«Я тебя породил, я тебе Safe Kids и поставлю»
— Все ли проблемы решает установка программ родительского контроля?
— Родительский контроль — это прекрасная вещь, классная штука. Но к таким программам родитель, как правило, обращается, когда уже столкнулся с проблемой. А у ребенка уже сформировался стереотип поведения с телефоном, появилось самовластие, пренебрежительное отношение к родителям.
Родитель ставит как? Раз, и поставил. Нет мотивационной беседы, нет мягкого входа. Я тебя породил, я тебе Safe Kids и поставлю. В ответ получаем агрессию, негодование и желание хакнуть систему.
Даже когда родитель впервые дает свой телефон ребенку, там уже должен стоять контроль. Тем более, когда у ребенка появляется свой смартфон, ему сразу надо объяснить правила, показать программу и рассказать про ограничения. Но в любом случае, контроль — это лишь часть комплекса мер.
Задача разработчика гаджета — сделать так, чтобы им пользовались больше, чаще, покупали, потребляли контент, смотрели, тыкали. Когда ты только потребитель, а не творец, тогда у тебя определенные проблемы с зависимостью, не ты хозяин.
— А наша родительская задача?
«Ребенок закричал, и вы вернули ему телефон». Можно ли нажать на кнопку и выключить истерику?
— Наша задача — сделать так, чтобы у ребенка было управляемое им же внимание, чтобы у него были свои интересы и цели, чтобы он умел ждать, терпеть, преодолевать и умел получать удовольствие без гаджета в руке. — И как вы решали это в своей семье? . — И как вы решали это в своей семье?
— И как вы решали это в своей семье?
— Поскольку была ситуация, которая угрожала жизни и здоровью ребенка, нанесла материальный ущерб семье, это было основанием, чтобы провести программу реабилитации. Для начала мы все забрали. Когда все отключаешь, сначала происходит сильная ломка, обида, а потом начинает возвращаться живой человек.
Был такой разговор: «Дорогой друг, как долго ты входил в это состояние и дошел до такой точки?» Мы посчитали, что несколько лет, и чтобы выйти, нужен срок не менее года.
Было важно, чтобы продолжались занятия музыкой. Это было условием. Нравится — не нравится, ты это делаешь, это часть программы
У тебя должна быть сложная деятельность, где ты учишься трудиться, чтобы происходило развитие эмоционального интеллекта и всего остального
Нравится — не нравится, ты это делаешь, это часть программы. У тебя должна быть сложная деятельность, где ты учишься трудиться, чтобы происходило развитие эмоционального интеллекта и всего остального.
Дальше нужно было, чтобы он испытывал переживания и азарт. «Сын, каким видом спорта ты хотел бы заниматься?» — «Никаким». — «Если ты не хочешь, мы будем решать за тебя, пока есть дефицит мотивации». Выбрали водное поло. Должна быть здоровая усталость, выплеснута агрессия.
Мне было важно, чтобы у него был опыт заботы о ком-то, например, о животных. Поэтому он месяц работал в котокафе, ухаживал за котами, получил опыт служения другим, опыт признания чужими взрослыми, не родственниками. — В семье что-то меняли?
— В семье что-то меняли?
— Конечно. Подключили в свою работу психолога. Он нужен был как точка сброса эмоций для сына, как еще один взрослый, но не родитель. С ним можно что-то обсудить в секрете от папы и мамы, и он заведомо заинтересован в развитии ребенка.
Мы нашли несколько моментов внутри нашей семьи, где у нас выстроились отношения, которые были неким стрессовым фактором. Скорректировали эту систему взаимоотношений. Выстроилась более точная семейная структура.
Что еще? Я очень внимательно смотрел, чтобы у сына появлялись дополнительные интересы. Был период, когда у него была полная апатия, расстраивался очень сильно, была сильная обида. Потом это прошло.
В каком возрасте дети начинают врать?
- В возрасте 3-4 лет детское мышление уже достаточно развито, для того, чтобы придумывать нереальные ситуации и фантазировать. В этом возрасте такое поведение сложно назвать обманом, потому что это является частью становления психики. Малыши говорят о вещах, не соответствующих правде, совершенно открыто и без злого умысла, не боясь наказания.
- После 4 лет малыши уже умеют различать, что такое хорошо и плохо. Поэтому, нарушая запреты родителей и окружающих, они могут стараться схитрить и сказать неправду, чтобы избежать наказания или осуждения.
- С 5 до 7 лет дети уже хорошо осознают поведение окружающих. Видя, как говорят неправду взрослые, они подражают окружающим и перенимают такое поведение на себя, считая это нормой. Если ребенок начал врать в таком возрасте, родителям необходимо в мягкой или игровой форме объяснить, почему обманывать нельзя, для того, чтобы предупредить патологическое вранье в старшем возрасте.
- В 13-14 лет начинается переход во взрослую жизнь. К этому моменту у них четко складывается картина восприятия мира и выбирается определенная линия поведения в жизни. В такой сложный период неправильно сформированное отношение к честности может привести к тому, что вранье станет частью образа жизни подростка, что может негативно сказаться во взрослой жизни.
В этом особенном возрасте родителям необходимо быть особенно внимательными к детям, но не переусердствовать с контролем. При первых признаках вранья следует разобраться в причинах и помочь преодолеть этот недостаток.
Ребенок лжет из страха
Такое часто случается в семьях, где детей воспитывают слишком строго. Дело не только в физическом наказании – выговоры, лишение удовольствий или ограничение свободы заставляют ребенка чувствовать себя униженным. Дети нередко обманывают родителей, когда сломали или потеряли что-то из вещей, порвали или запачкали одежду или съели сладости. Они не могут объективно оценивать масштаб происшедшего, но, если родители слишком трепетно относятся к материальным ценностям или излишне суровы в выборе способа наказания, то у ребенка не остается другого выхода, чем попытаться обмануть их.
Необходимость во лжи отпадет, если вы объясните ребенку, что это нормально, если какая-то вещь сломалась, научите обращаться с наиболее ценными для вас предметами, а самые дорогие из них уберете из свободного доступа. Аналогичные правила нужно установить и для одежды. Если дети очень часто рвут ее или пачкают – отберите для подвижных игр подходящие предметы гардероба, которые ни вам, ни ребенку будет не жалко. Пересмотрите и свое поведение – не слишком ли часто вы подчеркиваете материальные трудности? Все вещи когда-то приходят в негодность, а ожидать от ребенка бережного отношения не следует – его потребность в познании мира намного сильнее, чем материальные резоны. При каждом удобном случае показывайте детям, как можно исправить случившееся – это не только уменьшит вероятность обмана, но и научит детей искать хороший выход из трудных ситуаций.
Часто ребенок вынужден лгать о своих школьных успехах – он страшится наказания за низкую отметку. Постарайтесь сдержать свое недовольство и помогите школьнику: вместе определите, из-за чего это произошло, разберитесь в предмете, подумайте, как исправить оценку. То же самое касается и любого школьного конфликта – ссоры со сверстниками или педагогами. Если ребенок вас обманывает, значит, он уверен, что вместо поддержки и помощи получит наказание.
Поощряйте откровенность, подчеркивайте, что цените честность. Не выясняйте отношений сгоряча, дайте всем успокоиться. В любом случае, наказание за проступок должно быть справедливым и соразмерным. Если ребенок признается в чем-то сам, наказание должно быть намного легче, чем в случае обмана.
Возрастные особенности детской лжи
2-4 года
В столь юном возрасте у малышей начинает рождаться фантазия. Они ещё только пытаются мыслить образами и им часто кажется, что то, что они придумали – существует на самом деле. Ребенок может долго уверять вас в том, что видел Питера Пена. Это не совсем ложь, он правда верит, что видел вечно молодого мальчика. Не стоит ругать его за фантазии или говорить, что никого не существует. Таким образом вы мешаете развитию воображения. Лучше направьте его мысли на творческий путь. Например, пусть он нарисует фею Динь-Динь или придумает про неё сказку.
4-5 лет
Нельзя сказать, что ребенок 5 лет врёт. В этом возрасте ему ещё сложно отличить реальность от вымышленного. Он верит всему, что говорят взрослые, и, в свою очередь, тоже начинает придумывать. Чаще всего так делают дети, которые боятся, что родители перестанут любить его. Например, на вопрос, заправил ли ребенок кровать, он ответит, что заправил, потому что боится, что его начнут ругать и разлюбят. В таком случае нужно спокойно поговорить с малышом, установить с ним доверительную связь. Если вы будете доброжелательны и обещаете ребенку, что не будете его наказывать, он сам пойдёт с вами на контакт.
7-8 лет
Неудивительно, что ребенок 7 лет врёт. В это время в его жизни происходят большие изменения – он идёт в школу. Теперь ему нужен собственный уголок, чтобы делать уроки и готовиться к занятиям. Если у малыша нет такого личного пространства, то он врёт, прикрываясь этим. Также объясните, что самостоятельность не предполагает вседозволенность. Ему придется научиться отвечать за свои слова и поступки. Возможно, ребенок будет проверять вас на прочность с помощью лжи.
Если ребёнок 8 лет врёт, это значит, что он очень хочет понравиться окружающим. В этом возрасте главными людями для него остаются мама с папой, поэтому приукрашивать свои действия малыш будет именно им. Он начнёт скрывать плохие оценки и проступки, говорить, что у него всё хорошо. Задача родителей – объяснить ребенку, что всё тайное становится явным. Так что лучше рассказать всё как есть.
9-10 лет
Ребёнок 9 лет врёт, чтобы поднять свой социальный статус среди одноклассников. Он понимает разницу между правдой и ложью, но всё равно идёт по пути вранья.
Ребёнок 10 лет врёт об отличной работе мамы с папой, о шикарном доме, дорогих игрушках. Нужно сказать малышу, что ничего хорошего из его историй не выйдет. Все рано или поздно узнают правду, и ему станет стыдно за свои небылицы. Ему перестанут верить, друзья от него отвернутся, а вновь заработать их доверие будет очень сложно.
11-12 лет
В этом возрасте малыш врёт, потому что в семье нет доверительных отношений. Также причина может скрываться в излишне строгом воспитании. Поэтому снизьте требования, предъявляемые ребенку и подумайте, почему он вам не доверяет. Если сейчас не решить проблему, дальше будет сложнее справиться с детской ложью. Ведь подростковое время очень сложное. В этот период ребенок требует максимальной независимости, его гормоны бушуют, он думает, что лучше всех знает жизнь.
В 12 лет сын или дочь уже ограничили своё личное пространство. И если родители будут пытаться проникнуть в него, они встретятся с агрессией, грубостью и враньем. Если вас не приглашают войти за рамки личного, самим лучше не лезть. Не вините в этом ребенка, ведь он развивается по законам природы. Враньё – это его защитная реакция. Дети лгут, потому что пытаются компенсировать отсутствие внимания со стороны родителей. Или они защищают товарищей, хранят свою или чужую тайну. Они пытаются самоутвердиться и побыть лидером. Хотя бы в рамках своего личного пространства.
Как распознать детскую ложь?
Родители часто спрашивают, как понять, что ребенок врет? Существуют определенные признаки, свидетельствующие об этом:
- В разговоре он повторяет последнюю фразу, сказанную вами, чтобы потянуть время, которое ему необходимо на придумывание убедительного ответа.
- При разговоре выполняет непроизвольные жесты: теребит себя за ухо, морщит нос, почесывает голову.
- Осознавая всю непривлекательность своего поступка (лжи), начинает говорить более тихим, иногда даже с хрипотцой голосом.
- Чтобы скрыть неправду, может отвлекать вас разговорами на пустые темы.
- О том, что ребенок врет, может свидетельствовать его поза: частая смена положения рук и ног.
- Часто лгуна выдает пристальный, практически немигающий взгляд.
- Если внимательно наблюдать за обманщиком во время разговора, то его могут выдать следующие действия: покашливание, облизывание губ, неоправданно длинные паузы в ответ на обращенный к нему вопрос.
Расшифровать послание
Многие из нас могут вспомнить из собственного отрочества примеры многосерийного эпического вранья, которое с позором разоблачалось, – если не мы сами, то наверняка кто-нибудь из наших друзей был таким Хлестаковым или Мюнхгаузеном. Ребенок со страхом думает, что будет, когда созданная им конструкция рухнет, словно карточный домик, и все узнают правду: что папа совсем не чемпион по карате, что у него нет виллы на Канарах… Зачем они втягивают себя в историю, из которой не могут выйти без потерь?
«Ложью ребенок часто пытается компенсировать некую семейную ситуацию, которая заставляет его испытывать сильные переживания», – говорит Анатолий Северный. «Своим поведением он пытается контролировать то, что его контролю не поддается, – соглашается Наталья Богданова. – Он создает альтернативную реальность, которой может управлять». О своих фантазиях дети любят рассказывать другим людям: одноклассникам, соседям, родственникам. Слушая, те становятся как бы сопричастными к их историям. А когда вымысел существует не только в твоей голове, но и в сознании других людей, он кажется тебе правдой.
Советы психологов, как вести себя с лжецами
Сначала убедитесь, что собеседник вам врет
Нужно научиться обращать внимание на поведение человека, когда он говорит правду, чтобы потом можно было сопоставить. Куда смотрит человек, когда врет? Да куда угодно, но только не в глаза. Но некоторые пристально вглядываются и не отводят взгляд долгое время
Но некоторые пристально вглядываются и не отводят взгляд долгое время.
Проверить имеющиеся факты. Нужно проверить и распознать факты, которые, по вашему мнению, являются неправдой.
Следует определить порядок действий. Если человек точно знает, что ему соврали, он должен продумать свои действия, то как будет себя вести со лжецом.
Надо поговорить с вруном и определить причину его поступка.
Во избежание конфликта с обманщиком надо держать себя в руках и не забывать о социальных нормах. Надо говорить с этим человеком без оскорблений и упреков, говорить необходимо спокойно и сдержанно.
Нужно понаблюдать за его реакцией. Это может быть 3 варианта поведения: отрицание, соглашение и защита. Лучше всего для обманутого именно признание, а иначе конфликта не избежать.
Иногда человеку бессмысленно доказывать, что он врет, ведь для него склонность ко лжи – это как болезнь, как патология.
После того как вас обманули, не надо думать, что все люди постоянно врут, ведь большинство людей честны по отношению друг к другу.
Нужно помнить, что при общении в первую очередь нужно верить не в то, что вы слышите от человека, а в то, что видите собственными глазами.
С чего начинается детская ложь
Я думаю, вы замечали, что где-то с 1−1,5 лет дети уже могут врать. Это обычно выражается в таких ситуациях, когда, например, ребенок не хочет спать, а вы его укладываете. Ребенок начинает проситься пописать, покакать, покушать, попить водички. Знакомо?
Так малыш как бы откладывает момент укладывания спать. Ему не хочется сейчас спать и он таким способом придумывания различных ситуаций, а по сути — отмазок, по сути врет. Это и есть первая ложь.
По мере роста малыша ложь становится более изощренной. Почему это происходит? Потому что происходит развитие интеллекта, развитие воображения, развитие фантазии. И чем умнее ребенок, тем изощреннее он врет, скажем так.
Не зря ведь говорят, что детская ложь зачастую лишь фантазия. Например, была у вас какая-то ситуация, в которой ребенок делал что-то не так, как надо было бы сделать. И он, соответственно, фантазирует, придумывает какой-то другой, альтернативный вариант развития событий.
Он так в него вживается, что реально считает ситуацию правдой, верит в нее и рассказывает этот свой альтернативный вариант другим. А те люди, которые присутствовали при реальном развитии событий, говорят ребенку: «Ты врешь, такого не было». А на самом деле ребенок сам что-то придумал и сам себя в этом убедил. Такое очень часто бывает у детей-дошкольников.
Причины лжи
Дети врут по разным причинам, но они мало отличаются от таковых у взрослых: сохранение личного достоинства, защита внутреннего мира, сохранение безопасности и отношений, привлечение внимания.
Психолог Е. Н. Корнеева провела опрос среди детей 4-7 лет, в котором выяснила, зачем они врут:
- чтобы не ругала мама (40 %);
- чтобы родители не наказывали, не запрещали играть с ребятами (15 %);
- чтобы перехитрить других (7 %);
- ради самоудовлетворения (0,2 %).
Остальные опрошенные (37,8 %) убеждены, что врать нехорошо. Так делают только плохие люди.
Давайте рассмотрим причины лжи подробнее.
Желание выглядеть лучше, престижнее в чьих-то глазах
Если ребенок понимает, что его окружают люди, для которых главная ценность – материальные блага, то он быстро примет эту игру. «У нас три телевизора, пять машин, своя вилла и яхта», «у меня дома сто разных самолетиков». Это актуально для любых достижений: «я уже умею читать», «я могу сам писать без ошибок», «а я вчера на самолете летал», «а я тигра гладил», «у меня дома тоже есть айфон, даже два, просто я не ношу их с собой» и т. д.
Если в присутствии ребенка кто-то хвастается реальными или вымышленными достижениями, то и он ответит тем же. Иногда ложь достигает нереальных размеров, но ведь и другой ребенок еще плохо ориентируется в реальном мире. Так что сверстник вряд ли раскусит вранье. Дети делают это для адаптации, освоения социальной роли, вхождения в группу, сохранения чувства собственного достоинства.
Ложь как защита внутреннего мира
Ребенок – это личность, самостоятельная единица. У него есть личное пространство, свой мир. Не все родители понимают это, отчего регулярно «нападают» на своего ребенка. Каждый ребенок имеет право на тайну, свое мнение, предпочтения, симпатии, личную жизнь. Если родители пытаются выпытать из него все до мельчайших подробностей, требуют обо всем рассказывать или подчиняться их выбору, то вранье не заставит себя ждать.
Народная мудрость гласит: «Самые строгие родители воспитывают самых искусных лжецов». Так девочка, которой запрещают гулять с мальчиками, учится врать о том, где и с кем она находится. А ребенок, которому ограничили доступ к компьютеру, находит другое место для доступа. Иногда родители собственной строгостью толкают детей на опасные знакомства, побеги из дома.
Ложь как спасение отношений
Если ребенок знает, что сделал что-то, что расстроит родителей, например, разбил вазу, то постарается скрыть это. Ложь проявляется в форме умалчивания, но вызвано это искренним желанием сохранить мир и спокойствие в доме. Ребенок верит, что если правда неизвестна, то ничего и не случилось.
Ложь как сохранение безопасности
Дошкольники и младшие школьники неплохо разбираются в социальных нормах, правилах поведения. Они знают, что хорошо, а что плохо и за что их могут наказать. Но вместе с тем они усваивают, что избежать наказания можно при помощи лжи.
Представим, что ребенок взял чью-то игрушку (не знал, что нужно спрашивать разрешения, хотел повредничать или просто позавидовал и захотел такую же вещь), а взрослые не стали разбираться в причинах, отругали и наказали ребенка. Интонации, внешний вид взрослых, угрозы пугают. У ребенка не остается выбора: нужно врать, чтобы сохранить жизнь. Тогда он говорит, что это ему подарили или одолжили, или он нашел.
Уже в 3-4 года дети умеют утаивать правду или придумывать оправдательную историю ради избегания наказания. Но это не взрослая ложь, выглядят такие истории странно и забавно. Например, ребенок может сказать, что конфеты со стола украла мышка или медвежата. В 5-6 лет истории выглядят реалистичнее. И чем чаще и старательнее родители пытаются уличить ребенка в этом, тем искуснее он учится врать.
Ложь как привлечение внимания
Эта форма чаще встречается в семье с несколькими детьми, когда царит дух конкуренции и ревности. Если ребенку не хватает внимания, то он может врать, подставляя этим брата или сестру.
Что делать, и как отучить ребенка врать
Первые попытки лжи у ребенка тяжело назвать враньем в чистом виде. Малыш говорит то, что хочет видеть, а не пытается обмануть родителей. Включается детское мышление: если он опишет ситуацию как он хочет её видеть, то такой она и станет.
В малом возрасте вранье неосознанно
На следующем этапе жизни он понимает, что это так не работает. Если ребенок 8 лет врет, будь то девочка или мальчик, что делать его родителям? В семь-восемь лет дети прибегают ко лжи, чтобы упростить себе жизнь, для них это способ закрыть проблему, особо при этом не заморачиваясь. Малыш не хочет конфликтов, не знает, как их решать и как лучше поступить, поэтому прибегает ко лжи, может даже начать воровать.
Психологи советуют родителям:
- не паниковать из-за вранья детей, ведь это социальная технология.
- не фиксироваться на факте вранья, а воспринимать это как этап развития личности.
К сведению! Стоит отодвинуть в сторону факт лжи и отреагировать на то, что есть на самом деле.
Возрастные особенности детской лжи
Часто дети прибегают к вранью, чтобы избежать возможного наказания, однако до 3 лет малышу незачем врать по нескольким причинам:
- Ему еще незнакомо понятие «ложь».
- Постоянно находится рядом с матерью, считает себя с ней единым целым, и ему нечего скрывать от нее.
- Ложь призвана скрывать информацию и эмоции. Общение в раннем возрасте происходит, опираясь на эмоции, которые они плохо скрывают, поэтому и врать они не могут.
Не всегда стоит ругать за вранье
Начиная с 4 лет, дети осваивают механизм работы лжи и могут прибегнуть к ней:
- Во избежание наказания.
- Для защиты интересов близких или уважаемых людей.
- Приписывание себе и другим людям несвойственных качеств, чтобы рассказать о несуществующих случаях из жизни.
- Развитая фантазия приводит к формированию различных образов, которые связаны с реальностью и неотделимы от нее для ребенка.
Возможные причины детской неправды
Чаще всего дети прибегают ко лжи, чтобы избежать стресса, однако бывают и следующие причины:
- избежание наказания;
- привлечение внимания;
- избегание стрессовых ситуаций;
- перенимание примера с окружающих;
- наличие проблем, требующих решения.
Вранье может быть всего лишь привлечением внимания
Дети младше 7 лет часто фантазируют различные истории, выдавая их за правду. Это не ложь, просто они еще не умеют четко разграничивать реальность от вымысла. Такие истории не несут вреда, а свидетельствуют о богатом воображении.
К сведению! Чаще всего дети лгут не из плохих соображений. Они пытаются приспособиться к окружающим их условиям.
Подражание взрослым
Дети очень наблюдательны. Если ребенок постоянно видит, как лгут его родители, он начинает перенимать такую манеру поведения. Часто родители самостоятельно учат лгать, прося утаить что-то или сказать неправду педагогу или воспитателю. Это может привести к тому, что он так же будет обращаться с родителями и близкими.
Поступки родителей могут сформировать у детей двойственные стандарты о вранье. Они видят, как мама в телефонном разговоре говорит об опоздании, а сама еще даже не начинала собираться. Или отец приукрашивает свою последнюю рыбалку, преувеличивая свой улов. В таком случае формируется установка, что лгать иногда можно.
Строгость воспитания
Если ребенка воспитывают в строгости, его протест может проявиться в виде лжи.
К сведению! Таким образом он пытается противостоять контролю и давлению со стороны взрослых. На вопросы родителей о бытовых действиях, например, чистка зубов — отвечает ложью. Этим он расширяет свои личные границы, показывая, что это его территория, и не стоит сюда заходить.
Недостаток внимания
Часто родители большую часть времени уделяют работе, чтобы обеспечить чадо всем необходимым. Однако в такой ситуации ему не хватает самого главного — внимания со стороны родителей. Он начинает сочинять различные истории и небылицы, иногда может дойти до воровства и хулиганства
Таким образом он пытается обратить на себя внимание родителей
Стоит уделять внимание малышу
Фантазии
Развитое воображение детей постоянно стимулирует сочинение различных историй и небылиц, которые они рассказывают окружающим. Это может быть как фантазия о несуществующем, так и приукрашивание обычных житейских ситуаций. Враньем это назвать нельзя, просто так человек проявляет свою фантазию при взаимодействии с окружающим миром.
К сведению! Бывают ситуации, когда малыш запоминает ситуацию по-своему и воспроизводит ее так, как запомнил. Это не обман в общепринятом смысле, просто он запомнил прошедшее именно так.
Порой фантазирование играет роль психологической защиты, когда подсознание меняет воспоминания, чтобы защититься от болезненных переживаний и эмоций, которые они вызывают.
ОБМАН – КОМПЕНСАЦИЯ ЗА ПОРАЖЕНИЕ
Еще одна форма детской лжи – хвастовство несуществующими достижениями, бахвальство, возникающее тогда, когда малыши хронически неуспешны в том, что составляет главную ценность не для них самих, а для их родителей. Дети в этом случае – просто жертвы родительского тщеславия. От них слишком многого ждут, а они не в состоянии оправдать этих надежд и затраченных средств. Малыши – отличные психологи, тонко чувствующие разочарование и раздражение близких. Им очень хочется соответствовать предъявляемым требованиям, но у них не получается. Тогда они и начинают “придумывать” свои успехи. Например, могут заявить родителям, что сегодня они были лучшими и их перевели в группу отличников, а тренер всем велел брать с них пример. При малейшей реальной удаче они раздувают ее, многократно преувеличивая, только бы заслужить одобрение, признание, ласковый и добрый взгляд мамы. Хвастливый “лгунишка” – это недохваленный ребенок. Переступите через свою суровость и найдите повод почаще восхищаться малышом, демонстрируя ему свою любовь.