Моего ребенка дразнят
«Сыну в детском саду дали кличку и почти перестали называть по имени. Это очень сильно меня расстраивает, а он почти не реагирует на обзывания. Как к этому относиться?»
Не торопитесь расстраиваться и делать преждевременные выводы. Кличка может ничего не означать, кроме детской моды. Она может быть образована от имени, фамилии или какой-нибудь внешней особенности ребенка
Важно, чтобы прозвище не несло в себе негативного энергетического заряда по ощущению самого ребенка. Вы сами прекрасно поймете это по тому, как он будет об этом рассказывать
- Если ваш ребенок вдруг стал Пятачком, не спешите с заключениями. Возможно, в группе идет игра, и все ребята превратились с Винни, Кенгу, Крошку Ру и так далее. Иногда игра в одну сказку заканчивается, и появляются Поттеры, Масяни и другие. В данном случае кличка имеет минимальное отношение к самому ребенку. Она скорее просто отражает моду в детском коллективе, который посещает ваш малыш.
- Если в доброжелательной обстановке ребенок «дуется», обижается, а совершенно невинное прозвище задевает его за живое, значит, дело не в кличке, а в ребенке. Вероятно, он слишком эмоционален, его самооценка занижена или он тревожен. В таком случае следует обратиться за консультацией к детскому психологу и выяснить причину подобного поведения.
Что делать, если обзываются действительно обидно?
Не обижаться! Объясните ребенку, что самый плохой способ реагировать на такую кличку — это обижаться. Ведь, обижаясь один раз, он дает обидчикам сигнал, показывая, как сильно его это задевает. И в таком случае обзываться станут еще сильнее.
Игнорировать! Научите малыша не поворачиваться и не отвечать на обзывания. Если же его пытаются звать, называя обидной кличкой, нужно игнорировать вдвойне, до тех пор, пока не позовут настоящим именем.
Дайте ребенку четкую словесную формулу, которой он может пользоваться: «Кого ты зовешь? Меня? Меня зовут Ваня. Когда обращаешься ко мне, зови по имени».
Давайте отпор! Это экстренная мера, но к ней иногда можно прибегнуть. Когда ребенок, который долго отмалчивался, вдруг начинает отвечать, это производит неизгладимое впечатление на обидчиков. Отрепетируйте дома «ответные обзывания», рифмуя имена обидчиков с чем придется. Обычно после таких мер обидные клички и прозвища сходят на нет.
Ребенок в 6 лет не слушается: причины
Почему ребенок не слушается в 6 лет? Не может быть так, чтобы ребенок не слушался сам по себе. Как говорится, дыма без огня не бывает, и в таких ситуациях, родительские ошибки в процессе воспитания приводят к таким негативным последствиям. Поэтому прежде чем искать причины непослушания в детях, мамам и папам, необходимо, оценить свое поведения и отношения к чаду.
Обычно, когда ребенку 6 лет,не слушается, огрызаетсяон из-за следующих причин:
Непонимания взрослых.
Стандартная ситуация, после тяжелого рабочего дня мама пришла домой и видит в детской бардак и начинает срываться на кроху. Даже после того, как детская была приведена в порядок, родитель, под воздействиям негативных эмоций начинает придираться к чаду. Малыш не в понимании о том, что происходит, что же он сделал не так, вследствие чего, онпсихует и не слушается.
Притеснение свободы.
Если родители слишком ограничивают детскую свободу запретами, не ждите послушания. Ребенок будет бороться за свои права и желания, и это абсолютно нормально.
Недолюбленный ребенок.
Данная проблема очень знакома неполным и многодетным семьям. В первом случае, малыш не понимает отчего папа и мама больше не живут вместе и почему все занимаются выяснениям своих отношений и не обращают на его внимания. Во втором варианте, когда появляется новый член семьи,ребенок не слушается родителей в 6 лет из-за ревности к новорожденному
Мама постоянно находится с младенцем, уделяет ему все свое внимание, целует, обнимает, а старшему достаются только родительские задания и указания (принеси то, сделай это, помоги)
Психологическое давление на детей.
Данная возрастная категория характеризуется большими требованиями к ребенку со стороны родителей. Ведь малыш обязан быть лучше, быстрее, умнее своих сверстников, должен справляться со всеми своими обязанностями, быть активным воспитанником подготовительной группы детского сада, помогать маме и папе, чтобы все окружающие говорили «ах какой ребенок, какие же молодцы родители, что сумели воспитать такого маленького гения». Вот только мамы и папы не понимают, что полное послушание — это не нормально для малыша. Постоянное давление на кроху может привести к непониманию в будущем.
Причина непослушания №3: нехватка внимания взрослых, которые ему дороги
Помните о тактильном контакте с ребёнком: чаще обнимайте его, берите на руки (малышей), гладьте по голове, кладите руку на плечо, дотрагивайтесь легонько
Если ребёнок НЕ получает достаточно внимания от родителей, он, скорее всего, будет «плохо» себя вести, чтобы его получить.
Например:Стоит малышу забраться на стол с ногами, и вы сразу же обратите на него внимание и поругаете. Не так ли? Он об этом хорошо знает и сознательно лезет на стол, чтобы получить то, чего ему от вас так не хватает – внимание!. Дети специально шумят, перебивают взрослых, лезут туда, куда им нельзя, берут то, что брать запрещено, толкаются, ноют и капризничают
Чего только не делают, чтобы обратить на себя внимание взрослых
Дети специально шумят, перебивают взрослых, лезут туда, куда им нельзя, берут то, что брать запрещено, толкаются, ноют и капризничают
Чего только не делают, чтобы обратить на себя внимание взрослых
Вот что нужно делать, чтобы ребёнок перестал привлекать внимание своим «плохим» поведением
1. Уделяйте малышу достаточно времени через совместные игры, занятия и общение на темы, которые ему интересны.
Откладывайте ненадолго дела в сторону и проводите время с ребёнком, не отвлекаясь на телефон, компьютер или домашнее хозяйство. Даже 15-30 минут в день такого внимания благотворно повлияют на его поведение и на ваши с ним отношения.
2. Говорите ребёнку добрые и ласковые слова в течение дня просто так: «Моё солнышко», «Моя радость», «Заинька», «Мой хороший», «Как мне нравится с тобой играть», «Я по тебе скучала», «Ты у меня умница». Таких ласковых слов могут быть сотни вариаций.
Каждому приятно, когда с ним говорят ласково. И это касается не только малышей, но и детей школьного возраста. Возможно, вам непривычно говорить такие слова своему ребёнку. Но, пожалуйста, начинайте, и со временем это будет для вас все проще и проще.
3. Замечайте хорошее поведение ребёнка – говорите ему вслух про его успехи и старания
Это важно делать потому, что родители часто обращают внимание на плохое поведение, а хорошее попросту не замечают, принимают его как само собой разумеющееся или радуются «в глубине души». Таким образом ребёнок привыкает: «Меня замечают только тогда, когда я безобразничаю или когда что-то делаю не так. Какой смысл вести себя хорошо, когда это никто не замечает?»
Какой смысл вести себя хорошо, когда это никто не замечает?»
4. Также помните о тактильном контакте с ребёнком: чаще обнимайте его, берите на руки (малышей), гладьте по голове, кладите руку на плечо, дотрагивайтесь легонько
Дети будут «считывать» эти сигналы и чувствовать ваше внимание к себе
5
Если ребёнок пришёл что-то спросить или что-то показать – отложите свои занятия на одну минуту и уделите ему полное внимание. Иногда детям нужно совсем немного, чтобы “напитаться” вашим участием и вниманием и пойти дальше играть
Почему ребенок не слушается — причины
Источники проблемы легко установить, просто понаблюдав за малышом, и оценив свою реакцию на его поведение.
Если очевидных мотивов непослушания не выявлено, то нужно провести более тщательный анализ провоцирующих факторов. Есть общепринятые триггеры для возникновения необычного поведения ребенка:
- Избалованность, вседозволенность, потакание капризам. Подрастающий малыш понимает, что весь мир должен вертеться вокруг его счастливого детства;
- Возрастные кризисы. Психологи условно выделяют несколько периодов жизни человека — 1, 3, 5, 7, 12 лет, когда особенно остро проявляются изменения психики и поведения ребенка;
- Чрезмерные запреты, установленные взрослыми. В целях доказательства своей независимости подрастающий бунтарь будет намеренно стараться их нарушить;
- Непоследовательные действия родителей — то, что разрешалось вчера, сегодня вдруг стало под запретом. Дезориентированный малыш высказывает свое недоумение нарушениями поведения. Убедить послушаться могут только однозначно понимаемые им требования;
- Отсутствие договоренности между взрослыми о методах воспитания. Обычно такая проблема возникает между родителями и бабушками, дедушками. Первые пытаются быть строже, в то время как вторые потакают всем капризам;
- Неуважение к личности ребенка. Подрастающий человек протестует против установленных норм, чтобы его голос тоже был учтен в решении вопросов.
Самая распространенная причина непослушания состоит в привлечении внимания.
Ребенок 5 лет не слушается обзывается. Кризис 7-ми лет
В 7 лет проявления возрастного кризиса не такие острые, капризов и истерик меньше. В этом возрасте дети начинают подражать поведению старших товарищей, манерничать и кривляться. Они считают, что старшие дети правы, а взрослые просто вечно всем недовольны, а потому семилетки назло родителям проявляют неповиновение, вплоть до откровенного бунтарства.
Советы психологов как себя вести родителям, если ребенка не слушается в 7 лет:
- если малыш не обращает внимания на слова взрослых, продолжая ломать игрушки и измерять лужи, значит, ему скучно. Потому нужно постараться сменить его деятельность, направив его энергию в иное русло. Например, вместо наскучивших игр и детской площадки определить малыша в любую спортивную секцию. Это научит его дисциплине, а новые знакомства отвлекут от капризов;
- в этом возрасте детям нужно объяснить, что в некоторых моментах им придется уступать взрослым и сверстникам, подчиняясь общим правилам поведения. Нужно мягко и аккуратно донести эту истину так, чтобы не вызвать открытого неприятия такого положения вещей.
Если ребенок в 8 лет не слушается, проявляя недовольство и нервозность, психологи советуют не отвечать на грубость и хамство агрессией. Дети в этом возрасте часто ведут себя неадекватно, сталкиваются с непониманием взрослых. В большинстве случаев такое поведение провоцирует школа. Там приходится придерживать строгих правил и расписания, что вызывает у некоторых детей негативные отклики в душе. Они вроде бы все понимают, на уроках ведут себя хорошо, а дома «играют на нервах» родителей. Такое поведение является своеобразной отдушиной, дающей ему возможность сбросить накопившееся эмоциональное напряжение. Нужно с пониманием к этому относиться, имея в виду, что детям тяжело приспособиться к новым социальным условиям.
Стили воспитания
Существует несколько стилей воспитания, направленных на определение степени послушания и моделирование личности ребенка.
- авторитарный стиль. Состоит в подавлении воли ребенка. Не нужно рассуждать о том, что интересно, что нет, что нужно, а что нет. Если не понимаешь, учи наизусть. Общение между родителями и ребенком в форме приказов.
- демократический стиль. Ребенок включен в деятельность, имеет права. Общение между родителями и ребенком в форме совещания.
- смешанный стиль.
Перед тем как устанавливать правила, подумайте о том, что ваше мнение и ваша воля по отношению к ребенку не единственно верная. Задача воспитания – вырастить человека, который сможет отвечать за себя и свои поступки самостоятельно.
Ошибки родителей
1) Непонимание психологии маленьких детей
У малышей очень слабая сила воли. Ее усиление наблюдается лишь при наступлении подросткового возраста. А это значит, что крохам сложно не замечать своих желаний и потребностей, фокусироваться на заданной цели. Еще сложнее преодолеть себя и вести себя хорошо, когда навалилась усталость или плохое самочувствие. Ведь именно уставшие дети больше всего капризничают и не слушаются.
Часто возникают такие ситуации, когда родителю нужна самостоятельность и помощь малыша, а он совсем не хочет выполнять просьбу. Например, мама после прогулки попросила раздеться, пока она занята младшим братом. В обычных условиях малыш легко это выполнял. Но вот когда он устал, он только капризничает и отказывается.
Как исправить ситуацию?
Только хитрости детской психологии помогут в этом случае. А именно различные соревнования, игры, сказки и другая мотивация, которая поможет малышу преодолеть трудности, набраться сил и выполнить то, что его попросили.
Что думают родители о таком поведении?
На самом деле большинство родителей вместо того чтобы мотивировать малыша и помочь ему, начинают упрекать, критиковать, проявлять недовольство. Ведь родитель думает, что ребенок поступает так назло.
2) Неумение контролировать
Так же у крох 3-5 лет недостаточно развит самоконтроль. Подумайте как следует, ведь и Вам взрослому человеку иногда бывает достаточно трудно переключиться с чего-то приятного на нужное. Например, от просмотра сериала к пробежке в парке. Именно поэтому и малыш не бежит со всех ног выполнять вашу просьбу.
Недостаточно для того чтобы вас услышали сказать 1 раз и удалиться, занявшись своими делам. Ребенка нужно проконтролировать и помочь ему переключиться от игры к Вашей просьбе. А если вдобавок мать или отец после раз сказанного и не увидев результата начинает кричать и ругаться, у малыша появляется негативное отношение к Вашим словам. И он начинает не слушаться еще больше.
Выход:
После того, как Вы дали малышу инструкции, не бросайте его один на один с ними. Просто помогите ему закончить то занятие, чем он занимался до просьбы и начать делать, то что Вам нужно. Но и это еще не все
В процессе выполнения, скорее всего чадо будет снова терять внимание и отвлекаться
Для этого вы и должны следить и контролировать. А когда происходит переключение внимания, снова подталкивать его к незаконченному делу. Таким образом можно научить малыша последовательности – главному секрету достижения успеха. А раз испытав успех, кроха будет уверена в своих силах и к следующим вашим просьбам относиться более радостно и с энтузиазмом.
3) Неумение поощрять
Часто бывают такие случаи, когда чадо плохо себя ведет, мать или отец пытаются его образумить различными способами. И наконец малыш меняет поведение. Родитель же никак на это не реагирует, считая хорошее поведение само собой разумеющимся. Или даже произносит что-то с упреком: “Неужели ты успокоился!”
Игнорировать хорошее поведение ни в коем случае нельзя. Из-за этого кроха не получает знания о том, что правильно и хорошо, а что нет. То есть получается, когда он ведет себя приемлемо, Вы никак не реагируете на это. Поэтому ребенок и не в курсе, как нужно вести себя хорошо, так как он не получает должного внимания в этом случае.
Если же в добавок к отсутствию похвалы Вы критикуете за плохое, то все что слышит от вас ребенок – это критика. В результате у крохи формируется негативное отношение к Вашим словам, и он совсем теряет стимул вести себя хорошо.
Поэтому всегда поощряйте, хвалите за хорошее поведение. Делать это можно словом, взглядом, улыбкой. Но так, чтобы у ребенка выработалось понятие, что именно вы поощряете.
Итак, в этой статье Вы получили подробные советы, как действовать, когда Ваша кроха 3-5 лет проявляет непослушание. Обязательно применяйте их на практике, и Ваш малыш станет вести себя все лучше и лучше. Если же Вы сомневаетесь, что подходит именно Вашей крохе, мы всегда можем помочь Вам в этом.
Наши опыт и многолетняя практика в консультировании детей и их родителей помогут решить Ваши проблемы. Именно индивидуальная консультация психолога онлайн способна решить вопрос в максимально короткие сроки, что будет только на пользу Вашему чаду.
Поделитесь этой информацией в соц. сетях
А как же его воспитывать? Как сделать послушным?
В заключение хорошая новость: согласно теории привязанности, волшебная кнопка для остановки плохого поведения у детей все-таки существует. И она называется «укрепление связи». Нажимать на нее надо утром, днем и вечером раз по 15-20 в час, можно ночью. Можно во время припадка с криками и швырянием игрушек, хотя эффективнее, пожалуй, после него.
Учитывая, насколько хрупка и чувствительна психика у малыша, как глубоко он может переживать тревогу из-за любой мимолетной разлуки и потери, есть смысл выстроить для него систему эмоциональной безопасности, с упором на надежности вашей привязанности.
- Вот простые, но хорошо работающие советы для снижения тревожности: щедрое приглашение в свою жизнь. Обнимаем не меньше 20 раз в день, вместе готовим, накрываем на стол или наводим порядок.
- Второе:перебрасывание мостика при расставании. Разлука – это не навечно! Мама сейчас уйдет в магазин, мы помашем ей в окошко, а когда вот эта стрелка будет на вот тут, наверху, она позвонит в дверь и мы ей откроем. Так расставание становится менее непонятным и тревожным.
- Третье: метод, который я бы назвала «белые камушки». Их кидали Гензель и Гретель на пути из дома, и по ним они смогли вернуться домой. При расставании мы даем малышу что-то, что напомнит ему о значимом взрослом: маленькую фотографию, заколку, монетку. Если мы идем прогулку, возьмем с собой товарища – маленького домашнего мишку, чтобы помнить о доме. Так мы поддержим связь на расстоянии с тем местом или понятием, которое малыш считает важным и ценным.
- Далее: ритуалы. Успокаивающе действуют правила и традиции, например, возвращения домой. Помыть руки, надеть тапочки, проверить свой автопарк и так далее. Эти понятные и ожидаемые события помогут переключиться от одной деятельности к другой, скажем, прервать игру и покинуть друзей в детском саду. Некоторые дети даже сами придумывают традиции, например, особое прощание при отходе ко сну (сон – это тоже расставание для них, поэтому им так трудно бывает заснуть). Осознанное и систематичное выстраивание множественных связей снижает общую тревожность и дает опору в трудную минуту.
Непослушание в 7 лет
Ребенок в 7-летнем возрасте не слушается потому, что осознает себя взрослым, таким образом он показывает, что вполне может быть самостоятельным и не нуждается в излишней опеке. Малыш уже понимает свою социальную значимость и прекрасно понимает, что в некоторых моментах может иметь собственное мнение.
Непослушание в 7 лет – ребенок считает себя уже взрослым
Для того, чтобы школьник услышал родителей, нужно обращаться к нему уважительно. В возрасте 7 лет уже не получится сказать «потому что», так как ему нужно знать «почему нет». Если малыш будет услышан, тогда и он станет слушать взрослых. В этом возрасте он еще нуждается в запретах, так как они помогают формировать его поведение, развивают дисциплинированность и ответственность.
Причины:
Самой часто встречающейся причиной того, что ребенок не слушается в возрасте 4-5 лет, является недостаточное внимание от родителей. В 4 года у малышей появляется понятие, какими способами можно добиться, чтобы о тебе вспомнили
И проще всего это сделать, если перестать выполнять просьбы родителей, только тогда они быстро проявляют интерес к ребенку и вспоминают о воспитании
Если вы родители маленького малыша, то важно понимать, что обеспечение всем необходимым: едой, одеждой, новыми игрушками- это не все что требуется для него. И это не заменит живого общения с крохой, которое нужно ему каждый день
Ребенок хочет, чтобы с ним поиграли или почитали книжку, ответили на его вопросы, которые в большом количестве возникают в его голове. Даже если вы всегда очень заняты на работе, возьмите за привычку уделять малышу хотя бы полчаса в день. Тогда через некоторое время вы заметите, как его поведение изменилось в лучшую сторону.
Когда, наоборот, ребенку уделяется слишком много внимания, и контроль за ним слишком строгий, это вызывает протест у малыша. В таком случае дайте ему немного свободы, позвольте сделать что-либо самостоятельно. Кроха обязательно оценит такой поворот событий.
Если родители не выполнили данное обещание или наказали ребенка по ошибке, то такае несправедливость вызывает сильную обиду у малыша. И это в свою очередь может стать причиной плохого поведения крохи.
Часто бывают такие ситуации, когда родители, пытаясь указать ребенку на его недостатки, сравнивают с братьями, сестрами или другими детьми, тем самым показывая, что они в чем-то лучше его. Либо некоторые родители не используют сравнения, но в грубой форме его критикуют. Такое поведение очень занижает самооценку малыша, он перестает верить в себя и на подсознательном уровне начинает плохо себя вести, как бы соответствуя тому ярлыку, который на него навесили родители.
Таким образом, можно сказать, что если ребенок не слушается в 4-5 лет, то виноваты сами родители. Своим воспитанием и отношением к ребенку они провоцируют такое его поведение. Поэтому для того чтобы устранить непослушание, нужно в первую очередь понять его причину и изменить в соответствии с ней воспитательные меры.
Полезные рекомендации
Мы рассмотрели, что нужно делать, если ребёнок не слушается в типичных ситуациях. Однако имеются общие рекомендации, которые будут полезны всем родителям
И неважно, сколько исполнилось чаду – 3, 5, 8 или 9 лет
Сократите число запретов, оставив их для действительно серьёзных ситуаций
В этом случае незамедлительно снизится количество наказаний.
Если ребёнок в 8 лет не слушается, а вы привыкли решать проблему криком, попробуйте успокоиться и делать замечания спокойным тоном.
Если ваше чадо не слушает по причине увлечённости, попробуйте привлечь его внимание не криками, а, напротив, шёпотом, мимикой или жестикуляцией. Собеседнику волей-неволей придётся прислушаться.
Не озвучивайте по много раз свои требования
Сначала просто предупредите, чтобы ребёнок прекратил баловаться, затем следует дисциплинарная мера. А уже после наказания объясняется причина столь строгих мер.
Постарайтесь не употреблять в речи частицу «НЕ». Этот совет основан на мнении, что дети не воспринимают отрицательную частицу, буквально принимая просьбу в качестве руководства к действию.
Если дети истерят, нет нужды в этот момент взывать к их разуму. Успокойтесь сами, ещё раз подтвердите своё требование, не повышая голос. Это больше проходит в 8, 9 лет, а с детьми раннего возраста сработает отвлекающий манёвр.
Будьте последовательны в поступках, требованиях и обещаниях. Также заручитесь поддержкой супруга и бабушек. Согласованность не позволит дезориентировать ребёнка, у которого не будет причины вести себя вызывающе.
Старайтесь уделять общению с детьми больше времени
Причём важно не количество минут, а качество взаимодействия.
Морально подготовьтесь к неизбежному взрослению. Ребёнок растёт, ему требуется больше самостоятельности для реализации своих желаний и планов
По мере возможности обеспечьте эту независимость.
Проявляйте искренний интерес. Узнайте, чем живёт ваш подросший ребёнок. Возможно, его любимые фильмы не так поверхностны, а музыка достаточно мелодична.
Узнайте, как правильно наказывать ребёнка, из статьи детского психолога. В ней также описываются конструктивные способы наказания.
Если ребёнок в 10 лет или в 2 года не слушается после многомесячных усилий с вашей стороны, лучше обратиться к психологу.
Если вы подозреваете, что ваш подросток имеет суицидальные мысли
Даже если это всего лишь подозрение на намерение совершить суицид, нужно немедленно выяснить насколько оно оправданно. Действуйте спокойно
Важно, чтобы вы говорили о своих опасениях спокойно, без обвинений. Иногда, когда родители очень волнуются, они в конечном итоге говорят: «Не думай так» или «Ты не должен это чувствовать»
Так и родители, и дети сталкиваются не с любовью и заботой, как задумано, а с критикой. Дети негативно реагируют на такие заверения.
Психологи также рекомендуют:
- Пусть ваш ребенок знает, что вы любите и поддерживаете его всякий раз, когда ему тяжело.
- Подтвердите оправданность его чувств, сказав то, что демонстрируют ваше сочувствие, например: «Похоже, это было действительно трудно», «Это может быть очень больно».
- Постарайтесь получить профессиональную помощь, и объясните ребенку, что обращение за помощью не является признаком слабости.
Когда дело доходит до молчаливой помощи, помните, что вашей вины здесь нет
Вы должны определиться что именно для вас важно и дать своему ребенку возможность расти. Кроме того, вы также должны ставить здоровье и благополучие своего ребенка превыше всего, а это значит оставаться на связи, даже если ее поддержание становится нелегким и совсем не веселым делом
Поведение как помеха для окружающих
Ребенок еще не усвоил или игнорирует правила поведения в общественных местах. Он бегает, врезается в других людей, громко разговаривает, в транспорте пинает спинки кресел людей, сидящих впереди, и многое другое. Чаще всего такое случается, если родители не до конца предусмотрели, что может произойти, и подготовка ребенка к тому, что вне дома действуют другие правила и рамки, была не очень успешной.
Что делать
- Все лекции и разборки – потом, дома, неприемлемое поведение нужно пресечь. Сохраняйте спокойствие, несколько раз попросите ребенка прекратить, кратко и логично объясните ему причины, почему так делать не стоит, например, «Не размазывай мороженое по ковру, он будет грязный и липкий, а человеку, который его станет мыть, будет неприятно и трудно».
- Проговаривайте с ребенком перед тем, как ехать куда-то или идти, что там можно и нельзя делать. Внушите ему, что быть взрослым – это в том числе и соответственно обстановке себя вести, не причиняя окружающим неудобств.
- Если ребенок чересчур расшалился, иногда стоит увести его. Лучше пусть фильм останется недосмотренным, или поездка на автобусе затянется из-за пересадки, детям будет даже полезно понять, к чему приводит мешающее окружающим поведение.
Опасное поведение
Наверное, почти каждый родитель однажды сталкивается с тем, что ребенок совершает опасные действия, которые могут привести к неприятным, и даже трагическим последствиям. Дети хватают острые предметы, внезапно останавливаются посреди проезжей части, лезут на верхнюю полку шкафа и так далее. Это происходит потому, что маленький ребенок еще не может полностью осознать, что такое опасность и боль, выстроить логические связи. Ругаться бессмысленно – с точки зрения ребенка, он не делает ничего дурного. Поведение, связанное с угрозой жизни и здоровью ребенка – та сфера, в которой необходимы жесткие рамки и безусловное послушание.
Что делать?
- Выберите слово-сигнал, которое будет обозначать категорический запрет и немедленное прекращение всех действий. Это, например, может быть слово «опасно» или «стоп». Лучше не использовать «нельзя» – этот запрет ребенок и так слышит достаточно часто, для экстренных ситуаций нужен особый знак. Сигнальное слово должно вызывать рефлекторную реакцию, не оставляя время на раздумья.
- Покажите, как связаны между собой нарушение запрета и негативные последствия этого нарушения. Подробные, соответствующие возрасту объяснения и возможность в легкой степени ощутить на себе, к чему ведет непослушание. Не нужно позволять детям играть с ножами и спичками, один раз легонько уколовшись об иглу, они прекрасно поймут, что происходит, если проигнорировать сигнал об опасности.
- Будьте спокойны, даже хладнокровны. Подвергает себя ребенок опасности бессознательно или пытается вызвать испуг и сочувствие взрослых, не давайте воли эмоциям и страху. Показав, насколько вы боитесь за ребенка, вы можете невольно напугать и дезориентировать его или поощрить его продолжать рискованное поведение. И напротив, ваше спокойствие убережет и ваши, и детские нервы и здоровье.
Волшебное слово «Нельзя»: кому и зачем нужны запреты
Никакое воспитание детей невозможно без запретов. И от того, насколько правильно вы пользуетесь запрещающими словами (типа «нет», «нельзя» и т.п.), зависит в большей степени и поведение ребенка. Так называемые «трудные» дети чаще всего встречаются в семьях, в которых взрослые произносят запреты «нет, нельзя» либо слишком часто (по поводу и без), либо не произносят их вовсе — то есть ребенок растет в режиме полной вседозволенности.
Меж тем, родители должны правильно и максимально осторожно использовать запреты при воспитании детей. В первую очередь потому, что от этого зачастую зависит безопасность самого ребенка и его окружения
В определенном смысле запретное слово «Нельзя» имеет для малыша охранное свойство. Ваша родительская задача приучить ребенка мгновенно реагировать на сигнал и послушно ему следовать.
Именно потому, что запреты играют столь важную роль в воспитании послушных детей, родители должны уметь ими правильно пользоваться. Есть несколько правил, которые им в этом помогут:
- Употреблять само слово «нельзя» надо редко и только по делу (чаще всего — либо если запрет касается безопасности самого ребенка и других людей, либо для того, чтобы соблюсти общепринятую социальную норму — нельзя бросать мусор где попало, нельзя обзываться и драться и т.п.)
- Ребенок должен четко понимать, что если ему что-то запрещают — этот запрет действует всегда. Например: если у ребенка сильнейшая аллергия на молочный белок и ему нельзя мороженое, то даже если он принесет из школы 15 «пятерок» разом — мороженое все равно будет нельзя.
- Запреты типа «нет» или «нельзя» никогда не обсуждаются. Безусловно, родители должны максимально подробно и доходчиво растолковать малышу, почему они запрещают ему то или иное, но сам факт запрета никогда не должен становится предметом дискуссии.
- Недопустимо, чтобы позиции родителей на предмет какого-либо запрета расходились. Например папа сказал «нет», а мама — «ладно, разочек можно»;
- Любое «нет» должно соблюдаться повсеместно: и в Африке спустя 5 лет — оно тоже будет «нет». В большей степени это правило касается даже не детей и родителей, а более дальних родственников — бабушек и дедушек, тетушек и дядюшек и проч. Нередко ведь случается такая ситуация: например, дома сладости после 17 вечера есть нельзя (это портит зубы), а у бабушки на каникулах — можно сколько угодно и когда вздумалось… Ничего нет хорошего в том, что в разных местах ребенок живет по разным правилам.
Что делать, когда не слушается ребёнок 6 лет?
Одноразовых истерик не бывает. Попробовав запретный плод однажды и получив требуемое, наследник постепенно превратится в настоящего домашнего тирана. Принимаем ответные меры, пока не поздно.
Доверительная беседа
Следуя советам психолога, что делать, если ребёнок не слушается и грубит в 5–7 лет, вам придётся проявить чудеса терпения, чтобы поставить маленького бунтаря на место:
- Постарайтесь вызвать малыша на разговор по душам. Создайте подходящие условия: вечером перед сном, при приглушённом свете, после стакана любимого напитка непоседа будет слушать вас внимательнее, чем обычно. Поделитесь с ним поучительной историей из детства. Например, это может быть рассказ о том, как дорого иногда приходится расплачиваться за обидное, второпях сказанное кому-то слово.
- Продемонстрируйте образец идеального поведения. Вам потребуется помощь артистичного друга. Разыграйте небольшую конфликтную сценку, в которой главный персонаж сумеет выйти сухим из воды благодаря безупречному знанию правил вежливости. Жанр импровизированного представления, несомненно, заинтересует малыша больше, чем скучные нравоучения. В этом возрасте дети склонны к подражанию. Чем заразительнее пример, тем больше шансов, что сорванец начнёт копировать правильную модель поведения.
Создайте и запишите (нарисуйте) на бумаге свои правила поведения
Не пытайтесь стимулировать соблюдение элементарных норм вежливости «заслуженным вознаграждением» в виде сладостей или карманных денег. Метод «ты – мне, я – тебе» однозначно не даст нужного результата. В вопросах соблюдения правил игры на поле семейного воспитания торг неуместен. Подкупая сокровище конфетами или деньгами, вы станете обладателем того самого «дешёвого авторитета», который не сработает в нужный момент. Отвечая на популярный вопрос родителей, что делать с непослушным ребёнком, практические психологи дают простой совет: установите чёткий перечень требований. Они должны быть обязательны к выполнению в любой ситуации. Неплохо рисуете? Отлично! Свод правил поведения в популярном формате комикса быстрее запомнится.
Если ребёнок нарушил правила, выясните причину этого и накажите в мягкой форме
«Опять ты изрисовал маркером обои! Сколько можно?! Марш в угол немедленно!» Да, с таким подходом от педагогического подвига вас отделяет пропасть. Поставьте себя на место проказника. Возможно, стимулом к настенному творчеству послужило какое-то внутреннее беспокойство. Дайте самобытному художнику выговориться
Важно понять, каковы мотивы бунта. Если подобный способ самовыражения в вашей семье всё-таки под запретом, то виновника ближайшего евроремонта придётся наказать
Без фанатизма, но так, чтобы понял, что даже форс-мажор – не повод переступать границы дозволенного. Отправьте, например, юное дарование в одиночную ссылку в детскую. Дайте время обдумать своё поведение.