Что умеет и должен уметь новорожденный ребенок в первый месяц своей жизни
За первый месяц жизни крохи предстоит привыкнуть к новым условиям существования, адаптироваться к новым условиям жизни. Теперь это уже не новорожденный человечек, а грудной ребенок. За этот месяц он незаметно многому научился, уже многое умеет.
Физическое развитие
- К концу первого месяца малыш постепенно перестает принимать позу эмбриона, активнее двигается, сучит ручками и ножками. Все его движения пока разбалансированы, но постепенно они становятся более скоординированными. На это уйдет еще 2-3 месяца;
- Некоторым деткам в 1 месяц удается слегка приподнимать голову, когда они лежат на животике. Ребенку удается некоторое время удерживать головку, когда его держат вертикально;
- Лежа на животике, он должен уметь одновременно слегка приподнять попку и головку. Если в это время ему подставить под пяточки ладонь, он оттолкнется от нее и продвинется на несколько сантиметров;
- Рефлексы новорожденных не угасли. При врачебном осмотре ребёнок должен их чётко продемонстрировать.
Эмоциональное развитие
- За первые четыре недели жизни ребенок уже умеет отличать мамин голос от всех остальных. Он прекрасно знает ее запах, ее прикосновения; Когда малыша касается близкий человек, он радуется и даже прекращает плакать. Однако прикосновения незнакомца могут сильно испугать его. Поэтому давать ребенка чужим людям в руки пока не рекомендуется;
- Малыш копирует все, что способен увидеть. Чаще улыбайтесь ему. И очень быстро на вашу улыбку он ответит улыбкой. И это уже будет не рефлекторная непроизвольная улыбка новорожденного, а вполне осознанная, предназначенная именно вам;
- В 1 месяц он уже несколько минут рассматривает яркие неподвижные предметы недалеко от его глаз. Он уже способен провожать взглядом игрушку, которую медленно проносят у него перед глазами;
- Малыш начинает произносить горловые звуки, похожие на бульканье. Это начало гуления, когда кроха впервые осознанно испытывает речевой аппарат. И пока до первых слов еще далеко, первые попытки происходят уже в месячном возрасте;
- В месячном возрасте ребенок умеет показать свое настроение – плачем или улыбками;
- Малыш реагирует на звуки, может определить, откуда он исходит, поворачивать голову в ту сторону. Прислушивается к ним. Реакция становится более осознанной, ребенок реже пугается резких звуков, различает интонации речи. Мамин голос успокаивает грудничка, а голоса незнакомцев пугают и настораживают;
- Просыпаться и есть в одно и то же время. В этом возрасте у детей уже формируется режим дня. Мама может корректировать его, но делать это необходимо очень мягко, без стресса для ребенка;
- Кричать и плакать. Месячный малыш плачет порядка трех часов в сутки. Это считается нормой, так как именно этим способом он может сообщить маме о проблемах. Плач различается в зависимости от раздражающего фактора — голода, грязного подгузника, желания побывать на руках, поспать и т.д.
Таблица навыков и умений
Сфера развития | Что происходит? |
---|---|
Движения | Ручки и ножки согнуты в суставах, двигаются непроизвольно и нескоординированно — мышечный тонус повышен. Все действия контролируются безусловными рефлексами. |
Зрение | К 10 дню кроха удерживает в поле зрения движущиеся объекты. Может следить за предметом (игрушкой) на расстоянии около 30 см, но лишь в одну сторону. К 20 дню удерживает в поле зрения неподвижные объекты (лицо взрослого) уже до 5-10 секунд. |
Слух | К 10 дню вздрагивает и моргает при резких звуках (хлопок, удар по столу) на расстоянии около 30 см. Может сосредотачиваться на звуках и голосе до 10 секунд. |
Сенсорика | Различает соленый, сладкий и кислый вкус. Реагирует на резкие запахи плачем и гримасками. |
Речь | Голосовой аппарат проходит подготовку звонкими криками, кряхтением, причмокиванием. |
Интеллект | Началось сенсорное развитие крохи (чувственно-двигательное). Сейчас он отрабатывает данные ему с рождения навыки: сосание, реагирование на звуки, световые раздражители, температуру. Вырабатываются первые условные (не врожденные) рефлексы. |
К концу первого месяца с исчезновением физиологического гипертонуса поза ребёнка становится более расслабленной. Некоторые больше не нуждаются в пеленании во время сна.
Вот сколько, оказывается, уже умеет малыш! А вы говорите – месяц!
МамаЛара: Что умеет ребенок в 1 месяц видео
Видео: Развитие новорождённого от рождения до 1-го месяца. Что должен уметь? Как развивать малыша в этом возрасте? Как бороться с самыми распространёнными проблемами этого возраста (колики, отрыжка, плач и тд.)
Хотите первыми читать наши материалы? Подписывайтесь на наш телеграм-канал, страницу в Facebook, или группу ВКонтакте.
Первые «агу»
К концу первого месяца ребенок в положении лежа на спине с немного приоткрытым ротиком издает звуки, похожие на что-то среднее между «э» и «а». Время от времени эти звуки соединяются с «х» и «г», в результате чего получается «хэ-е», «гэ-е» либо «эхе-е», «эге-е».
Важнейший процесс формирования речи — агуканье. Специально обучить ребенка гулению невозможно, но использование определенных приемов позволит помочь грудничку быстрее начать общение с миром вокруг:
- С ребенком нужно постоянно, мягко и ласково разговаривать. Речь не должна сопровождаться резкими эмоциональными всплесками, это должно быть описание и объяснение ваших действий.
- Следует повторять за ребенком произнесенные им звуки и добавлять новые, простые. Груднички практически всегда пытаются повторить, произнесенное взрослым. Между мамой и ребенком должен установиться диалог «агу», сопровождающийся улыбкой.
- На ладошках малыша находятся акупунктурные точки, которые связаны с участками мозга, отвечающими за развитие речи, поэтому необходимо нежно массировать и поглаживать их. Кроме того, пальчиковые игры в сочетании с массажем ладошек способствуют развитию мелкой моторики и речи.
Если малыш не начал «агукать» к концу первого месяца, волноваться не стоит, так как у каждого ребенка индивидуальный темп развития. Некоторые дети в возрасте трех недель пытаются сказать первое «агу», другие, молчуны от природы, обрадуют родителей звуками в возрасте старше одного месяца.
Случается, что грудничок стал агукать, а потом замолчал. Подобное может быть связано с тем, что он готовится освоить новые речевые навыки. Гуление вернется через некоторое время и будет дополнено смехом в голос, визжанием, пищанием. В некоторых случаях прекращение агуканья происходит по причине стресса или плохого самочувствия малыша.
К педиатру целесообразно обратиться, если ребенку исполнилось 3 месяца, а он до сих пор молчит – не агукает и не гулит, в первую очередь рекомендуется проверить слух ребенка.
Список дел
А вы уже написали заявление на ежемесячное получение детского питания? Сделать это нужно у участкового педиатра.
Если кроха проживает не по месту регистрации, получите справку, подтверждающую, что вы не получаете питание по месту, где ребенок зарегистрирован. Предоставьте ее участковому педиатру по месту своего фактического проживания. Так вы сможете ежемесячно получать детское питание: смеси, пюре, молочные продукты, каши.
Если вы еще не приобрели музыкальный мобиль на кроватку, самое время озадачиться этой покупкой
При выборе обращайте внимание на «репертуар» и звучание мелодий, возможность регулирования уровня звуками дистанционного управления, надежность фиксации, отсутствие какого-либо запаха от игрушки
Сколько бодрствует трехнедельный ребенок
Подросший младенец может бодрствовать достаточно длительный отрезок времени. Он пробуждается перед кормлением, а засыпает не сразу после еды. В сравнении с первыми днями, продолжительность сна стала немного меньше.
В свои 3 недели малютка научился страстно отзываться на любой раздражитель. У большинства грудничков к этому периоду появляется звонкий и пронзительный крик, сообщающий маме о том, что ему что-то доставляет неудобство и мучает. Под действием впечатлений, переполняющих его, кроха обычно долго капризничает, что может привести к проблемам со сном.
В конце дня грудничок сильно утомляется от количества впечатлений, что приводит к вечерней раздражительности, заключающейся в смене частоты пульса. Даже пустышку или палец новорожденный начинает чмокать энергичнее. К тому моменту мамы уже научились определять, чем можно успокоить ребенка: укачать на руках, покормить или просто сменить памперс. Многие новорожденные не умеют немедленно реагировать на успокаивающие манипуляции родителей: их нервы требуется освободить от раздражения путем коротких рыданий, не поддающихся никаким уговорам.
Этапы развития ребенка в 8 месяцев: мальчики и девочки
Физическое развитие ребенка в 8 месяцев: рост и вес
На восьмом месяце жизни многие мамы отмечают, что ребенок не слишком набирает в весе и росте, но все же соответствует нормам. Средний вес для 8-месячного мальчика составляет 9 кг, в то время как девочки в среднем весят около 7,5 кг. Мальчик в этом возрасте обычно имеет рост 70 см, а девочки ближе к 68 см. Если сравнивать с предыдущим месяцем, то показатели роста меняются максимум на 2 см, а веса – на 500 г.
Таблица норм
У большинства карапузов появляются первые 4 зуба. Но если вдруг этого еще не произошло с вашим младенцем, не стоит переживать, это нормально.
Психическое развитие ребенка в 8 месяцев
О нормальном психо-эмоциональном развитии могут говорить следующие показатели:
- Четко соотносит эмоции к определённым чувствам – обиды, голода, скуки, радости, боли. Так, на громкий крик может обидеться. Главная задача родителей – не игнорировать детский плачь. Не стоит придерживаться стереотипного «бабушкиного» метода, мол кроха пытается манипулировать. Вовсе нет, своим плачем он пытается призвать родителей на помощь.
- Отвечает на разговор и произносит звуки. Накапливает пассивный словарь.
- Узнает знакомые лица.
- Боится незнакомых людей. Может отворачиваться или плакать.
- Любит разглядывать себя в зеркало.
- Начинает связывать гласные звуки во время «разговора».
- Знает свое имя и отвечает поворотом головы, когда к нему обращаются.
- Издает созвучные согласные звуки, такие как «м» или «б».
- Узнает о мире через вкус и прикосновение – тянет всевозможные предметы в рот.
- Понимает основные слова – мама, папа, баба, мяч, собака и т.п.
- Изучает понятие «причина и следствие». Например, активно наблюдает, что происходит с предметом, если его бросить с высоты. Наверняка мамам известны случаи, когда малыш на улице выбрасывает с коляски собственную обувь.
- Проявляет сильную привязанность к маме, может реагировать плачем, если она уходит.
- Младенцы в этом возрасте только обнаруживают причину и следствие и любят экспериментировать с тем, как добиться успеха в любом деле. Им нравятся интерактивные игрушки, которые позволяют получать различный эффект. К примеру, нажатие кнопки и создание шума, открытие коробки и нахождение игрушки внутри.
Способности детей: что умеют делать в год и 2 месяца
Сложно выявить все навыки малыша в этом возрасте. Они напрямую зависят от семьи, в которой развивается ребенок. От усилий, приложенных родителями. От времени, которое они тратят на развитие ребенка. Слишком заметна разница приобретения определенных умений между разными детьми.
Важнейшим показателем правильного развития является установление контакта с теми близкими, с которыми проводится больше времени. Если малыш не реагирует на слова мамы, не смотрит в глаза и не любит проводить время в компании взрослых, необходимо проконсультироваться с педиатром. Но обычно всевозможные отклонения выявляются до года.
Каждая мама задаётся вопросом, что же должен уметь ребенок к определенному возрасту.
У малыша постоянно формируются новые навыки, сначала незаметно, затем более наглядно и с каждым днём ребенок становится интереснее и самостоятельнее. Конечно, необходимо непосредственное участие взрослых, совместные игры и общение.
Основные умственные и двигательные навыки детей 14 месяцев:
- Понимание значений разных слов: названия посуды, одежды, бытовых принадлежностей, действий. Малыш подойдёт к телевизору, если попросить, а не к дивану. Откроет шкаф, положит пульт.
- Выполнение простых просьб.
- Развитие речевой активности. Пополняется активный словарный запас новыми словами или слогами, обозначающими слова.
- Умение стоять, ходить, забираться, удерживать в руках предметы и совершать действия с ними; легко передвигаться по дому, без помощи мамы.
- Организация игровых действий. Ребенок знает, как играть с машинками, кубиками, велосипедом…
- Подражание действиям взрослых – расчесывание, разговор по телефону, и даже нанесение макияжа.
Все дети развиваются по-разному. Нужно сравнивать детей в разумных пределах с другими или с собой в этом возрасте.
Отличительные особенности мальчиков и девочек
Если до года отличия между разнополыми детьми зрительно прослеживались лишь по физическим параметрам, то после года различие поведения девочек и мальчиков становится несколько заметнее.
Девочки охотнее контактируют с окружающими, более самостоятельны. Быстрее приобретают различные умения. Моторные навыки у маленьких принцесс начинают функционировать тоже раньше: даже в самообслуживании девочки преуспевают лучше мальчиков, раньше начинают одеваться самостоятельно (например, натягивать носочки, шапочку), «привыкают» к горшку. Девочки активнее запоминают и произносят новые слова. Качественнее формируется активный словарь.
Мальчики более активны, неусидчивы. Им требуется больше времени для усвоения нового. Но потом, не обращая внимания на окружающий мир, они будут долго заняты определенным делом.
Конечно, явных различий между детьми заметить нельзя, так как помимо пола каждый ребенок обладает разными способностями и темпераментом. И, учитывая, что, в основном, девочки начинают раньше ходить и говорить, можно отметить также большой процент мальчиков, обладающих такими же характеристиками.
Полезные советы родителям
- Не игнорируйте патронаж новорожденного. Врач сумеет проверить все рефлексы и с уверенность сказать, действительно ли с малышом все в порядке.
- Делайте крохе массаж перед купанием. Это хорошо стимулирует развитие его мышечной системы.
- Почаще выкладывайте кроху на животик, в идеале – перед каждым кормлением и через час после него, если малыш не спит. В 1 месяц малыша лучше выкладывать спать на животик – так снижается риск колик.
- Если ваша кроха не умеет часть того, что должен уметь делать ребенок в 1 месяц, не спешите с выводами. Дайте малышу недельку-другую, он всему научится.
- —Когда ребенок начинает держать голову—, раскладывайте перед ним крупные игрушки ярких цветов, стимулируя желание их достать. Так вы улучшите физическое развитие малыша.
- Создайте малышу комфортную обстановку. Не ругайтесь при ребенке, беря его на руки, выключайте в себе все негативные эмоции – так ребенку будет комфортнее, он будет ощущать себя в безопасности, лучше расти и быстрее развиваться.
Психическое развитие грудничка в 1 месяц
В первый месяц жизни начинается активное психическое развитие мальчика или девочки. Уже через несколько недель жизни ребенок обретает небольшую способность обучаться. Например, если малыш хочет кушать, или он ощущает дискомфорт, начинает плакать.
В месячном возрасте становится возможным приучение ребенка к режиму питания или сна
Делать это нужно предельно осторожно. В месячном возрасте психика ребенка очень ранима, поэтому, если долго не реагировать на его плач, может возникнуть серьезный стресс
Месячный ребенок смотрит на игрушку
В этом возрасте обязательно много общаться с малышом. Можно рассказывать о своих делах, что происходит у папы, бабушки, дедушки, петь песни. Тогда список того, что умеет ребенок в 1 месяц, 2, 3 и так далее будет расти очень быстро.
Слух
Каждая неделя приносит новые изменения. Совсем недавно он почти ничего не слышал, напрасно вы боролись за полную тишину во время сна. 3 недельный карапуз различает многие звуки, а незнакомые звуки настораживают младенца, заставляют замирать, прислушиваться. Новые, особенно громкие звуки, могут обеспокоить, возбудить малыша. Успокойте его, возьмите на ручки, погладьте, тихонько поговорите.
Он различает голоса, в первую очередь, голос мамы. Ребенок знает этот голос с утробы, а к трем неделям он отличает его от других голосов.
Развитие слуха и слуховых реакций зависит не только от природных данных
Ласковые разговоры, агуканье, песенки, стишки привлекают внимание малыша, развивают его слух
Тревожность у ребенка
Детская тревожность не является нарушением, она скорее представляет собой негативное состояние психики. Психоэмоциональное развитие ребенка может сопровождаться тревожностью с младенческого возраста. Проявления беспокойного состояния у младенцев – плаксивость, плохой аппетит или сон. С возрастом строение центральной нервной системы усложняется, поэтому и эмоциональные переживания ребенка становятся комплексными. Если родители вовремя не обращают внимания на детскую тревожность, впоследствии это может отразиться на адаптации в школьных условиях. В некоторых случаях постоянное беспокойство может быть признаком задержки психоэмоционального развития. Как же определить, что ребенок подвержен этому неприятному переживанию?
Тревожность – это повышенная склонность к беспокойству, опасениям. Она бывает ситуативной (возникающей как реакция на неприятные события), а также постоянной (когда ребенок беспокоится постоянно). Ситуативная тревожность может быть оправдана, однако постоянная тревожность требует вмешательства.
Признаки повышенной тревожности у ребенка:
- Настороженность;
- Подавленное настроение в течение длительного времени;
- Трудности с общением;
- Конфликтность, мрачное восприятие мира;
- Низкий уровень самооценки.
Причины возникновения тревожности:
- Неблагоприятный климат дома (ссоры родителей, крики);
- Серьезный испуг (происшествие на воде или пожар, встреча с пугающим животным);
- Большое количество времени, проведенного за просмотром ТВ. Психологи предостерегают: часто причиной детских страхов могут быть отрицательные персонажи из мультфильмов;
- Недружелюбная обстановка в детском саду, насмешки сверстников. Иногда тревожность ребенка повышается из-за поведения воспитателя, например, если он угрожает детям или наказывает их. Также малыши, которые подвергаются насмешкам одногруппников, ощущают себя беспомощными и униженными, что приводит к повышению тревожности.
- Высокие требования родителей, авторитарность;
- Тревожность может повысится у ребенка вследствие постоянного ожидания неприятностей. Ребенок ощущает, что взрослые не ждут от него ничего хорошего. Это происходит в случаях с пьянством или приступами агрессии взрослых, а иногда и просто из-за плохого настроения родителя.
Детское беспокойство: выявить и обезвредить
Для начала рассмотрим основные признаки повышенной тревожности у детей:
- В неприятной ситуации ребенок постоянно что-то крутит или теребит в руках;
- Скованность движений, повышенная напряженность;
- Плохая концентрация внимания, ребенок постоянно теряет или роняет свои вещи;
- Потливость;
- Вздрагивание при неожиданных звуках;
- Дрожание рук;
- Нарушения сна и/или аппетита;
- Жалобы на кошмары;
- Ребенок часто испытывает смущение, краснеет, или, наоборот, бледнеет;
- Плаксивость, повышение пульса, частые позывы к мочеиспусканию;
- Жалобы на головную боль или боль в животе.
Чтобы психоэмоциональное развитие ребенка не пострадало от высокого уровня тревожности, необходимо регулярно проводить корректирующие занятия по снятию этого состояния. Среди способов преодоления повышенного беспокойства у ребенка выделяют специальные коррекционные игры, методы арттерапии (например, рисование), обучение навыкам релаксации.
Одной из коррекционных игр, которая должна перерасти у ребенка в ежедневную привычку замечать хорошее каждый день, является игра «Копилка успеха». Необходимо взять банку или коробку, и вместе с ребенком украсить ее. Также заранее нужно заготовить листочки бумаги. Когда ребенок будет возвращаться со школы, он должен записывать хотя бы одно свое достижение за текущий день. Записи могут быть такими: «Хорошо выполнила задание по математике», «Сделала красивую поделку». Даже в самом плохом дне ребенок обязательно должен научиться находить что-нибудь хорошее.
Тревожное состояние часто сопровождается мышечными зажимами в области верхнего плечевого пояса, шеи, лица. Чтобы снять накопившееся напряжение, полезно научить ребенка техникам глубокого дыхания, использовать массаж. Можно использовать игру под названием «Драка». Она помогает расслабить мускулы лица и рук, наладить дыхание. Попросите ребенка вообразить следующую ситуацию: «Вы с другом не поладили. Еще чуть-чуть – и начнется драка. Сделай глубокий вдох, сожми челюсти. Зафиксируй пальцы рук, как можно сильнее сожми кулаки. А теперь попробуй затаить ненадолго дыхание. Может быть, не стоит драться? Выдохни и расслабься. Драка отменяется!».
Таблица показателей развития месячного ребенка
Главные умения младенца за первый месяц можно увидеть в таблице.
Удержание головы | Способен приподнять голову в положении лежа на животе на время до 5 секунд. |
Фиксация взгляда | Рассматривает неподвижные предметы. Из движущихся объектов следит за крупными, ярко окрашенными. |
Зрение | Различает красный, желтый, черный цвета. Способен различить полоски и линии. |
Реакция на звук | При бодрствовании вздрагивает, замирает при резких звуках. Слишком сильный раздражитель может стать причиной плача. |
Гуление | Произносит звуки “гу”, “га”, часто делает это синхронно с речью взрослых. |
Врач либо успокоит маму и папу, либо даст необходимые рекомендации, назначит подходящее лечение.
Возможные проблемы
Наиболее частые проблемы месячного ребенка можно подразделить на такие категории:
- неврологические заболевания – проявляются повышенным или сниженным мышечным тонусом, запрокидыванием головы назад при поднятии за ручки, отсутствием врожденных рефлексов;
- отставание в росте или весе – причиной может стать как неправильный режим питания, так и болезни малыша;
- отсутствие реакции на свет, звук – врожденные патологии органов зрения или слуха.
Лечением должен заниматься врач. При неврологических нарушениях ребенка нужно показать невропатологу. Если есть проблемы с набором веса, то может потребоваться консультация гастроэнтеролога, обязателен осмотр педиатра. При проблемах с органами чувств новорожденного нужно показать ЛОРу и офтальмологу.
Мама должна тщательно следить за развитием младенца в 1 месяц и обращаться к врачам в случае отклонений.
Питание ребенка в 1 месяц
Питание ребенка в первый месяц его жизни
Наверно больше всего мамочки боятся, что их малыш получает недостаточное количество молока. Некоторые взвешивают после каждого кормления. Количество необходимое для крохи в первую очередь зависит от его возраста и веса. На первом месяце объем высасываемого молока увеличивается с каждым днем в соответствии с увеличением объема желудка.
В первые дни после рождения он выпивает 20 мл за один раз то к концу месяца нормой считается 100-120 мл за одно кормление. И не волнуйтесь малыш сам даст вам понять, что он голоден. За сутки он может потребовать грудь 10-12 раз. Время сосания груди составляет 10-30 минут.
Что же касается искусственного вскармливания, то здесь все по режиму. Кормить малыша следует не реже 8 раз за сутки. Необходимое количество смеси указано на коробке соответственно возрасту. Если вы кормите молочной смесью главное не перекормить ребенка. Из бутылочки молоко сосать легче чем из груди.
Показатели того что ребенок сыт:
- малыш спокоен;
- крепко спит;
- прибавка в весе согласно нормам;
- писает 12-15 раз за сутки
- регулярный стул
Как только у вас полностью наладится лактация, а малыш привыкнет к режиму кормления вы сможете не волноваться о том сколько он съел. Кроха будет кушать столько сколько ему необходимо.
Как способствовать развитию малыша
Главное, что должны понимать родители: малыш нуждается в постоянном внимании и заботе. Постоянно занимайтесь развитием ребёнка на первом месяце жизни. Создавайте максимально благоприятную атмосферу в доме. Пускай он спит в самой дальней комнате. Так, чтобы там не было слышно резких, неприятных звуков, которые могут его напугать. Постарайтесь создать распорядок его дня. Так он будет знать, что и когда делать. А это поможет ему постоянно быть весёлым и готовым познавать окружающий мир.
Общайтесь с ребёнком. Говорите с ним, читайте и пойте ему. Отзывайтесь на все звуки, которые он издаёт. Берите его чаще на руки. Он быстрее привыкнет к вам, вашему запаху и голосу. Старайтесь быть возле него только с хорошим настроением. Во время игр не подносите погремушку к малышу ближе, чем на 30 см. Сначала просто держите её, а потом начинайте постепенно ею двигать. Можно поиграть с грудничком «в прятки». Но делайте это максимально плавно, иначе новорождённый испугается.
Уже с первых дней можно прибегать к методикам раннего развития детей. К примеру, по методике Глена Домана малыша учат съезжать по наклонной поверхности вниз. Доман также имеет инструкцию по тому, как правильно делать гимнастику новорождённому. Также можно показывать малышу чёрно-белые картинки, которые помогают развивать ему зрение.
https://youtube.com/watch?v=videoseries
Как развивать новорожденного?
На первом месяце происходит формирование сенсорных ощущений: слуха, зрения, осязания. Именно на их совершенствование и должна быть направлена деятельность родителей.
Развитие зрения
Прикрепите над детской кроваткой (на высоте 20–30 см) яркую подвижную игрушку. Малыш научится задерживать взгляд на подвижном объекте и начнет проявлять интерес к окружающему миру.
Поводите светящимся фонариком над кроваткой малыша (свет должен быть тусклым, чтобы ребенок не испортил зрение). Сначала кроха будет лишь ненадолго задерживать взгляд, но через несколько дней сможет следить глазами за передвижениями света и фокусироваться на объекте.
Подвесьте над кроваткой рейку с привязанными к ней яркими лентами. Откройте окно, чтобы ветерок привел их в движение
Крохе будет интересно наблюдать за развевающимися ленточками, и он научится сосредотачивать внимание на объекте.
Почаще приближайтесь к кроватке малыша, чтобы ребенок смог вдоволь налюбоваться материнским лицом. Стройте младенцу рожицы, высовывайте язык, улыбайтесь. Совсем скоро кроха начнет не только наблюдать за вами, но и копировать ваши движения.
Совсем скоро кроха начнет не только наблюдать за вами, но и копировать ваши движения.
Развитие слуха
- Повесьте над кроваткой малыша музыкальную игрушку или яркий колокольчик. Ребенок будет видеть красивую вещицу и слышать мелодичный звук: это активизирует развитие слуха и научит соотносить зрительные и звуковые образы.
- Танцуйте с малышом. Включите негромкую плавную музыку, возьмите младенца на руки и, покачивая его, покружитесь по комнате.
- Потрясите перед лицом малыша погремушкой, а затем уведите ее в сторону. Сделайте так несколько раз, чтобы ребенок понял, что источник шума находится где-то вне его кроватки. Такое упражнение не только усовершенствует умение фокусировать взгляд, но и разовьет способность связывать зрительные и звуковые образы.
- Включайте в комнате малыша музыку (композиции Вивальди, Моцарта, Гайдна). Не бойтесь, что «музыкальное сопровождение» помешает крохе спать: напротив, оно успокоит и расслабит ребенка.
- Разговаривайте с крохой, рассказывайте ему интересные истории и сказки. Да, младенец пока не понимает слов, но он реагирует на умиротворяющий звук материнского голоса, учится слушать и прислушиваться. Это закладывает основу дальнейшего обучения и развития.
Развитие осязания
Ребенок должен получать и тактильные ощущения. Почаще прикасайтесь к нему, гладьте, ласкайте. И не мешайте ему ощупывать вас или окружающие предметы: кладите в его ручку игрушки, погремушки, давайте подержаться за пальцы или волосы.
Новорожденный проходит длительный период адаптации к новым условиям существования. Постарайтесь, чтобы это время принесло ему только приятные ощущения: реагируйте на каждое его желание, чаще общайтесь с ним, держите на руках, ласкайте и балуйте. Малыши, получившие в детстве достаточно материнского внимания и любви, вырастают не эгоистами, а спокойными, добрыми и уравновешенными людьми.
← Что должен уметь ребенок в 1 годЧто должен уметь ребенок в 2 месяца →
Сводная таблица основных навыков
Сфера развития | Что происходит? |
---|---|
Движения | Ручки и ножки согнуты в суставах, двигаются непроизвольно и нескоординированно – мышечный тонус повышен. Все действия контролируются безусловными рефлексами. |
Зрение | К 10 дню кроха удерживает в поле зрения движущиеся объекты. Может следить за предметом (игрушкой) на расстоянии около 30 см, но лишь в одну сторону. К 20 дню удерживает в поле зрения неподвижные объекты (лицо взрослого) уже до 5-10 секунд. |
Слух | К 10 дню вздрагивает и моргает при резких звуках (хлопок, удар по столу) на расстоянии около 30 см. Может сосредотачиваться на звуках и голосе до 10 секунд. |
Сенсорика | Различает соленый, сладкий и кислый вкус. Реагирует на резкие запахи плачем и гримасками. |
Речь | Голосовой аппарат проходит подготовку звонкими криками, кряхтением, причмокиванием. |
Интеллект | Началось сенсорное развитие крохи (чувственно-двигательное). Сейчас он отрабатывает данные ему с рождения навыки: сосание, реагирование на звуки, световые раздражители, температуру. Вырабатываются первые условные (не врожденные) рефлексы. |