5 роковых ошибок, которые делают родители при купании с детьми в открытых водоёмах

Часть I. Теоретические аспекты плавания грудных детей

Из истории возникновения плавания малышей

Водные гигиенические ванны (туалетные ванны) грудным детям в возрасте 10-16 дней врачи-педиатры стали назначать в обязательном порядке в конце XIX в. Гигиенические ванны для младенцев носили исключительно пассивный характер и выполнялись на неподвижной основе при постоянной температуре воды в ванне 37-35°С. В 1962 г. инструктор-спасатель бассейна «Москва» И.Б.Чарковский применил для недоношенного ребенка весом 1 кг 600 г своеобразный кювез-ванну с последующим обучением в нем нырянию, играм, плаванию. Первая школа плавания и закаливания младенцев в полных ванных была организована в 1966 г. в Австралии практическими тренерами супругами Тиммермансами, апробировавшими методику плавания на своей дочери. Опыт Тиммермансов быстро переняли в США, Германии, Японии, Англии, Чехословакии. В 1979 г. в специально созданном на базе педиатрической клиники Мюнхена Научно-исследовательском институте детского плавания имевшийся опыт был обобщен и проанализирован врачами, преподавателями плавания под руководством профессора К.Ветке. В 1971 г. Хайнц Бауермайстер, непосредственно занимавшийся обучением плаванию грудных детей, доложил результаты работ на Всемирной конференции медицинского комитета Международной Федерации плавания. Было обучено плаванию более 700 грудных детей. Почти все они оказались невосприимчивыми к простудным заболеваниям, развивались быстрее своих сверстников, были намного активнее. Большой вклад в пропаганду и агитацию плавания и закаливания младенцев в СССР внес президент Международного медицинского комитета ФИНА Захарий Павлович Фирсов, опубликовавший серию статей и организовавший несколько телепередач об этом виде плавания. Активные исследования в области физиологии плавания грудных детей и агитацию провел профессор Илья Аркадьевич Аршавский. Закаливанию с помощью воды, солнечным и воздушным ваннам, физической культуре для детей грудного возраста придавали большое значение выдающиеся деятели отечественной педиатрии профессора А.А.Кисель, В.И. Молчанов, М.С.Маслов, Г.Н.Сперанский, А.Ф.Тур.

В СССР плавание в организованных центрах при детских типовых поликлиниках Москвы было начато в 1976-1977 гг.

Значение обучения плаванию в грудном возрасте

Успех в первичной и повторной профилактике заболеваний, нормальное развитие и воспитание детей грудного возраста могут быть обеспечены только в комплексе всех мероприятий по уходу, питанию, учету биоритмов сна и бодрствования. Внутриутробно ребенок развивается в течение 9 месяцев в жидкой среде, в условиях антигравитации, и рождается с плавательными рефлексами, угасающими без закрепления в возрасте 3-3,5 месяца. Физически беспомощный и неспособный координировано двигаться на суше в связи с резким переходом от относительной невесомости в период эмбрионального развития к воздействию сил гравитации после рождения, ребенок удивительно активен и эмоционален в полной ванне. Удельный вес младенца из-за большого количества лецитиновых жиров меньше удельного веса взрослого человека, поэтому младенец имеет положительную плавучесть и легко держится на воде, если у него выработан и закреплен в автомат навык плавания

Специфическое и важное значение имеет рефлекс задержки дыхания при погружении ребенка в воду, что с успехом используется при обучении плаванию и нырянию младенцев. Систематические ежедневные занятия плаванием позволяют научить грудного ребенка плавать к концу первого года жизни

Надо помнить, что навыки плавания, приобретенные в грудном возрасте, остаются на всю жизнь при условии продолжения занятий в 2-3-летнем возрасте

Прекращение на 1-2 месяца занятий плаванием ведет к потере плавательных навыков, которые нужно восстанавливать вновь. Воспитание в семье плавания, гимнастики, массажа и закаливания имеет большое значение для воспитания с самого раннего детства гармонически развитого человека.Систематические занятия закаливанием и плаванием в полных ваннах:

  • Вызывают у грудных детей ярко выраженные положительные эмоции — радость, улыбку, гуление, верещание, которые переходят после сеанса плавания в стойкие реакции торможения — крепкий , здоровый сон.
  • Одновременное укрепление как сердечно-сосудистой и дыхательной систем, так и опорно-двигательного аппарата ведет к нормальному развитию младенцев, снижая смертность первого месяца и года жизни.
  • Процедуры плавания стимулируют аппетит и повышают обменные процессы вместе с повышением функции пищеварения — основ нормального развития грудных детей.

Таким образом, методика плавания и закаливания грудных детей доступна родителям.

КАК ИЗБЕЖАТЬ ПРОБЛЕМ НА ВОДЕ, ОСОБЕННО ЕСЛИ ВАШ РЕБЕНОК НЕ УМЕЕТ ПЛАВАТЬ?

Купание это одно из главных детских развлечений, где бы дети ни купались. Летом – практически всех детей родители стараются вывезти на море, к реке, на озеро или пруд, зимой – в аквапарк или бассейн. Период подготовки к купальному и плавательному сезону – самое подходящее время, чтобы отвести ваших детей в бассейн, заняться плаванием, научить ребенка плавать или укрепить навыки плавания! Но готовиться к посещению любых водоемов нужно не только детям, но и родителям: папы и мамы, бабушки дедушки должны уметь обеспечить безопасность детей во время купания на любой воде (открытой или закрытой).

К сожалению, утопления в открытой воде являются третьей по распространенности в мире причиной непреднамеренной смерти. Россия занимает 21-е место в мире по количеству утоплений (10 человек ежегодно на 100 000 населения), уступая только низкоразвитым африканским странам. Для сравнения, в соседней Финляндии, находящейся на 141-м месте по уровню смертности от утоплений, наблюдается в 10 раз меньше смертей на воде.

Наибольшему риску утопления подвергаются дети в возрасте от 1 до 4 лет и от 5 до 9 лет.

ПОСЛЕДСТВИЯ ЧЕРЕПНО-МОЗГОВЫХ ТРАВМ И ИХ ОПАСНОСТЬ ДЛЯ ЗДОРОВЬЯ И БЛАГОПОЛУЧИЯ ДЕТЕЙ

Длительность и характер лечения черепно-мозговых травм у детей зависти от характера, степени тяжести и локализации полученных повреждений. Лечение может быть как консервативным, так и с помощью нейрохирургических операций. Во всех случаях, даже самые легкие черепно-мозговые травмы не проходят без последствий для телесного и душевного здоровья ребенка. Наиболее частым последствием легкой травмы является астенический синдром с повышенной утомляемостью, раздражительностью, сопровождаемой замкнутостью, уменьшением физической активности, сопровождаемой умеренной атрофией мышц, снижением мышечной силы и выносливости. Одновременно может развиваться нарушения вегетативной регуляции, в виде понижения или повышения артериального давления, учащения или замедления сердечного ритма, нарушений терморегуляции.В более тяжелых случаях развивается посттравматическая энцефалопатия: комплекс общемозговых и очаговых неврологических расстройств, сочетающихся с нарушениям познавательной и интеллектуальной деятельности, поведенческими нарушениями. Самой частой жалобой детей с посттравматической энцефалопатией является постоянная или приступообразная головная боль, которая не проходит при приеме обычных противовоспалительных препаратов. Часто наблюдаются нарушения сна: трудности засыпания, поверхностный сон, ночные пробуждения, кошмарные сновидения. Отмечаются нарушения вестибулярного аппарата: неустойчивость позы, положения или шаткость походки, головокружения. Часто наблюдается раздражительно-агрессивное поведение, признаки депрессии (отсутствие сил и активности, отказ от привычной деятельности и увлечений, снижение настроения, тягостные мысли, нарушения сна и аппетита)

Могут страдать интеллектуальные функции, память и внимание. Характерно замедление речи, паузы при разговоре, путаница мыслей

Может появляться неадекватность оценки своего состояния, плаксивость, чередующаяся с возбуждением, импульсивное поведение.

Тяжелым проявлением посттравматической энцефалопатии является появление судорог – как в отдельных группах мышц, так и общий судорожный синдром, вплоть до развития эпилепсии, которая развивается у 10-20% пострадавших в течение первого года после травмы средней или тяжелой степени. Также при повреждении проводящих нервных путей могут встречаться параличи и порезы.

Правила поведения на воде

Ежегодно в России тонут около 25-30 тысяч человек, и это страшная цифра.Многие люди просто не умеют держаться на воде, поэтому очень важно овладеть техникой плавания еще в детстве, для того чтобы чувствовать себя уверенно и в случае необходимости суметь оказать помощь утопающему.Техника безопасности на воде требует обязательного соблюдения следующих правил: Желательно купаться только на оборудованных пляжах,где есть все средства для спасения и оказания первой помощи. Статистика показывает, что 80 процентов несчастных случаев происходит в местах, не предназначенных для плавания. В незнакомых водоемах дно может нести опасность в виде разбитых стекол, коряг, металлических прутов и прочего мусора

Нельзя купаться в заболоченных местах и там, где есть тина иводоросли. Лучше всего выбирать водоемы с песчаным дном или галькой. Не заплывать за буйки — шансы на спасение резко уменьшаются, если человек находится далеко от берега. Строго запрещается купаться в водоемах в нетрезвом состоянии. Алкоголь дополнительно расширяет сосуды, и после погружения в холодную воду наступает резкий спазм. В условиях открытоговодоема это может стоить жизни. Не стоит забывать, что нетрезвый человек не в состоянии адекватно оценивать ситуацию и может совершать поступки, которые никогда бы не совершил в трезвом виде. Как результат — 90 процентов утонувших были в состоянии алкогольного опьянения. Правила безопасности на воде запрещают подплывать близко к судам — при их приближении уровень воды резко повышается. Кроме того, известны случаи затягивания плавающих людей под дно теплохода. Запрещаются прыжки в воду с лодок, катеров, пирсов и прочих объектов, не приспособленных для этих целей. Это может стоить разбитой головы. Не рекомендуется купаться в водоемах, если температура воды ниже +15 градусов. Также нельзя купаться во время шторма или в местах с сильным прибоем

В незнакомых водоемах дно может нести опасность в виде разбитых стекол, коряг, металлических прутов и прочего мусора. Нельзя купаться в заболоченных местах и там, где есть тина иводоросли. Лучше всего выбирать водоемы с песчаным дном или галькой. Не заплывать за буйки — шансы на спасение резко уменьшаются, если человек находится далеко от берега. Строго запрещается купаться в водоемах в нетрезвом состоянии. Алкоголь дополнительно расширяет сосуды, и после погружения в холодную воду наступает резкий спазм. В условиях открытоговодоема это может стоить жизни. Не стоит забывать, что нетрезвый человек не в состоянии адекватно оценивать ситуацию и может совершать поступки, которые никогда бы не совершил в трезвом виде. Как результат — 90 процентов утонувших были в состоянии алкогольного опьянения. Правила безопасности на воде запрещают подплывать близко к судам — при их приближении уровень воды резко повышается. Кроме того, известны случаи затягивания плавающих людей под дно теплохода. Запрещаются прыжки в воду с лодок, катеров, пирсов и прочих объектов, не приспособленных для этих целей. Это может стоить разбитой головы. Не рекомендуется купаться в водоемах, если температура воды ниже +15 градусов. Также нельзя купаться во время шторма или в местах с сильным прибоем.

ЧТО ОЗНАЧАЕТ ВОДНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ ДЛЯ РЕБЕНКА?

Ребенок, самостоятельно заходящий в воду искусственного или природного водоема, должен уметь справиться с внезапной чрезвычайной ситуацией.

Ребенок должен уметь:

  • безопасно погружаться в воду с головой (задерживать дыхание, предупреждать попадание воды в дыхательные пути),

  • уметь выплывать на поверхность,

  • уметь держаться на поверхности длительное время (плавать на животе и спине) как минимум 1 минуту,

  • уметь держать лицо над водой,

  • быть способным проплыть обратно до места входа в воду (10-15 метров минимум),

  • быть способным выбраться из воды без использования вспомогательных средств.

Пока дети не будут способны выполнять эти приемы, им стоит продолжать брать уроки плавания и тренировки, до того, как их уровень водной компетенции достигнет требуемого. Только после этого родителям можно будет разрешить детям самостоятельное купание под присмотром взрослых.

Важно отметить, что эти навыки не обязательно переносятся из одной водной среды в другую. То, что ребенок может делать на спокойной воде в бассейне, отличается от того, что будет происходить с ним при купании в океане

Когда ребенок впервые попадает на морской пляж, необходимо научить его выполнять все элементы водной компетентности в условиях морских волн, прибоя, течений и отливов. УЧИТЕ ДЕТЕЙ ПЛАВАТЬ! ЭТО РЕАЛЬНАЯ ЗАЩИТА ЖИЗНИ И ЗДОРОВЬЯ НА ВСЮ ЖИЗНЬ.

Как привлечь ребёнка к спорту зимой?

Наблюдайте за зимними видами спорта вместе. Вместо просмотра кинофильма устройте просмотр спортивных передач, наблюдая за хоккейными играми, лыжными соревнованиями, фигурным катанием и конькобежным спортом. Приготовьте закуски и посмотрите, как ваши дети наблюдают за соревнованиями

Обращайте внимание на то, какие виды спорта привлекают внимание детей. Найдите способы обсудить то, что они считают наиболее интересным

Это поможет вам понять, какой вид спорта они могут попробовать.

Спросите своих детей об их любимых играх на открытом воздухе или о летних видах спорта. Понимание того, какие летние виды спорта любят ваши дети, поможет определить, какие зимние виды спорта вызывают их интерес. Например, структура команды хоккея может быть привлекательной для молодого футболиста; танцевальный элемент фигурного катания — для молодого студента балета; гоночный характер лыжного или конькобежного спорта — для молодого бегуна или пловца; и сноубордические трюки — для молодого скейтбордиста.

Исследуйте спорт во время школьных каникул или в выходные. Привлекайте в школьные каникулы внимание своих детей на зимние мероприятия. Находите открытые катки или запланируйте короткую поездку на гору и возьмите класс лыжного спорта для начинающих. Не говорите детям прямо, что они занимаются различными видами спорта.

Изучите школьные кружки и секции. Как только дети начнут проявлять интерес к спорту, поддержите их, найдите для них возможность тренироваться. Школы часто проводят ежегодный лыжный кросс или что-то подобное. Но некоторые школы могут быть ограничены в детских спортивных секциях. Попытайтесь найти ближайший каток или местную команду, что позволит вашему ребёнку участвовать или наблюдать за тренировкой.

Вне зависимости от того, какой вид спорта выбирают ваши дети, главные приоритеты должны состоять в том, чтобы весело провести время и оставаться в безопасности.

Родители не знают правил выбора места и времени для купания с детьми

Отдых начинается с выбора места и времени.

Конечно, если вы отдыхаете с ребёнком, к выбору места следует подойти с особой тщательностью:

  • необходимо заранее узнать, пригоден ли водоём или речка для купания, соответствуют ли показатели воды санитарным нормам;
  • накануне исследуйте пляж и дно в том месте, где будете отдыхать. Берег должен быть чистым, свободным от мусора. Дно лучше с небольшим и плавным уклоном, без резкого обрыва и ямок;
  • идти купаться с ребёнком лучше до 11 часов дня и после 16:00. Этим правилом следует неуклонно руководствоваться в особо жаркие дни. Так меньше вероятности заработать тепловой удар или солнечный ожог.

Обязательно перед заходом в воду предложите ребёнку сходить в туалет. Ведь справлять нужду в открытом водоёме – очень плохая идея.

Также не забудьте взять с собой воду. Ребёнок, захотев пить, запросто попробует воду из озера, что чревато кишечными расстройствами.

Что делать, если ребенок наглотался воды (2 часть)

Такой феномен случается довольно редко, статистика гласит, что около 2% от всех случаев утопления составляют именно такое, когда ребенок, нахлебался воды или ушел под воду с головой, спасен и кажется, ему уже ничего не грозит, вдруг умирает по неизвестной причине через несколько дней.

Причина в том, что вода, попавшая в легкие, частично в них задерживается, вызывая спазм легочной ткани. Возникают проблемы с дыханием, кровь перестает насыщаться кислородом и потеря сознания может наступить достаточно быстро, как во время купания, так и после выхода на сушу. Это явления получило название сухое утопление .

Вторичное утопление может случиться, если воды в легких осталось совсем немного, определить это сразу невозможно, но капли воды ухудшают работу легких постепенно, вызывая отек и снижая их способность насыщать кровь кислородом.

Такая ситуация может случиться, если ребенок тонул (первичное утопление), но его спасли, а особенно, если при этом потребовалось воду откачивать и делать искусственное дыхание.

При таком трагическом повороте событий беда может случиться в течение суток после неудачного купания.

Особенно опасно в этом отношении купание в соленой морской воде или хлорированной воде бассейна.

Признаки того, что в легких осталась вода

Если ребенок тонул, либо упал и погрузился в водоем с головой, нахлебавшись при этом воды, не стоит расслабляться, а внимательно наблюдайте за его состоянием. Насторожить должны такие проявления:

  • Ребенок жалуется, что ему тяжело дышать, заметно, что дыхание неглубокое и частое. Во время вдоха и выдоха сильно раздувается грудная клетка
  • Малыш постоянно покашливает, при этом ничего не отхаркивается
  • Возможна нарастающая тупая боль в области грудной клетки
  • Слабость, усталость, ребенок просится полежать, говорит, что хочет спать
  • Тошнота и рвота
  • Странности поведения, рассеянность не характерная для вашего ребенка опасный признак того, что мозг уже испытывает кислородное голодание.

Что делать при вторичном утоплении

Если ребенок тонул и его откачали , даже если кажется, что все нормально, стоит как можно быстрее обратиться за медицинской помощью только таким образом можно предотвратить опасные последствия.

Обязательно показать малыша педиатру, если заметили перечисленные выше признаки, или хотя бы один из них, после того, как он наглотался воды.

Профилактика утопления

Напомним еще раз правила безопасности ребенка у водоема

Никогда не выпускайте ребенка из виду, если он находится в воде. Не стоит рассчитывать на спасателей и людей, находящихся рядом

Учите ребенка плавать, нырять, задерживать дыхание под водой

Ребенок, который не очень хорошо плавает должен заходить в воду только в сопровождении взрослого и в качественной защитной амуниции жилете, нарукавниках и т.д.

Польза или вред

Занятия плаванием, несомненно, полезны, особенно детям со сколиозом и нарушенной осанкой. Горизонтальное положение вытягивает все позвонки и укрепляет спину. Совершенствуются все двигательные способности.

Благотворно влияя на нервную систему, купание показано психически неуравновешенным детям. Контрастная вода, особенно морская, способствует укреплению иммунитета и сводит на «нет» склонность к простудам, улучшает работу сердца и обменные процессы.

Вместе с тем открытые водоёмы таят в себе некоторые опасности и болезни. Нельзя находиться в холодной воде детям:

  • с инфекциями мочеполовой системы,
  • болезнями кожи, носа,
  • отитом и гнойничками,
  • проблемами ЖКТ.

Также не стоит окунаться после простуды и других недавно перенесённых заболеваний.

Нужно помнить, что для сердечников опасность может представлять резкое погружение в слишком холодную воду.

Опасно купание в водоёме, где много мусора, который может стать причиной травм различной тяжести.

От веществ после мытья машин могут появиться аллергии и химические ожоги. В такой воде обязательно присутствует инфекция, которая может вызвать кишечные и гельминтозные заболевания, воспаления наружных половых органов или глаз.

Чтобы не получить солнечный ожог, после выхода из воды необходимо тщательно вытереть все капли.

5 лучших лекарств при прорезывании зубов у детей

Начиная с 5-7 месяцев у малыша режутся молочные зубы, доставляют дискомфорт, становятся причиной боли десен. Ребенок ведет себя раздражительно, становится нервным и агрессивным. Лекарства при прорезывании зубов устраняют неприятную симптоматику, предупреждают инфекционно-воспалительные процессы, улучшают сон.

Чтобы облегчить самочувствие ребенка, можно приобрести в аптеке:

  • таблетки, суспензии и жидкие растворы в ампулах для применения внутрь;
  • гели, капли и мази для использования наружно – на воспаленные десны;
  • свечи с обезболивающим эффектом для введения ректально.

В зависимости от формы выпуска меняется терапевтический эффект препарата. Самолечение противопоказано.

Строго под контролем педиатра

Что спросить у врача

Да: вопросы о состоянии ребенка

Врач — единственный человек, который обладает полной информацией о состоянии детей в реанимации и может обсудить его с родителями. Обычно доктора стараются говорить с родственниками без сложных терминов. Но если во время беседы вам будет что-то непонятно, обязательно переспрашивайте и просите объяснить.

Во время разговора врач может оценить состояние пациента по степени тяжести. Вот, что это значит.

Состояние удовлетворительное. Важные органы работают без нарушений. В таком состоянии детей в реанимацию госпитализируют в исключительных случаях — для перестраховки. Например, когда ребенка ударило током, его могут оставить в реанимации на несколько часов или суток, даже если он чувствует себя нормально.

Состояние средней тяжести. Работа важных органов нарушена, но прямо сейчас угрозы жизни ребенка нет. Он останется в реанимации, пока ему не станет лучше.

Тяжелое состояние. Работа важных органов нарушена. Есть угроза жизни ребенка.

Стабильно тяжелое состояние. Состояние пациента существенно не меняется. То есть улучшений или ухудшений нет.

Крайне тяжелое состояние. Работа важных органов резко нарушена, есть острая угроза жизни ребенка. Ему нужна интенсивная терапия.

Агональное или терминальное состояние. Все очень плохо. Пациент рискует погибнуть в течение нескольких минут или часов. Так же иногда обозначают состояние умирающего человека, которому врачи уже не могут помочь.

Нет: вопросы о прогнозах

Врач фиксирует состояние пациента по состоянию на текущий момент. Ситуация может меняться в лучшую или в худшую сторону в считанные минуты и часы. Бывает, что после процедур состояние малыша меняется с крайне тяжелого на тяжелое или среднетяжелое. К сожалению, бывает и наоборот.

Из-за этого многие врачи не любят давать прогнозы и отвечают дежурными фразами на вопросы, которые больше всего волнуют родителей. Страшное исключение из этого правила: если шансов на благополучный исход нет, врачи прямо говорят об этом родственникам больного.

Типичный разговор в отделении реанимации

Да: вопросы о том, чем вы можете помочь

Когда врач расскажет о состоянии ребенка — узнайте, чем вы можете помочь. Чтобы получить четкие инструкции, задавайте конкретный вопрос: «Что в данный момент требуется от нас?»

Если вы действительно что-то можете сделать, врач об этом скажет. Например:

Купить или доставить лекарства. Да, по закону экстренная и неотложная помощь оказывается бесплатно. Но в ОРИТ может не оказаться редких или специфических медикаментов, которые нужны малышу.

Сдать кровь. Практически все пациенты в отделении реанимации получают препараты крови. Поэтому доктора просят родственников больных сдавать кровь.

Передать молоко, если в реанимацию попал младенец. Мама может сцеживать молоко и передавать сотрудникам отделения.

Помочь с уходом за ребенком. Подробнее об этом поговорим ниже.

Порядок прорезывания молочных зубов

Есть определенные сроки прорезывания – на 6 — 8-м месяце. Но каждый ребёнок индивидуален. Поэтому считается нормой опоздание на 6 месяцев или незначительное опережение сроков.

Стоматологи утверждают, что чем позже вылез молочный зуб, тем, соответственно, позже он выпадет.

Первый зуб обязательно должен появиться до года.

Начинается прорезывания с нижних резцов. Зубы могут лезть поодиночке, парами или даже по четыре. Чем больше зубов лезет одновременно, тем тяжелее и болезненнее проходит этот процесс для малыша. Затем идут верхние резцы, за ними — вторые резцы.

Последними лезут коренные зубки и клыки. К трём годам зубов уже двадцать.

ПРОБНОЕ ПЛАВАНИЕ

Для того, чтобы быть уверенными, что ребенок справится с собой и сможет заняться плаванием, у нас вы можете посетить с ним пробное занятие плаванием.

На занятии будет опытный инструктор, а вы сможете понять, готов ли малыш воспринимать воду как родную стихию. Записаться на плавание можно или через форму на сайте, или по телефону, или через чат.

Если страхи перед водой у ребенка не проходят – обратитесь за помощью к детскому психологу

Важно знать, что фобии могут быть симптомом других расстройств, при которых ребенку потребуется профессиональная помощь, например, фобии могут сигнализировать о синдроме дефицита внимания с гиперподвижностью

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий