Кризис 1 года у ребенка

Кризис новорожденности

Процесс рождения – тяжелый, переломный момент в жизни ребенка. Психологи
называют этот период – кризис новорожденности.
Причины кризиса новорожденности:
– Физиологические (рождаясь, ребенок физически отделяется от матери.
Он попадает в совершенно иные условия: холод, яркая освещенность, воздушная
среда, требующая другого типа дыхания, необходимость смены типа питания).
– Психологические (психика новорожденного ребенка представляет собой
набор врожденных безусловных рефлексов, которые помогают ребенку в первые
часы его жизни).
Какие же безусловные рефлексы имеет новорожденный? Это, прежде всего
дыхательный и сосательный рефлексы, защитные и ориентировочные рефлексы.
Некоторые рефлексы являются атавистическими (“цеплятельный”)
– они получены от предков-животных, бесполезны для ребенка и вскоре
исчезают. Основную часть времени ребенок спит.

Когда нельзя, но уж очень хочется

В годовалом возрасте слово «Нельзя» играет какую-то магическую роль! Такое впечатление, что «нельзя» для него обозначает призыв к действию.

Иногда малыш воспринимает это слово, как своеобразную игру. Дитенок тянется к чему-либо, а мама улыбается, отстраняя его ручку, говорит «нельзя». Он снова тянется, мама снова улыбается и прерывает его. И так до бесконечности.

Этими своими действиями малышок изучает связь «запрет-последствия», тренирует свою настойчивость, радуется контакту с мамочкой. Но все-таки слово «нельзя» должно обозначать именно «нельзя», а не превращаться в игру.

Не надо говорить это магическое слово всякий раз, когда Вас что-либо не устраивает в поведении ребенка. Не нужно им злоупотреблять.

Определите для себя — что ДЕЙСТВИТЕЛЬНО НЕЛЬЗЯ Вашему ребенку и будьте последовательными в своих требованиях.

Малышок уже знает, что с запретом связано нечто волшебное, неизведанное. Запретный плод сладок, как известно.

Поэтому, чтобы не говорить «нельзя» лишний раз — просто возьмите, например, дорогую вазу и вместе с ребенком рассмотрите её, дайте потрогать в Ваших руках.

Пусть малыш убедится, что ничего особо интересного в ней нет. Она уже исследована и не представляет собой тайны. В следующий раз он уже не будет настаивать на том, чтобы взять эту вазу.

Но есть и опасные вещи для жизни и здоровья детей. В этом случае «нельзя» должно быть сказано таким тоном, чтобы у ребенка не появилось и мысли о том, что это очередная игра. Не должно быть никаких компромиссов — сегодня нельзя, а завтра можно.

Также важно донести это правило до ВСЕХ членов семьи: папа, бабушка, сестры-братья. Нет ничего хуже в воспитании малышей, чем разный подход к этому домочадцев

Тогда ребенок будет четко знать — куда ходить нельзя, что трогать нельзя ни в коем случае.

Что чувствует малыш

Иногда трудно бывает понять, чего хочет ребенок, хотя он, в свою очередь, всеми силами пытается выразить собственные желания и потребности. В это время меняются потребности у детей, они перестают понимать, почему родители не замечают этого. Поэтому любая, даже ранее нормальная ситуация, может вызвать у малыша бурю эмоционального всплеска, капризность, истерику.

По ходу проявления самостоятельности развитие малыша ускоряется стремительно. Он начинает открывать для себя, что родители – это взрослые люди, которые отличаются от него (почему-то взрослым можно больше). Малыш начинает осознавать себя как личность, которую отделили от родителей, и проявлять характер.

Ребенку кажется, что родители запрещают ему грызть провода или брать в рот вещи с пола (земли) потому, что его не любят. Ему еще трудно понять, что существует список запрещенных предметов, мест. Он уверен, что родители препятствуют познанию мира.

Также в этот период возрастает потребность командовать взрослыми, подражать им. Это может проявляться в нежелании ложиться спать, есть он хочет играть вместо прогулки или общаться, а родители его не понимают, что вызывает обиду и злость, и нежелание быть послушным.

Ребенок может обижаться, если ему давать подсказки: вот как нужно обращаться с книжкой, игрушкой. В то же время он может повторять, копировать действия родителей.

Именно в этот период взрослым необходимо обернуть кризис в свою пользу, то есть научить малыша самостоятельно мыть руки, держать ложку, нажимать на дверной звонок. Каждый родитель должен понимать, что воспитание ответственности и самостоятельности в ребенке начинается с самого раннего детства.

Ребенок никуда не отпускает маму – что делать

Многие мамы в кризис 1 года или в кризисы у детей после года сталкиваются с такой проблемой: нет времени делать домашние дела, так как ребенок никуда не пускает, не слезает с рук. Что делать в такой ситуации?

Прежде всего необходимо определить причину, по которой ребенок боится исчезновения мамы из поля зрения. Это могут быть:

Очень прочная психологическая зависимость ребенка от матери. Когда мама рядом, ребенок чувствует себя в безопасности. Если же она уходит, у него появляется беспокойство. Кроме того, дети очень тонко чувствуют эмоциональный настрой матери. Если женщина переживает, волнуется, оставляя малыша, он скопирует ее состояние.
Страх одиночества. Когда мама уходит, ребенок не знает точного времени ее возвращения. Он опасается, что она не вернется. Такое случается, если в качестве основного средства коррекции поведения родители используют угрозы: «Будешь так себя вести, уйду от тебя!» Когда мама уходит по делам, малыш полагает, что наступил тот момент, когда из-за его плохого поведения мама ушла.
Дефицит внимания. Если мама находится рядом с ребенком, но занята своими делами, ему не хватает общения

Видя, что мама куда-то собирается, ребенок расстраивается: он ждал, что мама обратит на него свое внимание, а она уходит.

Научить малыша спокойно воспринимать отсутствие мамы можно, если почаще играть с ним в прятки. Частые визиты близких родственников и друзей семьи способствуют формированию у него спокойного отношения к тому, что не всегда с ним рядом может находиться мама. Ничего страшного в том, что иногда рядом находится другой человек, нет.

Снижению ситуативной тревожности малыша способствует фраза мамы: «Я пойду в магазин, скоро вернусь». Такие фразы формируют доверие ребенка к матери: мама сказала, что скоро вернется, и действительно пришла через несколько минут. Это лучше, чем уйти тайком. Если ребенок был занят игрой, а потом обнаружил, что мама исчезла, он рыдает в голос. Когда мать возвращается, малютка не отходит от нее ни на шаг, опасаясь, что она снова исчезнет.

Ребенок никуда не отпускает маму – что делать?

Кризис 1 года у ребенка часто сопровождается ситуациями, когда малыш ни в какую не хочет отпускать маму от себя. Это явление относится к признаку развития перелома, который должен со временем пройти. Возможно, что в такие периоды придется отложить какие-либо походы или встречи, или же брать ребенка с собой.

Психологи не советуют оставлять малыша в дома с кем-либо из близких в слезах или истерике. Начиная от рождения, ощущение материнского тепла рядом относится к основополагающим потребностям ребенка, которое олицетворяет собой пищу, защиту, уют.

В процессе эволюционного развития человека выживали только те дети, которые не давали своим мамам далеко уйти, кричали, чтобы подозвать, не выявляли желания остаться в одиночестве. Те же самые понятия на уровне инстинктов выявляются у современных детей.

Ребенка после года можно оставлять без матери в привычных условиях, если его увлечь интересными занятиями

Следует акцентировать внимание, что остаться без матери сможет лишь тот малыш, который ощущает себя под защитой

Поэтому очень важно, чтобы в качестве няни выступал хорошо знакомый человек, к которому существует узнавание и симпатия. Если малыш не будет ощущать себя в безопасности с человеком, который за ним присматривает, то в очередной раз он станет упорно цепляться за маму и не захочет разлучаться с ней

Бывает, родители стараются объяснить цели, место и время своих отлучек, но маленький ребенок еще не может все это осознать. Поэтому, начиная с 1 года, малышу потребуются напоминания, помогающие поддержать незримый контакт с мамой в ее отсутствие. В качестве привязок могут служить фотографии или личные вещи родителей.

Shy cute baby with mother, holding her knees

Психологи утверждают, что единственным навыком, на который сможет опереться малыш является его личный опыт разлуки с мамой. Если эта практика окажется негативной, то без истерик при каждой следующей отлучке мамы не обойтись.

Если же родители мало отлучались из дома без ребенка и не оставляли его под надзором других людей, то ощутимые долговременные отлучки могут нанести ему психологическую травму.

Психологи рекомендуют ряд правил, которые помогут легче переносить расставания с детьми:

Сначала необходимо пройти подготовительный этап. В ходе него можно играть в прятки: когда мама, начиная от нескольких секунд до нескольких минут, исчезает в другой комнате, а затем появляется.
Отлучки из дома родителей должны быть регулярными, то есть ребенок, таким образом, будет постепенно привыкать к тому, что он остается с другими людьми.
Непременно следует вырабатывать ритуал прощания перед выходом с малышом. Дети должны наглядно понимать, что мама отлучается, а потом возвращается

При этом очень важна уверенность мамы в своих поступках, чтобы он не сомневался, что она обязательно вернется.
Периоды расставаний психологи рекомендуют увеличивать понемногу, начиная с нескольких минут.
Накануне отлучки нужно уделить малышу внимание.
Если расставание предусматривается надолго, то лучше продумать связь. В качестве напоминания может использоваться фотография мамы, ее вещь.
Оставлять ребенка можно только с человеком, к которому у него есть доверие (ни в коем случае не с новой няней).
При объяснении продолжительности пребывания без мамы необходимо привязываться к режиму дня (я вернусь, когда ты покушаешь или поспишь).
Ни в коем случае нельзя ругать ребенка за проявление эмоций.

Как проявляется

Самое сложное — распознать кризис 1-го года, т. к. психологическое взросление, как и физиологическое, сугубо индивидуально. Название носит условный характер: у одних детей его проявление наблюдается уже в 8 месяцев, другие могут прийти к этому только в 15 месяцев. Обычно это происходит в течение 3-4 недель после того, как ребёнок начинает ходить

И вот тут важно заметить признаки, которые свидетельствуют о начале становления личности

Главным проявлением первого возрастного кризиса являются гипобулические реакции. В психологии под этим понятием подразумеваются ярко выраженные эмоции, в основе которых лежит недовольство. Запрет на желаемое или просто его физическая недосягаемость порождает в ребёнке агрессию, он входит в кратковременное состояние аффекта и стресса и требует любыми доступными способами то, что ему нужно. Эти вспышки характеризуются:

  • громким плачем, но чаще всего без слёз (они могут пойти потом, когда состояние аффекта закончится, а желаемое ребёнок так и не получит, и это будет уже другая реакция — разочарование и обида);
  • резкими движениями: взмахи руками, топанье ногами, мотание головой, может даже упасть навзничь;
  • живой мимикой: нахмуренные брови, плотно сжатые губы, сузившиеся глаза;
  • требовательными интонациями: взрослые могут не понимать детского лепета, но по недовольному тону и быстрому темпу речи будет понятно, что малыш что-то требует и рассержен.

Гипобулические реакции могут проявляться в разные моменты. Чаще всего их причина лежит на поверхности и вполне понятна взрослым. Например, ребёнку не дали игрушку или заставляют есть пресную кашу вместо вкусной конфеты. Но иногда провоцирующий фактор завуалирован и далеко не так просто распознать, что именно ему не нравится. Это может быть детская ревность (когда кто-то целует маму или она при малыше активно общается с кем-то другим) или нехватка внимания (взрослые заняты своими делами, а он должен развлекать себя сам).

Гипобулические реакции чаще всего протекают бурно, с истерическими нотками. Однако внимательные родители на их фоне могут заметить и более смягчённые проявления кризиса:

  • любопытство: малыша тянет ко всему запретному — розеткам, электроприборам, открытым окнам, дверям;
  • чрезмерная активность, непоседливость;
  • сопротивление маминым действиям (более мягкое, чем при гипобулических реакциях) — например, настойчивое срывание шапки с головы;
  • назойливость: ползает (ходит) за мамой или папой по пятам, не отстаёт ни на минуту, не отпускает даже в туалет, дёргает за одежду, пытается что-то говорить и требует ответа;
  • отказ от привычных ритуалов (не обязательно посредством гипобулических реакций): не хочет спать, есть, гулять, умываться, одеваться и т. д.

Чаще всего первый психологический кризис ребёнок переживает достаточно бурно, т. к. у него ещё нет способности саморефлексии. Все свои эмоции он демонстрирует, чтобы донести до взрослых свои ощущения и противоречия. К сожалению, большинство родителей списывают эти капризы на недомогание или, что ещё хуже, на плохой характер (молодые мамочки нередко говорят фразы вроде «вредный — весь в папашу»).

Это приводит к тому, что в плане психологического развития малыш остаётся без помощи, что впоследствии негативно сказывается на его формировании как личности. Неразрешённые противоречия могут тянуться за ним ещё длительное время, препятствуя в дальнейшем нормальной социализации.

Что происходит с партнерскими отношениями.

Они меняются однозначно. Неслучайно в классификациях кризисов семьи, один из самых значительных связан с появлением ребенка, а около 20 процентов пар распадаются, не сумев пройти этот кризис. Появление нового маленького члена семьи может обнаружить еще больше различий партнеров в представлениях, ценностях, установках и ожиданиях друг от друга. «Кто такой хороший папа/мама», «Кто должен быть ответственным за те или иные обязательства», «Как правильно воспитывать ребенка?». Столкновение этих различных ценностей и концепций становится причиной участившихся конфликтов. Хорошо, если у партнеров было время до рождения ребенка уже завести правильные традиции разрешения конфликтов. Если партнеры уже умеют говорить о своих чувствах и ожиданиях, способны услышать другого и объединиться вокруг общих сложностей.

Кроме этого, появление ребенка предполагает новые нагрузки, ответственность, обязательства. Об их распределении нужно как-то уметь договориться. Необходимы силы, не только физические, но и эмоциональные. И чтобы их высвободить, каждому из партнеров необходимо отказаться от чего-то привычного и, возможно, любимого в своей собственной жизни. Попытки же сохранить прежний уклад жизни и совместить это с заботой о ребенке и о своих меняющихся партнерских отношениях часто приводят к эмоциональному истощению, усталости, ощущению, что ничего не получается.

Еще одна сложность, которая встречается в парах молодых родителей – это смешение ролей супружеских и родительских. Когда вопросы отношений между нами, как любящими друг друга людьми, хронически переносятся на задний план

Очень важно находить возможности и организовывать время, которое вы посвящаете друг другу, говорите о своих переживаниях, интересуетесь жизнью друг друга, проводите время с удовольствием, обсуждайте как каждый из вас переживает изменения в вашей семье

Несмотря на то, что партнерские отношения проходят непростое испытание в период появления ребенка, хочется сказать о том, что любой кризис – это возможность развития и перехода на другой этап, который может сделать отношения зрелее и сильнее.

Как помочь себе в таком состоянии?

1. Больше отдыхать

Не стесняйся просить о помощи, привлеки к уходу за ребенком родственников или найми няню. Небольшие траты на помощницу по дому хотя бы раз в неделю существенно облегчат твое состояние. 

Правильно расставь приоритеты: на первом месте – отдых, а уже потом уборка.  

Почаще меняй обстановку – встречайся с друзьями, ходи по магазинам.

Конечно, малыш еще требует большого внимания, но после 5-6 месяцев он уже способен обходиться без грудного молока в течение некоторого времени, так что его вполне реально оставить с кем-то из помощников.

2. Отбрось перфекционизм

Очень хочется быть похожей на мам из Инстаграма: чтобы дом сиял чистотой, ребенок   спокойно позировал для фото, а муж светился от счастья. Не нужно разрываться на части. Быть мамой малыша – это очень большая нагрузка. Обозначьте себе тот минимум, который позволит думать о себе как о достаточно хорошей маме, заботливой жене и неплохой хозяйке. У тебя на ужин есть пельмени? Ребенок сыт и спокоен? Твой сегодняшний минимум выполнен.

3. Обратись к психологу

Все разговоры о том, что раньше женщинам было гораздо тяжелее, а они справлялись – обесценивают твои чувства. Если ты не можешь справиться с усталостью и апатией, ты начинаешь чувствовать неприязнь к собственному ребенку – пора обратиться к специалисту. В этом нет ничего стыдного или странного. Помни, что тысячи женщин испытывают те же переживания, что и ты. 

В современном мире мама проводит с ребенком один на один большую часть времени. Во времена наших прабабушек, “когда в поле рожали и ничего”, система воспитания была совсем другой. Физически работа была объективно тяжелее, но и требований к матери было гораздо меньше. Ты имеешь право уставать даже с одним ребенком и просить помощи. Помни главное: дети очень быстро растут. Очень скоро он перестанет все тянуть в рот, научится разговаривать, а потом и завязывать шнурки. И еще: любой кризис (если, конечно, это не настоящая депрессия) – это скачок развития

Для твоего ребенка – шаг к самостоятельности, приобретение новых навыков, а для тебя – важная мысль, что время и внимание для себя – это важные составляющие счастливого материнства. 

Рекомендации родителям

Преодолеть успешно кризис одного года позволит:

Уважение ребенка, его взросления и потребности в отделении от матери. Принятие матерью своего ребенка.
Эмоционально насыщенное общение с матерью, ее любовь и забота, тепло

Важно поддерживать и развивать желание малыша общаться. Первая социальная потребность ребенка – потребность в другом человеке.
Доступность матери (присутствие рядом, реакция на обращение ребенка), частый телесный контакт (даже при кормлении из бутылочки), ласковое обращение, нежные прикосновения

У мамы должно быть внутреннее чувство спокойствия и счастья.
Отзывчивость, понимание потребностей малыша.
Стабильность и последовательность действий матери, дарящие ребенку ощущение стабильности мира, позволяющие адекватно ориентироваться в мире. Хаотичность матери провоцирует развитие тревожности и неуверенности у ребенка.
Обильное речевое взаимодействие. Ребенок никогда не научится говорить, если с ним не будут общаться взрослые. Но важно избегать давления и долгих монологов
Обращайте внимание на то, что и как вы говорите. Настроение и самочувствие ребенка зависит от тона матери, который малыш умеет различать уже с первых недель жизни.
Речь, интонация, мимика и прикосновения должны быть ласковыми, доброжелательными, уверенными и спокойными
Важны все три элемента.

Речь и активность – два опорных пункта этого возраста

Важно сопровождать словами каждое действие, особенно когда ребенок наблюдает за мамой. Старайтесь избегать ситуаций, когда малыш становится свидетелем грубых слов

Не общайтесь с ребенком, будучи в возбужденном состоянии или тяжело переживая неприятности.

Если нет возможности попросить кого-то о помощи, то не бойтесь серьезно поговорить с малышом, проговорите свое состояние: «Маме сейчас грустно, но это ничего. Такое бывает. Скоро все пройдет, и мы будем с тобой снова вместе улыбаться». Это куда лучше отразится на ребенке, чем лживое «все хорошо» на фоне заплаканных глаз и тревожного состояния. Подобный противоречивый посыл вызовет непонимание малыша, внутреннее напряжение.

Причины

Если родители смогли осознать суть кризиса, им будет проще понять его причины. Это поможет наладить отношения с ребёнком и совместно преодолеть все противоречия этого непростого периода.

Психологи называют следующие факторы-провокаторы:

огромное количество информации, которую нужно ежедневно усваивать и перерабатывать;
необходимость постоянно учиться чему-то новому: есть ложкой, ползать, сидеть, ходить, говорить;
непомерные физические нагрузки: на фоне ещё не сформировавшегося опорно-двигательного аппарата ребёнок начинает ходить, что даётся ему крайне нелегко;
открытие окружающего мира, который, оказывается, не ограничивается кроваткой или одной комнатой, и по нему можно перемещаться — причём самостоятельно;
отрыв от родителей: от них можно уползти и убежать — это второй разрыв с матерью в жизни ребёнка, но уже осознанный (первый — рождение);
отказ от материнской груди — потеря ещё одной важной психофизиологической связи с мамой;
освоение новых предметов (ложки, пирамидки, книжки, телевизора);
выстраивание первых отношений с окружающими: у кого-то можно попросить кушать, у других это делать бесполезно.

С точки зрения психофизиологии, мозг ребёнка постоянно развивается и совершенствуется, он пытается понять, какое место занимает в этом огромном мире и как нужно себя в нём вести. Это первые шаги на пути социализации, и чем увереннее они будут, тем успешнее человек будет в будущем. Но без помощи взрослых малышу это не под силу.

Если раньше он жил по законам биологических ритмов, то к 8-9 месяцам они теряют свою организационную функцию. Его поведение кардинально меняется из-за созревания структур головного мозга и перестройки нервной системы.

Овладение ходьбой, речью, манипулятивными и предметными действиями сопровождается формированием новых качеств психики. Появляется потребность в самостоятельности (ребёнок понимает, что сам может перемещаться, чтобы изучить окружающее пространство и предметы), но для этого отсутствуют условия. Для родителей он всё такой же кроха, и большинство из того, что ему хочется, нельзя.

Разобрав каждую причину подробно и применив её к своему малышу, родителям будет проще понять, что с ним происходит. Это позволит более безболезненно преодолеть возрастной кризис первого года жизни ребёнка. Психологи и педиатры называют данный фактор обязательным условием формирования гармоничной личности в будущем.

Второй скачок роста — познание своего тела

8–9-я недели (пик 8-я неделя)

Лейтмотив: «Вот я какой!»

Что теперь умеет малыш:

держит голову, поворачивает ее, следя за предметом;
обнаруживает, что у него есть руки, ноги, внимательно их изучает;
различает звуки, вкус, запахи;
удерживает игрушку в руках;
пытается перевернуться со спины на живот и обратно;
ему любопытно все, что двигается;
громко заявляет о себе, привлекая внимание.

Особенности поведения

Мир стал для карапуза настолько большим и разнообразным, объем информации так велик, что это приводит его в замешательство. Где спасение? Конечно, рядом с мамой. И если познавать все, то только вместе с ней. Вот он и требует ее постоянно и так рад, когда она реагирует на него.

Что делать родителям?

Берите на руки малыша и носите по квартире, вынимайте из коляски на улице, показывайте различные предметы, людей, объясняете, что и кто это. Давайте крохе в руки игрушку. Пусть он изучает себя. Перебирайте с ним пальчики, прикасайтесь к его ушкам, носику, глазкам, показывайте их на себе и произносите, как все называется. Реагируйте на то, что кроха произносит, отвечайте, давайте ему понять, что вы его слышите. Разговаривайте с ним о том, что видите и делаете. Включайте музыку, спокойную классическую, когда малыш засыпает или беспокоится и капризничает, можно подобрать записи шума моря, пения птиц. В период бодрствования попробуйте что-то ритмичное. Но не навязывайте ему то, что нравится вам. Наблюдайте за тем, к чему проявляет интерес сам малыш, и следуйте за ним. Расширяйте горизонты, которые важны именно ребенку.

Совет психолога:

В 6–7 недель происходит так называемое зрительное развитие руки, ребенок начинает внимательно смотреть на свои пальцы, кулачки. Он еще не понимает, что они его. Он не должен находиться все время на руках мамы, хотя этого-то ему и хочется. Так кроха и правда видит много чего интересного, но в этом случае у него медленно происходит зрительное открытие руки. Его нужно обязательно класть полежать. Тогда уже месяца в три он сможет сам держать погремушку и рассматривать ее сознательно.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий