумаков (Лос-Анджелес)– Чем отличается время поста от обычного времени? Я и так стараюсь вести строгую духовную жизнь… как и что менять во время поста? Ксения

– Здравствуйте, Ксения!

Пост – особое время познания собственной немощи и преодоления собственного «я». Почему Церковь выделяет особые постные периоды? Для того, чтобы человек мог закрепить достигнутое в это особое время в повседневных реалиях: обстановка поста мобилизует нас. Мы что-то осознаём, встаём на путь борьбы с теми или иными склонностями – эти осознание и борьбу мы вносим из поста в повседневную жизнь. Следующий пост приносит нечто своё. Поэтому и говорят Отцы, что посты – это лестница, которая ведёт нас в Небо.

Если же у Вас есть ощущение, что пост даётся Вам легко, посоветуйтесь с духовником или с тем священником, у которого постоянно исповедуетесь: Вам помогут понять, что именно не так, в чём причина этой расслабляющей лёгкости. Бывает, что благочестивые упражнения поста даются нам легко в силу естественных склонностей – есть, к примеру, люди, которые не любят мясо или развлечения. Но у каждого из нас есть нечто, что может стать предметом особого попечения в дни поста – несовершенство не снаружи, оно внутри нас и пост помогает увидеть его.

Здравствуйте! Скажите пожалуйста, почему именно в пост так обостряются отношения — и на работе, и личные. Происходят ссоры, из которых потом трудно выйти. Как избежать таких ситуаций или не допустить их? Спасибо. Татьяна

Здравствуйте, Татьяна! Основная причина этому в том, что часто мы заботимся лишь о посте телесном, очень внимательно подчас вычитывая ингредиенты на упаковках (чтобы не нарушить пост), но забываем о том, что пост духовный намного важнее. Старцы говорили: «Вы хоть мясо постом ешьте, только друг друга не ешьте»

То есть при всей важности телесного поста намного важнее так проводить пост, чтобы не изнемогать от голода и усталости (а при этом обычно появляется раздражительность) и из-за этого не «обострять отношения» с ближними

Нужно очень внимательно относиться к своему внутреннему настрою, стараться быть спокойной и доброжелательной со всеми, регулярно молиться. Скажем, каждый час посвящать 1-2 минутки чтению Иисусовой молитвы «Господи Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй мя, грешную!». Согрешили раздражительностью – тут же горячо кайтесь перед Господом, просите прощения у того, кого обидели. Просите у Господа даровать Вам смирение, терпение и кротость.

Суть Великого поста

Великий пост – это время отрешения от мирских дел и общения с Богом. Он предназначен для духовно-нравственной подготовки к празднованию Светлого Христова Воскресения.

Готовя себя к Пасхе, мы очищаем тело и душу от того земного, что может помешать нам приблизиться к Небесному. Если в Великий пост мы освободимся от прошлых обид, простим врагов, как нас прощает Господь, очистим разум от дурных мыслей – мы приблизимся к тому состоянию, в котором нас хотел бы видеть Бог

Этот пост пред­ва­ря­ет­ся тре­мя под­го­то­ви­тель­ны­ми неде­ля­ми – «сед­ми­ца­ми», по­сте­пен­но вво­дя­щи­ми верующих в стро­гий бо­го­слу­жеб­ный и бы­то­вой жиз­нен­ный ритм. Начинается он с Чи­сто­го по­не­дель­ни­ка, сле­ду­ю­ще­го за Про­ще­ным вос­кре­се­ньем. Заканчивается пост Страстной седмицей.

Патриаршее богослужение в Великий пост

Сам пост состоит из двух периодов:

  1. Святой Четыредесятницы – первые сорок дней Великого поста.
  2. Страстной Седмицы – последняя неделя перед Пасхой.

Если во время Четыредесятницы мы идём навстречу Богу, то во время Страстной Седмицы Бог идёт к нам. Он идет через великие мучения, арест, Голгофу, Тайную Вечерю, сошествие в ад, и после этого уже к самой Пасхе. Так вместе с Богом мы встречаем самый главный христианский праздник – Пасху.

Встретиться с собой

– В старину подростки в таком возрасте начинали поститься уже как взрослые, для этого были все возможности, и уклад был немного другой. В наше время следует делать упор не на пищевой пост, а на пост как принцип, принцип воздержания ради веры, ради Христа, ради того, чтобы хоть немного побороться со своими страстями и привязанностями.

У нас в воскресной школе ребята в основной массе своей церковные, но ходят туда и околоцерковные и нецерковные дети. Еженедельно на наших встречах мы пишем так называемые посты-задания. Ребята их сами предлагают.

Например: не слушать музыку, не выходить в Интернет, не общаться в «аське», Вконтакте, делать уроки и домашние дела, не откладывая на потом. Это у нас называется «борьба с ленью». Или воздержаться от сладкого.

Затем путём жребия ребята вытаскивают эти посты и пытаются их осуществить. Через неделю мы с ними подводим итоги: каждый обязательно рассказывает, получилось или не получилось, и почему. Какие он прилагал усилия.

Это очень важный этап: происходит анализ, сам ребёнок анализирует своё поведение, а другие видят это и пытаются поставить себя на его место. Ведь для современных ребят воздержаться от общения Вконтакте или от компьютерных игр гораздо сложнее, чем воздержаться от всей непостной пищи вместе взятой.

Но компьютерные игры, постоянная музыка – от этого избавиться в пост очень и очень полезно.

Я помню себя лет в 13: мне предложили попоститься… от жвачек. Мясо в школьной столовой было можно, но я до сих пор помню, как было трудно отказаться именно от жвачек. Все вокруг покупают, жуют, а я не жую. Поэтому я и думаю, что необходимо выбирать для каждого ребёнка тот пост, который ему ближе всего.

Очень важно, чтобы это было добровольно, чтобы ребёнок взял это на себя сам, а не мы на него наложили. Всё, что насильно, не приносит должного плода

Главное – мотивировка. А подростков мотивировать на пост не очень сложно, они нацелены на достижения, и при правильном подходе подростки отнесутся к этому со всей ответственностью.

Нужно ли паре обсуждать эти вопросы со священником?

Я думаю, вовсе не обязательно. Единственное, если есть непонимание и недоумение и если вы, например, не посмотрели это видео, то, может быть, имеет смысл поговорить со священником для того, чтобы подобные разъяснения получить. 

Но вообще то, что происходит в супружеской спальне, — это дело мужа и жены. Конечно, если у супругов возникают какие-то недоумения, они могут обращаться к специалисту. Проблемы в интимной жизни — могут пойти к сексологу, например. Если проблемы в духовной жизни — к священнику.

Вообще область священника — это не вопрос, что можно или что нельзя делать в спальне и как это делать, а вопрос, какие духовные плоды приносит то или иное поведение человека.

И в этом смысле, конечно, во все нюансы посвящать его не нужно, но какие-то базовые недоумения, если что-то неясно или что-то непонятно, можно спросить, при этом понимая, что Православная Церковь этот вопрос никоим образом официально канонически не регулирует. И в данном случае священник, скорее всего, просто выскажет свое мнение, к которому вы можете в той или иной степени прислушаться.

Рассчитать свои силы

Протоиерей Андрей Юревич:

В вопросах поста нужно ориентироваться на самочувствие любого человека, а не только кормящей женщины. Потому что есть обстоятельства, такие как болезнь, допустим, которые вменяются в пост. Ведь что такое пост? Это некое ограничение самого себя, но не извне.

Если ограничение человек воспринимает как ограничение извне, как какие-то внешние рамки, смысла в этом нет. Потому что смысл поста в том, чтобы человек трудился над собой. А внешние рамки — это как тюрьма. Тюрьма у нас только называлась исправительным учреждением, но никого не исправляла. Она ухудшала ситуацию, выпуская уже закоренелых преступников.

И если человек воспринимает Церковь как тюрьму, то ему будет только хуже, он превратится в самого упорного фарисея, такого законодателя, и все.

А то иногда неофит приходит в Церковь, ему сразу говорят: «Поститься, молиться и слушать радио „Радонеж“» — и больше ничего. Он понимает, что ему ставят жесткие рамки, а для чего — никто не объясняет.

Ограничения, дисциплина поста должны идти изнутри. Пост человеку нужно осознать, прожить его, понять смысл.

Постясь, стесняя себя, мы внутренне упражняемся, а ко всякому упражнению надо подходить разумно. Если человек, занимаясь физкультурой, начнет упражняться сверх меры, он себя перегрузит, и будут у него или сорванные суставы, или поломанные конечности, или депрессия, что угодно.

Так же и здесь — человек не рассчитал своих сил, сорвался, потом — депрессия, и он либо пост бросил, либо вообще — церковную жизнь.

Поэтому все должно быть разумно. Если у человека есть какие-то другие, кроме поста в еде, моменты, в которых он упражняется, то уже с едой надо быть осторожным. Беременность, кормление грудью — это особые состояния, которые дают огромные нагрузки на организм женщины, почти стрессовые, хотя и естественные, и потому радостно воспринимаемые.

К посту в еде здесь надо подходить очень осторожно. Растущему в утробе матери ребенку необходимы, так сказать, «строительные материалы»

И как может происходить нормальная выработка молока у матери, если мать не пьет коровьего молока, не ест молочных продуктов, например?

Супружеские отношения во время Великого поста

Вопрос о брачных отношения в пост…

— Вопрос этот непростой.

Одно дело, если один из супругов неверующий или, скажем так, невоцерковленный. Здесь все ясно: человек не знает, что такое пост. И требовать от него соблюдения супружеского поста в принудительном порядке – значит подвергать его (а вместе с ним и себя) испытаниям, последствия которых могут быть весьма плачевными. Апостол пишет: «Не уклоняйтесь друг от друга, разве по согласию» (1Кор. 7,5). А с неверующим супругом или супругой согласия в вопросе соблюдения супружеского поста достичь нелегко.

Но есть и другая сторона вопроса: а если оба супруга верующие и церковные, если оба живут христианской духовной жизнью, исповедаются и причащаются? И если они уже близки к тому «единомыслию душ и телес», о котором Церковь молится в Таинстве венчания, но одному из них захотелось нарушить супружеский пост? Дело в том, что здесь согласие уже существует заранее: оба супруга согласны, что пост нужно соблюдать во всех отношениях. Желание одного из них нарушить пост выглядит на этом фоне капризом, или искушением. Нужно ли в таком случае идти ему навстерчу? В идеале — нет. На мой взгляд, в случае, если оба супруга уже живут церковной жизнью, отказ одного из них вступить в супружеские отношения в пост послужит общей пользе, и другая половина впоследствии будет только благодарна за это.

Однако в реальной жизни не все бывает так просто, как нам хотелось бы. Поэтому универсальных правил о соблюдении или нарушении супружеского поста нет и быть не может. И если вопрос о супружеских отношениях в пост заботит вас, обсудите его с опытным духовником, мнению которого вы доверяете, — думаю, он даст вам хороший совет, как следует поступить именно в вашей ситуации.

Священник Михаил Немнонов

Допустимо ли зачатие детей в Великий пост?

Православная Церковь призывает своих чад по благочестивой традиции воздерживаться по взаимному согласию постом и в дни великих праздников от супружеских отношений. Однако ситуации бывают очень разными. Бывает, что на супружеской близости настаивает неверующий супруг, и отказ от нее приведет к распаду семьи. Бывает, что муж-моряк возвращается из длительного путешествия в период поста, а потом снова уходит в море. Поэтому данный вопрос решается индивидуально с духовником для каждой семьи. При этом Православная Церковь никогда не учила, что зачатые в пост дети будут больными или «с отклонениями». Это суеверие.

Ребенка супругам посылает Господь, без Его воли зачатие не совершится. Поэтому я бы советовал в период поста воздержаться от близости и сугубо молиться в это время о даровании ребенка после поста.

Протоиерей Александр Ильяшенко.

Воздержание от близости в пост — это обязательно?

Вообще воздержание предписывается Церковью во время поста, однако это действительно должно совершаться по взаимному согласию, а не то, что муж уговорил жену воздерживаться, или жена, наоборот, надавила на супруга и всеми возможными средствами убедила его, что к ней лучше в это время не подходить, а он там бедный, значит, мучается, злится и проклинает все на свете. Конечно, это неправильный путь.

Знаете, любое добровольно воспринятое и правильно проходимое воздержание превращает человека в ангела. Воздержание вынужденное или проходимое неправильно превращает его в зверя. То есть человек как бы находится посередине между миром ангелов и миром животных, а воздержание способно нас вывести из этого промежуточного состояния. И пост возвышает нас, очищает наши чувства, очищает и реально обновляет наши отношения. Если же это насильственная мера, то ничего, кроме озлобления, торжества похоти в этой ситуации не происходит. Поэтому все нужно делать разумно.

О супружеской близости во время Поста

Далеко не каждая супружеская пара способна сохранять близкие духовные, душевные отношения, воздерживаясь от физической близости. Пост исходно понимается как полное воздержание, но в реальной практике мы воздерживаемся только от каких-то видов продуктов или от каких-то видов времяпровождения, не будучи в состоянии полностью посвятить время поста только одному Богу. 

Точно так же и в супружеской близости: если это оказывается выше сил супругов, то хотя бы какое-то воздержание может и должно быть привнесено в эту самую супружескую жизнь, если, как я уже сказал, оба супруга к этому готовы.

«Должен ли ребенок перед причастием пост соблюдать?»

– Опять: если для родителей пост в тягость, то возникает проблема и с ребенком. А если это естественная жизнь семьи, то и вопросы такие даже не возникают. Ребенок ест, что дают ему взрослые. Пост ведь это не голодовка. Это изменение своих привычек, образа жизни. Главное в нашей жизни не количество молитв, не пост – все это лишь средство.

Нужно не запрещать, не заставлять, а чтобы ребенок добровольно принимал такой образ жизни. Если его заставили – он вырвется из-под родительского крыла и все равно сделает по-своему, вот что ужасно. Святые отцы советуют ребенка так растить, чтобы, когда вырастет, когда в 7 лет впервые сам на исповедь пойдет, он себя сам ощущал христианином, чтобы взял иго Христово добровольно.

Заставить сделать это невозможно. Красоту такой жизни можно только показать. И когда дети увлекутся духовной жизнью, то они открывают такое богатство, которое несравнимо со всеми богатствами мира. Как в Евангелии: нашел жемчужину, пошел и ради нее все продал. Так и духовная жизнь: нашел ее – от всего откажешься, чтобы этой жизнью жить. Нужно помочь ребенку это богатство внутри себя открыть, чтобы он не думал, что это все лишь внешнее.

Календарь Великого поста в 2019 году

Святая Четыредесятница

  • 11 марта – начало Великого поста, Чистый понедельник.
  • 11-14 марта – Чтение Великого канона святого Андрея Критского (с понедельника по четверг).
  • 17 марта – Неделя 1-я Великого Поста. Торжество Православия.
  • 24 марта – Неделя 2-я Великого Поста. Святителя Григория Паламы, архиеп. Фессалоникийского (Солунского)
  • 31 марта – Неделя 3-я Великого Поста. Крестопоклонная.
  • 7 апреля – Неделя 4-я Великого Поста. Память святого преподобного Иоанна Лествичника. Благовещение.
  • 11 апреля – Мариино стояние: чтение Великого канона святителя Андрея Критского полностью (в богослужебной практике совершается накануне – в среду вечером 10 апреля).
  • 13 апреля – Похвала Пресвятой Богородице. Суббота Акафиста. Этот акафист поётся раз в году – в субботу 5-ой седмицы Великого поста (в богослужебной практике совершается накануне, в пятницу вечером, 12 апреля).
  • 14 апреля – Неделя 5-я Великого поста. Преподобной Марии Египетской.
  • 15-20 апреля – Седмица 6-я Великого поста. Эта неделя носит название «седмица вайи», в переводе – неделя пальмовых ветвей. В пятницу этой седмицы, 19 апреля, заканчивается Четыредесятница.
  • 20 апреля – Лазарева суббота. В этот день мы вспоминаем воскрешение Господом святого праведного Лазаря.
  • 21 апреля – Шестая неделя Великого Поста. Неделя цветоносия. Вход Господень в Иерусалим

Икона “Святая Четыредесятница”.

«Когда ребенок готовится к первой своей исповеди, нужно подсказать, какие грехи у него есть, как в них каяться?»

– Мы привыкли обращать внимание детей на то, что они плохо делают. Но ведь главная-то беда не в том, что плохое делают, а в том, что не стараются делать хорошее

Самый большой грех заключается в том, что человек не делает того, что должен делать. Его ругают, и человек понял, что он – плохой. Но грех в том, что он хорошим не становится. Главная греховность – несоответствие идеалу, святости.

Что такое покаяние? Это изменение жизни в сторону идеала, святости. Я должен исправлять себя. Если у меня есть только видение отклонения, а не движение к идеалу – это самое плохое. Нужно видеть цель христианской жизни – Богоугождение. Чем я Богу не угодил, должен был угодить, а не угодил? Это не сделал, это не сделал… Самые наши грехи – не в делании, а в неделании. Не выполнил свои обязанности ребенка. Какие? Послушания родителям, помощи, смирения, свои обязанности как ученика… Когда взрослый человек приходит и говорит, что грехов у него особых нет, то это свидетельство непонимания им цели своей жизни.

Детский пост?

Для детей пост — это событие более яркое, чем для взрослых. Но для детей сложнее ограничение в пище. В многодетной семье говорить о какой-то строгости поста невозможно. Пост нужен не детям. Дети не могут поститься. Для детей пост должен быть приятным, как говорит гимнографический текст Триоди, читаемый в начале поста: «Постимся постом приятным». Маленький ребенок не может понять, что приятного в том, что ему все запретили есть? Если детей насильно заставлять поститься, то вероятно, что когда они вырастут, то никогда не будут поститься сами. В нашей семье в пост не едят мяса. Маленькие дети пьют молоко и едят молочную кашу, иногда сливочное масло. Вот, пожалуй, и все.

— Некоторые люди говорят, что пост якобы вреден, потому что во время поста многие заболевают, или что поститься вредно для женского организма и так далее. Что можно на это отвечать?

— В этом тезисе есть лукавство, потому что известно, что не только умеренность в еде, но даже полное кратковременное отсутствие пищи полезно для физического здоровья. Понятно, что всякую идею можно довести до абсурда. Если что-то делать с фанатизмом, то можно прийти к негативным результатам, и если поститься неразумно, то можно быстро дойти до голодных обмороков. Мы живем нагруженной жизнью, полной обязанностей, которые мы не можем оставить, и если неправильно поститься, то это может кончиться плохо. Надо помнить, что в церковной жизни существует «царский путь»: не должно быть вседозволенности и не должно быть фанатизма в самоограничении. Надо учиться умеренности. Проще вообще ничего не есть, чем есть сдержанно, чем, начав есть, где-то себя ограничить в количестве, в характере пищи.

— Как сделать так, чтобы пост не прошел зря?

— Каждый человек, и тот, кто только начинает поститься, и тот, кто имеет опыт церковной жизни, каждый день должен испытывать свое сердце: удалось ли ему сделать усилие для преодоления самого себя, не прошел ли этот день, этот отрезок постового времени, зря.? С тем, чтобы приступая к Пасхе, не пришлось сказать: «Еще один пост прошел, а я ничего не успел сделать».

Может об этом не время говорить перед постом, но вспомним слова Иоанна Златоуста на Пасху, что Господь на Пасху принимает и того, кто постился с самого начала поста, того, кто начал поститься в середине, и того, кто только хотел попоститься, но ничего не успел. Потому что Господь, как говорит святитель, «и намерение целует». Иногда так бывает, что взогреть это намерение в себе — это тоже подвиг. У каждого свой подвиг.

Беседовал Александр Филиппов

В пост стремимся стать лучше, а потом живем по-старому. Может, это лицемерие?

У святых отцов есть замечательный образ. Если поставить два стакана с водой и один каждый день выливать и наполнять заново, а другой оставить в покое, то через месяц разница между ними будет очень сильная. То же самое происходит со всем, что связано с ритмом церковной жизни.

Казалось бы, человек попостился, прошло время какого-то особого сильного напряжения, и после этого он возвращается к предыдущему ритму жизни, привычкам, занятиям, не всегда, может быть, правильным и близким к идеалу. Но все равно что-то в человеке остается. Как пишет святитель Иоанн Златоуст в своем известном «Пасхальном слове»: «Господь и намерения целует». И вот часто в нашей жизни рост духовный происходит не по какой-то линейной схеме, он скорее похож на движение спирали. Человек крутится-крутится по одному и тому же радиусу, и с его точки зрения ничего существенного не происходит, но, когда он наблюдает за собой год от года, он замечает в себе какие-то существенные перемены.

И на мой взгляд, самая главная перемена, к чему должен человек прийти в результате поста, — это ощущение собственного несовершенства, причем настолько сильного, что желание пустить Бога в свой внутренний мир становится все острее и острее. Мне кажется, это и есть самый главный положительный результат настоящего поста, а вовсе не то, что человека охватывают огромная радость, эйфория и вдохновение.

Это скорее обострение той самой жажды и алчбы Божьей правды, несоответствие которой он находит в своей собственной душе. И получается, что чем больше укорения человек ощущает, когда выходит из периода поста (снова все по-старому и опять я ничему не научился), тем на самом деле больше шансов, что пост как раз стал для него реальной ступенькой его духовного возрастания.

Великопостное богослужение

Нужно ли вставать на колени во время пения «Покаяния отверзи ми двери…»?

— Коленопреклонение во время исполнения данных песнопений зависит от местных традиций того прихода, который Вы посещаете, и не является обязательным.

Священник Михаил Самохин.

Когда необходимо преклонять колени на Пассии (служба, совершаемая вечером в воскресенья Четыредесятницы) и на службе Похвала Пресвятой Богородице (утреня субботы пятой седмицы Великого поста)?

По уставу, на Пассии принято преклонение колен во время коленопреклоненной молитвы священника после сугубой ектении, а также земные поклоны после пения молитвы «Богородице Дево, радуйся…», «Предтече Христов, всех нас помяни…», «Молите о нас, святи апостоли, святи вси…» и при чтении молитвы Ефрема Сирина. По субботам земные поклоны отменяются. А поскольку церковный день начинается с вечера предыдущего дня, то и на вечернем богослужении в пятницу, когда читается акафист Пресвятой Богородице, поклоны не совершаются.

Однако могут существовать еще какие-то приходские традиции, например, часто на чтении 13-го кондака Акафиста верующие встают на колени. Но эти традиции могут различаться в разных приходах, поэтому тут можно ориентироваться на поведение молящихся или священника.

Протоиерей Александр Ильяшенко.

Поминовение усопших Великим Постом

Как поминать усопших, если день памяти (9-й или 40-й дни, годовщина…) приходится на Великий пост?

Для поминовения усопших во время Великого поста Церковь отвела специальные дни – это вторая, третья и четвертая субботы поста. Поминки можно приурочить к первой из таких суббот – 19 марта. Записку об упокоении можно подать и в первую субботу и воскресенье поста (12 и 13 марта), однако о возможности отслужить в этот день панихиду необходимо заранее спросить в том храме, куда Вы собираетесь пойти. Дата поминальной трапезы особого значения не имеет, поскольку усопшему важнее всего наши молитвы о них.

Постная трапеза

Чем отличается пост мирян от монашеского поста? Какие послабления в посте допускаются для больных и ослабленных людей?

В Типиконе предписан пост для монахов, причем для монахов здоровых, а внизу есть ссылка о том, что можно мирянам. Постный календарь писался несколько веков назад, и нужно еще посмотреть, где и как жили эти люди, на качественный и количественный состав их пищи. Старец Силуан Афонский, когда пришел из армии, мог закусить целым ведром яиц.

Преподобный Серафим Саровский, судя по размеру его обуви, тоже был человеком далеко не маленьким. А он почти три года питался одной лесной травой. И вообще, мог бы кто-нибудь из наших современных дядей со сломанным в двух местах позвоночником пойти в лес и жить там в келлии-избушке, рубить дрова, носить воду, возделывать огород и пчельник? Или Паисий Великий, по описанию тех времен маленький и слабенький на вид, Великим постом за один раз съедал более килограмма хлеба. В Великий пост там монахи собирались на трапезу один раз в неделю, а потом расходились по келлиям, собрав крохи со стола.

Если мы представим, что это были за люди, мы поймем, как они могли выдержать пост с трапезой один раз в неделю. Вот такие люди и писали Устав поста. Поэтому, если мы говорим о соблюдении поста мирянами, в первую очередь, мы должны думать о посте духовном, иначе встречается противоположная вещь: непомерное возрастание гордыни, когда сидят на хлебе и воде и знаться ни с кем не хотят.

Так что пост полезен тогда, когда он по силам, а если вы в них не уверены – посоветуйтесь с врачом и своим духовником.

Иеромонах Олег (Осипов), врач и священник Вознесенского Печерского монастыря

Можно ли употреблять спиртные напитки во время поста?

В течение многодневных постов в некоторые дни предписывается более строгий пост, в другие – допустимы некоторые послабления. Так что спиртные напитки в умеренном количестве допустимы в субботние и воскресные дни, а также в дни совершения памяти наиболее чтимых святых. Но это общие правила, а мера поста для каждого должна определяться индивидуально в личной беседе со священником. Помоги Вам Господи!

Протоиерей Александр Ильяшенко.

Как правильно соблюдать сухоядение?

Как правильно соблюдать сухоядение (в частности, на 2-6 неделе Великого поста). Первая неделя: понедельник, вторник, среда без пищи, дальше четверг и пятница сухоядение. Начиная со второй недели сухоядение в понедельник, среду и пятницу, а во вторник и четверг вареная пища без подсолнечного масла (можно?) , или лучше и во вторник и четверг кушать хлеб и овощи один раз в день вечером?

— О способе соблюдения сухоядения лучше лично осведомиться у священника, потому что ответ на этот вопрос можно давать только исходя из состояния здоровья постящегося.

Если говорить только о требовании Устава, то здесь они описаны достаточно точно. В понедельник, среду и пятницу предполагается вкушение не приготовленной на огне пищи один раз в день вечером. Во вторник и четверг также один раз вечером вкушается вареная пища также без масла. Однако этот устав написан монахами и для монахов. И мирянину поститься таким образом без благословения может быть не полезно.

Священник Михаил Самохин.

Нужен ли такой пост?

Бывает так, что ограничения постной кухни загоняют маму в состояние изнеможения. Каждой хозяйке известно, что на приготовление полноценного постного меню уходит больше времени и сил, чем на приготовления не постного. У меня подход, может быть, сверхлиберальный, но если вы знаете, что делая бесконечные салаты, овощные рагу и овощные котлеты, просто сляжете, то тут вопрос: нужен ли такой пост?

Что тут можно придумать? Нужно очень хорошо посмотреть на меню. И как-то разбавиться приготовлением простых питательных блюд.

Опять же, легко поститься, когда много денег, прекрасно можно поститься: икра, рыба, морепродукты, фрукты, свежевыжатые соки, любые овощи, любые салаты. Можно составить многообразное меню даже в наших широтах. Если бюджет семьи ограничен, то пост может привести к нездоровью, к снижению гемоглобина, особенно весной. Народные рецепты утеряны, ту же черную редьку не найти. Я знаю лично многих людей, которые ограничивая себя в мясе, не могут даже ползать. Но одно дело — мясо, другое — сырокопченая колбаса.

У меня такое ощущение, это моя точка зрения, не истина, что в нынешней ситуации избыточности еды не в пищевых ограничениях основное дело во время поста. Алкоголь — да, безусловно, деликатесы — да. Но в целом, современный человек гораздо больше удовольствий получает от всяких других вещей, чем от еды. Сто лет назад питание было как фактор выживания, сейчас все иначе. Нужно подходить к посту разумно: это медийная среда, это книги, развлечения, Интернет, в первую очередь, для городских людей. Это игры, шопинг. Это что то, не связанное со здоровьем, а связанное с удовольствием.

Мне не кажется, что только пищевые ограничения дадут какой-то результат. Хотя, конечно же, если мы никак не меняем свою еду, какая нам потом Пасха?! Сами себя накажем.

«Родители должны как-то направлять, подсказывать, или ребенок сам решает, что сказать батюшке?»

– Еще до семи лет его надо подготовить, что наступит такой день, когда он придет первый раз на исповедь. Это праздник! Это первая встреча ребенка со священником на исповеди. Родители ему передают из своих рук ребенка. К этому готовить нужно и священника. Благочестивые родители меня предупреждают заранее.

Я уже знаю, что ребенок пришел первый раз и с ним нужно поговорить. Здесь уже другой разговор – разговор духовника, начинается духовное окормление ребенка. Не просто формально родители приводят ребенка в церковь, а нужно привести к тому священнику, который будет окормлять его и впоследствии.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий