Гипертонус у новорожденного не диагноз: причины и способы решения проблемы

Сниженный мышечный тонус у малоподвижный людей

Слабый мышечный тонус может возникнуть не только из-за серьезного расстройства в работе систем организма, но и на фоне малоподвижного образа жизни, отсутствия достаточной тренировки мускулатуры. Именно это является причиной сниженного тонуса у большинства здоровых людей. Другими словами, такое состояние можно охарактеризовать, как дряблость мышц. В таком случае улучшить физическую подготовку (а еще лучше – предотвратить дряблость) куда легче, чем лечить гипотонию, вызванную неврологическими или другими проблемами.

Очевидно, что наиболее эффективный способ улучшить тонус мышц – это спорт. Но некоторые виды тренировок, помогают восстановить мускулы быстрее, чем другие. К тому же такие упражнения особенно полезны тем, кто желает повысить тонус мышц, но при этом не наращивать их объем. Тогда полезно заняться следующими видами спорта:

  • силовые тренировки с использованием легкого веса, но большего числа повторений упражнения;
  • занятия с использованием фитнес-резинок;
  • йога;
  • пилатес.

Однако список тренировок, полезных для повышения тонуса мышц, не ограничивается названными выше. Для мышц полезна любая физическая активность, даже обычная пешая прогулка (но делать ее надо регулярно, хотя бы по 2 часа в день).

Лучшие материалы месяца

  • Коронавирусы: SARS-CoV-2 (COVID-19)
  • Антибиотики для профилактики и лечения COVID-19: на сколько эффективны
  • Самые распространенные «офисные» болезни
  • Убивает ли водка коронавирус
  • Как остаться живым на наших дорогах?

Виды дисплазии

Все перечисленные факторы оказывают разное влияние на развивающийся организм. Врожденная дисплазия условно подразделяется на три типа:

  • Ацебулярный вид патологии связан с незрелостью сустава, которая выражается в смещении головки бедренной кости.
  • Эпифизартный тип дисплазии проявляется ограничением подвижности сустава, что приводит к деформации сочленения.
  • Ротационный тип часто вызывает косолапость в будущем вследствие неправильного положения костей.

Классифицируется дисплазия по тяжести течения:

  1. Первая степень – это подвывих без изменения структуры связочного аппарата.
  2. Вторая степень тяжести. В полость сустава попадает част головки бедра, отчего связки растягиваются.
  3. Третья степень – вывих с полным выходом головки бедра.

Каждая форма патологии имеет свои особенности и последствия. Но среди самых тяжелых осложнений: хромота, укорачивание с одной стороны конечности, атрофия мышц.

Категории

  • Анализы и диагностика(0)
  • Беременность и роды(85)
  • Бесплодие(2)
  • Болезни сосудов(0)
  • Болезни уха, горла, носа(0)
  • Гастроэнтерология(1)
  • Генетика и прогнозы(8)
  • Гинекология(19)
  • Глазные болезни(0)
  • Диетология(1)
  • Диетология и грудное вскармливание(49)
  • Иммунология(2)
  • Инфекционные болезни(0)
  • Кардиология(2)
  • Кожные болезни(3)
  • Косметология(1)
  • Красота и здоровье(0)
  • Маммология(11)
  • Маммология для Пап(1)
  • Наркология(4)
  • Нервные болезни(0)
  • Онкология(9)
  • Онкология для Папы(3)
  • Ортопедия(0)
  • Педиатрия(76)
  • Первая помощь(0)
  • Пластическая хирургия(0)
  • Половые инфекции(0)
  • Проктология(0)
  • Психиатрия(0)
  • Психология(16)
  • Психология для Папы(6)
  • Пульмонология(0)
  • Ревматология(0)
  • Репродуктивная система мужчины(4)
  • Сексология(0)
  • Спорт, Отдых, Питание(4)
  • Стоматология(0)
  • Счастливое детство(18)
  • Урология и андрология(7)
  • Хирургия(0)
  • Эндокринология(0)

СИНДРОМ МЫШЕЧНОЙ ГИПОТОНИИ, ГИПОТОНУС У РЕБЕНКА, У ДЕТЕЙ, У ГРУДНИЧКА, У НОВОРОЖДЕННЫХ

Синдром мышечной гипотонии, причины, симптомы, признаки гопотонуса

Синдром мышечной гипотонии характеризуется снижением сопротивления пассивным движениям и увеличением их объема. Ограничена спонтанная и произвольная двигательная активность, сухожильные рефлексы могут быть нормальными, повышенными, сниженными или отсутствовать в зависимости от уровня поражения нервной системы. Мышечная гипотония – один из наиболее часто обнаруживаемых синдромов у новорожденных и грудных детей. Она может быть выражена с рождения, как это бывает при врожденных формах нервно-мышечных заболеваний, асфиксии, внутричерепной и спинальной родовой травме, поражении периферической нервной системы, некоторых наследственных нарушениях обмена веществ, у детей с врожденным или рано приобретенным слабоумием, хромосомных синдромах. В то же время гипотония может появиться или стать более выраженной в любой возрастной период, если клинические симптомы заболевания начинаются спустя несколько месяцев после рождения или носят прогредиентный характер. Гипотония, выраженная с рождения, может трансформироваться в нормотонию, дистонию, гипертонию или оставаться ведущим симптомом на протяжении всего первого года жизни. Выраженность клинических проявлений мышечной гипотонии варьирует от легкого снижения сопротивления пассивным движениям до полной атонии и отсутствия активных движений.

НЕКОТОРЫЕ ПРИЁМЫ МАССАЖА И УПРАЖНЕНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ ОБЩЕМУ РАССЛАБЛЕНИЮ МЫШЦ ТЕЛА РЕБЁНКА

Ранее уже отмечалось, что массаж детей первых месяцев жизни носит, в основном, расслабляющий характер, прекрасным расслабляющим эффектом обладает приём поглаживания, его широко используют в детском массаже, скольжение руки взрослого должно быть очень мягким и медленным. Приёмы растирания и разминания также могут способствовать расслаблению, если выполнять их нежно и мягко, в более медленном, чем обычно, темпе. Из специальных приёмов особенно эффективно потряхивание, которое часто используется для снижения повышенного тонуса мышц конечностей при выполнении пассивных движений, при этом ваша рука плотно захватывает ручку или ножку ребёнка, как бы сливаясь с ней, и мелко дрожит, направление колебательных движений зависит от направления движения, которому вы помогаете, ритм и скорость колебаний волнообразно меняется. Сначала это движение может показаться слишком сложным, с целью тренировки попробуйте следующее упражнение: в руку, обращённую ладонью вниз, вставьте между двумя пальцами карандаш, во время выполнения приёма карандаш рисует на листе бумаги вибрационную кривую, она должна быть довольно равномерной, без резких перепадов. Для расслабления мышц успешно применяют точечный массаж (точечную вибрацию), он заключается в следующем: подушечкой одного пальца (большого, указательного или среднего) надавливают на определённую зону (точку) с одновременной вибрацией, не отрываясь от неё в течение пяти-пятнадцати секунд, колебательные движения должны быть очень мелкие (почти незаметное дрожание), быстрые, причём лучше, если скорость их будет меняться волнообразно (вначале помедленнее, в середине быстро, в конце снова помедленнее), давление на точку также меняется от поверхностного к глубокому и к концу снова ослабевает. Точечный массаж делается руками по 2-3 надавливания с паузами между ними по 3-5 секунд, во время которых на массируемом участке проводится поглаживание. Весьма эффективны для расслабления мышц некоторые позы и упражнения лечебной гимнастики: поза эмбриона- ребёнок лежит на спине, руки малыша скрещивают на груди, сгибают ноги, колени приводят к животу, пригибают голову вперёд, позу фиксируют руками взрослого, в этой позе можно покачивать ребёнка к себе-от себя и с одного бока на другой 5-10 раз, движения делать плавно, ритмично. покачивание на мяче- с помощью укладывания ребёнка на мяч и покачивания его в этом положении, также можно устранить или значительно снизить выраженное повышение мышечного тонуса, упражнения проводят следующим образом: ребёнка укладывают животом и грудью на мяч и, придерживая его, медленно покачивают вперёд-назад, вправо-влево и по кругу, медленное размеренное покачивание ребёнка на мяче (лёжа на животе) можно сочетать при повышенном тонусе мышц-сгибателей рук с осторожным (без насилия) выведением их вперёд. покачивание на весу- держа ребёнка вертикально на весу, слегка покачивайте его туловище из стороны в сторону, это упражнение хорошо делать в воде, покачивая ребёнка в вертикальном или горизонтальном положении. Плавание оказывает наибольшее расслабляющее действие, ежедневное купание в тёплой (но не горячей) воде, плавательные движения в большой ванне или занятия в бассейне исключительно полезны для малышей.

Госпитализация

При отсутствии эффекта от проводимой терапии и появлении регулярных схваткообразных болей, особенно если они сопровождаются кровянистыми выделениями из половых путей, следует немедленно обратиться к врачу и решить вопрос о госпитализации, т.е. «лечь на сохранение», поскольку в этом случае имеется угроза прерывания беременности.

В клинике Вам проведут влагалищное исследование и обязательно сделают УЗИ. С помощью этого исследования можно диагностировать угрозу прерывания беременности на ранних стадиях и вовремя принять меры по ее сохранению. В ходе УЗИ врач сможет подтвердить наличие повышенного тонуса матки, а также оценить состояние плода и плодных оболочек.

Кроме того, при необходимости проводится оценка уровня половых гормонов в крови и в суточной моче, обследование на генитальные инфекции и т.д.

В больнице беременной стараются обеспечить полный покой, назначают успокаивающие и спазмолитические средства, поливитамины и другие препараты. При гиперандрогении применяют препараты, восстанавливающие нарушенный баланс гормонов.

Если гипертонус матки привел к началу родовой деятельности до 34 недели, то родовую деятельность стараются подавить с помощью токолитических (расслабляющих мускулатуру матки) препаратов. Самым критичным для недоношенного младенца считается срок 25-28 недель (раньше его шансы выжить, к сожалению, ничтожно малы, после 28 недель они резко повышаются). В случае угрозы преждевременного начала родов, главная задача на этом сроке — ускорить созревание легких плода (обычно с этой целью назначаются гормональные препараты). Продление беременности хотя бы на двое суток в большинстве случаев дает такую возможность.

Другие методы

Логопедический труд составляет львиную долю успешного устранения дизартрии. Параллельно ребенку назначаются дополнительные методы лечения. Обязательным является выполнение назначений невролога. Врач прописывает детям медикаментозные средства, ведь основная причина расстройства – органическое поражение ЦНС.

Таня, 9 лет. У девочки наблюдается тяжелая псевдобульбарная дизартрия. Речь больной отличается медлительностью, резкостью, малой разборчивостью. Голос громкий, монотонный. Довольно большое количество звуков отсутствует в произношении.

Помимо занятий с логопедом, девочке назначили инъекции Галантамина. Препарат усиливает проведение нервных импульсов в ЦНС. После курса лечения стали заметны положительные результаты. Увеличилась подвижность языка, губ. Разнообразились артикуляционные движения. Восстановился акт глотания. Ушла асинхронность дыхания.

Удалось наладить произношение отдельных звуков: с, т, р, ц, ж. Ушла напряженность голоса, чрезмерная громкость произношения. Речь стала звучать гармоничнее, плавнее, непринужденнее

Перестала привлекать внимание прохожих

Самостоятельно больная проводила массаж языка. Благодаря чему удалось добиться языковой вибрации. Появилась возможность регулировать интонацию, громкость голоса. За несколько месяцев комбинированного лечения девочке достигла впечатляющих результатов.

Из физиопроцедур актуальны:

  • электрофорез;
  • дарсонвализация;
  • синусоидальные модулированные токи;
  • локальная гипотермия.

Данные процедуры позволяют убрать мышечный спазм, улучшить трофику тканей. Устраняют гиперкинезы мимических и язычных мышц, снижают саливацию. Уходят синкинезии, когда, например, вместе с поднятым языком движется вверх нижняя челюсть. В результате улучшается четкость произношения, усиливается голос.

Помимо перечисленных методов подключают:

  • лечебные ванны;
  • гирудотерапия;
  • иглоукалывание.

Применяются методы лечебной физкультуры, а также дельфинотерапия, иппотерапия – лечение с помощью лошадей.

Правильная, красивая речь – это успешное функционирование ребенка в обществе, путь к новым знаниям и открытиям. Речевые дефекты – не приговор, но они нуждаются в коррекции. Своевременное исправление дефекта поможет избежать многих конфузов, препятствий в развитии малышей, обеспечивая гармоничное становление личности.

Автор статьи

Царенко Мария Арменовна

Психиатр, Психотерапевт, Психоэндокринолог.

Врачебный стаж: 11 лет

Записаться на прием

Несколько случайных отзывов

16.11.2015мама Сапленковой Натальи

Хочу выразить огромную благодарность Алимовой А.А. за ее индивидуальный подход к ребенку (который очень боится врачей). С ее легкой руки мы удалили зуб и готовы прийти еще раз. Огромное спасибо от мамы Сапленковой Натальи.

01.12.2015Семья Скворцовых

Огромное спасибо доктору Алимовой Анастасии Анатольевне за доброту и внимание к нашему сыну Артему, который катастрофически боится стоматологов, но в кресле у Анастасии Анатольевны смеялся!!! Редко сейчас встретишь такое отношение к ребенку даже в платных клиниках. От всей души благодарим!. 15.08.2018Бирюкова О

15.08.2018Бирюкова О.

Доброго дня! Обратились к педиатру клиники Элердовой Милане Александровне, очень ей благодарны за профессионализм, доброту, внимание. Доктор очень внимательно отнеслась как к ребенку, так и ко мне

Провела полный осмотр ребенка, нашла полный контакт с нами. Назначила грамотное лечение, котор помогло. Мы ей очень благодарны. Спасибо!

05.05.2015Горлушины

Лучший доктор, которого мы когда-либо встречали. Настолько внимательная, терпеливая, корректная и отзывчивая. Спасибо огромное за Ваш труд. С огромным уважением и благодарностью, Горлушины.

Смотреть все

Оставить отзыв

Дыхательная гимнастика

Речевое дыхание – сложный процесс, заключающийся в строгом соотношении дыхательного акта с артикуляцией.  У маленьких дизартриков такая координация нарушена. Перед произнесением фразы дети делают недостаточный вдох. Они способны произносить речь на вдохе или в самом конце выдоха. Неречевое дыхание отличается поверхностностью, нестабильностью ритма.

Правильное речевое дыхание обеспечивает речи плавность, мягкость

При дизартрии очень важно наладить данную сторону процесса. Для этого была разработана дыхательная гимнастика

Наиболее эффективной является дыхательная гимнастика по А.Н. Стрельниковой. Это совокупность оригинальных упражнений, аналогов которых нет в мире. Упражнения делают упор на вдох. Он должен быть резким, коротким, производиться через нос

На выдох – внимание минимальное. Осуществляется произвольно

Существуют главные правила исполнения упражнений, при соблюдении которых эффект будет заметен очень быстро:

Ребенок делает резкий, эмоциональный, активный вдох носом. Аналогия проводится с ощущением гари. При этом можно повторять: «Тревога, пахнет гарью», и вдыхать воздух, как бы принюхиваясь

Внимание концентрируется на вдохе.
Выдох производится через рот. Объясняем малышу, что не нужно задерживать выход воздуха

Пусть выходит самопроизвольно, без контроля.
Вдох следует делать так, как будто накачиваете автомобильную шину. Частота – 60-70 вдохов/минуту. Пауза – до 3 сек. За один урок необходимо произвести 1000-2000 повторов.
Делать упражнение нужно легко, без напряжения, не доводя до состояния нехватки воздуха. Всё – в доступных пределах.

Занятие начинается с разминки,  и лишь затем можно переходить к главной части.

Примеры упражнений:

  • полуприсед. Одну ногу выводим вперед, другая – сзади. Неглубоко приседаем, опираясь на переднюю ногу. Приседая, делаем короткий, ритмичный вдох;
  • затаивание дыхания. Делаем короткий вдох, одновременно наклоняясь вперед. Задерживаем дыхание, считая до восьми. Постепенно увеличиваем количество. 

Как проявляется мышечная дистония?

Клиническая картина зависит от преобладания признаков гипер- или гипотонуса мышц. Симптомы дистонии у детей могут быть односторонними или ассиметричными.

Мышечная дистония по гипертоническому типу проявляется такими признаками:

  • расстройствами сна;
  • беспокойством, чрезмерной возбудимостью, немотивированными капризами;
  • частыми срыгиваниями;
  • дрожанием подбородка;
  • медленным развитием моторных навыков;
  • плачем при воздействии внешних раздражителей (яркий свет, звуки);
  • поворотом головки лишь в одну сторону или переворотом тела только на один бок;
  • ограниченной подвижностью ребенка или полной скованностью;
  • выкручиванием, выгибанием конечностей и туловища;
  • неестественной походкой или аномальным положением тела и конечностей.

При гипотоническом типе дистонуса дети вялые, апатичные, много спят, долго сосут грудь или соску.

Диагностика мышечной дистонии

Чтобы обнаружить мышечную дистонию и установить причину ее развития, необходимо провести ряд диагностических мероприятий:

  • консультация невролога (определение при клиническом осмотре типичных для дистонии движений, вынужденных поз);
  • сбор анамнестических сведений о беременности, родах, особенностях раннего развития малыша (учитывается информация, представленная матерью, и полученная из медицинской карты ребенка);
  • уточнение факта приема матерью или ребенком некоторых медикаментов, а также наличия патологий, которые могли спровоцировать появление дискинезий (двигательных расстройств);
  • исследование обмена меди в организме ребенка (ее избыток приводит к развитию гепатолентикулярной дегенерации и появлению дистонии);
  • электроэнцефалография для определения патологических процессов в головном мозге и оценки его электрической активности;
  • УЗИ сосудов головы и шеи;
  • рентгенографическое исследование позвоночника;
  • компьютерная и магнитно-резонансная томография для оценки состояния головного и спинного мозга.

При необходимости ребенка консультируют специалисты других профилей (эндокринолог, онколог, нейрохирург, окулист) и назначают дополнительные исследования.

В рамках комплексного обследования обязательно проводится дифференциальная диагностика мышечного дистонуса с эпилепсией и детским церебральным параличом.

АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР)

АСИММЕТРИЧНЫЙ ШЕЙНЫЙ ТОНИЧЕСКИЙ РЕФЛЕКС (АШТР) является одним из наиболее выраженных рефлексов при детском церебральном параличе. Выраженность АШТР зависит от степени повышения мышечного тонуса в руках. При тяжелом поражении рук рефлекс появляется почти одновременно с поворотом головы в сторону. Если руки поражены незначительно, что имеет место при легкой спастической диплегии, асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) возникает непостоянно и для его появления требуется более длительный латентный период. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) более ярко выражен в положении на спине, хотя его можно наблюдать и в положении сидя. АШТР, сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, препятствует захвату игрушки, развитию зрительно-моторной координации. Ребенок не может вынести руки вперед, чтобы приблизить кисти к средней линии, и соответственно удержать обеими руками предмет, на который он смотрит. Вложенную в руку игрушку ребенок не может поднести ко рту, глазам, так как при попытке согнуть руку голова поворачивается в противоположную сторону. Из-за разгибания руки многие дети не могут сосать свои пальцы, как это делает большинство здоровых детей. АШТР в большинстве случаев сильнее выражен на правой стороне, поэтому многие дети с церебральным параличом предпочитают пользоваться левой рукой. При ярко выраженном АШТР голова и глаза ребенка часто фиксированы в одну сторону, поэтому ему трудно проследить за предметом на противоположной стороне. В результате развивается синдром односторонней пространственной агнозии, формируются спастическая кривошея и сколиоз позвоночника. Сочетаясь с тоническим лабиринтным рефлексом, АШТР затрудняет повороты на бок и на живот. Когда ребенок поворачивает голову в сторону, возникающий АШТР препятствует движению туловища вслед за головой, и ребенок не может высвободить руку из-под туловища. Затруднение поворота на бок препятствует формированию у ребенка возможности переноса центра тяжести с одной руки на другую при выносе вперед тела, что необходимо для развития реципрокного ползания. Асимметричный шейный тонический рефлекс (АШТР) нарушает равновесие в положении сидя, так как распространение мышечного тонуса на одной стороне (повышение его преимущественно в разгибателях) противоположно распространению его на другой (преимущественное повышение в сгибателях). Ребенок теряет равновесие и падает в сторону и назад. Чтобы не упасть вперед, ребенок должен наклонить голову и туловище. Влияние асимметричного шейного тонического рефлекса (АШТР) на “затылочную” ногу может со временем привести к подвывиху в тазобедренном суставе в связи с комбинацией флексии, внутренней ротации и приведения бедра.

Что может привести к развитию судорог у грудничков?

Причиной появления судорог у детей до 1 года могут быть:

  • патологические процессы в центральной нервной системе;
  • метаболические расстройства.

Развитие судорожного синдрома, связанное с нарушением деятельности нервной системы, спровоцировано следующими состояниями:

  • нарушением процессов возбуждения в нервных клетках;
  • отеком головного мозга, кровоизлиянием либо инфицированием в родах;
  • повышением внутричерепного давления.

Нарушение обмена веществ, которое может привести к возникновению судорог, связано с:

  • дефицитом витаминов и микроэлементов;
  • снижением уровня сахара (гипогликемия) и кальция (гипокальциемия) в крови малыша.

В ряде случаев появление судорог обусловлено влиянием на организм неблагоприятных экзогенных факторов, таких как:

  • возбудители столбняка, менингита, энцефалита, краснухи и другие, глистные инвазии;
  • применение антибактериальных и гормональных лекарственных средств в лечении сопутствующих болезней;
  • повышенная температура при прорезывании зубов;
  • перегрев тела, спровоцированный тугим пеленанием.

Как держать голову, как держит голову ребенок, когда начинают держать голову, когда ребенок начинает держать голову, во сколько?

Если Ваш младенец, ребенок не держит голову, дежит голову на бок (набок), перестал держать, плохо держит голову (тяжело держать), не сидит, не переворачивается, не поворачивается, не следит за предметом, не встает, не стоит, не ходит, запрокидывает голову, стоит на цыпочках (ципочках), обязательно как можно быстрее обратитесь к врачу (запись по телефону +78452407040). Не теряйте драгоценное время. Чем раньше начато лечение, тем быстрее восстанавливаются утраченные функции. Мы ответим на все Ваши вопросы: “Когда начинают держать голову хорошо?” “Когда ребенок (мальчик, девочка) начинает держать голову, почему слабая шея, все так просиходит?” “Во сколько начинают держать голову?” “Когда малыш, грудничок, ребенок, младенец, новорожденный начинает держать голову, в 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9 или 10 месяцев (мес)?” “Как научить держать голову?” “Нужны ли упражнения?”

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий