Буллинг в школе: как защитить ребёнка от травли и издевательств

Что делать, если твой ребёнок — буллер

Чаще всего буллерами становятся дети, подвергающиеся насилию в семье, а также пережившие психотравмирующие моменты в прошлом. Если отец бьёт и унижает мальчика дома, то с огромной вероятность на следующий день он попробует отыграться на более слабых одноклассниках. Такому ребёнку бесспорно нужна помощь специалистов, но главное проанализировать, что происходит в вашем доме.

Но бывают случаи, когда буллер обладает высокой самооценкой вкупе со сниженной эмпатией и вполне осознаёт свои действия. Такому ребёнку необходимы жёсткие границы и понятные последствия его действий. Поговорите с ним об этом. Расскажите о своём опыте в качестве жертвы или агрессора.

Обратите внимание на окружение ребёнка: не подвергается ли он насилию со стороны более взрослых приятелей (иногда достаточно постоянных саркастических замечаний). Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно

Часто сделать это своими силами невозможно

Наконец, сходите на консультацию к семейному психологу, чтобы всем вместе разобраться в происходящем. Часто сделать это своими силами невозможно.

Причины травли

Причины буллинга — ментальные проблемы, например, психопатии (нарциссизм, асоциальное расстройство личности) и личностная несостоятельность того, кто нападет. Например:

  • в офис пришел новый работник, который предлагает идеи по оптимизации рабочего процесса, а коллеги хотят работать по привычной схеме и недовольно говорят, что он «лезет в чужой монастырь со своим уставом»;
  • начальник выделяет одного из сотрудников за нестандартные идеи и предлагает коллегам прислушиваться к нему, но те считают, что лучше выжить «белую ворону», потому что эта рекомендация задевает их;
  • у сотрудника синдром самозванца, он боится потерять свое место, поэтому выживает того, кто, как ему кажется, может это место занять;
  • школьника систематически избивают, унижают и наказывают дома, а он вымещает свою боль и злость на однокласснике или младшем брате / сестре;
  • школьник опасается травли и бьет первым — указывает на особенности сверстника и оскорбляет его, чтобы спрятать то, что он не принимает в себе;
  • некто завидует успеху и счастью другого, поэтому пишет ему неприятные вещи в интернете, достает звонками или пакостями;
  • педагог испытывает личную неприязнь к матери или отцу школьника и вымещает это на нем;
  • преподаватель не любит свою работу и на фоне этого возненавидел школьника, который задает много вопросов или слишком активно себя ведет.

Существует миф, что травля возникает из-за особенностей того, кого обижают. Например, в школе часто достается отличникам, мальчикам и девочкам с лишним весом, ребятам из неполных или неблагополучных семей. Однако это не причины, а то, за что может зацепиться хулиган. Причина же живет в буллере.

Если мы говорим буллинге в школе, то также причиной могут быть педагогические ошибки родителей. Например, они сами высмеивают и дискриминируют мужчин / женщин по какому-то признаку и научили этому сына или дочь. Или они бьют детей, привыкли любые проблемы решать через агрессию и рукоприкладство. Сын или дочь принимает это за норму, копирует поведение родителей.

Моббинг может начаться из-за ошибок начальника: например, он закрывает глаза на конфликты в команде или выделяет любимчиков и «козлов отпущения». Более того, исследователи отмечают, что в большинстве случаев травля в коллективе начинается сверху и идет вниз по рядам, все больше разрастаясь.

Как защитить детей от кибербуллинга

Расскажите ребёнку, как жаловаться на контент

Во всех популярных соцсетях уже осознали масштаб проблемы кибербуллинга. В Твиттере, Инстаграме, Фейсбуке, ВКонтакте и других платформах есть инструменты, которые помогут ограничить взаимодействие с нежелательными пользователями, сообщить о нарушении закона и преследовании.


Примеры окон для жалоб на контент в Твиттере и Инстаграме‍

Учите ребёнка эффективной коммуникации

Все люди ответственны за то, что они делают, смотрят и публикуют в интернете. Объясните ребёнку, что кажущаяся анонимность Сети — не повод переходить границы. Иначе есть риск, что подросток станет соучастником кибербуллинга учеников.

Поговорите с ребёнком и расскажите, что в интернете нужно вести себя так же, как и в реальности. В обычной жизни никто не становится посреди улицы и не кричит оскорбления всем вокруг. В Сети этого делать также не следует.

В домашней онлайн-школе «Фоксфорда» навыкам эффективной коммуникации в интернете учат наставники. Это старшие товарищи, которые помогают ребёнку в течение всего процесса обучения. Наставник научит грамотно и вежливо общаться в Сети, отстаивать границы и соблюдать правила поведения.

А во время онлайн-уроков в чате школьников присутствует модератор — сотрудник, который следит за общением ребят, при необходимости разрешает недоразумения и объясняет, как можно и нельзя себя вести в онлайн-переписке. 

<<Форма с консультацией>>

<<Форма бесплатного курса>>

Запишите телефоны горячих линий

В Санкт-Петербурге это +7 (812) 387-42-11 — круглосуточная горячая линия при Комитете по социальной политике города Санкт-Петербург правительства Санкт-Петербурга РФ. В Москве это +7 (800) 250-00-15 с 9 до 18 часов по рабочим дням — служба «Дети онлайн». В случае необходимости звоните — вам окажут бесплатную профессиональную психологическую и информационную поддержку.

Откуда берется травля в школе?

20 мальчишек и девчонок проводят в одном помещении по 6 часов в день. Все они — из совершенно разных семей, с непохожими характерами и увлечениями. Оказавшись вместе, они распределяют роли и объединяются в группы. Эти группировки могут быть как позитивные (по спортивным, внеклассным интересам), так и негативные (курение, употребление алкоголя, жестокость). Между группами рано или поздно возникают конфликты.

— Как и в любом обществе, в школьном классе выстраивается иерархическая лестница. Эта цепочка касается и учебы, и личностных отношений. Эдик Петросян, лучший учитель Свердловской области

Выстраивая иерархию, дети могут быть очень жестоки. Чтобы самоутвердиться, они могут выбрать агрессивный способ выбиться в лидеры: драться, зло шутить, оскорблять, издеваться, игнорировать, отбирать и портить вещи у других.

Методы, которые не работают

Школьная травля, или буллинг — это повторяющаяся ситуация, в которой один ученик (или группа) намеренно причиняет вред другому, кто в чем-то слабее их.

Такое поведение часто связано с сильными негативными чувствами — гневом, страхом, фрустрацией и с желанием повысить свой статус среди сверстников. Типы буллинга разнообразны: драки, оскорбления, бойкоты, киберагрессия (в соцсетях) и пр.

Для снижения этих цифр критически важна реакция взрослых на подростковую агрессию. Ответные действия учителей часто способны предотвратить травлю. Однако исследователи выявили горький парадокс.

При всей остроте проблемы буллинга во многих странах и на фоне хорошей осведомленности о его причинах, формах, последствиях, педагоги редко применяют эффективные меры противодействия. Репертуар их практик ограничен. В нем лидируют «средства подавления»: от относительно безобидной апелляции к учительскому авторитету до унижений и наказаний.

Поговорите о травле с ребёнком в спектре аутизма

Cпросите своего ребёнка том, что вызвало его огорчение. Если у ребёнка ограниченная речь, можно попросить его нарисовать или показать при помощи картинок (карточек), что именно его тревожит.

График эмоций поможет вам понять, как ребёнок чувствовал себя во время различных событий в течение дня. Создайте временную шкалу, перечислив на ней события дня в хронологическом порядке. Дайте ребёнку карточки счастливых, грустных и сердитых лиц. Произнесите название занятия, начиная с самого начала дня, и попросите ребёнка выбрать картинку с лицом, показывающим его самочувствие в то время.

Кто участвует в школьном буллинге

Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет. 

Исследование о частоте проявлений буллинга в зависимости от класса, проведённое Даном Ольвеусом. 


Частота проявления буллинга в школе в зависимости от пола и возраста детей‍

Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва. 


Распределение ролей участников и наблюдателей конфликта‍

К сожалению, в ситуации буллинга бесполезно занимать отстранённую позицию. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка «это не касается», наблюдатели получают не меньшую, а порой и большую травматизацию.  

В психологии даже есть термин «травма наблюдателя». Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с опытом наблюдения за продолжающимся насилием. Буллинг причиняет ущерб психическому здоровью не только жертвы, но и детей, которые находятся в позиции безмолвных свидетелей.

Один из путей решения проблемы буллинга — домашнее обучение. В онлайн-школе у учителей нет любимчиков, вы сами формируете круг общения ребёнка. Можно заниматься без стресса и давления. Воспользуйтесь бесплатным пробным периодом и познакомьтесь с нашей домашней школой.

<<Форма демодоступа>>

Что делать, если ребёнок стал изгоем в классе

В соответствии с Конституцией РФ, достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умаления, никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию.

Если ребёнку в школе плохо — нужно срочно принять педагогические и юридические меры. Следуйте алгоритму, который рекомендует психолог домашней онлайн-школы «Фоксфорда» Елена Петрусенко и юристы портала Травли.Нет.Прочтите устав школы. Там может быть информация, как действовать. Если у школы есть правила для решения таких ситуаций, но правила не исполняются, вы сможете пожаловаться конкретно на это. Напишите письменное заявление на имя директора. Зафиксируйте все факты травли, опишите ситуацию.

Поговорите с педагогом и школьным психологом, если он имеется. Ведите беседу в ключе «у нас сложная ситуация, давайте придумаем, что можно сделать». Не обвиняйте, а предлагайте совместно разобраться в проблеме. Записывайте результаты обсуждения: например, конкретные предложенные шаги и обозначенные сроки.

Предложите создать согласительную комиссию, если таковой нет в школе. По закону разрешено создавать такие комиссии. Туда могут входить родители, администрация школы, сами ученики, специальные медиаторы — третьи лица, которые профессионально занимаются решением конфликтов.

Цель комиссии — провести собрание, чтобы разобрать конфликт и помочь урегулировать ситуацию в классе. Найти медиатора помогают специальные организации, которые занимаются созданием безопасной среды в школах — например, АНО БО «Журавлик». Сообщить о вашем желании привлечь медиатора можно ещё на этапе письменного заявления. Переходите к юридическим методам, если беседы не подействовали. Напишите заявление в Управление образования вашего города или области, Рособрнадзор или Уполномоченному по правам ребёнка в вашем регионе. Чиновники обязаны реагировать на обращения в течение 30 дней. После обращения могут возбудить проверку. Если выяснится, что учителя не способствовали урегулированию конфликта, их ждёт административная ответственность. Если школа не защищает ребёнка, родители также имеют право подать административный иск в суд. Школе грозит денежный штраф за нарушение прав человеческого достоинства и отсутствие защиты от физического насилия

Привлеките внимание общественности. Опубликуйте посты в соцсетях, попросите всех знакомых о репосте, закиньте информацию в группы, обратитесь к некоммерческим организациям, которые занимаются вопросами травли

<<Форма бесплатного курса>>Обязательно найдите ребёнку хорошего психолога и будьте рядом на протяжении всего процесса. Это важный пункт — пусть ребёнок почувствует, что с родителями он всегда в безопасности и под защитой. Альтернативный вариант решения проблемы, если вы не хотите оставаться в школе, — перевести ребёнка на домашнее обучение. В России это законно — можно получать то же самое образование на дому. В «Домашней школе Фоксфорда» дети учатся в онлайн-классах, вместе посещают дополнительные курсы и учатся выстраивать дружеские отношения. Если возникнет конфликт, на помощь придут персональные наставники. В нашей онлайн-школе есть психолог — ребёнок всегда может записаться на консультацию и обсудить своё эмоциональное состояние.

Как помочь ребёнку

Но самое главное – помочь объекту травли. Как это сделать?

  • Продемонстрируйте, что вы на стороне подростка. Нельзя говорить ему, что это пройдёт, что он сам виноват, мол, не обращай внимания и пр. Ребёнок ищет у вас защиты и поддержки. Вы обязаны их предоставить.
  • Обратитесь психологу. У ребёнка из-за травли неизбежно страдает самооценка, нарушается понимание о том, как нужно общаться с ровесниками в социуме. Нужна квалифицированная помощь психолога.
  • Поднимите самооценку ребёнку. Конечно, это нелёгкий процесс, комплексный, продолжительный. Но без этого невозможно будет вернуть подростка к нормальной жизни. Что можно сделать? Предложите хобби, спортивные секции. То есть то занятие, где он сможет увидеть собственную значимость.

Не ждите, что ситуация наладится без вашего вмешательства. Конечно, в какой-то момент агрессорам может надоесть издеваться над вашим ребёнком и они переключатся на другую жертву (что тоже ужасно). Но к этому времени проблема зайдёт уже слишком далеко, а детская самооценка опустится ниже нижнего предела.

Основные виды буллинга и в чем отличие физического от психологического

Буллинг бывает физическим и психологический.

Первое  — любые вредные действия, предполагающие непосредственный физический контакт обидчика и того, кого обижают. Например: подзатыльники, пинки, щипки, пощечины, плевки, удары кулаком, подножки. А также это порча имущества и любые действия без прямого контакта, но причиняющие физический вред, например, подложенная на стул кнопка или специально сломанные тормоза у велосипеда.

Второе — это любые издевательства без прямого физического контакта. Например: оскорбления, насмешки, принуждение к совершению унизительных действий, игнор.

Эти же виды буллинга можно представить более подробной классификацией:

 ВидКак проявляется
По содержаниюВербальный (словесный)Унижения, угрозы и оскорбления, в том числе неприятные высказывания в адрес друзей и родственников пострадавшего, высмеивание, обзывательства
НевербальныйИзбиения, пинки, царапины, толчки, порча имущества, бойкот
По характеруПрямойПредыдущие примеры и тому подобное — сам буллер вербально или невербально выражает агрессию
КосвенныйУгрожающий или презрительный взгляд, закатывание глаз, демонстративный уход, игнор, сплетни, натравливание других
По условиямВ интернете (кибербуллинг)Угрозы, оскорбления, похищение и распространение личной информации
В бытуВсе примеры косвенной и прямой, вербальной и невербальной агрессии

Физический буллинг автоматически становится и психологическим, потому что любые издевательства наносят вред психике, вгоняют в стресс, приводят к снижению самооценки и искажению самовосприятия у того, кого обижают.

Тема травли обширная. Например, о кибербуллинге уместнее рассказывать в отдельной статье, поэтому дальше мы поговорим об издевательствах с акцентом на реальную жизнь. Узнаем, что значат проявления буллинга.

Причины буллинга

Причиной для буллинга может стать абсолютно всё, что угодно. Агрессор может «прицепиться» ко всему: успехам/неуспехам жертвы в учёбе, работе, внешнему виду (неопрятность в одежде, очки, особенности фигуры), социальному положению его семьи и проч.

В школе жертвой буллинга может стать любой ребёнок. Однако можно выделить определённые черты характера детей, подвергаемых травле. Чаще всего это застенчивые, неуверенные в себе дети, которые тяжело находят общий язык со сверстниками, замкнутые, с низкой самооценкой, чересчур восприимчивые, их легко довести до слёз. Также «в группе риска» оказываются ребята, имеющие какие-либо поведенческие нарушения, проблемы с лишним весом, заболевания, которые отражаются на их внешности.

Кроме того, травлю может сознательно или невольно спровоцировать учитель, заводя любимчиков в классе

Или наоборот, намеренно критикуя ученика при остальных ребятах, обращая внимание на его внешний вид, успеваемость, давая обидное прозвище (к сожалению, бывают и такие учителя)

Что же движет агрессором? Каковы причины, побуждающие его третировать другого человека? Чаще всего буллером становится импульсивный, не способный к жалости и сочувствию, физически сильный и любым способом стремящийся стать лидером ребёнок. Он максималист, не способен идти на компромиссы; делит всех вокруг на «своих» и «чужих»; хочет власти и ради неё может применить насилие. Буллер считает, что за кем сила, тот и прав, ему не претит самоутверждение посредством унижения другого человека, по его мнению, в борьбе за лидерство все средства хороши. Часто агрессором становится ребёнок, который раньше (в семье или в другой школе) сам подвергался насилию и был объектом травли. При этом агрессор имеет в классе авторитет, он активно общается с одноклассниками и учителями и внешне может производить очень хорошее впечатление.

У агрессора всегда образуется группа поддержки, которая выполняет все его «указания». Молчаливое наблюдение и невмешательство свидетелей травли также способствует её развитию.

Помимо личностных качеств участников школьного буллинга есть и другие причины, порождающие его. Как правило, это:

  • обстановка в семье (домашнее насилие, недоверие, деспотичное воспитание или, напротив, гиперопека, развивающая в ребёнке неуверенность в своих собственных силах; любые перегибы в воспитании могут привести к тому, что ребёнок станет либо чрезмерно агрессивен, либо излишне уязвим);
  • социальная среда;
  • переизбыток насилия по телевизору, комиксы, жестокие компьютерные игры.

Немаловажную роль играет обстановка в школе и поведение учителей. Если в школе царит «душная» атмосфера, учителя авторитарны и не дают детям свободы для творчества, дети в школе не вовлечены в какие-либо мероприятия, кружки, секции, педагоги не придают должного значения стычкам учеников, не интересуются жизнью класса – всё это подготавливает плодородную почву для появления и развития буллинга. Педагог должен узнавать и пресекать любые проявления травли на корню, привлекая к этому школьного психолога, родителей, руководство школы.

Во взрослом коллективе травля чаще носит название «моббинг». На работе жертва подвергается нападкам со стороны большей части коллег, либо на неё оказывается давление сверху, от начальства (боссинг).

Причинами травли в рабочем коллективе могут быть:

  • скука, безделье, недостаточная занятость коллег (часто даже взрослые люди могут затеять издевательства над более слабым человеком просто для развлечения, «от нечего делать»);
  • недоверие к новому члену коллектива («новичок» может вызвать у старожил ревность, опасения, что он будет работать лучше, больше понравится начальству, займёт их место. Если вновь прибывший сотрудник имеет хорошие или даже приятельские отношения с руководством, это может вызвать зависть и неприязнь коллег);
  • характер жертвы (мнительность, неуверенность в себе);
  • желание выжить человека из коллектива (оно может быть и у коллег, и у руководства);
  • напряжённая атмосфера внутри коллектива (она может быть связана с несправедливым распределением служебных обязанностей, «горящими» сроками сдачи отчётности и т.п. В таком случае «под раздачу» попадает самый стрессоустойчивый работник, который, несмотря ни на что, спокойно и размеренно выполняет свои обязанности, чем и вызывает раздражение коллег).

Что такое буллинг в школе и на работе и как с ним бороться

Говоря простыми словами, это травля — форма насилия. По данным ВОЗ, 42% школьников и 37% школьниц подвергаются издевательствам. Однако травля возникает не только в школе, но и на работе, в быту. Разберем подробнее буллинг: что такое, каким бывает, как его победить.

Что такое буллинг — определение

Буллинг (от английского bullying — запугивание, издевательство) — это систематические и продолжительные издевательства группы или одного человека над ребенком или взрослым. Речь идет только об умышленном причинении физического или психического вреда.

Как отличить насмешки от издевательств

Насмешки могут быть частью эмоционального насилия, если они грубые и систематические. Говорить об отличиях некорректно, о чем свидетельствуют определения из словаря Т.Ф. Ефремовой:

  • насмешка — обидная шутка, издевка;
  • издевательство — злая, оскорбительная насмешка, обидная шутка.

Издевательства бывают не только вербальными (насмешки, оскорбления), но и физическими (побои, порча имущества, принуждение к чему-то унизительному). То же подтверждает АПА: «Издевательства могут принимать форму физического контакта, слов или более скрытых действий».

Запрещенные приемы: прессинг, унижения, запугивания

Между тем, силовые методы неприемлемы: они закрепляют жестокость. Невмешательство в подростковый конфликт — тоже не вариант.

Артур Реан и Мария Новикова поясняют, почему стратегии подавления неприменимы:

Возмущение действиями педагога, накопленная агрессия могут потом «сдетонировать», что и происходит в случаях нападений на школы.

Булли (агрессор) так и не осознает, какой вред нанес жертве и что она действительно страдает.

Результаты дисциплинарных мер обычно кратковременны. Агрессор нередко переходит на скрытые формы травли, которые могут быть даже более разрушительны. Ведь взрослые о них вообще не узнают и точно не помогут жертве.

Подросткам важно ощущать самостоятельность, компетентность и принадлежность к коллективу. «Если вследствие контролирующего поведения учителя подросток не чувствует себя достаточно автономным, у него повышается потребность в том, чтобы контролировать сверстников

Лишенный возможности чувствовать себя компетентным, ученик попытается продемонстрировать свое физическое превосходство. Чувствуя себя изолированным от соучеников, он может начать вести себя агрессивно», — комментируют Артур Реан и Мария Новикова

«Если вследствие контролирующего поведения учителя подросток не чувствует себя достаточно автономным, у него повышается потребность в том, чтобы контролировать сверстников. Лишенный возможности чувствовать себя компетентным, ученик попытается продемонстрировать свое физическое превосходство. Чувствуя себя изолированным от соучеников, он может начать вести себя агрессивно», — комментируют Артур Реан и Мария Новикова.

Как бороться с буллингом

Подростковый буллинг — проблема, для решения которой требуется комплексный подход. С травлей в школе должен разбираться не ребёнок в одиночку, а все стороны — родители, учитель и сам школьник. Главный совет для тех, кто столкнулся с буллингом, — как можно скорее получить консультацию специалиста. Но давайте рассмотрим, как действовать каждой из сторон. 

Что делать родителям   

Родители ребёнка-жертвы испытывают чувство вины, стыда, гнева, боли и бессилия. Из-за этого иногда вместо поддержки и сочувствия обрушиваются на него с советами и обвинениями: «Что же ты не дал сдачи?!», «Не будь тряпкой!», «Сам виноват» и так далее. 

Важно понять, что это может случиться с любой семьёй. Здесь никто не виноват, особенно сам ребёнок

Если вы чувствуете, что как родитель не справляетесь с ситуацией (а это нормально), то прежде всего нужно самому получить поддержку близких или психолога.

В «Домашней школе Фоксфорда» справиться со сложной ситуацией может помочь профессиональный психолог. Любой ученик и родитель может получить бесплатную консультацию в течение учебного года. 

После консультации со специалистом вы сможете нормально поговорить о случившемся с ребёнком. Вот фразы, которые помогут вам начать диалог.

  • «Я тебе верю». Это даст ребёнку понять, что вместе вы справитесь с проблемой.
  • «Мне жаль, что с тобой это случилось». Это сигнал, что вы разделяете его чувства.
  • «Это не твоя вина». Покажите ребёнку, что в этой ситуации он не одинок, многие его сверстники сталкиваются с разными вариантами запугивания и агрессии.
  • «Хорошо, что ты мне об этом сказал». Докажите, что ребёнок правильно сделал, обратившись к вам.
  • «Я люблю тебя и постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Эта фраза позволит ощутить защиту и с надеждой посмотреть в будущее. 

Старайтесь всегда поддерживать с детьми доверительные отношения, чтобы они смогли вовремя попросить о помощи.

Что делать учителю

Работа с буллингом в школе и в классе — отдельная большая тема. Вот лишь один пример, как можно поступить учителю.

Ситуация: две девочки объявили бойкот третьей. Учитель, получив согласие жертвы и её родителей, организует встречу с инициаторами бойкота и ещё четырьмя ребятами, занявшими нейтральную позицию. Преподаватель объясняет детям, что чувствует девочка и просит их придумать два-три возможных решения, как уменьшить её страдания

Чувствуя важность своей миссии, дети активно включаются в «проект». Раз в неделю все участники встречаются и рассказывают о своих успехах

Через несколько таких встреч ситуация, как правило, себя исчерпывает. 

Однако к сожалению, не все родители находят поддержку со стороны школы. Тогда почти единственная «опция» — уход на семейное образование. Просто смена школы не всегда работает, так как травля может повториться. Во время семейного обучения у вас будет достаточно времени на обсуждение с ребёнком его травмирующего опыта.  

Что делать ребёнку

Ребёнок в силу возраста не может сам защититься от буллинга. Это работа взрослых. Однако есть базовые вещи, которые взрослые должны объяснить ему для профилактики конфликтов:

  1. Рассказывать о случаях буллинга взрослым, которым доверяешь, — правильно, это не стукачество. 
  2. Нужно укреплять самооценку и вести себя уверенно. Быть настойчивым и сильным (хотя бы внешне). 
  3. Нельзя надеяться отомстить с помощью ещё большей жестокости. Это приведёт к новым проблемам. Лучше искать друзей среди сверстников и использовать самое мощное оружие против агрессии — юмор.
  4. Необходимо избегать ситуаций, в которых возможна травля, и отклонять предложения поучаствовать в ней. 
  5. Если стал свидетелем насилия, нужно немедленно привести кого-то из взрослых или посоветовать жертве пойти за помощью к родителю или учителю, которому она доверяет.  

<<Форма бесплатного курса>>

Заключение

Важно осознавать, что добиться предотвращения школьного буллинга, его последствий, можно лишь общими усилиями. Потребуется грандиозная работа со стороны учителей, родителей и психологов. Крайне важно создать благоприятную эмоциональную атмосферу, в которой будут находиться дети

Крайне важно создать благоприятную эмоциональную атмосферу, в которой будут находиться дети. Помните, что ни один плохой поступок не совершается просто так

Дети отражают отношение к ним взрослых, вследствие чего склонны отыгрываться на более слабых

Помните, что ни один плохой поступок не совершается просто так. Дети отражают отношение к ним взрослых, вследствие чего склонны отыгрываться на более слабых

Важно осознавать, что именно формирование у детей эмпатии (см. Эмоциональный интеллект), грамотный стиль воспитания помогут предотвратить буллинг. Нельзя об этом забывать, ни в коем случае

Нельзя об этом забывать, ни в коем случае.

Поделитесь в социальных сетях:FacebookXВКонтакте
Напишите комментарий