Что должен уметь ребенок в 3 месяца, критерии физического и психического развития и игры с малышом

Моторные функции

Движения малыша становятся менее хаотичными, приобретая закономерность и подконтрольность. Что умеет делать ребенок в 3 месяца:

Держит голову, сидя на руках у взрослого.
Пытается взять предложенный нетяжелый предмет (соска, погремушка) и удерживает его некоторое время.
Переворачивается набок. Если ваше чадо пока не стремится справиться с этой задачей, простимулируйте его. Поместите перед лицом малыша яркую игрушку. Как только убедитесь, что она находится в зоне внимания, медленно переместите увлекательную вещь и положите слева или справа от ребенка на уровне его глаз. Это подтолкнет кроху повернуться вслед за предметом. Будьте бдительны: нередко малыши осваивают этот навык, находясь без родительского надзора, и могут упасть.

Лежа на животе, удерживает голову вертикально и пытается опереться на предплечья. Этот навык разовьется быстрее, если ребенка постоянно выкладывать на живот. При этом нужно не забывать развлекать кроху, чтобы занятие не было утомительным. Используйте крупные картинки, музыкальные игрушки, также для этой цели подойдут специальные развивающие коврики.
Пытается или умеет переворачиваться на животик. Пробуйте малыша этому научить

В положении на спине осторожно согните одну из ножек. Заведите ее над другой ногой таким образом, чтобы коленка была близка к поверхности

Находясь в таком неудобном положении, кроха постарается оказаться на животе.
Тянется рукой за интересующей вещью и пытается взять, хотя ладошка может оставаться не до конца сомкнутой.
Крутится в своей кроватке. Очень часто, оставив ребенка у изголовья, вы будете обнаруживать его в середине спального места, да еще поперечно направленного. Не забывайте о безопасности грудничка, не кладите его на опасные поверхности без бортов.

https://www.youtube.com/watch?v=U-J7ZJxO4DY

Хорошо развиты хватательные движения

Гипертонус ручек и ножек, есть практически у всех новорожденных, но к трем месяцам он постепенно проходит, малыши раскрывают кулачки, и учатся координировать движения своих маленьких пальчиков.

Большинство детишек этого возраста, с большим интересом стараются захватить подвешенные над кроваткой и коляской погремушки или мобиль. Самые талантливые из них, способны непродолжительное время удерживать игрушку, вложенную ему в руку, предлагайте ее малышу, стимулируя его на совершение хватательных движений. Для таких забав, выбирайте легкие погремушки с крупными узорами, без острых углов, на длинной, удобной ручке.

Изменения, происходящие к 1 году 2 месяцам

Способности малыша существенно меняются по сравнению с развитием ребенка до года. Возрастает речевая активность.

Происходит накопление пассивного словаря (область понимания слов)

Ребенок не просто реагирует на слова взрослого, но уже осознанно может выполнять несложные инструкции: дай игрушку, сядь на диван, принеси мячик, и даже можно предложить крохе небольшое задание, например: «Достань кубик, которым играла та ляля».
Развивается активный словарь, появляются новые слова для обозначения предметов, событий: бух, кака, мама, папа… Слова могут быть далеки от правильного вида, но это не столь важно для раннего возраста. Уже к полутора годам словарь ребенка может накапливать от 20 до 40 слов.
Малыш имитирует звуки животных, различает виды, может показать, как «говорит» кошечка, собачка, особенно интересно дети демонстрируют ёжика.
Более того, ребенок различает голоса близких людей, например, знает, что пришла бабушка, когда слышит её голос.
Может сформулировать простую просьбу: «дай», «на».
Формируется самостоятельная игра: ребенка на небольшой период времени может заинтересовать звенящая игрушка, или пирамидка.
К этому возрасту проявляется самостоятельность

Если до года малыш нуждался в опеке родителей, то после на первое место выходит слово «сам». Появляется желание познавать мир собственными ошибками. Самому вынести горшок, подняться по лестнице, воспользоваться ложкой или даже вилкой.
Ребёнок более осознанно воспринимает слова: можно, нельзя, своё, чужое;
Проявляется характер. Очень сложно договориться или что-то объяснить, но по мере взросления и формирования психики, малыш начнёт воспринимать взрослого и более отчётливо понимать значения слов.

Физическое развитие детей в 14 месяцев

В зависимости от наследственной предрасположенности физические параметры детей при рождении сильно отличаются.

В течении первого года жизни организм готовится к двигательной активности. Основные показатели физического развития детей в 1 год 2 месяца можно отметить в таблице:

Мальчики

Вес, кг10,1 – 12,7
Рост, см.76 – 83
Окружность грудной клетки, см49,4
Окружность головы, см48,22

Девочки

Вес, кг9,2 – 11,8
Рост, см.74 – 80
Окружность грудной клетки, см48,29
Окружность головы, см48,7

Разумеется, параметры физического развития сугубо индивидуальны, не стоит переживать, если ваш ребенок в чём-то не соответствует статистическим показателям. Если существуют определенные предрасположенности к каким-либо проблемам развития, это обязательно заметит педиатр.

В возрасте 1 года 2 месяцев у ребенка обычно сформировались нижние и верхние центральные резцы. Приходит время для прорезывания нижних и верхних боковых резцов, а с ним и сложные будни для родителей.

Изменения в весе, по сравнению с годовалым возрастом, незначительные. Увеличения в массе может вообще не происходить, либо измениться на 50-100 грамм. Физическое развитие оценивается по приобретённым ребенком навыкам. В этом возрасте малыш с нормотипичным развитием может вставать без опоры, стоять и делать самостоятельные без поддержки шаги. Считается, что к 1 году 2 месяцам дети должны начать ходить, но иногда это происходит до 18 месяцев. В этом случае учитываются не только физические возможности ребенка, но и психологическая готовность к процессу самостоятельной ходьбы. Бывают случаи, что дети в следствие испуга после падения начинают ходить значительно позже, даже при условии крепких мышц. Но всё же координация движений детей с каждым месяцем значительно меняется. Шаги становятся увереннее, движения разнообразнее. Малыш может забраться на невысокий диван и слезть с него. Легко приседает и встаёт.

У ребенка уже появились первые зубы: от 6 до 12, и, в связи с этим качественно меняется режим питания. Малыш пробует твёрдую пищу, постепенно угасает рефлекс сосания. Грудное вскармливание, либо приём смеси сокращается до 4-5 раз, кроха больше приобщается к «взрослому столу». Мелкая моторика рук и пальцев еще недостаточно развита, чтобы малыш мог самостоятельно держать стакан или ложку. Но это прекрасный возраст для начала воспитания правильных навыков питания. Для приёма жидкой пищи рекомендуется приобрести правильный набор посуды, с внешним прорезиненным донышком, чтобы тарелочки и кружки не скользили по столу и способствовали формированию самостоятельности.

Способности детей: что умеют делать в год и 2 месяца

Сложно выявить все навыки малыша в этом возрасте. Они напрямую зависят от семьи, в которой развивается ребенок. От усилий, приложенных родителями. От времени, которое они тратят на развитие ребенка. Слишком заметна разница приобретения определенных умений между разными детьми.

Важнейшим показателем правильного развития является установление контакта с теми близкими, с которыми проводится больше времени. Если малыш не реагирует на слова мамы, не смотрит в глаза и не любит проводить время в компании взрослых, необходимо проконсультироваться с педиатром. Но обычно всевозможные отклонения выявляются до года.

Каждая мама задаётся вопросом, что же должен уметь ребенок к определенному возрасту.

У малыша постоянно формируются новые навыки, сначала незаметно, затем более наглядно и с каждым днём ребенок становится интереснее и самостоятельнее. Конечно, необходимо непосредственное участие взрослых, совместные игры и общение.

Основные умственные и двигательные навыки детей 14 месяцев:

  • Понимание значений разных слов: названия посуды, одежды, бытовых принадлежностей, действий. Малыш подойдёт к телевизору, если попросить, а не к дивану. Откроет шкаф, положит пульт.
  • Выполнение простых просьб.
  • Развитие речевой активности. Пополняется активный словарный запас новыми словами или слогами, обозначающими слова.
  • Умение стоять, ходить, забираться, удерживать в руках предметы и совершать действия с ними; легко передвигаться по дому, без помощи мамы.
  • Организация игровых действий. Ребенок знает, как играть с машинками, кубиками, велосипедом…
  • Подражание действиям взрослых – расчесывание, разговор по телефону, и даже нанесение макияжа.

Все дети развиваются по-разному. Нужно сравнивать детей в разумных пределах с другими или с собой в этом возрасте.

Отличительные особенности мальчиков и девочек

Если до года отличия между разнополыми детьми зрительно прослеживались лишь по физическим параметрам, то после года различие поведения девочек и мальчиков становится несколько заметнее.

Девочки охотнее контактируют с окружающими, более самостоятельны. Быстрее приобретают различные умения. Моторные навыки у маленьких принцесс начинают функционировать тоже раньше: даже в самообслуживании девочки преуспевают лучше мальчиков, раньше начинают одеваться самостоятельно (например, натягивать носочки, шапочку), «привыкают» к горшку. Девочки активнее запоминают и произносят новые слова. Качественнее формируется активный словарь.

Мальчики более активны, неусидчивы. Им требуется больше времени для усвоения нового. Но потом, не обращая внимания на окружающий мир, они будут долго заняты определенным делом.

Конечно, явных различий между детьми заметить нельзя, так как помимо пола каждый ребенок обладает разными способностями и темпераментом. И, учитывая, что, в основном, девочки начинают раньше ходить и говорить, можно отметить также большой процент мальчиков, обладающих такими же характеристиками.

Особенности физического развития

До трехмесячного возраста ребенок, в основном, только есть и спит. Но постепенно его режим начинает меняться. Он все больше времени проводит в общении с окружающим миром. Его мышцы постепенно крепнут, а сам ребенок начинает проявлять активность и интерес ко всему, что его окружает.

В физическом развитии младенец очень изменился, подрос, окреп и поправился. Его вес за последний месяц мог увеличиться от 600 граммов до 1 килограмма, а рост – примерно на 2-3 сантиметра. Кроха становится пухленьким, у него появляются щечки и складочки на тельце. Это объясняется развитием подкожно-жировой ткани младенца.

Нужно отметить, что интервалы прибавки веса могут колебаться, это зависит от того, какой изначальны вес был у малыша при рождении, от генетики и характера кормления (например, одни мамы кормят своих детей по часам, другие – по требованию).

В три месяца ребенку становится скучно лежать только на спинке, и он начинает пытаться переворачиваться на животик. Чтобы эти навыки быстрее закрепились, необходимо помогать малышу. Для этого полезно будет делать специальные упражнения, которые помогут ребенку быстрее освоить новые навыки и даже ускорить их формирование.

  • Упражнения, которые стимулируют перевороты ребенка. Выполняются они следующим образом: ребенка, лежащего на спинке, нужно слегка приподнять за голень ножки и постараться завести ее вокруг тельца, стимулируя поворот. Поворот нужно делать с некоторым импульсом, чтобы помочь ребенку таким образом перевернуться на животик. Такие упражнения нужно делать как в правую, так и в левую стороны.
  • Регулярные выкладывания на животик. Такие упражнения помогают укрепить спинные мышцы и мышцы шеи крохи. Чтобы малышу было не скучно лежать на животике, лучше раскладывать перед ним яркие игрушки, или использовать развивающий коврик;
  • Комплекс упражнений, рекомендуемый педиатром.

Лежа на животике, ребенок активно познает окружающее пространство: поднимает головку, приподнимает плечики и опирается на ручки. Это основные навыки младенца трехмесячного возраста. Совсем скоро он научиться удерживаться в таком положении и играть с игрушками. Если положить перед ребенком яркую погремушку, он обязательно будет стараться дотянуться до нее, что поможет ему научиться скорее ползать.

Важно следить за тем, чтобы ребенок не уставал лежать на животе. Если он опускает головку, словно хочет спать, нужно перевернуть его на спину и дать отдохнуть

В это время дети начинают все тащить в рот и пробовать.

С трех месяцев у ребенка начинает формироваться подобие режима сна и бодрствования, отдыхает он примерно в одно и то же время, что дает маме возможность подстраиваться под кроху и успевать делать домашние дела.

Все действия ребенка регулируются с помощью инстинктов и рефлексов. К трехмесячному возрасту большинство детских рефлексов исчезают, хотя, некоторые из них еще сохраняются. К таким относят сосательный рефлекс, рефлекс Моро (вскидывание ручек в ответ на поднятие ножек младенца или выкладывание его на спину) и рефлекс ползания. Они выражены еще очень сильно, поскольку влияют на дальнейшее развитие крохи.

На плановом осмотре у педиатра ребенку трехмесячного возраста сделают необходимые прививки: капли в ротик от полиомиелита (ОПВ) и инъекция от коклюша, дифтерии и столбняка (КДС).

Об особенностях вакцинации, ее значении и необходимости, а также национальном календаре прививок, вы можете узнать здесь: График прививок ребенка до 3 лет

В три месяца ребенка осматривает врач-ортопед, который помогает выявить возможные патологии и объясняет, какие ортопедические проблемы могут появиться у малыша в этом возрасте и что нужно исключить из занятий и упражнений с ним. Врач проверит подвижность суставов, симметричность складок, симметричность положения на животе (ребенок не должен заваливаться в какую-то сторону), опору на ручки.

Что должен уметь малыш в 3 месяца?

Молодых родителей, которые только постигают азы материнства и отцовства, волнует вопрос: что умеет ребенок в 3 месяца? Пытаясь соответствовать норме, они сравнивают навыки и достижения своего крохи. Все индивидуально, и все же большинство детей развиваются одинаково. С точки зрения физического и эмоционального состояния ребенок должен уметь в 3 месяца:

  • уверенно держать головку;
  • рассматривать предметы, расположенные неподалеку;
  • стараться ухватить их;
  • пробовать предметы «на зуб»;
  • делать активные попытки перевернуться со спины на животик;
  • оживляться, когда видит знакомое лицо;
  • произносить звуки нараспев, общаясь с близкими;
  • к живым людям проявлять больший интерес, чем к вещам.

Как развивать ребенка в 3 месяца?

Чтобы ребенок быстрее постигал мир, полезно проводить с ним обучающие занятия в форме игр и упражнений. Некоторые действия ребенок может совершать самостоятельно, когда находится в кроватке. Для этого в зоне видимости развешиваются яркие погремушки, в досягаемости располагают крохотный турник-палочку, до которого малыш способен дотянуться. Это поможет ему скорее научиться сидеть. Полезен и развивающий коврик, с помощью которого совершенствуются не только зрение, но и осязание.

Ребенок слишком мал, но родители должны выделять время на занятия с малышом, 3 месяца – хорошее время для начала чтения сказок, диалога, пояснений (во время прогулок каждый увиденный предмет нужно называть своими именами). Это поможет заложить лексический словарь, к тому же малышу просто приятно слышать голос мамы. Делать привычную гимнастику можно в звуковом сопровождении: петь ребенку песенки, читать стишки.

Игрушки для малышей 3 месяца

Лучшие игрушки для данного периода: яркие погремушки, резиновые фигурки (зверей и людей), пупсы, развивающие коврики. Они должны быть приятными на ощупь

Обилие цветов и фактур, издаваемые звуки помогут привлечь внимание ребенка, помочь формированию тактильных, слуховых и зрительных ощущений. Малыш в 3 месяца нуждается в поддержании диалога со взрослыми, поэтому хорошо, если игры сопровождаются комментариями родителей

Когда ребенку позволяется играть самостоятельно, важно убедиться, что предметы в его доступе чистые и не травмоопасны (без острых краев, легкие)

Когда ребенку позволяется играть самостоятельно, важно убедиться, что предметы в его доступе чистые и не травмоопасны (без острых краев, легкие)

3 месяца – массаж ребенку

Педиатры рекомендуют для полноценного развития каждый день делать ребенку массаж, проводимый совместно с играми. Особенно такие процедуры важны для недоношенных детей и имеющих проблемы с мышцами шеи (тяжело удерживают голову). Главная цель массажа – развить и укрепить мышечный каркас, опорно-двигательную систему, моторику рук. Дети в 3 месяца пытаются научиться переворачиваться со спины на живот, зарядка поможет им в этом. На сеанс массажа следует уделять 10-20 минут в день, дополнять его купанием, занятиями с мячом (фитболом).

Рекомендации по проведению массажа:

  1. Начинать процедуру в хорошем настроении (и взрослого, и ребенка).
  2. По возможности проводить манипуляции чистыми сухими руками (без кремов и присыпок).
  3. Сопровождать массаж разговорами, рассказывать стихи, потешки.
  4. Первые движение (они же завершающие) – легкие поглаживания, успокаивающие ребенка.
  5. Поочередно разминаются и массируются руки (от плеч до пальчиков) со сведением и разведением, потом животик, ножки и спинка.
  6. Коленки растирать строго не рекомендуется. А стопы обрабатываются очень аккуратно – от пяточек к пальцам, без резких движений.
  7. Спинка разминается снизу вверх – от ягодиц к плечам.

Гимнастика для малышей 3 месяца

Гимнастика – полезная процедура, которую стоит практиковать ежедневно. Трехмесячный малыш действует в соответствии с рефлексами. Если поднять его, аккуратно поддерживая руками за грудку, и удерживать горизонтально, ребенок прогнется, поднимет головку и ножки. Это упражнение полезно для развития мышц. А если лежащего малыша взять за коленку и подтянуть ее к противоположному боку, он начнет переворачиваться всем телом вслед за ножкой. Так он быстрее сможет освоить переворот на животик.

https://youtube.com/watch?v=V-TSMxvgs2U%250D

Комплекс мер по правильному уходу за малышом включает правильное питание (молоко или смесь), полноценный отдых, чередуемый с нагрузкой. Полезны не только прогулки на свежем воздухе, но и зарядка дома, массаж, развивающие упражнения и игры. Все занятия с малышом не отнимут у родителей много сил и времени. Но благодаря им ребенок в 3 месяца сможет освоить все необходимые навыки, чтобы гармонично развиваться и не отставать от сверстников.

Игры и развлечения

В три месяца ребенок все меньше спит и все больше уделяет внимания игрушкам. Но, на долго этого внимания не хватает, поэтому мамам приходится иногда хитрить, чтобы успеть выполнить необходимую работу по дому. В часы бодрствования ребенок много двигается. Бодрствуя примерно 30 минут на каждый час дневного времени, малыш активно познает мир.

На третьем месяце жизни ребенок ведет себя по отношению к людям более подвижно и живо, чем по отношению к вещам. Это так называемый комплекс оживления. Для трехмесячного крохи можно сделать крохотный турничок. К кроватке нужно прикрепить маленькую палочку так, чтобы малыш, лежа на спине, мог до нее дотянуться.

Такое упражнение поможет ему скорее научиться сидеть, а впоследствии и стоять самостоятельно. Из всех игрушек больше всего трехмесячному ребенку нравятся красочные погремушки, которые удобно держать.

С трех месяцев можете смело читать своему чаду детские стихи и сказки. Будьте уверены, то, что надо, он обязательно поймет.

Можно использовать для игр развивающий коврик, на котором периодически необходимо менять игрушки. За неделю две малыш изучит предложенные ему игрушки и они ему быстро наскучат

Поэтому важно постоянно обновлять ассортимент развлечений на коврике. Можно совместить приятное с полезным и положить малыша на развивающий коврик без подгузника, с голой попой, чтобы он получал воздушные ванны

Важно, что бы расцветка детских игрушек была яркой, красочной и контрастной, например, в черно-белом исполнении, или вариаций других цветов. Это могут быть зебры, пингвины и прочее

В этом возрасте зрение малыша позволяет видеть ему окружающие предметы цветными пятнами. Поэтому игрушки контрастных оттенков будут вызывать у него больший интерес, чем те же игрушки пастельных тонов. Также важно, чтобы игрушки различались не только по цвету, но и по форме, и по материалу изготовления.

Дети очень быстро осваивают новые навыки и умения, поэтому оставлять ребенка одного на диване в этом возрасте уже опасно.

Детский стульчик помогает маме справляться с домашними делами и одновременно заниматься с ребенком. Стоит сказать, что далеко не все стульчики подойдут для малышей в возрасте трех месяцев, ведь они еще не умеют сидеть

Поэтому очень важно обращать внимание на характеристики таких приспособлений, в них должно быть указано, что стульчик применим для детей от рождения, т.е. он должен иметь возможность наклоняться, чтобы ребенок мог в нем лежать и быть оснащенным ремнями безопасности

Упражнения, массаж и игры с ребенком в 3 месяца

Все, что должен уметь ребенок в 3 месяца, формируется постепенно. Активному росту и развитию карапуза следует помочь регулярными, ежедневными занятиями. Физические упражнения способствуют формированию навыков координации движения, укрепляют важнейшие системы детского организма (дыхательную, опорно-двигательную, сердечно-сосудистую).

Лучшее время для разминки — период бодрствования грудничка, когда у него отличное самочувствие и прекрасное настроение. Не забудьте разогреть свои ладони, чтобы не было дискомфорта от холодных прикосновений к нежной кожице.

1. Выкладывайте ребенка на живот, пусть учится уверенней держать голову и тренирует мышцы плечевого пояса. Перевернув его на спинку, возьмите ручки малыша в свои и скрестите их несколько (5-7) раз перед грудью, затем согните — разогните ножки примерно столько же раз.

2. Младенцы обожают «плавать», если родители правильно приучали их к купанию. Поэтому позвольте крошке 10-15 минут побултыхать ручками и ножками в теплой воде, поддерживая под животик или спинку.

3. Можно купить фитбол и применять его для упражнений. Надув мяч, проверьте, не холодный ли он. Положите малыша на поверхность, разведя его коленки в стороны. Покачайте ребенка из стороны в сторону, придерживая его за спинку. Спокойно и с улыбкой разговаривайте с ним, чтобы карапуз не пугался странного движения.

Массаж не следует делать дольше 10 минут, так как дитя устанет. Движения рук мамы должны быть энергичными, но не грубыми. Существуют различные приемы массажа (разминание, вибрация, потряхивание, поколачивание, растирание), но самый простой — поглаживание:

— несколько раз снизу вверх ведите по спинке тыльной стороной, а открытыми ладонями — сверху вниз;

— открытые ладони положите под спинку крохи на уровне поясницы, затем одновременно двигайте их к пупку, пока руки не соединятся — так массируются поперечные и косые мышцы;

— придерживая одной рукой ножки грудничка у пяточек, второй выполняйте круговые движения в направлении часовой стрелки вокруг пупка.

— положив ребенка на спинку, приподнимите левую ручку правой рукой и поглаживайте ее левой, двигаясь от кисти к плечу, затем поменяйте руки и выполните массаж для правой ручки;

— аналогично выполняется упражнение для ножек, направление движения рук — от стопы к бедру.

Игры способствуют полноценному физическому, психическому и умственному развитию. Они простенькие, не вызывают утомления и очень нравятся деткам.

1. Помогите малышу перевернуться на животик. Он приподнимет верхнюю часть туловища, опираясь на предплечья. Поднимайте перед лицом яркую игрушку, затем опускайте ее. Младенец станет следить за интересной вещицей, попутно тренируя мышцы.

2. Позвоните в колокольчик (можно использовать игрушку-пищалку, погремушку) перед грудничком, чтобы он увидел предмет. А потом уберите из поля зрения и вновь издайте звук. В идеале карапуз должен искать глазками источник услышанного звука.

3. Поиграйте с крохой в прятки. Закрывая лицо руками, спросите: «Ку-ку, где мама?» А отведя руки, радостно воскликните: «Вот мама!» Вы не заметите, как быстро малыш научится шалить так же.

4. Не забывайте о любимых нами в детстве «Сороке-белобоке», «Ладушках», «Мальчике-пальчике» и других играх-потешках, которые одновременно развивают мышление и развлекают при массаже ладошек и стоп.

Количество подобных игр ограничивается только Вашей фантазией.

Основы будущей успешности ребенка — в социуме, при обучении в школе, во взрослой жизни — закладываются уже сейчас, во время тесного общения с мамой и папой. Ощущение постоянного контакта (физического, эмоционального) является очень значимым условием для его полноценного формирования. Будьте всегда рядом, чтобы он постоянно чувствовал Вашу любовь и заботу, разговаривайте с ним при любой возможности: купая, играя, перед сном. Ведь впереди — новые достижения!

Полезные ссылки:

Поделитесь в социальных сетях:FacebookTwitterВКонтакте
Напишите комментарий