Грудное вскармливание мальчиков и девочек: есть ли разница?

Развитие малыша к 4 месяцам

В 4 месяца главным для ребенка становится координация движений глаз и рук. Хватательный рефлекс постепенно ослабевает, движения рук становятся осознанными, приобретают смысл, особенно когда нужно до чего-нибудь дотянуться, хватательный рефлекс постепенно угасает. Именно собственные ручки (а иногда уже и ножки) становятся самыми любимыми игрушками для малыша.

Может появиться активное слюноотделение — так начинают прорезываться зубки. Не удивляйтесь, если произойдет это только через пару месяцев и больше.

Физическое развитие в 4 месяца:

  • Самостоятельно или при помощи взрослого, придерживающего его за одну руку, переворачивается со спины на живот (а иногда и с живота на спину);
  • Тянется за предметами, ощупывает их;
  • Облизывает пальцы, сосет кулачок, с этой же целью пытается дотянуть до рта ножки;
  • Ритмично дрыгает ножками и переносит на них вес;
  • Исчезает гипертонус ног.

Психоэмоциональное развитие в 4 месяца:

  • В общении отдает предпочтение маме, узнает ее, радуется при ее появлении, может капризничать, когда она ненадолго отходит;
  • «Воркует» с родителями, когда у него хорошее настроение;
  • Активно улыбается, смеется, визжит от восторга;
  • Реагирует на звук своего имени;
  • Долго может заниматься висящими над кроваткой игрушками;
  • Появляется лепет и первые слоги — «ма», «ба», «па».

Можно ли собирать мочу с вечера

На вопрос, можно ли собрать мочу ребенку с вечера, ответ однозначный: нет. Исключение составляет лишь анализ, при котором собирают суточный объем выделений. Его делают при некоторых заболеваниях, и в этом случае врач подробно объяснит вам методику сбора. Если мама собрала мочу ребенка с вечера для обычного общего анализа и утром отнесла её в лабораторию, то результаты исследования будут искаженными. За ночь белок в моче начнет распадаться, а патогенные (“вредные”) бактерии – размножаться. Если доктор назначит лечение на основе данных такого анализа, оно будет неверным и может пойти во вред ребенку. 

Советы, как собирать мочу у детей

При использовании мочеприемника все просто: подмываем ребенка, крепим приспособление, ждем результат.
Чуть сложнее, если приходится обходиться без него. Здесь придется проявить изобретательность:

  • Если ребенок еще носит подгузники, то утром он захочет в туалет, когда подгузник с него снимут – из-за резкого охлаждения. Поэтому подготовьте стерильную емкость, возьмите малыша в ванную комнату, уберите подгузник и быстро подмойте ребенка. После этого или возвращайтесь для сбора материала для анализа в комнату, или пытайтесь собирать мочу удобным вам способом прямо здесь.
  • Вместо мочеприемника можно воспользоваться новым полиэтиленовым прозрачным пакетом. Разрежьте его по бокам примерно на две трети или вырежьте с двух сторон чуть ниже середины отверстия для ножек ребенка. Наденьте этот импровизированный подгузник на малыша. Если стороны были разрезаны, свяжите их с друг другом или закрепите с помощью ленты. Ребенка придется носить на руках, чтобы пакет не свалился и не пугал малыша шуршанием. Когда материал для анализа будет собран, аккуратно отрежьте уголок пакета и слейте содержимое в контейнер.
  • Переливать мочу на анализ из горшка нельзя, но в горшок можно поставить подходящую по форме и размеру стерильную посудину и собрать материал в нее.
  • Сложность может вызвать задача как собрать мочу у годовалого ребенка, которого уже не удержать на месте. Непоседу придется носить на руках, закрепив мочеприемник или пакет, или удерживать его на горшке, развлекая книгами, песенками, беседой.
  • Если ребенок не хочет писать, можно включить звуки льющейся воды или открыть кран. Можно легонько надавить несколько раз в область лобка. Можно посмешить, пощекотать малыша. Постарайтесь успокоиться и не подгоняйте ребенка. Он может занервничать вместе с вами, напряжётся, и результата придется ждать еще дольше.

Список

  1. Перед сбором мочи на анализ нужно приготовить стерильный контейнер и подмыть ребенка.
  2. Собрать мочу мальчику можно с помощью мочеприемника или непосредственно в контейнер.
  3. Собрать мочу девочке сложнее. Если нет мочеприемника, можно подставить неглубокую тарелку.
  4. С вечера собирать мочу нельзя. От сбора до передачи в лабораторию должно пройти не больше 2 часов. Также нельзя выжимать пеленку или переливать мочу из горшка.
  5. Для сбора мочи можно воспользоваться полиэтиленовым пакетом, поставить в горшок подходящую по объему стерильную ёмкость. Простимулировать ребенка пописать можно с помощью звуков льющейся воды.

(1
оценок; рейтинг статьи 5.0)

Развитие малыша в 8 месяцев

Где мама? Если в 7 месяцев малыши беспокоятся, когда мамы нет рядом, то в 8 месяцев у детей появляется боязнь незнакомых людей. Одно вытекает из другого, и оба явления нормальны для каждого из этих этапов взросления. Вы сделаете правильно, если постараетесь окружить малыша особой заботой, лаской и эмоциональной теплотой, будете чутки к его потребностям. Научные исследования показали, что дети, которые получают много тепла и нежности в младенчестве, во взрослом возрасте гораздо устойчивее к стрессу.

Физическое развитие:

  • Ползает с большой скоростью и на любые расстояния;
  • С опорой встает из положения сидя и опускается;
  • Появляется «пинцетный захват» — может брать мелкие предметы большим и указательным пальцами;
  • Сам держит в руке и ест кусочки еды;
  • Делает первые попытки передвигаться приставным шагом, держась за опору.

Психоэмоциональное развитие:

  • Уверенно чувствует себя в знакомом пространстве;
  • Диапазон эмоций расширяется — можно заметить недовольство, удивление, радость, восторг, настойчивость;
  • Громко и четко повторяет слоги;
  • Увеличивается словарный запас, появляются первые осознанные слова — «мама», «папа», «баба», «дай»;
  • Начинает проявлять повышенный интерес к новым предметам, выражая мимикой удивление и настороженность.

Для чего нужна привязанность к маме

Малыш откликается не просто на ухаживание за ним, а на эмоциональный контакт, игру, разговор в процессе этого ухаживания

Мама, дарящая заботу, внимание, улыбки, теплоту голоса и рук, дарит не просто себя и свое время, но и свою любовь. Если мама и ребенок обоюдно получают удовольствие от общения и, если мама открыто это демонстрирует, малыш учится принимать самого себя как объект, достойный любви.

  • Обращение мамы с малышом, в котором проявляются ее чувства к нему, таким образом, является базой для закладки не только их взаимоотношений, но и восприятия ребенком самого себя и окружающего мира;
  • По некоторым данным, существует зависимость между тем, сколько времени ребенок проводит в контакте с мамой, и частотой его плача в последующие два года, а также некоторыми проблемами психологического порядка в подростковом и старшем возрасте;
  • Дети с глубокой привязанностью к маме (если это чувство взаимно) успешнее социализируются в будущем, демонстрируют более высокие показатели по сравнению со своими сверстниками, если сравнить такие аспекты, как успеваемость в школе, познавательная активность в раннем детстве, интеллектуальное развитие в подростковом возрасте.

Дети мам, не внимательных к потребностям своего ребенка, склонных к эмоциональной холодности, в школьный период бросают все свои силы на восполнение дефицита внимания и привязанности через установление более тесного контакта с учителем. Бывает и обратная реакция: дети, отвергаемые своими матерями, не уверены в себе, теряют познавательный интерес к окружающему миру, игнорируют учителей и других взрослых.

Чему учится малыш от 0 до 1 месяца

Первый месяц жизни новорожденного считается периодом адаптации. За эти 30 дней новый член вашей семьи должен успеть проделать огромную работу по перестройке своего организма: большую часть жизни он существовал в водной среде, где был обеспечен теплом, питательными веществами и кислородом, а теперь ему нужно самому дышать, самому регулировать систему теплообмена, самому добывать молоко из маминой груди.

Это требует огромных энергозатрат, поэтому в первый месяц большую часть времени малыш спит и ест. В первые недели жизни сон очень важен для младенца: во сне он растет, а организм привыкает к новой обстановке. Продолжительность бодрствования в течение суток в первый месяц обычно не превышает 2 – 4 часов. Грудное вскармливание быстро налаживается: ест новорожденный в среднем каждые 2 часа, в ночное время 3 – 5 раз (не забывайте — все очень индивидуально). Режим сна, кормления и бодрствования ваш малыш будет устанавливать самостоятельно в зависимости от своих физиологических особенностей и темперамента. Ваша задача как родителей лишь подметить и поддерживать эти ритмы, научившись распознавать и удовлетворять потребности ребенка.

Выбираем слинг и детское автокресло

Наталья Новикова

Педиатр, массажист, физиотерапевт

Развитие ребенка по месяцам

Первый год жизни ребенка: развитие по месяцам

Физическое и психоэмоциональное развитие в этот период происходит само собой, почти незаметно, но непрерывно. Несмотря на то, что малыш пока не демонстрирует особых достижений, он многое впитывает. 

Физическое развитие:

  • Движения рук и ног хаотичные;
  • Сохраняется гипертонус рук и ног, кулачки крепко сжаты;
  • Приподнимает головку, лежа на животе;
  • Учится фиксировать взгляд на неподвижном предмете;
  • Все еще сильно развиты врожденные рефлексы, благодаря которым младенец адаптируется к окружающей среде, — сосательный, поисковый (поиск груди матери), хватательный (сжимает все, что попадает ему в кулачок), рефлекс ходьбы (двигает ножками, как будто шагает, если удерживать его в вертикальном положении на твердой поверхности), плавательный, рефлекс Мора (сводит и разводит ручки и ножки, реагируя на громкий и внезапный звук) и др. По мере развития ребенка они будут постепенно угасать, оставляя место базовым рефлексам взрослого (моргание, чихание, зевота, вздрагивание и т. д.).

Психоэмоциональное развитие:

  • Может порадовать первой улыбкой (т. н. физиологическая улыбка);
  • Издает первые звуки (сопит, кряхтит), а если с ребенком много разговаривают, радует родителей гулением (агуканьем);
  • Реагирует вздрагиванием, замиранием или плачем на резкие и громкие звуки;
  • Прекращает плакать, когда его берут на руки;
  • Активно помогает во время кормления (устраивается поудобнее, ищет и ловит ртом сосок маминой груди).

Питание ребенка

Как определить, что малыш готов к прикорму, как его правильно вводить, с каких продуктов нужно начинать и как избежать аллергии.

Факты о грудном вскармливании

Кормление грудью – это естественный процесс, идущий на смену беременности и родам. Новорожденный и его мать одинаково нуждаются в грудном вскармливании.

  1. Грудное вскармливание полностью удовлетворяет все базовые потребности ребенка.

  2. Грудное молоко содержит оптимальное соотношение белков, жиров, углеводов, витаминов, более 15 гормонов, лактобактерии, факторы роста и развития.

  3. Материнское молоко богато антителами, защищающими малыша от инфекций.

  4. Грудное молоко меняет состав в зависимости от потребностей ребенка в данный момент.

  5. Кормление грудью помогает женщине быстрее восстановиться после родов.

  6. Грудное вскармливание является профилактикой депрессии и усиливает материнский инстинкт.

  7. Размер и форма груди не влияют на количество молока и длительность грудного вскармливания.

  8. Плоские или втянутые соски не являются препятствием к успешному грудному вскармливанию.

  9. Любая женщина способна дать своему ребенку столько молока, сколько ему необходимо и может продолжать грудное вскармливание сколь угодно долго.

  10. Грудное вскармливание не требует финансовых затрат и позволяет сэкономить от 36 до 120 и более тысяч рублей в год.

Диалог мамы и малыша

Замечено, что мама ведет себя с младенцем иначе, чем с другими людьми.

При ухаживании за малышом у мамы появляется особая манера говорения: речь становится замедленной, с паузами, с простыми словами и короткими предложениями, меняется ее ритмика, повышается высота голоса, появляется «певучесть».

Между мамой и малышом устанавливается своеобразная коммуникация, первое время представляющая собой постоянный монолог мамы: она задает вопросы, делает паузу и от имени ребенка сама на них отвечает.

Такой необычный формат общения имеет большое значение для психического развития ребенка. Уже через месяц-другой в одну из таких пауз малыш откликнется агуканьем и гулением. Мама подхватит его отклик и продолжит коммуникацию, побуждая малыша к ответным реакциям. Ребенок, получая позитивный опыт общения, будет и дальше откликаться на приглашение самого главного собеседника в его жизни «поговорить». Со временем монолог мамы перейдет в гармоничный диалог с малышом.

  • «Перенастраиваются» под особый тип общения и невербальные каналы коммуникации: на лице теперь неизменная теплая улыбка, глаза широко открываются, брови приподнимаются вверх — каждая мимическая черта излучает свет и любовь; движения рук становятся плавными, мягкими, легкими;
  • Так начнется полноценное общение, в процессе которого мама и младенец будут узнавать друг друга и подстраиваться под «собеседника», научатся читать сигналы к началу и окончанию взаимодействия: гуление, улыбка малыша — приглашение к общению; если ребенок отворачивает голову, зевает — это знак того, что он хочет избежать контакта, чувствует эмоциональную перегруженность;
  • Для того чтобы диалог был взаимно полезным, маме необходимо научиться читать такие сигналы, относиться к ним с пониманием. Не нужно настаивать на продолжении контакта, когда малыш уже устал, и, наоборот, оставаться эмоционально холодной, когда кроха вызывает ее на контакт.

Как собрать мочу девочке

Если с мальчиками всё довольно просто в любом возрасте, то как собрать мочу у девочки, придется поломать голову. Самое простое решение, опять же, аптечный мочеприемник. Если собираетесь воспользоваться им впервые, купите сразу с запасом – 2-3 штуки. Потренируйтесь закреплять и снимать его с вечера, тогда утром вы проведете процедуру без ошибок. Если мочеприемника нет, а девочка еще не садится на горшок, можно воспользоваться для сбора стерильной невысокой (плоской) стеклянной или керамической тарелкой. Подмойте малышку. Уложите спинкой или на животик – как комфортнее ребенку – на свернутое в несколько раз тонкое одеяльце таким образом, чтобы под таз и ножки можно было удобно подставить стерильную широкую ёмкость. Дождитесь, пока девочка пописает, слейте жидкость в аптечный контейнер.

Как собрать мочу мальчику

Из-за особенностей физиологии, мальчику собрать мочу легче, чем девочке. Собрать мочу у мальчика до года проще всего в аптечный мочеприемник. Это прозрачный мешочек с липким креплением. Обязательно уточните в аптеке пол малыша: конструкция крепления для мальчиков и для девочек отличается. Утром сразу же после того как ребенок проснется, подмойте его, обсушите полотенцем кожу и приклейте мочеприемник. Можно надеть сверху одноразовый подгузник, чтобы малыш случайно не отклеил приспособление. Дождитесь, когда ребенок пописает. Слейте мочу в специальный аптечный контейнер, плотно закрутите крышку. Если мочеприемника нет, можно попытаться собрать мочу сразу в контейнер. После утреннего пробуждения подмойте ребенка и положите на пеленку. Когда заметите, что он приготовился писать, подставьте контейнер и проявляйте сноровку, чтобы жидкость попала туда, куда вам нужно.
Если ребенок уже садится на горшок или умеет писать стоя, то дождитесь начала процесса и подставьте стерильную ёмкость. Для общего анализа требуется вся порция мочи за мочеиспускание. Если для анализа требуется средняя порция мочи, то дождитесь начала процесса и подставьте стерильную ёмкость спустя одну- две секунды. С помощью мочеприёмника её собрать трудно, а вот с ребенком старше полутора-двух лет это вполне возможно.

Привязанность мамы и ребенка

Психологи давно изучают психологию связи ребенка и мамы, ее значение для дальнейшей жизни человека

Ребенку для его психологического благополучия очень важно испытывать привязанность к маме. Качество и наполненность этой связи определяет все дальнейшее психическое развитие и закладывает основы психологического портрета личности ребенка — его способности устанавливать здоровые и доверительные отношения с окружающими

Привязанность создается постепенно.

  • Вначале младенец обращен к любому контактирующему с ним лицу: он гулит и дарит улыбку каждому, кто вступает с ним в ласковый разговор и контакт глаз;
  • Далее ребенок выделяет одного определенного человека и сосредотачивается на нем (обычно это мама);
  • Затем он начинает исследовать мир и его законы, взаимодействуя с этим избранным взрослым; цель такого взаимодействия — чувство защищенности, стабильности и удовлетворения, которое он находит, получая должный уход за собой и теплое эмоциональное общение;
  • Наконец, в возрасте раннего детства ребенок дорастает до установления партнерских отношений с взрослым.

Психологам известно, что для полноценного развития в младенчестве ребенку недостаточно только удовлетворения его жизненно важных физических потребностей. Для налаживания контакта с внешней средой крохе нужен проводник в мир эмоциональных связей и социальных ролей.

Выступая таким проводником, мама формирует будущую модель взаимодействия ее ребенка с миром. И от качества и характера ее контакта с малышом зависит то, с каким настроением и ожиданиями малыш обратится к миру.

Трудности с установлением контакта

Несмотря на все усилия будущих родителей, иногда установление первого контакта может быть отсрочено по разным причинам. Что это за причины?

Образ реального ребенка не совпал с образом ангелочка из ваших фантазий, сформировавшимся во время томительного ожидания малыша. Он не розовощекий, совсем не похож ни на одного из вас, у него вытянутая голова, и он вовсе не так мил. Родители, терпение! После жизни в водной среде и путешествия по родовым путям малыш действительно может не обладать ангельской внешностью, но щеки — дело наживное, а родные черты будут узнаваться, когда кроха начнет улыбаться или хмуриться в ответ на ваше к нему обращение;
У мамы гормональная буря или послеродовая депрессия. Уход за ребенком, прикладывание его к груди, совместное пребывание помогут привести эмоциональный фон в порядок;
Процесс родов отнял у мамы огромное количество сил и энергии. Ей нужно отдохнуть, хорошо, если на это время заботу о малыше возьмет на себя папа

Важно, тем не менее, чтобы ребенку был обеспечен телесный контакт с мамой и прикладывание к груди. Последнее необходимо для слаженной работы гормонов, способствующих лактации и установлению крепкой эмоциональной связи;
Новорожденному потребовался специальный медицинский уход, и он находится в палате интенсивной терапии

Ничего важнее родительской поддержки для него сейчас нет, поэтому старайтесь как можно больше находиться рядом с малышом, гладьте его, берите на руки, разговаривайте с ним, смотрите на него: это успокоит младенца и сделает ваш контакт более близким.

Какова бы ни была причина, важно поскорее определить проблему и устранить ее. Обратитесь за помощью к родственникам, медицинскому персоналу в роддоме или другим специалистам — неонатологу и психологу

Поддержка и добрый совет помогут вам наладить связь с вашим ребенком.

Поддерживаем контакт

Что нужно делать для поддержания эмоциональной связи после контакта, который установился в первые дни и недели после рождения?

Безусловный отклик. Берите малыша на руки, когда он плачет
Не бойтесь избаловать ребенка своим вниманием: оно не ваша любезность или самопожертвование, а необходимое условие для развития здоровой, уверенной в себе личности. Ребенок, на призывы которого не отвечают, вырастает с отсутствием мотивации проявить себя, поскольку с раннего детства привыкает к тому, что его желания и потребности не находят удовлетворения;

Кормление по требованию
Кормите малыша тогда, когда он голоден. Ребенок ничего не знает о режиме дня, о котором вы вычитали в книге по уходу за младенцами. Своим криком он просто сообщает вам о своей потребности, которую нужно удовлетворить, а не тренировать

Следовать режиму дня во многих случаях разумно, но не тогда, когда малышу отказывают в жизненно важном для него удовлетворении физиологических потребностей;

Грудное вскармливание. Постарайтесь сохранить грудное вскармливание как можно дольше, хотя бы до возраста 6 месяцев;

Грудное молоко — идеальная пища для младенца

Оно является источником гормонов роста и необходимых для крепкого иммунитета антител. Грудное вскармливание также и способ поддержания эмоциональной привязанности;

Неразлучность. Попробуйте носить малыша в слинге (перевязь) или кенгуру. Это изменит и концепцию вашего общения, и ваш образ жизни. Вы перестанете метаться между кроваткой и необходимостью сделать что-то по дому, сходить в магазин или просто недолго пройтись без громоздкой коляски и утомительного приготовления к прогулке. Дети, которых носят в слинге, спокойно и крепко спят, слыша биение сердца мамы, чувствуя тепло ее тела, запах ее кожи, слыша сквозь сон ее голос.

Надеемся, теперь вы узнали все, что вам необходимо, чтобы создать крепкую эмоциональную связь с ребенком. Приятного контакта с вашим малышом!

Список использованной литературы

  1. Гиппенрейтер Ю. Б. Общаться с ребенком. Как? — Москва: Издательство «АСТ», 2016. — 304 с.
  2. Осорина М. В. Секретный мир детей в пространстве мира взрослых. — Санкт-Петербург: Издательство «Питер», 2016. — 304 с.
  3. Прохорова О.Г. Мы и наши дети: как построить отношения в семье. — Москва: Издательство «Каро», 2009. — 160 с.

Подготовка к сдаче анализа мочи

“Как собрать анализ мочи у ребенка?” – запрашивают родители в поисковых системах, упуская при этом подготовку к процедуре. А ведь если не уделить ей должного внимания, результаты анализа могут оказаться недостоверными. До того, как собирать биоматериал, нужно позаботиться о том, чтобы в него не попали грязь и бактерии:

  • Малыша нужно подмыть с мылом: девочку обязательно по направлению спереди назад – от животика к спинке. У мальчика нужно аккуратно обмыть пенис и мошонку. Если головка не открывается, не нужно делать это насильно, чтобы не травмировать половой орган. 
  • Если вы используете не аптечные стерильные приспособления для сбора мочи, то емкость нужно предварительно простерилизовать на водяной бане или в духовке при температуре 150 градусов.
Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий