Что должен уметь ребенок в 4 месяца: 9 основных навыков, 3 рефлекса, 10 норм психоэмоционального развития
Последнее обновление статьи: 27.03.2018 г.
Каждый месяц – это эпоха, особенно для детей до 1 года. Развитие и рост младенца в этот период времени идут семимильными шагами. Четырёхмесячный малыш по сравнению с новорождённым владеет огромным количеством умений и навыков. Каждый день младенец радует родителей чем-то новым.
В 4 месяца ребёнок уже перерос младенческие колики и может всё своё внимание и энергию направить на познание мира и общение. Причем последнее становится всё более важным и значимым в жизни маленького человечка
Причем последнее становится всё более важным и значимым в жизни маленького человечка.
Ребёнку в этом возрасте, наряду с пищей, сном и уходом, необходимо взаимодействовать с другими людьми.
В первую очередь, с мамой. Младенец в четыре месяца уже чётко выделяет её из числа остальных близких.
Сон и режим дня
Спит ребёнок большую часть суток – около 15 часов. Из них ночной сон занимает 10. Оставшееся время распределяется между тремя дневными.
В большинстве случаев, всю ночь напролёт малыш не спит. Несколько раз он просыпается для подкрепления молоком или смесью.
Развивающие занятия
Сегодня это словосочетание растиражировано, модно, актуально.
Но все самые простые игры, общение, объяснения и тактильный контакт – всё это можно назвать развивающим.
- массаж и гимнастика. Можно использовать по раздельности или вместе. Массаж полезно делать после пробуждения и перед купанием. Гимнастика заключается в пассивных движениях (сгибаниях, разгибаниях) конечностей малыша, переворотах и стимулирования ползанья путем нажатия своими пальцами на пятки ребёнка. С этим процессом неплохо ещё сочетается фитбол. Комплекс занятий с ним несложен, а информацию легко найти в интернете;
- максимальный тактильный контакт. Младенцу он жизненно необходим. Носите ребёнка на руках, в слинге, кормите грудью, делайте лёгкий поглаживающий массаж;
- игрушки. Игрушечный парк для ребёнка 4 месяца значительно шире, чем, например, у месячного ребёнка. К погремушкам прибавляются прорезыватели, ведь малышу очень хочется всё тянуть в рот и грызть зудящими дёснами. Младенцу интересно будет пробовать на ощупь различные по текстуре тканевые мешочки, наполненные гречкой, манкой, горохом, и небольшие мячики. Развивающий коврик становится целым кладезем ощущений. Тут и цвета, различные по тактильные ощущениям ткани, висящие над головой игрушки, которые надо обязательно захватить, зеркальце, в которое очень интересно смотреться и узнавать самого себя;
- речевое общение. Дети – великие подражатели. Чем чаще они будут слышать звуки речи, тем проще им будет ею овладеть;
- стишки-прибаутки, потешки. Знакомые всем с детства «Сорока-ворона», «Коза рогатая», «Ладушки» и другие. Ребёнку нравится и ритмичное звучание, сопровождающееся действием – купанием, пальчиковой гимнастикой, одеванием, щекоткой, поглаживанием;
- «Ку-ку». На первый взгляд простая игра для увеселения младенца. На самом деле через игровое действо до ребёнка доносится то, что родитель, когда покидает поле его зрения, потом обязательно возвращается. На этой базе у малыша формируется доверие к миру.
Когда стоит беспокоиться?
Есть определенный обязательный перечень того, что умеет ребёнок в 4 месяца. Родителям это надо знать. Но если ребёнку 4 месяца и у него есть хоть один признак из нижеперечисленных, первое, что необходимо сделать — срочно обратиться к доктору:
- малыш не держит голову;
- лёжа на животе, не приподнимается на предплечьях;
- ребебёнок не переворачивается;
- не реагирует на звуки, не ищет взглядом их источник;
- малыш не демонстрирует «комплекс оживления» при виде матери;
- не держит погремушку и даже не пробует пытаться её ухватить;
- демонстрирует рефлексы, которые к этому возрасту должны угаснуть.
Внимательно следите за развитием малыша, но не сравнивайте его с ровесниками. Каждый кроха развивается в своем индивидуальном темпе.
Оценка статьи:
(11 4,27 из 5) Загрузка…
Что должна знать мама
4-месячная отметка — захватывающее время для вас и вашего ребенка. Стадия новорожденного заменяется новыми этапами развития для вашего малыша, что проявляется во сне, росте, весе, кормлении и активности. Наслаждайтесь этим веселым месяцем и запомните несколько полезных советов
- Вы являетесь родителем, в котором нуждается ваш ребенок . Будь вы работающей мамой, домашним родителем или где-то посередине (например, работа на дому!), вы должны знать, что мама именно тот тип родителей, в котором нуждается ребенок. В этом возрасте вашему крохе нужны забота и уверенность, что его любят, и он будет продолжать расти и развиваться.
- Внимательно следите за проблемами развития . Часто этот возраст является тем, когда они могут проявиться. Если вы имеете дело со сложным диагнозом или отставанием в физическом или психическом развитии вашего ребенка, найдите хорошего специалиста, а также группу онлайн-поддержки родителей, которые прошли через то же, что и вы. Обращайтесь к другим родителям, которые могут помочь, предложить совет и оказать вам необходимую поддержку. Не отчаивайтесь, ведь главное распознать проблему на раннем этапе, которая успешно разрешится!
- Поздравьте себя с пройденной дорогой в 4 месяца . Если вы кормите грудью и делаете это до сих пор — вы достигли огромного успеха. Прохождение первых нескольких месяцев ухода за малышом может быть самым сложным этапом в жизни мамы. Но если вы выбрали другой вид кормления для своего чада, уделите в этом месяце время, чтобы подумать о том, как сделать лучше для вас и вашего дитя.
- Сфотографируйте важные моменты, которые больше не повторяться . Ваш ребенок научится лучше и увереннее сидеть без поддержки в следующем месяце. Настало время подумать о том, чтобы заказать фотосессию или попробовать свои силы в домашней фотосъемке. Сейчас самое время запечатлеть несколько очаровательных улыбок вашего малыша, прежде чем они станут еще более осознанными!
Психоэмоциональное развитие
- Легко вызывается «комплекс оживления». При виде родителей или других знакомых людей малыш в 4 месяца улыбается, радуется, активно двигает ручками и ножками, гулит.
- Узнаёт маму, выделяет её среди остальных.
- Улыбается своему отражению.
- Лепечет. Временами можно услышать не только отдельные звуки, но и слога «ма», «па», «ба». Это еще неосознанное звукоподражание, прародитель будущей активной речи.
- Выражает различные эмоции. Это уже не только радость и грусть. Прибавляется гнев, обида, страх.
- Поведение тоже становится более дифференцированным. Если малышу нравится игра, он радуется. При её прекращении начинает плакать. Среди игрушек выделяет любимые, с которыми готов заниматься постоянно.
- Легко определяет источник звука, поворачивая к нему голову. Ребёнок начинает воспринимать музыку. Хорошо реагирует на ритмичную или мелодичную песню.
- Сосредотачивается, прислушивается при звуке своего имени.
- Начинает ощущать своё тело в пространстве, знакомится с ним. Забавно смотреть за малышом, который пристально рассматривает свои ладошки или щупает ноги. Таковы дети – познание через игру.
- Зрение у младенца практически на уровне взрослого. Малыш уже может различать несколько цветов – красный, желтый и синий.
При грудном вскармливании в питании ребёнка всё остается по-прежнему. Прикладываний к груди становится меньше, вырисовывается режим кормления.
Лактационный криз третьего месяца позади, грудное молоко вырабатывается строго по графику кормления. Ощущения в виде покалывания и распирания при прибытии молока уже не так беспокоят кормящую маму.
При искусственном вскармливании допускается введение в рацион разбавленных соков. Пищеварительная система искусственника уже вполне готова к их перевариванию.
Почему не стоит торопиться с прикармливанием соками? Введение соков может спровоцировать срыгивания из-за закисления внутренней среды желудка. После сладких соков малыш может отказаться пробовать невкусные, на его взгляд, овощи или каши.
По рекомендациям ВОЗ прикорм необходимо вводить не раньше 4 и не позже 6 месяцев. Точный срок определяется индивидуально по признакам готовности:
- интерес младенца к взрослой еде;
- ребёнок хорошо держит голову, сидит уверенно или с опорой;
- при попадании еды (не молока или смеси) в рот не выталкивает её;
- удвоение веса с момента рождения;
- малыш удерживает ложку и стремится положить ее в рот;
- появление первых зубов.
Психологическое развитие ребенка 4 месяца
Для нормального развития ребенка в 4 месяца ему нужно общение.
Мамы четырехмесячных карапузов часто жалуются, что ничего не успевают делать, потому что дитя не отпускает от себя ни на минуту и требует постоянного общения.
Не отказывайте ребенку во внимании.
Домашние дела подождут, они не стоят того, чтобы заставлять волноваться своего малыша, не желая проводить с ним время.
Дети в этом возрасте невероятно дружелюбны. Они охотно улыбаются незнакомцам, пытаются говорить с ними на своем языке, изучают их, ощупывая лицо, пытаясь запихнуть пальцы в рот.
Потребность пребывать на руках тоже никуда не делась – это еще один из способов общения для ребенка.
Малыш плачет уже не так часто и лишь тогда, когда его действительно что-то беспокоит.
Некоторые мамы жалуются, что их сын или дочь стали слишком капризными, хнычут без причины, не хотят играть. Это может быть связано с тем, что через месяц–два у ребенка прорежутся зубки, а подготовительный период причиняет ему дискомфорт.
Спектр эмоций, которые может испытывать ребенок, очень яркий: страх, интерес, радость, обида, гордость за совершенный поступок, удовольствие, боль и т.д.
Сон.
Суточная норма сна – 17–18 часов, то есть периоды бодрствования сокращаются.
Малыш реже просыпается ночью и у мамы наконец-то появляется возможность выспаться.
Многие дети в возрасте 4-ех месяцев переходят на трехразовый сон.
Питание.
Педиатры рекомендуют до 6-ти месяцев ограничиться лишь грудным молоком, если у вас его достаточно для насыщения ребенка.
Суточная норма материнского молока или сухой смеси – до 1 кг.
Периоды между приемами пищи стали более длительными, четырехмесячный малыш ест не более 8 раз в день.
Младенец уже вполне осмысленно пытается облегчить себе процесс питания, поддерживая ладошкой материнскую груди или – бутылочку.
Прогулки.
В летний период на улице рекомендуется проводить не менее 3-ех часов, да и зимний период – не помеха для того, чтобы ребенок дышал свежим воздухом, хотя в холодную пору года прогулки можно сократить до 1,5–2 часов.
Четырехмесячный карапуз уже так усиленно интересуется окружающим миром, что коляску иногда (если планируется недлительная прогулка, во время которой малыш будет бодрствовать) можно заменять на кенгурушку или слинг.
Так он рассмотрит все, что ему интересно.
Отправляясь на улицу, не стоит слишком укутывать малыша, чтобы он не вспотел, особенно, если вы собираетесь носить его на своей груди, а не возить в коляске.
Гигиена.
До полугода рекомендуется ежедневно купать ребенка.
Температура воды должны быть не горячая: не более 37 градусов.
Своевременно меняйте ему разовый подгузник, следите за чистотой ягодиц и интимной зоны, чтобы не спровоцировать появление раздражений и воспалительный процессов.
Еще пара слов о физическом развитии четырехмесячного малыша
и уходе за ним в видеоролике:
https://youtube.com/watch?v=d9EPxbIeAiw
Развитие ребенка в 4 месяца: игры и учеба
Малыш уже вовсю лопочет на своем языке, играя с интонациями и силой звука.
Именно в 4 месяца многие дети произносят свои первые двухсложные слова: «ма», «па», «ба», «да». Поддерживайте разговор с ним, пытаясь научить его новым словам и звукам.
В 4 месяца у ребенка уже могут появиться любимые игрушки, с которыми он будет засыпать или которыми будет играть охотнее всего.
Четырехмесячные младенцы поддаются обучению. Им можно:
показывать различные предметы и цвета, называя их;
читать стишки и короткие сказки;
демонстрировать, какие звуки издает то или иное животное: как рычит лев, как лает собака, как мяукает кошка;
называть во время прогулки предметы и людей, на которых ребенок фокусирует свое внимание.
Родителям нужно следить за тем, чтобы развитие ребенка 4 месяца происходило максимально естественно, чтобы малыш не переутомлялся, не раздражался по пустякам, не испытывал других негативных эмоций, например, страха или тревоги.
Он должен постоянно чувствовать себя в безопасности и купаться в любви.
Развивающие занятия и игры для 4-х месячного ребенка
В четыре месяца ребенок достаточно длительное время бодрствует. В этот период полезно заняться с крохой развивающими играми и занятиями. Малыш очень благодарно воспринимает общение и с удовольствием откликается на желание родных поиграть с ним.
Постоянно разговаривайте с ребенком, меняя интонацию и тембр голоса. Рассказывая сказку или стишок, обращайтесь к нему, называя его по имени. Малышу уже можно читать книжки, показывать картинки. В ответ можете услышать попытки малыша пообщаться с родителями на ему понятном языке.
Все детки очень любят слушать музыку. Они с удовольствием слушают песенки, которые напевают его бабушка и мама. А для формирования чувства ритма полезно дать послушать малышу именно ритмичную музыку. Для усиления эффекта можно акцентировать ритм, хлопая в ладоши.
Хватательные и тактильные ощущения помогут развить игры с узелками на ленточке. Положив узелок в ладошку, следует потянуть ленточку на себя, побуждая малыша к хватанию
Музыкальная движущаяся подвеска с игрушками обязательно привлечет внимание ребенка и заставит его попытаться ухватить ручками интересные яркие предметы
Перемещение ярких предметов на различные расстояния способствует развитию зрения.
Следует помочь ребенку научиться ползать. Для этого нужно подставить ладони к ножкам. Малыш сможет от них оттолкнуться и поползти вперед. Желательно поместить перед ним яркую игрушку, чтобы побудить его двигаться к цели.
Также несложно научить ребенка переворачиваться. Следует только легонько подтолкнуть его, когда он лежит на боку. Со временем приобретенные навыки помогут ему выполнять эти движения самостоятельно
Выполнять простейшие упражнения, помогающие крохе научиться ползать и переворачиваться на живот и спину, следует бережно и осторожно
Оценка нервно-психического развития
Важный показатель – нервно-психическое развитие (навыки грудничка в конкретном возрасте). Оценивается несколько важных параметров.
Прежде всего, в четвёртый месяц жизни угасают и исчезают безусловные рефлексы новорождённых (хватательный, опоры, шаговые, Моро, ползания), пропадает гипертонус рук. Наличии их в 4 — 4.5 месяца, скорее всего, потребует лечения и обследования. Здесь нужно подключать врачей: педиатра и невролога.
Общие движения – малютка должен уметь переворачиваться с живота на бочок и на спинку, со спины на живот, и, опираясь на ручки, приподнимать грудь и голову. Если он ещё не умеет переворачиваться, то стоит его немного «подстегнуть», подвесив к бортику кроватки игрушку. Попытка взять игрушку потребует тянуться к ней и переворачиваться на бочок. Все движения ребенок совершает из любопытства, ведь ему хочется увидеть мир вокруг себя. Родители ему помогают, перемещая «лежанку» в разные места. Иногда даже кладут малютку на пол, проверив, нет ли сквозняков.
Движения рук становятся точными и чёткими: он в состоянии брать, точнее, ловить заинтересовавший предмет, подолгу удерживать его, ощупывать. Маленький человек начал координировать свои движения. Но ещё нет целенаправленности движений рук: он случайно касается погремушки, а потом пытается ее поймать. Для более активного развития над ним вешаются яркие игрушки (в кроватке). Необходимо покрепче закрепить верёвочку, держащую погремушки, исключив неудобства для ребенка.
Малыш во время кормления трогает материнскую грудь (бутылочку). А когда ротик свободен, он начинает тянуть в него свой пальчик – начинается знакомство со своим телом.
В свой 4-й месяц грудничок ярко проявляет эмоции, на радость родителям. У него мама ассоциируется с приятными ощущениями, ласковым голосом, нежностью и любовью. Потому, увидев её, малыш начинает улыбаться, разговаривать, и у него появляется «комплекс оживления». Он громко хохочет во время игры со взрослыми, улыбается, когда с ним разговаривают и гладят его
Недовольный кроха хнычет, призывая маму обратить на него внимание. Плач у него уже не рефлекторный, а вполне осознанный
У плача есть серьёзная причина. Умеет выражать обиду, страх, любопытство, радость. На незнакомого человека реагирует хныканьем либо плачем. Способен запомнить человека, появляющегося 2 раза в неделю, и каждая встреча на данном этапе, как в первый раз.
У вашего ребенка развивается зрение – он рассматривает яркие предметы, различает объём, цвет и форму. Следит за движущимися предметами. Он вполне узнаёт близких. Но при виде мамы, к примеру, с другой причёской или в очках, он не узнает её. Реакция будет соответствующей.
Развивается и слух. При резком звуке младенец ищет источник, поворачивая голову в разные стороны. Отличает знакомые голоса от незнакомых. Самое время приобщить его к музыке, подходящая мелодия не только развивает музыкальный слух, но и влияет на мозговую деятельность.
Развивается и речь. К концу четвертого месяца малыш подолгу гулит. Произносит звуки (сначала гласные), слоги и старается повторять за взрослыми. Рекомендуется чаще разговаривать с детьми: медленно, меняя выражение лица, чётко выговаривая каждый звук. И, говорить следует спокойным голосом, нежно и ласково. Необязательно выделять обучению время: допустимо делать всё «по ходу дела». Например, на прогулке называть все предметы, встречающиеся вам. А дома разглядывать картинки и называть изображенные предметы. Обращайте внимание и на речь вашего малыша: повторяйте за ним, обучая кроху подражанию. Когда он уже станет осознанно повторять за вами, начинайте проговаривать новые звуки (сначала гласные, затем согласные).
Мышление. Младенец понимает причинно-следственные связи. Например, увидел мамину грудь – значит, скоро покормят; увидел погремушку – значит, следует ее взять и погреметь и т. д.
Примечание:
не слушайте советы говорящих, что детей в таком возрасте нужно подсаживать. Раньше, да, так и поступали, особенно с мальчиками. Сейчас нормы, возраста начала сидения, изменились кардинально. Дети должны сесть с окрепшими мышцами: на 5-й месяц, и в полгода и даже позже вне зависимости от пола. На раннем подсаживании — мышцы слабые, создаётся нагрузка на позвоночник, отсюда – проблемы с осанкой, боли и т. д.
Показатели из списка условны, в случае отклонений, не паникуйте. Все дети развиваются по-разному. При настороженности — лучше проконсультируйтесь с врачом
Важно помнить, отклонение иногда наблюдается и у недоношенного: отставание и в физическом, и в нервно-психическом развитии. Но имея хороший уход и любящих родителей, он быстро догонит своих сверстников
Развитие ребенка в 4 месяца с помощью игр и общения
Многие родители пренебрегают общением с малышом, аргументируя это тем, что он ничего не понимает и не отвечает. Наоборот, активные беседы с крохой помогут ему быстрее научиться выговаривать цельные слоги, переходящие потом в цельные слова «мама», «папа», «баба». А умышленное молчание с ним лишь замедлит этот процесс. Итак, полноценному развитию малыша способствуют:
- Общение и разговоры. Можно даже не делать этого специально, а просто носить малютку с собой и постоянно комментировать свои действия, разговаривать с ним.
- Погремушки – яркие, содержащие не более 3–4 цветов. Пестрота его лишь утомит.
- Книги. Малыш с удовольствием будет слушать сказки, прочитанные с интонацией и мимикой. Можно купить специальные обучающие издания, подходящие для этого возраста. Очень полезны стихи. Доказано, что детки, которым читали стихи в таком юном возрасте, обладают хорошей памятью и слухом, им легко даются иностранные языки.
- Массаж и гимнастика.
- В отношении приспособлений типа ходунков или прыгунков – их применять ещё рано по той причине, что позвоночник и мышцы спины ребенка не окрепли и не готовы к такой нагрузке. Лучше подождать до 6 месяцев.
- Очень популярны развивающие коврики для детей. Их можно изготовить самим из кусков поролона и ткани. Должно получиться наподобие матраца. А «оснастить» это чудо можно чем угодно. Например, пришить пуговицы, бусинки, кусочки тканей, различных по фактуре и т.д. Такие коврики – это не только развлечение, но и тренировка мелкой моторики, которая влияет на мозговую деятельность.
Различные игры: «Ку-ку» (вы прячетесь за своими ладонями), «Сорока-ворона», «Ладушки-ладушки», «Коза рогатая» и т. д. Главное – чтобы малышу было интересно (подробности на видео). Можно устроить импровизированный кукольный театр: детям нравится следить за зверюшками, у каждого из которых своя интонация, тембр и ритм. В дальнейшем они будут пытаться воспроизводить эти звуки.
Любые игры этого возраста являются продолжением предыдущих игр. С их помощью малыш учится управлять своими ручками и правильно захватывать предметы. У малыша в 4 месяца идет активное развитие захвата предметов разной формы. Для игры используют предметы прямоугольной и треугольной формы. Можно заменить их брусками и пирамидками. Каждого предмета понадобится по три штуки. Ребенка выкладывают на живот, а перед ним кладут одну игрушку в форме прямоугольника.
Он сразу же заинтересуется ею и захочет взять в руки. После того как он взял игрушку в руки, перед ним выкладывают еще один точно такой же прямоугольник.
Малыш наверняка бросит первую игрушку и станет изучать вторую. После этого достают и третий прямоугольник. Пусть ребенок играет столько, сколько захочет. Продолжают игру на следующий день.
На трети й день возле знакомых ребенку прямоугольников размещают треугольник. Новый предмет должен его заинтересовать. Также добавляют второй и третий треугольники. Проводится игра 3 или 4 дня, потом нужно сделать перерыв и вернуться к ней через неделю.
Таким образом, не переставайте общаться и играть с малышом: изменяйте тембр, громкость и интонации голоса. Чаще называйте кроху по имени, прихлопывайте в ладоши в такт музыке, пойте песенки и рассказывайте стихи с выражением, наблюдая за реакцией ребенка!
http://o-krohe.ru/razvitie-rebenka/4-mesyaca/http://yandex.ru/health/turbo/articles?id=2463http://child-blog.ru/children/razvitie-rebenka-ot-0-do-1-goda/razvitie-grudnichka-na-4-mesyatse-zhizni.html
Время прогулок.
Так же как и для более раннего возраста, летние прогулки для 4-месячного ребенка могут быть продолжительными; в теплые летние дни мама с крохой могут проводить практически весь день на свежем воздухе. В холодное время года ограничение для выхода на улицу может быть низкая температура воздуха (ниже -15°С), резкий холодный ветер, даже в сочетании с теплой погодой. В дождь или слишком сильный ветер альтернативой пребывания на улице может служить сон ребенка на закрытом балконе или веранде.
И может всё своё внимание и энергию направить на познание мира и общение. Причем последнее становится всё более важным и значимым в жизни маленького человечка
Ребёнку в этом возрасте, наряду с пищей, сном и уходом, необходимо взаимодействовать с другими людьми. В первую очередь, с мамой. Младенец в четыре месяца уже чётко выделяет её из числа остальных близких.
Что он должен уметь
Переживать из-за того, что кроха не соответствует принятым нормам, не нужно. Однако есть основные навыки, что должен уметь ребенок в 4 месяца, при условии, что он полностью здоров:
- внимательно рассматривать предметы;
- уверенно держать голову;
- приподнимается на предплечьях, при этом удерживая верхнюю часть тела;
- определять источники разных звуков, поворачивая к ним голову;
- переворачиваться со спины на бок и живот;
- захватывать и удерживать погремушку.
Что понимает ребенок в 4 месяца
Четырехмесячный грудничок с удовольствием смотрит на свое отражение в зеркале и понимает, что это его лицо. Характерно для маленьких деток этого возраста осознание того, во что они одеты. Родители могут заметить, как кроха тянет себя за рукав или край распашонки. Младенец следит за речью взрослых, пытается подражать. При виде новых игрушек дети этого возраста радуются, внимательно изучают незнакомый интересный предмет.
Физические навыки
У четырехмесячного грудничка начинают появляться новые навыки. По сравнению с новорожденным, малыш отличается активными движениями, способностями хватать и удерживать яркую игрушку, попытками приседать. Что обязательно должен уметь ребенок в 4 месяца – уверенно манипулировать головкой, долго держать ее, лежа на животе и смотря по сторонам. Лежа на спине младенец этого возраста может прижимать к груди подбородок.
Если трехмесячному крохе было трудно делать перевороты со спины на живот, то к концу четвертого месяца ребенок должен легко справляться с этой задачей. Чтобы научить правильно переворачиваться своего малыша, можно положить рядом с ним несколько ярких предметов для привлечения внимания
Когда кроха заметит игрушки, нужно взять его за левую ножку, закинуть направо, осторожно перевернуть ребенка на бок, а потом на живот. Аналогичное упражнение нужно проделывать на другую сторону
Психологическое и эмоциональное развитие
Малыши четвертого месяца жизни не только резво двигаются, но и начинают осваивать навыки речи, выражать различные эмоции (грусть, радость, страх, гнев, обиду). Психологическое развитие ребенка этого возраста отличается тем, что кроха быстро оживляется, радуется при виде мамы с папой, улыбается, гулит. Поведение ребенка становится более дифференцированным. Он реагирует на игры, выделяет любимые игрушки, расстраивается, когда любимое занятие заканчивается.
Развитие речи
Что должен уметь малыш в 4 месяца – произносить отдельные звуки и слоги «ма», «па», «ба». Однако звукоподражание крохи неосознанное. Звуки произносятся так, будто ребенок пытается сказать что-то. Прежде всего, отчетливыми становятся буквы: «а», «о», «м», «б», «п». Стимулируются речевые навыки в результате общения с малышом. При этом он должен осознавать, что с ним не только разговаривают, но и слушают. Кроме того, для развития речи детям показывают игрушки, картинки, читают книги, поют песенки.