Искусственное и грудное вскармливание: два разных мира

Контакт установлен

Новорожденные начинают реагировать на людей, как только появились на свет. Уже в первые часы после рождения малыш может сосредоточенно рассматривать лицо человека, если оно находится в 20 – 25 см от его глаз. На таком расстоянии он видит лицо матери, когда она кормит ребенка.

Малыш может одарить вас рефлекторной улыбкой, которая вызывается легким прикосновением к его щеке.

К концу первого месяца жизни ребенок начинает откликаться на голоса, поворачивая голову в сторону, откуда они раздаются, учится устанавливать контакт глаз.

Социальная улыбка, адресованная взрослому в ответ на его ласковое обращение, появляется у младенцев на втором месяце и достигает своего расцвета в три месяца, когда малыш охотно улыбается любому человеку. К этому же возрасту ребенок начинает гулить, особенно в минуты ласкового общения с ним. Социальная улыбка и гуление — важные вехи в психическом развитии младенца, так как они сигнализируют о начале настоящей коммуникации между малышом и взрослым.

Как понять, что у малыша формируются контакты с людьми:

Смотрит в глаза взрослому (примерно к концу третьей недели жизни), выражая интерес и давая понять, что настроен на коммуникацию;
Отвечает улыбкой на действия взрослого (в конце первого месяца жизни), демонстрируя удовольствие от общения;
Оживляется, чтобы привлечь внимание взрослого (на третьем месяце жизни);
Гулит, вокализирует в паузах между обращенными к нему репликами взрослого.

Общение с малышом сразу после рождения

В результате десятков исследований в разных странах ученые пришли к выводу, что для малыша и мамы крайне важно контактировать в первые часы после родов. В рамках эксперимента одних детей сразу после рождения выкладывали на мамин живот, других уносили для проведения традиционных послеродовых манипуляций.

В первой группе малыши вели себя одинаково: лежа на животе у роженицы, они открывали глаза, двигали руками, дотрагиваясь до мамы и до своего рта, искали грудь, высовывали язык и пытались приложиться к ней, наконец начинали активно сосать, когда в процессе своих поисков добирались до цели.

Реакцией мам на такое поведение было резкое возрастание уровня окситоцина (гормона привязанности и удовольствия). Исследователи сделали вывод, что новорожденные используют доступные им двигательные навыки для стимуляции выработки окситоцина у матери и, как следствие, для налаживания первого контакта. Поскольку окситоцин отвечает за эмоциональное состояние, после родов он позволяет женщине расслабиться и отдать молоко, которое начинает вырабатываться под воздействием другого гормона — пролактина, выделяющегося, когда малыш сосет грудь. Окситоцин также вызывает сокращения матки и уменьшает послеродовое кровотечение, что ускоряет наступление восстановительного послеродового периода.

Более половины малышей из другой группы после возвращения к маме не демонстрировали поискового поведения, долго не могли приложиться к груди и начать сосать.

Прикорм

Правила вскармливания детей первого года жизни гласят о необходимости прикорма. Что это такое и когда нужно вводить прикорм?

Прикорм – это постепенное введение продуктов питания. При этом грудное вскармливание не прекращается. До шести месяцев ребенок получает все необходимые питательные вещества из молока. После полугода молоко не в полной мере покрывает его потребности. Именно в этот период вводят готовые продукты питания. Кроме пищевой ценности, есть и другие причины для введения прикорма.

Зачем нужен прикорм?

  • Для развития органолептического восприятия – новые вкусы, запахи, консистенция пищи.
  • Для формирования правильных пищевых навыков – глотание пищи, откусывание, пережевывание.
  • Для получения социальных навыков – приучение к церемонии приема пищи. Рекомендуется выделить ребенку свой стол и стул или отдельное место за общим столом.
  • Для обучения пользованию столовыми приборами.

Какие продукты подходят для прикорма?

Овощи (с 4 месяцев) и фрукты сначала дают в перемятом состоянии. Сначала в рацион вводят овощи, а потом – фрукты.
Каши (с 4,5 месяцев). Для прикорма подойдут кукурузная, рисовая и гречневая каши. Вначале нужно давать каши по отдельности, позднее – можно смешивать разные крупы. Потом в каши можно добавлять овощи и фрукты, но только те, которые ребенок уже пробовал ранее.
Мясо дают с 5 месяцев. Мясо должно быть приготовлено и перемято (измельчено в блендере). Для первичного мясного прикорма подходят несколько сортов мяса: телятина, крольчатина, индюшатина.
Творог вводится в рацион в 6 месяцев. Обычно родители предпочитают готовый творог заводского приготовления. Основная масса производителей детского питания предлагает свой продукт. Предпочтение можно отдать любому из них.
Кефир стоит выбрать аналогично творогу, вводится в питание кефир с 7 месяцев.
Яйцо разрешено с 8 месяцев. Стоит помнить, что куриное яйцо — продукт потенциально аллергенный. Альтернативой ему является яйцо перепелиное. В первом случае количество продукта ограничивается ¼ — ½ варёного яйца за сутки, во втором случае яйцо возможно употребить целым.
Рыба белых сортов в отварном виде разрешена после 9 месяцев. Однако в виду возможных аллергических реакций, допустимо отсрочить введение в прикорм рыбы до исполнения ребёнку 12 месяцев.

Категорически исключены жирные блюда, жареные продукты, консервы, а также кофе, чёрный чай и газированные напитки. Сок малышу давать можно, но только разведенный водой и после 6 месяцев.

В самом начале прикорма все продукты имеют консистенцию пюре. После того, как ребёнок освоил пюреобразную пищу, настаёт время кусочковой пищи. Для родителей знаковым событием для такой смены питания обычно выступает появление у ребёнка зубов.

Примерная схема введения прикорма

  • 4 месяца – овощи и фрукты
  • 4,5 месяца – каши
  • 5 месяцев – мясо
  • 6 месяцев – творог
  • 7 месяцев – кефир
  • 8 месяцев – яйцо
  • 9 месяцев – рыба

При установленной отягощённости аллергоанамнеза рекомендуется позднее начало введения прикорма, а именно — после 6 месяцев. В качестве первого прикорма допустимы и овощи, и каши. Овощи предпочтительны у детей с нарушениями пищеварения, со склонностью к запорам, с паратрофией (избытком массы тела). Каши, наоборот, рекомендуются маловесным детям, с медленными темпами прибавки в весе.

Несмотря на преобладание энергетической ценности продуктов прикорма над ценностью материнского молока (особенно явно это проявляется во втором полугодии жизни), рекомендуется продолжать грудное вскармливание до 12 месяцев.

Естественное вскармливание

Ответ спрятан в самом названии: малыш питается грудным молоком. Специалисты едины во мнении: грудное молоко — лучшее питание для малыша, а сохранять его обязательно хотя бы до 12 месяцев. В грудном молоке содержится огромное количество питательных и полезных веществ, необходимых для ребёнка. Кроме того, грудное молоко каждой женщины уникально и подходит — как ключ к замку — именно для её ребенка.

Существует несколько видов естественного вскармливания:

  • когда мама сама кормит ребёнка грудью;
  • ребёнок питается сцеженным грудным молоком матери из бутылочки или других приспособлений;
  • когда малыш получает донорское грудное молоко по показаниям и только после консультации с врачом.

Как наладить естественное вскармливание

Несмотря на то, что грудное вскармливание — это природный процесс, он нуждается в «настройке». В первые полчаса после рождения кроху прикладывают к груди, где он выпьет всего 3–5 миллилитров молозива — концентрированного секрета молочных желез, который вырабатывается с конца беременности и в первые дни после родов. Молозиво достаточно насыщено питательными веществами, иммунными и другими полезными факторами, чтобы удовлетворить потребности новорождённого малыша.

В следующие несколько дней малыш будет есть молозиво, и только примерно к концу первой недели после родов у мамы появится переходное, а затем зрелое молоко, которое и станет основой рациона новорождённого ребёнка и малыша первых месяцев жизни.

В первое время будет лучше придерживаться свободного вскармливания, прикладывая ребёнка к груди по его требованию, примерно каждые 2-3 часа днём и через 3-4 часа ночью. Методику прикладывания к груди, особенности техники грудного вскармливания необходимо обсудить с педиатром.

Мамам и папам на заметку:

По рекомендации педиатра, который наблюдает малыша, между 4 и 6 месяцами жизни ребёнка на фоне грудного вскармливания начинают вводиться продукты прикорма. Прикорм — это все продукты, кроме женского молока и детских молочных смесей, дополняющие рацион пищевыми веществами, необходимыми для обеспечения дальнейшего роста и развития ребёнка.
Сроки, схему, а также первые продукты для прикорма малыша определит ваш педиатр. У детского питания «ФрутоНяня» есть специальная линейка продуктов, которая подходит для первого прикорма. Она называется «ПЕРВЫЙ ВЫБОР».

Трудности с установлением контакта

Несмотря на все усилия будущих родителей, иногда установление первого контакта может быть отсрочено по разным причинам. Что это за причины?

Образ реального ребенка не совпал с образом ангелочка из ваших фантазий, сформировавшимся во время томительного ожидания малыша. Он не розовощекий, совсем не похож ни на одного из вас, у него вытянутая голова, и он вовсе не так мил. Родители, терпение! После жизни в водной среде и путешествия по родовым путям малыш действительно может не обладать ангельской внешностью, но щеки — дело наживное, а родные черты будут узнаваться, когда кроха начнет улыбаться или хмуриться в ответ на ваше к нему обращение;
У мамы гормональная буря или послеродовая депрессия. Уход за ребенком, прикладывание его к груди, совместное пребывание помогут привести эмоциональный фон в порядок;
Процесс родов отнял у мамы огромное количество сил и энергии. Ей нужно отдохнуть, хорошо, если на это время заботу о малыше возьмет на себя папа

Важно, тем не менее, чтобы ребенку был обеспечен телесный контакт с мамой и прикладывание к груди. Последнее необходимо для слаженной работы гормонов, способствующих лактации и установлению крепкой эмоциональной связи;
Новорожденному потребовался специальный медицинский уход, и он находится в палате интенсивной терапии

Ничего важнее родительской поддержки для него сейчас нет, поэтому старайтесь как можно больше находиться рядом с малышом, гладьте его, берите на руки, разговаривайте с ним, смотрите на него: это успокоит младенца и сделает ваш контакт более близким.

Какова бы ни была причина, важно поскорее определить проблему и устранить ее. Обратитесь за помощью к родственникам, медицинскому персоналу в роддоме или другим специалистам — неонатологу и психологу

Поддержка и добрый совет помогут вам наладить связь с вашим ребенком.

Схема перевода на другую смесь

Если возникла необходимость поменять смесь – когда малыш перешел на другую возрастную ступень или ему потребовалось специализированное питание – это также нужно делать постепенно.
Известны разные схемы, как переводить ребенка на другую смесь, но во всех есть общая рекомендация: новую смесь начинают вводить с маленького объема – 10 мл, или 2 чайных ложки, – в первой половине дня. Это необходимо, чтобы отследить возможные нежелательные реакции организма малыша на новый продукт.

Дальше объем новой смеси и число кормлений с ней увеличивают, например, таким образом:

Пример плавного перехода на новую смесь 

  • на вторые сутки добавляют по 10 мл новой смеси в 3 кормления,
  • на третьи – по 20 мл в 3 кормления,
  • на четвертые – по 50 мл в 5 кормлений,
  • на пятые – по 100 мл в 4 кормления,
  • на шестые – по 150 мл в 5 кормлений и на седьмые – по 180 мл в 5-6 кормлений.

Для удобства можно распечатать или начертить себе такую таблицу и в ней отмечать, как малыш реагирует на новую смесь. Если возникнут сложности, вам проще будет отследить, после какого объема нового питания они начались, а также наглядно объяснить проблему врачу.

Сутки 1 2 3 4 5 6 7
Объем смеси (мл) 10  10  20  50  100 150 180
Количество кормлений с новой смесью  1 3 3 5 4 4-5 5-6
Реакция ребенка на смесь

Разводят старую и новую смесь всегда в разных бутылочках. По поводу смешивания старой и новой смеси после разведения, при кормлении, педиатры расходятся во мнении. Одни считают, что смешивать питание нельзя, новую смесь нужно давать в отдельной бутылочке перед кормлением старой. Другие допускают смешивание обоих смесей в одной бутылочке после разведения, но только если это смеси одного производителя стандартной линейки. Также возможно после разведения смешивать в одной бутылке стандартную и антирефлюксную смесь одного производителя. С другими специализированными смесями лучше не рисковать.

Это важно!

Категорически нельзя смешивать в одной бутылке стандартные смеси со смесями на основе гидролизатов, например, класса комфорт, гипоаллергенную, аминокислотную и другие лечебные смеси.

Диалог мамы и малыша

Замечено, что мама ведет себя с младенцем иначе, чем с другими людьми.

При ухаживании за малышом у мамы появляется особая манера говорения: речь становится замедленной, с паузами, с простыми словами и короткими предложениями, меняется ее ритмика, повышается высота голоса, появляется «певучесть».

Между мамой и малышом устанавливается своеобразная коммуникация, первое время представляющая собой постоянный монолог мамы: она задает вопросы, делает паузу и от имени ребенка сама на них отвечает.

Такой необычный формат общения имеет большое значение для психического развития ребенка. Уже через месяц-другой в одну из таких пауз малыш откликнется агуканьем и гулением. Мама подхватит его отклик и продолжит коммуникацию, побуждая малыша к ответным реакциям. Ребенок, получая позитивный опыт общения, будет и дальше откликаться на приглашение самого главного собеседника в его жизни «поговорить». Со временем монолог мамы перейдет в гармоничный диалог с малышом.

  • «Перенастраиваются» под особый тип общения и невербальные каналы коммуникации: на лице теперь неизменная теплая улыбка, глаза широко открываются, брови приподнимаются вверх — каждая мимическая черта излучает свет и любовь; движения рук становятся плавными, мягкими, легкими;
  • Так начнется полноценное общение, в процессе которого мама и младенец будут узнавать друг друга и подстраиваться под «собеседника», научатся читать сигналы к началу и окончанию взаимодействия: гуление, улыбка малыша — приглашение к общению; если ребенок отворачивает голову, зевает — это знак того, что он хочет избежать контакта, чувствует эмоциональную перегруженность;
  • Для того чтобы диалог был взаимно полезным, маме необходимо научиться читать такие сигналы, относиться к ним с пониманием. Не нужно настаивать на продолжении контакта, когда малыш уже устал, и, наоборот, оставаться эмоционально холодной, когда кроха вызывает ее на контакт.

Смешанное питание новорождённого

Смешанное вскармливание — это кормление ребёнка грудным молоком, в том числе материнским сцеженным или донорским, в любом сочетании с адаптированной молочной смесью. Как правильно организовать смешанное вскармливание, подскажет педиатр. Обычно это делается по показаниям. К такому вскармливанию прибегают, когда недостаточно грудного молока. Недостаточность питания, необходимость и объём докорма смесью определяет доктор при осмотре малыша.

Есть несколько рекомендаций для мам малышей, которые находятся на естественном или смешанном кормлении:

  • кроху следует прикладывать поочерёдно к обеим грудям;
  • для докорма стоит использовать соски и бутылочки, индивидуально подобранные для ребенка по форме, объему и прочим параметрам, в зависимости от возраста малыша;
  • нужно правильно рассчитать необходимое количество смеси — это может сделать только педиатр с учетом всех индивидуальных особенностей развития и состояния здоровья малыша.

Растите здоровыми!

Рецензент
Ковтун
Татьяна
Анатольевна

Научный советник АО «ПРОГРЕСС», кандидат медицинских наук

Все статьи эксперта

Когда нежелательно менять смесь

Чтобы вводить ребенку новую смесь, нужно выбрать время, когда малыш полностью здоров и спокоен. Любая стрессовая ситуация может помешать маленькому организму успешно освоить новое питание. Такие стрессы для ребенка это:

  • Болезнь. Организму нужны силы, чтобы бороться с вирусами или бактериями, а не привыкать к новой еде.
  • Путешествие. В непривычной обстановке малыш может быть растерян, возбужден, капризен. Смена питания в таких обстоятельствах только усилит стресс.
  • Прорезывание зубов. В этот период организм ослаблен и уязвим, поэтому риск того, что новое питание вызовет нежелательные последствия, тоже увеличивается.
  • До и после профилактических прививок. Опять же, основные силы организм кинет на выработку иммунитета, а на переваривание новой смеси их может не хватить.

Делаем выводы:

  1. Переводить ребенка с грудного вскармливания на смесь нужно постепенно, независимо от того, полный это переход или введение докорма.
  2. На другую смесь также нужно переходить тем дольше, чем меньше малыш. При смене смеси консультация педиатра обязательна.
  3. Переходить на новую смесь нельзя одномоментно. Не нужно менять смесь без необходимости, как и паниковать при первых легких расстройствах пищеварения. Переходя на смесь следующей возрастной ступени, выбирайте продукт того же производителя, что и раньше.
  4. Смесь нежелательно менять в любых стрессовых ситуациях: во время болезни, прорезывания зубов, в путешествиях, до и после прививок.

(1
оценок; рейтинг статьи 5.0)

Привязанность мамы и ребенка

Психологи давно изучают психологию связи ребенка и мамы, ее значение для дальнейшей жизни человека

Ребенку для его психологического благополучия очень важно испытывать привязанность к маме. Качество и наполненность этой связи определяет все дальнейшее психическое развитие и закладывает основы психологического портрета личности ребенка — его способности устанавливать здоровые и доверительные отношения с окружающими

Привязанность создается постепенно.

  • Вначале младенец обращен к любому контактирующему с ним лицу: он гулит и дарит улыбку каждому, кто вступает с ним в ласковый разговор и контакт глаз;
  • Далее ребенок выделяет одного определенного человека и сосредотачивается на нем (обычно это мама);
  • Затем он начинает исследовать мир и его законы, взаимодействуя с этим избранным взрослым; цель такого взаимодействия — чувство защищенности, стабильности и удовлетворения, которое он находит, получая должный уход за собой и теплое эмоциональное общение;
  • Наконец, в возрасте раннего детства ребенок дорастает до установления партнерских отношений с взрослым.

Психологам известно, что для полноценного развития в младенчестве ребенку недостаточно только удовлетворения его жизненно важных физических потребностей. Для налаживания контакта с внешней средой крохе нужен проводник в мир эмоциональных связей и социальных ролей.

Выступая таким проводником, мама формирует будущую модель взаимодействия ее ребенка с миром. И от качества и характера ее контакта с малышом зависит то, с каким настроением и ожиданиями малыш обратится к миру.

Как правильно наладить грудное вскармливание после родов?

О пользе грудного молока сказано очень много. Это неоспоримый факт. Любая женщина мечтает дать своему малышу все самое лучшее, но, чтобы наладить кормление новорожденного, нужно обладать соответствующими знаниями.

Грудное вскармливание — действительно совершенно естественный процесс. Как только женщина забеременела, ее организм уже готовится к этому посредством изменения гормонального фона.

Особую важность представляет собой первое прикладывание новорожденного к груди мамы, которое должно произойти в самые короткие сроки, еще в родильном зале. Контакт «кожа к коже» и первые сосательные движения запускают цепочку биохимических процессов в организме мамы

Несмотря на то, что в молочных железах еще нет молока, именно акт сосания помогает наладить лактацию и стимулирует выработку гормона любви — окситоцина. Для женщины его значимость заключается и в том, что благодаря ему происходит сокращение матки после родов. Кстати, интересный факт: если малыша положить маме на грудь, он самостоятельно без чьей-либо помощи сможет найти сосок. Во время беременности ореолы груди приобретают более темный цвет, чтобы еще плохо видящий малыш мог найти грудь, а железы Монтгомери (точки вокруг соска) выделяют секрет, имеющий запах околоплодных вод, в которых ребенок пробыл всю беременность.

Первое, что получает новорожденный, — это молозиво. Его совсем немного, но младенцу достаточно! Молозиво — уникальный продукт, содержащий большое количество белка, альбуминов, антител, иммуноглобулинов (это мощнейшая защита ребенка от различных инфекций). Состав молозива и зрелого молока, которое приходит позже, различается: в первом в разы меньше жиров и углеводов, что позволяет полностью усваиваться в организме новорожденного и обеспечивать его силами и энергией.

Примерно на 3–7 сутки приходит зрелое молоко. Лактация на данном этапе нестабильна

Еще больше волнения возникает, когда после ежедневного взвешивания в роддоме мама слышит, что ребенок теряет вес! Ребенку не хватает молока?! Внимание: это физиологическая потеря массы тела. В норме она не должна превышать 8% от первоначального веса

Во всех остальных случаях ребенку достаточно молока.

Как часто следует прикладывать ребенка к груди? Как можно чаще — именно это и будет залогом успешной лактации в дальнейшем.

О том, как наладить грудное вскармливание после родов, читайте здесь.

Грудное вскармливание как способ наладить контакт

Значение грудного вскармливания куда шире, чем банальное удовлетворение естественной потребности ребенка в пище. Оно еще и является продолжением связи между мамой и ребенком, начавшейся внутриутробно. Установленный сейчас контакт окажет влияние на все последующее формирование детско-родительских отношений, поможет выстраиванию доверительности и эмоциональной близости взрослого и ребенка.

Грудное вскармливание укрепляет тесный эмоциональный контакт между мамой и малышом, дает ребенку утешение и чувство защищенности, а мама испытывает удовлетворение от выполнения этой важной миссии.

Что делать для налаживания контакта при искусственном вскармливании? Нужно изменить технику кормления. Замечено, что «прием пищи» из бутылочки длится значительно меньше, чем сеанс грудного вскармливания: 10 минут против 30 – 40. Более того, иногда ребенка кормят прямо в кроватке, не беря его на руки. При возможности мама поручает эту функцию отцу ребенка, бабушке или няне. И если задача накормить голодного малыша таким образом выполняется, то задача налаживания и поддержания тесного эмоционального контакта — совсем нет.

Как проводить кормление из бутылочки и поддерживать контакт с малышом:

  • Возьмите ребенка на руки;
  • Во время кормления нежно поглаживайте малыша;
  • Оставьте его руки свободными, чтобы он мог прикасаться к вам;
  • Поддерживайте контакт глаз;
  • Поговорите с малышом после кормления, если он не уснул.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий