7 советов психотерапевта по коррекции истерики у детей и взрослых

Причины истерики у детей от 1 до 6 лет

В возрасте от одного года до шести лет у детей часто возникают истерики. Появляются они не на пустом месте. Внешне истерические припадки выглядят спонтанными, однако у них есть свои причины. Годовалый малыш может заплакать, если мама ему вовремя не поменяет мокрые штанишки, а ребёнок 6 лет капризничает и истерит, если хочет получить желаемую игрушку.

Наиболее распространённые причины истерики:

желание привлечь к себе внимание взрослых; неумение выразить словами своё недовольство; обида, возмущение; стремление что-то получить от взрослых; чувство голода, переутомление; общее болезненное состояние во время какого-нибудь заболевания; реакция на боль; поступок ребёнка остался незамеченным и ему хочется одобрения; слабость нервной системы, ранимая психика. Истерики у ребёнка до 1 года до 2 лет появляются, если ему хочется кушать, пить, спать или у него болит живот

Дети могут долго всхлипывать даже после того, как их желание исполнено и нет никаких причин плакать. Если у малыша мокрые колготки или он сильно устал, долго играя, у него также может начаться истерика

Истерики у ребёнка до 1 года до 2 лет появляются, если ему хочется кушать, пить, спать или у него болит живот. Дети могут долго всхлипывать даже после того, как их желание исполнено и нет никаких причин плакать. Если у малыша мокрые колготки или он сильно устал, долго играя, у него также может начаться истерика.

Чем старше ребёнок, тем осознаннее у него возникают истерические припадки. Дети начинают понимать, что их плач заставляет родителей реагировать на их желания. Маленькие манипуляторы начинают специально закатывать истерики, когда хотят выразить несогласие или протест.

Переходный и переломный этап в физиологическом и психоэмоциональном развитии ребёнка наступает в 3 года. В этом возрасте дети бьются в истерике, когда хотят настоять на своём. Отпрыск специально поступает назло родителям: его просят одеться, а он раздевается, или его зовут, а он убегает. Поступая подобным образом, дети вовсе не хотят разозлить родителей. Они просто не умеют идти на компромисс и не знают другого способа добиться желаемого результата. Дети в этом возрасте обидчивы и злопамятны. Иногда они специально изводят взрослых своим плачем, когда хотят им за что-то отомстить.

Истерики у ребёнка в 4, 5 и 6 лет возникают, если родители его слишком избаловали. В этом возрасте дети уже могут объяснить словами, что они хотят. Если вместо объяснений они закатывают истерику, значит, им хочется любым способом заставить взрослых поступать в своих интересах. Родители, желая успокоить капризного ребёнка, идут на поводу у маленького манипулятора и всё делают так, как он хочет.

Если в старшем возрасте ребёнок очень часто впадает в истерику без каких-либо причин, значит, у него слишком слабая нервная система. В состоянии нервного приступа дети задыхаются от плача, краснеют, у них начинается рвота, появляются судороги, они падают на пол от изнеможения или от потери сознания. В таких случаях нужно обратиться к педиатру или неврологу.

Виды эмоциональных и поведенческих нарушений у детей

Такой вид нарушений поведения у детей проявляется намеренным и осознанным несоблюдением общепринятых социальных норм. Девиантные поступки, как правило, направлены в адрес взрослых.

  • Дефицит внимания
  • Протестное поведение

Выделяют три формы данной патологии: негативизм, строптивость и упрямство.

Негативизм – отказ ребенка что-либо делать лишь потому, что его об этом попросили. Чаще всего возникает в результате неправильного воспитания. К характерным проявлениям можно отнести беспричинный плач, дерзость, грубость или, напротив, замкнутость, отчужденность, обидчивость.

Упрямство – стремление добиться своей цели для того, чтобы пойти наперекор родителям, а не удовлетворить реальное желание.

Строптивость – в этом случае протест направлен против норм воспитания и навязываемого образа жизни в целом, а не на руководящего взрослого.

Агрессивное поведение

Под агрессивным поведением понимают целенаправленные действия разрушительного характера, противоречащие нормам и правилам, принятым в социуме. Ребенок вызывает у окружающих психологический дискомфорт, причиняет физический ущерб живым и неживым объектам и т. д.

Инфантильное поведение

В поступках инфантильных детей прослеживаются черты, характерные более раннему возрасту или предшествующему этапу развития. При соответствующем уровне физических способностей ребенок отличается незрелостью интегративных личностных образований.

Конформное поведение

Конформное поведение проявляется полным подчинением внешним условиям. Его основой обычно служит непроизвольное подражание, высокая внушаемость.

Симптоматическое поведение (страхи, тики, психосоматика, логоневроз, запинки в речи)

В этом случае нарушение поведения у детей является своеобразным сигналом того, что сложившаяся ситуация больше невыносима для неокрепшей психики. Пример: рвота или тошнота как реакция на стресс.

Всегда очень сложно диагностировать нарушения у детей.

Но, если признаки удается своевременно распознать и вовремя обратиться к специалисту, а лечение и коррекцию начать без промедления, то тяжелых проявлений болезни можно избежать, или же, они могут быть минимизированы.

Нужно помнить, что детские психоневрологические расстройства не проходят бесследно, они оставляют свой негативный след на развитии и социальных возможностях маленького человечка.

Но если профессиональная нейропсихологическая помощь оказана своевременно, многие заболевания детской психики излечиваются в полной мере,  а к некоторым можно УСПЕШНО ПРИСПОСОБИТЬСЯ и комфортно ощущать себя в обществе.

В основном, специалисты диагностируют у детей такие проблемы, как  СДВГ, тики, при которых у ребенка наблюдаются непроизвольные движения, или вокализации, если ребенку свойственно произносить звуки, не имеющие смысла. В детском возрасте могут наблюдаться тревожные расстройства, различные страхи.

При поведенческих расстройствах детьми игнорируются любые правила, они демонстрируют агрессивное поведение. В списке часто встречающихся заболеваний нарушения, имеющие отношение к расстройству мышления.

Часто неврологи и нейропсихологи применяют обозначение «пограничные расстройства психики» у детей. Это значит, что имеет место состояние, которое является промежуточным звеном между отклонением и нормой

Поэтому особенно важно вовремя начать коррекцию и быстрее приблизиться к норме, чтобы в последствие не ликвидировать пробелы в интеллектуальном, речевом и социальном развитии

Причины возникновения психических детских нарушений различны. Нередко они обусловлены наследственным фактором, болезнями, травматическими поражениями.

Поэтому родители должны ориентироваться на комплексные коррекционные методики.

Лечение и реабилитация

Дети с поведенческими расстройствами, не получающие лечения и реабилитацию, могут вырасти и превратиться в неблагополучных в психическом и социальном аспекте взрослых. Как правило, чем раньше вмешательство, тем лучше будет результат.

Терапия обычно многогранная и продолжительная. Стратегия и методы зависят от конкретного заболевания и факторов, способствующих ему. Для лечения молодежи с расстройством поведения используется ряд различных психотерапевтических вмешательств, чаще всего – когнитивная-поведенческая и мультисистемная методика.

Программа помощи предусматривают:

Родительское образование. Обучение взрослых тому, как общаться, реагировать, воспитывать ребенка.

Семейная терапия. Всем членам семьи помогают улучшить навыки общения, решения проблем.

Когнитивно-поведенческая терапия. Основная задача – научить маленького клиента выявлять нефункциональные мыли, осознавать эмоции, взять под контроль поведение.

Социальное обучение. Ребенка мотивируют развивать важные элементы коммуникации, такие как умение тактично разговаривать, играть в сотрудничестве с другими.

Управление гневом. Малыша или подростка учат распознавать признаки растущего разочарования. Ему дают ряд навыков совладания с ситуацией, призванных ослабить гнев, не допустить агрессивного поведения. Также преподаются методы релаксации и способы управления стрессом.

Поощрение. Многие дети с поведенческими расстройствами постоянно терпят неудачи в школе и во взаимодействии с другими. Поощрение к совершенствованию конкретных талантов (например, спорта) помогает повысить самооценку.

Медикаменты. Некоторые лекарства используются в педиатрической практике. Они помогают контролировать импульсивное поведение.
Расстройство поведения трудно поддается коррекции. В его преодолении основная роль принадлежит родителям. Справедливость (правила), последовательность (одинаковая интерпретация требований), доступность (положительный образец для подражания) – самые важные и необходимые подарки, которые можно преподнести детям.

В качестве реабилитационного инструмента рекомендована мультисистемная психотерапия. Она определяет поведение как модель, связанную с различными аспектами множества систем, в которые встроен малыш или подросток. Это включает семью, приятелей, школу. Реабилитационные вмешательства предназначены для всех уровней. Они способствуют разобщению с девиантными сверстниками, укреплению связи с родителями и школой. Психотерапия улучшает семейные навыки, такие как контроль и дисциплина. Реабилитационная программа позволяет развить социальную и академическую компетентность в подростковом возрасте.

Консультации по телефонам:+7 (812) 371-08-90+7 (812) 371-48-46

Помощь взрослым при припадке

Что делать, если вы стали свидетелем истерического припадка?

  1. При отсутствии внимания и интереса окружающих к происходящему истерический припадок самостоятельно прекращается. Создайте спокойную обстановку вокруг.
  2. Обезопасьте помещение – уберите опасные и острые предметы.
  3. Громко окрикните человека с целью отвлечь его.
  4. Облейте лицо холодной водой.
  5. Установите контакт с человеком, слушайте, поддерживайте, озвучивайте переполняющие собеседника чувства.
  6. Не проявляйте жалости, состояние может усилиться.
  7. Уложите человека в кровать, дайте успокоиться.
  8. Вызовите скорую помощь для исключения соматических острых состояний.

Как себя вести, если ребенок ушел в истерику

В такие моменты кажется, что на нас обрушивается все и сразу: крик, агрессия, слезы. Но если понаблюдать внимательно, то можно отметить, что сначала ребенок просто кричит, потом может кидать предметы, топать ногами и махать руками, а после начнет безудержно рыдать и смотреть на вас глазам полными страдания. Вот как раз-таки до последнего лучше не доводить. Это самая травмирующая для малыша стадия истерики.  Поэтому гасить ее нужно немедленно, как только вы отметили ее первые признаки.

Janko Ferlič – @specialdaddy on Unsplash

С детьми до 3-х лет

В этом возрасте отлично работает эффект присутствия. Для перегрузки малышу требуется 3-4 минуты, ровно столько, как правило, и длится истерика. В это время вы можете просто посидеть рядом, молча! Если получится, обнимите ребенка – нежно, но достаточно крепко. Если он брыкается, заверните его в шарф или куртку. Мне самой очень помогал этот способ.
Неплохо работает и старый добрый метод отвлечения. «Смотри, там птичка/фея/ единорог» или любой другой интересный объект. Даже если ваш кроха «зависнет» на 10 секунд, этого, как правило, достаточно для того, чтобы забыл об истерике.

С детьми от 2-3 лет

В этом возрасте также никто не отменяет эффект присутствия, объятия и историю про пожалеть. Но уже можно добавить и другие способы. Детей хорошо успокаивает тихий голос значимого для него взрослого (почти шепот). Но это работает лишь в случае, если с мамой или папой установлен хороший эмоциональный контакт. Еще один вариант – предложить ребенку на выбор два действия, которые для вас будут приемлемы. Например, «давай мы пойдем домой и будем готовить вкусное печенье или займемся лепкой».

Хорошо работает метод игнорирования, к которому до 3 лет лучше не прибегать. Нужно оставить ребенка наедине с собой на определенное время – 1 минута на год жизни. Так для трехлетнего малыша достаточно 3-4 минут. 

pixabay.com

С детьми 5-6 лет

К этому возрасту ребенок готов к разговору о том, какие эмоции он испытывает. Можно рассказывать ему о разных чувствах, их проявлении и о том, что это НОРМАЛЬНО! Научите ребенка сообщать об усталости, гневе, раздражении, подберите для него подходящие способы восстановления или снижения градуса эмоций

Побить подушку, порвать бумагу – эти методы прекрасно подойдут для эмоционального выплеска.
ВАЖНО! Как только истерика прекратится, не вспоминая о случившемся, возвращайтесь к привычной жизни и тону общения. Не помешает лишний раз обнять и пожалеть ребенка

Для него такие выбросы – непростая эмоциональная встряска.

Как корректируется навязчивая стереотипия?

Для корректирования нарушения используются такие методы:

Замещение – замена одних стереотипных движений другими, очень похожими по действиям, деятельности, но уже совершенно безопасными. Этот метод действенен в постоянной трудовой занятости (учеба, активное занятие спортом).

Переключение – приступы специально прекращают, предлагают пациенту, похожую, но более спокойную деятельность.

Наработка гибкости – появляются новые стереотипы которые постепенно заменяются, и действуют со старыми – тем самым меняется поведение, которое постепенно становится более мягким, устойчивым и акклиматизированным

Важно, что стереотипии не пропадают сами по себе. Дорога к их уменьшению и возможному излечению – это трудоемкий процесс, постепенный, медлительно — поступательный путь к развитию крохи, чтобы ему не мешали приступы в адаптации к общественной жизни

Прерывание – обычаи, правила ребенка заменяют совсем другими, чтобы он мог свыкнуться с новыми навязчивостями и не боялся этого

Хотя поначалу будут истеричные протесты и истерики, но на это не стоит обращать внимания.

Трансформация – это очень похожий метод с замещением, но при этом меняются все действия и смыслы. Осуществление любого задания не связанного с использованием слов – к примеру собирание мозаики. Тут на первый план выходит наблюдение за действиями ребенка, подбирается задание, которое соответствует его развитию и уровню, возможностям. Существует еще один хороший метод, — использование антистрессовых предметов и действий: можно держать руки в карманах, зажимать скрепку.

Важно научить пациента использовать все эти методы коррекции самостоятельно!

Важно понимать, что с стереотипия — не приговор, не нужно ее бояться, с ней можно и нужно бороться. При этом существует множество способов коррекции: от собирания простого конструктора или мозаики до сложных медицинских препаратов. Но в тоже время не стоит забывать, что когда появился первый успех, то не стоит на этом останавливаться, а нужно и дальше продолжать борьбу с заболеванием

Но в тоже время не стоит забывать, что когда появился первый успех, то не стоит на этом останавливаться, а нужно и дальше продолжать борьбу с заболеванием.

Терапию нужно проводить совместно с профессиональным врачом, который будет использовать основные и дополнительные способы и методы лечения, которые будут особо эффективны в каждом отдельном случае.

Симптомы

Считается, что каждый десятый ребенок до 12 лет страдает оппозиционно-вызывающим расстройством (ОВР). Количество больных мужского пола в два раза превышает число пациенток-девочек. Типичные характеристики и черты:

  • злость, ярость, раздражительность;
  • частые истерики;
  • постоянные споры со взрослыми, особенно с родителями;
  • отказ подчиняться правилам;
  • впечатление намеренного умысла, чтобы рассердить или разозлить других;
  • низкая самооценка;
  • быстрое наступление разочарования;
  • стремление обвинить других в своих бедах или проступках.

Больных несоциализированным и социализированным расстройством поведения считают «плохими детьми» из-за их преступного поведения и отказа принять правила. Согласно статистических данных около 5% десятилетних ребят имеют этот поведенческий дефект. При этом пациентов мужского пола в четыре раза больше, чем женского. Около 30% больных этой группы страдают синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ).

Типичные формы и характеристики:

  • отказ подчиняться родителям или другим авторитетным лицам;
  • повторные прогулы занятий;
  • употребление психоактивных веществ (наркотиков – у подростков; сигарет и алкоголя – у школьников);
  • отсутствие сочувствия;
  • агрессивность по отношению к животным, другим людям, проявление садистских наклонностей, включая издевательства, физическое или сексуальное насилие;
  • инициация драк;
  • использование холодного оружия и подручных средств в выяснении отношений;
  • ложь, лицемерие;
  • принадлежность к банде и преступные деяния (кража, умышленное разжигание огня, проникновение в чужие жилища, вандализм);
  • склонность убегать из дома;
  • суицидальные идеи (встречаются редко).

Установлено, что от 2 до 5% детей страдают синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ). Мальчиков с данной проблемой в три раза больше, чем девочек.

Характеристики СДВГ включают:

  1. невнимательность – проблемы со сосредоточением и удержанием внимания, забывание инструкций, переход от одной задачи к другой, не завершая предыдущее задание;
  2. импульсивность – перебор действий, наличие «короткого запала», хаотичность и непоследовательность, склонность к несчастным случаям;
  3. гиперактивность – постоянное беспокойство и суетливость.

Лечение

Лечение истерических реакций – крайне непростой комплекс разносторонних мероприятий. При истерическом расстройстве личности пациент различными способами пытается воздействовать на врача и манипулировать его действиями. Поведение истерических личностей выходит за рамки приличного, тут и угрозы самоубийства, и отказ от приёма препаратов, самолечение и т.д.

Психопатии, в том числе и истерическая психопатия, лечатся в первую очередь путём психотерапии. Методики психотерапии разнообразны и в каждом случае подбираются индивидуально. С помощью них к пациенту приходит осознание причин данного поведения, разрабатываются новые более продуктивные способы реагирования на происходящее.

При необходимости врач прибегает к назначению медикаментозной терапии. При стойком нарушении сна применяют снотворные препараты, успокоительные травяные сборы. В случаях со стойкой тревогой и невротической симптоматикой возможно назначение транквилизаторов (Феназепам, Диазепам, Грандаксин). Приём осуществляется короткими курсами, продолжительностью 2 – 3 недели.

При присоединении депрессивных проявлений целесообразно назначение антидепрессантов. Предпочтение отдаётся, как правило, селективным ингибиторам обратного захвата серотонина. Например, Сертралину, Пароксетину, Эсциталопраму.

При нарушениях поведения при декомпенсации истерической психопатии и стойком нарушении качества жизни, необходимо назначение корректоров поведения – Неулептила, Тиоридазина. Данные препараты принимаются длительно, привыкания к ним не наблюдается. Плюс – данные препараты используются в жидких формах (капли). Их удобно принять, просто запив водой. Это очень удобно при частых истерических припадках и приступах агрессии.

Родитель требует невозможного

Такое случается, когда родитель сам не знает возрастных способностей малыша и требует от него вещей, до которых он еще не дозрел. К примеру, мама хочет забрать ребенка домой с детской площадки, где тот увлеченно играет. И делает это достаточно резко, не понимая, что малыш в силу возраста просто не умеет быстро переключаться с одной деятельности на другую. Но мама требует немедленного беспрекословного подчинения и начинает злиться на ребенка, потому что тот не слушается и ведет себя «плохо».  

Екатерина Доманькова

– Родителям часто не хватает терпения и времени, буквально нескольких спокойных терпеливых минут. Просто подождать, спокойно объяснив, что пришло время делать что-то другое, не всегда просто. Надо искать аргументы, включить фантазию. В реальном мире это не всегда получается. Но я стараюсь и всегда вижу положительный результат.

Родитель не понимает истинных причин капризов ребенка

Часто за слезами малыша стоит элементарное невыполнение его базовых потребностей: поспать, попить, получить внимание. И проблему можно было бы решить просто стаканом воды или теплыми объятиями

Но мама этого не понимает.

Она хочет третий час подряд ходить по торговому центру и обновлять свой гардероб. Затем она негодует, почему малыш не разделяет ее желаний.  

Екатерина Доманькова

– Если говорить о детском графике, то для меня этот константа. Не спать, поесть в непривычное время – исключение, не правило. Для детей дошкольного возраста сбой режима – большой стресс, стараюсь не допускать этого. Но мне, как маме, конечно, известно, что истерика-режим-невыполнение потребностей не всегда связаны.

Истерика VS манипуляция

Для начала давайте разберемся с понятиями. Истерика – эмоциональный выплеск, необходимый для выхода ярких чувств и переживаний. Происходит это всегда с криком, визгом и рыданиями. Чем они громче, тем лучше. Ведь задача истерика – привлечь как можно больше внимания к своей персоне. И это несложно проверить. Крики и визг достаточно быстро прекращаются, если оставить ребенка без внимания. По сути, это эмоциональный выплеск, связанный с тем, что чувства в буквальном смысле раздирают малыша и требуют выхода. С детской истерикой сталкивается каждый родитель, и в такой ситуации не всегда понятно, как реагировать на всплеск эмоций, особенно если неприятная сцена произошла в общественном месте. При наличии свидетелей родителю непросто принять тот факт, что истерика ребенка никоим образом не характеризует ни его, ни его отпрыска с негативной стороны. Почему же ребенок истерит? Истерика не всегда затевается с целью манипуляции взрослым. Груднички и дети до двух-трех лет могут плакать, визжать и топать ногами из-за психического и физического перенапряжения. Малыш не может внятно объяснить, из-за чего он испытывает дискомфорт. Таким образом ребенок выплескивает эмоции и успокаивается. То есть в некоторых случаях истерика бывает полезна. Однако так бывает не всегда. 

Дети постарше могут преследовать определенные цели, причем этот алгоритм вырабатывается благодаря реакции родителя или другого взрослого. Если посредством крика ребенок добивается разрешения на развлечение или иных “плюшек”, в дальнейшем скорее всего он будет использовать проверенный метод. В статье расскажем, как отличить истерику от манипуляции и что делать, если ребенок вышел из себя.

С манипуляциями все иначе. Это понятие психологическое, связанное с требованием ребенка получить желаемое любой ценой, здесь и сейчас. И если его желание не выполняется, то сразу крики, визг и слезы.  Все то, что родители наблюдают и во время истерики. Но в случае с капризом все сложнее – эмоциональный выброс направлен на того, кто не выполняет прихоть ребенка. Манипулятор не требует зрителей, поэтому успокоить малыша сложнее.Детский психолог Евгений Олегович Комаровский полагает, что большинства истерик можно избежать, всего лишь не обращая внимания на «театр одного актера»:

Как помочь взрослому при истерике?

  • Создайте спокойную обстановку. По возможности избавьте от заинтересованных зрителей. Дайте человеку побыть несколько минут наедине.
  • Обрызгайте холодной водой лицо, шею, руки. Предложите выпить воды и умыться.
  • Слегка похлопайте по лицу и рукам. Резкие удары могут ухудшить состояние и вызвать новый приступ истерики.
  • Совершите поступок, которого человек не ожидает – заверните в одеяло, запойте.
  • Дайте понюхать ватку, смоченную уксусом или нашатырем Резкий запах воздействует на рецепторы и определенные зоны мозга и случит отвлекающим фактором.
  • Не общайтесь с ним. Если данные меры не сработали, то не разговаривайте с кричащим человеком. Сделайте равнодушный вид и займитесь своими делами.
  • персен форте;
  • ново-пассит;
  • фитосед;
  • валокордин;
  • адонис бром.

Куда обратиться, если у ребёнка частые истерические припадки?

В первую очередь, не стоит заниматься самолечением. Конечно, как родитель вы лучше знаете, что необходимо вашему ребёнку. Но порой истерики и капризы переходят все дозволенные границы и их частота нарастает изо дня в день. Конфликты и обиды копятся, продолжают порождать новые волны агрессии и негодования как родителей, так и детей.

Обратитесь к детскому психологу в детском саду, школе. Вместе вы сможете выяснить причины нежелательного поведения ребёнка и выработать тактику действий при надвигающейся истерике вашего чада.

Детский психиатр сможет помочь при запущенных нарушениях поведения, требующих не только психотерапевтической работы с маленьким человеком и его семьёй, но и подключения медикаментозной терапии, препаратов, влияющих на поведение.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий