Теория трёх ступеней детского развития
К. Бюлером была выдвинута теория, согласно которой развитие рассматривалось в качестве ряда внутренне не связанных этапов. Эксперимент, на базе которого проводилось исследование, был взят из зоопсихологии. Бюлер заметил похожие принципы использования примитивных орудий у шимпанзе и детей.
В ходе исследований им было выделено три уровня детского развития:
- Инстинкта (0–1 год). Подразумевает, что действия ребенка обусловлены подкоркой мозга.
- Навыка, или дрессуры (от 1 до 3 лет). На протяжении этого периода созревают зоны восприятия.
- Интеллекта (4–5 лет). В это время созревают интегральные зоны мозга.
Согласно теории, созревание мозга происходит от шестилетнего возраста до 21 года. Изначально ребёнок повторяет ступени развития животного, но после развивается уже как человеческое существо. Бюлер показал взаимосвязь созревания мозга с окружающей средой, аффективными процессами и т. п.
Чем можно кормить малыша?
Количество приемов пищи ребенком 1 года и 2 месяцев составляет 4-5 раз. Перерыв между ними должен составлять 3-4 часа. Ребенок в этом возрасте обладает достаточным количеством зубов, поэтому в рационе требуется присутствие твердой пищи — хлебобулочные изделия, фрикадельки, фрукты и другие продукты.
В качестве питья ребенку дают молоко, морс и чаи на основе трав. Блюда не требуется протирать и добиваться их мелкой консистенции. В меню на завтрак включают каши, на обед ребенку дают суп и второе блюдо с гарниром. На полдник достаточно дать фрукты, творожок или печенье. Если ребенок проголодался, то ему обеспечивают легкий перекус бананом, яблоком или кисломолочным продуктом.
Речевое развитие
Развитие детской речи напрямую зависит от умственного развития. Интеллект и речь неразделимы. Чем шире становится кругозор, тем полнее словарный запас. После 1,5 лет активный словарь составляет примерно 30 слов и постоянно пополняется. На этом этапе в речи появляются глаголы, затем двухсловные предложения: «Мама иди».
Пассивный словарь уже довольно обширный. Кроха понимает просьбы, обращенные к нему, названия многих предметов и игрушек.
Если взрослые начинают употреблять в общении с ребенком прилагательные (холодный, красный, круглый), то в скором времени он станет сам использовать их в речи.
Постепенно слова-заменители исчезнут из словаря ребенка, на смену придут правильные новые. Появятся трехсложные предложения, речь станет более выразительной.
ВНИМАНИЕ! Родителям надо понимать, что развитие каждого малыша индивидуально. Не все дети могут достигать высоких успехов к данному возрастному периоду
Различия в становлении речи примерно в 6 месяцев между детьми считаются нормальным явлением. Обеспокоиться стоит, если ребенок в полтора года не разговаривает, а только мычит и не понимает обращенных к нему фраз. В этом случае следует показать его специалистам. Возможно, есть проблемы не только с речью, но и со слухом.
4.1. Гендерные различия в развитии речи
Формирование речи у мальчиков отстает от этого процесса у девочек. Причина кроется в особенности нервных волокон, связывающих два полушария головного мозга. У мальчиков они значительно тоньше.
4.2. Игры и упражнения для развития речи
В коре головного мозга человека центры, отвечающие за моторику пальцев рук, расположены по соседству с центром речи, их нейроны переплетаются и соприкасаются
Развивая движения пальчиков, мы развиваем речь, мышление, внимание и память малыша
Расстегивание и застегивание молний, пуговиц, шнуровка, нанизывание – эти манипуляции необходимы на этапе всего раннего возраста. И необязательно покупать для этого дорогостоящие игрушки. На помощь придут самые обыкновенные вещи.
Игры с макаронами, крупой, песком, (отделение крупных макарон от мелких, нанизывание макарон на пальчики или на шнурок), разворачивание и завертывание игрушек в бумагу, просеивание крупы через сито, открывание и закрывание бутылок – все это очень полезно.
Хорошо использовать различные дыхательные упражнения («Подуем на бабочку»), подвижные игры с речевым сопровождением, игры по типу «Позовем уточку – Утя! Утя!», «Позвоним по телефону папе». Игры типа «Дай», «Покажи». Бабушкины пальчиковые игры «Сорока – сорока», «Пальчик-мальчик, где ты был?» остаются актуальными. Все эти занятия – хороший стимул для запуска речи.
Стишки и песенки со звукоподражанием (кря-кря, му-му и др.), музыкальные игры помогут начать говорить.
Четвёртый месяц
Грудничок становится достаточно развитым, особенно развивается шейный отдел, благодаря чему детки более уверенно держат голову. Это помогает значительно расширить поле зрения. К тому же заметно развивается детализация зрения: малыш может различать детали.
Ребёнок удерживает и перекладывает игрушки в руках. Лёжа на животике, может опираться на локти, чтобы приподняться. Приподнимается, чтобы схватить игрушку, которая перед ним. Появляются первые признаки осознанного манипулирования предметами: хватает, бросает, пробует на вкус. Может проследить за предметами, которые двигаются.
Лёжа на спине, делает попытки приподниматься, чтобы сесть, а на животе выполняет ползающие движения. Может присматриваться к зеркалу. Набирает около 750 г, а подрастает на 2–3 см.
Как кормить ребёнка
Чтобы детский организм получал все нужные для развития и роста вещества, важно грамотно наладить питание ребёнка. Рацион должен быть полноценным, сбалансированным, включающим разнообразные продукты
В меню нужно включать крупы в формате каш и гарниров, мясо, рыбу и птицу, сезонные и местные ягоды с фруктами и овощи, яйца (максимум дважды в неделю), молочные продукты и кисломолочные (йогурты, не очень жирные сыры, молоко, сливочное масло в небольших количествах, ряженку, кефир), пшеничный хлеб без содержания дрожжей, растительные натуральные масла. В качестве питья можно предлагать не только воду, но и травяные чаи, морсы, соки, компоты.
Важно знать! Не стоит предлагать ребёнку сладости, мясные деликатесы, полуфабрикаты, жирное, колбасные изделия, жареное, маринованное, острые блюда, копчёности, а также консервы.
Предлагаем примерное дневное меню:
- Завтрак: приготовленный на пару омлет, кусочек сыра, некрепкий чай (лучше детский).
- Обед: борщ, пюре из картофеля, сделанная на пару рыбная котлетка, компот.
- Полдник: фрукт (груша, банан, яблоко), детское мультизлаковое печенье, стакан кефира.
- Ужин: суфле из телятины, отварная греча, салат из овощей, сок.
Всего за сутки вместе с жидкой пищей (молоком, компотами, соками) ребёнок должен съедать примерно 1200-1300 граммов.
Предметно – манипулятивная деятельность
Предметная деятельность – это основная деятельность в раннем возрасте. Любимое занятие в таком возрасте – выдвижение ящиков, открывание дверей шкафов и выбрасывание содержимого на пол. Но постепенно ребенок начинает осознавать, что предметы, окружающие его, – это объекты, которыми можно манипулировать.
На первом этапе предметной деятельности ребенок не связывает предмет с действием. Он может бесконечно стучать ложкой по столу или по полу. Постепенно малыш начинает уяснять, для чего предназначен каждый предмет. Это вторая фаза предметной деятельности. В возрасте один год пять месяцев ребенок как раз находится на этом этапе.
Предметные развивающие игры
Из многообразия предметных игр для детей 1 года 5 месяцев рекомендуются:
- постройка башни из 3 – 5 кубиков;
- нанизывание колечек на стержень в определенном порядке («Пирамидка»),
- собирание матрешки;
- нанизывание крупных бусин на шнурок;
- игры с песком;
- игры с водой;
- различные сортировщики, в которых необходимо соотнести предметы по форме, цвету и размеру;
- пазлы из двух половинок;
- игры с машинками и другим транспортом;
- музыкальные молоточки, барабаны и прочие звучащие игрушки.
Продуктивная предметная деятельность
В этом возрастном периоде начинает формироваться продуктивная деятельность. К ней относятся рисование, лепка, конструирование.
Если малыш уже знаком с пальчиковым рисованием, то можно приступать к занятиям рисованием с использованием карандашей, фломастеров, маркеров. Если пока не получается живописать самостоятельно, то рисовать следует, поместив ручку малыша в руку взрослого. Творческая деятельность формируется очень индивидуально. Кто-то уже в возрасте одного года умел изображать на листе бумаги «каляки-маляки», кто-то только начинает. Эта стадия называется стадией марания. Несмотря на такое название, работы живописца достойны оформления в рамку и демонстрации на стене в главной комнате.
В качестве инструментов можно использовать дополнительно:
- краски,
- штампы,
- губку,
- зубные щетки,
- толстые палочки с намотанной на них ватой,
- ватные диски.
ВНИМАНИЕ! Важно добиваться, чтобы малыш в этом возрасте учился рисовать «от локтя», а не «от плеча»
В жанре лепки юные скульпторы при помощи взрослого могут пока только играть во «втыкалочки», делать дырочки и углубления в тесте или глине.
Конструирование предполагает строительство башен, домов, гаражей из конструкторов с крупными деталями.
Третий месяц
К этому времени малыш практически полностью исключает рефлексы новорожденного, что способствует появлению более произвольных движений и реакций. Пока они неуверенные, но ребёнок сам их контролирует. Например, вытягивает соску и потом опять пытается взять её в рот. Старается держать головку на протяжении 20–25 секунд, если лежит на животике, и около 15 секунд — если удерживать его вертикально. Кстати, если держать его над диваном, может от него отталкиваться.
Одним из главных достижений этого возраста является способность более уверенно удерживать головку. Но чтобы помочь укрепить мышцы спины и шеи, ребёнка желательно почаще переворачивать на живот. Сам он сделать это пока не может. Кроме того, такое положение поможет избежать болезненных ощущений, если в кишечнике образовались газы. Для комфорта малыш может опираться на предплечья.
Продолжает активно развиваться зрение. Малыш всё больше интересуется всем ярким. Подолгу сосредоточенно на что-то смотрит. Становится заметно любопытнее ко всему окружающему. Реагирует на людей, которых видит впервые. Замирает, рассматривая их, вслушивается в речь и т. п.
Сон становится более нормальным. Днём кроха спит меньше, зато больше отдыхает ночью. Периоды бодрствования могут составлять до двух часов. Если в это время малыш хорошо кушает, то набирает около 800 г и подрастает на 3–3,5 см.
Трёхмесячный возраст характеризуется большей эмоциональностью. Поскольку детки уже умеют смеяться вслух, они часто так делают. Мимику родителей только пародируют, но свои эмоции тоже могут показывать. Именно в данном возрасте проявляются первые черты характера. Например, криком может потребовать внимания родителя и, как только кто-то к нему подходит, сразу успокаивается.
«Мама, почему он дерется?»
Слово «агрессия» (от лат. aggression — нападение) — это разрушающее и враждебное поведение в отношении окружающих людей. Агрессивность — черта личности, которая, с одной стороны, определяется врожденными особенностями темперамента ребенка, а с другой — стилем общения и воспитания в семье.
Агрессивность помимо отрицательных черт (раздражительность, обидчивость, негативизм и пр.) имеет и положительные стороны: независимость, самостоятельность, активность, умение достигать целей, уверенность, инициативность и др. К сожалению, маленькие дети в силу своей импульсивности, неумения контролировать себя демонстрируют в большей степени отрицательные стороны агрессивности. Маленький ребенок бессознательно проявляет агрессию, за которой могут стоять неумелые попытки начать общение со сверстниками. Жесткая, авторитарная мать, чрезмерно критичная и требовательная и нередко использующая в процессе воспитания телесные наказания, будет иметь либо чрезмерно застенчивого ребенка, либо очень агрессивного.
Родители, которые уделяют очень мало внимания активному неугомонному ребенку, также рискуют столкнуться с проблемой детской агрессивности. Во время агрессивных вспышек на ребенка бесполезно как-либо воздействовать, разумнее учить его выплескивать агрессию социально приемлемым способом.
Как можно помочь агрессивному малышу
Прежде всего, такому ребенку требуется постоянное доброжелательное внимание.
Важно поддерживать любые положительные действия и качества агрессивного ребенка, ведь он привык к порицанию, которое только подкрепляет агрессивности.
Необходимо предложить ребенку приемлемые способы выражения гнева и раздражения: поиграть в игру — кто громче кричит; поощрять бои с боксерской грушей, смять и выбросить бумажную фигурку обидчика, устроить морской бой в ванной, стреляя в корабли противника из рогатки и пр.
Чаще рассказывайте ребенку о вашем детстве и трудных ситуациях, как вы справлялись с ними, что переживали, о победах и поражениях.
Говорите ребенку о своих чувствах, желаниях: «Мне неприятно, что ты бросил свою одежду, забыв ее аккуратно сложить», «Я сейчас чувствую себя уставшей, посижу немного одна, потом поиграем вместе» и пр.
Старайтесь управлять собственными негативными эмоциями. Если в семье принято снимать напряжение скандалами и криками, то агрессивность может стать устойчивой чертой личности ребенка.
Заранее настройте ребенка на неприятную или просто новую ситуацию, будь то поход к врачу или в гости.
Поскольку агрессивные дети часто страдают мышечными зажимами, напряжены, старайтесь чаще играть с ними в подвижные игры, которые позволяют сбросить мышечное напряжение.
Купите ребенку краски, которыми безвредно рисовать руками
Через рисунок ребенок выплескивает свои эмоции, снимает напряжение.. Помните, что нельзя загонять гневные чувства внутрь
Ругая ребенка, сдерживая его враждебное поведение, вы ухудшаете его нервно-психическое и соматическое состояние. Эмоции, загнанные внутрь, усиливают стрессовое состояние и приводят к неврозу
Помните, что нельзя загонять гневные чувства внутрь. Ругая ребенка, сдерживая его враждебное поведение, вы ухудшаете его нервно-психическое и соматическое состояние. Эмоции, загнанные внутрь, усиливают стрессовое состояние и приводят к неврозу.
Есть ли различия в развитии мальчиков и девочек?
Если до года мальчики и девочки развиваются практически равномерно, то после этого возраста отличия становятся все более заметными. Девочки намного быстрее осваивают новое, приобретают навыки и учатся чему-то, активно проявляют интерес к событиям, происходящим вокруг
Они быстро отвлекаются и переключают внимание с одного занятия на другое, любят общаться со взрослыми, хотя охотно проводят время и с родителями – этого круга общения им достаточно
Мальчикам же необходимо больше времени на то, чтобы освоить и узнать что-то новое. При этом они могут долгое время внимательно и сосредоточенно заниматься каким-то делом, изучать игрушку, не обращая никакого внимания на происходящее вокруг них. Зато времяпрепровождению дома с мамой и папой они предпочтут игры и прогулки на улице.
Чему можно научить кроху
Родителям необходимо найти баланс между запретами и послаблениями. Если ваш малютка не хочет в данный момент кушать, не нужно насильно класть пищу ему в рот, однако, и нарушать режим дня не стоит, иначе ваш маленький «нехочуха» станет еще капризнее и корректировать такое поведение будет намного сложнее.
База знаний для продвинутых мам:
Что же касается развивающих игр и занятий с ребенком, то в этот период они приобретают свои особенности.
Увлекательные игры
14 месяцев – время активного развития и познания. Старайтесь максимально полно использовать этот период для совершенствования навыков крохи.
Для крупной моторики полезны следующие занятия:
- учим малютку ходить по прямой линии, ее можно выложить разноцветными ленточками по полу – совершенствуем навыки ходьбы;
- перешагиваем с крохой через небольшие препятствия (бордюры на улице), поднимаемся с ним по ступенькам;
- собираем и перекладываем вместе игрушки, например, кубики поднимаем с пола и расставляем на столе.
Для развития мелкой моторики подойдут следующие совместные игры:
- пересыпаем с ребенком макароны или крупу из одной кастрюли в другую или из стакана в стакан (следите, чтобы малютка не тянул ничего в рот);
- играем с прищепками – дайте крохе задания снять прищепки с игрушек, подушки, предварительно закрепив их там;
- собираем пирамидку или конструктор, при этом не стоит добиваться от малютки идеальных форм.
Важно не переутомлять детей такими играми. Эти развивающие занятия станут отличным поводом для дополнительного общения и времяпрепровождения мамы с ее крохой
Развиваем интеллект
Очень важно на данном этапе побольше общаться с малюткой – именно так он будет быстрее познавать окружающий мир. Для развития речевых навыков:
Для развития речевых навыков:
- озвучиваем все свои действия и движения, которые выполняем совместно с ребенком;
- вместе с крохой рассматриваем картинки в книгах, даем им описание;
- учим с ребенком потешки и короткие стишки.
Для усвоения хороших манер:
- учим кроху здороваться и прощаться, благодарить за что-то и вежливо обращаться с просьбой к другим людям;
- приучаем кроху делиться с другими лакомствами или игрушками.
Для изучения характеристик предметов:
- учим определять форму предмета, наглядно показываем его свойства, например, шарик катится, из кубиков складывается башенка;
- демонстрируем ребенку свойства материалов – переливаем воду, открываем и закрываем крышки;
- учимся рисовать и создавать поделки своими руками.
Ребенок после годика становится очень любознательным, постарайтесь удовлетворить его любопытство и уделяйте ему побольше внимания. Главное – следите за его безопасностью, ведь кроха в 1 год и 2 месяца очень непоседлив.
Как поддерживать развитие ребенка
Для малышей 1 года будут полезны различные занятия и игры.
Книги
Чтение книг для самых маленьких – способствует расширению словарного запаса ребенка. Особенно полезны будут стишки и потешки с движениями. Выполняя их совместно с родителями, малыш сможет подвигаться, а также проиграть различные жизненные ситуации, описанные в книжке.
С годика ребенка уже можно приобщать к сюжетным играм. Они расширят его житейский опыт и обогатят познания об окружающем мире. Общение
Активное вербальное общение – поможет малышу узнать больше новых слов, строить предложения. Полезным будет помогать крохе озвучить его просьбу. Например, малыш показывает на шарик и просит «дай». Можно подсказать ему: «мама, дай шарик!» .Мелкая моторика
Это все те же занятия с мелкими предметами: нанизывание бусин на нитку, лепка из пластилина, пересыпание и перекладывание зерен и пуговиц из одной емкости в другую. Хождение
Стимулируйте ребенка развивать навык хождения. Если малыш уже твердо ходит, можно совершать с ним короткие пешие прогулки, шагать за ручку по лестнице, переступать через небольшие препятствия, обходить лужи и т.д. Когда ребенок еще не делает самостоятельных шагов, а ходит только за руку, можно предложить ему самому подойти к вам за игрушкой 2-3 шага. Иногда для лучшего равновесия в руки малышу дают небольшой мячик. Можно попросить малыша дать вам мячик и отойти на пару шагов. Таким образом, ребенок будет одновременно занят игрой и укрепит навык передвижения. Социализация
Поощряйте общение с другими детьми. Если у малыша есть старшие братья и сестры, приобщайте их по мере возможности к совместным играм. Ребенок должен иметь широкий круг общения. Хорошо, когда кроме родителей и ближайших родственников в него входят близкие друзья мамы и папы, двоюродные братья и сестры, дяди, тети.
Полноценное здоровое развитие ребенка включает в себя не только соответствие физическим и психологическим нормам. Между малышом и родителями должна присутствовать крепкая эмоциональная связь. Эта связь необходима детям как воздух. Она стимулирует развитие их личности, положительных черт характера, создает чувство защищенности и безопасности. Поэтому помимо повседневного ухода за ребенком, игр, прогулок и кормлений следует не забывать об эмоциональной составляющей воспитания. В семьях любящих родителей дети развиваются активнее и часто опережают своих сверстников.
Таблица с нормами роста и веса детей до года
Физиологическое развитие малыша проходит по нормам. Существуют средние показатели физического развития ребенка до года по месяцам. Они собраны в таблицу развития ребенка, где указаны параметры массы тела и роста, которые должны набрать детки.
Возраст | Средняя прибавка в росте (см) | Средняя прибавка в весе (г) |
1 месяц | 2–3 | 600 |
2 месяца | 3 | 800 |
3 месяца | 2,5 | 800 |
4 месяца | 2–3 | 750 |
5 месяцев | 2 | 700 |
6 месяцев | 2 | 650–700 |
7 месяцев | 1,5–2 | 550–600 |
8 месяцев | 1,5–2 | 550–550 |
9 месяцев | 1,5–2 | 500–550 |
10 месяцев | 1–1,5 | 350–450 |
11 месяцев | 1–1,5 | 350–400 |
12 месяцев | 1–3 | 350–600 |
Когда младенец набирает вес и растет быстрее, чем продемонстрировано в таблице, или немного отстаёт, паниковать рано. Возможно, это его индивидуальные особенности. Это усреднённые показатели, а нормы гораздо шире.
Десятый месяц
Согласно нормам общего развития, ребёнок в 10 месяцев продолжает совершенствовать навыки, которые уже более или менее освоил в предыдущие месяцы. Например, развитые ребята уже могут стоять без поддержки и даже пытаются ходить. Пока у них получается сделать не больше 2–3 шагов с поддержкой, хотя иногда они могут пройтись и без неё.
Малыши могут садиться из стоячего положения, а не падать на мягкое место. И, конечно же, активно осваивают жилую территорию, в основном передвигаясь ползком.
Они любят играть в игры, которые тренируют мелкую моторику. Держат в ручках пару мелких предметов одновременно. Уже можно увидеть, какая именно рука ведущая — та, которой они чаще пользуются и лучше контролируют.
Из игр, которые нравятся:
- катание машинок;
- собирание пирамид;
- постройка башен;
- выкладывание стаканов;
- игры с мячиком (катают или бросают);
- открывание и закрывание дверей и ящиков.
Могут совмещать вещи. К примеру, толкают мяч машинкой и т. п. Еду предпочитают не есть просто так, а поиграть. Игрушки могут разбрасывать.
Продолжают активно пополнять свой запас слов и активно запоминают названия животных. Пародируют простые слова на свой лад. Различают части тела и могут показать их не только у себя, но и у мамы, папы. Выполняют простые просьбы.
Играют не только со взрослыми, но и с детками. Быстро осваивают новые простые игры, но нужно показать, что делать.
Социальное развитие
Малыш тянется к сверстникам и всячески пытается контактировать с ними: играть, общаться, что-то делать вместе. Дети внимательно слушают разговоры взрослых и пытаются вникать в них. Малышам важна реакция близких людей, особенно папы и мамы: если кроха замечает одобрение, он воодушевляется и продолжает делать то, что делал.
Так как в два года многие детки начинают посещать детский сад, то к этому периоду нужно постараться подготовить малыша к общению со сверстниками. Посещайте детские площадки, обучайте сына или дочь базовым правилам поведения. Учите кроху делиться, не драться, не начинать конфликты, участвовать в коллективных занятиях и играх.